Проблемы и перспективы современного радиовещания в России

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПОНЯТИЕ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙИНФОРМАЦИИ         4
1.1 Краткая история средств массовойинформации
1.2 Функции СМИ в обществе Подсистемысистемы СМИ
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГОРАДИОВЕ-ЩАНИЯ В РОССИИ
2.1 Свойства, обуславливающиепривлекательность радиовещания среди прочих СМИ
2.1 Основные этапы развития радиовещанияв Советском Союзе
2.2 Структура и особенностирадиовещания сегодня      
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 ВВЕДЕНИЕ
Средства массовой информации – это мощнаясила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информациив разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека,способное убеждать реципиента наилучшим образом.
Радио – это специфичное и уникальноесредство массовой коммуникации. Главныминструментом его воздействия на аудиторию является сила «живого слова» — нередко более убедительная, чем иные визуальные образы, создаваемые другими СМИ.Безусловно, радио трудно соперничать с безграничными возможностями телевидения,но целый ряд бесспорных преимуществ, свойственных этому СМИ, является весомымаргументом для его значимости в жизни людей и дальнейшего развития.
На рубеже XXI века сложилась структура Российскогорадиовещания, которая проявилась в возникновении нового для нашей страныкоммерческого радио, конкурентной борьбы за слушателя и формированиярадиорынка.
Процессы трансформациирадиовещания обусловлены новой направленностью деятельности радиостанций — удовлетворение потребностей аудитории, соответствие ее интересам. На сменумассовому радиовещанию Советского Союза приходит специализация на определенномсегменте аудитории, которая в свою очередь становится фактором, способствующимвозникновению типологического разнообразия радиостанций.
Немаловажную роль вформировании новой системы радиовещания в России сыграл опыт зарубежных коллег.Первыми коммерческими радиостанциями, осваивающими просторы российскогоFM-диапазона, были европейские музыкальные станции. Коммерческие радиостанциивынуждены заботиться о собственной индивидуальности, о своей узнаваемости в эфире,неповторимости своего облика, что неизбежно приводит к разнообразиюрадиостанций. В радиоэфире стали появляются новые тематические программы,открытые дискуссии на самые актуальные темы, вырабатываются подходы к освещениюострых проблем и событий. Этот процесс привел к тематическому разнообразиювещания, расширению жанровой палитры, освоению разнообразных способовформирования новостных и информационных передач. Дальнейшее развитие этогопроцесса привело к специализации радиостанций на том или ином виде информации,на тематике, виде вещания.
Современныеинформационные технологии значительно изменили радиовещание. Освоение цифровойзаписи и компьютерного монтажа, возможностей Интернета и сотовой связи, новыхспособов передачи и получения радиосигнала через спутники позволило радио содной стороны сохранить пальму первенства в массовости и оперативностисообщения информации, с другой — существенно расширить творческий диапазонрадиожурналистики, так как существенно выросло качество передачи звука, вещаниестало стереофоническим. Возникли сетевые радиостанции, и существенно изменилисьтакие показатели, как объем аудитории и территория вещания.
Все эти и многие другиефакторы сформировали на сегодняшний день новую систему радиовещания, в основекоторой лежит типологическое разнообразие радиостанций.
Именно поэтому тема работы являетсяактуальной.
Цель данной работы – выявить тенденциив современном радиовещании.
Задачи работы:
1)      рассмотретьпонятие и краткую историю возникновения СМИ;
2)      конкретизировать проблемыи перспективы современного радиовещания в России;
Работа написана на основелитературы и статей по проблеме.
радиовещаниемассовый информация

 Глава1. ПОНЯТИЕ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ1.1 Краткая историясредств массовой информации
Многие поколения нашихпредков пользовались единственным средством накопления, хранения и передачиинформации – устным словом. Зарождение подлинно массовой информации связываетсяс появлением бумаги и печатного станка. Впервые бумага была изготовлена вКитае, и потребовалось десять веков, чтобы она появилась в Европе, где еёширокое экономическое применение началось только в конце XIV века. И. Гуттенберг, отливспециальные литеры из смеси свинца и сурьмы, в конце 1445 года отпечаталтипографским способом первую книгу.
Иван Фёдоров выпускаетпервую русскую книгу – «Апостол». Интересно, что печатал он её почти год – с 19апреля 1563 по 1 марта 1654 г.
С появлением в 1847 годутипографской машины, а затем линотипа (механизированного набора)распространение печатного слова приобретает массовый характер.
В 1877 году француз ШарльКросс изобретает «палеофон» — прадедушку современных систем грамзаписи. Потомпоявляется магнитная лента, начинается производство магнитофонов. В 1895 годубратья Люмьер поражают публику движущимся на экране паровозом – появляетсякино. Теперь информацию можно фиксировать на киноплёнке. Современные видеомагнитофоныпозволяют воспроизводить «движущуюся картинку» и в домашних условиях.Параллельно с эволюцией способов фиксирования и хранения информации развивалсяпроцесс её передачи.
Известно, что тамтамы досих пор служат некоторым африканским племенам для распространения сообщений наотносительно большие расстояния. Американские индейцы использовали в этих целяхсвист или дым костров. Во многих частях света до сих пор используется«голубиная почта».
Первая почтовая карета,проехавшая по дорогам Англии в 1784 году, была, безусловно, шагом вперёд. Нопоявление в 1840 году телеграфа произвело подлинный переворот в областираспространения информации. Стали создаваться первые телеграфные />агентства, резко увеличилось число газет и журналов.
Сейчас трудно представитьсебе повседневное существование без телефона, хотя телефон, изобретённый в 1870году, ещё сто лет назад казался ненужной роскошью. То же самое можно сказать ио радио, появившемся благодаря изобретениям итальянца Маркони и нашегосоотечественника А.С. Попова.
ХХ век подхватил эстафетуоткрытий в сфере передачи и распространения информации. Беспроволочныйтелеграф, чёрно – белое, цветное, кабельное и спутниковое телевидение,телетайпная и факсимильная связь, спутники связи – всё это дало человечествудвадцатое столетие, столетие массовой коммуникации.
Производство компьютеров,появление модемной связи, информационных сетей повлияло на структурноеизменение производительных сил и производственных отношений. С помощьюперсонального компьютера, например, стало возможным выполнять работу на дому,передавая результаты труда по модему.
Индустрия коммуникации иинформации приобретает в некоторых странах такой экономический вес, что вомногих странах становится ключевым элементом, заменяющим в процессе созданиянационального продукта тяжёлую и обрабатывающую промышленность[1].1.2 Функции СМИ вобществе Подсистемы системы СМИ
Термин «средства массовойинформации» появился относительно недавно и отражает не простотерминологическую, но и определенную социальную эволюцию.
Вне зависимости от того,как определяется понятие «информация», оно призвано зафиксировать главное:отображение элементов одного множества в другом (тексте, картинке и пр.).Информация — отображение и, следовательно, та или иная версия социального мира.При этом информация актуализируется только в том случае, когдаинтерпретируется.
Понятие «массовость»фиксирует взаимодействие массовидных субъектов: газетная статья илителепередача обращена не к каждому в отдельности, но ко всем сразу.
Коммуникация иинформирование могут носить непосредственный и опосредованный характер. Когдаговорят о СМИ, то имеют в виду особых посредников, появление которых сталовозможным лишь на определенном этапе общественного развития. Эти техническиепосредники иногда именуются «коммуникативными» средствами (пресса, радио,телевидение, Интернет, многоканальная связь и пр.). Таким образом, СМИ (илимасс-медиа) — это не просто канал сообщения, беспристрастно передающийсообщение, но именно посредник, medium, преломляющий, интерпретирующий иокрашивающий информацию.
СМИ не простоинформируют, но осуществляют социально-преобразовательную функцию. Этимопределяется специфичность СМИ в информационном пространстве в частности и вобществе в целом. СМИ – это социально-политический институт, действующий черезсистему относительно локальных средств информации. Он характеризуетсяследующими чертами:
1) обращенностью кмассовой аудитории и общедоступностью;
2)      корпоративнымхарактером производства и распространения информации;
3)      социально-преобразовательнымпотенциалом.
В целом же, система СМИопределяется посредством нижеследующих характеристик:
─ информативнаянасыщенность;
─ публичность, т.е.неограниченный и надперсональный круг потребителей;
─ наличиеспециальных, технических приборов, аппаратуры для передачи сообщений;
─ непрямое,разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационныхпартнеров;
─ однонаправленностьвзаимодействия от коммуникатора к реципиенту, ограниченность обратной связи;
─ непостоянный ирассредоточенный тип аудитории, которая образуется от случая к случаю врезультате концентрации общего внимания на том или ином сообщении (статья,радио- или телепередача, пр.).
Информация распространяетсяпо-разному, с использованием различных технических средств. Поэтому вся системаСМИ имеет подсистемы:
1)      пресса (печать) –средства распространения информации с помощью печатного воспроизведения текстаи изображения;
2)      радио – передачазвуковой информации с помощью электромагнитных волн;
3)      телевидение –передача звуковой и видеоинформации с помощью электромагнитных волн;
4)      фактически подопределение «СМИ» подходит и Интернет, хотя законодательство большинства странего к таковым не относит.
А ведь «коммуникационныйвзрыв» – это совсем небольшой промежуток времени. Понятия «массоваякоммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в ХХ столетии.Связано это, во-первых, с осмыслением социологами особенностей поведения врамках такого специфического вида социальной общности как «масса», «толпа»,«публика», и, во-вторых, с техногенным фактором: появлением принципиально новыхсредств передачи информации.
В настоящее время значительновозросло влияние средств массовой информации на личность. О возрастающей ролипечати, радио и телевидения в общественной жизни общества свидетельствуют ихбурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устноеслово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самыхотдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду. По силе воздействия наличность, массу, СМИ не имеют себе равных. Современная аудитория включена вовсю систему общественных отношений. Поэтому СМИ для реализации целей своейдеятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки исоответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических,формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходеаудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатомкоммуникативного процесса[2].
Во второй главе курсовой работы мырассмотрим особенности современного радиовещания, его историю, основныепроблемы и перспективы.

 Глава2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ В РОССИИ2.1 Свойства, обуславливающие привлекательность радиовещаниясреди прочих СМИ
Изобретение радиоявляется одним из величайших достижений человеческой культуры концадевятнадцатого столетия.
Что же такое Радио? Радио– это разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигналаиспользуются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве[3].
Основные принципы, лежащие в основепередачи электромагнитных волн на расстоянии, были сформулированы еще в 1891году. Устройство появилось 7 мая 1895 года. На заседании физико-химическогообщества был проведен первый опыт А. С. Попова, который называл свой прибор«грозометчик». Изобретенный Поповым и Маркони бескабельный способ передачиинформации привел к рождению радио.
Сегодня радио являетсянеотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Радиовещание опережает все другиесредства массовой информации по охвату населения.
Каким же образом радиоудается сохранить свою привлекательность в действительно очень трудных для негоусловиях жесточайшей конкурентной борьбы за внимание аудитории? А.А. Шерельвыделяет три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность:
1. В структуресовременных СМИ радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, никинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей безпредварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара срассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этогособытия. Это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качествекомментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явленийпредставителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей вовсех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, какпоказывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережаети прессу, и телевидение.
2. Из всех СМИ радиоявляется самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятияаудиторией.
Существуютследующие типы слушания радио:
– Поисковое – когда слушатель, вращая ручку илинажимая кнопки настройки приемника, проводит ориентацию в эфире, ищет, на чемостановить свой выбор.
– Фоновое – радиопередача является элементомокружающей обстановки, находится на периферии восприятия и затрагивает лишьчастично или не затрагивает вовсе сферу сознания слушателя.
– Выборочное, илиселективное –воспринимаются лишь части, фрагменты программы или сообщения, которые сознаниеслушателя выделяет и фиксирует как центры интереса. Промежутки между нимипревращаются в пустотные с точки зрения нового восприятия временные интервалы,используемые сознанием для осмысления значения информации, выхваченной изнепрерывно передаваемого потока.
– Сосредоточенное – когда с установкой на полноепонимание и запоминание слушается все сообщение или группа сообщений[4].
Любой тип слушания радио,как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и спроизводственной занятостью, и с бытовыми реалиями. Колоссальную часть аудиториирадио во всех направлениях вещания – от музыкальных программ, новостныхвыпусков до передач литературно-драматических композиций и «радиокниг» –составляют автомобилисты. Более того, разнообразие интересов именно этой частиаудитории стимулировало значительное расширение жанрово-тематических параметроввещания (что в свою очередь способствовало увеличению числа современныхформатов радиостанций, а также увеличению количества самих станций, болеечеткой их адресной и содержательной направленности и дифференциации).
1. Радиовещаниеоказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное,прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображениечеловека. На это обращают внимание многие современные физиологи вслед завеликими русскими учеными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым.
2. Еще до появлениярадио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развитияассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные.Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражаетобъективную закономерность природы восприятия окружающего мира[5].2.2 Основные этапы развития радиовещания в Советском Союзе
С первых дней советской властикоммунистическая партия уделяла большое внимание радиовещанию как средствусвязи, информации, пропаганды, и агитации.
Первые советские радиотелеграфныепередачи о важнейших событиях в стране состоялись в ноябре 1917, первыерадиовещательные — в 1919. Регулярное радиовещание началось в 1924. В 20-е гг.складывались жанры радиовещания (радиорепортажи, радиобеседа, комментарии),формы передач (радиогазета, радиожурнал, радиоперекличка и др.), шло развитиедетского, молодёжного, музыкального, спортивного вида вещания. В 1925 состоялся1-й радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьскимторжествам. В 1932 начались регулярные выпуски «Последних известий».
В 1931 был образован Всесоюзный комитетпо радиовещанию, в 1932 — 12 местных радиокомитетов в республиках и областях. В30-е годы радиовещание сыграло значительную роль в пропаганде передовых методовтруда (стахановского движения и др.), в организации социалистическогосоревнования, в патриотическом воспитании населения.
В годы Великой Отечественной войны1941-45 радиовещание выполняло активную мобилизующую роль в борьбе с фашизмом.В эфир было передано свыше 2 тыс. сводок Совинформбюро, 2,3 тыс. выпусков«Последних известий», около 7 тыс. корреспонденций из действующейармии, свыше 8 тыс. «Писем с фронта» и «Писем на фронт».Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированныхрайонов. Приказы Верховного главнокомандующего, выступления руководителейСоветского правительства по радио имели большое политическое значение,поддерживали боевой дух народа в тяжёлые годы войны. В 1944 СНК принялпостановление о мероприятиях по укреплению материально-технической базыцентрального радиовещания, в 1945 — о ежегодном праздновании 7 мая Дня радио.
Огромная работа по развитию радиовещанияи радиофикации была проведена в послевоенные десятилетия. Радиовещанием былаохвачена вся территория Советского Союза, передачи ведутся на 68 языках народовСССР и 70 языках народов других стран. По суммарной мощности радиовещательныестанции СССР занимают 1-е место в Европе.
Передачи Всесоюзного радио готовилиглавные редакции (пропаганды, информации) вещания для детей, молодёжи,литературно-драматическая, музыкальные вещания для Москвы и Московской области)и комитеты в союзных и автономных республиках, краях, национальных округах,областях. В начале 1977 Всесоюзное радио имело 8 программ вещания.
Местное радиовещание в СССР осуществлялиреспубликанские, краевые, областные, городские радиокомитеты и радиоредакции.Передачи вели 300 2-программных передающих радиостанций. Москва, столицысоюзных республик, а также более 10 городов вели стереофонические передачи. ВСССР было самое крупное в мире проводное вещание, свыше 200 городов имелимногопрограммное проводное вещание, 14 комитетов союзных республик велирадиовещание по 3-4 программам.
Из 162 областных, краевых и окружныхкомитетов 113 вели радиовещание на 2 и более языках. Собственное радиовещаниевелось в крупных городах Советского Союза (196 городских редакций).Существовала сеть фабрично-заводского радиовещания, радиовещания в вузах, НИИ,колхозах и на стройках. В стране на 100 семей приходилось (1975) 79радиоприёмников и радиол; практически каждая семья в городе могла приниматьпрограммы Всесоюзного и местного радио по проводам.
В 1977 общий среднесуточный объёмрадиовещания в Советском Союзе составил 1307 ч. Особое место занималирадиопередачи, посвященные 50-летию Великой Октябрьской социалистическойреволюции, 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, 30-летию Победы советскогонарода в Великой Отечественной войне 1941-45: «Хроника Великого Октября.Год 1917», «50 героических лет», «Литературнаялениниана», радиохроника «Биография В. И. Ленина», «Подвигнарода», «Документы Великой Отечественной войны» и т.п.
С первых дней радиовещания, порекомендации Н. К. Крупской, создавались программы, рассчитанные наопределённые социальные и возрастные группы населения. Велись передачи длярабочих («В рабочий полдень» и др.), жителей села («Земля илюди», «Сельские встречи»), детей («Ровесники»,«Пионерская зорька»), молодёжи (радиостанция «Юность» сразличными блоками передач для молодёжи села, учащихся училищ профессионально-техническогообразования, студентов, солдат, специальная программа для строителей БАМа идр.).
Литературно-драматическое вещаниепропагандировало произведения литературы, музыкальные произведения. Велисьпередачи по письмам слушателей «Почта радио», «Полевая почта»Юности””, «По вашим просьбам», «Поэтическаятетрадь», «В мире слов», давались консультации, справки поразнообразным вопросам. Большое внимание уделялось общеобразовательным иучебным передачам. Передачи были дифференцированы по уровню образованияаудитории, по разделам науки. Регулярны были спортивные передачи:информационные выпуски, трансляции соревнований внутри страны и крупнейшихмеждународных состязаний.
Важную роль в работе Всесоюзного радио,местных комитетов по радиовещанию играли общественные редколлегии, в которыевходят представители рабочих, учёных, специалисты по различным общественным,научным, культурным проблемам. Многие программы составлялись и велись с помощьюрабкоров и внештатных ведущих, при подготовке передач учитываются просьбы ипредложения слушателей.
Регулярное радиовещание на зарубежныестраны началось в 1929 (вначале на немецком языке, затем на английском,французском и других языках). В 1975 уже 10 редакций вели вещание по группамстран и регионам на 70 языках[6]. 2.3 Структура и особенности радиовещания сегодня
К концу девяностых годов ХХ века вРоссии сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектрразных по типам радиостанций. Наряду с государственным радиовещаниемстремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появлениепривело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшиеисторические сроки (6—7 лет) негосударственного радио означало конец государственноймонополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа.
В это время в работах современныхисследователей радиовещания предпринимались попытки классификации радиостанций,для чего использовались различные признаки деления. В данной работе мыостановимся на классифкации Е.Р. Раскатовой, предложившей деление радиостанцийпо признаку «Цель радиостанции».
Деление радиостанций по цели вещаниявыглядит так.
1. Радиостанции,ставящие перед собой преимущественно общественно-политические цели.
К той группе относятся радиостанции,учредителями и/или спонсорами, финансистами которых являются какие-либополитические структуры либо политические силы, в том числе органы власти.
Эту группу радиостанций можно разделитьеще на такие подгруппы, как официальные радиостанции, выражающие точку зрениятех или иных органов государственного управления, партийных объединений,политических движений, профсоюзов, т.д., нейтральные, радиостанции, тяготеющиек объективному освещению событий политической жизни общества и оппозиционные.
2. Радиостанции, ставящие перед собойпреимущественно коммерческие цели.
Эта группа радиостанций на сегодняявляется самой многочисленной. Связано это с тем, что радиовещание в настоящеевремя стало выгодным бизнесом и позволяет заработать капитал или способствуетпродвижению того или иного продукта, вида услуг и т. д. на рынке. Эту группурадиостанций также можно разделить на подгруппы: экономически самостоятельные,не имеющие других источников дохода кроме доходов от собственной деятельности(в основном производство и вещание рекламы и рекламных передач); корпоративные,принадлежащие коммерческим структурам, финансируемые ими, обеспечивающие ихинтересы в вещании.
Говоря о коммерческихрадиостанциях, следует заметить, что они в частности, и радиовещание в целомсегодня успешно развивается именно благодаря привлечению радиорекламы.
Благодаря широкому охватунаселения радио является одним из наиболее привлекательных средствраспространения рекламы. Ещё более привлекательным для рекламодателей являетсяэкономичность радио. Бюджет, необходимый для рекламной радиокомпании, намногоменьше, чем для рекламы в прессе и по телевидению.
Для рекламодателейособенно важна способность радио повторять рекламу большое число раз в течениедня и усиленно мотивировать потребителей на приобретение товара. Потребитель,читая газету, может просто перелистнуть страницу с рекламой, не обратив на неёвнимания. Время телевизионной рекламы телезрители часто используют для того,чтобы выйти покурить, налить себе чаю, или начинают щёлкать кнопками на пульте,перескакивая с канала на канал. Короткие рекламные радиовставки потребительволей – неволей слушает, продолжая заниматься своим делом, — не отрываться жеот дела, чтобы выключить радио на какую – то минуту.
Преимуществом радиоявляется также тембр человеческого голоса, который вносит в рекламу личностныйхарактер, сообщает словам эмоциональность, недостижимую для печатного текста.
Одним из главныхпреимуществ радио является огромная убеждающая сила. Почему радио имеет такуюубеждающую силу? Особенностями человеческого мозга объясняется то, что людейлегче убедить в достоинствах товара словами, произносимыми вслух. В этом случаетовар им нравится больше, и они готовы больше покупать его, нежели в случаях,когда их убеждают печатными словами. Тем не менее, когда текст рекламногосообщения труден для мгновенного понимания, эффективность работы резкоснижается. Это обусловлено динамичностью радиорекламы. Если при чтениирекламного послания потребитель имеет возможность возвратиться к заголовку,перечитать текст, то радиореклама не может быть остановлена и возвращена назад.Поэтому радио неприемлемо для рекламы сложной, в том числе наукоёмкой продукциии технологий, а также товаров и услуг, требующих длительного изложения ихсущности и преимуществ.
Динамичность радиотребует повышенного внимания к запоминаемости рекламы, её логическойвыстроенности, чёткости сюжета, ясности выводов. В радиорекламе гипертрофическивозрастает роль положительных эмоций.
Для рекламодателей радиопредставляет дополнительную возможность заявить о себе через спонсорстворадиопрограмм.
Спонсорство хорошо тем,что:
– упоминание фирмыв качестве спонсора в передаче и анонсах способствует повышению её престижасреди потребителей, свидетельствует о солидности фирмы и о том, что она думаетне только о поучении прибыли, но и об обществе;
– радио позволяет вспонсорской программе не только прокат, но и создание выгодных для неёрадиопрограмм, которые объективно не могут быть квалифицированы как рекламные,но фактически мотивировать потребителя на приобретение товаров.
8.      Радио –великолепное средство для имиджевой и престижной рекламы.
Кроме рассмотренныхпреимуществ и ограничений, радиореклама имеет ещё одну, поистине уникальную способность:она воздействует на подсознание потребителей даже тогда, когда они занимаютсясвоими делами и специально не слушают радио, хотя оно и включено. Сознаниетаких потребителей поглощено выполняемой работой, а бессознательное активновпитывает поступающую информацию.
Мотивированныерадиорекламой бессознательные желания заставляют потребителя обратить вниманиена другие виды рекламы этих товаров, и в том числе на печатную рекламу. Но еслипотребителя при совершении покупки спросят, откуда он получил информацию отоваре, то в большинстве случаев будет назван печатный источник, в то время какпервый толчок к приобретению товара дала радиореклама.
Поэтому, если говорить оцелевой аудитории радиорекламы, то она поистине безгранична. В первую очередь,это лица пожилого возраста, домохозяйки, которые длительное время находятся вдомашней среде и чаще всего слушают радио.
Вторую часть целевойаудитории радиорекламы могут составлять водители и работники других видовтранспорта, которые во время передвижения слушают радио.
Жители сельской местноститакже могут быть включены в целевую аудиторию радиорекламы, так как набескрайних просторах России есть ещё места, где, кроме радио, нет другихсредств массовой информации.
И, наконец, рекламу нарадио могут одновременно услышать по всей стране, так как радийная связь – однаиз самых давних и традиционных видов коммуникаций вообще, которая есть вомногих семьях.
Таким образом, рекламакак таковая стоит на первом месте по своей эффективности в системемаркетинговых коммуникаций, а радиореклама по охвату аудитории являетсянаиболее эффективной из всех видов рекламы[7].
3. Радиостанции, ставящие перед собойпреимущественно просветительские цели.
Эта группа не отличаетсямногочисленностью, т.к. радиостанций, делающих своей целью просветительскуюдеятельность, сегодня мало. Среди подгрупп выделим культурологические(радиостанции, ведущие просветительскую деятельность в области общекультурныхвопросов и вопросов искусства); образовательные (радиостанции, занимающиесяпросветительской работой в области науки, ведущие образовательную работу);религиозные (радиостанции, занимающиеся просветительством в определеннойобласти религии, например православные).
4. Радиостанции, ставящие перед собойпреимущественно информационные цели.
Высокий уровень потребности общества воперативной и качественной информации актуализирует именно эту целевуюнаправленность деятельности радиостанций, создает предпосылки для поиска новыхконцептуальных решений в новостном вещании. Определим градацию радиостанций вэтой группе. Это информационные (работающие в режиме оперативного новостноговещания, дающие максимально полную картину событий в их развитии);информационно–аналитические (не только информирующие, но и выражающие иформирующие общественное мнение посредством аналитических программ);специализированные (дающие максимум информации в какой либо определеннойобласти, например, спорте, автомобилизме, музыке, науке, технике и т.д.).
5. Радиостанции, реализующиепреимущественно развлекательные цели.
Среди радиостанций этой целевойнаправленности выделяются такие подгруппы: музыкальные (специализирующиеся намузыкальном вещании и отдающие под это вещание практически все время работы вэфире); разговорно-игровые (отдающие предпочтение развлекательным разговорнымпередачам, таким, как ток–шоу, розыгрыши, викторины, конкурсы, радиоигры);познавательные (в основе вещания которых передачи занимательного ипознавательного характера).
Разговорно-игровые радиостанциивстречающиеся в российском эфире чаще всего, но по цели они являютсякоммерческими или сочетающими коммерческую и развлекательную цели.
Познавательные радиостанции на российскомрадиорынке не представлены[8].
Структура радиовещания в условиях рынкапо типам собственности выглядит как состоящая из нескольких самостоятельныхсекторов.
Крупнейшим собственником в сферерадиовещания является государство. Сектор государственного радиовещанияпретерпел за последние годы серьезную эволюцию. Ее основные этапы — создание«Радио России» (декабрь 1990 г.), образовавшего вместе с российским телевидениемВсесоюзную государственную телерадиовещательную компанию (ВГТРК). «РадиоРоссии» становится главным государственным радиоканалом с круглосуточнымвещанием как по «первой кнопке» проводного вещания, так и на средних, длинныхволнах и в диапазоне УКВ-FM.
До 1995 г. параллельно существоваладругая Российская телерадиокомпания — «Останкино», в которую входилирадиостанции «Радио-1», «Маяк», «Юность» и «Орфей». После ликвидации компании«Останкино» в 1995 г. все эти каналы получили статус общероссийских, врезультате всем государственным радиостанциям были даны равные стартовыевозможности.
Однако реорганизация не сработала, ипрежде всего, в силу консерватизма старых вещательных организаций, бывших втечение длительного времени вершителями пропагандистской и информационнойполитики в стране, укоренившегося в сознании многих работников ощущенияневозможности да и отсутствия необходимости каких-либо серьезных изменений ввещании.
Помимо этого важного психологическогофактора, сыграла свою роль объективная ситуация — не только недостаточноефинансирование электронных масс-медиа, но и невнимание государства крадиовещанию, игнорирование того факта, что в стране за долгие годы сложиласьособая культура слушания радиопередач, появился прочный интерес аудитории крадиовещанию и, наконец, сказалось отсутствие четкой концепции государственногорадио, его отношений с властью, как это было до последнего времени.
Главное государственное «Радио России»,оставшееся в системе ВГТРК, по мере эволюции постепенно теряло свойальтернативный имидж, его программы стали мало отличаться от программ другихгосударственных каналов, выделяясь, может быть, большей аналитичностью, большимчислом материалов публицистического характера.
В августе 1997 г. Указом Президента «Осовершенствовании структуры радиовещания в Российской Федерации» былоликвидировано Радио-1 как государственная станция, в результате акционированияпереместившаяся в сектор негосударственного радиовещания в качестве каналаРадио-1-Культура. Единую вещательную организацию образовали радиостанции «Маяк»и «Юность».
«Радио России» в значительной степениизменило свою программную концепцию и прежде всего в информационной частиэфира: новости «Радио России» выходят в эфир под тем же названием «Вести» и стой же заставкой, что и информационная программа РТР.
В 1998 г. четко обозначилась тенденция кмонополизации и централизации вещания в государственном секторе. УказомПрезидента от 8 мая 1998 г. и соответствующим постановлением правительства «Оформировании единого производственно-технологического комплекса государственныхэлектронных средств массовой информации» на базе ВГТРК создана единаягосударственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую вошли наряду с ВГТРК(РТР, канал «Культура», «Радио России») «Маяк», объединенный с радиостанцией«Юность», «Орфей» и Российская государственная радиокомпания «Голос России»(Иновещание), технические службы, 99 региональных ГТРК как дочерние предприятияВГТРК, ПО региональных передающих радиотелецентров как филиалы государственнойкомпании на местах.
Таким образом воссоздается системаединого государственного телерадиовещания страны. Конечно, финансовый,экономический и политический кризис 1998—1999 гг. не мог не отразиться наположении государственного радио, резко сократилось его финансирование, процессформирования единого вещательного комплекса идет сложным противоречивым путем,подвержен политическим влияниям.
В целом сегодня, по данным Федеральнойслужбы России по телевидению и радиовещанию, входящей в Министерство по делам печати,телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, в стране действуют 1419вещательных организаций, из них 292 государственные.
К зоне государственного радиовещанияпримыкают и радиостанции, находящиеся в муниципальной собственности. Такихстанций насчитывается более трехсот, причем число их постоянно уменьшается.
По наблюдениям Ф. Вильямса, консультантаБи-би-си МРМ по региональным вопросам, судьба муниципальных вещателейдостаточно сложна, ибо соответствующие власти мало или совсем не финансируют ихдеятельность. Отсюда низкий уровень программ, устаревшая техника, ограниченноевремя вещания. Муниципальное вещание постепенно вытесняется другими видамистанций. Весьма небольшая группа радиостанций принадлежит некоммерческим идругим организациям.
И, наконец, мощный, постоянноукрепляющий свои позиции в эфире, несмотря на кризис, финансовые трудности,жесткую конкурентную борьбу, сектор коммерческих и частных радиостанций.Негосударственное вещание развивается бурно, осваивая в первую очередь наиболееперспективный УКВ-БМ-диапазон. Если в 1990 г. в Москве, например,функционировали всего три негосударственные станции, то в 1991 г. их стало 10,а в 1993 — 20, при этом ряд станций исчез из эфира («Алла», SNC — радиостанцияизвестного музыканта Стаса Намина, «Престиж радио» и др.), в то же времяпоявились новые.
Вначале, на рубеже 80-90-х гг., сталзаполняться диапазон УКВ (отечественный стандарт), поскольку отечественнаяаудиотехника была рассчитана на его прием. Но по мере насыщения российскогорынка западной и японской техникой начал уверенно осваиваться FM-диапазон,причем наиболее успешные станции («Русское радио», «Европа плюс», «Максимум»,«Авторадио», «Эхо Москвы») обладают частотами в обоих диапазонах.
В целом по стране сейчас насчитывается1103 коммерческих вешателя. Определяющим фактором динамичного развитиякоммерческого радиовещания стали экономические преобразования, появлениечастного капитала. Как правило, учредителями станций являются либо компании,принадлежащие частным лицам, либо частные лица.
На первом этапе развития радиорынка всоздании станций участвовали зарубежные, главным образом французские иамериканские предприниматели. Однако доля их участия в общенациональноммасштабе невелика. Было создано сразу три российско-французских станции:«Европа плюс», «Ностальжи», «М-радио». Из них первенство, бесспорно,принадлежит «Европе плюс», которая сумела профессионально удовлетворить запросыаудитории. Одной из первых в отечественном эфире появилась ироссийско-американская станция «Максимум». Весьма популярное «Радио 7. На семихолмах» — также российско-американский проект. С помощью американских и иныхкапиталовложений создаются некоторые местные коммерческие станции, например«Радио Модерн» (Санкт-Петербург), «Балтик +» (Калининград). В Москве сейчасработает более 30 негосударственных станций, из них 23 — в УКВ-FM-диапазоне, вСанкт-Петербурге насчитывается 11 коммерческих станций.
В начале 90-х гг. коммерческие вещателипочти единодушно говорили об отсутствии конкуренции и взаимодополняемостистанций. Однако к концу десятилетия радиорынок оказался радикально поделенным,и конкуренция стала остро ощущаться практически всеми станциями — игосударственными, и негосударственными. Резко обострилась конкурентная борьбаза частоты, за качество звучания (а это связано с проблемой техническогооснащения — с переходом на цифровую аппаратуру, компьютерным сбором информациии компьютерным монтажом, спутниковой связью и спутниковым вещанием и т.д.), зарекламу, за доступ к информации и максимально оперативную передачу ее в эфир,борьба за слушателя, рейтинг станции и др.
Одно из важнейших явлений в сферекоммерческого вещания — образование мощных вещательных корпораций. Вмультимедийный холдинг «Медиа-Мост» В. Гусинского наряду с НТВ, НТВ плюс, НТВКино, НТВ Профит, НТВ Дизайн, телесетью ТНТ, Бонум — частным спутникомцифрового вещания, Бонум-1 — одним из крупнейших в стране операторовспутниковой связи, Издательским Домом «7 дней» и различными печатными изданиямивходят популярные радиостанции «Эхо Москвы» и РДВ.
Таким образом, сложился полноценныйиздательско-телерадиоконцерн, в рамках которого проводятся единаяинформационная политика, совместные мультимедийные акции.
Сформировалась также «империя СМИ» Б.Березовского, объединяющая пакеты акций ОРТ, ТВ-6, радиостанцию «Наше радио»,ряд газет и журналов, Издательский Дом «Коммерсантъ». Идет процесс созданиясвоеобразных радиовещательных империй сетевых музыкальных имузыкально-информационных станций «Европа плюс», «Русское радио», «Ностальжи» идр., выходящих в FM-диапазоне в Москве и через спутники на другие городаРоссии, ближнего и дальнего зарубежья. Ряд станций имеет дочерние предприятия,например, недавно зазвучавшие станции «Монте-Карло», «Динамит» — проект«Русского радио»[9].
Проведем анализ радиостанций посостоянию на 2009 год.
Наиболее распространенными технически доступным в России является информационно-разговорное радио, онопредставлено двумя сетями федерального масштаба — «Радио России» и «РадиоМаяк», прием сигналов этих станций возможен практически во всех населенныхпунктах России.
На втором месте (548городов) – «музыка для взрослых», две наиболее крупные радиостанции, передающиемузыку этого направления, – «Авторадио» и «Дорожное радио».
На третьем месте (429городов) современная западная музыка (хиты): «Европа Плюс», «Love Radio», «ХитFM» и «Радио Рекорд».
Четвертое место (217городов) занимают радиостанции, передающие современную русскоязычную музыку(«Русское Радио»).
Пятое место (209 городов)могут слушать шансон («Радио Шансон» и «Добрые песни»).
На шестом месте (146городов) — формат «ретро» («Ретро FM»).
Довольно широкоераспространение имеет юмористическое радио «Юмор FM»(87 городов), остальныеформаты имеют меньшее присутствие на рынке[10].
Структура аудитории радиопо России в целом в 2009 году наглядно представлена на рисунке 1.
/>
Рис.1. Структурааудитории радио по России в целом в 2009 г.
Наконец, еженедельныйобъем аудитории радиостанций представлен на рисунке 2.

/>
Рис. 2. Еженедельныйобъем аудитории радиостанций в 2009 г.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в настоящее времязначительно возросло влияние СМИ на все стороны жизни общества. По силевоздействия на личность, массы СМИ не имеют себе равных. Современная аудиториявключена во всю систему общественных отношений. Поэтому СМИ для реализациицелей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы,установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и рядспецифических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. Притаком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаясярезультатом коммуникативного процесса.
Радио каксредство массовой коммуникации обладает определенными особенностями. Радио есть разновидность беспроводнойсвязи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны,свободно распространяемые в пространстве
Родившись 7 мая 1895года, сейчас оно прочно вошло в нашу жизнь благодаря уникальным особенностям:
1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным.
2. Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым»,«комфортным») для восприятия аудиторией.
3. В системе СМИ радио, ориентированное, прежде всего на слуховоевосприятие, воздействует более других на воображение человека.
Кроме того, радио высвобождает воображение и определенным образомкомпенсирует тот эмоциональный и мыслительный застой, те навыки автоматизма вповедении и реакциях, которые выработаны привычным жизненным опытом. Радиовозбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, инеосознанным эмоциям.
К концу девяностых годов ХХ века вРоссии сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектрразных по типам радиостанций. Наряду с государственным радиовещаниемстремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появлениепривело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшиеисторические сроки (6—7 лет) негосударственного радио означало конец государственноймонополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа.
В это время в работах современныхисследователей радиовещания предпринимались попытки классификации радиостанций,для чего использовались различные признаки деления. В работе рассмотренаклассификация Е.Р. Раскатовой, предложившей деление радиостанций по признаку«Цель радиостанции»:
1. Радиостанции,ставящие перед собой преимущественно общественно-политические цели.
2. Радиостанции,ставящие перед собой преимущественно коммерческие цели.
3. Радиостанции,ставящие перед собой преимущественно просветительские цели.
4. Радиостанции,ставящие перед собой преимущественно информационные цели.
5. Радиостанции,реализующие преимущественно развлекательные цели (музыкальные,разговорно-игровые и познавательные).
Наиболее распространенным и технически доступным в России (на 2009 г.) являетсяинформационно-разговорное радио, оно представлено двумя сетями федеральногомасштаба — «Радио России» и «Радио Маяк», прием сигналов этих станций возможенпрактически во всех населенных пунктах России.
На втором месте (548 городов) – «музыка для взрослых», две наиболеекрупные радиостанции, передающие музыку этого направления, – «Авторадио» и«Дорожное радио».
На третьем месте (429 городов) современная западная музыка (хиты):«Европа Плюс», «Love Radio», «Хит FM» и «Радио Рекорд».
Четвертое место (217 городов) занимают радиостанции, передающиесовременную русскоязычную музыку («Русское Радио»).
Пятое место (209 городов) могут слушать шансон («Радио Шансон» и «Добрыепесни»).
На шестом месте (146 городов) оказался формат «ретро» («Ретро FM»).
Довольно широкое распространение имеет юмористическое радио «Юмор FM»(87городов), остальные форматы имеют меньшее присутствие на рынке.

 СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Беспалова А.Г.,Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. Развитиерадиовещания //История мировой журналистики. Изд. 3-е. — М. — Ростов-на-Дону,2004.
2. Ворошилов В.В.Техника и технология СМИ //Журналистика. Курс лекций. – СПб, 2004.
3. Ефремов А.Посидим, поокаем // Индустрия рекламы. — № 9. – М., 2003.
4. Клюев Ю.В. Российскоерадиовещание: Этапы становления Журналистика. Молодые исследователи. — СПб.,2003. — С. 32-38.
5. Ковтун В.Г.Эволюция действенности в отечественной теле- и радиожурналистике // Средствамассовой информации в современном мире. Тезисы. – СПб, 2004. С. 287-289.
6. Кошелева И.Н.Проект «Радиопортал»: Создание единого информационного пространства // Средствамассовой информации в современном мире. Тезисы. — СПб., 2003 — С. 88-89.
7. Кошелева И.Н.Интернет-проекты в системе современного радиовещания Проблемы региональнойжурналистики. Тезисы. – Тольятти, 2003. — С. 53-55.
8. Кривова Н.Ф. Языкрегиональной радиорекламы // Средства массовой информации в современном мире.Тезисы. — СПб. — С. 114-115.
9. Муравьева Е.Телерадиовещание государственное и общественное. Рычаги влияния //Медиаальманах. — № 3. – 2004. — С. 26-33.
10.  Нерознак В. Новости: Репутация иденьги Время работать на радио. — М. — С. 103-104.
11.  Подобед Д А Истоки и предпосылкиперестройки современного радиовещания // Средства массовой коммуникации визменяющемся мире Сб науч тр -Ростов н/Д НМЦ «Логос», 2007. С 136-152
12.  Радиожурналистика / Под ред. проф.A.A. Шереля. – М.: Изд-во Московского университета, 2000.
13.  Раскатова Е. Типологические подходы кисследованию радиовещания // RELGA. — №18 [120] 16.11.2005.
14.  Реполова А.С. Диалог в эфиререгиональной коммерческой радиостанции. Возможные направления исследования //Журналистика в 2004 году. Тезисы.-М., 2004. С 47-48.
15.  Система средств массовой информацииРоссии / Я. Засурский, М. Алексеева, Л. Болотова. — М., 2003.
16.  Смирнов В.В. Концепция информационныхпрограмм на центральных радио- и телеканалах СМИ и вызовы нового века. Тезисы.- Ч. 8. — М., 2003. -С. 8-9.
17.  Смирнов В.В. Проблемырадиожурналистики в контексте современных массовых коммуникаций //300 летроссийской журналистики. Тезисы. — СПб., 2003. -С. 113-115.
18.  Субханкулова А.Р. Радиовещаниепоследних лет: Библиография и исследование научных материалов // Журналистика в2001 году. Тезисы. — Ч. 1. -М.-С. 37-39.
19.  Телерадиовещание и телекоммуникации — новые технологии и их внедрение // Приложение к журналу «Научно-техническийжурнал — 625». — № 2. – М., 2003.
20.  Упорова Е. As life — как в жизни // Время работать на радио. — М. -С.75-80.
21.  Упорова Е. Социальная информация нарадио: современные подходы // Время работать на радио. М., С. 109-119.
22.  Шеин В. Н. Информационные ианалитические жанры радиожурналистики. Курс лекций. Минск: БГУ, 2003.
23.  Шеин В.И. Плюсы и минусы радиоэфира// Журналистика в 2002 году. Тезисы.-Ч. 2. -М., 2003. -С. 50-51.
24. PR: современные технологии: Учебноепособие / С.Л. Бровко и др.; под ред. Л.В. Володиной. – СПб.: Юристъ, 2008.