ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТРУКТУРА И РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 1. Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и финансовых организаций 2. Классификация и функции международных экономических и валютно-финансовых организаций 17 1.3.
Основные виды международных валютно-финансовых организаций 26 ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 1. Характер взаимоотношений России с МВФ. 2. Мирового) банка 50 2.3.
Особенности и перспективы взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами. 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75 ПРИЛОЖЕНИЕ 79 ПРИЛОЖЕНИЕ 80 ВВЕДЕНИЕ В условиях возросшей взаимозависимости практически все государства заинтересованы в сотрудничестве с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, которые составляют одно из важ¬нейших
звеньев международной финансовой сис¬темы и являются основным источником необхо¬димых финансовых ресурсов для стран с развивающейся и переходной экономикой. Одни государства используют эти организации в качестве проводников своей стратегической экономической политики, другие находят интерес в своем участии в них в качестве доноров, а третьи – реципиенты – со¬трудничают с ними в целях привлечения льгот¬ных кредитов для инвестиционных проектов и ре¬шения проблем дефицитного
бюджетного финан¬сирования. Четвертые, что хуже всего, уже не могут существовать без их помощи и находятся у них в долговой зависимости. Эти организации объеди¬няет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Среди них особое место занимают организации в системе ООН: Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка –
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала – Международная ассоциация развития (МАО), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), а также неправительственные организации Парижский и Лондонский клубы. Международные экономические и валютно-финансовые организации занимают важное место в системе международных экономических отношений, а также в настоящее время оказывают существенное
влияние на развитие экономики России. Прошедшее десятилетие свидетельствует, в целом об активизации сотрудничества России с международным финан¬совым сообществом, путем прямого членства в организациях с международным статусом или на договорной основе. Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с
МВФ являются положительным сигналом для инвесторов. Достижение соглашений с МВФ также позволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами. Весьма важно и то, что, являясь членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приобщается к богатому опыту регулирования валютной, кредитной
и финансовых сфер, накопленному мировым сообществом. В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы. Объектом исследования данной работы является современная международная валютная система и деятельность в рамках нее надгосударственных финансовых структур. Предметом исследования являются международные валютно-финансовые отношения
России с крупнейшими международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, их проблематика и перспективы. Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач: – выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций; – рассмотреть
классификацию и раскрыть функции этих организаций; – описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций; – оценить деятельность валютно-финансовых организаций в Российской Федерации, на примере взаимоотношений с МВФ, группой Всемирного банка, Парижским и Лондонским клубами. Из определения предмета и сформулированных задач вытекает структура данной работы.
Она состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Первая глава дает основные характеристики международным экономическим и валютно-финансовым организациям, их структуру и роль в международных экономических отношениях. Вторая глава посвящена более детальному рассмотрению взаимоотношений России с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, в частности, с
МВФ, группой Всемирного банка, Парижским и Лондонским клубами. Методологической и теоретической основой исследования стали фундаментальные концепции и гипотезы, труды российских экономистов и ученых, исследующих проблемы по изучаемой теме представленные и обоснованные в отечественной и мировой экономической литературе. В ходе работы над темой использовался анализ статистических данных и научных публикаций, он проводился
с применением метода сравнительного анализа. Эмпирической базой выступают статистические данные Центрального банка Российской Федерации, отчетные материалы Министерства Финансов и Центрального банка, информационные ресурсы глобальной сети Интернет. Научная и практическая значимость работы состоит в том, что сделанные выводы и предложения позволяют расширить степень исследований. Некоторые материалы могут быть использованы для проведения
семинаров по проблемам совершенствования взаимоотношений Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями. Целью данной работы является исследование международных финансовых институтов, их правового статуса на мировой арене и степени участия в них России. Для этого необходимо: – изучить структуру, механизмы и цели деятельности международных финансовых институтов; – выявить доли участи
России в этих организациях. ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТРУКТУРА И РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 1.1. Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и финансовых организаций К началу XXI века под воздействием процесса глобализации произошли кардинальные изменения в состоянии
и характере развития всего мирового хозяйства. Глобализация мировой эко¬номики выступает объективной тенденцией развития, которой, видимо, нет другой реальной альтернативы, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Она создает условия для более эффек¬тивного перераспределения и использования в мировом масштабе производственно-технологических, финансовых и интеллектуаль¬ных ресурсов, открывает возможности для ускорения экономи¬ческого роста, помогает менее развитым странам в определенной мере подтягиваться
к экономическим лидерам. Однако глобализация, как и любой другой социально-эконо¬мический процесс, не может происходить только по восходящей линии, без кризисов и потрясений. Практика показывает, что многие сложные проблемы, порожденные ею, могут быть реше¬ны только на межгосударственном или наднациональном уровне. Сегодня важную роль в регулировании глобальных процессов играют международные экономические организации, представ¬ляющие собой одно из звеньев усложняющегося многоярусного механизма
управления мирохозяйственных связей. Процесс создания международных орга¬низаций начался во второй половине прошлого века. После окончания Второй мировой войны произошло четкое осознание необходимости обсуждения насущных политических и экономи¬ческих проблем в рамках всего мирового сообщества. Основой международного сотрудничества должен был стать новый мировой порядок, базирующийся на либерализме, сотрудничестве, от¬крытости и диалоге, свободном от какой бы то ни было конфрон¬тации.
Создание международных организаций явилось результа¬том поиска эффективных мер для разрешения сложных, чрезвы¬чайных или кризисных ситуаций в жизни государств. Когда усилия национальной дипломатии оказывались недостаточными для того, чтобы справиться с проблемами современных междуна¬родных отношений, правительства стремились найти адекватные методы взаимодействия в виде многосторонних консультаций, сотрудничества и совместных шагов в этом направлении.
В основе бурного роста международных организаций лежали и чисто экономические причины . XX в. характеризовался взрыв¬ным ростом международных экономических связей во всех фор¬мах: торговли, вывоза капитала, производственного коопериро¬вания, научно-технического взаимодействия, миграции рабочей силы. Сдвиги в сферах производства, коммуникаций, торговли, зарубежного инвестирования и финансов привели к невиданной прежде степени вовлеченности стран в мирохозяйственные связи и превратили мировую экономику
в целостный глобальный орга¬низм, спаянный уже не просто международным разделением труда, но и гигантскими по своим масштабам, порой всемирны¬ми производственно-сбытовыми структурами, глобальной финан¬совой системой и информационной сетью. В то же время увеличивающаяся открытость экономик обусло¬вила новые опасности макроэкономического характера, посколь¬ку национальные хозяйства, все более интегрируясь в мировую экономику, становятся легко уязвимыми для всяких неожидан¬ностей, исходящих извне.
В создавшихся условиях националь¬ные государства столкнулись с принципиально новой ситуацией — потерей возможности эффективно использовать такие традицион¬ные рычаги макроэкономического регулирования, как импортные ограничения и экспортные субсидии, изменения курса нацио¬нальной валюты и ставки рефинансирования центрального банка. Некоторые процессы, особенно в валютно-финансовой сфере, приобрели масштабный глобальный характер и уже не поддаются регулирующим действиям отдельных государств.
Международные экономические и политические процессы переросли из межнаци¬ональных во вненациональные, глобальные. Эффективность эко¬номического регулирования на национальном уровне снизилась и сделала неизбежным возникновение наднациональных форм регу¬лирования. Снижение дееспособности национальных государств в эконо¬мической сфере, нарастающий процесс усиления хозяйственной взаимосвязи и взаимозависимости государств объективно постави¬ли перед человечеством задачу
нахождения принципиально новых механизмов регулирования глобальной экономики. В условиях глобализации межгосударственные границы при¬менительно к экономическим отношениям приобрели новое значение, что потребовало создания и новой системы регулирова¬ния, основанной на принципах либерализации и устранения торговых барьеров, обеспечения свободного движения капиталов и т.д. Это могло быть достигнуто только за счет координации правовых режимов в области торговли и инвестиций.
Несогласованность национальных законодательств неизбежно порождала серьезные проблемы и споры между экономическими субъектами и между государствами. Появилась потребность в создании универсального механизма регулирования международ¬ных экономических отношений, включающих в себя разнообраз¬ные средства и методы: тарифы, цены, налоги, кредиты. Насущной необходимостью стала разработка совместной валютно-финансовой политики, достижение в этой области ста¬бильности, способной обеспечить конвертируемость националь¬ных
валют, облегчить взаимные расчеты . Огромная разница в социально-экономических условиях жизни людей в разных странах ставила вопрос об оказании помощи и содействия со стороны развитых стран развивающимся государст¬вам и среди них наименее развитым и бедным. Это требовало разработки единой стратегии социально-экономического разви¬тия. В сложившихся условиях особая роль в поиске новых механиз¬мов регулирования была возложена на международные
экономи¬ческие организации. В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций. Ведущая среди них — Организа¬ция Объединенных Наций (ООН) с ее разветвленной системой экономических органов, Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Несомненно, направления многостороннего регулирования, осуществляемого международными организациями, в значитель¬ной степени зависят от конкретных интересов участвующих в нем государств, политики их правительств
и деятельности государст¬венных органов. В то же время, не затрагивая национального суверенитета его участников, многостороннее регулирование ока¬зывает воздействие на принимаемые правительственные решения по вопросам торговых, валютных, финансовых отношений. В сферу государственной политики в этой области входит не только регулирование, но и содействие развитию мирохозяйственных связей, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном
уровне и в рамках международных организаций. Ключевым аспектом в разработке совместной экономической стратегии и многостороннем регулировании мирохозяйственных связей являлось определение правил и норм, создающих стимулы для отдельных государств действовать в коллективных интересах. Международные экономические организации — это институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий со¬гласованные его участниками цели, компетенцию и свои посто¬янные органы, а также другие
специфические политико-органи¬зационные нормы, в числе которых устав, процедура, членство, порядок принятия решений и др. Они могут включать также совещания, конференции, конгрессы, которые осуществляют свою деятельность в течение ограниченного периода времени и не имеют устава и рабочих органов. Международные валютно-кредитные организации – международные экономические организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений
между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи. В число таких организаций входят Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международная ассоциация развития (МАР), Между¬народная финансовая корпорация (МФК), региональные международные банки развития. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:
Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. Необходимость совместного решения проблем, нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Создание этих межгосударственных институтов во многом дик¬туется необходимостью решения формально различных, но взаимосвязанных задач. С одной стороны, процесс глобализации мирохозяйственных связей высвечивает проблемы и противоре¬чия, сохраняющиеся на национальном уровне между регулирую¬щими функциями государственных административных органов и потребностями беспрепятственного развития национальных про¬изводительных сил. В этом плане межгосударственные институ¬ты, а также согласованные правовые нормы, лежащие в их
основе, препятствуют попыткам нарушения конкурентной среды на национальном уровне. С другой стороны, многосторонние организации являются теми механизмами, в рамках которых представители национальных администраций стран-участниц могут вести переговоры о взаимном устранении препятствий на уровне межгосударственных отношений. Иными словами, дея¬тельность международных организаций позволяет “расчищать” дорогу процессам глобализации как на национальном, так и международном уровнях.
Многостороннее регулирование мирохозяйственных связей постоянно развивается и совершенствуется. Расширение сфер со¬трудничества между государствами, усложнение мировой эконо¬мической системы, прежде всего, предполагало изменение функций и структуры международных организаций, а также совершенство¬вание форм, методов и механизмов самого многостороннего регулирования. Часть организаций, исчерпав потенциал, прекращала существование или трансформировала свою деятель¬ность.
В то же время по мере необходимости учреждались новые международные институты. Так, появление на международной арене значительного коли¬чества новых развивающихся стран, необходимость координации внешнеэкономической политики между ними и развитыми госу¬дарствами привели к образованию Международной ассоциации развития (МАР) и Между¬народной финансовой корпорации (МФК). Кризисные потрясе¬ния мировой экономики начала 70-х гг. потребовали создания своеобразного оперативного
штаба по чрезвычайным мерам — “Группы 7” . Постепенно ее совещания трансформировались из неформального института в организованную систему, имеющую многие черты международных межправительственных организа¬ций. По существу, она стала главным звеном механизма межго¬сударственного регулирования экономики, способным координи¬ровать и направлять работу других его звеньев.
Несомненно, ключевыми элементами многостороннего меха¬низма регулирования мировой экономики являются МВФ и Всемирный банк. Международные финансовые организации (МФО) создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики. Этими задачами могут быть: операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;
межгосударственные кредиты – кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита; инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты) – инвестиционная деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-
резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.) – благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований. Для осуществления своих функций, международные финансовые организации используют весь спектр современных
технологий финансового и инвестиционного анализа и управления рисками, от фундаментального исследования потенциального инвестиционного проекта (для чего, чаще всего, привлекаются специализированные команды или институты экспертов международной квалификации, международные аудиторские фирмы и инвестиционные банки) до операций на глобальных фондовых рынках (рынках производных ценных бумаг). Международные организации создаются государствами совместно.
Процесс создания международной организации проходит в три этапа: принятие учредительного документа, создание материальной структуры организации, созыв главных органов. Первый шаг предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора. Его наименование может быть различным, например, статус, устав (ООН), конвенция. Второй этап предполагает создание материальной структуры организации.
В этих целях наиболее часто используются специально подготовленные органы, которые подготавливают проекты правил процедуры будущих органов организации, перерабатывают весь круг вопросов, касающийся создания штаб-квартиры и др. Созыв главных органов завершает мероприятия по созданию международной организации. Значительное развитие международные финансовые организации получили во второй половине XX в . Например, со временем одними из крупнейших в мире кредиторов многих стран стали
МВФ и МБРР, образовав¬шие группу Всемирного банка в составе еще трех международные финансовые организации. Вместе они существенно потеснили коммерческих кредиторов, одновре¬менно «привив» властям соответствующих государств вкус к де¬шевым заимствованиям, над задачей обслуживания и погашения которых придется думать, вероятно, не должникам, а последую¬щим поколениям. Кроме того, система пополнилась региональными банками развития, в частности
Межамериканским банком развития (МАБР) (1959 г Вашингтон, США) и Азиатским банком разви¬тия (АзБР) (1965 г Манила, Филиппины) Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) (1990 г Лондон, Великобритания). По своим денежным потокам, включая взносы стран-членов в капитал и различные программы, и расходам, как на возвратной основе, так и на свои административно-хозяйственные цели система
МФО оказалась сравнима с бюджетами ряда стран «большой семерки». Но все это происходило без участия СССР. В середине 80-х гг. под воздействием своих главных акционе¬ров, увидевших готовность СССР пересмотреть прежнюю поли¬тику, МВФ и МБРР начали контакты с СССР. Их высшие чинов¬ники обращались к руководству СССР с посланиями, встречались с ним в 1985-1990 гг уже было понятно: момент вступления
СССР приближается. В то время СССР в поисках заимствований, есте¬ственно, обратил свой взор на МВФ и МБРР. Осенью 1990 г. со¬ветская делегация участвовала в качестве наблюдателя в их еже¬годном собрании. На саммите стран «большой семерки» и СССР в Лондоне (1991 г.) было поддержано вступление СССР в МВФ и группу Всемирного банка. В это же время СССР подал официаль¬ные заявки о приеме в эти организации, однако вступление не со¬стоялось –
СССР распался. Лишь в учреждении одной из междуна¬родных финансовых организаций совместно с десятками других стран СССР успел принять участие – в Европейском банке рекон¬струкции и развития. Россия унаследовала от СССР богатый опыт наблюдения за ра¬ботой международных финансовых организаций, скромный – их учреждения и участия в них, а именно – в Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС),
Международный инвестиционный банк (МИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (пер¬вый и второй оказались обременены большой и частично безнадеж¬ной дебиторской и значительной кредиторской задолженностью). В середине 1992 г. Россия поставила свою подпись под учре¬дительными документами МВФ и МБРР (официальные заявки на вступление в них Россия подала еще в начале января 1992 г.), став в 1992-1993 гг. членом организаций, входящих в
МВФ и груп¬пу Всемирного банка. Выбора не было: кредиторы оказались не склонны продолжать предоставлять России средства в прежних (или нужных) объемах иначе, как через международные финансовые организации, а облег¬чение долгового бремени могло осуществляться при отсутствии соб¬ственных ресурсов и при наличии программ, поддерживаемых МВФ. Россия стала членом системы международных финансовых организаций, когда та уже сложилась. В 1993 г. Россия инициировала создание еще одной международ¬ной финансовой организации
– Межгосударственного банка (МГБ) (Москва, Россия), активно поддержала учреждение в 1994 г. другого – Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР) (Са¬лоники, Греция). В 1996 г. она присоединилась к Банку междуна¬родных расчетов. Официаль¬но было заявлено о намерениях присоединиться к Межамерикан¬скому банку развития и Азиатскому банку развития, что не было подкреплено конкретными действиями.
Основные усилия были направлены на развитие отношений с бреттон-вудскими институтами. В результате, если в довоенные годы существовал лишь Банк междуна¬родных расчетов в Базеле (Швейцария), то в настоящее время функционирует целая система международных валютно-кредитных организаций как глобаль¬ного, так и регионального характера (Азиатский банк развития, Межамерикан¬ский банк развития, Африканский банк развития,
Европейский банк реконст¬рукции и развития и др.). Радикальные изменения в мировом хозяйстве на рубеже 80-90-х годов привели к необходимости адаптации международных валютно-кредитных и финансовых организаций к новым условиям деятельности. Существенна роль валютно-кредитных институтов в углублении интеграционных процессов в Западной Европе. Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает
перед ней более широкие возможности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики. 1.2. Классификация и функции международных экономических и валютно-финансовых организаций Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции. Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми
институтами. Эти организации преследуют следующие цели: – объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики; – осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование; – совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики. У всех международных финансовых организаций много общего, однако, каждая из них решает свои задачи, поэтому они имеют: различный капитал, свои органы управления
(в группе Всемирного банка – частично единые), специфические операционные механизмы и набор финансовых ин¬струментов, разные правила предоставления ресурсов и т.д.; ве¬лики расхождения и в стоимости заимствований у них. Являясь звеньями общей системы, международные финансовые организации обладают своими особенностями, с учетом которых могут быть сгруппированы и охарактеризованы следующим образом: • бреттон-вудские организации (МБРР и МВФ) по членскому составу являются универсальными, имеют всемирное значе¬ние, тогда как остальные
образованы либо по региональному принципу (МБЭС, МИБ, МГБ и ЧБТР), либо по другим принципам, хотя и объединяют крупную группу стран (ЕБРР и БМР); • две международные финансовые организации учреждены с целью межсистемной помощи (МАР -развивающимся странам, ЕБРР – странам с переходной экономи¬кой); • ЕБРР изначально, путем включения соответствующего по¬ложения в свои уставные документы, обусловливал
предоставление своих ресурсов странам-членам, отвечающим определенным, в том числе политическим, критериям (они должны быть привер¬жены принципам многопартийной демократии, рыночной экономики и пр.); • МБЭС и МИБ сейчас практически не ведут основной деятельности, поскольку еще не урегулировали отношения с креди¬торами и должниками (крупнейший из последних – Россия). МГБ (имеет малый капитал) осуществляет ограниченный объем операций, возможности же привлечения
ресурсов на рынках для него ограничены, ЧБТР лишь только начинает свою работу; • МБЭС служил своего рода клиринговым центром, МИБ был инвестиционным учреждением, а ЕБРР, МАГИ и МФК специа¬лизируются на поддержке инвестиций. При этом ЧБТР задуман как институт одновременно торгового и проектного финансиро¬вания, МАР поддерживает проекты развития в ограниченном круге стран-членов на особо льготных условиях.
Другие имеют более глобальные задачи. Международные финансовые организации, являясь частью системы международных экономических организаций, классифицируются согласно принципам группировки последних. Рассмотрим подробнее. Для чего используем наиболее известные в российской научной литературе классификации. Международные экономические организации, осуществляющие регу¬лирование в системе мирового хозяйства, можно классифицировать по двум основным принципам: по организационному принципу и по сфере много¬стороннего
регулирования. Классификация международных экономических организаций по организаци¬онному принципу в качестве основы предполагает участие или неучастие органи¬зации в системе Организации Объединенных Наций, а также принимает во внимание профиль организаций и цели их деятельности. При таком подходе международные экономические организации можно разделить на следующие группы. 1. Международные экономические организации системы
ООН. 2. Международные экономические организации, не входящие в сис¬тему ООН. 3. Региональные экономические организации. Классификация международных экономических организаций по сфере мно¬гостороннего регулирования предполагает их деление на следующие группы. (См. приложение 1.) 1. Международные экономические организации, регулирующие эко¬номическое и промышленное сотрудничество и отрасли мирового хозяй¬ства. 2. Международные экономические организации в системе регулирова¬ния мировой
торговли. 3. Региональные экономические организации в системе регулирования¬ мирового хозяйства. 4. Международные и региональные экономические организации, осущест¬вляющие регулирование предпринимательской деятельности. 5. Международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию международных хозяйственных связей.(См. приложение 2.) Все международные и региональные экономические организации, вхо¬дящие в перечисленные выше первые четыре
категории, являются межправи¬тельственными организациями, которые именуются также межгосударствен¬ными или многосторонними. Помимо межправительственных организаций в классификацию включены международные неправительственные экономичес¬кие организации и объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей. В современных условиях выделяют следующие виды этих организаций. 1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес
всех государств мира. Среди них можно выделить МВФ, МБРР и его дочерние организации – МФК, МАР, МАГИ. 2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и финансовых. Примером организаций первого типа служит ЕБРР. 3.
Международные экономические организации, представленные полуформальными объединениями типа «семерки». От состояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая «погода» на всей планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения. Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций.
К этому виду организаций также следует отнести Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и Лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне). 4. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые или специализированные организации. К ним относят МФК, МАР, МАГИ, БМР . Более подробную классификацию предлагает известный специалист-международник – Жуков Е.Ф. Международные организации он разделяет по ряду критериев, в частности 1.
В зависимости от круга членов различают организации всеобщие или ограниченного состава. Всеобщие или универсальные международные эко¬номические организации потенциально рассчитаны на участие всех государств, хотя даже сегодня в ООН не¬которые страны по разным причинам не участвуют. В некоторых МФО участвуют только промышленно развитые страны (Лондонский клуб). Членами других организаций – только страны одного