Проблемы и перспективы включения России в мировой рынок туристических услуг

КУРСОВАЯРАБОТА
Тема:Проблемы и перспективы включения России в мировой рынок туристических услуг

Содержание
Введение
1. Определение понятиямеждународного рынка туристических услуг
1.1 Упрощение туристическихформальностей
1.2 Международный туризм
2. Туризм – глобальноесоциально-экономическое явление современного мира
2.1 Экономические показателимировой индустрии туризма
2.2 Практика туристскойдеятельности
3. Проблемы и перспективы включенияРоссии в мировой рынок туристических услуг
3.1 Проблемы включения России вмировой туризм
3.2 Перспективы вовлечения России вмировой туризм
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Данная тема является актуальной, так как к началу ХХIв. международный туризм по экономической эффективности вышел на первое место вмире, значительно опередив лидеров мировой торговли – автомобильную инефтегазовую сферы экономики. Выход международного туризма на позиции ведущейотрасли экономики в планетном масштабе убедительно подтверждает статистика ВТОза 2010 г. – первое десятилетие ХХI века: международныйтуристский бизнес легко преодолел рубеж по численности прибытий туристов –более одного миллиарда.
Россия – страна с уникальным и неповторимым туристским потенциалом – врейтинге 20 государств мирового сообщества по популярности с 15 местапереместилась на 12. Это обнадеживающий признак возрождения России как страныособого интереса для зарубежных туристов.
Последниетри-четыре года наблюдается положительная динамика и рост въездного туризма внашу страну. Каждый год, начиная с 2000-го, количество приезжающихувеличивалось на 15-20%.
Российскийтуризм отличает достаточно выраженная сезонность: рост традиционно шёл за счётлетних месяцев, с июня по конец сентября. Несмотря на то, что и туроператорами,и отдельными гостиницами предпринимались попытки в сколько-нибудь значительноймере «расширить» сезонность, пока не удалось увеличить прибытие туристов налокальные мероприятия вроде Нового года и Рождества.
Особенностьюстало и то, что наметился спад количества въезжающих туристов и летом.Собственно, ничего неожиданного в таком спаде и нет. О нём говорят в течениепоследних двух лет. Подобное развитие ситуации связанно с тем, что на фонеобщего роста туризма 2005-2010 годов, когда у всех было оптимистическоенастроение, стоимость турпакета в Россию подорожал в три раза. То есть на 300%.Уже в прошлом году прогнозировалось, что спад будет. А в этом году он явнонаметился, что очевидно, в первую очередь, по Санкт-Петербургу. В Москве спадне так заметен, поскольку в столице даже в летнее время традиционно проходитмножество мероприятий: спортивные, культурные, научные, государственные.
Впетербургских гостиницах в этом году на протяжении всего сезона не было проблемс отелями. Более того, это не случайность – средняя загрузка по сезонубольшинства гостиниц туристического класса вряд ли превысит 75-80%. И ситуацияспада будет продолжаться еще 2-3 года. Это связанно с тем, что после 3-4 летподъема в любой стране одновременно с ним повышаются цены, а затем напротяжении 4-5 лет идёт достаточно серьезный кризис. Насколько глубоко –зависит от многих обстоятельств. В том числе, от того, как быстро отреагируютна ситуацию хотельеры, туроператоры, руководители отраслей: общепита, железныхдорог и т.д.
Однако как быбыстро они не отреагировали, это всё равно несколько лет. Появляются другиеправила игры: работать на спаде или подъёме – совершенно разная тактика дляруководителей гостиниц и тех людей, которые занимаются продажами. Наступаетвремя работать по-другому. Время видеть проблему на корню и незамедлительнорешать её. Об этом речь пойдёт в основной части курсовой работы.
Целью работы является изучение перспектив включения России вмеждународный рынок туризма.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующиезадачи:
— Изучить понятия международного туризма;
— Рассмотреть туризм как глобальное социально-экономическое явлениесовременного мира;
— Проанализировать экономические показатели мировой индустрии туризма.
При составлении данного реферата в работе были использованы следующиеметоды: анализ литературы по данной теме, анализ справочного материала,консультации преподавателя, систематизирование лекционного материала.
1.Определение понятия международного рынка туристическихуслуг
международный туристическийфинансовый платежный
Международный рынок туристических услуг охватываетпоездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянногожительства. Пересечение государственной границы для них связано с определеннымиформальностями: оформлением заграничных паспортов и виз, прохождениемтаможенных процедур, валютным и медицинским контролем. Эти правила вводятсягосударством в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом,торговлей наркотиками, проституцией и т.д. и обеспечивают установленный порядоквъезда в страну и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдениепутешествующими лицами паспортно-визового режима, требований о вакцинации(прививках), правил и условий провоза через границу вещей, товаров, валютныхсредств и проведения операций по обмену валюты.
Упрощение (ужесточение) формальностей оказывает прямоевоздействие на международные туристские потоки, облегчая (или, наоборот,затрудняя) передвижение людей. Не способствуют росту туристских путешествийсложная и затянутая процедура оформления выездных документов, нарушениеустановленных сроков их рассмотрения или произвольное отклонение, чрезмерновысокий сбор; в сфере валютного контроля – введение жестких ограничений наобмен валюты, от которого зависит уровень потребления товаров и услугтуристами. Таможенные декларации и досмотры также могут выступать в качествесдерживающего начала и привести к сокращению туристских поездок.
1.1 Упрощение туристических формальностей
 
ВТО, придавая особое значение упрощению туристскихформальностей, разработала и приняла соответствующий пакет рекомендаций вчасти:
• паспортных формальностей:
— децентрализация паспортных служб;
— сокращение сроков и упрощение процедуры оформлениязаграничных паспортов;
— введение разумного сбора;
— установление срока действия паспорта не менее пяти летс неограниченным числом поездок;
— хранение заграничного паспорта у владельца без праваего конфискации;
— приведение паспортов в соответствие со стандартамиИКАО, позволяющими осуществлять проверку с помощью компьютерных систем;
• визовых формальностей:
— безвизовый въезд на срок до трех месяцев;
— распространение действия визы сроком на 12 месяцев наодин или несколько въездов во все пункты и по всем маршрутам, открытым длятуристов, с использованием любого вида транспорта;
— взаимное признание визы рядом государств;
— в исключительных случаях выдача разрешения на въезд наконтрольно-пропускном пункте;
— установление единого консульского сбора независимо отгражданства туриста;
• валютных формальностей:
— разрешение ввоза валюты в размере, указанном втаможенной декларации;
— предоставление полной информации потенциальнымпосетителям и туристам о правилах и текущем курсе обмена валюты;
— размещение соответствующей информации в обязательномпорядке на контрольно-пропускных пунктах въезда;
— обеспечение возможности обратного обмена валюты привыезде из страны пребывания; обмен ввозимой валюты только на добровольнойоснове;
— предоставление права туристам иметь при выездедостаточные суммы в национальных денежных единицах для обратной поездки посвоей стране;
• таможенных формальностей:
— обложение туристов налогами, сборами, пошлинами привъезде-выезде, кроме таможенных пошлин и налогов на добавленную стоимость поотдельным видам товаров и определенному их количеству;
— включение некоторых налогов и сборов на содержание иобновление туристских объектов в структуру косвенного налогообложения, встоимость билетов, путевок, туров, вместо прямого сбора валюты с посетителей;
• медицинских формальностей и оказания медицинскойпомощи туристам:
— расширение сотрудничества национальных туристскихадминистраций с органами здравоохранения в деле предоставления исчерпывающейтуристской информации медицинского характера всем заинтересованным лицам;
— заключение дву- и многосторонних государственныхдоговоров по медицинскому страхованию и оказанию медицинской помощи туристам;
— предоставление неотложной медицинской помощи всем безисключения туристам;
— в случае заболевания в острой форме или смертинезамедлительное извещение консульства и родственников;
— перевозка тела на родину или его захоронение;
— быстрое оформление требуемых документов.
Эти рекомендации исходят из основополагающих принциповупрощения туристских формальностей, сформулированных в Будапештской конвенции инашедших отражение в Гаагской декларации по туризму.
Туристские формальности, связанные с пересечениемгосударственных границ, являются неотъемлемой частью международного туризма ивыступают в качестве главной его особенности. Чем глубже различия денежныхсистем государств, чем больше препятствий на пути свободного передвижениялюдей, чем значительнее языковые барьеры, которые хотя и не относятся к туристскимформальностям, но, разделяя народы, оказывают заметное влияние на развитиетуристских контактов, тем существеннее отличие международного туризма отвнутреннего.
 
1.2 Международный туризм
 
Другая особенность международного туризма носитэкономический характер и раскрывается через влияние, какое международный туризмоказывает на платежный баланс. Поэтому приезд иностранныхтуристовполучил название активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттокомнациональной денежной единицы из страны их постоянного проживания.Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассивеплатежного баланса страны – поставщика туристов, а сам туризм именуетсяпассивным[1]. Деление на активный ипассивный, исходя из особенностей отражения финансовых результатов туристскойдеятельности в платежном балансе, присуще только международному туризму и нераспространяется на внутренний туризм.
В международном туризме выделяют две его формы – въездной и выездной,которые различаются по направлению туристского потока. Один и тот же туристможет быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно взависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемещение. Различаютстрану происхождения туриста, которую он покидает, и страну назначения, куда онприбывает. В первом случае речь идет о выездном, во втором – о въездномтуризме. Эти термины используются применительно к зарубежному путешествию вначале поездки. На обратном пути турист просто возвращается домой.
2.Туризм – глобальное социально-экономическое явлениесовременного мира
Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых иразвивающихся стран мира. Основу современного туристского рынка как вкачественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпускаработников.
В последнее время в туризме возрастает роль деловых поездок, а такжепутешествий лиц пенсионного возраста. Размер и степень влияния международноготуризма в мире можно оценить по следующим показателям.
В 1950 г. число международных туристов в мире было всего 25 млн. человек,в 2010 г. количество международных прибытий составило 698 млн. чел., апоступления от международного туризма достигли 478 млрд. долл., при этом около60% путешествующих – люди, проводящие свой отпуск. 2.1Экономические показатели мировой индустрии туризма
По данным ВТО, вклад туризма в мировую экономику (валовое производствоуслуг) оценивается в 3,5 трлн. долл. (данные 2008 г.), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Индустрия путешествий итуризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве странмира. Это означает непосредственную занятость примерно для 130 млн. человек(или одного из 15 человек, занятых в мировом производстве). Путешествия итуризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казнугосударств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долл.
Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма иобщими экономическими, техническими и социальными достижениями.
Растущий уровень жизни в развитых индустриальных странах мира ведет кросту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровнюпенсионного обеспечения, что также оказывает значительное влияние на развитиетуризма.
Спрос на путешествия и туризм определяется одновременнои рыночными механизмами (спросом на туристские, экскурсионные и другие услуги,предложением этих услуг и их распределением), и экзогенными переменными, т.е.факторами, не связанными непосредственно с туризмом и путешествиями, нооказывающими существенное влияние на степень и форму спроса на туристскуюдеятельность. Экзогенные факторы включают демографические и социальныеизменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортнойинфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.
К демографическим и социальным изменениям относятся:старение населения, более ранний выход на пенсию с достаточным пенсионнымобеспечением, возрастающее число одиноких взрослых, увеличение числа работающихженщин, семей с двумя работающими членами семьи, тенденция к более позднимбракам, рост числа бездетных семей, увеличивающийся срок оплачиваемого отпуска,лучшее понимание возможностей путешествия и забота об окружающей среде. Такимобразом, изменения, происходящие в демографической структуре и социальныхмоделях общества, приводят к тому, что все большее количество людей в миреимеют время, желание и финансовые возможности для путешествий.
2.2 Практика туристской деятельности
 
В практике туристской деятельности различаютстраны-поставщики туристов (направляющие страны) и страны, как правило,принимающие туристов. К первым могут быть отнесены: США, Германия, Англия,Бельгия, Дания и др. Ко вторым – Франция, США, Испания, Италия и др. СтатистикаВТО показывает, что за последнее время международные путешествия и доходы отних выросли во всех регионах мира. Наиболее посещаемой страной мира являетсяФранция, что подтверждается и последними данными ВТО.
Россия, обладая колоссальным туристским потенциалом,занимает скромное место на международном туристском рынке. На ее долюприходится незначительная часть мирового туристского потока. Динамика прибытийиностранных граждан в Россию и выезда граждан из России (по данным ГоскомстатаРоссии).
Основная доля туристского потока в Россию (около 70%)приходится на страны СНГ и Балтии. Материальная база туризма более чем на 80%нуждается в реконструкции. Ощущается острый дефицит квалифицированныхспециалистов. Такое положение объясняется неустойчивой экономической ситуациейв стране, снижением уровня жизни и резким усилением дифференциации доходовнаселения, а также криминогенной ситуацией в ряде регионов, не способствующейувеличению потока туристов. В 2009 г. в Российскую Федерацию приехало 21,17млн. иностранных граждан из более чем 200 стран. По сравнению с аналогичнымиданными за 2008 г. количество иностранных посетителей увеличилось на 2,7 млн.чел. (+14,5%).
Только из стран дальнего зарубежья прибыло 7,4 млн. чел.– на 381,4 тыс. (+5,4%) больше, чем в 2008 г. Количество прибывших граждан из стран СНГ увеличилось на 20% и составило 13,8 млн. чел.
Наибольшее число посетителей выбрали для поездкиавтомобильный транспорт – 40,3%, железнодорожный транспорт – 32%, авиационный −13,9%, морской и речной – 5%, пешком пересекли границу − 8,7%. Поотношению к предыдущему году на 5% сократились прибытия железнодорожнымтранспортом, на 2% увеличилось использование как автомобильного, так иавиационного транспорта. Что касается посещений граждан из стран дальнегозарубежья, то они в основном прибывают в Россию на автомобильном (54,1%) иавиатранспорте (19%). В 2009 г. общее число иностранных граждан, въехавших внашу страну, впервые превысило общее число выехавших за границу россиян на 2,8 млн.чел. Это произошло из-за увеличения числа частных поездок из стран СНГ вРоссию, а точнее, из-за усиления пограничной регистрации между Россией истранами СНГ.
3.Проблемы и перспективы включения России в мировой рыноктуристических услуг
Итак, Российская Федерация, несмотря на свой высокий потенциал, занимаетнезначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около3% мирового туристского потока. По оценкам специалистов ВТО, потенциальныевозможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристскойинфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, однако насегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми,туристскими и частными целями не соответствует ее потенциалу, составляя 22,5 млн.человек.
 
3.1Проблемы включения России в мировой туризм
 
В настоящее время развитие туризма в России сдерживается многимифакторами, среди которых следует выделить восемь основных.
1. Дефицит позитивной информации о стране, отсутствие рекламы России назарубежных рынках. В 1999 г. вследствие чеченской войны, террористических актовв Москве и других неблагоприятных факторов в ряде государств Россия попала всписок направлений, не рекомендованных для туристских поездок. В самом крупномвсемирном туристском путеводителе «World Travel Guide», который издается в Лондоне, Россия обозначена(единственная из всех 200 территорий) как страна, неблагоприятная для туризма.Негативная информация об общественно-политическом положении в ней не сходит состраниц зарубежной печати, формируя образ нашей страны как зоны повышенногориска. В самой же России до последнего времени не предпринимались согласованныедействия по созданию и поддержанию ее туристского имиджа. В то же времябольшинство государств мира, понимая важность и высокую доходность туризма,направляют солидные средства национальным туристским администрациям напродвижение туристского продукта. Лидирует по данному показателю Израиль –более 200 млн. долларов в год. Испания ежегодно выделяет около 150 млн.долларов, США и Китай – по 70 млн., Франция – 60 млн., Польша – 45 млн.Основные средства, предназначенные для продвижения туристского продуктазападных стран, идут на рекламу (в Испании – половина всей выделяемой напродвижение суммы, во Франции – 99%).
Результаты статистических исследований Всемирной туристской организациивыявили закономерность между увеличением расходов на рекламу и последующимипоступлениями от туризма (см. Приложение 1). Анализ выбранных шести странпоказывает, что в среднем увеличение правительственных расходов на рекламутолько на 1 доллар приносит в государственную казну 493 доллара от расходовиностранных туристов и около 74 долларов – от новых налоговых поступлений[2].
Очевидно, что и другие формы расходов на стимулирование туристскогопродукта – выставки, официальные визиты, туристские представительства – могутзначительно повлиять на формирование новых туристских потоков. Это подкрепленоинформацией Центра туристской статистики США, согласно которой 364 млн.долларов, потраченных американскими штатами на продвижение туризма в 2007 г., принесли доход в размере 397 млрд. долларов за счет туристских расходов[3].
В России, безусловно, следует возобновить практику некоммерческой рекламытуристских возможностей страны. В первую очередь необходимо издание базовогоинформационного буклета о России, затем рекламных буклетов о туристскихвозможностях основных регионов. Следующим этапом должно стать изданиерекламно-информационных каталогов по существующим специализированным турам(культурно-познавательным, экологическим, экстремальном, рыболовным иохотничьим, круизным), а параллельно – издание буклета малого формата «Основнаяинформация для туристов» (полезные сведения для иностранцев). Поддерживатьрекламную кампанию должны рекламные плакаты, туристские карты России и отдельныхрегионов, распространяемые не только на выставках, но и через заграничныепредставительства по туризму. Возрождение информационно-рекламных офисов зарубежом также остается одной из первоочередных задач в области развитиявъездного туризма. Одновременно необходимо создавать базу данных потенциальныхмассовых пользователей, туроператоров и турагентов, для которых следуетпроводить целевую адресную рассылку рекламной продукции. Следует такжевозобновить практику проведения ознакомительных поездок по туристским центрамРоссии для иностранных журналистов.
Кроме издания рекламно-информационной печатной продукции, необходимосоздание цикловых телевизионных и радиопрограмм на теле- и радиоканалах.
2. Неразвитость туристской инфраструктуры. Средний коэффициент износароссийской гостиничной базы – 69,4%. Учитывая это, можно полагать, что из 2,5тыс. гостиниц туристского класса в более или менее удовлетворительном состояниитолько 765, остальные нуждаются в реконструкции и ремонте. Лишь 22% российскихгостиниц соответствуют мировым стандартам, т.е. могут претендовать наразмещение иностранных туристов. При среднем количестве номеров в однойгостинице 250-300, гостиничный фонд России, пригодный для нормальногоразмещения туристов, может быть оценен в 42-50 тыс. номеров. В то же время, пооценкам экспертов, только Санкт-Петербургу необходимы 30 тыс. номеровтуристского класса. Суммарная же общероссийская потребность оценивается в 500-600тыс. номеров, или около 2 тыс. гостиниц. На их возведение требуется от 10 до 20млрд. долларов. Помимо гостиниц следует отметить нехватку крупных массовыхобъектов современной индустрии развлечения (аквапарков, тематических парков ит.д.). Остается актуальной также проблема плохих дорог, изношенноститранспортной базы и дефицита комфортабельных автобусов.
3. Отсутствие практики создания субъектами Российской Федерацииблагоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и инуютуристскую инфраструктуру.
4. Неблагоприятный для туристских посещений страны визовый режим. Завышеннаястоимость виз, длительные сроки их выдачи и иные консульские правила усложняютпосещение России иностранными туристами, часто принимающими решение о поездкена короткое время за несколько дней до намечаемой даты выезда.
5. Невысокий уровень сервиса, несоответствие цен на предлагаемые услугикачеству этих услуг (особенно в части условий размещения, питания и перевозок).Сервис, отвечающий международным стандартам, способны обеспечить лишьвысококлассные отели в Москве и Санкт-Петербурге. Однако их услуги чрезвычайнодороги, и воспользоваться ими может только шестая часть гостей столицы.Представители высшего класса занимают большой удельный вес среди посещающихРоссию туристов из Германии (43%), Нидерландов (41%), Великобритании (37%). Вто же время в общем туристском потоке почти всех стран преобладаютпредставители среднего класса: Германия – 45%, Великобритания – 51, Франция –32, Италия – 59, Нидерланды – 40%. Мнение иностранных туристов, предпочитающихкомфортабельные условия проживания и обслуживания, о российском туризме неспособствует формированию привлекательного облика страны. В каталоги зарубежныхтуристских фирм по России нередко включается предупреждение «не ждитепривычного для вас сервиса».
6. Несовершенство законодательной базы. Развитие международного туризма вРФ в последние 20 лет потребовало создания соответствующей нормативно-правовойбазы. В 1994-1998 гг. в указах Президента РФ поддержка туризма ставится в числоприоритетных задач государства. Приняты программы развития туризма в регионах исубъектах Федерации, в том числе «Концепция развития международного туризма вМоскве до 2015 года», а также «Концепция развития туризма в РоссийскойФедерации».
Однако, несмотря на наличие федерального закона и почти 40 законовсубъектов Российской Федерации, законодательство о туризме как отдельнаясовокупность правовых норм так и не сформировалось. Одной из главных причинэтого является отсутствие четкого разграничения компетенции РоссийскойФедерации и ее субъектов в области туризма. В настоящий момент некоторыерегиональные законы и правовые акты противоречат федеральному законодательствуили же, дублируя его, не вносят ничего нового в сферу правового регулирования.Федеральный же закон содержит статьи, противоречащие Гражданскому кодексу РФ изакону «О защите прав потребителей». Кроме того, предметом его регулированияявляется преимущественно туроператорская и турагентская деятельность, он нераспространяется на производителей услуг в сфере туризма (гостиницы,санаторно-курортные организации, перевозчиков, экскурсионные бюро и др.), атакже не определяет специфику отношений между всеми участниками туристскойдеятельности.
7. Проблемы в сфере торговли товарами и сувенирной продукцией длятуристов. В России отсутствует принятая в мире система торговли tax-free. На местах сувенирнаяторговля развита слабо, а в ряде регионов и местностей просто отсутствует.Недостаточно развита система оплаты товаров по кредитным картам.
8. Недостаток квалифицированных кадров, политическая и экономическаянестабильность, обострение криминальной обстановки и межнациональные конфликты,отсутствие реальных инвестиций, сложность получения виз и др. Пониманиенеобходимости развития туризма в России как одной из доходообразующих отраслейэкономики привело к тому, что начальные шаги в решении указанных проблем ужесделаны.
• Наблюдается ускорение темпов роста строительства туристских объектов,соответствующих уровню мировых стандартов, а также увеличение объема зарубежныхфинансовых инвестиций в сферу туризма.
• В 2009-2010 г. в некоторых администрациях на местах созданы ведомства,с различной степенью эффективности регулирующие деятельность в сфере туризма,начата организация информационных туристских центров, выделяются средства избюджета на продвижение туристского продукта региональных центров,активизируется участие России в национальных и зарубежных туристских выставках.
• Разработана федеральная программа «Развитие туризма в РоссийскойФедерации». Основная цель программы – создание в стране современноговысокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса,обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российскихи иностранных граждан в разнообразных туристских услугах.
Совершенно очевидно, что для дальнейшего развития туристской отраслинеобходима целенаправленная государственная политика в области развитиятуризма, рассчитанная на выполнение следующих задач.
1. Создание организационно-правовых и экономических условий для ускоренияразвития въездного и внутреннего туризма путем:
– предоставления льготного режима налогообложения туристским компаниям,специализирующимся на организации внутреннего туризма на территории России;
– создания благоприятного инвестиционного климата для российских ииностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристскойинфраструктуры в России;
– упрощения визовых формальностей для туристов из стран, непредставляющих миграционной опасности[4].
2. Формирование современной маркетинговой стратегии продвижениятуристского продукта на внутреннем и международном рынках путем:
– разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному ивнутреннему туризму, в том числе создания цикловых теле- и радиопрограмм вРоссии и за рубежом, регулярной рекламно-информационной работы в периодическихсредствах массовой информации;
– издания буклетов, плакатов, карт и иной рекламно – информационнойпечатной продукции;
– организации и проведения международных туристских выставок, в том числесоздания единого российского национального стенда с привлечением к участиюрегиональных органов управления туризмом;
– восстановления института загранпредставительств по туризму за рубежом,выполняющего функции рекламно-информационных офисов;
– создания и поддержки официального Интернет-портала федерального органаисполнительной власти в сфере туризма;
– проведения ознакомительных поездок по туристским центрам России дляиностранных журналистов;
– организации Дней РФ в основных странах, направляющих туристов в Россию.
3. Формирование современной целостной нормативно-правовой базы.
4. Повышение качества обслуживания в сфере туризма путем:
– разработки и внедрения современной классификации гостиничных средствразмещения;
– создания современной системы подготовки, переподготовки и повышенияквалификации кадров. 3.2 Перспективывовлечения России в мировой туризм
Несмотря на множество проблем, сдерживающих развитие туризма в России, утуристского бизнеса в нашей стране большое будущее. В перспективе, несмотря натрудности, переживаемые Россией, специалисты Всемирной туристской организации иВсемирного совета по туризму и путешествиям прогнозируют рост ее доли на мировомтуристском рынке. Эксперты считают, что туризм в России в ближайшие 10 летпереживет бум инвестиций, выйдя в 2012-2014 гг. на второе место в мире по этомупоказателю. Уже в 2012 г. количество международных туристов, прибывающих вРоссию, удвоится. Прирост числа посетивших Россию иностранных туристов в 2014 г. составит 10%. Прогнозируется, что к 2020 г. число приезжих иностранцев достигнет 47,1 млн.При этом, согласно экспертным оценкам, емкость туристских ресурсов России можетсоставить 100 млн. человек в год при среднем времени пребывания 6 дней.
Естественно, в силу своего географического положения Россия не можетстать местом массового летнего пляжного отдыха, у нас остается много проблем стуристской инфраструктурой. Тем не менее, страна обладает тем, что в ближайшиедесять лет будет пользоваться наибольшим спросом у путешественников, – уникальнымиисторико-культурными достопримечательностями и природными ценностями, экстремальностьюи неповторимым своеобразием.
Территория России простирается с запада на восток на 10 000 км и почти на 3000 км от северных арктических широт до южных субтропических. Разнообразиеландшафтов позволяет развивать множество видов туризма. У России есть курортына южном Черном и северном Балтийском морях, что делает ее пригодной дляпляжного отдыха, лечения и оздоровления. Крайний Север предоставляет шанснаблюдать северное сияние и отправиться в этнические туры к северным народам, атакже участвовать в сафари на оленях по тундре.
Наличие гор открывает возможности для всех видов горного туризма(альпинизм, спелеотуризм, пешие походы, рафтинг по горным рекам, горнолыжныйтуризм, маунтинбайкинг, полеты на дельтаплане), а также курортного лечения вместах, где есть источники минеральных вод.
Полноводные, широкие и протяженные реки Волга, Енисей, Лена буквальносозданы для круизов, рыбной ловли, сплавов на плотах, катамаранах и лодках. Морясеверо-запада страны – одно из направлений круизного туризма. Многочисленныеозера чисты и живописны. Причем вода в них чиста не только внешне – в Карелии ина Байкале ее вполне можно пить.
Леса Центральной России, предгорий Кавказа, тайга Сибири и ДальнегоВостока полны зверей и птиц, что привлекает любителей охотничьих туров. ВРоссии достаточно мест с нетронутой, дикой природой, что создает идеальныеусловия для экологических туров. В отличие от многих европейских стран,путешествуя по просторам России, турист может за долгое время не встретить ниодного человека. В Сибири за несколько часов езды по шоссе, проложенному прямочерез тайгу, можно не встретить ни одной машины! Зато не исключено, что удастсяпару раз заметить среди деревьев бурого медведя. В Астраханской области вовремя трансферта к месту рыбной ловли в дельте Волги егерь покажет фламинго,пеликанов и других редких птиц. Конные походы по сказочному краю – ГорномуАлтаю – не оставят равнодушным никого из любителей природы.
В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги,древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки,генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру,разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие внутреннего туризма– делает современных россиян интересными друг другу. Великие князья, монархи иимператоры присоединяли и теряли земли и народы, путешественники заходили вседальше в глубь Севера, Сибири и Дальнего Востока и открывали новые просторы,реки, моря и океаны. Демократичные и авторитарные государи, сменяя друг друга,строили дворцы и усадьбы, создавали музеи, разрушали церкви и буддийские храмы,оставляли после себя мавзолеи, грандиозные высотные здания, мощнейшие ГЭС иодновременно лагеря для репрессированных, кукурузные поля, открываликосмическую эру, создавали уникальные образцы вооружения и восстанавливалихрамы. Все эти события сделали Россию такой, какой ее может увидеть каждый вэкскурсионном (культурно-познавательном) туре.
Заслуживает внимания и развитие круизного, приключенческого,экологического, культурно-познавательного, спортивного,лечебно-оздоровительного туризма. Учитывая огромную территорию России, нельзяупускать из виду трансграничный туризм. Эксперты разбили карту России натуристские зоны (районы), для каждой из которых выделили приоритетные типы инаправления туризма. Далее с помощью специальных экспертных методик и шкал ониоценили основные параметры района, характеризующие туристскую привлекательностьрайонов, а также факторы, влияющие на уровень сложности их посещения туристами;климатическую и экологическую ситуацию, развитие гостиничного бизнеса исостояние инфраструктуры, территориальный фактор (площадь территории ивзаимоотдаленность населенных пунктов), доступность района для массовоготуриста, наличие объектов культурно-исторического значения, курортных ирекреационных комплексов. В результате интегрирования всех параметров былполучен туристский потенциал района – условная величина, иллюстрирующая, вкакой степени, при условии вложения необходимых инвестиций, он может бытьвостребован туристами с учетом их комплексных потребностей в туристскихпродуктах различного типа. Такие потенциалы районов, а также сделанные на ихоснове оценки минимальных объемов средств, необходимых для инвестирования в тотили иной регион России, приведены в таблице[5] (Приложение 2).
Усредненный показатель туристского потенциала России – 55,8%, – весьмавысок. Это значит, что более половины ландшафтно-географических и климатическихресурсов страны могут быть использованы для развития самых различных туристскихнаправлений. Для сравнения: туристский потенциал Турции составляет 38,4%,Греции – 35, Италии – 49, Франции, Германии и Испании – чуть более 50%(естественно, что потенциалы отдельных районов и областей могут бытьзначительно выше)[6]. Следовательно, Россия –страна весьма перспективная с точки зрения комплексного туризма.
Наиболее же привлекательной для массового туризма и проведенияолимпийских игр в ближайшие 3-5 лет, при прочих равных условиях, по-прежнемуостанется южная курортная область, инвестиции в которую оцениваются в объеме,не меньшем 2,5 млрд. долларов. Так же высоким потенциалом обладают Центральная,Северная и Поволжская территории.
Выездной туристский рынок страны также обладает большим, но пока слабозадействованным потенциалом. По сравнению с другими странами российские гражданемалоактивны. Если в Германии, например, ежегодно свыше 75% жителей отправляютсяв путешествия, то в России этот показатель составляет всего 21%. Результатыобследования, проведенного в 2007 г., показали, что подавляющая часть россиян(60%) отдыхала, не выезжая из дома. Среди тех, кто все же предпринялпутешествие, особенно выделялись москвичи. В дальнее зарубежье жители Москвыездили чаще жителей Севера в 3 раза, Сибири и Дальнего Востока – в 6 раз, Юга страны – в 11 раз и во много раз чаще, чем население Поволжья и Урала. Однакосуществуют многие объективные факторы, обеспечивающие в России хорошиеперспективы для выездного туризма:
– урбанизация,
– высокий уровень образования,
– повышенный интерес россиян к жизни других стран и народов,
– большое количество свободного времени (по числу праздников иперенесению праздничных дат с целью продления каникул наша страна занимает одноиз первых мест в мире),
– изменение приоритетов в сторону духовных ценностей,
– улучшение материального благосостояния и др.
В целом указанные выше тенденции развития мирового туризма относятся и кРоссии. Например, переход от пассивного отдыха к активному или увеличениечастотности и снижение длительности поездок. Еще раз необходимо подчеркнуть,что в России есть большие возможности для развития таких перспективных видовтуризма, как приключенческий (в настоящее время для нужд туризмаприродно-материальные богатства используются лишь на 7-15%), круизный,космический и, конечно, культурно-познавательный.
Кроме того, особенность географического положения дает России двасущественных преимущества на рынке туристических услуг. Во-первых, Россияграничит с Европой, которая остается и будет оставаться в дальнейшем главнымпоставщиком туристов на рынке. Во-вторых, Россия расположена близко к странамАзии. В ближайшие 20 лет самыми высокими темпами туризм будет развиватьсяименно в этом регионе. В 2009 г. одной из ведущих стран по развитию въездноготуризма стал Китай, который вышел на уровень 36,8 млн. иностранных туристов вгод, что составило 5% мирового рынка. Места в первой десятке наиболеепопулярных стран мира достались также Японии и Корее. Все это дает России шансувеличить число приезжающих к нам иностранных туристов. 
Заключение
Из всего написанного выше можно сделать следующие выводы: на современномэтапе включения России в мировой рынок туризма формирование комплексатуристических услуг наиболее востребовано в сфере инсентив-туризма.Инсентив-туризм целиком и полностью строится на уникальных комплексахтуристических услуг, предложенных и доработанных в соответствии с требованиямиклиентов туроператором.
Наиболее популярными видами туризма в Российской Федерации к 2020 г. станут: приключенческий, экологический, культурно-познавательный, тематический (в томчисле посещение тематических парков), а также круизы. Соответственно,приоритетность этих направлений туризма скажется и на бизнес-туризме, особеннов секторе инсентив: уже сегодня многие российские компании предпочитаютотправлять своих лучших сотрудников среднего звена на приключенческие сафари и экстремальныепоездки в различные экзотические места земного шара. Соответственно, иинновационные туристические разработки необходимо вести в тех же направлениях.
Кроме того, ВТО прогнозирует, что время, которое люди будут выделять насвой отдых, будет сокращаться. Согласно исследованиям, путешественники XXI в.будут «богаты деньгами, но бедны временем». В результате они будут искатьтуристский продукт, включающий в себя максимум удовольствий в минимальныйотрезок времени. С учетом того, что бизнес-туризм уже сегодня ориентирован наоперативность и максимальную насыщенность событиями, а средняя длительностьпоездки составляет 3-5 дней, дальнейшее ускорение всех процессов потребует оттуроператоров еще большего насыщения туристического продукта событиями приусловии минимальных сроков.
По прогнозам в туризме будут процветать круизные путешествия, посколькулюди смогут посетить несколько мест за короткий срок. Станут популярнымиделовые поездки на выходные, а деловые поездки во многих компаниях будутсокращаться по времени. В ближайшие десять лет туризм останется крупнейшим источникомсоздания новых рабочих мест в европейских странах и в ряде стран другихрегионов.
Подвести итог хочется тем, что Россия сейчас находится на этапе поднятияиндустрии туризма, пусть пока не всё хорошо получается, но шаги ужепредпринимаются. Во многом стоит поучиться у западных коллег, перенять их опыт,складываемый десятилетиями, что-то Россия может привнести своего в этот бизнес,если планомерно будет работать в таких областях как: законодательная система иэкономическое стимулирование, инфраструктура и качество обслуживания, политикаценообразования и продвижение российского бренда за рубеж.
Можно все эти главные моменты объединить в такой «формуле»: отели – цена– продвижение продукта – организация приема здесь – событийность – адрессностьрекламной кампании за рубежом.
Списокиспользованной литературы
1.  АлександроваА.Ю. Международный туризм: учебник – М.: Аспект Пресс, 2008.
2.  ДолматовГ.М. Международный туристский бизнес: история, реальность и перспективы. −Р-н/Д.: Феликс, 2010.
3.  ЗдоровА.Б. Экономика туризма. − М.: Финансы и статистика, 2009.
4.  СапруноваВ.Б. Туризм: эволюция, маркетинг. – М.: Ось-89, 2008.
5.  СенинВ.С. Организация международного туризма: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Финансы и статистика, 2008.
6.  СоколоваМ.В. История туризма. – М.: Академия, 2009.
7.  ХаррисГ., Кац К.М. Стимулирование международного туризма в XXI веке. − М.,2009.
8.  Экспертно-аналитическаягруппа ЭКСПАНС. Откуда нам взять 20 млрд. долларов? // Туризм: практика, проблемы,перспективы. − 2010. − №10.

Приложение 1
Таблица 1. − Воздействие рекламы напоступления от рынка
туристических услугСтрана Рост расходов на рекламу, % Рост поступлений от туризма, % США 6,3 11,7 Какала 23 38 Франция 156 164 Германия 24 106 Сингапур 28 213 Испания 83 126 Шри-Ланка 177 245