МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СГГА
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
психолого-педагогическийфакультет
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРОБЛЕМА ЗРИТЕЛЬНЫХОЩУЩЕНИЙ В ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Севастополь
2008
Автореферат курсовой работы
Выполниластудентка Павлова Наталия Юрьевна
Тема:проблема зрительных ощущений в общей психологии
Научныйруководитель: Моисеев Вячеслав Георгиевич
Объект:ощущения как познавательные психические процессы
Предмет:проблема зрительных ощущений
Цель:анализ подходов к пониманию психологических особенностей зрительных ощущений вобщей психологии
Задачи:
1.Изучениепроблемы зрительных ощущений в отечественной психологии
2.Изучение проблемы зрительных ощущений в зарубежной психологии
Краткиевыводы по работе:
1.Зрительныеощущения – это ощущения цвета и света. Но так как чёрый, белый и серый большецвет чем свет, то можно считать зрение цветовым.
2.Нейрофизиологические отклонения мозга могут в значительной степени повлиять напсихологическое ощущение действительности.
3.Через зрение человек получает большую часть сведений об окружающем мире, чтовлияет на его коммуникативные и трудовые способности.
4.Процессы зрительного ощущения важны для психического развития ребёнка; если,при нарушении или отсутствии зрения, не наладить другие пути поступлениязначимой информации, может наблюдаться задержка в психическом развитии.
5.Зрительные образы необходимы для эмоционального развития, их субъективностьобеспечивает успешность в творческой деятельности.
Количествоиспользованных источников – 20
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI. ПРОБЛЕМА ЗРИТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ
1.1Изучение проблемы зрительных ощущений в отечественной психологии
1.2Исследование проблемы зрительных ощущений в зарубежной психологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Череззрительные ощущения человек получает большинство сведений об окружающем мире,но у этого главного информационного источника высокий уровень субъективности. Наданном этапе научного развития трудно разграничить, где заканчивается ощущениеи начинается восприятие, порождающее зрительные иллюзии, ложно сигнализирующиеоб истинном положении дел. А важность связи с окружающим миром через зрение,ввиду научно-технического прогресса и компьютеризации быта, обучения и работы,становится всё больше. И поэтому тема курсовой работы звучит так: проблемазрительных ощущений в общей психологии.
Объект:ощущения как познавательные психические процессы
Предмет:проблема зрительных ощущений
Цель:анализ подходов к пониманию психологических особенностей зрительных ощущений вобщей психологии
Задачи:
1.Изучениепроблемы зрительных ощущений в отечественной психологии
2.Исследование проблемы зрительных ощущений в зарубежной психологии
Наэту тему в работе будут рассмотрены взгляды таких психологов как Лурия А. Р., ЛеонтьевА. Н., Кравков С. В., Рубинштейн С. Л,Узнадзе Д. Н., Столин В. В.,в рамках отечественной школы психологии и Мюллер, Марр Д., Грегори РичардЛэнггон, Гибсон Дж., Вильям Джемс в рамках зарубежной школы психологии.
ГЛАВА I.ПРОБЛЕМА ЗРИТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ
1.1 Изучениепроблемы зрительных ощущений в отечественной психологии.
Подходык пониманию проблемы зрительных ощущений в отечественной психологии различны.Рассмотрим некоторые из них.
МаклаковА. Г. рассмотрел данный вопрос с точки зрения психофизиологии.
Раздражителемдля органа зрения является свет, т. е. электромагнитные волны, имеющие длину от390 до 800 миллимикронов (миллимикрон — миллионная доля миллиметра). Волныопределенной длины вызывают у человека ощущение определенного цвета. Так,например, ощущения красного света вызываются волнами длиной в 630-800миллимикронов, желтого — волнами от 570 до 590 миллимикронов, зеленого —волнами от 500 до 570 миллимикронов, синего — волнами от 430 до 480миллимикронов.
Все,что мы видим, имеет цвет, поэтому зрительные ощущения — это ощущения цвета. Всецвета делятся на две большие группы: цвета ахроматические и цвета хроматические.К ахроматическим относятся белый, черный и серый. К хроматическим относятся всеостальные цвета (красный, синий, зеленый и т. д.).
Солнечныйсвет, как и свет любого искусственного источника, состоит из волн различнойдлины. В то же время любой предмет, или физическое тело, будет восприниматься встрого определенном цвете (сочетании цветов). Цвет конкретного предмета зависитот того, какие волны и в какой пропорции отражаются этим предметом. Еслипредмет равномерно отражает все волны, т. е. он характеризуется отсутствиемизбирательности отражения, то его цвет будет ахроматическим. Если же онхарактеризуется избирательностью отражения волн, т. е. отражает преимущественноволны определенной длины, а остальные поглощает, то предмет будет окрашен вопределенный хроматический цвет.
Следуетотметить, что наш глаз обладает неодинаковой чувствительностью к световымволнам различной длины. В результате цвета спектра при объективном равенствеинтенсивности кажутся нами неодинаковыми по светлоте. Самым светлым нам кажетсяжелтый цвет, а наиболее темным — синий, потому что чувствительность глаза кволнам этой длины в 40 раз ниже, чем чувствительность глаза к желтому цвету.Следует отметить, что чувствительность человеческого глаза очень велика.Например, между черным и белым цветом человек может различить около 200переходных цветов. Однако необходимо разделять понятия «чувствительность глаза»и «острота зрения».
Остротойзрения принято называть способность различать мелкие и удаленные предметы. Чеммельче объекты, которые глаз в состоянии видеть в конкретных условиях, тем вышеего острота зрения. Острота зрения характеризуется минимальным промежуткоммежду двумя точками, которые с данного расстояния воспринимаются отдельно другот друга, а не сливаются в одну. Эту величину можно назвать пространственным порогомзрения.
Напрактике все воспринимаемые нами цвета, даже те, которые кажутся однотонными,являются результатом сложного взаимодействия световых волн различной длины. Внаш глаз одновременно попадают волны различной длины, при этом происходитсмешивание волн, в результате чего мы видим один определенный цвет. РаботамиНьютона и Гельмгольца были установлены законы смешивания цветов. Из этихзаконов два представляют для нас наибольший интерес. Во-первых, для каждогохроматического цвета можно подобрать другой хроматический цвет, который присмешении с первым дает ахроматический цвет, т. с. белый или серый. Такие двацвета принято называть дополнительными. И во-вторых, смешением двух недополнительных цветов получается третий — промежуточный между двумя первымицвет. Из приведенных выше законов вытекает одно очень важное положение: всецветовые тона можно получить путем смешения трех соответственно выбранныххроматических цветов. Это положение чрезвычайно важно для понимания природыцветного зрения.
Длятого чтобы осмыслить природу цветного зрения, познакомимся поближе с теориейтрехцветного зрения, идея которой в 1756 г. была выдвинута Ломоносовым, через 50 лет высказана Т. Юнгом, а еще через 50 лет более подробно разработана Гельмгольцем.Согласно теории Гельмгольца, предполагается наличие у глаза трех следующихфизиологических аппаратов: красноощущающего, зеленоощущающего ифиолетовоощущающего. Изолированное возбуждение первого дает ощущение красногоцвета. Изолированное ощущение второго аппарата дает ощущение зеленого цвета, авозбуждение третьего — фиолетовый цвет. Однако, как правило, свет одновременнодействует на все три аппарата или по крайней мере на два из них. При этомвозбуждение этих физиологических аппаратов с различной интенсивностью и вразличных пропорциях по отношению друг к другу дает все известные хроматическиецвета. Ощущение белого цвета возникает при равномерном возбуждение всех трехаппаратов.
Этатеория хорошо объясняет многие явления, в том числе болезнь частичной цветовойслепоты, при которой человек не различает отдельные цвета или цветовые оттенки.Чаще всего отмечается невозможность различить оттенки красного или зеленогоцвета. Эта болезнь была названа именем английского химика Дальтона, страдавшегоею.
Возможностьвидеть определяется наличием у глаза сетчатки, представляющей собойразветвление зрительного нерва, входящего сзади в глазное яблоко. В сетчаткеимеются аппараты двух типов: колбочки и палочки (названные так из-за своейформы). Палочки и колбочки являются концевыми аппаратами нервных волоконзрительного нерва. В сетчатке человеческого глаза насчитывается около 130миллионов палочек и 7 миллионов колбочек, которые неравномерно распределены посетчатке. Колбочки заполняют центральную ямку сетчатки, т. е. то место, кудападает изображение предмета, на который мы смотрим. К краям сетчатки количествоколбочек уменьшается. Палочек же больше на краях сетчатки, в середине онипрактически отсутствуют.
Колбочкиобладают малой чувствительностью. Чтобы вызвать их реакцию, нужен достаточносильный свет. Поэтому с помощью колбочек мы видим при ярком свете. Их ещеназывают аппаратом дневного зрения. Палочки обладают большей чувствительностью,и с их помощью мы видим ночью, поэтому их называют аппаратом ночного зрения.Однако только с помощью колбочек мы различаем цвета, так как именно ониопределяют способность вызывать хроматические ощущения. Кроме этого, колбочкиобеспечивают необходимую остроту зрения.
Бываютлюди, у которых не функционирует колбочковый аппарат, и все окружающее онивидят только в сером цвете. Такая болезнь называется полной цветовой слепотой.И наоборот, бывают случаи, когда не функционирует палочковый аппарат. Такиелюди не видят в темноте. Их болезнь называется гемералопией (или «куриной слепотой»).
Завершаярассмотрение природы зрительных ощущений, нам необходимо остановиться еще нанескольких феноменах зрения. Так, зрительное ощущение не прекращается в то жемгновение, как прекращается действие раздражителя. Оно длится еще некотороевремя. Это происходит потому, что зрительное возбуждение обладает определеннойинерцией. Такое продолжение ощущения в течение некоторого времени называетсяположительным последовательным образом.
Другойфеномен зрения связан с отрицательным последовательным образом. Суть данногофеномена состоит в том, что после воздействия света в течение некотороговремени сохраняется ощущение противоположного по светлоте воздействующегораздражителя. Например, положите перед собой два чистых белых листа бумаги. Насередину одного из них положите квадратик красной бумаги. В середине красногоквадратика нарисуйте маленький крестик и в течение 20-30 секунд смотрите нанего, не отрывая взора. Затем переведите взгляд на чистый белый лист бумаги.Через некоторое время вы увидите на нем образ красного квадратика. Только цвету него будет другой — голубовато-зеленый. Через несколько секунд он начнетбледнеть и вскоре исчезнет. Образ квадратика и есть отрицательныйпоследовательный образ. Почему образ квадратика зеленовато-голубой? Дело в том,что этот цвет является дополнительным по отношению к красному цвету, т. е. ихслияние дает ахроматический цвет.
Можетвозникнуть вопрос: почему в обычных условиях мы не замечаем возникновенияотрицательных последовательных образов? Только потому, что наши глаза постояннодвигаются и отдельные участки сетчатки не успевают утомиться. [12]
Итак,Маклаков А. Г. объяснил анатомическое строение зрительного анализатора иопределил заболевания, возникающие из-за нарушения его составляющихкомпонентов: дальтонизм, цветовая слепота, «куриная слепота».
Описалдва феномена зрения, именуемые положительным последовательным образом иотрицательным последовательным образом.
Чтобыузнать причины ошибочности зрительных ощущений, обратимся к нейрофизиологии.
Зрительные ощущенияи восприятие связаны в первую очередь с функционированием зрительногоанализатора. Затылочные отделы новой коры представляют собой корковый конецзрительного анализатора, поскольку здесь заканчиваются волокна, идущие отсетчатки глаза. Эти волокна сначала идут в составе зрительного нерва, частичноперекрещиваются в хиазме, продолжая свой путь в зрительном тракте. Причемзрительный тракт правого полушария включает волокна, передающие возбуждение отлевых половин зрительных полей и левого и правого глаза, зрительный трактлевого полушария, соответственно, — от правых половин полей зрения обоих глаз.Волокна зрительного тракта заканчиваются в наружном коленчатом теле, гденачинается новый зрительный путь, который веером располагается внутри височной области- зрительное сияние (или пучок Грациоле) — и заканчивается в первичном полезатылочной коры. Зрительный нерв, зрительный тракт и зрительное сияние имеютсоматотопическую организацию, в случае их поражения возникает выпадениеопределенных частей зрительного поля (гемеанопсии) или слепое пятно (скотома).
Первичные зонызатылочной коры расположены главным образом на медиальной поверхности мозга ввиде треугольника, который направлен вглубь мозга, и занимают самую большуюплощадь по сравнению с другими первичными зонами. Они также имеютсоматотопическую организацию, обладают модальной специфичностью и выполняютфункцию приема и анализа зрительной информации, обеспечивая тем самымэлементарные зрительные функции (остроту зрения и цветоощущение). Поражение первичныхзон затылочной коры одного полушария не оказывает серьезного влияния на работувысших психических функций. Оно приводит лишь к частичным нарушениям полейзрения (гемеанопсиям или скотомам), которые затрудняют зрительное восприятие,но хорошо компенсируются как функциональной перестройкой сетчатки, так идвижением глаз. Исключение составляет поражение первичных зон затылочной корыправого полушария (для правшей). В этом случае больной не замечает дефектовполей зрения и никак не компенсирует их движением глаз, относя недостаткизрения на счет предъявляемого материала (правосторонняя фиксированнаягемеанопсия). При менее грубых поражениях первичных зон затылочной корывозникает частичное выпадение зрительных функций в виде изменения цветоощущенийи фотопсий (яркие вспышки, искры).
Вторичные отделызатылочной коры надстроены над первичными и значительно отличаются от последнихкак по строению, так и по выполняемым функциям. Они состоят из нейронов скороткими аксонами, которые не связаны непосредственно с волокнами, идущими отсетчатки, сохраняют модальную специфичность и осуществляют интегрирующуюфункцию, обеспечивая синтез зрительных раздражений в целостный зрительныйобраз.
Результатыклинических наблюдений показали, что при поражении вторичных зон затылочнойкоры нарушается интегральность восприятия целых зрительных комплексов, чтоприводит к возникновению феномена неузнавания реальных предметов и ихизображений. Такое нарушение зрительного восприятия при поражении вторичныхотделов затылочной коры представляет собой распад высшей организации зрительныхпроцессов и называется «зрительная агнозия». Этот термин былпредложен З. Фрейдом в 1891году. Для всех форм зрительных агнозий характернаотносительная сохранность элементарных зрительных функций (остроты зрения,цветоощущения, поля зрения), но при этом нарушен гностический уровень работызрительной системы. Изучением зрительных агнозий успешно занимались ЗангвиллО., Лурия А. Р., Тэйбер Г. Л. и др. Но их исследования посвящены в основномописанию симптоматики нарушений при поражении вторичных зон затылочной коры,механизмы же этих нарушений пока еще изучены недостаточно. Поэтому существующаяклассификация зрительных агнозий основана на том, что именно не воспринимаетбольной. Большинство авторов выделяют следующие шесть форм нарушениязрительного гнозиса.
1. Предметнаяагнозия — возникает при поражении нижней части вторичных зон затылочной коры. При этомнарушении больной может описать все признаки предмета, но не понимает смыслизображения в целом, не узнает предмет. В такой грубой форме предметная агнозиянаблюдается лишь при одновременном поражении нижних отделов вторичных зонвисочной области левого и правого полушарий. В этом случае больной ведет себякак слепой, хотя и видит предметы. Он постоянно ощупывает их и ориентируется наслух. При одностороннем поражении данная агнозия проявляется при распознаваниив затрудненных условиях (контурное, перечеркнутое, наложенное изображение).
2. Лицеваяагнозия (прозопагнозия)возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры правогополушария. Больные не могут различать человеческие лица или их фотографии. Пригрубой форме лицевой агнозии не узнают мужские и женские лица, детские ивзрослые, лица своих родных и близких.
3. Буквеннаяагнозия возникаетпри поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры левого полушария, награнице затылочной и височной коры (у правшей). Больные правильно копируютбуквы, но не могут их узнать и назвать, в результате распадается навык чтения(первичная алексия).
4. Оптико-пространственнаяагнозия характернадля поражения верхних отделов вторичных зон затылочной коры и сопровождаетсянарушением ориентировки в пространственных признаках окружающей среды иизображений объектов (нарушается лево-правая ориентировка, самостоятельностьрисунка, поскольку рисует все отдельно, иногда возникают трудности чтения буквс признаками «лево — право», например, «К» — «Я»). В грубых случаях нарушается ориентировка и в верхне-нижнихкоординатах.
5. Симультаннаяагнозия характеризуетсясужением объема зрительного восприятия, больной не может одновременновоспринимать два предмета, воспринимает только отдельные фрагменты изображения.Поэтому он не в состоянии поставить карандашом точку в центр круга, так каквидит или круг, или карандаш.
6. Цветоваяагнозия проявляетсяв том, что больные различают цвета, но не говорят, в какой цвет окрашеныпредметы. Они не могут назвать предметы определенного цвета, у них отсутствуетобобщенное представление о цвете, и они затрудняются его классифицировать. Этосвязано с трудностями категоризации цветов, с образованием определенныхцветовых групп.
Процессзрительного восприятия является сложной функциональной системой, опирающейся насовместную работу целого комплекса корковых зон, каждая из которых вноситсобственный вклад в построение активной перцепторной деятельности. [16]
Таким образом,можно проследить влияние нейрофизиологического строения мозга на познавательныепроцессы психики.
Немов С. Р. рассматривает зрительныеощущения в процессе их эволюционного развития.
В эволюции живых существ ощущениявозникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живойматерии избирательно реагировать на биологически значимые воздействия средыизменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своемупроисхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма,с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная рольощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральнойнервной системы как главного органа управления деятельностью сведения осостоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимыхфакторов.
Ощущенияв своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человекасвойств окружающей среды. [14]
Философы-идеалисты и психологи, стоящиена идеалистических позициях, отвергали положение о том, что ощущения человекасвязывают его с внешним миром, и доказывали обратное, что якобы ощущенияотделяют Человека от внешнего мира, сформулировав теорию «специфической энергииорганов чувств». В итоге делался вывод, что человек отражает не воздействиявнешнего мира, а лишь свои субъективные состояния.
Ощущения человека, с одной стороны,объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другойстороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы ииндивидуальных особенностей.
В психологии конца XIX— начала XX в. сложилосьпредставление, согласно которому орган чувств (рецептор) пассивно отвечает навоздействующие раздражители и что этим пассивным ответом и являютсясоответствующие ощущения. Эта концепция называлась рецепторной теориейощущений, и, согласно ей, ощущение — пассивный процесс.
В настоящее время рецепторная теорияощущений признана несостоятельной. Ощущения рассматриваются как активныйпроцесс. Это представление лежит в основе рефлекторной теории ощущений. Многочисленныеисследования показали, что в состав каждого ощущения входит Движение — иногда ввиде вегетативной реакции (сужение сосудов), иногда в виде мышечных реакций(поворот глаз, напряжение мышц и т. д.). Установлено, что сложные ощущения,требующие различения или узнавания предмета, вообще невозможны без активныхдвижений. [3]
Ещё Сеченов И. М. указывал на то, чтодля зрительного восприятия предмета необходимо, чтобы глаз «ощупал» его. Впоследнее время было установлено, что каждое зрительное восприятиедействительно осуществляется при активном участии движений глаз, которые иногданосят характер крупных «ощупывающих» движений, а иногда принимают видмикродвижений глаз.
Все это показывает, что ощущения вовсене являются пассивными процессами, что они носят активный характер и участиедвигательных компонентов в ощущении может осуществляться на разном уровне,протекая иногда как элементарный рефлекторный процесс (например, при сокращениисосудов или мышечных напряжениях, возникающих в ответ на каждое ощущаемоераздражение), а иногда как сложный процесс активной рецепторной деятельности (например,при активном разглядывании сложного изображения).
Вуказании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теорияощущений. [10]
СтолинВ. В. указывает на константность ощущений: « При ходьбе, поворотах головыпредметы не раскачиваются и не меняют ориентацию, хотя и их изображение насетчатке глаза меняет ориентацию, размер, яркость. Обученная перцептивнаясистема человека без труда справляется с проблемой выделения изменений встимуляции, связанных с собственной активностью и с изменениями самих предметов». Этим свойством определяется постоянство наших ощущений относительноокружающего мира.
Обэтом говорил и Бернштейн Н. А.: «Когда мы ходим, поднимаемся по лестнице,поворачиваемся вокруг себя, мы не только знаем, но и ощущаем со всейнаглядностью и непосредственностью, что перемещаемся мы, в то время какпространство с наполняющими его предметами неподвижно, хотя и все рецепторыговорят нам обратное. Если можно так выразиться, каждый субъект еще с раннегодетства преодолевает для себя эгоцентрическую, птоломеевскую систему мировосприятия,заменяя ее коперниканской». Эта идея Н. А. Бернштейна развивается в современныхисследованиях. Можно сказать, что зрительные ощущения предполагают чувственноесамовыделение и пространственную локализацию воспринимающего.[18]
Рользрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человекуисключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромногодиапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятиепредметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от аффективности, вних особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия —наиболее «опредмеченные», объективированные восприятия человека. Именно поэтомуони имеют очень большое значение для познания и для практического действия.
Зрительноеощущение, возникающее в результате воздействия на глаз света, всегда обладаеттем или иным цветовым качеством. Но обычно нами воспринимается не цвет«вообще», а цвет определенных предметов. Предметы эти находятся от нас наопределенном расстоянии, имеют ту или иную форму, величину и т. д. Зрение даетнам отражение всех этих многообразных свойств объективной действительности. Ноотражение предметов в их пространственных и иных свойствах относится уже кобласти восприятия, в основе которого частично лежат также специфическиезрительные ощущения.
Чувствительностьглаза к световым волнам различной длины неодинакова. Наиболее яркими кажутсячеловеческому глазу лучи, длины волн которых соответствуют желто-зеленой частиспектра (556 мм). В сумерки наиболее ярким кажется не желто-зеленый цвет, азеленый цвет, имеющий длину волны 510 нм. С наступлением темнотыкрасно-фиолетовые цвета темнеют, а зелено-голубые цвета светлеют. Это явлениеносит название явления Пуркинье. Общее количество различаемых глазомцветных тонов максимальной насыщенности доходит до 150.[17]
Такимявляется обоснование значимости зрительных ощущений в познавательных целях.
Рользрительных ощущений в психической жизни человека так же не маловажна. Можносказать, что в своих отношениях с действительностью человек в первую очередьруководствуется зрением. Какие ощущения даёт нам зрение? Что замечают, чтовидят наши глаза в объективном мире?
Несомненно,в основном две вещи: свет и цвет. По существу, ощущения света переживаются какощущения цвета – темное и светлое; они всегда считались цветом, особенно ихполюса — черное и белое. Серое тоже скорее цвет, чем свет. Признав всезрительные ощущения цветовыми ощущениями, дадим более правильное описание нашихпереживаний. Тогда свет, безусловно различаемый глазом, следует считать некачественно отличной отдельной группой зрительных ощущений, а одним из моментовощущения цвета, по которому можно отличать один цвет от другого.
УзнадзеД. Н. указывает, что некоторые психологи так и поступают, полагая, чтоединственная функция зрения заключается в ощущении цвета. [20] Со сторонникамицветовых теорий зрения мы сталкивались ранее.
Нозрительные ощущения нужны человеку не только для познания.
Многочисленные наблюдения показали, чтонарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой,вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденныхслепоглухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучатьспециальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их нормальноепсихическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельноразвиваться.
Ощущения позволяют человеку восприниматьсигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма.Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источникомпознания, так и основным условием его психического развития.[11]
Таким образом, серьезные нарушения зрения могут приводить, с одной стороны, к информационной недостаточности, а с другой — к сбою механизмов информационной обработки. [1]
Гинецинский В.И. указывает на связьзрительных ощущений и эмоций, говоря, что они возникают последовательно инеотъемлемы друг от друга. [5]
Есть и другие процессы взаимодействияощущений. В результате действия раздражителей на один анализатор могутповышаться или понижаться пороги ощущений другой модальности. Это явление былоизучено Кравковым С.В. [9]. Например, сильный шум снижает остроту центральногозрения, а слабый – повышает. Под влиянием сладкого, соленого и кислогочувствительность зрения повышается, а под влиянием горького – снижается.Изменения могут достигать нескольких десятков от первоначальной величины исохраняться долго. Ещё Ломоносов М. В. писал, что на морозе цвета ярче. Более громкимкажется голос в темноте.
Другое проявление взаимодействияанализаторов – явление синестезии. Это возникновение ощущений одной модальностипри действии раздражителя другой модальности. Истинная синестезия встречаетсяочень редко. Синестезией иногда называют появление целостныхобразов-представлений при действии раздражителя другой модальности. Изучаясинестезию, Журавлев А.П. установил типичные звуко-цветовые соответствия: А –густо-красный, Е – зеленый, И – синий. В анализе стихотворений известных поэтовнаблюдалость соответствие цветовая палитра, описанная словами, хорошосоответствует цветовому значению звукобукв. [8]
Положительноезначение субъективности зрительных ощущений ярко отражается в деятельноститворческих людей.
Мир художника –это прежде всего видимый мир. Все, что окружает человека, предстает передхудожником в большей части в виде зрительных образов, поэтому мышлениехудожника является главным образом мышлением визуальным.
Наши ощущенияесть образы внешнего мира, существующие вне нашего сознания. Материя,действующая на наши органы чувств, дает нам ощущения. Физиологически, ощущениевоспринимается мозгом человека, его нервными окончаниями, сетчаткой глазаи.т.д. Ощущение есть определенным образом организованная материя. Живоесозерцание предмета является моментом чувственной практической деятельностичеловека. [19]
Длявсех органов чувств существует проблема «субъективного» и«объективного» аспектов. Субъективная сенсорная физиология(психология) занимается ощущением и восприятием — областью человеческойпсихики. Объективная имеет дело с физико-химическими, электрическимипроцессами, например, частотой импульсов в центрах головного мозга и т.п. Тефилософские школы, которые считают, что человеческое тело в своей сущностиотделено от человеческого духа, рассматривают объективную и субъективнуюсенсорную сферы как самостоятельные. Философские системы с материалистическойбазой объективную и субъективную основу сенсорики принимают как разные методынаблюдения одного и того же предмета: физиологические и психологическое.
Усоветских психологов нет единодушия во взглядах. Каждый из них рассматриваетзначение зрительных ощущений в различных аспектах: познавательных,адаптационных, развивающих, творческих.
1.2Изучение проблемы зрительных ощущений в зарубежной психологии
ИоганнесМюллер выдвинул принцип специфических энергий чувств. основное положение,основной тезис Иоганнеса Мюллера. «Качество ощущения, — писал он, — зависит неот качества, от природы, иначе говоря, воздействия, а от природы самогооргана». Он в свое время выражал эту мысль так: «от природы нервов», имея ввиду чувствительные окончания, в основном, аппараты ощущения. Второй тезис,центральный для Иоганнеса Мюллера, состоял в том, что «то, что нам дают нашиощущения, отражает, выражает природу и состояние наших органов чувств, нервов,а не природу того, что эти ощущения вызывает». И наконец, третий тезис: в нашемпознании внешнего мира мы не можем перейти через границу, через перегородку,которая отделяет наши ощущения от внешнего мира, и эту-то перегородку иобразуют наши органы чувств. Какой же общий вывод можно сделать из этих трехположений? Общий вывод очень ясен. Это вывод о непознаваемости внешнего, тоесть независимо от нас и от наших ощущений существующего, мира. Это вывод субъективно-идеалистический,это вывод, который дал основание, главное основание говорить о физиологическомидеализме, то есть идеализме, опирающемся на физиологические данные.
Надосказать, что все эти тезисы были извлечены Иоганнесом Мюллером из некоторых оченьпростых наблюдений. Иоганнес Мюллер обращал внимание на то, что какой быэнергией мы ни воздействовали на тот или другой рецептор, то естьчувствительный аппарат, эффект, который возникает, субъективный эффект в формеощущения будет передавать особенность, специфическую энергию, которая отличаетили на которую рассчитывает соответствующий рецептор, а не особенность энергииили особенность воздействия, которое вызвало процесс в рецепторе. Если —иллюстрировал свою мысль Мюллер — мы окажем на глаз воздействие механическое,то глаз будет реагировать ощущениями световыми. При ударе посыплются искры изглаз. Если мы будем глаз раздражать электрическим током, то возникнут тожезрительные ощущения, кстати, цветовые, явления фосфенов, как они называются, тоесть опять воздействие другой энергии — электрической — на глаз будет вызыватьвсе-таки зрительные ощущения. То есть давление или электрическое раздражениебудет передаваться на языке того сенсорного аппарата, то есть того органачувств, который подвергается воздействию. [11]
ВундтВ. определил ощущения как исходный, базовый уровень когнитивной сферы психики.Рид Т. дал своё понимание: ощущения — отражения отдельных сторон воспринимаемойдействительности, не отнесенного к конкретному объекту с его предметным значением(ощущение светового пятна, громкого звука, сладкого вкуса). При этом подощущением понимается и сам процесс сенсорного отражения, и его продукт — сенсорный образ. [15] Можно точно сказать, что одно-единственное застывшее полезрения несет скудную информацию о мире. Вряд ли конечная цель эволюциизрительной системы состояла в этом. Факты говорят о том, что на самом делезрительное осознание действительности панорамно и сохраняется даже во времялокомоторного акта, сколь бы длительным он ни был. [4]
Зрение — это процесс определения поизображениям, что именно присутствует в окружающем мире и где именно ононаходится, т. е. зрение сводится к решению задач обработки информации. Для тогочтобы человек был способен узнавать, что и где находится в окружающем мире,мозг человека должен обладать возможностями представлять каким-то образомсоответствующую информацию во всем разнообразии цвета, формы, движения иотдельных подробностей. Изучение зрения, следовательно, не должно сводиться кизучению лишь того, каким образом извлекать из изображений различные аспектыреального мира, представляющие интерес для человека — оно должно такжепредусматривать и изучение природы внутренних представлений, посредствомкоторых человек сохраняет эту информацию, обеспечивая возможность использоватьее в качестве основы для принятия решений. Этот дуализм — представление иобработка информации — составляет самую сердцевину большинства задач обработкиинформации и самым существенным образом определяет изучение в рамках теории Марраконкретных задач, возникающих в связи с проблемой зрения.
Для того чтобы добиться полногопонимания системы столь сложной, как нервная система, следует использоватьразличные типы научного объяснения, относящиеся к различным уровням описанияработы системы, которые, по крайней мере в принципе, представляют собойнекоторое единое целое, хотя прослеживание связей между отдельными уровнями вовсех подробностях практически бессмысленно. Полное понимание феномена-зрения вцелом означает понимание того, каким образом можно надежно и эффективноизвлекать описания реального мира из его изображений.
Зрение представляет собой процесспорождения по изображениям внешнего мира описания, полезного для наблюдателя ине перегруженного несущественной для него информацией. Этот процесс можнорассматривать как некоторое отображение одного представления в другое, причемисходное представление образуется массивами значений яркости изображения,зарегистрированных фоторецепторами сетчатки. [13]
По словам Кондильяка, видя в первый раз свет, мы сами«составляем» этот свет скорее, чем видим его. Но все чаще позднейшеезрительное познание опирается на опыт. Если бы тотчас после него мы вдругослепли, наши сведения об этом не утратили бы существенных черт, пока мысохраняли бы об этом воспоминание. В школах для слепых сообщается столько жесведений о свете, как и в других школах. Изучаются и отражение, и преломление,и спектр, и гипотеза эфира и т.п. Но самый лучший воспитанник такого заведения(слепорожденный) имеет в знании пробелы, которых нет у самого невежественногозрячего ребенка. Зрячий никогда не объяснит слепому, что такое свет вообще, ипотеря известной сферы ощущений не вознаграждается никакой школьной выучкой.Все это до того очевидно, что мы видим ощущение «постулируемым» вкачестве опытного элемента даже теми философами, которые всего менее склонныпридавать ему большое значение и ценить доставляемое им знание. [7]
Все«сенсорные факты» — ощущения — суть вопросы, задаваемые мозгу рецепторами, авсе восприятия — ответы, иногда верные, иногда неверные.
Всущности, нашим органам чувств предметы доступны лишь в очень малой степени.Ведь ощущаются не предметы как таковые, а мимолетные зрительные формы,возникающие при легком контакте объекта с анализатором. Нашим ощущениям непосредственнодоступна лишь малая часть важных свойств объектов. Эти «важные свойства» сутьсвойства физические, благодаря которым вода сохраняет текучесть, а мосты —неподвижность; «внутреннее устройство» воды и моста спрятано от глаз. Есливдуматься, мы полагаемся главным образом как раз на такие свойства предметов,которые никогда не воздействовали на наши органы чувств непосредственно.
Некогдасчиталось, что поведение индивида определяется сенсорной информацией — той,которая непосредственно и сиюминутно доступна зрению и другим чувствам. Теперьмы знаем, что это не так; сенсорная информация недостаточно полна. Она не полнанастолько, что совершенно правомерно ставился вопрос, пригодна ли она вообщедля руководства поведением, содержит ли она то, что человеку нужно узнать опредмете, чтобы отнестись к нему правильно, то есть чтобы решить задачуповедения по отношению к данному объекту. Трудность задачи несомненна, и мозгсталкивается с этой задачей постоянно.
Получаятончайшие намеки на природу окружающих объектов, мы опознаем эти объекты идействуем, но не столько в соответствии с тем, что непосредственно ощущаем,сколько в согласии с тем, о чем мы догадываемся. Человек кладет книгу не на«темно-коричневое пятно», он кладет ее на стол. Догадка преобразует темно-коричневоепятно, ощущаемое глазами, или твердый край, ощущаемый пальцами, в стол — нечтоболее значащее, чем любое пятно или край. Темно-коричневое пятно пропадает,когда мы отворачиваемся, но мы уверены, что стол и книга находятся по-прежнемутам же, где были.
Епископангликанской церкви Джордж Беркли поставил под сомнение утверждение о том, чтопредметы продолжают существовать, когда человек их не ощущает, — «ибо как можнознать это?» Но чтобы не получилось так, что вещь ведет «прерывистый образ жизни»,— по выражению Бертрана Рассела, — Беркли вводит Бога: предметы существуютпостоянно, потому что Бог постоянно наблюдает за ними. И этот же довод Берклииспользовал позднее как доказательство существования бога.
Ивсе же Беркли подводит нас к важной проблеме: как мы узнаем то, что нам не данов ощущениях?
Оптическиеизображения, формирующиеся на сетчатке глаз (ретинальные изображения),представляют собой всего-навсего световые узоры, которые важны лишь постольку,поскольку могут быть использованы для узнавания неоптических свойств вещей.Изображение нельзя съесть, как не может есть и оно само; биологическиизображения несущественны. Этого нельзя сказать о всей сенсорной информациивообще. Ведь чувства вкуса и прикосновения прямо передают биологически важнуюинформацию: предмет твердый или горячий, съедобный или несъедобный. Эти чувствадают мозгу сведения, насущно необходимые для сохранения жизни; к тому жезначимость такой информации не зависит от того, что представляет собой данныйобъект как целое. Эта информация важна и помимо опознания объектов.
Посколькувосприятие состоит в том, что из сенсорных данных извлекаются сведения о неощущаемых непосредственно характеристиках предметов, нет смысла настаивать, чтовоспринимаемые нами представления о предметах, то есть наши основные сведения оних, свободны от примеси абстракций. Мы не только верим тому, что видим, но донекоторой степени и видим то, во что верим.
Центральная проблема зрительноговосприятия состоит в том, чтобы узнать, каким образом мозг перерабатываетузоры, ложащиеся на сетчатку, в представления о внешних предметах. «Узоры» втаком смысле чрезвычайно далеки от «предметов». [6]
Как можно увидеть, у каждого зарубежногопсихолога на данную тему свой взгляд. Вундт В. и Рид Т. считают зрительныеощущения частью познавательной сферы психики и не более, а Мюллер акцентируетвнимание на их субъективности. МаррД. подчёркивает их важность длямироописания, а Грегори Ричард Лэнггон не может отказаться от мысли, чтополучаемые зрительные образы далеки от истинных. Единогласия во взглядах нет,но значит ли это, что зрительные ощущения не изучены? Нет, это значит лишь то,что их можно познавать столь бесконечно, сколько будет существоватьчеловеческая психика и неоднозначность взглядов на мир как через глаза, так ичерез его духовный мир.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Органзрения – один из главных анализаторов организма, обеспечивающих получениенаиболее полной динамической информации (цвет, форма, удаленность и пр.) обокружающем мире. В процессе эволюции зрение отдифференцировалось какмногоступенчатый процесс, включающий: получение изображения в глазу, выделениенаиболее важной информации из него, передачу этой информации в мозг,интерпретацию изображения, выделения важных участков объекта, наведение глаз спомощью моторных систем на эти участки и получение резкого изображения,соединение изображений двух глаз в единый образ, опознание образа путемсопоставления с запасом информации, имеющейся в памяти, локализация объектов иего деталей в пространстве.
Такимобразом, главная функция зрения — познавательная: 90% информации об окружающеммире человек получает через зрительный анализатор, что в 30 раз больше, чемчерез слуховой анализатор. Из многообразных признаков предметов и явленийокружающего мира с помощью зрения отражаются такие качества и параметры как:цвет, форму, величину, удаление, направление, телесность, покой и движение.
Большуюроль играет зрение и в эмоциональном и эстетическом развитии человека. Привозникновении ощущений любого вида у человека возникают эмоции, являющиесяосновной дальнейшего развития чувств – переживаний отношения к окружающейдействительности. Именно зрительные ощущения, связанные с цветным зрением,вызывают у человека наиболее яркие и глубокие переживания при восприятиикрасоты природы, произведений искусства и пр. Гете отмечал: «Люди оченьрадуются цветам. Глаз чувствует потребность видеть цвет. Вспомним о томприятном оживлении, которое мы испытываем, когда в пасмурный день лучи солнцаупадут на часть видимого пейзажа и цвета освещенных предметов делаются для насхорошо видимыми».
Участиезрения необходимо практически во всех видах человеческой деятельности. Усвоениенавыков предметно-практической, учебной, трудовой, бытовой деятельности,пространственной ориентировки осуществляется под зрительным контролем. Велика рользрения и в общении как особом виде человеческой деятельности, в том числе и вречевом общении. На основе зрения возникает понимание первых слов, усвоениеартикуляции, формируется образ партнера по общению. На основе визуальноговосприятия мимики, пантомимики возникает обратная связь, необходимая длядальнейшего взаимопонимания человека человеком, оформляются эмоциональныепереживания в виде адекватных эмоциональных реакций. [2]
Существуютразличные подходы к пониманию зрительных ощущений. Их рассматривают санатомической точки зрения, познавательной, развивающей, эмоциональной,творческой, и все мнения разнятся между собой. А общим во взглядахотечественных и зарубежных психологов является значение зрительных ощущений дляпознания мира. Но одни психологи считают зрительные ощущения мостом между мироми человеком, другие – неприодалимой стеной, из-за высокой субъективности инеоднозначности ощущений. Все разнообразие перечислить не легко, так как онобезгранично, как и сам процесс познания мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХисточников
1. Блинникова И.В. Роль зрительногоопыта в развитиипсихических функций — М.,Изд-во ИПРАН, 2003. — 142 с.
2. ВолковаИ. П. Роль зрения в жизнедеятельности человека и последствия его нарушения впсихическом и личностном развитии. 2008 Доступный с
3. ГамезоМ.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод,пособие курсу Г18 «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России,2004. — 276 с.
4. ГибсонДж. Экологический подход к зрительному восприятию \ под ред. Логвиненко А. Д..-М.: ПРОГРЕСС ,1988 Доступный с
5. ГинецинскийВ.И. Пропевдический курс общей психологии Учебное пособие СПб.: Изд-воС.-Петерб. ун-та, 1997
6. ГрегориРичард Лэнггон Разумный глаз: Пер с англ. Изд. 2-е. — М.: Едиториал УРСС, 2003.7. Джемс В. Психология: Гарвардский университет, 1984
8. КарповЛ.В. Общая психология. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
9. КравковС. В.Глаз и его работа. 4-е изд., 1950. — 532 с. Доступный с
10. ЛеонтьевА. Н. Лекции по общей психологии. М.,2000
11. ЛурияА.Р. Ощущения и восприятие. — М., 1975.
12. МаклаковА. Г.Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебникнового века»)
13. МаррД. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработкизрительных образов: Пер. с англ. — М.: Радио и связь, 1987. — 400 с.
14. НемовР.С. Психология:Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
15. ПутятоЛ-М.Психология сенсорных процессов: Учеб. пособие / Л.М.Путято. — Гродно: ГрГУ,2001. — 80 с.
16. РепинаН. В., Воронцов Д. В., Юматова И. И. Основы клинической психологии, 2003 г Доступный с
17. РубинштейнС. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
18. СтолинВ.В.Восприятиепространственных свойств предметов. — Вкн.:Познавательныепроцессы.Ощущения,восприятие.М.,1982.
19. ТабашниковаГ.М., Столярова Е.Г. Роль восприятия и визуального мышленияв познании действительности и в творческой деятельности Доступный с
20. УзнадзеД. Н. Общая психология/Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В.Имедадзе. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. – 413 с.