Курсовая работа
«Проблемасоциального страхования и ее развитие в условиях формирования рыночной экономики»
Реферат
Объем работы 30 стр., в том числе 2 рис., 15 наим. лит.
Ключевые слова: социальное страхование, социальноеобеспечение, пенсия, пособие.
В курсовой работе исследуется социального страхования вцелом, а также особенности в Республике Беларусь. В курсовую работу включеныследующие задачи:
ознакомление с теоретическими аспектами социальногострахования;
изучение особенностей организации социальной защитынаселения в Республике Беларусь;
изучение тенденций и направлений совершенствованиясоциального страхования в Республике Беларусь.
В результате проведенного исследования сделаны следующиевыводы:
В белорусской практике социальное страхование традиционнорассматривается как одна из основных форм социального обеспечения трудящихся встарости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности.
Обязательное социальное страхование имеетцентрализованную и децентрализованную форму. Выделяют как обязательное, так идобровольное социальное страхование
Беларусь сегодня имеет довольно развитую системусоциального страхования. Однако существует ряд проблем, без преодоления которыхна фоне стареющего демографического потенциала возможны перекосы в даннойсфере.
Содержание
Введение… 4
1. Социальное страхование как форма социальной защиты:сущность, цели субъекты 6
2. Виды и формы социального страхования… 18
3. Проблемы и пути совершенствования социального страхованияв Республике Беларусь… 23
Заключение… 32
Список использованных источников… 34
Введение
Тема курсовой работы «Социальное страхование в системесоциальной защиты населения» является актуальной и современной, так как наличиесистемы социальной защиты населения характерно практически для всех стран инеобходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлениемобстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающихему основные жизненные потребности.
Значение и уровень системы социальной защиты населенияпредопределены факторами личного характера, системными изменениями экономико-политическогоплана, природно-географическими и культурно-историческими особенностямигосударств. В период обострения экономических проблем и социальнойнапряженности необходимость ее расширения и совершенствования становитсянаиболее значимой и актуальной.
Цели и задачи. Целью курсовой работы является изучениетенденций социального страхования в системе социальной защиты населения иразработка путей и направлений совершенствования социального страхования вРеспублике Беларусь.
Исходя из поставленной цели вытекают основные задачикурсовой работы, которые сведены к следующим:
ознакомление с теоретическими аспектами социальногострахования;
изучение особенностей организации социальной защитынаселения в Республике Беларусь;
изучение тенденций и направлений совершенствованиясоциального страхования в Республике Беларусь.
Предмет исследования. Предметом исследования курсовойработы явились методологические, практические вопросы совершенствования социальногострахования в Республике Беларусь.
Объектом исследования. Объектом является социальноестрахование в системе социальной защиты населения РБ.
Перечень примененных методов исследования. В процессеисследования данной курсовой работы были использованы как общенаучные, так испециальные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, а такжеэкономико-статистический и метод технико-экономических расчетов.
Список использованных источников включает в себя переченьиспользованных в курсовой работе законодательных актов Республики Беларусь,перечень научных статей, учебников, методических пособий по написанию курсовойработы.
1. Социальное страхование какформа социальной защиты: сущность, цели субъекты
В отечественной правовой науке социальное страхованиетрадиционно рассматривается как одна из основных форм социального обеспечениятрудящихся в старости, в случае временной или постоянной утратытрудоспособности и т.п. Оно определяется как часть государственной системысоциальной защиты населения, характеризующаяся определенной спецификой.Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемыхгосударством правовых, экономических и организационных мер, направленных накомпенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или)социального положения работающих граждан, а также иных категорий гражданвследствие признания их безработными, трудового увечья или профессиональногозаболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потерикормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинскойпомощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленныхзаконодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательномусоциальному страхованию.
Понятие социального страхового риска — одно из ключевых втеории социального страхования. Под ним понимается предполагаемое событие,влекущее изменение материального и (или) социального положения работающихграждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляетсяобязательное социальное страхование. По нашему мнению, социальный страховойриск следует определять более узко.
Категория социального риска подробно и глубокоисследована в отечественной науке начала и первой трети ХХ века. Так, известныйспециалист в этой области Н.А.Вигдорчик писал: «Страхованием называетсятакая организация взаимопомощи, при которой риск известного несчастьяучитывается заранее и связанная с этим риском материальная тяжесть заранее жераспределяется между всеми членами организации. Под социальным страхованием онпонимал совокупность всех его форм и видов, которые имеют целью обеспечениешироких масс населения на случай различных социальных рисков. При этомподчеркивал, что социальным страхованием „обнимается риск потеризаработка“. Именно этот характер риска ученый считал первым признакомсоциального страхования. „Второй существенный признак социальногострахования, — отмечал он, — заключается в том, что оно обнимает трудящиесямассы — рабочих, служащих, домашнюю прислугу, мелких ремесленников, мелкихземледельцев — одним словом, всех, кто страдает при капиталистическом строе отнеобеспеченности существования. Поэтому если к страхованию прибегаетпредставитель имущих классов, то — хотя бы это страхование и имело цельювозмещение заработка — оно никакого отношения к социальному страхованию иметьне будет“.
Некоторые авторы социальный риск трактовали более широко,относя к нему не только риск утраты заработка, который З.Р. Теттенборн называлаглавным, но и случаи „материального отягощения“ (рождение ребенка,необходимость ухода за ним, смерть члена семьи и др.).
Объектом социального страхования действительно выступаетне только риск утраты, уменьшения заработка или иного трудового дохода, но ислучаи несения повышенных расходов, которые признаны социально значимыми.Например, пособие на погребение выдается работающим гражданам в случае смертинесовершеннолетнего члена семьи из страхового источника — за счет средств Фондасоциального страхования.
Но по размеру это пособие, имеющее страховой характер, неотличается от пособия, которое можно назвать социальным. Соглашаясь в целом свозможностью и необходимостью осуществления социального страхования на случайповышенных социально значимых расходов, в то же время необходимо подчеркнуть,что оно должно давать право на более высокий уровень обеспечения в сравнении спредоставляемым из бюджета. Это связано прежде всего с финансовым участием(прямым или косвенным) застрахованного в формировании источника выплат. Здесьмы подошли к еще одному аспекту обсуждаемой проблемы.
Если основным признаком социального страхования являетсясоциальный риск, который связан с утратой или снижением заработка или несениемповышенных расходов по социально значимым причинам, то как отграничитьсоциальное страхование от социального обеспечения? Для того чтобы ответить на этотвопрос, проанализируем высказанные в науке точки зрения.
Авторы немногочисленных современных исследований,творчески перерабатывая теоретическое наследие прошлого, привносят в процесспознания сущности социального страхования новые идеи, отражающие сегодняшнююсоциально-экономическую специфику России. Так, Е.Е.Мачульская, анализируявзгляды ученых конца XIX — начала XX века (Л.В.Забелина, А.Чекина (В.Яроцкого),А.Л.Гельфера, Б.Любимова, А.Винокурова), выделяет в качестве одной изсущественных особенностей социального риска то, что „он угрожал толькопролетариату и беднейшим слоям самозанятого населения и вообще не затрагивалкласса капиталистов и других имущих слоев капиталистического общества“.[7]Она приходит к выводу, что сегодня появляются новые экономические причины исохраняются физиологические и демографические причины социальнойнеобеспеченности. Поэтому социальный риск надлежит рассматривать как основаниедля социальной защиты и социального обеспечения. При этом автор определяет егокак „вероятностное событие, наступающее в результате утраты заработка илидругого трудового дохода, падения уровня жизни ниже отметки прожиточногоминимума и по объективным социально значимым причинам, создающее необходимостьсоциальной защиты населения со стороны государства“.
Сущность социального риска заключается в утрате заработкаили иного трудового дохода, поэтому вряд ли возможно говорить о его наличии улиц, не имеющих работы и заработка. „Социальный риск — риск материальнойнеобеспеченности трудящегося из-за потери возможности участвовать вэкономическом процессе“.
Гражданин, не занятый в сфере общественного производства,не подвержен социальному риску в той узкой трактовке, которая в целомпредставляется правильной, но все же требует некоторых уточнений. Если рассматриватьсоциальный риск так широко, как это делает Е.Е.Мачульская, в сферу социальногострахования попадают все категории лиц, нуждающихся в социальном обеспечении.При таком подходе нивелируются различия между социальным страхованием и другимиформами социальной защиты, прежде всего — социальным обеспечением и социальнойпомощью. С нашей точки зрения, социальные риски в широкой трактовке выступаюткак основания для социальной защиты. Риск, который выступает объектомсоциального страхования, можно назвать социально-экономическим. Во-первых,потому что он охватывает только экономически активное население. Во-вторых,такой риск связан с утратой заработка или иного трудового дохода вследствиеневозможности участия в экономическом процессе по уважительным причинам:биологической (болезнь, инвалидность, старость), производственной (трудовоеувечье или профессиональной заболевание), экономической (безработица) илисоциального характера (рождение и воспитание детей)*(9).
Широкая трактовка социального риска, которойпридерживается Е.Е.Мачульская, отражает сложившиеся в советское времястереотипы всеобщего государственного социального обеспечения, котороеохватывало и существовавшие тогда виды социального страхования (пенсионное истрахование временной нетрудоспособности).
Разграничить понятия „социальное обеспечение“ и»социальное страхование” в том объеме, в котором они возникли иразвивались в советском праве, достаточно трудно, поскольку сущностьсоциального страхования в этот период выхолащивалась в угоду идеологическимценностям патерналистской системы взаимоотношений между государством игражданином.
Система социального страхования, основанная на принципеперераспределения, является системой общественной солидарности. Не случайнопоэтому некоторые ученые рассматривают социальное страхование только как формуфинансирования социального обеспечения. Так, В.Ш.Шайхатдинов считаетстрахование одним из основных организационно-правовых способов образованияденежных фондов и называет его не социальным, а страхованием в сфересоциального обеспечения. Он утверждает:
«Страхование характеризуется взиманием взносов сзастрахованных, работодателей с участием государства, а также наличиемустановленной системы социальных случаев (рисков), при наступлении которых узастрахованных граждан возникает субъективное право на обеспечение»
Выделим несколько признаков социального страхования,которые одновременно характеризуют его отличие от социального обеспечения иобозначают перспективы его дальнейшего развития.
Во-первых, социальное страхование, как и любоестрахование вообще, выполняет функции не только компенсации социального риска,но и предупреждения неблагоприятных последствий рисковой ситуации. В этомглавное отличие социального страхования от социального обеспечения, которое предоставляетсятолько в неблагоприятных ситуациях. Наличие превентивного компонента объединяетсоциальное страхование и социальную защиту. Предварительное выявление и учетриска присущи всем видам и формам страхования… Но далеко не всякий рискподдается измерению и учету.
Социально-экономический риск в ряде случаев можнопросчитывать. Большинство ученых едины во мнении, что для определения природыриска важны его качественные и количественные характеристики. К примеру,социальный риск как вероятность наступления для работника материальнойнеобеспеченности вследствие утраты заработка можно измерять, используя такиепоказатели, как частота наступления рисковой ситуации; уровень материальнойобеспеченности в случае утраты трудоспособности или отсутствия спроса на труд;продолжительность рисковой ситуации (период между ее наступлением и переходом кнормальным условиям жизнедеятельности), и др.
Предварительное выявление и учет риска выражаются также впрофилактической направленности страхования. Она присуща, в частности,социальному страхованию от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний, когда состояние охраны труда и техникибезопасности на предприятии наряду со степенью профессионального риска можетслужить основанием для установления скидок или надбавок к страховым тарифам.Еще в 1929 г. З.Р.Теттенборн отмечала, что социальное страхование включает всебя борьбу с риском утраты заработка путем предупреждения болезней, несчастныхслучаев и других явлений, которые угрожают работнику.
Рассматривая социальное страхование с экономическихпозиций, В.А.Лукьянова подчеркивала значение превентивного компонента длянародного хозяйства страны.[6] Улучшение условий труда и быта застрахованных,борьба с производственным травматизмом и заболеваемостью сокращало расходыбюджета социального страхования на выплату пенсий и пособий, сохраняло иулучшало здоровье трудящихся. «Социальное страхование как основнаяорганизационно-правовая форма социальной защиты используется как автономный исамостоятельный механизм для аккумулирования денежных средств, а такжевыполнения ряда других функций социальной защиты населения — организацииоздоровления трудящихся (медицинское страхование и страхование от несчастныхслучаев на производстве), создания социально-оздоровительной и реабилитационнойинфраструктуры, создания новых рабочих мест».
Второй важный признак, отграничивающий социальноестрахование от социального обеспечения — способ финансирования. В.М.Догадовсправедливо заметил: „При социальном страховании средства на выдачупособий образуются из страховых взносов: Лишь в некоторых, сравнительно редкихслучаях делает известные приплаты и государство“. Страховые взносы всегдасоставляют часть заработной платы или дохода застрахованного лица, даже в томслучае, когда за наемного работника взносы уплачивает работодатель. Это наводитна мысль о том, что социальное страхование в отличие от социального обеспеченияне является для застрахованных алиментарным, безвозмездным и безэквивалентным.Всякое страхование является возмездным, и социальное в том числе. Проблемазаключается в том, что в нашей стране социальное страхование развивалось какформа социального обеспечения, постепенно утрачивая свою страховую специфику иперерастая во всеобщее социальное обеспечение. Поэтому так и не был реализованпринцип эквивалентности страхового обеспечения уплаченным взносам, а возмездныйхарактер замалчивался.
Третья важнейшая черта социального страхования, котораялогически вытекает из предыдущей, — высокий уровень обеспечения. Если уровеньсоциально-страхового обеспечения будет одинаковым или даже более низким всравнении с государственным социальным обеспечением, то преимущества страховоймодели нивелируются, утрачиваются стимулы для экономической деятельности,которая должна обеспечивать не только стабильные высокие доходы в активныйпериод жизни, но и достойное материальное обеспечение при наступлении страховыхслучаев. Это соответствует экономической логике страхования, которое иорганизуется для того, чтобы защитить гражданина от неблагоприятных последствийпутем сохранения достигнутого уровня жизни.
В противном случае граждане утратят заинтересованность вактивной экономической деятельности, участии в социально-страховой системе иперейдут в разряд социальных иждивенцев. И здесь мы подходим к крайне важнойхарактеристике социального страхования с позиций обязательного права.Возможность межотраслевого применения цивилистической конструкции обязательстванеоднозначно оценивается учеными. Она основывается на выявлении их социальнойсущности, вокруг чего не ослабевают научные дискуссии.
Не стремясь охватить весь спектр проблем межотраслевогоприменения конструкции обязательства, ограничимся лишь оценкой возможности ееиспользования для характеристики социально-страховых отношений. По нашемумнению, ее применение к социальному страхованию возможно в порядкемежотраслевой аналогии права. Субсидиарное применение норм смежных отраслейправа допускается лишь при соблюдении ряда условий. В частности, необходимовыявить существенное сходство в регулируемых отношениях, а также и в способахих правового опосредования, — по выражению С.А.Комарова, двойное сходство.[5]Отношения по социальному страхованию сравнимы с гражданско-правовыми в силу ихимущественного, перераспределительного характера, а также возможности ихдоговорного регулирования. Страховое обязательство есть разновидностьобязательства. В теории страхования обязательство понимают как конкретнуюобязанность, чаще совокупность взаимосвязанных обязанностей, принимаемых однойстороной по отношению к другой и закрепленных в договоре страхования. Косвенныеподтверждения возможности применения конструкции обязательства к отношениям посоциальному страхованию можно найти непосредственно в нормах Гражданскогокодекса. Так, он предусматривает, что общие правила о страховании применяются кспециальным видам страхования, если иное не установлено законами об этих видахстрахования. Конечно, социальное страхование не является гражданско-правовым,но некоторую схожесть все же можно выявить.
Экономическая природа любого страхования заключается взамкнутой солидарной раскладке материального ущерба между участникамиорганизации*(22). Для социального страхования не характерны отношениявласти-подчинения в чистом виде, скорее, можно говорить об автономии субъектов.Поэтому закрепленный в ст.2 ГК РФ в качестве общего правила запрет применениягражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным наадминистративном или ином властном подчинении одной стороны другой, здесь недолжен действовать. Термин „страховое обязательство“ применяетсязаконодателем при регулировании отношений по обязательному социальномустрахованию (так, в ст.4 Закона закрепляются государственные гарантииисполнения обязательств по социальному страхованию, в ст.18 в числе прочих основанийдифференциации страховых тарифов названы возможности исполнения страховыхобязательств и т.д.).
Попытки применения конструкции обязательства ксоциально-обеспечительным отношениям уже предпринимались в науке. Отстаиваяидею о широкой сфере действия права социального обеспечения, Т.В. Иванкинапришла к выводу, что по своему содержанию правоотношения по социальномуобеспечению являются обязательствами.
»Все эти отношения имеют единую экономическуюсущность: это отношения по распределению совокупного общественного продукта,аккумулированного в общественных фондах потребления”. Объектом такихправовых связей являются блага и услуги, распределяемые через общественныефонды потребления. Т.В. Иванкина первой в отечественной науке права социальногообеспечения сформулировала концепцию социальных обязательств. Под нимипонимаются отношения между государственными органами и гражданином по поводупредоставления ему материальных благ и услуг из общественных фондов потребления.Т.В. Красильникова проводит аналогию с гражданско-правовыми обязательствами ипризнает пенсионное правоотношение «особого рода односторонним денежнымобязательством, в силу которого орган социального обеспечения, при наличиисоответствующих юридических фактов, обязан ежемесячно выплачивать пенсионеруопределенные законом денежные суммы (пенсию)».
К сожалению, эта концепция не получила дальнейшегоразвития и углубления, несмотря на заложенный в ней большой научный потенциал.По своей глубине и универсальности она, несомненно, может претендовать на рольведущего научного направления в праве социального обеспечения, будучи дополненаи дифференцирована в зависимости от применяемых сегодня форм социальногообеспечения. Например, используя разработанную в гражданском праве системукритериев, можно провести классификацию социальных обязательств. Как игражданско-правовые, они могут быть односторонними и взаимными. К первому видуотносятся социально-обеспечительные обязательства, в силу которых государство(обязанная сторона) в лице его органов обязано предоставить гражданину(управомоченной стороне) материальное обеспечение в случаях, указанных взаконе. Социально-страховое обязательство является взаимным. Гражданин обязануплачивать страховые взносы (либо за него это делает страхователь, что не меняетэкономической природы взносов, представляющих собой часть заработной платы илидохода застрахованного лица), государство в лице его органов вправе требоватьих уплаты в целях обеспечения текущих потребностей социально-страховой системы,то есть для выплаты пенсий и пособий.
При этом социальное страхование реализует публичнуюфункцию перераспределения общественного продукта через страховые фонды. Но принаступлении страхового случая у конкретного застрахованного лица возникаетправо требовать предоставления социально-страхового обеспечения (материальныхблаг или услуг) за счет того денежного фонда, который был создан с егоучастием. Государство же обязано предоставить такое обеспечение, причем сучетом периода страхования (трудового или страхового стажа) и уплаченныхвзносов (исходя из заработка или дохода, с которого они взимались). Инымисловами, государство должно вернуть застрахованному часть уплаченных имстраховых взносов, то есть социально-страховое обеспечение является возмездным.
Данные отношения содержат частноправовой компонент. Еслигосударство не выполняет свою обязанность, то нарушается принципсправедливости. Финансовое бремя, понесенное экономически активным населением,становится чрезмерным, потому что помимо страховых взносов, которые должны былисоставлять основу не только материального обеспечения самого плательщика(частно-правовой компонент), но и обеспечения других застрахованных(публично-правовой компонент). Ведь эти категории граждан уплачивают ещеналоги, имеющие исключительно публично-правовой характер.Социально-обеспечительное обязательство является безвозмездным, так какгосударство должно предоставить гражданину материальное обеспечениебезэквивалентно. А отсюда следует, что социально-обеспечительные обязательстваявляются публично-правовыми, в то время как социально-страховые носятчастно-публичный характер. Г.Ф.Шершеневич отмечал: «Юридическое отношение,принуждающее одно лицо к совершению действия в пользу другого, предполагает упоследнего наличность интереса в выполнении этого акта»[12]. Несмотря накажущуюся единую природу интересов гражданина в социальных обязательствах любыхвидов (интерес этот выражается в удовлетворении материальных потребностей засчет перераспределения средств общественных фондов), интересы застрахованноголица состоят в получении обеспечения с учетом уплаченных взносов. Единствосоциальных обязательств заключается в том, что они могут возникать на основаниикак закона, так и договора. Но все же договорные начала более распространены всистеме социального страхования.
Таким образом, социальное страхование можно определитькак взаимное возмездное частно-публичное обязательство, возникающее наосновании закона (обязательное государственное) либо договора (дополнительное),в силу которого застрахованное лицо обязано уплачивать страховые взносы и принаступлении страхового случая имеет право на обеспечение за счет средствстрахового фонда, эквивалентное уплаченным взносам, а страховщик (государство влице создаваемых им учреждений либо некоммерческая или коммерческаяорганизация) вправе требовать уплаты страховых взносов и обязан предоставитьстраховое обеспечение.
К сожалению, сегодня в как в России, так и в Беларуси нереализуется в полной мере такой принцип социального страхования, какавтономность и относительная самоуправляемость системы. Между тем огромноезначение приобретает развитие социального страхования именно в этом ключе вусловиях формирования социального правового государства.
Автономная система социального страхования — признакразвитого гражданского общества, в котором личность автономна от государства, апоследнее выступает как равноправный социальный партнер. В этом плане мысолидарны с М.В.Лушниковой, убедительно показавшей преимущества механизмасоциального партнерства и в сфере права социального обеспечения. Институтамсоциального страхования присуще заметное стремление дистанцироваться отполитики (путем негосударственного управления, финансирования за счетспециальных взносов, а не общих налогов).
Быть может, именно эта самоуправляемость системысоциального страхования и стала «раздражающим» фактором, побудившимгосударство свернуть социально-страховую реформу или, по крайней мере,направить ее в новое русло. Речь идет о введении единого социального налога,объединяющего страховые взносы на пенсионное, обязательное медицинскоестрахование и страхование на случай временной нетрудоспособности.
При этом суммарный тариф (налоговая ставка) снижается истановится регрессивным, что заслуживает положительной оценки. Но уровеньстрахового риска по-прежнему не учитывается. Не вполне ясна роль внебюджетныхсоциальных фондов, которые уже не будут выполнять функции сбора и аккумуляциисредств на социальное страхование, перешедшие к органам Министерства по налогами сборам. Поскольку фонды не предоставляют обеспечения по социальномустрахованию, их можно будет рассматривать как дополнительные передаточныезвенья между застрахованными и органами социальной защиты населения,медицинскими учреждениями и т.д. Социально-страховая модель, котораяформировалась в нашей стране начиная с 1990 года, с введением в действие второйчасти Налогового кодекса РФ, предусматривающей переход к уплате единогосоциального налога (взноса), утратит ряд важных признаков (автономность,относительную финансовую устойчивость и др.). Конечно, нынешняя системасоциального страхования не является совершенной. Она может бытьохарактеризована как преимущественно государственная. Государство осталосьведущим субъектом отношений, определяет «правила игры», управляетфинансовыми средствами социального страхования.
Обязательное государственное социальное страхованиеявляется основной, если не единственной формой, в то время как дополнительныевиды не могут развиваться в силу непомерного финансового бремени пообязательному страхованию. С введением единого социального налога рольгосударства в системе социального страхования еще более возрастет, а участие вней других социальных партнеров (объединений работодателей, профессиональныхсоюзов) станет еще более проблематичным. Переход к многоуровневойполисубъектной самоуправляемой социально-страховой системе либо затянется намногие годы, либо станет невозможным.
2. Виды и формы социальногострахования
Социальное страхование занимает ведущее место в системезащиты населения. Зарубежный применения и развития различных форм социальногострахования, результативные исследования наших ученых позволяют выделить егоосновные организационно-правовые формы, которые можно осуществить по следующимосновным признакам:
установление и реализация социально-страховых отношений всилу предписаний закона или свободного волеизъявления страхователя истраховщика;
степень централизации процессов организации,осуществления и контроля социального страхования;
уровни хозяйствования и управления, субъекты которыхявляются носителями социально-страхового интереса.
С учетом этих признаков выделяются обязательное идобровольное социальное страхование, состав форм и видов первого из нихпредставлен на рис. 2.1. [8, c. 132]
/>
Рисунок 2.1. Состав форм и видов обязательногосоциального страхования
Обязательное социальное страхование включает:
централизованно организованную, осуществляемую иконтролируемую государством форму обязательного социального страхования;
децентрализованную форму обязательного социальногострахования, организованную и осуществляемую в соответствии с федеральнымизаконами указанными в них в качестве страхователей лицами.
На рис. 2 представлен состав форм и видов добровольногосоциального страхования, состоящего из:
корпоративно-коллективной формы личного социальногострахования;
индивидуальной формы личного социального страхования.
/>
Рисунок 2.2 Состав форм и видов добровольного социальногострахования
Указанные на рис. 2.2 организационно-правовые формысоциального страхования имеют немало общего:
цель социального страхования;
принципы: наличие социально-страхового интереса употенциальных страхователей; экономической эквивалентности суммсоциально-страховых выплат и получаемых страховщиком страховых взносов;солидарного участия всех страхователей в осуществлении социально-страховогообеспечения наступления страховых случаев; гарантированностьсоциально-страхового обеспечения застрахованных лиц при наступлении страховыхслучаев;
страховые случаи (как проявление социальных рисков),причиняющие вред жизни и здоровью застрахованных лиц;
объекты социального страхования.
Таким образом, в добровольном личном страховании можноувидеть отдельную организационно-правовую форму социального страхования.Рассматриваемые организационно-правовые формы социального страхования имеют нетолько общие свойства, но и свои особенности. Наиболее существенные отличия отцентрализованно организованной и осуществляемой государством формы социальногострахования имеют децентрализованная форма обязательного страхования жизни издоровья различных категорий граждан и добровольное личное страхование.
Во-первых, централизованной обязательного социальногострахования охватывается все население (в частности, по ОМС) или очень большиемассы населения (все работающие граждане при страховании от несчастных случаевна производстве и профессиональных заболеваний, пенсионеры по ОПС). По видамдецентрализованной формы подлежит обязательному социальному страхованию жизнь издоровье значительных по численности категорий лиц в основном опасных профессий(военнослужащих, работников правоохранительных органов, судей и др.), а такжепассажиров на междугородных перевозках всеми видами транспорта. Добровольное желичное страхование обеспечивает социальную защиту значительно меньшемуколичеству граждан. [13, c. 32]
Во-вторых, при обязательных видах социального страхованиястрахователи, категории подлежащих страхованию граждан, социальные риски(страховые случаи), страховые суммы, условия и сроки социально-страховойзащиты, страховые тарифы и размеры социально-страхового обеспечения (страховыхвыплат) устанавливаются законом. Напротив, добровольное личное социальноестрахование осуществляется в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемымиправилами страхования (не противоречащими законодательству) и заключаемыми сострахователями договорами личного страхования на основе свободноговолеизъявления сторон согласования ими существенных условий договора.
Кроме того, при централизованной форме обязательногосоциального страхования государством учреждаются специальныеорганизации-страховщики (ПФ РФ, фонды ОМС, ФСС РФ), которые контролируются им,а денежные социально-страховые фонды находятся в федеральной собственности.Страховые фонды при добровольных видах личного социального страхованияформируются страховщиками за счет уплачиваемых страхователями страховых премий(взносов) и являются их собственностью (при законодательном запрещениинецелевого использования страховой нетто-премии в соответствии с правовыминормами. Страховые тарифы при этом разрабатываются и утверждаются страховщикамии контролируются Федеральной службой страхового надзора. Страховые выплаты подоговорам добровольного личного страхования производятся в соответствии с правилами(договорами) страхования в установленных ими размерах для определенныхстраховых случаев (и объектов страхования), общая сумма которых ограничиваетсястраховой суммой, устанавливаемой при заключении договора страхования поусмотрению и соглашению сторон.
В-третьих, при централизованной и децентрализованнойформах социального страхования социальное обеспечение (социально-страховыевыплаты) при страховых случаях могут осуществляться постоянно (например,выплаты государственных трудовых пенсий, ОМС, страхование от несчастных случаевна производстве и профессиональных заболеваний и др.) или в течение длительногопериода (например, пока гражданин занят на государственной или военной службе —при обязательном страховании их жизни и здоровья). При добровольных видахличного страхования (за исключением страхования пенсий, пожизненной ренты и т.д.) периоды страховых выплат не превышают сроков действия договоровстрахования.
Представленные выше результаты сравнительногоисследования современных форм обязательного и личного социального страхованияпозволяют охарактеризовать их общие черты и особенности, рассмотреть дальнейшиепути развития практики социального страхования.
3. Проблемы и путисовершенствования социального страхования в Республике Беларусь
В Республике Беларусь целью социальной политики являетсяобеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращениебедности. В процессе трансформационного перехода по сравнению с многими другимистранами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось недопустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных сбезработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижениемдоступности услуг здравоохранения и образования и др.
В рамках выбранной страной социально ориентированнойрыночной модели отношений правительство стремится решить задачи, направленныена: создание экономических и правовых условий для повышения трудовойактивности, развития деловой инициативы трудоспособного населения; улучшениедемографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны;достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизнинаселения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальнойзащиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прави социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи,инвалидам. [14]
Активная социальная политика и очевидные успехи вэкономике позволили Беларуси занять согласно данным, рассчитываемым ООН, одноиз самых высоких мест среди стран СНГ по индексу человеческого развития,учитывающему уровень жизни населения, его образованность и продолжительностьжизни.
Государство рассматривает социальное партнерство какважнейший механизм регулирования трудовых отношений и денежных доходовнаселения. На принципах такого партнерства и взаимодействия сторон (статья 14Конституции), которые отвечают международным правилам, осуществляетсявзаимодействие профсоюзов, нанимателей и государственных органов управления.
Состав сторон и их представителей, а также порядокпереговоров на разных уровнях и стадиях социального партнерства определяются сучетом особенностей отрасли и региона.
Представителями сторон, выражающими их интересы,являются:
от имени работников — органы профессиональных союзов и ихобъединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами,или иные организации, представляющие интересы работников;
от имени нанимателей — руководители предприятий иорганизаций независимо от формы собственности или другие уполномоченные лица;полномочные органы объединений нанимателей, иные уполномоченные нанимателямиорганы;
от имени государства — Совет Министров, уполномоченные иморганы государственного управления, а также органы государственной власти наместах (область, город, район).
Соглашения заключаются на республиканском (Генеральноесоглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (коллективные договоры)уровнях. На обсуждение выносятся преимущественно следующие вопросы: механизмрегулирования оплаты труда и ее размер, индексация доходов населения; улучшениеусловий охраны труда, экологическая безопасность; продолжительность рабочеговремени и времени отдыха, отпуска; занятость, переобучение, условиявысвобождения работников; социальная защита — пенсионное обеспечение, помощьбезработным, инвалидам и малообеспеченным слоям населения; организациявзаимоотношений между представителями нанимателей и работников.
В республике создан и функционирует Национальный совет потрудовым и социальным вопросам. В областях, отраслях, городах и районахдействуют согласительные комиссии по трудовым и социальным вопросам, напредприятиях — комиссии по коллективным переговорам. Урегулированиемколлективных трудовых конфликтов занимается Республиканский трудовой арбитраж.Гарантом соблюдения конституционных прав социальных партнеров являетсяКонституционный суд Республики Беларусь.
Политика в области регулирования доходов населения иоплаты труда направлена на последовательное приближение государственныхсоциальных гарантий к бюджету прожиточного минимума, а затем — к минимальномупотребительскому бюджету за счет расширения сферы действия программ социальнойзащиты, усиления адресной помощи беднейшим слоям.
Основные положения, задачи и подходы к совершенствованиюоплаты труда в отраслях народного хозяйства были заложены в Концепции реформыоплаты труда, одобренной Советом Министров в октябре 1991 г. С января 1992 г.введены в действие Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь и рекомендациипо ее применению, которые постоянно совершенствуются. С введением Единойтарифной сетки учреждения и организации социальных отраслей бюджетной сферы ипредприятия внебюджетного сектора экономики были поставлены в равные условия поставкам (окладам) оплаты труда специалистов.
В основу механизма управления заработной платой положентакже принцип сочетания государственного и договорного регулирования. Этосодействовало решению проблемы экономического стимулирования хозяйствующихсубъектов в наращивании объемов производства, повышению ответственностируководителей министерств, других органов управления за поддержание заработнойплаты на должном уровне и ее своевременную выплату.
Предусмотренная законом минимальная продолжительностьоплачиваемого отпуска составляет 24 дня при пятидневной рабочей неделе.Государственное социальное страхование распространяется на всех работников.
В настоящее время вопросы найма и увольнения, режиматруда и отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, вопросы социального развитияколлектива регулируются также коллективным договором и индивидуальнымитрудовыми договорами (контрактами) с работниками, которые, в свою очередь,регулируются государственным законодательством.[15]
Целью законодательной базы Республики Беларусь по социальнойзащите являются недопущение снижения жизненного уровня населения, и преждевсего наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидов,многодетных и неполных семей), повышение эффективности социальных программ ирациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.
Основополагающую роль в социальной политике играет законРеспублики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» (1995г.), в котором закреплена система государственного социального страхования какосновная форма социального обеспечения граждан. В ней определено место пенсий ипособий.
К базисным для социальной сферы относится также закон «Опрожиточном минимуме в Республике Беларусь» (1999 г.), который устанавливаетправовую основу для определения прожиточного минимума, его использования приформировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни,а также при осуществлении мер социальной защиты населения.
На социальное обеспечение, помимо ассигнований из государственногобюджета, направляются ресурсы внебюджетного Фонда социальной защиты населения,который формируется за счет взносов на государственное социальное страхование(35% от фонда оплаты труда для нанимателей и 1% от индивидуальной заработнойплаты работающих граждан).
Основными статьями распределения бюджета этого фондаявляются пенсии (на их долю приходится 77% в структуре расходов) и социальныепособия (15,6%).
В республике пенсионерами являются более 2,6 млн.человек, что составляет около 26,3% населения. Законом «О пенсионномобеспечении» (1992 г.) установлены основные виды государственных пенсий:трудовые и социальные.
Право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественнополезным трудом или иной деятельностью, засчитываемой в стаж работы, а такженекоторые другие граждане.
Пенсии по возрасту получают более 80% получателейтрудовых пенсий.
Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеютмужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – подостижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
В республике существует система досрочных пенсий для лиц,проработавших определенное время в неблагоприятной производственной среде, атакже для работников некоторых других профессиональных категорий.
Социальные пенсии назначаются гражданам, которые неполучают трудовой пенсии: инвалидам, в т. ч. инвалидам с детства, лицам,достигшим пенсионного возраста; детям — в случае потери кормильца.
Для повышения эффективности мер по социальной защитеинвалидов принят закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»(1991 г., новая редакция – 2000 г.) [15]
По социально-правовым основаниям обеспечения в Беларусивыделяются следующие важнейшие виды пособий: по временной нетрудоспособности;семьям, воспитывающим детей; по безработице; на погребение.
Пособие по временной нетрудоспособности обеспечиваетматериальную поддержку граждан, которые по различным причинам временно утратиливозможность трудиться, получать заработную плату или иной трудовой доход.
Пособиями по временной нетрудоспособности обеспечиваютсялица, на которых в соответствии с законодательством распространяетсягосударственное социальное страхование.
Пособия семьям, воспитывающим детей, имеют цельюсоциальную защиту семьи, укрепление ее положения в обществе, охрану материнстваи детства.
В соответствии с законом о государственных пособияхсемьям, воспитывающим детей, назначаются следующие виды пособий: побеременности и родам; в связи с рождением ребенка; матери, ставшей на учет ворганизациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; пособие иотпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, причем период ухода заребенком зачисляется в непрерывный трудовой стаж; пособие на детей в возрастеот 3 до 16 (18) лет, размер его устанавливается в процентах к бюджету прожиточногоминимума в среднем на душу населения и зависит от совокупного ежемесячногодохода семьи; пособия по уходу за больными детьми и детьми-инвалидами ввозрасте до 18 лет, в т. ч. пособия на детей, ВИЧ-инфицированных или больныхСПИДом; выплачиваются надбавки к государственным пособиям на детей, рожденныхвне брака, воспитываемых одним родителем в случаях, установленныхзаконодательством, а также на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.
Работающие беременные женщины имеют отпуск побеременности и родам продолжительностью 126 календарных дней, а в случаяхосложненных родов или рождения двух и более детей – соответственно 140 и 160дней. В период такого отпуска пособия выплачиваются работающим женщинам,женщинам, обучающимся с отрывом от производства, а также женщинам, признанным вустановленном порядке безработными.
Пособие по безработице гарантируется и регулируетсязаконом о занятости населения.
Правом на пособие пользуются безработные, к которымотносятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет,мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории республики, не имеющиеработы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся вдневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированныев государственной службе занятости. Пособие не облагается налогами и подлежитиндексации в установленном порядке.
Консолидация средств пенсионного и социальногострахования в бюджете позволяет использовать их на общегосударственные нужды винтересах республиканского бюджета. Эта практика неизбежно отражается на уровнепенсий и пособий. Проблемы, накопившиеся в системе, будут усугубляться,поскольку построение эффективной и рациональной системы пенсионного страхованияв условиях консолидации бюджета ФСЗН практически невозможно. Должна бытьсоздана разветвленная система пенсионного страхования, основанная нараспределительно-накопительных принципах и автономии государственногострахования досрочных пенсий. Финансовые ресурсы пенсионной системы следует расходоватьобособленно на оказание солидарной страховой помощи и на выплату накопленныхстраховых пенсий. Система социального страхования должна предусматриватьавтономию отдельных видов страхования с установлением дифференцированныхтарифов, основанных на оценках возможных рисков и анализе многолетнихфактических данных.[1]
Следует начать постепенный переход к равному участиюнанимателя и работника в финансировании системы пенсионного и социальногострахования, с этой целью предлагается снизить до 50% долю работодателей вфинансировании совокупных расходов на пенсии и пособия, сократив их долю вфинансировании пенсий до 30%; увеличить долю работников в финансированиигосударственной системы пенсий и пособий до 50%; обеспечить за счетсоответствующих источников финансирование пенсионного и социального страхованияграждан в периоды вынужденного нахождения в «нестраховых» периодах.
Также нужно обеспечить раздельный учет зачисления средствпенсионного и социального страхования на счета фонда и индивидуальные лицевыесчета застрахованны в связи с их различным целевым назначением, что увеличитвозможности фонда для эффективного управления пенсионно-страховым капиталом.
Необходимо ослабить стимулы к занижению истинных размеровзаработной платы, установив реальную величину минимальной заработной платы вреспублике и размер минимального потребительского бюджета, а также увязатьразмер страховых взносов для «самозанятого» населения с показателем среднейзаработной платы в республике; принять жесткие меры для обязательнойрегистрации граждан в системе персонифицированного учета с целью выявлениядолговременных неплательщиков страховых взносов либо стабильных плательщиковминимальных платежей в фиксированном размере.
Опираясь на научный подход к вопросам теории и практики страхования,а также регулирования страхования в экономической политике государства, можновыделить два этапа, в соответствии с которыми должна строиться государственнаяполитика на страховом рынке в целях наиболее полной реализации функцийстрахования как экономической категории с учетом уровнясоциально-экономического развития общества [3].
На первом этапе при выработке политики государства вданной сфере необходимо уделять внимание мероприятиям, которые на макроуровнепозволят реализовать компенсационную функцию страхования в целях создания болееблагоприятных условий для функционирования важнейших сфер деятельностиобщества. В первую очередь речь идет о стимулировании спроса на страхование и осоздании благоприятной и стабильной социально-экономической среды,обеспечивающей высокий уровень защиты потребителей. Проблемы страхования намикроуровне на этом этапе должны решаться путем создания комплекснойнормативно-правовой базы, регулирующей деятельность профессиональных участниковстрахового рынка. Не менее важным для нормализации работы на микроуровнеявляется создание сильного надзорного органа, адекватного условиям работыотрасли и способного мобильно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
На втором этапе при условии достаточного распространениястрахования, а также в случае создания ситуации относительно устойчивогоэкономического развития значимую роль должна сыграть инвестиционная функциястрахования. При значительном объеме операций по страхованию иному, чемстрахование жизни, временно свободные средства страховых компаний могут статьинвестиционным ресурсом; имеющим значение в макроэкономическом масштабе.
Заключение
Социальное страхование как финансовая категорияпредставляет собою часть денежных отношений по распределению иперераспределению национального дохода с целью формирования и использованияфондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественномтруде.
В нашей стране — один из самых высоких страховых тарифовв системах социального страхования, действующих в настоящее время (размерстрахового взноса составляет 36%). Только проанализировав, от чего зависитразмер тарифов, куда и как эти средства расходуются, какова мировая практика вэтой области, можно определить что можно сделать для реформирования системысоциального страхования и снижения страховых тарифов.
Особенностью организации социальной защиты населения вРеспублике Беларусь является то, что этот процесс осуществляется за счетсредств государственных целевых и бюджетных фондов: Фонда социальной защитынаселения, государственного фонда содействия занятости, а также страховыхкомпаний, занимающихся страхованием жизни и от несчастных случаев. Пенсионноеобеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когдаработающие содержат неработающих.
Наиболее важной задачей, которую необходимо решить икоторая во многом определяет существующие проблемы системы социальной защиты,является перестройка сознания на понимание того факта, что устаревшиестереотипы, механизмы и инструменты построения системы социальной защиты вновых современных условиях не могут быть эффективными и мешаютсоциально-экономическому развитию общества.
Руководством страны поставлена задача постоянного ростакоэффициента замещения (проще говоря — увеличения размеров пенсий). Выполнитьее без серьезного реформирования пенсионной системы нельзя.
Успеху мероприятий по реформированию пенсионного исоциального страхования будет способствовать дальнейшее расширениеперсонифицированного учета, основанное на индивидуализации страховых выплат врамках программы пенсионного и социального страхования, а также созданиесистемы актуарных расчетов, построение эффективной актуарной модели пенсионногои социального страхования, полностью учитывающей особенности и специфику национальнойсистемы.
Список использованных источников
1. Ананич, О. Реформирование пенсионной системы будет осуществлятьсявзвешенно и постепенно / О. Ананич //Финансы, учет, аудит. – 2004. – № 7. – С.12-13.
2. Гражданское право: Учебник / Отв.ред… А.П.Сергеев, Ю.К.Толстой. М.:ТЕИС, 2005. Т.1. С.417.
3. Громыко, Н. К. Тенденции социального реформирования в РеспубликеБеларусь // Н. К. Громыко // Отдел кадров. – 2004. – № 8. — С. 84-97.
4. Ефимов С.Л. Экономика и страхование. Энциклопедический словарь. М.:Церих-ПЭЛ, 1996. С.306.
5. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. М.:Манускрипт, 2003. С.230.
6. Лукьянова В.А. Социальное страхование в СССР: Дисс.: канд. экон. наук.М.: Московский финансовый институт, 1963. С.20.
7. Мачульская Е.Е. Социальный риск как объективная основа социальногообеспечения // Вестник Московского университета. 2005. N 1. С.25.
8. Роик, В. Д. Профессиональные риски / В. Д. Роик. — М.: Анкил, 2007.
9. Социальная политика: реформа социального страхования / Под ред. Л.А.Беляевой. М.: Центр комплексных социальных исследований и маркетинга, 2005.С.12
10. Страховое дело: Учебник / Под ред. Л.И. Рейтмана. М.: Банковский ибиржевой научно-консультативный центр, 1992. С.13.
11. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование.Ростов-на-Дону: Экспертное бюро, 2004. С.8.
12. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: СПАРК, 1995.С.267.
13. Шихов, А. К. Страхование. Учебное пособие / А. К. Шихов.— М.: Юнити,2006.
14. Фонд социальной защиты населения [Электронный ресурс]. – 2009. — Режимдоступа:
15. http://www.ssf.gov.by/priside/about/publications/~page__m17=1~news__m17=279