Проблемно-тематический курс по мировой экономике

–PAGE_BREAK–
в) Какая страна обладает сравнительным преимуществом в производстве товара Х?

Сравнительным преимуществом в производстве товара Х обладает страна А, так как она более квалифицирована, так как издержки на производство товара Х, меньше чем у страны Б.

4. В каких преобладающих коммерческих формах может быть реализована технология?

Производство товара будет перемещаться в менее развитые страны из передовых по мере стандартизации технологии производства, согласно теории Вернона, в основном в форме

Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии – внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потребность внутри страны. Поэтому на этой стадии производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

На стадии роста спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизованным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт.

 На стадии зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах.

По мере того как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером.

Если научные исследования и разработки, передовая технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, производство продукта будет действительно перемещаться в страны, располагающие сравнительным преимуществом по другим факторам производства, например, дешевой рабочей силе.

Коммерческие формы реализации такой технологии – транснациональные компании. Технология, то есть в экономическом смысле все виды знания, имеющие экономическую ценность, может быть продана или передана по лицензионному соглашению. Однако, права на такой вид интеллектуальной собственности установить трудно. Все эти проблемы можно частично решить, если вместо продажи технологии подумать об извлечении дохода при помощи образования заграничного филиала. Таким образом, организуя международные компании, страна – автор нововведений, получает возможность извлечения выгоды на всех этапах жизненного цикла товара.

5. Что показывает номинальный коэффициент защиты, какие стороны сельскохозяйственной политики он характеризует?

Номинальный коэффициент защиты сельскохозяйственных производителей показывает, насколько внутренний рынок сельскохозяйственной продукции защищен от импорта. Он характеризует степень протекционистской политики государства в области сельскохозяйственного производства.

6. Каковы роль и место российской экономики на современном мировом рынке технологий? Каковы перспективы выхода России на мировой рынок с продукцией высокой степени обработки, в частности с высокотехнологичным оборудованием?

Большинство экономистов считают, что поставки на международный рынок сырья и продукции с низкой степенью переработки отрицательно влияют на экономику страны, страна превращается в сырьевой придаток развитых стран и т.д. Сегодня Россия находится именно в таком положении. Однако опыт некоторых чисто сырьевых стран показывает, что при разумном использовании «нефтедолларов» можно добиться как экономико-социального благополучия, так и научно-технического. Например, ОАЭ, единственным ресурсом которых была нефть, не стали концентрироваться на ее глубокой переработке, а использовали поступления от торговли сырьем для развития других секторов – индустрии туризма. И живут очень хорошо.

Россия обладает высоким научным, техническим, кадровым и ресурсным потенциалом, сегодняшняя политика Правительства направлена на отход от торговли сырьем и развитие перерабатывающих производств, в том числе высокотехнологичных. В качестве рекомендаций: нет необходимости сегодня разрабатывать новые технологии «вдогонку» западным, то есть снова изобретать велосипеды, необходимы «прорывные идеи» — например, нанотехнологии, новые источники энергии, медицинские технологии и т.д., не имеющие аналогов в мире. Только так мы можем сегодня восстановить значение России в мире в качестве постиндустриальной державы.
Тема 4 Государственное регулирование внешней торговли
1. Какие методы и инструменты внешнеторговой политики предусмотрены Законом РФ «о государственном регулировании внешнеторговой деятельности»? Какие негативные последствия возможны для национальной экономики при условии несовершенства правового и экономического регулирования, недостаточности мер контроля за внешнеторговой деятельностью со стороны государственных органов?

В соответствии со ст.13 Федерального Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования экономических операций. Иные методы регулирования путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и ее субъектов не допускается. В этом же Законе (ст.4) закреплен приоритет экономических мер, среди которых центральное место занимает таможенный тариф.

В Законе «О таможенном тарифе» сформулированы основные цели таможенного тарифа. В качестве одной из них определена рационализация товарной структуры ввоза товаров в Россию. Как правило, снижаются, или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

Еще одной задачей таможенного тарифа в Законе названа защита экономики России от неблагоприятного иностранной конкуренции. Тариф – средство стимулирования отечественного производства.

Между тем возможности российского таможенного тарифа выполнять данную функцию недостаточны и настоящее время они обнаруживают тенденцию к дальнейшему сужению. Во-первых, степень его дифференциации в несколько раз ниже, чем в большинстве развитых стран, где число тарифных позиций превышает 10 тысяч. Диапазон ставок российского тарифа узок – от5 до 30%.

В таможенно-тарифной практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-25%, а в отдельных случаях и в два раза. Поэтому методы определения цены импортного товара также важны для расчета сумм пошлин, как и размер самой пошлины. В этой же сфере кроются и недостатки: при недостаточных мерах контроля со стороны государства тарифный метод регулирования теряет свою силу и превращается в негативный фактор.

2. Каковы последствия изменения тарифа для российских потребителей; национальных производителей автомобилей; иностранных экспортёров?

В случае повышения пошлин на импортируемые товары возникнут следующие последствия:

— для российских потребителей: повысятся цены как на импортируемые, так и на аналогичные товары отечественного производства;

— национальные производители автомобилей пользуются поддержкой государства, за годы рыночных реформ они так и не создали конкурентоспособных товаров (кроме некоторых большегрузных, например, КамАЗ), при этом цены на российские автомобили сравнимы с импортными аналогами, видимо, все меры государственного регулирования направлены на дальнейшее разрушение автомобилестроения в России;

— иностранные экспортеры снизят объем продаж своих товаров в России, следовательно, потеряют часть прибыли.

Таким образом, повышение таможенных пошлин негативно отразится на российских потребителях и иностранных импортерах.

3. Представьте себе, что к Вам обратилась российская автомобильная компания «ВАЗ» с просьбой подготовить рекламный текст, в котором бы обосновывались введение ограничений на импорт иностранных автомобилей. Какие аргументы целесообразно привести в Вашей рекламе?

Для обоснования введения ограничений на импорт иностранных автомобилей можно использовать только упор на чувство патриотизма, так как экономически обосновать предложение покупать российские автомобили невозможно. Однако акция Немцова уже стала анекдотом, поэтому второй раз пытаться поддержать отечественного товаропроизводителя путем агитации невозможно. Протекционизм в автомобилестроении привел к безответственности и бесхозяйственности, которые продолжают усиливаться. ВАЗ по каким-то неведомым причинам отказывается от конкуренции, не пытается улучшить свое производство.

4. Против кого будет предпринято антидемпинговое расследование? Аргументируйте свой ответ.

При отсутствии сговора между фирмой «Азовсталь» и «Клекнер» нарушение антидемпингового законодательства совершено фирмой «Клекнер».
Тема 5 Мировой рынок капиталов и международный кредит
1. Какова цель вступления России в эту организацию?

Для повышения эффективности внешнеэкономических связей в рамках национальных экономик, сохранения мирового экономического равновесия, усиления планетарного экономического единства необходима международная координация экономической политики.

Важнейшую роль в регулировании современных международных экономических отношений принадлежит межгосударственным экономическим организациям (МГЭО).

Существуют два вида МГЭО — общеэкономического и отраслевого характера.

Межгосударственные организации общеэкономического характера призваны содействовать сотрудничеству своих членов в сфере, которая охватывает широкий спектр международных экономических отношений. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др.

В отличие от них отраслевые экономические организации основное внимание уделяют регулированию международного экономического сотрудничества в конкретной сфере. Например, Международная морская организация (ММО), Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Организация космической связи (“Интерспутник”) и др.

Россия является членом международных финансовых организаций, в том числе Парижского клуба. Россия вступила в эту организацию в период начала рыночных преобразований. Одной из важных проблем с внешними долговыми активами бывшего СССР стала необходимость их конвертации из инвалютных рублей, в которых они были номинированы, в действующие валюты. Однако решить проблему с курсом пересчета своими силами Россия, по всей видимости, не могла, требовались дополнительные возможности для давления на государства-должники. Такие возможности могло дать вступление в международную организацию стран-кредиторов – Парижский клуб. Конечно, это накладывало и определенные ограничения, но при взыскании своих долгов с развивающихся стран все равно приходилось оглядываться на позицию других кредиторов, а также учитывать политику международных организаций – Международного валютного фонда, Всемирного банка и Парижского клуба.

Вступление в Парижский клуб способствовало заключению целого ряда соглашений об урегулировании задолженности на условиях клуба, что позволило начать получение платежей как минимум от десятка стран-должников. При этом Росси пришлось принять условия Парижского клуба о списании задолженности ряду стран.

2. Какова роль международных финансово-кредитных институтов, транснациональных промышленных и банковских корпораций в экспорте капитала? Каковы перспективы России в погашении долгов?

Международные финансовые организации (МФО) создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики. Этими задачами могут быть:

–        операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;

–        межгосударственные кредиты — кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита; инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты);

–        инвестиционная деятельность/кредитование в области «внутренних» проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.);

–        благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.

В качестве примеров международных финансовых организаций можно назвать Международный Валютный Фонд, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международная Финансовая Корпорация.

Для осуществления своих функций МФО используют весь спектр современных технологий финансового и инвестиционного анализа и управления рисками, от фундаментального исследования потенциального инвестиционного проекта (для чего, чаще всего, привлекаются специализированные команды или институты экспертов международной квалификации, международные аудиторские фирмы и инвестиционные банки) до операций на глобальных фондовых рынках (рынках производных ценных бумаг).

Эффективность деятельности МФО в значительной степени зависит от взаимодействия с правительствами и правительственными организациями стран-участниц. Так инвестиционная деятельность МФО зачастую предполагает тесное сотрудничество с государственными экспортными кредитными агентствами, осуществляющих страхование и управление рисками по крупным международным проектам.

Из многочисленных организаций занимающихся валютно-финансовыми проблемами (а их более 40) наиболее крупными являются: МБРР, МФК, MAP, МИГА (входят во всемирный банк), МВФ, ЕБРР.

Сумма внешней задолженности России составляет свыше 120 млрд. долл. США. Основными кредиторами являются страны Парижского и Лондонского клубов, МВФ. Этот долг состоит из обязательств СССР и Российской Федерации после 1991 года. В начале переходного периода в России сложилась критическая ситуация на внутреннем рынке. В связи с распадом СССР и разрушением экономических связей страна остро нуждалась в финансовых средствах для поддержания своей экономики и решения социальных проблем. В этот период международные финансовые организации под огромные проценты выдавали кредиты России, в том числе на реструктуризацию экономики. По условиям этих организаций, например, МВФ, Россия должна была выполнять определенные условия, не всегда соответствовавшие ее интересам, нанесшие ущерб экономике России своей непродуманностью, однако цель кредитов была достигнута – экономика России в конечном итоге, в том числе и благодаря международным кредитам, вышла из кризиса. В истории нет сослагательного наклонения «что было бы, если бы кредиты не были предоставлены», но возможно, что именно эти кредиты при всех отрицательных сторонах их условий помогли России в кризисной ситуации.

Сегодня Россия является кредитоспособным, инвестиционно привлекательным государством, она в состоянии обслуживать внешний долг и погашать свои обязательства, в том числе и досрочно, участие в международных финансовых организация становится выгодным как для России, так и мирового хозяйства. Погашение внешнего долга России имеет хорошие перспективы, Россия как финансовый партнер подтвердила свою надежность как кредитор.

3. Можно ли считать, что инвестиции идут более охотно в Африку, чем в США? Чем определяются сегодня экспорт и импорт капитала? Какова общая тенденция роста масштабов экспорта и импорта? Возможен ли экспорт капитала из развивающейся страны?

Экспорт и импорт капитала определяются не только прибыльностью, надежностью инвестиций, но и политическими, стратегическим соображениями. Государственные инвестиции вкладываются за рубежом в первую очередь в инфраструктуру для создания благоприятных условий инвестированию частного капитала. Обычно схема инвестирования в развивающиеся страны представляет собой процесс постепенного вовлечения этих стран в международную экономику, затем эти страны сами становятся инвесторами, в том числе и в развитые страны. В зависимости от того, каким образом страны-реципиенты распоряжаются международными кредитами, можно выделить два направления: в латиноамериканских странах образовались огромные внешние долги при умеренном развитии экономики и сильной зависимости от промышленно-развитых стран, в азиатско-тихоокеанских государствах иностранный капитал позволил развить собственную промышленность, туризм и сферу услуг, и сегодня эти страны развивают свою экономику ускоренными темпами.

Расширяются и сферы инвестирования, и увеличиваются его объемы, в том числе в развивающиеся страны, инвестиции в которые составляют более трети всех прямых инвестиций. Экспорт капитала приводит к тому, что предприятия, созданные в одном государстве, принадлежат полностью или частично компаниям другого государства. Основная деятельность крупных монополий осуществляется вообще в нескольких странах.

Многие национальные общества, тресты, компании, имеющие за рубежом многочисленные филиалы, а также дочерние общества. Речь идет, таким образом, о монополиях, национальных по своему капиталу, но международных по сфере деятельности. К числу таких транснациональных корпораций США принадлежат «Дженерал моторз», «Форд моторз», «Интернэшнл бизнес мэшинз» и др. В европейских странах крупнейшими международными монополистическими корпорациями являются «Филипс» (Нидерланды), «Бритиш петролеум», «Империал кэмикал индастриз» (Великобритания), «Сименс» (ФРГ), «Нестле» (Швейцария).

4. Каковы формы, методы и инструменты привлечения иностранных инвестиций в экономику России? Каким образом межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения и защита инвестиций, которые предлагает Россия, влияет на решение иностранных инвесторов?

Инвестиционные потребности России составляют около 140 млрд. долл. Нет необходимости вовлекать в инвестиционный процесс только российские финансы, в зависимости от условий инвестирования часть из них может быть иностранными. Причем предпочтение необходимо отдавать прямым и долгосрочным инвестициям, способствующим развитию экономики России.

Наша страна привлекает капитал, в основном, форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.

Прямые инвестиции (как в свободно конвертируемой, так и в национальной валюте), обеспечивающие иностранным инвесторам право на управление предприятием, представляют собой преимущественно взносы в уставные фонды совместных предприятий и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий.

Портфельные инвестиции остаются одной из наиболее прибыльных и перспективных форм капиталовложений в отдельные отрасли нашей экономики, прежде всего в связь, телекоммуникации, пищевую, деревообрабатывающую, цементную.

В последние годы в мировой экономике прослеживается тенденция к росту привлечения капитала в ссудной форме. Экспорт ссудного капитала осуществляется как по государственной, так и по частной линии, на льготных и коммерческих условиях. Это государственная помощь, кредиты на осуществление конкретных инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты, облигационные займы и др. Большая часть ссудных инвестиций приходится на международные финансовые организации, крупные банки, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и др.

Существуют многообразные формы инвестирования.

1. Лизинг.

2. Лицензирование (продажа “ноу-хау” зарубежному партнеру).

3. Франчайзинг.

4. Совместное производство.

5. Субподряд.

6. Строительство заводов, объектов “под ключ”.

Перспективным направлением развития международной инвестиционной активности является создание особых (специальных экономических зон (ОЭЗ). Это одна из наиболее притягивающих форм заинтересованности иностранных инвесторов, которая дает возможность активизировать предпринимательство, наращивать экспортный потенциал, формировать рыночную инфраструктуру, ускорять развитие отдельных регионов и отраслей экономики.

Для привлечения инвестиций государством обеспечиваются условия: формируется законодательная база, развивается рынок ценных бумаг.

5. Раскройте особенности инвестиционного климата в современной России?

Инвестиционный климат в России отражает степень благоприятности ситуации по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну. В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.

Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат, и способствующих экономическому росту. Обычно применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране (приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации:

— природные ресурсы и состояние экологии;

— качество рабочей силы;

— уровень развития объектов инфраструктуры;

— политическая стабильность и предсказуемость;

— состояние бюджета, внешний долг;

— качество государственного управления;

— законодательство, полнота и качество в плане регулирования экономической жизни;

— уровень соблюдения законности и правопорядка;

— защита прав собственности;

— качество налоговой системы и др.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и «барометром» для иностранных инвесторов.

Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер. Поток иностранных инвестиций зависит и от отдельных факторов, определяющих инвестиционный климат в стране.

Капитал, как правило, направляется в зоны высокой прибыльности, устойчивой ликвидности и безопасности.

Последние годы показали, что Россия перешла в разряд инвестиционно привлекательных стран, в том числе и дня государственных инвестиций, а также для зарубежных частных и государственных инвестиций, причем характер этих инвестиций также изменился – если раньше предпочтение иностранных инвесторов было направлено на ценные бумаги, то теперь не менее привлекательными стали и инвестиции в производство, то есть реальные инвестиции.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Тема 6 Мировой рынок труда
1. Каковы главные причины, вызывающие внешнюю миграцию рабочей силы? Какие социально-экономические последствия миграции для стран-доноров и стран-реципиентов рабочей силы?

Процесс миграции наблюдается сейчас повсеместно: из регионов (стран) с высокой рождаемостью происходит переселение в регионы, отличающиеся низкой рождаемостью. Это порождает множество социальных проблем, заставляющих ограничивать такую миграцию. В странах и регионах с высоким уровнем жизни принимаются законы, ограничивающие въезд мигрантов из других стран (регионов), создаются всяческие препятствия, преграды.

Такая политика является чисто биологической реакцией одной популяции на вторжение особей из другой популяции, хотя и аргументируется политиками разных стран экономическими и социальными законами. Хотя большинство стран мира продвигается по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они принимают меры, ограничивающие международную миграцию. Миграция приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами, которые также имеют место. Один из них – финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат с менее развитыми государствами. Типичным примером являются США и Мексика с другими странами Карибского бассейна, Франция и страны Магриба, Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит к наплыву не только легальных, но и нелегальных иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов.

2. В каких направлениях и формах осуществляется государственное регулирование миграции рабочей силы?

Государственное регулирование миграции рабочей силы осуществляется как с целью насыщения рынка труда, так и с целью снижения социальной напряженности в регионах, где применение иностранной рабочей силы неадекватно воспринимается коренным населением страны.

Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования.

Законодательство большинства стран, регулирующее въезд иностранцев, прежде всего, проводит четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и не иммигрантами – людьми, приезжающими в страну временно и (или) не претендующими там на постоянное место жительства. Несмотря на то, что не иммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным, с экономической точки зрения, является регулирование трудовой иммиграции.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Большинство принимающих стран при регулировании иммиграции используют селективный подход: государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

— работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу (строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие);

— специалисты для новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие);

— представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);

— специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели);

— крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз; министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда; министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

В большинстве стран разрешение иммигранту на въезд выдается на основании контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует специальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

Профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности.

Ограничения личного характера. Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет.

Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться для экономики страны в целом (максимальная доля иностранной рабочей силы трудовых ресурсах) для отдельных отраслей (максимальная доля иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли), для отдельных предприятий (максимальная доля иностранных рабочих на одном предприятии), либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года

Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы.

Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. В некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет.

Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней.

Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.

Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых иностранцы работать не могут. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев.

3. Каковы особенности внешней миграции рабочей силы и основные направления правительственной миграционной политики в России?

Эмиграция из России квалифицированных, высокообразованных кадров наносит ущерб российской экономике, перспективам развития государства. Основные направления правительственной миграционной политики в России – создание условий для работы и достойной жизни как иммигрантам, так и потенциальным мигрантам, с целью улучшения положения на рынке труда.

Очевидно, что «утечка мозгов» и проблемы с иммиграцией – явления, вызванные открытостью экономики, и поэтому неизбежны. Меры по регулированию этих процессов не должны нарушать принципы международного законодательства, права человека и безопасность страны.
Тема 7 Международные валютные отношения
1. Используя экономическую модель анализа спроса и предложения выявите особенности влияния на равновесный обменный курс валюты: роста спроса на импорт; валютных интервенций на внешнем рынке; изменения нормы процента.

Курс той или иной валюты определяется взаимодействием спроса и предложения на валютном рынке.

Импорт создает спрос на иностранную валюту и одновременно предложение национальной валюты. Экспорт создает предложение иностранной валюты в данной стране и одновременно спрос на ее валюту за рубежом. Таким образом, экспорт позволяет стране «зарабатывать» иностранную валюту, необходимую для оплаты импорта.

Рисунок 1

Равновесный валютный курс может изменяться под действием ряда факторов. Так, рост спроса со стороны внешнего мира на товары данной страны приведет к росту спроса на валюту этой страны и соответственно к увеличению предложения иностранной валюты при данном уровне валютного курса (кривая ЕЕ в этом случае сместится вправо). В результате валюта данной страны подорожает.
Рисунок 2

Переключение потребления с отечественных на импортные товары, напротив, будет сопровождаться ростом спроса на иностранную валюту при данном уровне валютного курса (кривая ММ в этом случае сместится вправо), что приведет к обесценению национальной валюты

Изменение нормы процента приведёт к снижению равновесного обменного курса валюты.

2. Каково действительное влияние подобных колебаний на национальную экономику? Чего следует опасаться – падения или роста национальной валюты?

Падение в России курса рубля в 1993 году, рост курса иены в Японии в том же году – это явления одного порядка – резкое изменение курса валют.

Формирование валютного курса испытывает на себе воздействие многочисленных факторов. Общей его основой является покупательная способность валюты, в которой отражаются средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Однако его конкретная величина зависит также от темпа инфляции, разницы в уровнях процентных ставок, состояния платежного баланса. Большое влияние на валютный курс оказывает деятельность валютных спекулянтов и валютные интервенции (вмешательство центрального банка в операции на валютном рынке). В отдельные моменты резко возрастает значение такого фактора, как степень доверия к национальной и иностранной валюте. Весьма сильное воздействие нередко оказывают ожидания тех или иных изменений в экономической политике страны.

Рост курса валюты влечет к сокращению торговых операций на внешнем рынке, а, следовательно, снижение экспорта и импорта. Рост курса иены относительно доллара означает обесценивание доллара, повышение цен (в долларах) за товары, производимые в Японии.

Снижение курса валют может вызвать повышение уровня цен и инфляции, «бегство» валюты страны в иностранную. Последствием резкого падения курса рубля стала «долларизация» экономики России, галопирующая инфляция и снижение качества жизни населения, социальные конфликты, обрушение банковской системы и т.д.

Сегодня государство искусственно сдерживает излишнее укрепление рубля путем валютной интервенции на внутреннем рынке, так как при таком процессе происходит обесценивание валютных накоплений предприятий и граждан, замедление экономического развития.

Рост курса валюты менее опасен, так как его темпы никогда не достигают темпов падения валютного курса.

3. При системе фиксированных валютных курсов темпы инфляции во всех странах должны быть примерно равными. Почему?

При системе фиксированных валютных курсов обмен валют происходит в постоянных пропорциях, поэтому инфляция в одной стране приводит к такому же явлению во всех остальных странах, причем темпы инфляции зависят только от объемов валютных операций между странами.

4. Кто и с какой целью оказывает давление на правительство, когда курс российской национальной валюты существенно растёт? В чём причина заинтересованности в падении курса рубля?

Причина заинтересованности в падении курса рубля – большое количество наличной либо безналичной валюты у большинства предпринимателей России и населения. Валютные вклады обесцениваются, экспортные цены растут, снижается прибыльность экспортных операций – ведь налоги и пошлины приходится платить в рублях, а выручка поступает в иностранной валюте.

Сбережения в иностранной валюте, которые традиционно считались надежнее рублевых, также обесцениваются, однако доверие к устойчивости рубля еще не достигло того уровня, когда все депозитные счета в валюте будут переведены в рублевые.

Кроме того, существует и биржевая игра на разницах валютных курсов. При падении рубля после его роста образуются суммовые разницы в иностранных валютах.

5. Курс рубля по отношению к доллару в течении 5 операционных дней оставался неизменным, уровень инфляции составил 0,12% в день. Повысилась, понизилась или не изменилась конкурентоспособность товаров, экспортируемых из России? Дайте объяснение. Покажите порядок расчёта.

Если курс рубля по отношению к доллару в течение пяти операционных дней оставался неизменным, а уровень инфляции составил 0,12% в день, то конкурентоспособность экспортируемых из России товаров понизилась. За пять дней реальная стоимость рубля снизилась на 0,12*2=0,6%, однако закуплены рубли были по фиксированной цене, поэтому на приобретенные в течение 5 дней рубли можно купить российских товаров на 0,6% меньше (или то же количество товаров, но на 0,6% дороже). Рост цен на товары снижает их конкурентоспособность.
Тема 8 Платёжный баланс
1. Какие инструменты и методы регулирования использовались правительством: в условиях золотого стандарта; фиксированных курсов валют; плавающих валютных курсов? Объясните взаимосвязь между платёжным балансом и курсом национальной валюты на мировом валютном рынке.

Финансовое положение страны на международном рынке обычно оценивают по ее платежному балансу. Платежный баланс страны является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, в международных экономических связях, установить ее платежеспособность.

Платежный баланс можно характеризовать как внешне экономический или валютный бюджет страны, исчисленный в соответствии с ее реальными доходами и расходами, обусловленными внешнеэкономическими связями. Платежный баланс составляется за определенный период (чаще всего годовой и полугод.) В платежный баланс включаются все статьи, характеризующие поступление и расходование денежных средств по линии внешнеэкономических связей, имеющих место в течение года, а именно: экспорт и импорт товаров и услуг; займы, предоставленные другим странам или полученные от них; движение золота; расходы туристов; проценты и дивиденды, полученные из-за границы или переведенные в другие страны; доходы от фрахта и т.д.

Платежный баланс состоит из трех разделов: текущие операции, движение капиталов и движение золота. Составной частью раздела «текущие операции» является торговый баланс, определяемый в виде разницы между стоимостью экспорта и импорта товаров и услуг. Экспортные товары, страна получает путем их продажи валютную выручку, а, импортируя, затрачивает денежные средства на закупку. Торговля услугами включает оплату заграничных перевозок, туризм, куплю и продажу патентов и лицензий, международное страхование. По каждой из указанных позиций страна может иметь доходы и расходы в зависимости от того, продает она или закупает услуги. Помимо торгового баланса в раздел текущих операций включаются иностранные денежные переводы, движение доходов на собственность за границей, т.е. процент, прибыль, дивиденды. Движение капиталов представляет собой отдельный раздел платежного баланса, состоящий из переводов финансовых средств для инвестирования в предприятия, покупки акций за границей. Еще одна важная статья платежного баланса страны — оплата процентов по иностранным займам и кредитам. Если страна берет валюту в долг от других государств, то она обязана платить проценты, тогда как страна, предоставляющая кредит, наоборот, получает эти проценты в виде дохода. Платежный баланс страны называют активным, когда сумма полученных средств от других стран больше, чем сумма выплат. В противном случае платежный баланс будет пассивным. Центральные банки различных стран имеют определенное количество иностранной валюты, которые используются для выравнивания несбалансированности платежного баланса.

В условиях различной валютной политики государства существуют разные методы регулирования платежного баланса:

— в условиях золотого стандарта – путем увеличения (уменьшения) разведки и добычи золота в стране;

— в условиях фиксированных курсов валют – долларовые интервенции на внутренние финансовые рынки или валютные ограничения со стороны государственного банка;

— в условиях плавающих валютных курсов – кредиты международный валютных и финансовых организаций.

2. Составьте платёжный баланс страны А

Внешнеэкономические операции страны А с другими странами:

Таблица 2

Покупка резидентами страны А ценных бумаг иностранных фирм

50

Импорт товаров и услуг

100

Экспорт товаров и услуг

120

Денежные переводы из других стран в страну А

30

Продажа ценных бумаг иностранцам

60

Импорт золота

60

Платежный баланс страны:

Таблица 3

Импорт

Покупка резидентами страны А ценных бумаг иностранных фирм

50

Импорт товаров и услуг

100

Импорт золота

60

Итого импорт

210

Экспорт

Экспорт товаров и услуг

120

Денежные переводы из других стран в страну А

30

Продажа ценных бумаг иностранцам

60

Итого экспорт

210

Сальдо платежного баланса

210-210=0

3. Базируясь на данных платёжного баланса условной страны, содержащихся в представленной таблице, рассчитайте величину баланса движения капитала.

Таблица 4

Товарный экспорт

+40

Товарный импорт

-30

Экспорт услуг

+15

Импорт услуг

-10

Чистые доходы от инвестиций

-5

Чистые денежные переводы

+10

Продолжение таблицы 4

Приток капитала

+10

Отток капитала

-40

Официальные резервы

+10

Величина баланса движения капитала:

Общий экспорт капитала:

Э=40+15+10+10+10=85

Общий импорт капитала:

И=30+10+5+40=85

Баланс:

Б = Э — И=0    продолжение
–PAGE_BREAK–