Общая характеристика
Географическое положение. Федеративная Республика Германия расположена в Центральной Европе, где сходятся важнейшие торговые и транспортные артерии мирового значения. Она граничит с девятью государствами – Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией и Польшей. Площадь – 356 957 кв. км.
Территория ФРГ характеризуется большим разнообразием – сочетанием равнинных регионов на севере страны со среднегорьем в центральной части, которое на юге Германии постепенно переходит в альпийский горный массив. На сравнительно небольшой территории сосредоточено множество живописных и очень красивых ландшафтов.
Климат ФРГ умеренно континентальный, а на севере – умеренно морской.
ФРГ покрывает густая сеть рек, крупнейшая из которых – Рейн, где расположена самая большая внутренняя гавань Европы – Дуйсбург-Рурорт. Эта река впадает в Северное море, обеспечивая связи с внешним миром на выгодных условиях, так как водный транспорт является очень дешевым для перевозки крупных товарных масс. Среди рек ФРГ выделяются также Майн, Эльба и Дунай.
Важнейшие водные артерии ФРГ соединены между собой каналами, что делает внутренние перевозки очень эффективными. Очень важную экономическую роль играет Кильский канал, который связывает Северное и Балтийские моря.
По структуре площадей в ФРГ складывается следующая картина. На селькохозяйственные площади приходится 54,6% территории страны. Наибольшим плодородием отличаются низменности на побережье Северного моря и в долинах рек. Леса занимают 29,2% территории, застроенные площади, пути сообщения и другие объекты – 12,3%, поверхность водоемов – 2,1%, вересковые степи, торфяные болота и пустоши – 1,3%, выемочные участки в карьерах – 0,5%.
ФРГ бедна полезными ископаемыми. Заметную роль играют лишь каменный (Рейнско-Рурский бассейн) и бурый (на территории бывшей ГДР) уголь, а также калийные соли. Несмотря на то, что бурый уголь и калийные соли не представляют большой хозяйственной ценности, бедность Германии полезными ископаемыми пороком назвать нельзя. Это один из факторов, побудивших немцев к рачительности, бережливости, стремлению производить и производить высококачественную продукцию, приносящую стране большие доходы, которых хватает не только для закупок минерального сырья, но и для удовлетворения на высоком уровне прочих хозяйственных, а также социальных и духовных потребностей. В то же время, Россия, богатая минеральным сырьем, такими достижениями похвастаться не может.
Население ФРГ – 79,9 млн. человек, то есть по данному показателю она занимает второе место в Европе (после России). Плотность населения – 222 человека на кв.км. Национальный состав населения характеризуется ярко выраженной однородностью, преобладанием немцев. Имеется лишь несколько крайне малочисленных национальных меньшинств – голландцы, датчане. В стране постоянно проживают 5,04 млн. иностранцев, что составляет 6,4% всего населения. В основном, это – иностранные рабочие, занимающиеся почти исключительно малоквалифицированным и низкооплачиваемым трудом. К ним не относят еще десятки тысяч “немцев” из России, Казахстана, Литвы и других стран СНГ. Большинство из этих людей десятилетия поддерживало тесные связи с родственниками из Германии и теперь (в течение последних пяти лет) они “возвращаются на родину”, и при этом становятся полноправными гражданами ФРГ. Действительно, даже при отсутствии работы их условия жизни напорядок выше, чем те что они имели дома. Подавляющее большинство немцев вполне терпимо относится к таким рабочим, не выражает по отношению к ним неприязни, за исключением групп немцев, настроенных расистски или неонациски. Вместе с тем в условиях массовой безработицы, которая охватывает сейчас около 4 млн. коренных жителей стрны, пребывание миллионов иностранных рабочих объективно создает значительный конфликтный потенциал; особенно учитывая, что многие из иностранцев не признают немецких законов и ведут себя очень предвзято (это отчасти связано с образованием Европейского Союза и “дружбой наций”, что некоторые из них склонны воспринимать как необходимость устанавливать свои порядки и обычаи на территории других государств), к тому же с иностранцами связан и рост преступности за последние 5-6 лет. Разумеется, особенно много иностранцев в больших городах – от 40 до 60%.
Германия, особенно ее западная часть – высокоурбанизированная страна. В крупных городах проживает 24,8 млн. человек (32% населения), в средних городах (от 20 до 100 тыс. человек) – 20,6 млн. (25%), в небольших городах – 18,5 млн., на селе – 15,1 млн. человек (19% населения).
История. Германия – страна с богатой, сложной и противоречивой историей. В определенные периоды немцы своими агрессивными действиями в отношении других народов создавали трагические и кровавые ситуации в Европе. Достаточно вспомнить первую и вторую мировые войны. Однако в целом Германия внесла огромный вклад в развитие мировой цивилизации, существенно обогатила человеческое бытие, способствовала прогрессу во всех его направлениях.
История Германии как единого государства сравнительно непродолжительна, хотя немцы – один из древних европейских народов. В эпоху феодализма существовало множество германских княжеств, объединить которые удалось лишь в 1871 году виднейшему немецкому политику Отто фон Бисмарку. В результате поражения фашистской Германии во второй мировой войне в 1945 году единое немецкое государство более чем на 45 лет прекратило свое существование. На руинах “третьего рейха” в 1949 году образовалось два немецких государства – ФРГ и ГДР, избравшие разные пути общественно-экономического развития – капиталистический и социалистический. Особым политическим образованием на территории бывшей Германии стал Западный Берлин.
В течение более чем четырех десятилетий между двумя германскими государствами шло интенсивное соревнование в сфере экономики. История показала, что сталинская модель социализма в ГДР, как и в СССР, к концу 80-х годов оказалась на грани полного банкротсва. Закономерным итогом “реального социализма” на немецкой земле явилось постановление Народной палаты ГДР от 23 августа 1990 года о вступлении ГДР в ФГР, что произошло 3 октября 1990 года. С этого момента действие законов ФРГ распостранилось на территорию ГДР.
Объединение Западной и Восточной части страны
Предпосылки к присоединению ГДР. 18 мая 1990 года в Бонне был подписан государственный договор о создании Экономического, Социального и Валютного союза с ФРГ. Канцлер ФРГ Г. Коль сказал в своей речи, произнесенный по поводу подписания договора, что создание союза означает первый решительный шаг на пути к единству.Экономический, Социальный и Валютный союз вступил в силу 1 июля 1990 года.
Валютный союз. Восточная марка на территории ГДР обменивалась на DM, которая становилась отныне единственным платежным средством. Федеральный Банк Германии (Deutsche Bundesbank) стал единственным центральным банком. Обмен валюты производился в следующем соотношении: заработная плата, стипендии, оклады, пенсии обменивались по курсу 1:1. Остальные поступления обменивались по курсу 2:1.
Экономический союз. С созданием союза в ГДР должны были возникнуть предпосылки необходимые для развития социальной рыночной экономики. Их образуют частная собственность, принцип свободного ценообразования, конкуренция, свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы, свобода частного предпринимательства. Перед ГДР ставилась задача создания функционирующих при рыночной экономике системы налогооблажения, финансовой и бюджетной системы. Кроме того одной из задач было прилаживание аграрного сектора к сельхозсектору стран-участников Европейского Союза.
Социальный союз. ГДР перенимала принятую в ФРГ систему страхования: пенсионного, по болезни, в случае безработицы или от несчастног случая, а также развитую в ФРГ систему социальной помощи. ГДР по примеру ФРГ была обязана предоставлять право забастовок, право участия в рабочем самоуправления, а также право обеспечения условий для появления юридически закрепленных уставов предприятий. Для финансирования системы социльного страхования ФРГ гарантировала выделние средств из федерального бюджета, а для выравнивания бюжета ГДР дополнительную сумму из специального фонда “Единство Германии” в размере 115 млрд DM.
Процесс объединения. Сразу же после вступления договора в силу, уже 1 июля, у банков, сберегательных касс, а также почтовых отделений выстроились огромные, бесконечные очереди: люди стремились поменять деньги. Всего было открыто 15 тысяч пунктов по обмену денежных средств. Филиал же Федерального Банка в Восточном Берлине начал работу уже в полночь, и даже в полночь его открытия ждали уже тысячи и тысячи человек.
Hа улицах царило по-настоящему праздничное настроение: люди отмечали обмен денег шампанским и вином, а водители автотранспорта отметили это знаменательное событие единым дружным гудком.
Германская Демократическая Республика была присоединена к Федеративной Республике Германии спустя 40 лет самостоятельного независимого существования. Процесс присоединения оказался настолько непредсказуемым и в полном смысле этого слова молниеносным, что может быть назван стихийным. Однако шаги, ступени присоединения тщательно просчитывались и контролировались со стороны правительства ФРГ, которое не сбрасывало со счетов ни один фактор, способный ускорить, «подстегнуть» процесс. Именно благодаря такому субъективному фактору, как продуманная четкая стратегия, и удалось присоеденить ГДР в столь ошеломляющий короткий срок, чего, надо отметиь, не ожидало и само правительство ФРГ.
Объективным же фактором на наш взгляд, следует считать кризисные процессы происходившие в тот период времени в странах Восточной Европы и сказавшиеся самым непосредственным образом на событиях в ГДР. Причиной кризисов Германии стало соотношение сил в Европе, экономический, политический и социальный кризис в странах социалистического содружества. Западногерманскоя дипломатия использовала и такой фактор, как ослабление позиций СССР.
Особенно следует выделить экономические факторы: именно были ими были в значительной мере детерменированно присоединение ГДР к ФРГ. Федеративная республика Германии превратилась в экономического гиганта, торговый оборот 2-х стран достиг в 1985 году рекордного объема (15.5 млрд немецких марок), а во второй половине 80-х годов неуклонно сокращался за счет уменьшения импорта из ГДР. Соответствующим образом был использован финансовый рычаг – крупномасштабные кредиты.
Значение объединения. Присоединение ГДР существеннейшим образом изменило статус Германии. Так территория государства увеличилась с 248 тыс.кв.км до 357 тыс.кв.км, а численность населения – с 63.5 млн до 80 млн человек. Геополитическое положение Германии претерпело изменение за счет экспансии (расширения) в восточном и северо-восточном направлениях, а также за счет увеличения морского побережья на Балтике. Германия не столько укрепила свое положение как экономического гиганта но и престала окончательно быть политическим карликом;теперь она на полных правах будет стремитсязавоевать себе «место под солнцем». Hе удивительно что уже сейчас она поднимает вопрос о включении ее в число постоянных членов Совета Безопасности ООH.
В 1990-м году предполагалось провести выборы в парламент собственно ФРГ, поскольку срок полномочий Германского бундестага, избранного в январе 1987 года, истекал именно в это время. Быстро и умело созданный валютный, экономический и социальный союз, а также принятые на территории ГДР законы ФРГ послужили мощным определяющим фактором стремительного объединения, вернее включения ГДР в состав ФРГ на основе статьи 23 Основного закона ФРГ. Hа 2 декабря были назначены первые общегерманские выборы, которые и подвели черту под процессом объединения.
Выборы 1994 года должны были отразить настроения уже единого германского народа и в лице новоизбранного канцлера выявить, каковы его чаяния и перспективы. 10 октября 1995 года в Германии состоялись выборы. Большинство голосов собрала коалиция ХДС/ХСС и канцлером ФРГ остался Гельмут Коль, архитектор германского единства, ставший теперь уже исторической личностью. И это в полной мере показывает, что объединение Германии должно было произойти и что будущее Германии немцы обоих частей страны видят в единстве.
Особенностью выборов стало то, что 5% барьер был установлен раздельно для территории ФРГ и бывшей ГДР: любая партия, преодолевшая 5% рубеж в той или иной части обединенной страны, автоматически попадала в общегерманский бундестаг.
Присоединение ГДР к ФРГ дало последний огромный материальный выигрыш не только в виде увеличения территории и населения, ФРГ получила не пустошь, а развитые промышленные земли. Hакопленные ценности в виде предприятий, жилых домов и социально-бытовых сооружений, путей сообщения транспорта и, наконец, научно-технического потенциала в присоединяемых землях исчислялись суммой в 1 триллион 400 млрд марок, не считая военной техники и воружений армии ГДР на сумму в 90 млрд марок. Часть этой техники, по сообщениям печати, всоре попала на мировой рынок вооружений, а самые современные самолеты МИГ-29 взяты на вооружение бундесвера.
Объединенная Германия – федеративное государство, состоящее из 16 равноправных земель.
Первая десятка земель: Бавария (столица – Мюнхен), Баден-Вюртемберг (Штутгарт), Заарланд (Заарбрюкен), Рейнальд-Пфальц (Майнц), Эссен (Висбаден), Нордрейн-Вестфален (Дюссельдорф), Нижняя Саксония (Ганновер), Шлезвиг-Хольштейн (Киль), а также города-земли Бремен и Гамбург находятся на территории бывшей ФРГ (старые земли). Другие земли: Тюринген (Эрфурт), Заксен-Анхальт (Магдебург), Бранденбург (Потсдам), Мекленбург-Форпоммерн (Шверин), Саксония (Дрезден) ранее входили в ГДР (новые земли). Земля Берлин образована в результате слияния бывшей столицы ГДР Берлина с особой политической единицей – Западным Берлином. Столица ФРГ – Берлин. Однако до сих пор парламент и правительство объединенной Германии работают в Бонне.
В настоящее время правительство ФРГ занято решением проблем интеграции “восточных земель”, проблем выравнивания двух частей страны. Первые два года совместной жизни “веста” (от немецкого West – запад) и “оста” (от немецкого Ost – восток) уже обнаружились определенные трудности. Как говорят сами немцы, вместо «Берлинской стены» возникли «новые стены» в отношениях между немцами: экономические, социокультурные и психологические. Полагают, чтло потребуется время жизни по крайней мере одного поколения немцев чтобы «переварить» новые реальности.
Выход из послевоенного кризиса
Первые шаги. Перед Германией (западные зоны оккупации) в 45-48гг. стоял выбор: либо государственно регулируемая плановая экономика, либо свободное рыночное хозяйство. Страна пошла по второму пути и уже ближайшие годы показали правильность ее выбора.
“За честную работу снова честный зароботок!” – под таким заголовком газеты в субботу, 19 июня 1948 года, сообщили об историческом переломе послевоенного времени – денежной реформе. На следующий день в воскресенье или день “Х”, у пунктов выдачи собрались длинные очереди. Бумажки чахлой рейхсмарки менялись на купюры молодой немецкой марки. Каждый получил по 40 немецких марок.
Исходя из новой наличности, в это воскресенье все были одинаково “богаты”. Однако те, кто обладал имуществом, с самого начала оказались в более выгодном положении: земельные участки можно было заложить или продать. В понедельник 21 июня 1948г. в карманах жителей трех западных окупационных зон хрустели 2 млрд. немецких марок.
Людвиг Эрхард, тогда – директор экономического управления западных оккупационных зон и позднее федеральный министр экономики, решился на смелый шаг. Не посоветовавшись предварительно с союзной администрацией и военной бюрократией, обладавшей правом давать указания, он объявил широкую отмену хозяйственных предписаний и положил начало свободной рыночной экономике.
В этой волшебной формуле и заключался ключ к успеху. В кратчайший срок удалось освободить рыночные силы. На полках магазинов вдруг в изобилии появились товары. За годы командной экономики национал-социалистов и принудительной экономики первых послевоенных лет люди почти забыли, что такое спрос и предложение.
После искоренения материальной нужды, наконец стало выпускаться то, чего хотели потребители. Ось свободной рыночной экономики составила конкуренция, при которой несколько предприятий предлагали одинаковый товар. Двигателем всего стали виды на прибыль.
Среднегодовые темпы прироста Валового Национального Продукта до 1960г. составили 8%.
Социально рыночная экономика – обусловившая успех концепции устройства государства – представляет собой удачную попытку свести воедино экономическую и социальную политику. Бывший министр экономики Людвиг Эрхард, вошедший в историю как отец экономического чуда, и его статс-секретарь по делам Европы Альфред Мюллер-Армок заложили фундамент социальной рыночной экономики, проведя в 1948г. экономическую и денежную реформу
Политическая реформа. Принцип демократического государства сделал возможным выражение воли граждан. В центре внимания основного закона находится человек, ибо государство должно служить людям, а не господствовать над ним. Государственный строй Германии определяют 4 принципа государства:
· демократического;
· федеративного;
· правового;
· социального.
В 1949г. был создан Федеральный союз Германской промыш-ленности (с 1990 г. в него входят 34 отраслевых союза на уровне федерации и представляют 80 тыс. частных предприятий). Союз явился важным объединением для представления интересов промышленников в Коммиссиях Германского Бундестага.
Важнейшей, записанной в закон, задачей Федерального Банка является “обеспечение денежной стабильности”, то есть он должен принимать все меры, направленные на сохранение покупательной способности немецкой марки. Федеральный Банк приспосабливает количество денег под растущее производство, сохраняя таким образом стабильность валюты.
Экономическая политика государства. Федеральное правительство, в свою очередь может и должно оказывать влияние экономической политикой на ход коньюктуры. Закон о стабильности дает ему возможность, которая получила название “волшебного четырехугольника”: высокая заня-тость, стабильность уровня цен, внешнеэкономическое равновесие и постоянный, адекватный экономический рост должны быть целями государственной экономической политики.
Так как Федеральный Банк и Федеральное правительство обладают разделенными компетенциями, государство не может непосредственно влиять на денежную политику. Оно не может дать Федеральному Банку указания, скажем напечатать больше денег для покрытия государственных долгов. К сожалению такое случается во многих странах (например в нашей), что ведет к инфляционным ставкам в несколько сот процентов.
Государственная коньюктурная политика всегда оказывает только опосредованное воздействие на количество денег, а инструменты как правило представляют собой фискальные или налоговые политические меры. И в этом случае важно их антицикличное применение. Во времена экономического подъема не имеет смысла увеличивать государственные инвестиции, так как у частной промышленности нет отбоя от заказов. Повышение налогов, хотя это и не популярная мера, ведет к “отсасыванию” денег из экономического круговорота, в результате чего вестиционные желания изготовителей сдерживаются.
Особенности политической системы
Демократия. Переплетение между федерацией, землями и коммунами в Германии настолько тесно, что появилось понятие “федерализма с прожилками”. Коммуны могут принимать решения о заст-ройке и использовании площадей, избирать по собственному усмотрению управляющий персонал, составлять в рамках своей компетенции финансовый план, могут взимать с граждан определенные пошлины, взносы, налоги. Коммуны различают задачи, выполняемые по поручению, и задачи самоуправления. Порученческими являются обязанности, возложенные на них федерацией и данной землей. Это строительство и содержание школ, организация дел в области охраны общественного порядка, социальных услуг, регистрация населения, уличного движения; проблемы культуры от краеведческого музея до оперы .
Выборы. Первые выборы в бундестаг объединенной Германии состоялись 2 декабря 1990 года. В нынешнем бундестаге заседают 662 депутата от пяти партий. Весь парламент избирается сроком на четыре года. Блок Христианско-демократического союза – ХДС (Christlich Demokratische Union Deutschlands – CDU) и Христианско-социального союза – ХСС (Christliche Sozialunion – CSU) имеет 319 мандатов, Социал-демократическая партия Германии – СДПГ (Sozialdemokratische Partei Deutschlands – SPD) – 239, Свободная демократическая партия – СвДП (Freie Demokratische Partei – FDP) – 79, Партия демократического социализма – ПДС (Partei des Demokratischen Sozialismus – PDS) – 17 и Зеленые/Блок 90 (Die Gruenen/Buendis 90) – 8 мандатов. В прочем, как известно в Сентябре нынешнего 1998 года ситуация изменилась. Бундесканцлером ФРГ стал Герхард Шрёдер (СДПГ), а ХДС/ХСС встали в оппозицию .
Политическая структура. В целом можно отметить, что для современной ФРГ характерна достаточно сбалансированная партийно-политическая структура, которая обеспечивает стабильность и прогресс в развитии страны. В ФРГ все основные партии, представленные в бундестаге, группируются вокруг центра, создавая тем самым необходимую опору для консолидации общества. ХДС/ХСС и СвДП придерживаются правоцентристской позиции, выражая интересы предпринимательских кругов. СДПГ находится несколько левее центра и выступает за модернизацию капитализма путем соединения политической, экономической и социальной демократии. СДПГ активно защищает интересы и права лиц наемного труда и мелких товаропроизводителей. ПДС образовалась на базе правившей в ГДР Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Она в основном действует в новых землях и по существу, это тоже социал-демократическая партия, находящаяся, правда, несколько левее СДПГ. Блок А 90/Зеленые находится в левой части политического спектра и выступает нередко против частного бизнеса, особенно, если он своими действиями наносит ущерб природной среде.
С бундестагом тесно взаимодействует бундесрат – палата земель, которая состоит из 68 представителей земельных правительств. Каждая земля располагает в бундесрате от трех до шести голосов, в зависимости от численности населения. Бундесрат может потребовать изменения законопроектов бундестага, хотя он реально не в состоянии парализовать деятельность бундестага.
Главой государства является избираемый на пять лет федеральный президент, пост которого сейчас занимает Р. фон Вайцзеккер (ХДС). С 1982 года боннское правительство формировала коалиция ХДС/ХСС во главе с федеральным канцлером Г.Колем.
Особенности экономической системы
“Социально-рыночное хозяйство”. Экономическую систему старых земель ФРГ в стране принято называть “социальным рыночным хозяйством”. Этот термин выдвинул в 1947 году известный экономист А. Мюллер-Армак, бывший в первые годы существования ФРГ статс-секретарем министра экономики Л. Эрхарда. По его замыслу традиционное капиталистическое рыночное хозяйство следовало модернизировать путем активной государственной экономической политики, а также создания развитой сетки социальной защиты населения, выравнивания чрезмерных различий в доходах его отдельных слоев, вызывающих напряженность в обществе. Этот замысел в значительной мере удалось претворить в жизнь в старой ФРГ, а в настоящее время предпринимаются активные попытки интегрировать его в новые земли.
С точки зрения механизма государственного регулирования экономики ФРГ принципиально не отличается от других стран. В этом механизме в том или ином виде представлены все известные на Западе средства, методы, направления и формы государственного воздействия на экономику. В ФРГ очень активная социальная политика государства, которая обеспечивает общественную стабильность. ФРГ по степени социальной защищенности лиц наемного труда не уступает Швеции.
Хозяйственная мощь ФРГ. До объединения Германии ФРГ имела валовой национальный продукт на душу населения в 14460 долларов. ВНП на душу населения в бывшей ГДР составлял к концу 80-х годов 11400 долларов. Экономика старых земель характеризуется сбалансированным сочетанием крупного, среднего и мелкого бизнеса. Немецкие концерны Bayer, BASF, Siemens, Bosh, Daymler-Benz, Krupp, Masesmann и другие относятся к фирмам мирового класса. Вместе с тем по величине оборота и числу занятых, по качественным показателям производства они не часто превосходят своих японских, американских и даже итальянских конкурентов. Зато средний и мелкий бизнес в старых землях отличается исключительной для этой категории фирм силой, гибкостью и динамикой, во многом обеспечивая экономическое благополучие старых земель. В целом в объединенной Германии 99,8% всех фирм приходится на мелкие и средние предприятия. В бывшей ГДР сейчас создано Попечительское ведомство, которому предстоит в ближайшее время приватизировать 7894 государственных предприятий с числом занятых около 6 млн. человек. В ходе приватизации создается множество новых мелких и средних фирм. Например, лишь в первом квартале 1991 года возникли 55 022 экономически активные новые фирмы.
ФРГ принадлежит к числу индустриальных гигантов современного мира. Только в старых землях объем промышленного производства достигает 1 трлн. марок. Важнейшими отраслями индустрии являются автомобилестроение, общее машиностроение, электротехника, металлургия.
Доля сельского хозяйства в производстве ВНП и в занятости в Германии невелика. Но из этого не следует, что народнохозяйственное значение данной отрасли незначительно. Напротив, благодоря своему высокому качеству оно в целом более чем на 90% обеспечивает потребности страны в продовольствии, экспортирует значительное количество мяса, масла, сухого молока, зерна и других продуктов. После войны в старых и новых землях сельское хозяйство развивалось разными путями, но в обоих случаях продуктивно и интенсивно. В старых землях преобладали частные хозяйства. В ходе технического переворота произошло укрупнение хозяйств и сокращение их числа. В новых землях основными производителями аграрной продукции стали производственные кооперативы различных типов и госхозы. В целом сельскохозяйственное производство в старых землях к моменту объединения Германии оказалось более эффективным, чем в новых. В настоящее время в новых землях происходит процесс приватизации аграрного сектора. В целом можно ожидать, что социальная структура сельского хозяйства в новых землях уже в ближайшее время станет если не идентичной, то очень близкой системе западных земель.Германия будет и впредь обеспечивать себя аграрной продукцией и располагать растущими экспортными возможностями. Но процесс перестройки сельского хозяйства в новых землях будет сопровождаться острыми социальными конфликтами и коллизиями, связанными с ликвидацией кооперативов и госхозов, в результате чего потребуется быстрая переквалификация и трудоустройство сотен тысяч работников.
Проблемы и пути их разрешения. Удовлетворяет потребности народного хозяйства и такая ключевая отрасль, как энергетика. В абсолютном выражении потребление первичной энергии в 1990 году составило в старых землях 389 млн. тонн условного топлива, в новых землях – 105 млн. тонн. В перспективе обеспечение Германии энергией не является крайне тяжелой, а тем более неразрешимой проблемой. Уже сегодня Германия примечательна своими достижениями в области применения так называемых “альтернативных”, то есть экологически выгодных энергетических источников. Широко используется энергия земли и солнца; а по количеству “ветряков” – установок, отчасти напоминающих ветряные мельницы, Германия уступает лишь только Голландии .
Большое значение в Германии, особенно в старых землях, придается решению экологической проблемы. Разработаны весьма совершенные технологии утилизации и уничтожения отходов производства. Например, уже несколько лет под Гамбургом функционирует самая современная установка по сжиганию бытовых отходов. Отработанные газы здесь очищаются и поглощаются так, что в атмосферу попадает лишь только теплый воздух. Сложнее экологическая ситуация в новых землях, главным образом из-за широкого применения бурового угля, которое не только загрязняет атмосферу, но и наносит огромный ущерб почве. Поэтому в ближайшее время придется израсходовать десятки миллиардов марок только на рекультивацию земель, особенно в районе Лейпцига, где добывается основная масса бурого угля.
Уже в 50-е годы ФРГ достигла огромных успехов на мировом рынке,
сумев правильно использовать складывавшуюся конъюктуру. Уже длительное время западная часть нынешней ФРГ является крупнейшим в мире экспортером изделий машиностроения. Большим внешне-экономическим потенциалом обладают и новые земли. В целом в 1990 году объем экспорта объединенной Германии составил 680 млрд. марок, импорта – 573 млрд. марок. Доля территории бывшей ГДР составила соответственно 38,1 и 22,9 млрд. марок.
Хозяйственная мощь Германии обусловливает высокий уровень жизни населения и насыщение рынка товарами производственного и потребительского значения. Правда, ситуация в старых и новых землях неодинакова.
Связи с Россией. В настоящее время Германия прочно удерживает ведущее место во внешнеэкономических связях России. Это обусловлено общим историческим фоном российско-германских отношений. Они стали активно развиваться с начала XVIII века, когда Петр I приступил к проведению политики глубоких экономических реформ. Новый импульс экономическому взаимоотношению двух стран был дан процессом индустриализации в России после отмены крепостного права в 1861 году, который потребовал резкого увеличения импорта из стран Запада средств производства. Только в период с 1860 по 1870 год германский экспорт в Россию возрос в 3,7 раза, а российский в Германию – более чем в 3 раза. Бурный процесс расширения и углубления экономических связей продолжался впредь до первой мировой войны. Уже в последней трети XIX века германский капитал основательно внедрился в российскую промышленность, железнодорожный транспорт, торговлю и банковское дело. В период между двумя мировыми войнами развитие экономических связей также протекало достаточно успешно, хотя было осложнено общей политической обстановкой. После второй мировой войны экономические отношения СССР с образовавшимися в 1949 году двумя германскими государствами складывались далеко не одинаково. ГДР быстро выдвинулась на первое место среди торго-экономических партнеров СССР. А вот отношения СССР с ФРГ были очень сильно осложнены реалиями “холодной войны”. Но с подписанием 5 июля 1972 года долгосрочного соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве ситуация в корне начинает меняться в положительную сторону. Был выработан целый пакет советско-западногерманских договоров, соглашений и других нормативных актов, создавших довольно прочный фундамент для экономического сотрудничества между СССР и ФРГ. И с начала 70-х годов ФРГ прочно заняла место главного торгового партнера СССР среди государств. Вплоть до 1984 года товарооборот продолжал неуклонно расти, его уменьшение в 1985-1987 годах обусловлено уменьшением импортных возможностей СССР из-за сокращения его валютных поступлений вследствии падения мировых цен на нефть. В настоящее время деловые и правящие круги Германии проявляют ярко выраженный позитивный подход к развитию экономичtского сотрудничества с Россией и другими государствами СНГ. В целом сотрудничество имеет в целом хорошие перспективы. До 1987 года советское руководство по политико-идеологическим мотивам не допускало прямых иностранных инвестиций на своей территории, в том числе в форме совместных предприятий. Но к началу 90-х годов ситуация меняется коренным образом, и к началу 1992 года на территории бывшего СССР было зарегистрировано уже около 800 совместных предприятий с участием германского капитала.
Стабилизация экономики ГДР. Экономическое положение бывшей ГДР в результате создания валютного, экономического и социального союза и объединения с ФРГ оказалось гораздо сложнее, чем предполагаемое в начале рядом политиков. Переход от жесткой централизованной плановой экономики к социальному рыночному хозяйству привел к глубокому структурному кризису экономики, развалу целых отраслей производства, оттоку наиболее квалифицированных кадров, быстрому росту безработицы, сокращению социальных льгот населения. Чтобы полностью интегрировать экономику бывшей ГДР с западными землями и выравнять развитие двух частей Германии, нужно инвестировать в восточные земли примерно 2 трлн. марок; отсюда ясно, что это процесс займет около 8 – 10 лет. Ожидавшегося в середине или к осени 1991 года экономического подъема в новых землях не произошло. Вместе с тем определенное оживление предпринимательской активности в отдельных сферах экономики уже обозначилось: за 11 месяцев было приватизировано около 3400 госпредприятий различного профиля, большая часть из которых была передана в распоряжение средних и мелких фирм. Практически завершена приватизация розничной торговли и сферы общественного питания, активно она идет в сфере услуг, ремесленном производстве, издательском деле и т.п. Но в целом же к середине 1991 года ситуацию в экономике новых земель следует признать крайне сложной. По оценка ряда экспертов, она достигла критической точки. По-прежнему отсутствует конкурентноспособная продукция, нет современного производственного оборудования, объем инвестиций недостаточен. Чрезвычайно высок уровень безработицы: из 9 млн. занятых в бывшей ГДР в 1989 году к сентябрю 1991 года имели полный рабочий день лишь 5.5 млн. Значительное сокращение произошло в промышленном производстве: в 1990 году – 32% и в 1991 году – на 58%, а в сельском хозяйстве – соответственно на 38% и 13%. Уровень промышленного производства к середине 1991 года составил только 1/4 по сравнению с 1989 годом. Наибольшее сокращение производства произошло в отраслях, производящих потребительские товары: текстильной, легкой, пищевой промышленности. Резко сократилось производство металлов. Причина такого сокращения – резкое падение на национальные потребительские товары.
Оценивать перспективы развития отдельных отраслей промышленности восточной Германии в 1991 году пока еще сложно, но определенные тенденции можно отметить уже сейчас. С учетом необходимости развития всего хозяйства относительно успешно должы развиваться следующие сферы экономики:
– отрасли, связанные со стройиндустрией, если только они перестроят свое производство в соответствии с требованиями спроса и качества;
– фирмы, которые с открытием границ начали спецализироваться на спрос мирового рынка, например, отдельные фирмы по производству специального оборудования, точной механики и оптики.
Как относительно плохие следует рассматривать перспективы развития в следующих траслях:
– отрасли, производящие крупные серии стандартизированных изделий, где велика доля затрат на заработную плату, такие как текстильная промышленность, производство одежды, обуви, игрушек;
– химическая промышленность, где себестоимость продукции на 30% превышает мировой уровень, так в отрасли сильно устаревшее производственное оборудование;
– производство стали, где были выведены из производства неэффективные доменные печи, и которое только с помощью западных инвесторовможет быть модернизировано и конкуретноспособно.
В конце 1991 года пять ведущих экономичеких институтов ФРГ впервые со дня объединения Германии констатировали стабилизацию экономического развития в новых землях. Таким образом, в течении 1992 года экономика Восточной Германии должна была преодолеть низшую точку спада.
В ФРГ действует довольно обширный арсенал торгово-политических средств, регулирующих импорт товаров. Таможенное обложение импорта существенно различается по отдельным группам товаров. Для многих сырьевых товаров и полуфабрикатов, в импорте которых заинтересованы страны ЕС, таможенные пошлины или отсутствуют, или их уровень незначителен. По готовым изделиям пошлины значительно выше, но все равно различаются по товарным группам.
В целом средний уровень таможенного обложения импорта ФРГ относительно невелик. Помимо таможенных пошлин, импорт регулируется законодательными и административными нормами и процедурами.
Особенности налоговой системы. Налоговая система ФРГ характеризуется наличием многочисленных видов (более 60) прямых и косвенных налогов. Доля налогов в валовом национальном продукте ФРГ (старые земли) составляет примерно 23%. Согласно Основному закону ФРГ существующие в стране налоги подразделяются на федеральные, земельные и общинные. Имеется также ряд других налогов, которые поступают одновременно в определенном соотношении в бюджеты федераций и земель. Налоговая система федераций, земель, общин имеет соответствующую правовую базу. Налоговая система ФРГ распостраняется на все филиалы иностранных компаний и на фирмы с участием иностранного капитала. Среди всех существующих в стране налогов можно выделить группу основных, прямых и косвенных. К ним относятся следующие:
– Подоходный налог (Einkommensteuer). Этот налог взимается с физических лиц. По существу, он включает в себя два вида налогов: налог на заработную плату (Lohnsteuer) и налог с капитала (Kapitalbetragsteuer). Подоходный налог является основным налогом ФРГ. На него приходится свыше 40% доходной части государственного бюджета. В 1990 году установлена предельная ставка подоходного налога ФРГ – 53%, до этого времени она составляла 50%. Ставка налога на доходы от капитала составляет 25%.
– Налог на корпорации или корпорационный налог (Korperschaftsteuer) взимается с прибыли юридических лиц. Для нераспределенной прибыли федеральная ставка корпорационного налога состаляет 50%, а на распределенную в различных формах прибыль – 36%.
– Промысловым налогом (Gewerbesteuer) облагаются не результаты деятельности физических и юридических лиц, а капитал и доход предприятия как субъекта хозяйства, функционирующего на данной территории. Им облагаются все предприятия в данной местности, за исключением сельскохозяйственных и ремесленных.
– Поимущественный налог (Vermogensteuer). Этим налогом облагается так называемая стоимость имущества, то есть сумарная оценка всех элементов недвижимости и движимого имущества, с которого извлекается прибыль. От взимания поимущественного налога освобождаются владельцы участий в компаниях, если их доля не превышает 10%.
– Налог на добавленную стоимость, налог с оборота (Mehrwertsteuer, Umsatzsteuer). Этим налогом облагается конечный потребитель в частной и государственной сфере потребления товаров и услуг.
– Поземельным налогом (Grundsteuer) облагаются земельные участки предприятий, лесное хозяйство, сельскохозяйственные угодья. Диапозон ставок этого налога – 0,6 – 3,1%.
Налогоплательщики ФРГ представляют финансовым органам декларации, как правило, раз в год, после окончания финансового года. На основании декларации налоговые органы предъявляют требования об уплате налогов. Налогоплательщик выплачивает налог авансом четырьмя квартальными взносами на базе налоговой декларации за предыдущий взнос.
Заключение
ФРГ – страна с одной из наиболее развитых в современном мире систем парламентской демократии, обеспечивающей гражданам широкие возможности воле изъявления и реализации своих демократических прав, закрепленных Конституцией. В стране реально обеспечено разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Верховным выборным законодательным органом на уровне федерации и земель являются парламенты – бундестаг и ландтаги.
Для сегодняшней Федеративной Республики Германии характерны широко распространенное благосостояние, образцовая социальная сеть и свободные учреждения.
В связи с экономическим и благоприятным географическим расположением в центре Европы, Германия является одной из самых динамично развивающихся Европейских государств, которое позволяет играть основную роль в Европейском Сообществе.
Литература
1. Брандт В. Воспоминания и размышления. Франкфурт на Майне.
2. Румпель Р. Подъемы и спады коньюктуры. М.: Прогресс, 1991.
3. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: Прогресс, 1989.
4. Ахтамзян А.А. Объединение Германии, или Аншлюс ГДР к ФРГ. М., 1994.
5. Бобров. В.А. ФРГ. Штрихи к портрету. М.: Мысль, 1978.
6. Ежегодник германской истории / 1988. М.: Наука, 1991.
7. Germany. Exploring Europe, 1996.
8. Deutsche Landtwirtschaft. Deutschland, 1997
9. Mensch und Politik // Lannhardt W. e.a. Hannover: Schroedel, 1989.
10. Mensch und Politik // Lannhardt W. e.a. Hannover: Schroedel, 1992.