/>Оглавление
Введение
Глава 1. Финансовое право как отрасль правоведения
1.1 Определение финансовой науки
1.2 Возникновение и развитие финансовой науки
Глава 2. Проблемы зарубежная финансовой науки
2.1 Бюджетное устройство
2.2 Налог, как основополагающая проблема финансовой науки
Заключение
Список литературы
/>Введение
Актуальность исследования. Финансовая наукапредставляет собой систему специфических знаний, которые группируются вокругпонятий: бюджет, государственные финансы, налоговая система, банковская системаи некоторые другие.
Финансовая наука имеет свои особенности, состоящие вследующем: она является общей наукой, предмет которой составляет социальныекатегории. Этой особенностью, финансовая наука отличается как от естественных,так и от юридических наук. Во-вторых, финансовая наука является юридической наукой,изучающей такие финансово-правовые категории и явления, которые представляютсобой соединение правовой и экономической материи. Так денежные средстваявляются и продуктом экономического закона стоимости и творениемгосударственной власти, т.е. финансовая наука не может обходиться безэкономических понятий составляющих обязательный фундамент финансово — правовыхявлений. В-третьих, финансовая наука призвана не только объединятьфинансово-правовые нормы, но и служить базой для решения практических вопросовфинансовых органов.
Изучение финансового хозяйства, источников государств. доходов,наилучших способов их извлечения, а равно норм. определяющих деятельностьфинансовых органов и обязанности граждан в области финансов, составляет предметфинансовой науки. Задачей финансовой науки является такая организацияфинансового хозяйства, при которой государственные потребности получиливозможно более полное удовлетворение в возможно полной гармонии с развитиемнародного хозяйства (сельского хозяйства, промышленности и торговли), ввыработке таких способов добывания государственных доходов, которые наименеевызывали бы напряжение платежных средств населения. Финансовой наукойустанавливаются начала, которым государство должно следовать в построенииправильной системы обложения (финансовая политика) и классификациюгосударственных доходов: государственные имущества и домены, регалии имонополии, налоги и пошлины.
Цель нашей работы выявить проблемы зарубежной финансовойнауки на современном этапе развития.
В соответствии с поставленной целью были определеныследующие задачи:
Рассмотреть понятие финансовой науки.
Проследить историю возникновения и развития финансовой науки.
Проанализировать современное состояние зарубежной финансовойнауки.
Рассмотреть и проанализировать проблемы зарубежнойфинансовой науки.
Цель и задачи работы определили структуру работы. Работасостоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
/>Глава 1. Финансовоеправо как отрасль правоведения1.1 Определение финансовой науки
Слово «финансы» этимологически ведет свое началоот средневековой латыни, именно от слова finarе — платить;произведенного от finis — срок платежа. В Германии под конец средних вековслово «Finanz» употреблялось для обозначения хитрости, коварства, а вприменении к государственному хозяйству под «Finanz» разумелиискусство собрать побольше денег. В то же время во Франции под financesпонимали все материальные средства, находящиеся в распоряжении правительства. [1]
В настоящее время, когда речь идет о финансах какого-либогосударства, следует понимать его доходы и расходы, одним словом, его хозяйство.
Отсюда ясно, какое важное значение должны играть вгосударственной жизни финансы. Без них государственная деятельность немыслима. Финансыявляются для государства необходимым средством для выполнения его задач, и безфинансов мы не можем представить себе никакого общественного организма. [2]
Упрочение публично-правовых начал в государстве инойдеятельности, водворение денежного хозяйства и быстрое развитие в последнеевремя общественных потребностей особенно выдвинули значение финансов.
Насколько важен сам предмет, настолько важна и наука, имзанимающаяся, и прав Цахариэ, говоря, что «без финансовой все прочие наукибыли бы мертвою буквою».
Между тем многие до сих пор отрицают необходимость и пользуфинансовой науки, утверждая, что финансы относятся целиком к области практики,и что для финансистов нужна только практическая подготовка. Последняя, конечно,необходима для представителей финансовой администрации; но никак нельзясогласиться, чтобы можно было обойтись одной практической подготовкой.
Финансовая наука, в тесном смысле этого понятия, должназаниматься исследованием явлений финансового хозяйства и выводом основныхзаконов такового. Но каждое цивилизованное государство имеет свои финансовыезаконы, определяющие и регулирующие его финансовое устройство и управление. Совокупностьюридических норм и законов, по которым известное государство ведет своехозяйство, составляет финансовое право его. [3]
Итак, финансовая наука, в тесном смысле есть финансоваятеория и отвечает на вопрос, как должно идти финансовое хозяйство сообразно ссовременным миросозерцанием. Исследуя же финансовое право какого-либогосударства, мы знакомимся с его финансовым законодательством. Здесь получаетсяответ на вопрос, как идет в действительности хозяйство того или другогогосударства.
Финансовая наука, как никакая другая, органичная ей, связанас финансовой политикой и практикой. Продуктивность финансовой политики,разработанной на лучших научных рекомендациях, будет невысока, если онапроводится чиновниками, не владеющими финансовой теорией. Финансовыйпрофессионализм — особая сфера деятельности. [4]
1.2 Возникновение и развитие финансовой науки
Финансовая наука является сравнительно новой наукой. И, хотяфинансы также стары, как государство, так как без хозяйства мы не можемпредставить себе никакого общественного организма, наука о финансах неотличается древностью происхождения. [5]
У классиков Древней Греции и Древнего Рима, таких какКсенофонт, Аристотель, Цицерон, трактующих об общегосударственных вопросах,есть упоминания и о финансах классического мира, который и в этой областидостиг сравнительного совершенства.
Но, после падения Римской Империи, в государствах, возникшихиз ее бывших провинций, политическая жизнь сделала большой шаг назадсравнительно с той высотой, какой она достигла в Древнем Риме. Римскиеинституты постепенно исчезают, сменяясь новыми — германского происхождения.
Начинает развиваться феодализм. Право землевладениястановится основой всех остальных прав, и наступает полное смешение публично ичастноправовых начал. Культурная и умственная жизнь приходят в упадок. В эпохусредних веков следов финансовой науки нет. В то время самым просвещеннымклассом являлось духовенство, из среды которого вышли немногие ученые тогопериода. Некоторые из них, например, Фома Аквинский, писавший в XIII веке, рекомендуют для государей и правителей оченьхорошие правила государственного хозяйства, исходя при этом из религиозных инравственных начал. [6]
Так, в сочинениях этих писателей встречаются советыправителям не разорять народа чрезмерными поборами, не портить монеты исобирать запасную казну.
Финансовая наука и финансовая литература стали развиваться сXV века, когда начал упрочиваться новый государственныйстрой.
Старейшая финансовая литература зародилась в Италии, гдеэтому способствовала финансовая практика средневековых итальянских республик,выработавших устройство некоторых налогов и развивших пользование кредитом. Затем,французы, англичане, голландцы и немцы, также сделали очень много дляразработки финансовой науки.
Критика установившихся в разных государствах налогов,составление податных проектов и споры о разных налогах, возникавшие в Англии,Германии и в других государствах, — создали обширную литературу о налогах,подготовившую почву для новой финансовой науки. Развитию последней также многоспособствовали физиократы во Франции и камера листы в Германии. [7]
В знаменитом исследовании Адама Смита о природе и причинахбогатства народов, вышедшем в свет в 1776 году, вся 5-я книга посвященарассмотрению финансовых вопросов. Смит оказал огромную услугу финансовой наукезамечательно ясной формулировкой ее основных положений, из которых некоторые,как например, предложенные Смитом податные принципы, сохранили свое значение донастоящего времени. Смит имел многочисленных последователей, как в Англии, таки в других странах. Писателям, принадлежавшим к школе Смита, финансовая наукатакже многим обязана. [8]
В новейшее же время наиболее сделали для финансовой наукигерманские ученые.
В германских университетах впервые стали преподаватьсякамеральные науки, из которых впоследствии выделилась финансовая наука. И вГермании появился ряд систематических исследований о финансах.
Весьма ценным пособием при изучении финансовой наукиявляется выходящий с 1884 года под редакцией Георга Шанца периодическийфинансовый сборник «Finanz-Archiv», в котором помещаются статьи потеории финансов и сведения относительно финансовой практики разных государств.
Богатые данные относительно финансов разных государствнаходились также в издаваемом французским Министерством финансов ежемесячномжурнале «Bulitin de statistique el de legistation соmparoe». [9]
Русская финансовая литература развилась еще позднее езападноевропейской.
Однако, некоторые наши старые писатели, например, Крижанич всочинении «Русское государство в половине XVII в. », относимом к 1663г. и изданном лишь в 1859-60 гг., Котошихин в сочинении «О России вцарствование Алексия Михайловича», написанном в 1666 — 67г. и изданном в1840 г. и Посошков в сочинении «О скудости и богатстве» написанном в1724 г. и изданном в 1841 г., — описывают финансовое состояние России тоговремени, а Крижанич и Посошков даже весьма метко критикуют его, рекомендуя в тоже время способы для пополнения казны и вообще для ведения государственногохозяйства. При этом ими было высказано несколько весьма передовых для тоговремени мыслей. Так, например и Крижанич и Посошков резко восстают противобременения и разорения народа разными поборами, причем Посошков указывает назависимость процветания государственного хозяйства от народного благосостояния.
Первыми представителями этой науки в России были по большейчасти немцы. Христиан Шлецер, Генрих Шторх и Якоб были столько же русскими,сколько и немецкими учеными, экономистами и финансистами, так что Оршерсправедливо называет их русско-немецкою экономическою школою.
Труд Христиана Шлецера «Начальные основания государственногохозяйства», напечатанный в 1805 г. на немецком языке и изданный вторично в1821 году уже и на русском языке, явился замечательным для того временифинансовым учебником. [10]
Выдающееся событие в развитии русской финансовой литературысоставило также появление в 1818 году сочинения Николая Ивановича Тургенева«Опыт теории налогов». Это сочинение вышло в 1819 году вторымизданием. Оно отличается замечательной ясностью изложения и проявляющеюся накаждом шагу большою начитанностью и образованностью автора. В этом сочиненииподробно рассмотрены разные виды налогов, и оно явилось первой русскойспециальной работой, посвященной налогам.
Совсем особо стоит граф Канкрин. Хотя он и был иностранец попроисхождению, но сделался видным русским государственным деятелем, имякоторого останется навсегда памятным в русской истории финансов. [11]
Канкрин более известен как практический деятель. С 1823-1844г. он состоял русским министром финансов и, занимая так долго этот пост, заявилсебя как человек безупречной честности, замечательного трудолюбия и силыхарактера.
Финансовая наука, в тесном смысле этого понятия, должна заниматьсяисследованием явлений финансового хозяйства и выводом основных законов такового.Но каждое цивилизованное государство имеет свои финансовые законы, определяющиеи регулирующие его финансовое устройство и управление. Совокупность юридическихнорм и законов, по которым известное государство ведет свое хозяйство,составляет финансовое право его. [12]
Итак, финансовая наука, в тесном смысле есть финансоваятеория и отвечает на вопрос, как должно идти финансовое хозяйство сообразно ссовременным миросозерцанием. Исследуя же финансовое право какого-либогосударства, мы знакомимся с его финансовым законодательством. Здесь получаетсяответ на вопрос, как идет в действительности хозяйство того или другогогосударства. [13]
(XVII — первая треть XX века), когда завершилосьформирование финансовой науки как самостоятельной отрасли научных исследований.Строгой периодизации нет, но можно охарактеризовать вклад каждого века в развитиефинансовой науки. XV-XVI вв. — первые попытки научного осмысления финансовогохозяйства меркантилистами (Ж. Боден). XVII век — английские философы иэкономисты Т. Гоббс, Д. Локк и У. Петти положили начало разработке общей теорииналогов. XVIII в. — финансовая наука получает от А. Смитаполитико-экономический фундамент, на основе которого развивается учение огосударственных финансах. Физиократы своими трудами подготовили феномен А. Смита.Особая заслуга принадлежит немецким камералистам XVIII века, которые заложилиосновы собственно финансовой науки. Ф. Юсти за «Систему финансовогохозяйства» (1766) можно назвать отцом финансовой науки. Решающее значениеприобретает XIX — нач. XX века. В этот период формируются национальные имеждународная финансовые школы, происходит окончательное выделение финансовойнауки из политической экономии. [14]
Зрелость финансовой науки выливается в рекомендации попреобразованию бюджетной и налоговых систем, которые были использованы вконцепциях финансовых реформ и их реализации.
Определенные вехи в прорыве финансовой науки в XIX векесвязаны с именами К. Pay (Германия), Ж. Сис-монди (Швейцария), К. Маркса (Германия),А. Вагнера (Германия), Л. Штейна (Германия), Э. Сакса (Австрия), Л. Косса (Италия),Ф. Нитти (Италия), М. Панталеоне (Италия), А. Маршалла (Англия), П-Леруа-Болье(Франция), Э. Се-лигмана (США), К. Эеберга (Германия). [15]
В конце XIX — начале ХХ века уже накопилась обширная и разнообразная финансовая литература,как в виде исследований по отдельным финансовым вопросам, так и в видесистематических финансовых трактатов и учебников.
Дальнейшее свое развитие финансовая наука получила в ХХвеке, в странах Европы и Запада.
/>Глава 2. Проблемы зарубежнаяфинансовой науки
Содержание современной финансовой науки составляет 2комплексные проблемы: [16]
Государственное бюджетное устройство государства (бюджетноеустройство, бюджетный процесс, налоговое право) причем проблемы бюджетногоправа выходят в финансовой науке на первый план в связи с политической рольюбюджета в жизни государства и общества, его место финансовой системегосударства;
Государственная налоговая система.2.1 Бюджетное устройство
Бюджетная система — совокупность всех видов бюджетов страны,основанная на экономических отношениях и юридических нормах.
Свод бюджетов называется консолидированным бюджетом. Ониспользуется для свода статистических показателей и для анализа бюджетнойсистемы. На каждой территории составляется свой свод бюджетов. [17]
Бюджетные отношения между центром и регионами называютсябюджетным федерализмом.
Бюджетный федерализм основывается на законе, в соответствиис которым доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из следующихстатей:
1. Закрепленные доходы, т.е. средства, поступающие полностьюв соответствующий бюджет.
2. Регулирующие доходы — средства из вышестоящего звенабюджетной системы, передаваемые нижестоящему сверх закрепленных доходов дляпокрытия его расходов.
3. Дотации — передача средств из вышестоящего бюджетанижестоящему при дефиците бюджета.
4. Субвенции — передача средств из вышестоящего бюджетанижестоящему на финансирование строго целевых мероприятий.
5. Кредитные ресурсы, т.е. средства, передаваемые накредитной основе из вышестоящего бюджета.
Все доходы и расходы бюджета располагаются по единойбюджетной классификации, это систематизация доходов и расходов бюджета пооднородным признакам.
Происходящие ныне в развитых странах перемены убедительноподтверждают вывод о том, что в государственном управлении, особенно вфинансовом, не может быть самоуправляемого механизма, удачно налаженного какой-либокрупной реформой, пусть самой радикальной и «научно обоснованной», обеспечивающегоразвитие общества «по рыночным законам». [18]
Все политические события имеют в своей основе деятельностьгосударства и представляют предмет политологии. Но политологи не могут не замечатьособого места бюджета в жизни государства. Поэтому вопрос разработки бюджета какпредмета изучения и познания стоит перед финансовой наукой. И стоит именно подуглом творческой деятельности государства, его финансового обеспечения, егофинансового ведомства и финансовых кадров. Составлением правительством проекта бюджета,утверждением законодательным органом бюджета, ежеквартальными разассигнованиямиорганизующая, направляющая и налаживающая деятельность государственных органовне ограничивается. [19]
Привлекаемые в бюджет средства сами по себе не работают. Безтворческой деятельности государственных служащих они не приобретаюторганизующей, направляющей, побуждающей силы. Поэтому финансовый органгосударства создает для них «режим наилучшего благоприятствования», когдацелое больше суммы слагаемых. Такой режим требует творческого отношения к делу,четкой организации работ.
Выбор объектов финансирования, определение величиныназначений, исполнение бюджета путем текущего уточнения есть действиеполитического субъекта — государства, а не хозяйствующего субъекта — предприятия.Финансовые решения государства играют главную роль в политической жизни любой развитойстраны. Поэтому финансы — материальное отражение государства, а бюджет — главная,основная область финансовых отношений, выражающая прямое материальноеопосредование деятельности государства. Лишь косвенные воздействия (цены, ссуды,торговые ограничения, выпуск в обращение) остаются в стороне от бюджета.
В зарубежной финансовой литературе такая роль бюджета итакое место бюджетного процесса в деятельности государства отчетливо признаются.
Бюджетные этапы складываются из последовательных,взаимозависимых действий органов власти по разработке и использованию росписидоходов и расходов государства. Различают крупные и мелкие этапы. Крупных, какправило, выделяют четыре: составление, утверждение, исполнение и заключение. Некоторыеуказывают иную четверку, «забывая» заключение и выделяя рассмотрение.В зарубежной финансовой литературе указываются еще контроль и анализ.
Важнейшим условием успешного прохождения бюджетного процессасчитается соблюдение бюджетного календаря. Оно требует от участников процессапостижения сути этого понятия, его исторической устойчивости, технологической последовательности,оптимальных и критических сроков разработки и утверждения бюджета, познания особенностейкалендаря разных расходов и бюджетов. Ныне почти во всех развитых странахначало бюджетного календаря относится ко времени составления перспективногобюджета. [20]
Перспективный бюджет — это первоначальный черновой набросокбюджета на предстоящий финансовый год, составляемый в бюджетном ведомстве правительства.Как правило, в его составлении участвует узкий круг самых высших служащих иосновывается он в большей мере на их интуиции, нежели на расчетах специалистов.Этот набросок составляется по самым крупным разделам доходов и расходов, коихнасчитывается в бюджетах развитых стран от 12 до 20. Расходы по каждому разделуделятся на два вида: текущие и капитальные. Обычно такой набросок умещается наодной странице и содержит не твердые, а примерные (вилочные) показатели. [21]
Перспективный бюджет учитывает показатели 5-летнего бюджета,но не придерживается их [1]. В общих чертах он подлежит одобрениюправительством или президентом и выступает как основа бюджетной директивы и контрольныхпоказателей. В США его составляют за 12 месяцев до начала финансового года, во Франции- 11, Японии — 9, Англии — за 8 месяцев, а общая директива рассылается черезмесяц после его составления. Следовательно, работа над составлением новогобюджета в этих странах начинается задолго до начала финансового года. [22]
Сроки прохождения бюджетных документов отличаются длядоходов и расходов, а также в зависимости от правовой природы самих расходов: разрешенныхв предыдущие годы и новых, разрешенных на предстоящий год. Большая часть первых- это обязательные расходы, совершаемые помимо устремления правительства. Этипреемственные или переходящие расходы, именуемые по-разному в финансовойлитературе разных стран, составляют 75-90 процентов всех бюджетных назначений. Второйвид — намечаемые впервые расходы. Они составляют 25-10 процентов назначений. Различаютсятакже расписания прохождения бюджетных документов в недрах исполнительной и законодательнойвласти, что в большей части зависит от степени согласования сложившейсяпрактики с новыми условиями жизни и желания органов власти не уступать, неумалять свои бюджетные права. [23]2.2 Налог, как основополагающая проблема финансовойнауки
Налог — это одно из основных понятий финансовой науки. Сложностьпонимания природы налога обусловлена тем, что налог — это одновременноэкономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.
Теоретически экономическая природа налога заключается вопределении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, котороеоказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и народное хозяйство какединое целое. Следовательно, экономическую природу налога надо искать в сферепроизводства и распределения. [24]
Как известно, реальный процесс налогообложенияосуществляется государством и зависит от степени развития его демократическихформ. Поэтому исследование природы налога финансовая наука вела в рамках ученияо государстве. В свое время П. Прудон верно подметил, что «в сущностивопрос о налоге есть вопрос о государстве».
По мере своего развития учение о государстве открывало новыевозможности и для выяснения природы налога. Трудности исследования налога,таким образом, заключались в том, что две науки — экономическая и правовая — занималисьналогом, каждая не считая его «своим». Выделение финансовой науки всамостоятельную позволило ей в последней четверти XIX — в начале ХХ в.,используя идеи неоклассической школы и учение о правовом государстве,обосновать необходимость взимания налогов, сформулировать определение налога,словом выяснить природу налога, которая концептуально не оспаривается и в концеXX в. [25]
«История налогов показывает нам двоякое происхождениеналога: во-первых, налог, возникший из контрибуции и дани, это — преимущественноналог на побежденных, иностранцев или просто на угнетенные классы, которыенередко принадлежали к другой национальности, чем господствующие классы — налогфеодального общества. Второй тип налога, возникший после появления постоянноговойска, носит совершенно другой характер, он устанавливается после долгихпереговоров с участием различных представительных учреждений, парламентов и т.д.- налог буржуазного общества».
Налог в буржуазном обществе стал взиматься не только со«своего класса», как при феодализме — с земельного собственника, нотакже с «чужих классов», то есть с пролетариата и крестьян и дажепреимущественно с последних.
История свидетельствует, что налоги — более поздняя формагосударственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь)и носили временный характер. Еще в первой половине XVII в. английский парламентне признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не могввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромныхармий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налогипревратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налогстановится настолько обычным источником государственных средств, что известныйполитический деятель Северной Америки Б. Франклин (1706-1790) мог сказать, что«платить налоги и умереть должен каждый». На исключительное значениеналогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К. Маркс:«Налог — это материнская грудь, кормящая правительство. Налог — это пятыйбог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французскийкрестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщиканалогов». [26]
Когда же население примирилось с налогами и они превратилисьв основной источник государственных доходов, стали создаваться теории,названные индивидуалистическими. Они основывались на идее невмешательствагосударства в экономику, на идее непроизводительного характера государственныхуслуг. Теории давали обоснование налога и его определение.
Наиболее распространенной является теория выгоды, обменаэквивалентов, услуги-возмездия, которая находится в тесной связи с учением огосударстве как результате соглашения между гражданами.
«Теория обмена услуг соответствовала условиямсредневекового строя с господством договорных отношений.
Не отделявшееся от личного хозяйства короля государственноехозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: земля,леса, капиталы), поступлениями налогов и пошлин, которыми покупались военная июридическая защита и другие функции правительственной власти.
При таких условиях теория обмена услуг являлась формальнымотражением существующих отношений.» [27]
Теория выгоды возникла в эпоху просвещения в XVII-XVIII вв.,ее родина — Франция. Вобан (1707) и особенно Монтескье (1748) рассматриваютналог как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной иимущественной безопасности, за защиту государства и другие услуги.
В основе этих определений налога лежит представление одоговорном происхождении государства. В действительности никакой определеннойсвязи между уплатой налогов и получаемыми от государства выгодами нет. Во-первых,здесь нет той добровольности и того свободного соглашения, которые имеют местово всякой купле-продаже, так что уплата налога ничем не похожа на уплату денегза купленный на рынке товар. Налоги собираются не на основании соглашения, а всилу принудительной власти государства. При этом нельзя установить какого бы тони было равенства между суммой налога, уплачиваемой лицом, и той пользой, какуюоно получает от деятельности государства. Наконец, услуги государства такнеопределенны по отношению к отдельным лицам, что они никак не могут получитьвыражения меновой ценности. Поэтому определить выгоды, оценить услуги,доставляемые государством индивидууму, крайне трудно. [28]
Особое место в индивидуалистических теориях налога занимаетклассическая школа в лице А. Смита, Д. Рикардо и их последователей, заслугакоторых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. Взгляды А. Смитана налог не сгруппированы еще в систему, у него нет даже определения налога, ноон первым исследовал экономическую природу налога с присущей емудвойственностью.
С одной стороны, А. Смит считал, что государственные расходыносят непроизводительный характер. «Материальное, вещное воззрение нахозяйство, считающее производительным трудом только такой, которыйовеществляется в предметах, обладающих меноспособностью, такое воззрение должнобыло стать во враждебное отношение к налогу, окупающему услугу государства,видя в нем отклонение народных ресурсов от содержания производительного труда,а это воззрение имеет своим отцом А. Смита.»
С другой стороны, можно заключить, что теория онепроизводительности государственных услуг не мешает А. Смиту признать налогсправедливой ценой за оплату услуг государству: «Расходы правительства поотношению к подданным то же, что издержки управления относительно хозяевбольшого владения, обязанных участвовать в этих издержках в размере доходов,получаемых каждым из этого владения.» Но теория производительного труда А.Смита ограничивает сферу действия налога. Только «расходы на общественнуюоборону и на поддержание достоинства верховной власти должны покрываться общимисборами со всего общества», т.е. налогами. Все остальные расходы,связанные «с отправлением правосудия, с содержанием общественных заведенийи работ, учреждений общественного образования и религиозного воспитания» должныоплачиваться специальными пошлинами, хотя и здесь А. Смит говорит, что недоборпошлин должен покрываться сборами со всего общества, налогами.
Внимательное прочтение А. Смита все же позволило в последнейчетверти XIX в. высказать мысль, что исследуя проблемы налогообложения, А. Смитвыступает «приверженцем принципа, который в современной литературе носитназвание принципа эквивалентности или принципа наслаждения, что показываетсходство его с Т. Гоббсом, который определял налог, как „добровольноотдаваемые наложения.“ В трактовке налога А. Смит стоял на позициях теорииобмена, эквивалента.
Д. Рикардо, следуя за А. Смитом, придерживается „вещного,материального воззрения на хозяйство“, исключая таким образомгосударственные услуги из разряда производительных затрат. Отсюда и егопонимание налога: „Нет налогов, которые не тормозили бы накопление,поскольку нет ни одного налога, который не мешал бы производству. Налоги имеюттот же эффект, что и неплодородная почва, плохой климат, отсутствие ловкостиили активности, плохое распределение рабочих мест, утрата станков. “[29]
В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Сямонд деСисмонди (1773-1842) в своем главном труде „Новые начала политэкономии“(1819) формулирует теорию налога как теорию наслаждения. „Доходыраспределяются между всеми классами нации, ни один из видов дохода не долженускользать от обложения. Граждане должны смотреть на налоги, как навознаграждение за оказываемую правительством защиту их личности и собственности.Налоги, уплачиваемые гражданами, должны по справедливости соответствовать темвыгодам, которые общество им доставляет, и тем расходам, которые оно делаетради них. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, икаждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемыхради него и рада его сограждан.
Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощиналогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение онизвлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности исобственности.“ [30]
Учение о правовом государстве приводит финансовую науку кидее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теориижертвы, теории коллективных (общественных) потребностей.
Эти теории трактовали налог как необходимое участие впокрытии государственных расходов, как обязанность.
Все эти моменты не могли не произвести полного переворота вовзглядах на сущность и характер государственного хозяйства вообще и налогов какего основы. Не было смысла доказывать существование каких-то особых выгод,которые каждый получает от государства, ссылаться на какой-то специальный,заключенный населением договор. В связи с расширением деятельности государствавыгоды эти стали такими значительными, что уже не укладывались в понятие „услуги“.
Теория жертвы — одна из первых теорий, которая содержит идеюпринудительного характера налога. Саму идею налога как жертвы мы находим уфизиократов при обосновании единого поземельного налога: „Если государствовсем народным богатством, всем своим достоянием обязано земле, природным силам,то и все жертвы, которые государство может требовать от народа, должны бытьполучены из этого же источника.“ Французский экономист Н. Канар в книге»Принципы политической экономии” (1801) развивает идею о жертве,приносимой индивидуумом в интересах государства при уплате налога.
Итальянская финансовая школа развивает взгляды на природугосударства и его экономическую роль. Ф. Нитти определяет государство какестественную форму социальной кооперации, и для человека невозможно никакоеразвитие без этой первоначальной и наиболее важной формы кооперации.
В соответствии со своими взглядами на экономическую рольгосударства Ф. Нитти дает и обоснование налогов: «Имеются неделимыеобщественные услуги, как например, внутреннее спокойствие и внешняябезопасность, правосудие, общественная гигиена, охрана территории. Так как вэтом случае не применимы пошлины, то есть вознаграждение за специальные делимыеуслуги, то необходимо, чтобы общие расходы покрывались налогами.» Ф. Ниттивводит понятие «общественных неделимых услуг», платой за которые иявляются налоги: «Существуют коллективные потребности, отличные отиндивидуальных. Удовлетворение этих коллективных потребностей производитсяпутем общественных услуг, по природе своей неделимых и поэтому возмещаемыхгражданами посредством налоговых сборов. Налог, по Нитти, „есть та частьбогатства, которую граждане дают государству и местным органам радиудовлетворения коллективных потребностей. “[31]
/>Заключение
Исследование исторического опыта финансовой науки,характеристику ее основных положений и выводов последней трети XIX — нач. XX вв.следует рассматривать как исходную теоретическую базу для разработки стратегиифинансовой политики.
Методологическим аргументом исследования истории мировой финансовойнауки является положение, сформулированное ее видным теоретиком профессоромКолумбийского университета Э. Селигманом: „Главная задача экономики — объяснитьнам то, что есть. Если все общество, однако, — результат эволюции, то мы можемпонять то, что есть, только зная, что было“.
Значение истории „чистой“ финансовой наукиподчеркивал русский профессор М.И. Фридман: „Очерк, посвященный изложениютех идей (финансовых – авт.), которые оказали заметное влияние на развитиенауки, отголоски которых мы слышим и теперь в спорах представителей разныхнаучных направлений, политических партий и экономических групп, будетспособствовать отражению более объективного взгляда на финансовуюдействительность и критического отношения к учениям“.
Финансовая деятельность государства — особый виддеятельности по осуществлению государственной власти и государственногоуправления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного иадминистративного права. Эта деятельность направлена на равномерное собираниесредств для казны, а также на справедливое распределение этих средств между РФ,МО, между отраслями экономической и социально-культурной сферы.
Финансовая деятельность зарубежных стран напрямую зависит отстепени решения комплексных проблем международной финансовой науки.
Поэтому основная финансовой цель деятельности государства — выполнениепрограмм финансового развития.
Методы финансовой деятельности государства — это способытеоретического исследования и практического выполнения органами государственнойвласти и государственного управления финансовой деятельности государства. Разнообразиеметодов осуществления финансовой деятельности зависит от многих факторов: отсубъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Какправило, методы осуществления финансовой деятельности делят на две группы:
методы собирания денежных средств
методы распределения и использования.
Финансовая деятельность государства осуществляется черезорганы, которые руководят и направляют ее в соответствии с наделеннымиполномочиями. Практически все органы государства и органы местногосамоуправления занимаются финансовой деятельностью. Под формой финансовойдеятельности государства понимают структуру, порядок образования и организациивысших органов власти, установленных в государстве.
/>Список литературы
1. Бельский К.С. Финансовое право. М.: Юристь, 1994
2. Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку. (1929).
3. В.Н. Твердохлебов. Метод финансовой науки. / В кн.: Финансовые очерки. Вып.I. (1916).
4. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. — М.: Юриспруденция,2006.
5. Иванова Е.Е. Международное финансовое право: Понятие, предмет, система// Право: Теория и практика. — 2006. — №4.
6. Иловайский СИ. Учебник финансового права. (1912).
7. Карасева М.В. Финансовое право. М., 2005.
8. Косса Л. Основы финансовой науки. (1900).
9. Кошкан Е.С. Бюджетный процесс и бюджетный календарь // Интернет-ресурс// www.library. by/shpargalka/belarus/001/063. htm
10. Лебедев В.А. Финансовое право. (1889).
11. Наука финансового права // Интернет-ресурс // www.finteoria.ru/naukafin.html
12. Озеров И.Х. Основы финансовой науки. (1923).
13. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах /Янжул И.И. — 2-е изд. — С. — Пб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1895. — 502 c.
14. Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М.,1960.
15. Селигман Э. Основы политической экономии. (1908).
16. Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2004
17. Финансово-кредитный словарь / Под ред. Гарбузова В.Ф. — М.: Финансы истатистика, 2004.
18. Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой. — М.: Финансы и статистика,2005.
19. Ходский Л.В. Политическая экономия в связи с финансами. (1887).
20. Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. М.:Международные отношения, 2003.
21. Эеберг К.Т. Очерки финансовой науки. (1893).