Проблема взаимодействия природы и общества

1. Сущность современных подходов к проблеме взаимоотношенийв системе «природа-общество». Основные тенденции в развитии идейэнвайроментамума
Проблемавзаимодействия природы и общества приобрела особую остроту на современномэтапе, который характеризуется переходом от индустриальной к постиндустриальнойфазе развития – в общемировом масштабе и от жестко централизованной к рыночнойэкономике – в государствах постсоветского пространства. Сегодня сталоочевидным, что задачи сохранения окружающей среды и экономического развитиявзаимосвязаны: разрушая и истощая природную среду невозможно обеспечитьустойчивое экономическое развитие. Идея устойчивого развития, возникшая в результатеосознания человечеством ограниченности природно-ресурсного потенциала для экономическогороста, а также надвигающейся опасности необратимых негативных изменений вокружающей среде, нашла широкое признание в мире. Исходя из рекомендаций ипринципов, изложенных в документах Конференции ООН по окружающей среде иразвитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), во многих странах разработанынациональные концепции и стратегии устойчивого развития, которые предусматриваютобеспечение сбалансированного решения социально-экономических задач, проблемсохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала дляудовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.
Проблемавзаимоотношений природы и человека весьма многогранна и имеет разносторонниеаспекты: философские, социальные, юридические, политические, экономические идр. Многих ученых в различные исторические эпохи интересовали вопросы развитияэтих взаимодействий, влияние природной среды на человека, его хозяйственнуюдеятельность.
Взаимоотношенияобщества и природы характеризуются определенными закономерностями, можно дажевыделить несколько качественно своеобразных этапов взаимодействия природы иобщества. На первых двух этапах: в древнекаменном и новокаменном векахприродный фактор играл важную роль: ухудшились природные условия, снизиласьпродуктивность охоты. В этот период начали активно вырубать леса, строитьканалы и т.д. На третьем этапе, который связывают с промышленным переворотом нарубеже XVIII–XIX вв., в хозяйственный оборот вовлекаются все новые и новые источникисырья и энергии. Промышленное производство увеличило возможности какпреобразования окружающей среды в интересах человека, так и увеличило нарушенияэкологического баланса. Отношения между природой и обществом во многих странахмира, особенно в крупных индустриальных районах, стали приобретать критическийхарактер.
Эти тенденциинеизмеримо усилились с наступлением во второй половине XX в. эпохинаучно-технической революции (НТР), она ознаменовалась появлением принципиальноновых способов получения сырья и энергии. Подъем науки и техники привел в рядеслучаев к неоправданной расточительности при эксплуатации природных ресурсов, икак следствие, – к сокращению пахотных земель и ухудшению их качественныххарактеристик, истощению некогда богатейших залежей угля, нефти, газа,уничтожению лесов, истреблению многих видов животных и растений, растущемудефициту пресной воды, интенсивному загрязнению атмосферы. Дальнейшее неконтролируемое,неуправляемое развитие такой деятельности людей таит в себе опасностьглобальной экологической катастрофы.
В настоящеевремя уже существует ряд глобальных экологических проблем: это изменениеглобального климата (которое связано с «парниковым эффектом» – значительнымвыбросом в атмосферу «парниковых газов»); разрушение озонового слоя Земли –появление так называемых «озоновых дыр»; выпадение кислотных дождей итрансграничное загрязнение воздуха; сокращение площади лесов; сокращениебиологического разнообразия; деградация земель и пр.
Основная особенностьглобальных проблем состоит в том, что ни одна страна, самостоятельно не может сними справится. Природная среда отдельно взятой страны является составнойчастью планетарной экологической системы, и решение таких глобальных проблем,как охрана озонового слоя, предотвращение антропогенного изменения климата ит.д. нереально без объединений усилий всего мирового сообщества.
Кромеглобальных экологических проблем, существуют и так называемые национальные иэкосистемные проблемы, существующие соответственно на уровне отдельно взятойстраны и отдельной экосистемы. Например, в России актуальной проблемойнародного хозяйства является обезвреживание и переработка отходов, загрязнениеатмосферы передвижными источниками, прежде всего автотранспортом, усиливающеесязагрязнение поверхностных и подземных вод, в т.ч. используемых для нуждпитьевого водоснабжения, в результате чего 50% населения России вынужденопользоваться водой не соответствующей стандартам и многие другие.
Ухудшениесостояния окружающей среды требует принятия незамедлительных мер по ее охране.Вопросы состояния окружающей среды и ее защиты изучает такая научная дисциплинакак энвайроментология. Основными мерами по защите окружающей средыявляются:
– учетвопросов окружающей среды и развития в процессе принятия политических иэкономических решений;
– соблюдениетребований законодательства об охране окружающей среды и экологическихстандартов;
– использованиеэкономических средств и инструментов для покрытия издержек, связанных сзагрязнением окружающей среды (введение платы за загрязнение, штрафныесанкции);
– внедрениетехники и технологии, отвечающих экологическим требованиям;
– введениесистемы экологических ограничений и регламентаций режимов природопользования;
– проведениеэкологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду приосуществлении той или иной хозяйственной деятельности;
– образованиеособо охраняемых природных территорий, природных объектов всемирного наследия ит.д.
– проведениеприродоохранных мероприятий, таких как благоустройство территории, посадкалеса, обустройство берегов малых рек, расчистка родников, зон отдыха и пр.
– осуществлениемеждународного сотрудничества в области охраны окружающей среды и т.д.
В процессе охраны окружающей среды важная роль принадлежитобщественным движениям «зеленых» (например, российское экологическое движение«Кедр»), Всероссийское общество охраны природы, Российский экологический союз.
Нормативы платы за загрязнение природных ресурсов, их назначение
На этапеперехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономическогомеханизма природопользования становится ценовое, или налоговоерегулирование. Инструменты ценового регулирования, используемого вотечественной хозяйственной практике, можно условно подразделить на поощрительные(льготное налогообложение, льготное кредитование), принудительные (ресурсныеплатежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов), икомпенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранныхфондов и др.).
Платежи зазагрязнение природных ресурсов впервые были введены в 1990-х гг. по инициативеГосударственного комитета СССР по охране природы. Нужно отметить, что до 90-хгодов введение платы за загрязнение рассматривалось чуть ли не как «признание»права на загрязнение, что противоречило официальным политико-идеологическимканонам того времени. К тому же практически отсутствовали методическиепроработки по введению такой платы.
Взиманиеплаты за загрязнение выполняет ряд экономических функций:
– стимулирующую;
– аккумулирующую;
– распределительную;
– контрольную.
В частности,она стимулирует предприятия к снижению вредных выбросов, обеспечивает механизмдостижения проектных показателей, а также современного уровня технологий(работа по лучшей технологии), что направлено в целом на обеспечениеструктурной перестройки экономики. Тем самым у предприятий-загрязнителейскладывается альтернатива: продолжать загрязнять, что связано со значительнымиплатежами, влияющими на их хозяйственное положение, или, наоборот, направлятьсредства на экологическое обновление производства, ресурсосбережение, что ведетк оздоровлению окружающей среды и снижению природоемкости национального дохода.Кроме того, в результате платежей за природопользование образуется устойчивыйисточник финансирования природоохранных мероприятий в виде фондов охраныприроды.
Введениеплатежей за загрязнение окружающей среды побуждает руководителей предприятийнаходить резервы на приобретение и ввод в действие установок по очисткеотходящих газов, очистных сооружений и другого природоохранного оборудования;оказывает стимулирующее воздействие на предприятия которые не имелиразработанных и утвержденных томов научно-технических нормативов предельнодопустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов (ПДС).
Кроме этихфункций экологические платежи позволяют решать следующие задачи:
·          обеспечиватьучет природного фактора в составе производственных затрат и результатов;
·          согласовыватьинтересы предприятий сферы природопользования, потребителей естественныхресурсов и народного хозяйства в целом;
·          учитыватьспецифику процесса природопользования при организации взаимоотношенийпредприятий с органами власти и управления, кредитно-финансовой системой,государственными и местными бюджетами;
·          компенсироватьущерб владельцу природных ресурсов при изъятии последних из сферы традиционногоиспользования или ухудшении их качества;
·          хотябы частично возмещать ущерб реципиентам от загрязнения и истощения окружающейсреды.
Платежи за загрязнениеокружающей среды, являются, по сути, разновидностью платы за природные ресурсы,а в качестве природных ресурсов здесь выступает ассимиляционный потенциалприродной среды, т.е. плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ вокружающую природную среду рассматривается как плата за использованиеассимиляционной способности природной среды к разбавлению и нейтрализациивредных веществ.
В основу разработкинормативов платы за загрязнение должны быть положены следующие принципы:
– плата зазагрязнение окружающей среды должна стимулировать природопользователей косуществлению природоохранных мероприятий и улучшению экологической обстановкив стране;
– плата зазагрязнение должна предусматривать платежи за каждый конкретный ингредиент,содержащийся в сбросах конкретного предприятия;
– плата должнаформироваться на основе единых межотраслевых подходов, т. к. ущерб отзагрязнения окружающей среды зависит не от отраслевой принадлежностипредприятия, а от состава и массы сбросов загрязняющих веществ;
– плата должнаучитывать региональную экологическую неоднородность территории;
– порядок взиманияплаты за загрязнение должен разрабатываться на основе действующих законов ибыть предельно простым и понятным.
В настоящее время базовые нормативы платы за выбросы ватмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников охватывают217 ингредиентов загрязнения, за сброс загрязняющих веществ в поверхностные иводные объекты – 198 ингредиентов загрязнения.[1]
Базовыенормативы платы за выбросы (сбросы) конкретных загрязняющих веществопределяются как произведение удельного экономического ущерба от выбросов(сбросов) загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов или лимитов напоказатели относительной опасности конкретного загрязняющего вредного веществадля окружающей среды и на коэффициенты индексации платы.
Базовыенормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельныхзатрат на размещение единицы (массы) отхода 4 класса токсичности на показатели,учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициенты индексации платы.
Методикарасчета платежей за загрязнение окружающей среды сводится к следующему. Платаза выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников(Патм) определяется по следующей формуле:
n
Патм = ΣНбнi *Кэ * Мнi + 5Нбнi * Кэ(Млi– Мнi) + 25Нбнi * Кэ(Мi – Млi),
i=1

где:i – вид загрязняющего вещества (i=1, 2, 3,…, n);
Нбнi– базовый норматив платы за выброс 1 т i-го загрязняющего веществав пределах предельно допустимых нормативов, руб.;
Кэ– коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы вданном регионе;
Мнi, Млi, Мi – выброс i-го загрязняющеговещества в атмосферный воздух соответственно в пределах предельно допустимогонорматива, лимита и общий выброс, т.
Плата за сбросызагрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты(Пв) определяется по следующей формуле:
p
Пв = ΣНвбнi* Квэ * Мвнi + 5Нвбн(Мвл – Мвнi) + 25Нвбнi* Квэ(Мвi – Мвлi),
i=1
где: i – вид загрязняющеговещества (i=1, 2, 3,…, n);
Нвбнi –базовый норматив платы за сброс 1 т i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающихпредельно допустимые нормативы сбросов, руб.;
Квэ– коэффициент экологической значимости водного объекта;
Мвнi, Мвлi, Мвi – сбросi-говещества в водный объект соответственно в пределах допустимого норматива,лимита и общий сброс, т.
Плата за размещениеотходов (По) определяется по следующей формуле:
n
Пв = ΣCлi* Млi + 5Слi(Мi – Млi),
i=1
где: i – вид отхода (i=1, 2, 3,…, n);
Слi –ставка платы за размещение 1 т i-го отхода в пределах установленных лимитов, руб.;
Млi –фактическое размещение i-го отхода в пределах установленных лимитов;
Мi – общееколичество размещения данного отхода.
Базовые нормативы платы заразмещение отходов устанавливаются дифференцировано в зависимости от классаопасности.
Существующаясистема платежей за загрязнение окружающей среды имеет ряд существенныхнедостатков. Главный из них – низкий уровень платежей. Плата зазагрязнение сейчас настолько мала, что предприятиям гораздо выгоднее загрязнятьокружающую среду, вносить за это плату в экологические фонды и не осуществлятьприродоохранные мероприятия. В России, например, базовые ставки за сбросфосфора и азота в водные объекты, соответственно в 165 и 900 раз меньше, чем вГермании. Кроме того, по сравнению с 1991 г. произошло относительноеснижение их в результате несоответствия индексации базовых ставок платежейуровню инфляции.
Экономическое значениеассимиляционного потенциала окружающей среды
Под ассимиляционнымпотенциалом окружающей среды (АПОС) понимается ее способностьобезвреживать и перерабатывать вредные примеси без изменения своих основныхсвойств. Ассимиляционная способность окружающей среды представляет собойспецифический природный ресурс.
Благодаряналичию у природной среды способности ассимилировать некоторое количествовредных выбросов, мы имеем возможность экономить на природоохранных издержках.В конечном итоге эта экономия и определяет ценность ассимиляционного потенциалаприродной среды.
Ассимиляционныйпотенциал окружающей среды накладывает количественно-качественные ограниченияна территориальную организацию производства и расселение людей, в результатечего, хозяйственная деятельность, организуемая на определенной территории,лимитируется исходя из суммарной предельно допустимой нагрузки на биогеоценоз.Т.о. общая допустимая нагрузка определяется пределами экологической емкоститерритории.
Предельнодопустимую антропогенную нагрузку на территорию можно определить по следующей формуле:
Σ (М +К)
где: М –количественное воздействие (масштаб) i-го источника на природную среду;
К –качественное воздействие i-го источника;
Е –экологическая емкость территории. [2]
Исследованияпо вопросу определения ассимиляционной емкости территории ведутся довольнодавно в рамках изучения реакции окружающей среды на воздействие вредныхпримесей. Имеется немало работ, где указаны конкретные значения пороговыхвеличин концентрации различных загрязнителей и их сочетаний, при которыхэкологические системы сохраняют свои основные свойства, т.е. экологическоеравновесие не нарушается. Данные показатели, подобно показателям плодородияпочв, качества месторождений полезных ископаемых, объема располагаемых водныхресурсов и т.п., выступают объективными характеристиками природной среды,определяющими силу и направленность последствий интенсивного антропогенноговоздействия для эколого-экономической системы.
На определеннойстадии развития общества масштабы воздействия на окружающую среду становятсятакими, что возникает реальная угроза выхода экологической системы из состоянияравновесия. В подобном случае общество сталкивается с объективными фактамиограниченности ассимиляционной емкости территории и появляется проблема еерационального использования.
В экономикеприродопользования существует такое понятие как объем предельно допустимыхвыбросов (ПДВ) и если объем загрязнителей, попадающих в окружающую среду, не превосходитПДВ, то данная территория сама без дополнительных природоохранных затратсправляется с поступающими в нее вредными веществами и обезвреживает их безкаких-либо существенных для себя последствий (типа изменения внутреннейструктуры).
Следует отметить,что значения ПДВ дифференцированы по различным загрязнителям и их сочетаниям.Кроме того, размеры предельных выбросов не совпадают для отдельных территорий,что составляет объективную основу дифференциации ассимиляционной емкостиразличных регионов. Широко известно, например, что способность ксамостоятельному восстановлению основных свойств окружающей среды в северныхрегионах существенно ниже, чем в южных и в средней полосе.
Ценность ассимиляционногопотенциала определяется той ролью, которую он играет в процессе формированиязатрат и результатов. С одной стороны, его наличие позволяет частичновыбрасывать отходы производства в окружающую среду и тем самым экономить назатратах по очистке выбросов от загрязнителей. С другой стороны, устойчивостьэкологических систем к загрязнению, способность перерабатывать и обезвреживатьотходы предотвращает потери (ущерб), которые могут быть вызваны ухудшениемосновных свойств окружающей среды. Сбереженные затраты предотвращения загрязнения(или предотвращенный ущерб) определяют основу экономической оценки ассимиляционногопотенциала.
Существуют определенныепроблемы использования ассимиляционного потенциала окружающей среды, которыеобусловлены жизненной необходимостью пользования природными благами исвязанными с этим негативными последствиями. В современной хозяйственнойпрактике имеет место так называемый открытый доступ к использованию АПОС. Этоприводит к тому, что в окружающую среду поступает неконтролируемое количество загрязняющихвеществ. Бесконтрольное присвоение АПОС предприятиями-загрязнителямичрезвычайно опасно с экологической точки зрения; оно также существенно искажаетпоказатели экономической эффективности хозяйственной деятельности, посколькуиздержки основного производства не отражают стоимости потребляемых природныхресурсов. Кроме того, следует учитывать проблему несовпадения интересовразличных экономических субъектов: деятельность предприятий – загрязнителейнаносит вред не только обществу в целом, но и другим хозяйствующим субъектам.

Литература
1. Бобылев С.Н. Экономикаприродопользования: Учебное пособие. – М.: ТЕИС, 1997. – 272 с.
2. Глушкова В.Г. Экономикаприродопользования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 448 с.
3. Голуб А.А. Экономикаприродопользования. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 188 с.
4. Лукьянчиков Н.Н. Экономикаи организация природопользования: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.– 454 с.
5. Природопользование.Учебник / Под ред. Арустамова Э.А. – М.: Издательский Дом «Дашков иК», 2000. – 284 с.
6. Фомичева Е.В. Экономикаприродопользования: Учебник. – М.: Изд-во торговая корпорация «Дашков и К»,2005. – 396 с.
7. Холина В.Н. Основыэкономики природопользования: Учебник. – СПб.: изд-во Питер, 2005. – 672 с.
8. Хрустов А.П. Экономикаприродопользования: диагностика и отчетность предприятий: Учебное пособие. –М.: Издательство РУДН, 2002. – 448 с.
9. Шимова О.С. Экономикаприродопользования: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 377 с.
10. Экология и экономика:Учебник для вузов / Под ред. Э.В. Гирусова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 396 с.
11. Экологические основыприродопользования: Учебное пособие / Под ред. Ю.Н. Соломенцева. – М.:Высшая школа, 2002. – 253 с.