Проблемы дефицита госбюджета и покрытия государственного долга РФ

РОСЖЕЛДОР
Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
«Ростовскийгосударственный университет путей сообщения»
(РГУПС)
 
Кафедра«Экономика и менеджмент»
Дисциплина«Экономическая теория»
КУРСОВАЯРАБОТА
на тему:Проблемы дефицита госбюджета и покрытия государственного долга РФ.
Студент
группа БУ-1-613
Михайличенко Т.А.
Ростов-на-Дону
2010.

План
Введение
1. Теоретические аспекты госбюджета игосударственного долга
1.1 Государственный бюджет
1.2 Бюджетный дефицит
1.3 Виды бюджетного дефицита
1.4 Сущность государственного долга
1.5 Виды государственного долга,причины возникновения и последствия
1.6 Способы сокращениягосударственной задолженности
2. Особенности и проблемы госбюджета игосударственного долга в период кризиса
2.1 Оценка профицита (дефицита)федерального бюджета
2.2 Прогноз дефицита федеральногобюджета РФ на 2010-2012 гг. и источники его финансирования
2.3 Влияние государственного долга наразвитие экономики России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1

Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитииэкономической структуры любого современного общества играет государственноерегулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономическойполитики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государствуосуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовыймеханизм –финансовая система общества, главным звеном которой являетсягосударственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государствообразует централизованные и воздействует на формирование децентрализованныхфондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных нагосударственные органы функций.
Однако, данная системы зачастую сталкивается с проблемами,выраженными в форме бюджетной задолженности или бюджетного дефицита. Еговозникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделитьследующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализациипринятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневогосектора экономики, рост предельных издержек общественного производства,массовый выпуск “пустых” денег.

1. Теоретические аспектыгосбюджета и государственного долга
1.1 Государственныйбюджет
Центральной частьюфинансовой системы являются государственные финансы с их ведущим звеном –государственным (федеральным) бюджетом как сводным балансом доходов и расходовгосударства.
Государственный бюджет –это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенныйсрок, утвержденный в законодательном порядке.
Государственный бюджетпредставляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый спомощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством дляосуществления своих функций.
Построение бюджетаосновано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаныразвитыми странами в начале ХХ в.
Принцип единства –сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства, существованиеединообразия финансовых документов и бюджетной классификации.
Принцип полноты – учетвсех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета.
Принцип реальности –правдивое отражение доходов и расходов государства.
Принцип гласности –обязательное информирование населения об основных расходах и источникахдоходов.
Если расходыправительства равны его доходам, то бюджет называется сбалансированным. Однакоэто достигается не всегда.
Дефицит государственногобюджета – величина, на которую расходы государственного бюджета превышают егодоходы.

1.2 Бюджетный дефицит
Состояниеобщегосударственных финансов является одним из важнейших экономическихпоказателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходыи расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит — превышениерасходов над доходами государственного бюджетного фонда — характерен сегоднядля большинства развитых стран.
В условияхфункционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие.Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиальноновую политику — политику бюджетного дефицита.
Признание объективности бюджетногодефицита в условиях рыночной экономики требует рассмотрения ее как объективнойэкономической категории и изучения законов ее развития.
Являясь финансовойкатегорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджетаи выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу ростапредельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдобюджета. С этих позиций дадим его определение. Бюджетный дефицит представляетсобой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительныхдоходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансированиерасходов, не обеспеченных собственными доходами.
Такие дополнительные доходыобразуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценныхбумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработкимероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников покрытия.
Отсутствие положительногобюджетного сальдо не следует связывать исключительно с чрезвычайными обстоятельствами.Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики иотражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложение вразвитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуреобщественного производства.
Однако чаще всего дефицитотражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственнойдеятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей,неэффективность налоговой системы и т.д. в этом случае требуется принятие срочныхмер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовойсистемы, корректировке бюджетной политики.
В исключительных случаяхпревышение расходов над доходами становиться результатом чрезвычайных обстоятельств(войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточнои приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
Таким образом, в конечномитоге дефицит бюджета является следствием:
· Чрезмерных государственныхрасходов;
· Ограниченностифинансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы(сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствованиялили из-за низкой собираемости доходов);
· Циклических спадовв экономике.
1.3 Виды бюджетного дефицита
В мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:
1) Циклическийдефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.
2) Структурныйдефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условияхполной занятости.
3) Операционныйдефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной частипроцентных платежей по обслуживанию государственного долга.
4) Первичный дефицитгосбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
5) Квазифискальныйдефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальнойдеятельностью государства.
Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действиявстроенных стабилизаторов экономики. «Встроенный» (автоматический)стабилизатор — экономический механизм, позволяющий снизить амплитудуциклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частымизменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальныхстранах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, системагосударственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и системаучастия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложенияи страхования занятости является первоочередной задачей для переходныхэкономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются сотсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмовмакроэкономического управления.
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета — разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактическойвеличиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурногодефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размерыбюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, ане дискреционными мерами правительства.
Операционный дефицит — общий дефицит государственногобюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживаниюгосударственного долга.
Обслуживаниезадолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основнойсуммы долга — его амортизация) является важной статьей государственныхрасходов.
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета — разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличиепервичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит — существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственногобюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностьюгосударства.
Квазифискальные операциивключают, например, следующие:
1) финансированиегосударственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе ивыплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссудили путем накопления взаимной задолженности;
2) накопление вкоммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ отЦентрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд — т.н. «плохихдолгов» (просроченных
долговых обязательствгоспредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Этикредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитовЦентрального Банка;
3) отдельныеоперации, связанные с государственным долгом, а также финансированиеЦентральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курсавалюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупкипшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам наобслуживание «плохих долгов», а также рефинансирование ЦентральнымБанком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства польготным ставкам и т.д.).
1.4 Сущность государственногодолга
Государственный долг-это сумма задолженности страны своим или иностраннымюридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит изобщей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммыфинансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, котораяпошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. [2, с.265] В развитыхстранах государственный долг определяют также как общий объем непогашенныхгосударственных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практическиво всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностьюгосударственных финансов. Таким образом, государственный долг можно такжеопределить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствованияденег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.
В соответствии с традиционной точкой зрения государственные займы — факторуменьшения национальных сбережений и сдерживания накопления капитала. Этой точкизрения придерживается большинство экономистов. Однако существует другая точка зрения,называемая равенством Рикардо, которой придерживается небольшая, но очень влиятельнаягруппа экономистов. В соответствии с рикардианской точкой зрения, государственныйдолг не влияет на сбережения и накопление капитала.
Как снижение налогов и бюджетный дефицит повлияют на состояние экономики страдиционной точки зрения?
Снижение налогов, финансируемое правительством за счёт займов, будет оказыватьвоздействие на экономику по многим направлениям.
Снижение налогов сразу же вызовет рост потребительских расходов. Рост потребительскихрасходов влияет на состояние экономики как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде.
На протяжении краткосрочного периода увеличение потребительских расходов приводитк росту спроса на товары и услуги и, таким образом, к росту объёма производстваи занятости. Однако ставка процента будет также расти из-за обострения конкуренциимежду инвесторами в связи со снижением объёма сбережений. Повышение ставки процентабудет сдерживать инвестиции и стимулировать приток иностранного капитала. Курс национальнойвалюты по отношению к иностранным валютам будет расти, что приведёт к снижению конкурентоспособностинациональных фирм на мировом рынке.
В долгосрочном плане сокращение национальных сбережений, вызванное снижениемналогов, приведёт к уменьшению размеров накопленного капитала и росту внешней задолженности.Поэтому объём национального продукта снизится, а доля в нём внешнего долга возрастёт.
Трудно оценить конечные результаты воздействия снижения налогов на экономическоеблагосостояние страны. Жизнь современного поколения улучшится благодаря росту доходаи занятости, хотя весьма вероятно. Что одновременно повысится и темп инфляции. Тяжёлоебремя последствий такого бюджетного дефицита ляжет в основном на плечи будущих поколений:они будут рождены в стране с меньшими размерами накопленного капитала и большимвнешним долгом.
Рикардианский анализ влияния бюджетной политики на государственный долг основываетсяна логике поведения потребителя, учитывающего интересы будущего. Какую же реакциюможет вызвать снижение налогов у думающих о будущем потребителей? Заботящийся обудущем потребитель понимает, что наличие в настоящее время государственного долгаозначает повышение налогов в будущем. При снижении налогов, финансируемом за счётроста государственного долга, сами налоги не уменьшаются: они просто перераспределяютсяво времени. Не увеличивается и постоянный доход потребителя, а следовательно, ипотребление.
Общий принцип заключается в том, что сумма государственного долга равна суммебудущих налогов, и если потребитель в достаточной мере учитывает будущие события,то будущие налоги для него эквивалентны текущим. Следовательно, финансирование государственныхрасходов за счёт долга равносильно их финансированию за счёт налогов. Эта точказрения, известная как рикардианское равенство, названа так в честь выдающегося экономистаXIX века Давида Рикардо, поскольку он первымобратил внимание на этот теоретический аргумент.
Вывод из равенства Рикардо заключается в том, что финансируемое за счёт долгаснижение налогов не изменяет потребления. Домашние хозяйства сберегают прирост располагаемогодохода для оплаты предстоящего в будущем повышения налоговых обязательств, обусловленногоснижением текущих налогов. Этот прирост личных сбережений равен по величине снижениюгосударственных сбережений. Национальные сбережения — сумма личных и государственныхсбережений — остаются неизменными. Поэтому снижение налогов не приводит к тем последствиям,на которые указывает традиционный анализ.
Однако из логики анализа равенстваРикардо не следует, что любые изменения в бюджетно-налоговой политике бесполезны.Они могут существенно повлиять на расходы потребителя, если приводят к изменениютекущего или будущего объёма государственных расходов. Предположим, например, чтоправительство снижает налоги сегодня потому, что оно планирует уменьшить государственныезакупки в будущем. Если потребитель считает, что это снижение налогов не вызоветроста налогов в будущем, он будет считать себя более обеспеченным и увеличит расходына потребление. Однако именно снижение государственных расходов, а не уменьшениеналогов стимулирует потребление: объявление о будущем снижении государственных расходовпривело бы к росту текущего потребления даже при неизменном уровне существующихналогов, поскольку это предполагает, что через некоторое время налоги уменьшатся.
1.5 Виды государственногодолга, причины возникновения и последствия
Различают внутренний и внешнийгосударственный долг.
Внутренний – это долггосударства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний — это задолженностьфизическим, юридическим лицам, правительствам других стран.
Внутренний долг порождаетсябюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственныезаймы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бываеткраткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, так как дата их погашениянаступает очень быстро, но проценты по таким займам очень высокие. Большинство экономистовутверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации,так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансироватьего путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.
Рост внутреннего долга опасендля страны с низким уровнем доходов, но следовательно, и сбережений. Покупканаселением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативойинвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращиваниебыстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращениюосновного капитала.
Другая опасность связана стем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капиталас частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается,что ведет к совращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта ичастично потребительских расходов.
Негативным последствиемроста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему.Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплатымогут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянноотслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национальногопроизводства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта,то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпыроста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то долягосударственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствияне стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенныемеря по управлению государственным долгом.
Внешний долг может появитьсяпо двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств уиностранных государств, частных компаний и путем продажи государственных ценныхбумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.
Последствия внешнегодолга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынужденаотдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погаситьдолг, что снижает жизненный уровень населения данной страны. Кроме того, припредоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий,которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиямивнешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить,что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтомуоценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнегодолга в валовом национальном продукте, отношение годового объема выплат по внешнемудолгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам специалистов данныйпоказатель не должен превышать 25%.
1.6 Способы сокращениягосударственной задолженности
Для того чтобы последствияроста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должнопредпринимать определенные меры по управлению долгом.
Это могут быть,во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих,секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путемвыпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальныйвнутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляциимогут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными.Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительнаядля экономики страны. Следует учитывать также, что значительная долягосударственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами,а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка доходабудет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентнойставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки.Это ограничивает возможности инфляции.
Введение специальных налоговили повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходыбюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервалеэто может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и,следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.

2. Особенности и проблемыгосбюджета и государственного долга в период кризиса
2.1Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета
Профицитфедерального бюджета РФ в 2008 году составил 1697,19 млрд рублей или 4% ВВП,говорится в официальном сообщении Минфина РФ. По предварительной оценке, ВВП РФза 2008 год составил 42 трлн 468,8 млрд рублей, отмечает«Прайм-ТАСС».
Доходыфедерального бюджета в 2008 году составили 9 трлн 258 млрд рублей, расходы накассовой основе – 7 трлн 560,87 млрд рублей Первичный профицит федеральногобюджета составил 1 трлн 849 млрд руб или 4,4% ВВП.
Исправленныйбюджет России на 2009 год был окончательно принят только в конце апреле 2009года. По предварительной оценке Минфина, дефицит федерального бюджета в 2009году по итогам исполнения составит 3 триллиона 32 миллиарда 121,2 миллионоврублей, или 7,5% к предварительной оценке объема ВВП за 2009 год. Между тем,законопроектом о внесении изменений в бюджет 2009 года дефицит запланирован вразмере 2 триллиона 978 миллиардов 398,3 миллионов рублей, или 7,4% ВВП. Такимобразом, дефицит бюджета может превысить на 1,8% величину, предусмотреннуюзаконопроектом.
Исполнениефедерального бюджета за 2009 год по доходам прогнозируется в объеме 6триллионов 713 миллиардов 821 миллионов рублей, или 16,6% к предварительнойоценке объема ВВП за 2009 год (40 триллионов 420 миллиардов рублей), или 100,0%к объему доходов, предлагаемых к утверждению законопроектом. Однако исполнениебюджета по расходам прогнозируется в объеме 9 триллионов 745 миллиардов 742,2миллионов рублей, или 24,1% к предварительной оценке объема ВВП за 2009 год и100,6% к объему расходов, предлагаемых к утверждению законопроектом (9триллионов 692 миллиардов 219,4 миллионов рублей).
Данныйпрогноз по расходам учитывает изменения, уже внесенные в бюджетную роспись на2009 год, на сумму 253 миллиардов 428,9 миллионов рублей. Расходы включают всебя 199 миллиардов 706,1 миллионов рублей бюджетных ассигнований на поддержкуфинансового рынка, рынка труда и отраслей экономики, 55 миллиардов 581,1миллионов рублей, не использованных бюджетных ассигнований инвестиционногофонда РФ. Прогноз также учитывает предлагаемое законопроектом увеличениерасходов на 667 миллиардов 564,4 миллионов рублей.
Дефицитбюджета 2009 г. будет покрываться за счет Резервного фонда, накопленного вовремена высоких цен на нефть.
Сальдоисточников финансирования дефицита федерального бюджета на 1 января 2010 годасоставит, по оценке Минфина, 3 триллиона 32 миллиардов 121,2 миллионов рублей.Законопроектом запланировано сальдо в размере 2 триллиона 978 миллиардов 398,3миллионов рублей. При этом источники внутреннего финансирования дефицитапрогнозируются в размере 3 триллиона 243 миллиардов 911,8 миллионов рублей(запланировано законопроектом 3 триллиона 190 миллиардов 188,5 миллионоврублей), источники внешнего финансирования – минус 211 миллиардов 790,6миллионов рублей (такой же объем запланирован и законопроектом).
Такимобразом, в 1999-2008 гг. федеральный бюджет РФ исполнялся с профицитом.Сверхпрофицит федерального бюджета РФ направлялся в Стабилизационный фонд (с 2008 г. – Резервный фонд и Фонд будущих поколений). В 2005-2008 гг. профицит федерального бюджетавырос на 84,31 млрд.руб. и составил в 2008 г. 1697,19 млрд.руб. Начиная с 2009 г. федеральный бюджет прогнозируется с дефицитом. По предварительной оценкеМинфина, дефицит федерального бюджета в 2009 году по итогам исполнения составит3 триллиона 32 миллиарда 121,2 миллионов рублей. Дефицит бюджета 2009 г. покрывается за счет Резервного фонда, накопленного во времена высоких цен на нефть. Источникивнутреннего финансирования дефицита прогнозируются в размере 3 триллиона 243миллиардов 911,8 миллионов рублей, источники внешнего финансирования – минус211 миллиардов 790,6 миллионов рублей.
2.2Прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010-2012 гг. и источники егофинансирования
ПравительствоРоссии одобрило основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 годы.Пока что бюджет на будущий год почти полностью скопирован с нынешнего: 6,6 трлнрублей доходов, 9,5 трлн рублей расходов.
В течениепоследующих трех лет бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будетпостепенно снижаться. Дефицит бюджета – 2010 г. составит 2,9 трлн рублей, а с учетом расходов на формирование антикризисного фонда ЕврАзЭС и на докапитализациюбанков – 3,2 трлн рублей. или 7,5 процента ВВП страны. В 2011 году егопланируется сократить до 4,3 процента ВВП, а в 2012 – до 3 процентов ВВП. Пословам Кудрина, с 2013 года будет возобновлено действие нормы Бюджетногокодекса по ограничению размера дефицита федерального бюджета 1%.
У властибыла альтернатива – либо разом сократить расходы, либо изыскать дополнительныеисточники для покрытия дефицита. Первое неизбежно повлекло бы за собой снижениеуровня соцподдержки граждан, свертывание антикризисных мер и программ развития,поэтому решено было выбрать второй вариант.
В 2010году порядка 70% расходов бюджета будут иметь социальный характер, сохранятсяприоритеты, связанные с инвестициями в человеческий капитал и инновациями.Только на пенсионную систему выделят более 600 миллиардов рублей. В полномобъеме сохранены расходы на национальную оборону и безопасность.
По рядунаправлений расходы даже будут увеличены, причем уже в текущем году. Так, правительствоРФ осенью внесет в Госдуму предложение о добавлении в расходную часть бюджетана 2009 год 210 миллиардов рублей на капитализацию банков.
Речь идето выпуске облигаций федерального займа (ОФЗ), которые при желании банковгосударство сможет обменивать на их привилегированные акции.
Вближайшие годы ситуация в экономике останется неопределенной, поэтому власти РФдолжны вести жесткую и ответственную бюджетную политику, необходимо продолжитьполитику снижения неэффективных расходов.
Расходына 2010 год должны быть перегруппированы, многое придется отменить илиперенести. Наиболее существенно сокращаются расходы на инвестпрограммы, в томчисле на строительство объектов транспортной системы и культуры.
Экономияотчасти коснется и социальной сферы – индексация зарплат бюджетников в 2010году пока не планируется.
Дляпокрытия дефицита бюджета в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительствупридется расконсервировать Фонд национального благосостояния (ФНБ), а такжеувеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться квнешним заимствованиям.
К концунынешнего года в Резервном фонде останется не более 1,7 трлн рублей. Такимобразом, для покрытия бюджетного дефицита 2010 года из Резервного фонда возьмут1,7 трлн рублей – на этом его средства и закончатся. Из фонда национальногоблагосостояния заберут четверть – 682 млрд рублей, которые пойдут на погашениедефицита Пенсионного фонда (ПФР), который в будущем году может составить 1,166трлн рублей.
Наконец,недостающие 830 млрд рублей будут закрыты за счет заимствований на внутреннем ивнешнем рынках. Минфин планирует увеличить объем внутренних займов с 425миллиардов рублей в 2009 году до 656 миллиардов рублей в 2010 году.
По даннымReuters, на внешние займы, к которым Россия не прибегала с 1998 года, придется$18 млрд (570 млрд рублей). Ранее власти предполагали занять в 2010 годупорядка $10 млрд через выпуск еврооблигаций, но теперь в Минфина заговорили ожелании занять денег еще и у Всемирного банка – так дешевле, чем на открытомрынке.
Наращиваниевнешних займов – это возврат к старой модели, генерирующей рост денежной массыза счет притока капитала извне и разгоняющей инфляцию, не одобряют такую идеюэксперты, опрошенные «Ведомостями». При среднегодовом курсе 34,5рубля за доллар, прогнозируемом Минэкономразвития, объем внешних займовсоставит порядка $19 млрд, что повысит внешний долг страны почти на 50%.Напомним, до сих пор внешний государственный долг РФ сокращался и на 1 июля2009 года составляет $39 млрд. Лучше увеличивать внутренние займы, советуютэксперты: у банков скопилось много ликвидности, вложения в бумаги Минфина былибы хорошей альтернативой покупкам менее доходных зарубежных гособлигаций.
А покачто чиновники пытаются задействовать все возможности для латания бюджетной дыры.Однако с допдоходами бюджета пока неясно. Правительство временно отказалось отпредлагавшихся Минфином мер по повышению экспортной пошлины и ставки НДПИ нагаз, а также дополнительному повышению акцизов на алкогольную продукцию (на 20%к ранее утвержденному уровню на 2010 год).
Сверхплановаяиндексация акцизов на «народные» водку и пиво могла принести дополнительно до250 миллиардов рублей. Однако эти предложения были неоднозначно воспринятыбизнес–сообществом и экспертами.
Пивныекомпании, которым было обещано повышение акциза в 2010 году в три раза посравнению с нынешней ставкой, по сообщениям СМИ, направили письмо Путину,предупредив, что такие меры могут привести к сокращению производства бражногонапитка и росту цен.
Порасчетам экспертов Института экономики переходного периода (ИЭПП), трехкратныйрост пивного акциза привел бы к удорожанию каждой бутылки на 3,5 рубля, чтовесьма ощутимо для среднего и низкого ценового сегмента и неизбежно привело бык сокращению спроса и сжатию легального рынка.
Удорожаниеводки также могло бы привести к увеличению доли теневого сектора и ростуотравлений от некачественного алкоголя.
При этомэксперты сочли малореальным ожидавшийся Минфином фискальный эффект и решениетаким способом проблемы дефицита бюджета – вместо роста доходов экономика моглаполучить новый скачок цен.
Поэтомувласти решили ввести квотирование этилового спирта для производствавино-водочной продукции. Производители должны будут получать специальноеразрешение на покупку спирта для производства водки и вина.
Итак, в2010-2012 гг. федеральный бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будетпостепенно снижаться – с 7,5 процента ВВП страны в 2010 г. до 3 процентов ВВП в 2012 г. в целях сокращения дефицита бюджета Правительство РФ нацеленона: сокращение неэффективных расходов; существенное сокращение расходов наинвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы икультуры; отсутствие индексации зарплат бюджетников. Для покрытия дефицитабюджета в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству придетсярасконсервировать Фонд национального благосостояния, а также увеличить объемвнутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешнимзаимствованиям. Пополнить бюджет планируется за счет дополнительных доходовпутем введения квотирования этилового спирта для производства вино-водочнойпродукции.

2.3 Влияниегосударственного долга на развитие экономики России
Государственным долгомявляются все накопленные обязательства по возврату средств (с процентами),принятые от имени государства или от имени его уполномоченных органов передкредиторами.
Государственный долг — это по существу сумма задолженностей государства по размещенным и непогашеннымгосударственным займам (включая начисленные по ним проценты). И в зависимостиот валюты, в которой размещен займ, государственный долг бывает внутренним иливнешним. Соответственно, внешние заимствования привлекаются в иностраннойвалюте, а внутренние — в рублях. Поэтому займы, которые Правительство РФ берету Центрального банка РФ в иностранной валюте, относятся к внешнему долгуРоссии.
В соответствии сдействующим законодательством (ст. 98 БК РФ) долговые обязательства РоссийскойФедерации могут существовать в форме:
— кредитных соглашений идоговоров, заключенных от имени Российской Федерации как заемщика с кредитнымиорганизациями, иностранными государствами и международными финансовымиорганизациями;
— государственных займов,осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
— договоров и соглашенийо получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов отбюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
— договоров опредоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
— соглашений и договоров,в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, опролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерациипрошлых лет.
В общую суммугосударственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
— основная номинальнаясумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации:
— объем основного долгапо кредитам, полученным Российской Федерации;
— объем основного долгапо бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией отбюджетов других уровней;
— объем обязательств погосударственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
В общую суммугосударственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
— объем обязательств погосударственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
— объем основного долгапо полученным Российской Федерацией кредитам от правительств иностранныхгосударств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
Включение в составгосударственного долга обязательств по соглашениям и договорам опролонгации/реструктуризации в качестве самостоятельного элементагосударственных обязательств методологически неверно ввиду того, чтопролонгации и реструктуризации обязательств определяют, как правило, лишьпорядок и условия замены одних долговых обязательств другими, с иными условиямиобслуживания и погашения.
Среди проблем современнойбюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Онаявляется одной из основных проблем российской экономики, оказывающейнепосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, таки на направления финансовой и бюджетной политики.
Экономическую ситуацию РФсерьезно осложнила проводившаяся в 1996-1998 гг. политика российских властей поуправлению государственным долгом, направленная на замещение долговыхинструментов, номинированных в рублях, внешними заимствованиями, потому что онибыли значительно дешевле внутренних. В результате внешний долг России вырос в1996-1998 гг. более чем вдвое, а только за первые восемь месяцев 1998 г. — на 18,5 млрд. долл.
Однако переход России навнешние заимствования пришелся на конец подъема мировой экономики и началофинансового кризиса, охватившего финансовые рынки развивающихся стран в 1997 — 1999 гг. В результате девальвации российского рубля в 1998 г. государственный долг, номинированный в иностранной валюте, за несколько месяцев увеличилсяболее чем втрое, а весь государственный долг — почти вдвое.
Объем государственногодолга России до августа 1998 г. был не очень велик по международным стандартам,что отчасти способствовало недооценке российскими властями реальной угрозыдолгового кризиса. Доля государственного долга в ВВП в 1997 г. составляла 54%, при этом 26% приходилось на внешний, а 28% — на совокупный внутренний долг(при этом доля ГКО-ОФЗ превышала 14%). Для сравнения: отношение совокупногодолга стран ЕС к их ВВП в 1996 г. составляло 70,4%, а в США — 63,1%. Причемвысокие объемы российского внешнего долга в значительной степени определяютсязадолженностью бывшего СССР. Величина собственно российского долга к началу 1998 г. составила 7,6% ВВП.
Внешние заимствованияобычно делаются на более длительные сроки по сравнению с внутренними. Если быконсолидация долга (замена краткосрочного долга на долгосрочный путем изменениясоотношений внутренних и внешних заимствований) проводилась в болееблагоприятных условиях, то угрозу нараставшего с осени 1997 г. финансового кризиса, видимо, можно было несколько ослабить.
Существует еще одинаспект оценки государственного долга России, а именно относительно небольшиеразмеры легального ВВП, который только и может служить источником обслуживанияэтого долга. По оценке, совокупный объем государственного долга всегда былсущественно выше 50%, а за 1995-1997 гг. увеличился с 65 до 70% легального ВВП.
Постоянный ростгосударственного долга неизбежно приводил к увеличению абсолютных иотносительных расходов на его обслуживание. Процентные расходы возросли с менеечем 2% совокупных расходов федерального бюджета в 1992 г. до почти 35% в январе — июле 1998 г.
В результате подвоздействием увеличения государственного долга произошло существенное изменениеструктуры расходов федерального бюджета в сторону платежей по обслуживаниювнутренней и внешней задолженности.
Так, платежи пообслуживанию и погашению внешнего долга в период до 2015 г. должны составлять 12-15 млрд. долл. ежегодно, даже если больше ничего не занимать. Этосоставляет примерно половину доходов федерального бюджета. Сохранение такихусловий обслуживания внешнего долга грозит России отсутствием перспективэкономического роста на весь этот период.
Достигнутое в феврале 2000 г. соглашение с Лондонским клубом коммерческих банков — кредиторов позволяет России сэкономитьна обслуживании этой части долга примерно 13 млрд. долл. в 2001 — 2007 гг.
Объем государственногодолга Российской Федерации в настоящее время составляет около 26% ВВП, чтоявляется невысоким показателем, учитывая зависимость экономики страны отмировой конъюнктуры цен на энергоносители.
Выплаты по погашениюосновной суммы внешнего государственного долга Российской Федерации в 2005 г. составили 11,5 млрд. долл. США, что на 2,5 млрд. долл. США больше объема погашениягосударственного долга в 2004 г.
В 2005 г. внешние государственные долговые обязательства Российской Федерации сократились спрогнозируемых на 1 января 2005 г. 115,7 млрд. долл. США до 106,9 млрд. долл.США на 1 января 2006 г., внутренние государственные заимствования РоссийскойФедерации увеличились с 843,2 млрд. руб. на 1 января 2005 г. до 995,8 млрд. руб. Таким образом, совокупный государственный долг на 1 января 2006 г. составил 4202,8 млрд. рублей, что составляет 22,2% ВВП.
В целом приоритетгосударственных внутренних заимствований над внешними в целях рефинансированиягосударственного долга в сложившихся условиях представляется оправданным.Сложившиеся позитивные изменения на рынке государственных внутреннихзаимствований в условиях сохранения устойчивого платежного баланса позволили правительствуРФ в 2005 г. планировать привлечение финансовых ресурсов на внутреннем рынкезаимствований в объеме 210,8 млрд. руб. При этом погашение ранее размещенныхгосударственных бумаг составит 122 млрд. руб. Соответственно чистое привлечениефинансовых ресурсов с внутреннего рынка заимствований в 2005 г. составило 88,8 млрд. руб., что не повлияло на увеличение процентной ставки на внутреннемкредитном рынке. Положительным фактом является то, что данные заимствованияносят среднесрочный и долгосрочный характер от 3 до 15 лет.
В целом анализпоказывает, что рынок государственного внутреннего долга фактически способенвыполнять функции аккумулирования источников бюджетного дефицита, стабилизацииденежного оборота и способа регулирования ликвидности банковской системы.Вместе с тем он пока не стал инструментом поддержки экономического роста иинвестиционной активности.
Расширение объемовгосударственных внутренних заимствований должно осуществляться с учетом мер поминимизации финансовых рисков. Это предусматривает увеличение средних сроковобращения размещаемых долговых инструментов и сокращения спекулятивнойсоставляющей, расширение спектра применяемых долговых инструментов, а такжеудержанием процентных ставок на уровне, близком к показателю инфляции, в целяхдальнейшего сокращения доли расходов на обслуживание государственноговнутреннего долга в общих расходах федерального бюджета и объеме ВВП.
Государственныйвнутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, за 7 месяцев 2008 г. увеличился на 9,3% до 1,365 трлн.руб. Об этом свидетельствует информация Департаментамеждународных финансовых отношений, государственного долга и государственныйфинансовых активов Министерства РФ.
Соотношение расходов наобслуживание государственного долга к доходам федерального бюджета у РоссийскойФедерации является высоким по сравнению со странами с сопоставимым уровнемэкономического развития.
Динамика изменения объемаи структуры государственного долга за последние годы повлияла на объемассигнований федерального бюджета по его обслуживанию. Планируемые расходы наобслуживание государственного долга Российской Федерации в 2005 г. сократились по сравнению с 2004 г. на 33,3 млрд. руб. и составили 254,2 млрд. руб. (287,5млрд. руб. в 2004 г.).
Снижение объемов расходовфедерального бюджета в 2005 г. по обслуживанию государственного долгаобусловлено существенным сокращением размера внешнего государственного долгаРоссийской Федерации за последние годы.
В связи с сокращениемвнешнего государственного долга Российской Федерации расходы по егообслуживанию сократятся на 37,2 млрд. руб. и составят 185,9 млрд. руб.
При этом в связи сувеличением государственных внутренних заимствований, а также ростомгосударственного внутреннего долга в 2005 г. расходы по его обслуживанию возросли на 3,9 млрд. рублей и составили 68,2 млрд. руб.
Из вышеприведенных данныхвидно, что абсолютная величина государственного внешнего долга РоссийскойФедерации за последние годы стала снижаться, и на сегодняшний день основнаяпроблема заключается не в самой величине внешнего долга, а в непомерной тяжестиего обслуживания (уплаты процентов и сумм погашения, которые по оригинальномуграфику платежей приходятся на данный календарный год) за счет расходовфедерального бюджета.
Расходы по обслуживаниюгосударственного долга становятся фактором торможения реализации политикипреодоления опасности техногенных катастроф, запредельного износа фондов и, вцелом, обеспечения перевода экономики на уровень развития высоких технологий. Всочетании с продолжающемся процессом утечки капитала из финансового оборотанациональной экономики выведение финансовых ресурсов из бюджетной системы резкоснижает потенциал развития экономики (отсутствие средств на: 1) развитиепроизводств с нанотехнологиями; 2)разведку новых месторождений; 3)реконструкциюи модернизацию предприятий авиатранспорта; 4) финансированиесельскохозяйственной отрасли и т.д.).
До недавнего временирынки облигаций в России показывали значительный рост по всем сегментам, чтобыло связано с улучшением кредитного качества национальных компаний, сувеличением количества инвесторов и с благоприятным общим фонов на долговыхрынках. Однако, мировой кредитный кризис, разразившийся во втором полугодии2007 года, внес серьезные коррективы в данный сегмент экономики. Не помоглидаже рекордно высокие цены на нефть и активная поддержка государства.Иностранные инвесторы сбавили темпы покупки российского долга и пересталиактивно участвовать в новых размещениях, некоторые из них закрыли лимиты науровень долга ниже суверенного. Для российских корпораций резко снизилоськоличество возможностей по рефинансированию, это не замедлило отразиться нарынке первых технических дефолтов из-за невозможности рассчитаться по офертеили даже выплатить купоны.
Подлили масла в огонькрупные кредиты государственных заемщиков со значительной премией к рынку. Этов совокупности с сокращением количества рыночных выпусков привело ксущественной переоценке риска на рынке и повышению стоимости заимствований.
Но рынок не закрылсяокончательно, уже начиная с февраля-марта 2008 года объемы первичных размещенийначали соответствовать докризисным. Основной поддержкой для рынка стала ужесостоявшаяся и имеющая серьезные позиции внутренняя база инвесторов – местныебанки и управляющие компании. Можно отметить явный рост в рейтингах организаторовчастных российских банков и выпадение из Топ-15 некоторых иностранныхучастников. Другим важным фактором восстановления рынка облигаций являетсявозможность занимать на внешних рынках, где присутствует положительнаядинамика.
До недавнего времени вбольшинстве прогнозов по рынку облигационных заимствований присутствовалаположительная направленность. Предполагалось, что несмотря на возросшуюинфляцию, размещения будут сохранять свои объемы, либо возможно ихнезначительное уменьшение, а ставки привлечения будут выше, но не намного. Придостаточной общей ликвидности на рынке мало кто прогнозировал кризиснуюситуацию. Более того, некоторые аналитики считали, что сектор облигационныхзаймов будет только укрепляться. Однако в возникших условиях нестабильностиставки привлечения средств значительно выросли. Ставки по высококачественнымоблигациям выросли на 1,5 процента. В связи с ухудшением общей ситуации нарынке заимствований складываются негативные условия, когда у предприятийпоявляются кассовые разрывы, эмитенты не способны выплачивать по офертам,возникают технические дефолты. Как следствие кредитные организации стали даватьвзаймы только надежным эмитентам, причем под более высокие ставки. Такимобразом, в условиях кризиса произошел сдвиг в сторону высококачественных бумагс государственным участием, с рейтингами от международных рейтинговых агентств.Другие эмитенты становятся неликвидны, их бумаги приходится держать допогашения. Однако в условиях кредитного кризиса появляются инвесторы-спекулянтыи фонды, пытающиеся сыграть на скупке высокодоходных рискованных инструментов.На ближайший год на валютном облигационном рынке ожидается ухудшение ситуациикак минимум на 6 месяцев. Основными негативными факторами являются ростпроцентных ставок и выход нерезидентов с рынка из-за политических рисков.Восстановление рынка может начаться через один год. Инвесторам не имеет смыслапокупать бумаги с низкой доходностью, если доходность банковских депозитовбудет выше.
Общий внешний долг Россииза 2007 г. вырос на 48% — до 459,6 млрд. долл., говорится в материалах ЦБ РФ.Задолженность органов госуправления за год уменьшилась на 16,2% до 37,4млрд.долл. а долг российских банков перед нерезидентами, напротив, увеличилсясразу на 618% до 163,7 млрд.долл.
Председатель Счетнойпалаты РФ Сергей Степашин сообщил, что на 1 января 2008 года корпоративный долгРФ составлял 430 млрд.долл. (33% ВВП). Из этой суммы почти 90% приходится надолг российских корпораций и банков по кредитам иностранным банкам. Такаязависимость при ухудшении конъюнктуры и снижении финансовой устойчивостисоздает риски, в том числе и для бюджетной системы. Именно на это Счетнаяпалата обращала внимание Правительства и Президента, и С. Степашин полагает,что соответствующие меры будут приняты.
Внешний долг России за 1квартал 2008 г. сократился с 44,9 млрд.долл. до 44,1 млрд.долл. задолженностьперед странами – членами Парижского клуба на 1 апреля 2008 г. составила 1,6 млрд.долл., сообщает Минфин РФ. Перед странами, не входящими в Парижский клуб –2,2 млрд.долл. Перед бывшими странами Совета экономической взаимопомощи – 1,65млрд. другим странам бывший СССР задолжал 0,7 млрд.долл. Задолженность передмеждународными финансовыми организациями составила 4,8 млрд., поеврооблигационным займам – 28,2 млрд., по облигациям внутреннего валютногозайма – 4,5 млрд.долл.
Все это говорит онеобходимости продолжения переговорного процесса по реструктуризации внешнегодолга. Надо не только стремиться к избавлению от внешнего долга, но главное — уметь эффективно его использовать на благо отечественной экономики. Для этогонужны глобальные и эффективные инвестиционные проекты и надежнаякредитно-банковская система.
Текущая ситуация вобласти государственных заимствований характеризуется проведением достаточновзвешенной политики в области внешних и внутренних заимствований, а такжепереходом к применению методов активного управления долгом с целью сокращениярасходов на его обслуживание.
При этом акцент вполитике государственного заимствования на неуклонное снижение внешнего долга(вне зависимости от реального финансового состояния и потребностей развития)снижает потенциал этого важнейшего института развития национальной экономики,особенно важного в условиях активной ее интеграции в мировое экономическоесообщество.

Заключение
На основе приведеннойвыше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика какцеленаправленная деятельность государства по определению основных задач иколичественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управлениягосударственным долгом является одним из основных инструментов экономическойполитики государства.
Бюджетный дефицит играетключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающихэкономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономическойбезопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицитадолжна основываться на использовании внутренних источников.
Однако хочу отметить, чтов тоже время, сам по себе дефицит бюджета может не быть чем-то чрезвычайнонегативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Дажесамые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитныйбюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направленийрасходов государственных денежных средств. Если финансовые средства,составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитиеэкономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используютсяэффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместятпроизведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет.Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, апревышение расходов над доходами допускает с целью латания “финансовых дыр”,субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежноприведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным изкоторых является усиление инфляционных процессов.
Известно, чтогосударственный долг корнями уходит в бюджетный дефицит страны. Для покрытиядефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем, так и навнешнем рынках. Таким образом, государственный долг, с одной стороны, являетсяпассивом для государства и активом держателей гособлигаций (ценных бумаг государственногозаимствования).

Список использованной литературы
Государственный бюджет: Учебное пособие. Подред.М.И. Ткачук — Минск, Высшая школа, 2007.
Экономика России: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2002.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.:Юристъ,2002.
Современная экономика: общедоступный учебный курс. — Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”, 1996.
Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. — М.: Издательство БЕК, 1996.
Экономика и бизнес. Под ред. В.Д. Камаева. М., МГТУим. Н.Э. Бау, 1998.
Любимцев, Ю. Бюджетный дефицит как факторэкономической политики/ Ю. Любимцев// Экономист. – 2007. – №7.
www.cir.ru
www.minfin.ru
news.km.ru/gosduma_prinyala_byudzhet_rossii
www.vesti.ru.
www.minfin.ru/ru/index.
www.regnum.ru

Объем государственноговнутреннего долга Российской ФедерацииПо состоянию на Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб. всего в т.ч. государственные гарантии в валюте Росийской Федерации  01.01.1993 3,57 0,08  01.01.1994 15,64 0,33  01.01.1995 88,06 2,14  01.01.1996 187,74 7,46  01.01.1997 364,46 17,24  01.01.1998 490,92 3,47  01.01.1999 529,94 0,88  01.01.2000 578,23 0,82  01.01.2001 557,42 1,02  01.01.2002 533,51 0,02  01.01.2003 679,91 8,62  01.01.2004 682,02 5,58  01.01.2005 778,47 12,93  01.01.2006 875,43 18,86  01.01.2007 1064,88 31,23  01.01.2008 1301,15 46,68  01.01.2009 1499,82 72,49  01.01.2010 2094,73 251,36