Проблемы и перспективы развития технических средств таможенного контроля как части таможенной инфраструктуры РФ

Частноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«Сочинский институт моды,бизнеса и права»Кафедра «Теория и практика таможенного дела»    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
 
«Проблемы и перспективы развития технических средств таможенного контролякак части таможенной инфраструктуры РФ»

Выполнил:
студентгруппы № 560
специальности080115.65
«Таможенноедело»
Научныйруководитель:
доценткафедры «Теория и
практикатаможенного дела»,
 к.э.н._______________
 Сочи -2009

Содержание
 
Введение
1.       Таможеннаяинфраструктура России
1.1     Характеристикатаможенной инфраструктуры и подходы к её развитию
1.2     Техническиесредства таможенного контроля как часть таможенной инфраструктуры
2.       Влияниетехнических средств таможенного контроля на совершенствование таможенных процедур
2.1     Современныетребования к процедуре таможенного контроля
2.2     Анализиспользования технических средств таможенного контроля
3.       Направленияразвития и использования технических средств таможенного контроля
3.1     Мобильныеинспекционно-досмотровые комплексы – оптимальный вариант развития техническихсредств таможенного контроля
3.2     Проблемы и пути решения использования технических средств таможенного контроля
Заключение
Списокиспользованных источников

Введение
Российскаятаможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны.Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифногорегулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборотачерез таможенную границу. Действие современного Таможенного кодекса РФ,значительные изменения во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемыхПрезидентом РФ и Правительством РФ на таможенную службу, глобализацияэкономики, возможность применения современных информационных технологийпобуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правилапроведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определятьстратегию таможенного контроля исходя из системы мер оценки рисков.
Объектом исследования вдипломной работе определены технические средства таможенного контроля, какчасти таможенной инфраструктуры России.
Предметом изучениястали процессы использования технических средств таможенного контроля припроцедурах таможенного контроля и их влияние на качественную организациютаможенного дела.
Для проведенияисследования была поставлена цель – определить современное состояние, проблемыиспользования и направления дальнейшего развития технических средствтаможенного контроля.
Поэтомузадачами исследования выделены:
Ø   определениекруга проблем, связанных с организацией таможенного контроля и развитиемтаможенной системы России;
Ø   анализиспользуемых современных технических средств таможенного контроля;
Ø   изучениевзаимосвязи развития таможенной инфраструктуры и организации таможенного дела вРФ.
В современных условиях Федеральнаятаможенная служба, с одной стороны, должна обеспечивать интересы государства всфере внешней торговли, противодействовать угрозам национальной безопасности, ас другой — создавать благоприятные условия для участников внешнеэкономическойдеятельности. Данные принципы заложены в Концепции развития таможенных органовРФ до 2010 года. Сейчас завершается первый этап ее реализации, в рамкахкоторого совершенствовалась российская законодательная база в области таможенногодела и, соответственно, таможенное администрирование.
С 2008 года начался новый этапмодернизации таможенной системы России, который в основном охватывает вопросыразвития таможенной инфраструктуры: строительство, модернизацию, использованиеновых технических средств таможенного контроля.
Работасостоит из введения, трёх глав и заключения. При написании работы использованысовременные информационные материалы из официальных источников: сайт ФТС РФ,информационная система «Консультант +», статьи из журнала «Таможня».
Такимобразом, в работе отражаются проблемные вопросы и современные требования ковсей таможенной системе России с акцентом на развитие таможеннойинфраструктуры, которая позволяет повысить качество таможенных услуг.

1.        Таможенная инфраструктура России
 
1.1Характеристика таможенной инфраструктуры и подходы к её развитию
 
Таможеннаяслужба на современном этапе функционирует как многоотраслеваяфинансово-экономическая система, в то же время, она решает сложную задачуоптимального сочетания мер по обеспечению стратегических интересов государства,а также интересов участников внешнеэкономических связей.
В 2008 году удалось достичь значительныхрезультатов в совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля,развитии передовых информационных технологий, внедрении в практику работысовременных технических средств и технологий таможенного контроля. Так, уже 274таможенных поста имеют необходимое техническое оснащение для электронногодекларирования. В 2008 году с помощью данной передовой технологии былооформлено 2,5 тысячи электронных деклараций, что, как заметил глава ФТС России,конечно, «немного, но это направление будет развиваться», в том числе и черезИнтернет.[31]
Большое внимание уделялось и становлениюпринципиально нового направления таможенного контроля — созданию системыконтроля крупногабаритных грузов и транспортных средств при помощиинспекционно-досмотровых комплексов. Это направление будет и в 2009 годуоставаться объектом пристального внимания руководства ФТС России. Ведьприменение ИДК позволяет повысить эффективность таможенного контроля в пунктахпропуска и сократить время прохождения таможенных процедур. По итогам 2008 годав результате применения
ИДК возбуждено более 1,5 тысячи дел об административном правонарушении и 55уголовных. [31]
Однаконесовершенство таможенной инфраструктуры в целом входит в противоречие свозрастающей сложностью и разнообразием задач внешнеэкономической деятельности.Как следствие этого — возникновение серьезных организационных и функциональныхразрывов, диспропорций, конфликтов, экономических потерь, неэффективныхдействий по управлению таможенной службой. Все это отражается на качестве иоперативности таможенного обслуживания участников ВЭД, вызывает проблемы ввыполнении заданий по наполнению доходной части
госбюджета, создает предпосылки для нарушения таможенных правил и увеличениечисла преступлений.
Российскаятаможенная инфраструктура не способна сегодня по ряду причин качественно ибыстро обслуживать экспортно-импортные потоки грузов, обеспечить должныйуровень безопасности страны. И связано это, в первую очередь, с тем, чтобольшинство объектов по своим оперативным и физическим характеристикам неприспособлены к развертыванию на их базе современных информационных иинформационно-коммуникационных технологий, что затрудняет применение новых форми способов таможенного контроля и таможенного оформления товаров.
Внастоящее время необходимо кардинально решать проблему взаимоотношений таможнии бизнеса, касающуюся применения и использования объектов таможеннойинфраструктуры, особенно на границе.
Сложившаясяситуация с таможенной инфраструктурой и географией расположения таможенныхорганов негативно сказывалась и сказывается на качестве таможенного оформленияи таможенного контроля, представляющих два процесса, влияющих в итоге насобираемость платежей в бюджет государства. Определение потребного количестваобъектов таможенной инфраструктуры, требований, предъявляемых к этим объектам,порядка их размещения и эксплуатации невозможно без глубокой научнойпроработки, экономической оценки планируемых мероприятий. В целях безопасностии упрощения торговли приоритетной задачей становится глубокий анализ идетальная проработка положений концепции обустройства таможенной территорииРоссии. В этой связи возникает потребность в разработке новых методическихинструментариев оценки состояния, развития и применения объектов таможеннойинфраструктуры в целях повышения эффективности внешнеэкономическойдеятельности. Решение названных проблем имеет важное государственное значение.
Входе модернизации таможенная служба столкнулась с необходимостьюметодологической и методической проработки общих проблем совершенствованиятаможенной службы, а также проблем развития таможенной инфраструктуры.
Принципыразвития таможенной инфраструктуры заложены в Концепции развития таможенныхорганов РФ до 2010 года.
Вреализации задач и функций таможенной службы важную роль играет таможеннаяинфраструктура как подсистема, создающая необходимые условия для осуществленияэффективной таможенной деятельности.
Еслиисходить из семантического значения слова «инфраструктура», то в экономическомзначении таможенную инфраструктуру следует понимать как все то, что находитьсяниже основной деятельности. Структуру таможенного дела можно представитьследующим образом: основная (производственная) и инфраструктурная(обеспечивающая условия основной деятельности) сферы. Таможенная инфраструктуравключает в себя международную, государственную, региональную, отраслевую,инфраструктуру частных лиц.
Дляэффективного выполнения приказов, распоряжений, инструкций ФТС РФ необходимпринципиально иной уровень развития таможенной инфраструктуры. Это относится ковсем основным составляющим элементам инфраструктуры: таможенным объектам,которые должны создавать необходимые условия для функционирования таможенныхорганов; средствам, которые должны обеспечивать выполнение таможенных процедури обработку информации о ходе их выполнения, а также к социальной сфере,которая должна обеспечивать приемлемые социальные условия деятельностисотрудников таможенных органов.
Таможеннаяинфраструктура в качестве деятельности создает и обеспечивает не толькожизненно важные условия для основной таможенной деятельности, она создает «своюдолю дохода» в экономической деятельности таможенной системы,
Ø   во-первых,участвуя в качестве инструмента в системе таможенных сборов и таможенныхплатежей (технические средства таможенного контроля);
Ø   во-вторых,в качестве определенного элемента технологического процесса (компьютеризация,связь, транспорт);
Ø   в-третьих,в качестве необходимого условия (ангары, навесы, досмотровые ямы и т.д.).
Удельныйвес таможенной инфраструктуры в объеме таможенных платежей и таможенных сборов,перечисляемых в государственный бюджет, составляет от 30 до 46% по разнымтаможенным органам. При устойчивых экономических связях и загруженноститаможенных постов в пределах 90-100% и при соответствии таможеннойинфраструктуры общемировым стандартам этот показатель увеличивается в 1,3-1,5раза.[37]
Концепцияразвития таможенных органов Российской Федерации (далее — Концепция) определяетосновные цели, задачи и направления развития таможенных органов, являетсяосновой для разработки программ и планов развития таможенных органов РоссийскойФедерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Необходимостьконцептуального подхода к развитию таможенной инфраструктуры, как частитаможенного дела РФ, сложилась в связи с рядом нерешенных проблем, средикоторых:
Ø  Слаборазвитые торгово-логистических технологий.
Ø  Неразвитая система информирования таможенных органов РФ о ценообразовании,торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях вразделении труда.
Ø  Неэффективноеосуществление контроля за товарами после их выпуска в обращение на таможеннойтерритории Российской Федерации (контроль на основе методов аудита).
Ø  Недостаточноеосуществление информационно-аналитического обеспечения правоохранительнойдеятельности таможенных органов Российской Федерации.[8]
Наличиеуказанных проблем приводит к снижению эффективности таможенногоадминистрирования, недобросовестной конкуренции, проникновениюнедоброкачественных импортных товаров на российский рынок и другим негативнымявлениям.
Применениеинформационных технологий в деятельности таможенных органов РоссийскойФедерации будет осуществляться с учетом положений Концепции использованияинформационных технологий в деятельности федеральных органов государственнойвласти до 2010 года. Данные технологии позволят улучшить показателиэффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации, создатьсистему комплексного учета и анализа участников внешнеторговой деятельности,уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенныхорганов Российской Федерации. С помощью информационных технологий будет такжеосуществляться информационно-аналитическое обеспечение правоохранительнойдеятельности в таможенной сфере.[8]
Крометого, предусматривается внедрение новых информационно-технических средств исредств программного обеспечения, модернизация уже действующих, развитиеведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органовРоссийской Федерации, совершенствование автоматизированных систем таможенногооформления и контроля, внедрение единой автоматизированной информационнойсистемы контроля за вывозом товаров с таможенной территории РоссийскойФедерации, повсеместное внедрение электронных способов обмена информацией сдругими контролирующими органами и таможенными органами иностранных государств,с участниками внешнеторговой деятельности.
Выбранныеориентиры развития таможенных органов Российской Федерации, основанные наинформационных технологиях и в основном совпадающие с принципами деятельноститаможенных служб ведущих стран мира, определение четких и понятных правилтаможенного оформления, базирующихся на международных конвенциях ирекомендациях, позволили за прошедшие годы создать правовую и организационнуюбазу деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Темне менее в настоящее время таможенные органы Российской Федерации еще находятсяв стадии активного институционального развития, которое происходит с учетомпредстоящего присоединения Российской Федерации к Всемирной торговойорганизации, изменения объемов пассажиро- и товаропотоков, повышения интенсивностивнешнеэкономической деятельности регионов страны, роста потребностейтранспортных организаций, экспортеров и импортеров.
С2008 года начался II этап (2008-2010 и последующие годы) Концепции,направленный на строительство и обустройство объектов таможеннойинфраструктуры. Применение межведомственных информационных ресурсов позволиторганизовать работу таможенных органов по принципу «одного окна» и «однойостановки». Финансовое обеспечение будет осуществляться за счет средствфедерального бюджета и иных средств.[8]
Развитиесовременной таможенной инфраструктуры позволит:
Ø  уменьшитьвремя, затрачиваемое участниками внешнеторговой деятельности на таможенныеформальности;
Ø  увеличитьпропускную способность пунктов пропуска через государственную границу РоссийскойФедерации за счет ввода в эксплуатацию новых и модернизации существующихпунктов пропуска;
Ø  обеспечитьвнедрение единых стандартов и правил таможенного администрирования, повыситькачество обеспечения деятельности участников внешнеторговой деятельности,применить унифицированные таможенные документы и декларирование в электроннойформе, что в итоге приведет к сокращению административных расходов;
Ø  содействоватьреализации торговой политики с учетом социально-экономических и инвестиционныхзадач.
1.2   Техническиесредства таможенного контроля как часть таможенной инфраструктуры
Всеэлементы инфраструктурного обеспечения деятельности таможенной службы можноразделить на три большие группы [46]:
1)        Таможенныеобъекты, которые создают условия для функционирования таможенных органов,помещения товаров под таможенные режимы, а также обслуживания пассажиров. Этоматериально-техническая база таможенных органов:
–          административныездания;
–          пунктыпропуска и перехода;
–          терминалы;
–          складыразличных типов, в том числе склады временного хранения;
–          магазиныбеспошлинной торговли;
–          транспортныесредства;
–          объектыспециального назначения;
–          зонытаможенного контроля на вокзалах, в аэропортах, морских портах и др.
2)        Системы,средства и виды деятельности, обеспечивающие осуществление таможенных процедур,передачу информации о ходе этого процесса и полученных результатов. Этоинформационно-техническая инфраструктура:
–          техническиесредства таможенного контроля (ТСТК);
–          техническиесредства таможенной экспертизы;
–          техническиесредства таможенной связи;
–          Единаяавтоматизированная информационная система (ЕАИС) ГТК России;
–          системыконтроля за нарушением таможенных режимов;
–          системыконтроля за репатриацией валютной выручки и др.
3)        Социальнаяинфраструктура, предназначенная для создания материальных, бытовых, культурныхи других социальных условий воспроизводства жизнедеятельности кадров таможенныхорганов и организаций. Данная инфраструктура должна способствоватьудовлетворению потребностей в различных услугах непроизводственного характера вцелях повышения профессиональной подготовки, уровня жизни и всестороннегоразвития работника таможенных органов. [46]
Вцелях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения егооптимизации и эффективности таможенными органами, согласно статьи 388 ТК РФ«Использование технических средств при проведении таможенного контроля» могутиспользоваться технические средства, перечень и порядок применения которых определяютсяфедеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенногодела, т.е ФТС РФ. Используемые технические средства должны быть безопасны дляжизни и здоровья человека.[5]
Высокая результативность контроля достигается комплексным применениемтехнических средств на каждом конкретном участке таможенного контроля, будь-торучная кладь и багаж пассажиров и транспортных экипажей, контроль средне- икрупногабаритных грузовых отправок и отдельно следующего багажа, контрольмеждународных почтовых отправлений, или всех видов транспортных средствмеждународного сообщения. Причем при таможенном контроле каждого видаперемещаемых объектов в соответствии с технологическими схемами организациитаможенного контроля должны применяться те или иные специфические виды ТСТК.Хорошее знание оперативно-технических возможностей ТСТК, современных методик испособов их применения, овладение практическими навыками работы с ними – всеэто в значительной степени обеспечивает высокий профессиональный уровеньтаможенного контроля, начиная с обоснованного начисления пошлины и до выявленияпредметов контрабанды.
Технические средства таможенного контроля – это комплекс специальныхтехнических средств, применяемых таможенными службами непосредственно впроцессе оперативного таможенного контроля всех видов перемещаемых черезгосударственную границу объектов с целью выявления среди них предметов,материалов и веществ, запрещенных к ввозу, вывозу, или не соответствующихдекларированному содержанию.
Главная задача технических средств – дистанционный контроль с помощьюформируемых техническим средством наборов информации, сигналов.
Преимуществами ТСТК являются:
Ø  Сокращениевремени таможенного контроля;
Ø  Возможностьконтроля транспортных средств;
Ø  Возможностьвыявления закамуфлированных предметов;
Ø  Возможностьне вскрывать объект таможенного контроля и получать полную информацию обобъекте.
Целью применениятехнических средств является установление соответствия содержимого объектаданных декларирующих в документах, а так же выявления среди них материалов,предметов и веществ, запрещенных к ввозу (вывозу) на (с) территории РФ.