–PAGE_BREAK– Налоговая полиция – специализированный правоохранительный орган, входящий в состав налоговой структуры. Основная задача органов налоговой полиции – осуществление оперативно – розыскной деятельности по делам о налоговых преступлениях.
1.3. Зарубежный опыт налогообложения
В результате изменения экономических условий возникла потребность стимулировать новые организационные формы частного бизнеса, способные быстро осуществлять и реализовывать новейшие разработки на стыке различных сфер производства. В качестве таких организационных структур в последней четверти XX в. стали все чаще выступать малые и средние предприятия, что в конечном итоге и потребовало от правительств индустриально развитых стран ввести комплекс налоговых льгот, поощряющих их деятельность и облегчающих налоговое бремя. Рассмотрим особенности налогообложения западных стран и зарубежный опыт налогообложения.
На сегодняшний день наиболее значительные льготы в части применения ускоренной амортизации существуют в Великобритании. Английским компаниям разрешено списывать полную стоимость технически передового оборудования в первый год его функционирования. Для малых предприятий, стимулирование развития которых было заявлено лейбористским Правительством в 1997 г. в качестве одного из приоритетных направлений экономической политики, норма амортизации на приобретение любых видов машин и оборудования была увеличена до 50% в первый же год эксплуатации, по долгосрочным активам норма амортизации увеличилась в два раза — до 12%. Однако действие этих скидок носило временный характер и было ограничено одним годом.
Во Франции для малых предприятий стопроцентное списание стоимости в первый же год использования допускается в отношении компьютеров; для других видов перспективного оборудования допускается списание до 50% стоимости.
В Германии в первый год может быть списано до 40% стоимости приобретенного оборудования, приборов и другого движимого имущества для целей НИОКР.
Таким образом, произошедшее в процессе налогового реформирования западных стран ужесточение амортизационной политики затронуло в первую очередь крупные корпорации, осуществляющие масштабные инвестиционные проекты, причем в той части инвестиций, которые не связаны с финансированием высокотехнологичных и наукоемких отраслей. Малый бизнес, большая часть инвестиций которого приходится на офисное оборудование, от пересмотра амортизационной политики пострадал гораздо меньше.
Одной из наиболее существенных прямых льгот для малого бизнеса является снижение ставки по налогу на прибыль. Специфика этой льготы в том, что случаи, когда уменьшение ставки прямо объявляется налоговой льготой, достаточно редки. Обычно более низкие ставки налога на прибыль вводятся в качестве самостоятельного направления налоговой политики тех или иных стран как бы за рамками установления налоговых льгот.
Так, в США на федеральном уровне, наряду с высшей ставкой корпорационного налога в 34% при налогооблагаемом доходе свыше 75 000 долл., для более мелких корпораций используются две более низкие ставки — в 15% при доходе до 50 000 долл. и 25% при доходе до 75 000 долл. (до начала реформы 1986 года таких ставок было четыре).
Причем, в том случае, если объем продаж на малых предприятиях не превышает 200 000 долл., для них установлены дополнительные вычеты сумм дохода для целей исчисления налога на доходы (2000 г. — 20 000 долл., 2001—2002 гг. — 24 000 долл., а с 2003 г. — 25 000 долл.).
Применение более низкой ставки корпорационного налога для малых предприятий широко распространено во многих промышленно развитых государствах, при этом межстрановые различия достаточно велики. Так, если в США наименьшая ставка составляет 15%, а наивысшая — 34%, то во Франции такой резкой прогрессивности нет: ставка для малых предприятий — 33,3%, для крупных и средних корпораций — 36%; в Канаде и Великобритании для малого бизнеса используются ставки 22% и 20% соответственно против стандартных ставок 43% и 30%. В России в настоящее время действует единая ставка по налогу на прибыль для всех видов организаций — 24%
II АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
БИЗНЕСА В ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Анализ развития малого предпринимательства в Павлодарской области
Сложившаяся структура малого бизнеса свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. На сегодняшний день наибольшая доля предприятий Павлодарской области (55%) заняты торгово-посреднической деятельностью, 20 % – промышленным производством, сельским хозяйством, строительством.
Благодаря совместным усилиям бизнеса и исполнительной власти в Павлодарской области наблюдается динамичный рост показателей, характеризующих развитие малого предпринимательства. Так, количество действующих субъектов малого предпринимательства в Павлодарской области составляет 23,9 тыс. единиц, или 113,9% к уровню 2004 года. Численность занятых в сфере малого бизнеса с начала года увеличилась на 2,5 тыс. человек и составляет 66,3 тыс. человек (104% к уровню 2004 года). Доход от реализации продукции возрос до 52,14 млрд. тенге (144% к уровню 2004 года), поступило налогов в бюджет 5,58 млрд. тенге, или 108,2% к соответствующему уровню 2004 года.
Практика кредитования из средств областного бюджета позволила облегчить доступ к кредитным ресурсам актуальных производственных проектов малого бизнеса. Всего на кредитование из средств областного бюджета за период 2003 – 2005 годов было выделено 147,7 млн. тенге, что при софинансировании с банками второго уровня составило 295, 4 млн. тенге. Финансовую поддержку получили 48 бизнес-проектов.
В Павлодарской области действуют 17 общественных объединений предпринимателей. На базе Павлодарского филиала Общенационального союза предпринимателей и работодателей Казахстана “Атамекен” (далее – ПФ ОСПРК “Атамекен”) открыта информационно-консультационная служба из числа работников 18 государственных органов.
Вместе с тем, приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере. Необходимо выделить ряд факторов, сдерживающих развитие предпринимательства, таких, как:
слабое развитие информационно-аналитических центров предпринимательства, в том числе в сельской местности;
наличие административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательской инициативы;
нехватка инженерно-технических и рабочих специальностей, квалифицированных кадров для малого бизнеса в сфере финансового менеджмента;
недостаточный уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса, что ограничивает доступ к кредитным ресурсам;
недостаточная развитостьинфраструктуры поддержки и развития предпринимательства;
недостаточный уровень активности микрокредитных организаций и сельских кредитных товариществ;
слабая интеграция субъектов крупного, среднего и малого бизнеса, недостаточный уровень межрегионального сотрудничества.
Решение задач дальнейшего развития предпринимательства в Павлодарской области предполагает формирование и совершенствование эффективной структуры регулирования развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с привлечением общественных объединений предпринимателей, всех структур исполнительной власти.
2.2. Динамика поступления налогов от предпринимательства в Павлодарской области
В Павлодарской области в минувшем году объем поступлений в бюджет увеличился на 11% и составил 123,7 млрд тенге, передает корреспондент агентства со ссылкой на пресс-службу акима области.
В частности, по информации акимата, доходная часть бюджета области в 2008 году была выполнена на 98,6% (71,8 млрд тенге), расходная — на 96,9% (70 млрд тенге).
«Объем поступлений в государственную казну составил 123,7 млрд тенге — это на 11% больше, чем в 2007 году, в том числе зачислено в республиканский бюджет 80 млрд тенге», — отметили в пресс-службе.
По данным пресс-службы, объем производства промышленной продукции в действующих ценах составил почти 700 млрд тенге, что на 4,9% больше уровня 2007 года. В основной капитал инвестировано 140 млрд тенге. Внешнеторговый оборот увеличился на 19,2% — с 2,2 млрд до 2,6 млрд тенге. Совместно с фондом «Даму» в регионе было профинансировано 74 проекта на сумму 1,2 млрд тенге.
Между тем, как сообщил на отчетной встрече глава региона Бакытжан Сагинтаев, «в минувшем году банки второго уровня резко сократили объемы кредитования субъектов малого бизнеса». «Это привело к снижению в два раза темпов развития предпринимательства, с 70,5 до 33,2 млрд тенге. В результате в бюджет поступило 18 млрд тенге налогов и платежей от субъектов малого бизнеса, что не ниже уровня предыдущего года», — отметил Б. Сагинтаев.
По его словам, из-за сложных погодных условий в прошлом году объем валовой продукции сельского хозяйства снизился на 10% и составил 51,1 млрд тенге. Благодаря государственной поддержке в сельских районах удалось запустить 20 новых объектов переработки. Общий объем инвестиций в сельское хозяйство в 2008 году составил 8 млрд 514 млн тенге, из них лизинг АО «КазАгроФинанс» — 2 млрд 700 млн тенге. Уровень инфляции выдержан в запланированных пределах и не превысил 9,8%.
«Сегодня область полностью обеспечена основными продуктами питания за счет собственных производств: заложены достаточные запасы картофеля и овощей, сформирован стабилизационный фонд продовольственного зерна», — сказал глава региона, отметив, что еженедельно во всех городах проводятся сельскохозяйственные ярмарки. По его данным, объем реализации сельхозпродукции в 2008 году составил 320 млн тенге.
По данным акимата, в минувшем году в области было создано более 10 тыс. новых рабочих мест и отмечено снижение уровня безработицы на фиксированном рынке труда до 0,7%.
Как сообщили в акимате, в январе были проведены два кустовых совещания, на которых заключены протоколы-намерения по поставкам товаров, работ и услуг товаропроизводителями для крупных предприятий области на общую сумму 15 млрд тенге. Кроме того, на прошлой неделе администрация региона подписала меморандум с АО «Национальная компания „Казахстан темир жолы“ (НК КТЖ). В ходе переговоров достигнута договоренность на поставку для железной дороги 510 наименований продукции, выпущенной в области. По прогнозам до 2012 года, объемы закупа НК КТЖ продукции у павлодарских товаропроизводителей составят 50 млрд тенге.
III ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РК
3.1 Отрицательное влияние на малое предпринимательство
Отрицательное влияние на малое предпринимательство имеет несовершенство налогового законодательства Республики Казахстан. Уровень действующих ставок налогов, таможенных пошлин, различного рода отчислений превышает все разумные пределы (до 5070% дохода). Поэтому зачастую наблюдается сознательное сокрытие доходов.
Положительным моментом нового проекта Налогового кодекса является то, что в нем собраны воедино все ныне существующие налоги и платежи, действующие на основе различных законов и подзаконных нормативных актов. В то же время отрицательным, по опенкам специалистов, является, вопервых, отсутствие принципиально новых механизмов решения налоговых проблем, а именно обеспечение достоверности отражения реальной налоговой базы. Вовторых, отсутствие взаимоувязки установленных нормативов и механизмов их реализации с решением проблем социальной защищенности населения и бюджетного регулирования в целом.
В целом, налоговая система республики носит больше фискальный характер, чем стимулирующий. Об этом говорит и превосходство фискальных органов над налогоплательщиками, и действующая презумпция правоты налогового инспектора. Поэтому очень важно в действующем налоговом законодательстве установить паритетность сторон, равные права и обязанности государственных органов и налогоплательщиков.
Повышению налоговой культуры предпринимателей Казахстана способствовали бы и такие мероприятия, как:
отмена значительного количества мелких налогов (в настоящее время свыше 90% налоговых платежей приходится на пять основных видов налогов);
установление норм прямого действия в течение финансового года;
отмена порядка авансирования при взимании налогов;
направление всех налоговых поступлений в соответствующие бюджеты;
законодательное установление обязанностей налоговых органов давать разъяснение по вопросам налогообложения. Этот вопрос становится особенно актуален в периоды экономического спада.
И если нынешняя ситуация в строительстве и финансовой сфере имеет краеугольное значение лишь для определенной части казахстанских граждан, то для большинства казахстанцев более важен вопрос о питании, одежде и насущных повседневных услугах.
Наличие которых на рынке обеспечивают отнюдь не банки и строительные корпорации, а предприятия малого и среднего бизнеса.
О том, что мешает сегодня развитию МСБ мы и попытались выяснить с помощью ведущего экономиста Казахстана, директора Центра Анализа общественных проблем Меруерт Махмутовой.
В развитых странах мира малый и средний бизнес давно называют мотором экономики. В бюджетах этих стран львиная доля приходится на поступления именно от предприятий МСБ. И, понятно, что правительства данных стран всячески стараются поддерживать и развивать такие предприятия.
У нас же то, что малый и средний бизнес нуждается в поддержке, поняли не сразу и не вдруг. Тем не менее, сейчас много делается для создания наиболее благоприятного климата. В частности, с 1 января 2008 года снижены процентные ставки по ряду налогов. Продолжается работа по совершенствованию законодательной базы. Однако остается еще много серьезных барьеров, преодолеть которые многим бизнесменам удается с трудом.
Роль малого бизнеса в экономике остается по-прежнему незначительной. Несмотря на то, что государственные чиновники любого уровня довольно часто повторяют о поддержке малого и среднего бизнеса, действия правительства, по ее мнению, говорят об обратном.
Создание на бюджетные деньги социально-предпринимательских корпораций в регионах направлено на подавление развития самостоятельного малого и среднего бизнеса, и поддержку только тех, которые войдут в СПК. То есть, правительство и местные органы власти сами хотят „рулить“ бизнесом. На самом деле от государства требуется только формирование стратегии, правового поля и современной инфраструктуры для бизнеса, решение вопросов налогообложения, доступности кредитных ресурсов, контроль за соблюдением трудового и экологического законодательств. То есть все то, что можно назвать бизнес-средой.
Всемирный экономический Форум в 2007 году в очередной раз снизил рейтинг конкурентоспособности Казахстана (с 56 до 61) и отметил следующие препятствия для ведения бизнеса: коррупция, несоответствие квалификации работников, налоги, доступ к финансированию, недостаточное обеспечение инфраструктурой, бюрократические процедуры, криминалитет.
С этим трудно поспорить. Любой бизнесмен в своей повседневной работе постоянно сталкивается с этими проблемами. Одна растаможка товара чего стоит. Тут тебе и бюрократические процедуры, и недостаточное обеспечение инфраструктурой, и криминалитет. В связи с этим возникает вопрос, что же все-таки может помочь развитию отечественного малого и среднего бизнеса?
Экономисты считают, да и практика показывает, что чрезмерная зарегулированность препятствует развитию малого и среднего бизнеса, роль государства должна заключаться в поощрении конкуренции, а не вмешательстве в конкурентную среду в виде одного из игроков. Главное, что может сделать правительство — это создать наиболее благоприятную бизнес-среду. Устранить коррупцию, так как она является главным препятствием для развития конкурентной среды. Ожидать, что бизнес-среда улучшится, если растет уровень коррупции — утопия.
Взаимодействие власти и бизнеса на сегодняшний день заключается в том, что чиновники любого уровня „крышуют“ тот или иной бизнес. Необходима независимая оценка деятельности и продуктивности государственных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции. Нужны единые требования к правилам проведения различных проверок. Как результат следует рассматривать не количество штрафных санкций, выставленных предприятиям МСБ, а улучшение условий для их деятельности. В связи с вышесказанным приходят на ум мысли об иностранных партнерах и инвестициях. Может они сумеют как-то позитивно повлиять на развитие нашего МСБ?
Следует различать отрасли экономики, которые представляют интерес для иностранных инвесторов. Возможно, деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, обслуживающих добывающий сектор имеет больше шансов для инвестиций. Другие секторы вряд ли будут им интересны. Сейчас в РК нет ясных критериев для отнесения предпринимателей к категории „малых“, учитывающих отраслевые факторы. В этой связи следует разработать критерии для производственных малых предприятий по отраслям экономики и предусмотреть формы их поддержки. В зарубежных странах определение критериев малого бизнеса, форм и методов его государственной поддержки осуществляется на основе отраслевой принадлежности предприятий, и это представляется разумным.
Получается, что на иностранных братьев по разуму надежды маловато. Придется развиваться самим. И потому очень хотелось бы знать, что ждет в ближайшем будущем нашу экономику.
В Центре Анализа общественных проблем считают, что события, произошедшие в последнем квартале 2007 г. будут оказывать влияние на ближайшие тенденции в экономике в 2008-2010 гг. Правительство столкнулось с серьезными вызовами: ростом инфляции, проблемами в банковском и строительном секторе.
Инфляция сохраняется на высоком уровне, деньги дорожают, процентные ставки растут, что сказывается на снижении деловой активности, потребительских расходах.
Меры, принимаемые Правительством для решения этих проблем неадекватны и могут привести к временной стагнации, а в дальнейшем — к рецессии. Решение за счет бюджета кредитовать на 4 млрд. долларов строительный сектор, банки, малый и средний бизнес нецелесообразно, так как малый и средний бизнес будут финансированы в последнюю очередь.
Если правительство, как и прежде, будет руководствоваться иллюзиями и вкладывать деньги в „прорывные“ проекты „Казыны“, СПК и другие амбициозные „проекты века“, то долго это не продолжится и приведет к тому, что Казахстан станет одной из тех стран, которые называют „failure state“.
Отрадно и то, что экономисты считают — девальвация нам в ближайшее время не грозит. Так как в последние годы из-за значительного притока валюты из-за рубежа: от экспорта ресурсов, заимствования банков, компаний, — тенге укреплялся по отношению практически ко всем валютам стран-торговых партнеров — доллару, евро, рублю.
Например, самый дешевый тенге был в 2002 г.: среднегодовой обменный курс стоял на отметке 153,3 тенге за доллар, тогда как 2008 г. мы встретили с курсом 121 тенге за доллар.
Замедление темпов притока валюты из-за рубежа снизит давление на обменный курс тенге, к тому же рост инфляции тоже будет сказываться на его обесценивании. Учитывая, что предстоят значительные выплаты банковских долгов зарубежным кредиторам (а правительство пообещало поддержать их), нужно полагать, что сейчас невыгодно проводить девальвацию. Ведь внешний долг удобно выплачивать при дорогом тенге: когда банки скупают на валютном рынке доллары, им выгоднее отдавать за них меньшее количество тенге.
3.2. Решение проблем малого и среднего бизнеса как
способ повышения объемов платежей в бюджеты
В докризисный период стремительный рост финансовых вложений в строительство в таких крупных центрах, как Алматы и Астана, тянул за собой и развитие сервисных отраслей. Параллельно рос и потребительский спрос, подогреваемый потребительским кредитованием. Свои дивиденды от этого процесса получала сфера торговли и услуг, принимавшая, соответственно, еще больший объем кредитных вливаний. Неудивительно, что падение строительной отрасли вызвало эффект домино. При этом в регионах, где строительный бум не был столь широкомасштабным, и последствия для экономики оказались менее заметными.
Сход с рельсов «локомотива экономики» привел к тому, что собственные средства и кредитные займы, вложенные в коммерческое строительство, выпали из оборота вместе с замершими строительными объектами. В условиях неопределенности на рынке вложенные деньги уже вряд ли вернутся даже в первоначальном объеме. И те меры, которые предпринимает правительство, выделяя средства на достраивание, ситуацию не спасут. Не секрет, что львиная доля недвижимости приобреталась по ипотеке, а потому неудивительно, что отказов платить втридорога за дешевеющие квадратные метры сегодня становится все больше и больше. Несмотря на создание фонда стрессовых активов, призванного стабилизировать ситуацию, цены на недвижимость не берется прогнозировать никто.
Для МСБ такое развитие ситуации выражается в ослаблении деловой активности. Начался процесс взаимных неплатежей. В частности, по данным аналитиков НАП, невыплаты по банковским платежам уже достигли 15–20%, а к концу года, возможно, выйдут к отметке 50%. Падает и покупательная способность населения. Началось и снижение товарооборота, по некоторым отраслям – до 70%. Все это ведет к увеличению срока оборачиваемости капитала.
На фоне отсутствия у БВУ возможностей по привлечению внешних заемных средств резко обострилась проблема финансирования МСБ. Фактический объем кредитов, выданных банками, по итогам прошлого года составил 1461 млрд тенге. Учитывая тенденции последних лет, можно предположить, что только за 2007 год МСБ недополучил более 300 млрд тенге, или $2,5 млрд.
Долетел ли спасательный круг?
Негативные тенденции подтверждает и официальная статистика. Так, по данным Национального банка, если на июнь 2007 года объем займов МСБ составлял 232 млрд тенге, то в июне текущего года он упал до 85 млрд тенге. Это даже ниже уровня аналогичного периода 2006 года, когда было выдано 93 млрд тенге. В такой ситуации государство перешло к политике оказания срочной помощи МСБ для восполнения дефицита банковского кредитования. В конце 2007 года АО ФУР «Казына» выделило 122 млрд тенге для поддержания устойчивого развития экономики Казахстана. Из этой суммы 48,8 млрд тенге через фонд поддержки малого предпринимательства «ДАМУ» было размещено в семи БВУ для финансирования проектов МСБ. При этом сферы кредитования не были ограничены, а процентная ставка не должна была превышать 12,5%.
продолжение
–PAGE_BREAK–