Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемыкоррекции психики детей, переживших развод родителей
1.1. Влияние психологическогоклимата семьи на формирование психики детей (до развода, в процессе разводародителей и после него)
1.2.Специфика психическихпроявлений у детей в условиях депривациии (вследствие развода родителей)
Глава II. Социальная работа с детьмиразведенных родителей в современной России.
2.1.Дети в семьяхразведенных родителей как объект социальной работы
2.2. Путисовершенствования социальной работы с детьми в семьях разведенных родителей
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Всовременных условиях социально-экономического развития общества, семьи, втрадиционном понимании, продолжает терять свою важность, значимость, слабеютвнутрисемейные связи в нашей стране.
В работе«Положение детей в России» (М., 1999) отмечается, что статистика одного дняфиксирует большое количество разводов, которое достигает почти половины отзарегистрированных фактов, а именно: вступает в брак – 3616, разводятся – 1534.В результате без одного из родителей остается 1288 детей, передается в домребенка – 30, под опеку и усыновление – 132, отбирается у родителей как необеспечивающих нормальное воспитание – 32, убегает из дома – 237, становитсяна учет в инспекции по делам несовершеннолетних – 952, доставляются в органывнутренних дел – 1463, совершается различных преступлений – 476, осуждаетсянародным судом – 235, покушаются на жизнь или совершают убийства – 2,совершают изнасилование – 7. Именно среди этой группы детей наиболее частоустанавливается диагноз больных алкоголизмом, наркоманией, пытающихся покончитьжизнь самоубийством.
Из всеговышесказанного видно, что проблема, выбранная нами для исследования, несомненно,актуальна и позволила сформулировать тему нашего научного поиска «Разводи его влияние на детей».
Какправило, развод родителей является психологической травмой для детей любоговозраста. «Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживаниявлияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя частоони и остаются в области бессознательного. Человек может забыть о них, но они,помимо его воли, часто определяют его поступки,» – писала Н.К. Крупская.
Объектомисследования является процесс формирования психики детей в неполной семье, т.е.после развода.
Предметомисследования являются психолого-педагогические условия, при которыхнаиболее эффективно осуществляется нравственная коррекция психики.
Дажесвязь смерти одного из родителей с появлением психического нарушения у ребенкане так выражена, как в тех случаях, когда теряет родителя при распаде семьи.
Цель исследования– изучить психику детей, переживших развод родителей и наметить некоторые путии средства ее нравственной коррекции.
Задачиисследования:
— датьтеоретический анализ научных источников по изучаемой проблеме;
— выявитьроль и функции семьи в становлении психики детей;
— изучитьособенности психики детей, переживших развод родителей и наметить программу еенравственной коррекции с последующей реализацией;
-рассмотретьположение детей в семьях разведенных родителей;
— изучить пути совершенствования социальной работы с детьми в семьях разведенныхродителей.
Курсовая работа состоитиз введения, двух глав, заключения и литературы.
В данной работе были использованыработы таких авторов как – Савинов Л.И., Кузнецова Е.В., Шнейдер Л.Б.,Посысоева Н.Н. и др.
1.1. Влияние психологического климата семьи на формирование психикидетей (до развода, в процессе развода и после него.)
Семья –ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации быта,основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях междумужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другимиродственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Важнейшимихарактеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.
Жизнедеятельностьсемьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностейее членов, называется функцией семьи. Выполнение семьей ее функций имеетзначение не только для ее членов, но и для общества в целом.
Воспитательнаяфункция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности вотцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, чтородители могут «реализоваться» в детях.
Хозяйственно-бытоваяфункция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членовсемьи, содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этойфункции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональнаяфункция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении,признании, эмоциональной поддержке, психической защите. Данная функцияобеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействуетсохранению их психического здоровья.
Функциядуховного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в совместномпроведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль вдуховном развитии членов общества.
Функцияпервичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных нормчленами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст,заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностьюсамостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальныминормами.
Сексуально-эротическаяфункция – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. Сточки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулированиесексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическоевоспроизводство общества.
Стечением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются,другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественноизменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровеньтерпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений(рождением внебрачных детей, супружеским изменам и т.п.). Развод пересталрассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.
Нарушенияфункций семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняютили препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям можетвесьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов ивзаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи.
Рассмотримструктуру семьи, – т.е. состав семьи и число ее членов, а также совокупность ихвзаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос,каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство икто является исполнителем, как распределены между членами семьи права иобязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководствососредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено участиевсех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системеотношений; во втором – о демократической. Различной может быть структура семьив зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: равномерноили же большая их часть сосредоточена в руках одного члена семьи.
Наиболеераспространенная структура семьи в нашем обществе – это семья, включающаявзрослых и детей, причем в нашей стране для семьи наиболее типично наличиеодного-двух детей.
Вбольшинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распределениеобязанностей, а также равномерное участие в решении всех семейных проблем. Входе социологических опросов на предпочтительность такой структурывзаимоотношений указывает большая часть опрошенных.
Нарушенияструктуры семьи – это такие особенности, которые затрудняют или препятствуютвыполнению семьей ее функций. Например, неравномерность распределенияхозяйственно-бытовых обязанностей между супругами является нарушениемструктуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удовлетворению рядапотребностей того супруга, который взял на себя основную нагрузку.
Вопрос отом, что в семье является нормой, а что нарушением, — один из наиболее трудныхвопросов в современной науке о семье. Часть семейных психотерапевтов имеютопределенное представление, какой должна быть семья, – например, какими могути должны быть отношения между супругами и каких отношений не должно быть междуродителями и детьми. Другие четче определяют требования, предъявляемые к семье,– например, необходимость создавать условия для развития личностей членов семьи– «опытная» семейная психотерапия. Третьи точнее знают, какой не должна бытьсемья, – учение о «семейных треугольниках» и о «двойной связи». Наконец,четвертые верят пациенту и помогают ему избавиться от того, что ему мешает, –такова тактика бихевиоризма1.
_________________
1.Основыпсихологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений \ под ред.Н.Н. Посысоева.- М., 2004
Функциии структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов еежизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этаповжизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основногопризнака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей всемье и их возраст.
Дювальвыделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:
1. Вовлечение, встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.
2. Принятие и развитие новых родительских ролей.
3. Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений супругов котношениям в треугольнике.
4. Введение детей во внесемейные институты.
5. Принятие подростковости.
6. Экспериментирование с независимостью.
7. Подготовка к уходу детей из семьи.
8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».
9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.
Отмечаетсятакже, что на любой фазе развития семьи случаются тяжелые хронические болезни исмерти, которые оказывают сильное влияние на функционирование семьи как целого.
Нормальнофункционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированновыполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте иизмерениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.
Согласноточке зрения Ледерера и Джексона, хорошим браком считается тот, которыйхарактеризуется следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу,честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций.А.Н. Обозова считает, что стабильный брак обусловливается совпадением интересови духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств. Можнодобавить, что стабильности семьи способствует также умение членов семьи вестипереговоры по всем аспектам совместной жизни.
Дисфункциональныесемьи оказываются неспособными удовлетворять потребности друг друга вличностном, духовном росте.
Врезультате исследования мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьяхудалось выявить следующее:
1. бегство от родителей;
2. долженствование (вступление в брак из чувства долга);
3. одиночество;
4. следование традиции (инициатива родителей);
5. любовь;
6. престиж, поиск материальных благ;
7. месть.
Мотив«бегство от родителей» часто означает пассивный протест против властиродителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте.Перефразировав слова Э. Фромма, можно сказать, что такой брак скорее являетсяпопыткой компенсировать собственную пустоту, нежели способом обогатить жизнь.
Заключениебрака по мотивам «долженствование» очень часто означает, что партнершазабеременела или же что половая близость сопровождалась переживанием вины.
Мотив«одиночество» встречался людей, которые переехали на новое место жительства.Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или которых рекомендовалисослуживцы1
_____________
1.ГолодС.И. Семья и брак.- СПб, 2001
Многочисленныетрудности, которые возникают перед семьей и угрожают ее жизнедеятельности,можно разделить, прежде всего, по силе и длительности их действия. Особоезначение при этом имеют две группы семейных трудностей: острые (в том числе исверхсильные) и хронические раздражители. Примером первых может служить смертьодного из членов семьи, известие о супружеской измене, внезапное изменение всудьбе и социальном статусе (например, арест одного из членов семьи), внезапноеи сильное заболевание. К хроническим трудностям относятся чрезмерная физическаяи психическая нагрузка в быту и на производстве, сложности при решении жилищнойпроблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи и т.п. Можновыделить также следующие группы трудностей, с которыми сталкивается семья:связанные с резкой сменой образа жизни семьи (жизненного стереотипа) и ссуммированием трудностей, их «наложением» друг на друга. Пример первых –психологические трудности, возникающие при переходе от одного этапа жизненногоцикла к другому (заключение брака и начало совместной жизни, появлениеребенка). Такие переходы, как правило, сопровождаются довольно резкимизменением образа жизни семьи. Пример вторых – необходимость практическиодновременного решения ряда проблем в начале второго этапа (сразу послепоявления в семье первого ребенка) – завершение образования и освоениепрофессии, решение жилищной проблемы, первичное обзаведение имуществом, уход заребенком. По источнику возникновения семейные трудности можно разделить насвязанные с этапами жизненного цикла семьи (например, сближение идеологийродительских семей у молодоженов); обусловленные неблагоприятными вариантамижизненного цикла (если молодожены произошли из семей с полярно противоположнымиидеологиями); ситуационные воздействия на семью (землетрясение, война). Черезвсе этапы жизненного цикла проходят «нормативные стрессоры» — обычныетрудности, которые в более или менее острой форме переживают все семьи: напервом этапе жизни – сложности взаимного психологического приспособления;конфликты, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками прирешении жилищной проблемы; на втором – задачи воспитания и ухода за ребенком,ведения трудоемкого домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей вопределенные моменты жизненного цикла семьи приводит к семейным кризисам.
Несомненныйинтерес представляют исследования чешских ученых, установивших и описавших двакритических периода в жизни семьи. Первый из них, более интенсивный,наблюдается между 3-м и 7-м годами существования семьи и достигает наибольшейостроты в период между 4-м и 6-м годами. Второй кризис назревает между 17-ми25-м годами. В обоих случаях наблюдается нарастание неудовлетворенности.Ведущую роль в случае первого кризиса приобретает фрустрирующее изменениеэмоциональных взаимоотношений и как результат – увеличение числа конфликтныхситуаций, рост напряжения как отражение бытовых и других проблем; в случаевторого – связанное с отделением детей от семьи нарастание соматических жалоб,тревожности, ощущение пустоты жизни. Выявление кризисных периодов в жизни семьиможет иметь немаловажное прогностическое значение, способствовать их смягчениюили предупреждать неблагоприятные кризисные проявления.
Трудности,обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла, – те, что возникаютпри отсутствии в семье одного из ее членов (супруга, детей). Причиной можетбыть развод, длительная разлука супругов, внебрачный ребенок, смерть одного изчленов семьи, бездетность супругов. При всем разнообразии вариантов развитиясемьи отмечается ряд общих источников нарушений. Это, во-первых, функциональнаяпустота, т.е. ситуация, когда одна из ролей, необходимых для успешногосуществования семьи, никем не выполняется. Например, с уходом отца из семьи егодоля в воспитании уже невыполнима. Во-вторых, могут быть трудности адаптации ксамому факту, события, породившему неблагоприятный вариант развития семьи(развод, смерть одного из членов семьи, необходимость воспитывать ребенка внебрака и др.) противоречивость и многослойность процессов, возникающих в связи сразводом, показаны исследователями на материале социологических исследованийвосприятия разведенными после разводной ситуации.
Кситуационным нарушениям относятся трудности относительно кратковременные, носоздающие угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания членов семьи,крупные имущественные потери и т.п.). Значительную роль в психологическомвоздействии этих трудностей играет фактор внезапности (семья оказываетсянеподготовленной к событию), исключительности (легче переживается трудность,затрагивающая многие семьи), а также ощущение беспомощности (члены семьиуверенны, что они ничего не могут сделать для того, чтобы обезопасить себя вбудущем).
Разнообразныпоследствия воздействия трудностей на семью, они затрагивают различные сферыжизни семьи, – нарушаются воспитательные функции семьи, супружеские отношения.При рассмотрении нарушений жизнедеятельности семьи учитывается также и то, чтотормозит развитие личности, обусловливает возникновение нервно-психическогонапряжения, тревоги.
Одним изважных, с точки зрения семейной психотерапии, последствий нарушений является ихпсихотравмирующее действие – неблагоприятное воздействие на психическоездоровье индивида.
Подпсихической травмой авторы понимают тяжелые индивидуальные психическиепереживания, играющие значительную или основную роль в этиопатогенезе, клиникеи течении нервно-психических заболеваний.
Семейнаяпсихиатрия развивает и конкретизирует учение о психической травме. Это связанос тем, что семья может вызывать нарушения психического здоровья, воздействуя наличность и психические процессы ее членов. Психическая травма – это явление,возникающее при пересечении неблагоприятных воздействий нарушений семьи ипсихических расстройств личности. Нарушения семьи вызывают психическую травму;развитием этой травмы или реакцией на нее является нервно-психическоерасстройство индивида – члена семьи.
Психическаятравма – это, прежде всего психическое переживание, в центре которого находитсяопределенное эмоциональное состояние. Центральное место эмоций в структурепсихотравмирующего переживания закономерно, оно обусловлено как важным местомэмоций в организации и интеграции психических процессов, так и их ролью вовзаимосвязи психических и соматических систем личности. Психотравмирующеепереживание – это состояние, воздействующее на личность в силу его выраженности(остроты), длительности или повторяемости. Психотравмирующими являются не любыесильные или потрясающие переживания, а лишь такие отрицательные переживания,которые могут быть причиной определенной клинической патологии.
Исследованиеневрозов, реактивных расстройств и других форм пограничных нервно-психическихрасстройств, в этиологии которых значительную роль играет психотравмирующеепереживание, позволяют очертить круг таких состояний. Это состояниенеудовлетворенности, тоски, подавленности, тревоги, страха, беспокойства,неуверенности, беспомощности, эмоциональная напряженность, а также сложныесовокупности состояний, возникающих при наличии внутреннего конфликта, столкновенияиндивида с непомерными препятствиями и трудностями.
Важноеместо в учении о психической травме занимает понятие о патогенной ситуации –совокупности факторов, непосредственно обуславливающих психотравмирующее переживание.«Патогенная ситуация, представляет то положение, в котором оказываетсяличность, с ее качествами (преимуществами и недостатками), с сочетаниемусловий, лиц, с которыми она взаимодействует, со стечением обстоятельств.Создающих неразрешимый клубок внешних и внутренних трудностей».
Семейныеотношения, как правило, выступают в роли наиболее важных, значимых дляиндивида, чем объясняется их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций ипсихических нарушений.
Ведущаяроль семьи в возникновении патогенных ситуаций психотравмирующих переживанийопределяется рядом обстоятельств:
1.Ведущейролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности. Семья, на ранних,наиболее важных для дальнейшего развития этапах жизни индивида являетсяединственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп, в которые онвключен. События в семье в гораздо большей степени «принимаются близко ксердцу», чем аналогичные события в сфере трудовой деятельности, соседскихотношений и т.д.
2.Многосторонностьюсемейных отношений и их зависимостью друг от друга. Сферы домашнего хозяйства,досуга, эмоциональных и сексуально-эротических взаимоотношений теснейшимобразом взаимосвязаны, и попытка внести в любую из них более или менеезначительные изменения вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. Всилу этой особенности от семейной травмы труднее уйти – у члена семьи припопытке избежать травматизации возникает больше сложностей.
3.Особойоткрытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по отношению к различнымвнутрисемейным влияниям, в том числе и травматизирующих. В семье индивид болеедоступен воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки егопроявляются более явно1.
_____________
1.АнтоновА.И. Социология семьи.-М.,1999
Средимногочисленных семейно-обусловленных травмирующих состояний особенно важнуюроль играют четыре вида: состояние глобальной семейной неудовлетворенность,«семейная тревога», семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое ифизическое напряжение, чувство вины.
Охарактеризуемэти состояния.
1. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности.
Патогеннаяситуация, обуславливающая возникновение данного переживания, – резкоерасхождение между реальной жизнью семьи и ожиданиями индивида. Характертравмирующего влияния неудовлетворенности в значительной мере зависит отстепени осознанности данного состояния.
В случаеосознанной неудовлетворенности обычно наблюдается открытое признание супругомтого, что семейные отношения его не удовлетворяют. Здесь имеет место глобальныйхарактер неудовлетворенности – семейная жизнь не соответствует даже самымминимальным требованиям: «Мне очень не повезло с семьей», «Мы ошибались, нам небывает хорошо друг с другом». Как правило, правило упоминается какое-то весьмаважное и психологически объяснимое обстоятельство, мешающее немедленноразойтись (чаще всего – дети или жилищно-бытовые трудности, которые возникаютпри разводе). Осознанная неудовлетворенность нередко сопровождается конфликтоммежду супругами.
Иначепроявляется плохо осознаваемая неудовлетворенность («тлеющая»). Супругомвыражается относительная неудовлетворенность: «Живем нормально», «Не хуже, чемдругие люди». Неудовлетворенность выявляется косвенным путем. Во-первых, черезвыражение чувств и состояний, граничащих с прямой неудовлетворенностью: монотонность,скука, бесцветность жизни, отсутствие радости, ностальгические воспоминания овремени до брака. Основным мотивом поведения в семье выступает необходимость:«Делаешь то, что нужно» и т.п. Во-вторых, неудовлетворенность проявляется вмногочисленных жалобах на различные частные стороны семейной жизни: жилье,здоровье, успеваемость и поведение детей, проведение свободного времени и т.д.В-третьих, «тлеющая неудовлетворенность» проявляется в ряде специфическихфеноменов, наблюдаемых в жизни такой семьи. Прежде всего, это явление, котороеуместно было бы назвать феноменом «капли дегтя». Речь идет о какой-то, вбольшинстве случаев объективно второстепенной проблеме, которая в данной семьеразрастается до таких размеров, что способна серьезно снизить удовлетворенностьсупругов семейными взаимоотношениями (взаимоотношения с кем-либо изродственников, проживающих отдельно и т.п.).
Другойспецифический феномен, наблюдаемый в случае «тлеющей неудовлетворенности», –нарастание фрустрации одного или обоих супругов: они сообщают о том, что оба(или один из них) стали «нервными», при этом ими же указывается на какие-то, наих взгляд, объективные причины этого явления (беременность, различного родатрудности, встречающиеся в повседневной жизни).
Особеннонаглядно «тлеющей неудовлетворенность» проявляется через эмоциональные взрывы всемьях такого типа и нередко приводящие к разрушению семьи, а также вситуациях, когда один из супругов, столкнувшись с возможностью зановоорганизовать свою семейную жизнь (например, в повторном браке), совершеннонеожиданно для себя открывает, вопреки прежним своим представлениям, что вдействительность все время был несчастлив и что он, оказывается, «может бытьпо-настоящему счастлив».
2. Семейная тревога.
Под«семейной тревогой» понимаются состояния тревоги у одного или обоих членовсемьи. Нередко плохо осознаваемые и локализуемые. Характерным признаком данноготипа тревоги является то, что она проявляется в сомнения, страхах, опасениях,касающихся, прежде всего семьи – здоровья ее членов, их отлучек и позднихвозвращений, стычек и конфликтов, возникающих в семье. В основе «семейнойтревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида вкаком-то очень для него важном аспекте семейной жизни: неуверенность в чувствахдругого супруга, неуверенность в себе. Индивид вытесняет чувство, которое можетпроявиться в семейных отношениях и которое не вписывается в его представления осебе.
Важнымисоставляющими «семейной тревоги» являются также чувство беспомощности иощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужноерусло… Индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает себя значимымдействующим лицом в семье, независимо от того, какую позицию он в ней занимаети насколько активную роль играет в действительности.
3. Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическоенапряжение.
Семьяучаствует в формировании непосильного нервно-психического напряжения личностинесколькими способами:
1.Создаваядля индивида ситуации постоянного психологического давления, трудного или дажебезвыходного положения. Пример – ситуация, в которой находится жена алкоголика:муж держит ее в постоянном страхе, забирает деньги, а она – в силу свойственнойее характеру беззащитности – не в состоянии противостоять ему.
2.Создаваяпрепятствия для проявления членами семьи определенных, чрезвычайно важных дляних чувств, для удовлетворения существенных потребностей. Во-первых, это могутбыть чувства, несовместимые с представлениями члена семьи о его роли. Во-вторых,чувства фрустрации, раздражения, агрессии – естественные отражения ситуации всемье, однако их проявление приводит к дальнейшему ее осложнению, поэтому чемне благоприятнее взаимоотношения в семье, тем значительнее усилия, которыеприходится прилагать, чтобы их сдерживать. В-третьих, это чувства ипотребности, которые семья должна удовлетворять, однако не делает этого в силутех или иных обстоятельств.
3.Создаваяили поддерживая внутренний конфликт у индивида. Семья может участвовать всоздании у индивида внутреннего конфликта прежде всего тем, что ставит егоперед противоречивыми требованиями и возлагает на него ответственность за ихвыполнение.
4.Чувствовины, связанное с семьей.
Индивидв этом случае (более или менее осознанно) чувствует себя помехой дляокружающих, виновником (действительным или мнимым) всех семейных неудач,склонен воспринимать поведение других членов семьи как обвиняющее, укоряющее,хотя в действительности оно таковым и не является… Поведенческие проявлениячувства вины таковы: с одной стороны, «оправдательная активность» – индивидприлагает огромные усилия, чтобы стать полезным семье, оправдать своесуществование; с другой стороны, стремление занимать как можно меньше места –минимализм притязаний, крайняя уступчивость, склонность брать на себя вину задействительные и мнимые упущения1.
Взаключении можно сказать, что семейно-обусловленные психотравмирующиепереживания являются тем фактором, который способствует трансформации нарушенияжизнедеятельности семьи в нервно-психическое или соматическое расстройствоиндивида. Это касается не только взрослых членов семьи, но и детей, так как ониявляются невольными участниками всех конфликтных ситуаций, происходящих всемье.
____________
1.ШнайдерА.Б. основы семейной психологии.-М.,2003
Ребенокпереживает из-за малейшей ссоры родителей, боясь ее последствий и повторения.Что же говорить о переживаниях, чувствах ребенка, когда он узнает о том, чтородители решили развестись.
Потрясения,гнев, грусть, страх, покинутость, подавленность – это только некоторые из техсильных ощущений, которые, как говорят подростки, они испытали, после того, какузнали, что их родители собираются развестись. Напряженность этих чувствзависит от многих вещей, в особенности от того, как родители сообщили подросткуоб этом, насколько напряжена атмосфера дома, с кем ребенок будет жить, с кем икогда видеться.
Шок –это первая реакция на травматический опыт; он может принимать различные формы.
Шок –совершенно нормальная, понятная реакция. Он объясняется естественными защитнымиреакциями организма.
Частопосле того, как проходит первый шок, вспыхивает гнев. Многим подросткамкажется, что родители их предали, что они испортили им жизнь своим решением.
Некоторыеподростки вымещают свой гнев на ближайшем окружении – на своих друзьях илиоставшемся родителе. Они, конечно, понимают, что это вряд ли справедливо, и,возможно, чувствуют себя виноватыми.
Раттерпоказал, что при разлуке с родителями из-за раздоров в семье или трудностей вотношениях с родителями риск асоциального поведения в более поздний периодрезко увеличивается. Напротив, у детей, разлученных с семьей на то же самоевремя (месяц или более) из-за госпитализации или вынужденного продолжительногоотъезда, повышение риска психических нарушений не отмечается. Стоит отметить,что вредной является не разлука сама по себе, но, скорее, неприятныеобстоятельства, которые ей сопутствуют.
Научныеисследования доказывают, что есть прямая связь между атмосферой в семье иуспеваемостью школьников. Исследовались отдельно сильные и слабые ученики.«Лучшие ученики живут, обычно, в образованных, гармоничных семьях, в то времякак в семьях отстающих учеников наблюдается атмосфера постоянных ссор илиразложение семейных отношений в целом. В 85% семей отстающих учеников отношениянеблагополучны. Четверть отстающих учеников живет в неполных семьях. Еслиродители постоянно раздражены, у ребенка возникает дефицит внимания, любви иисполненного юмора общения. Дети разрываются между двумя враждебными лагерями.Им негде научиться уважению к людям. Их вера в родителей разрушается».
Давноизвестно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и другихпсихологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстверебенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей,родительская жестокость, развод родителей – вот далеко не полный переченьобстоятельств, травмирующих детскую психику1.
Итак,делая вывод, необходимо отметить сведущие положения:
— вступаяв брак, т.е. создавая новую молодую семью, молодые люди должны понимать какуюответственность, друг за друга, за своих будущих детей каждый из них возлагаетна свои плечи;
— супругамнеобходимо научиться решать возникающие проблемы мирным путем: спокойно ирассудительно. Давно замечено, что от взаимных обид и обвинений взаимоотношениятолько ухудшаются и страдают не только участники конфликта, но и ребенок;
_________________
1.ФурмановИ.А. и др. Психологическая работа с детьми, лишенными родительскогопопечения.-Минск, 1999.
— взрослымнеобходимо создать психологический климат в своей семье наиболее благоприятными комфортным для своего ребенка, успешного развития его психики. Не стоитзабывать, что именно семья его родителей, их взаимоотношения станут для ребенкапримером для подражания, эталоном при создании своей собственной семьи.
1.2.Специфика психических проявлений у детей в условиях депривации (вследствиеразвода родителей)
Нашеисследование, начавшееся с анализа психолого-педагогических источников попроблеме исследования коррекции психики детей, побудило обратиться и контогенезу и к социогенезу.
Нет,пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий междуродителями. Даже единственный случай ссоры внушает детям беспокойство. Нонеизмеримо более драматичными будут последствия для детей, если их родителям неудастся восстановить гармонию семейных отношений, справится с ежедневнымитрудностями семейной жизни, взаимно поддерживать друг друга иесли – причины тут не важны – дело дойдет до глубокого конфликта. Тогда,выражение «Страдают всегда дети» становится абсолютно правильным.
Количестводетей, ежегодно лишающихся полноценной семьи из-за развода, составляетзначительное число. Более половины таких детей меньше шести лет. Уже этоговорит о том, что необходимо заботиться о детях в этой ситуации. Сюда жеотносятся дети, живущие в негативных семейных условиях, даже если дело недоходит до развода. Как показывают исследования причин подростковойпреступности, большая часть таких подростков – из неблагополучных или распавшихсясемей. Такие же результаты возникают при изучении связи между успехами иположением в семье. Органы, занимающиеся помощью подросткам, знают, из своейпрактики, что не малая часть детей является «трудной» именно потому, чтодоведший дело до развода член семьи выходит замуж или женится на человеке,который не находит контакта с ребенком, и с этих пор ребенок живет какотщепенец в семье. Практика разводов свидетельствует, что молодые люди частовступают в брак, чтобы уйти из неприятного для них родительского дома. Все этимолодые люди вступают в жизнь отягощенные прошлым.
Детиочень восприимчивы к ссорам. Сила и глубина реакции зависит от их возраста, отопыта, полученного до сих пор в семье, в жизни, от их характера, темперамента,воспитанности, чувствительности. Дети младшего возраста бывают так поглощеныэмоциями ужаса, страха, страдания, что оказываются не в состояниипротивопоставить им хотя бы слабые барьеры разума.
Дажеесли дети очень малы, они все равно ощущают конфликтное состояние в родительскихотношениях. Для них гармония в семейных отношениях значит то же, что вода длярыбы; они не могут свободно «плавать», если в семье царит раздраженнаяатмосфера. Замечено, что и дети дошкольного возраста реагируют на ссоры междуродителями очень осмысленно и тонко их чувствуют. Для них внешне незначительныйобмен словами между родителями имеет большое значение; родители понимают этотолько тогда, когда дети просят их помириться.
Все, чтобыло сказано о воздействии конфликтных отношений между родителями на ребенка,касается также и крайней степени конфликта: развода. С той, однако, разницей,что в этом крайнем случае полностью отсутствует готовность одного или обоихсупругов уступить в интересах сохранения семьи. Вследствие этого родителиссорятся более ожесточенно и безоглядно, часто для того, чтобы приглушитьсобственное чувство вины и оправдаться перед самим собой. Такие конфликтыдействуют на ребенка еще более разрушительно. Замечено, например, что детидошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей. Развиваетсячувство ненависти и жажды мести. Дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоихродителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности. Тяжелыхпоследствий не бывает только в том случае, если развод родителей воспринимаетсяребенком как освобождение от кошмара1.
__________________
1.ШнайдерА.Б. основы семейной психологии.-М.,2003
Нет дляребенка ничего хуже, чем остаться без мамы. Провожая маму на работу илиоставаясь в детском саду, многие дети плачут в три ручья. Прожить хотя бы часбез нее – трагедия. Так бывает у всех или почти у всех в детстве. Однако же невсе так просто. Неспособность и дня прожить без мамы не мешает множеству детейбольше всех на свете любить… папу. А один взрослый человек, выросший без отца,– с замечательной мамой в очень веселой семье, с множеством маминых друзей –мужчин и родственников мужского пола – выразился еще определеннее: «Ребенок,который растет без отца, не может быть счастлив».
Приоритетыу детей, живущих в полных и неполных семьях, в этом вопросе разные. Первое, чтообычно выделяют дети, росшие без отцов, – это, как ни странно, не готовностьподраться подушками или талант делать воздушных змеев. На первом месте у детейоказывается чувство защищенности.
Уребенка есть потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту ипод флагом этой защиты делать дальнейшие шаги в окружающий мир, чтобы увереннодействовать в нем. Если ребенок вырван из-под защиты, он меняет свое поведение.Он теряет чувство безопасности и уверенность в том, что справится струдностями. Рождается страх, а вместе с ним возникают агрессивность и чувствопротиворечия. У некоторых детей развиваются склонность к доносам, цинизм, онистановятся недоверчивыми, замыкаются в себе. У кого-то это порождаетпреждевременный сексуальный интерес и преувеличенную самоуверенность. Известныслучаи, когда четырехлетние дети реагировали на ссоры между родителями сотчаянием: один ребенок сорвал гардины с окна, другой просто хотел убежать.Реакция детей на семейный конфликт, на развод родителей зависит от их возраста.Но бесспорно, что подобные детские впечатления создают предпосылки длядисгармоничного развития личности и осложняют отношения детей со сверстниками вколлективе.
Взрослыедолжны осознавать, что агрессивные черты характера ребенка, которые оникритикуют, развились в нем вследствие защитной реакции психики для внутреннейсамообороны. Таким образом, теряет основание «оборонительный аргумент»родителей, который они часто используют в ответ на критику своего поведения: ребенокдолжен привыкать, сто не все в жизни идет гладко, он должен быть подготовлен ктрудностям жизни. Но даже если психические и физические последствия, а такжетипичные изъяны в развитии характера, психики ребенка не доказывают полностьюошибочности такой точки зрения, то можно было бы привести тот довод, чтомладенца не кормят гусиной печенью вместо молочной каши, Чтобы приучить его квзрослой пищи, и детей не бросают в воду, чтобы научить их плавать – а сначалапроводят определенную подготовку. Ребенок должен учиться преодолеватьтрудности. Но перед ним можно ставить только те задачи, которые он можетрешить, исходя из своих сил, соответственно своему возрасту.
Как ужеговорилось, семья – это начальный тренировочный полигон для отработкисоциального поведения ребенка. Плохой или хороший пример семьи показываетребенку, как он должен вести себя в яслях, в школе, в молодежной организации, вдружеской компании, в трудовом коллективе и в других социальных отношениях.
Надо всевремя помнить, что отрицательные воспоминания детства очень вредны, ониобусловливают соответствующим образом мышление, чувства и поступки во взросломвозрасте.
Детямследует тактично сообщить о разводе. Как бы ни было трудно покинутому, ондолжен найти в себе силы говорить с детьми спокойно и не унижая бывшегосупруга. И без того дети часто бывают свидетелями отвратительных сцен. Поэтомунадо стараться не усиливать эти впечатления, а сделать все, чтобы дети какможно скорее забыли, что им пришлось пережить. Старшие дети не удовлетворяютсяобъяснением, что родители не понимают друг друга. Понятно, что каждому труднопризнавать свои ошибки; но насколько же труднее объективно объяснить детямслучившиеся. Но если дети видели, что отец пьет, ни с кем не считается, держитв страхе всю семью, или если они знали о внебрачных связях отца или матери, нетак уж сложно будет для них понять обстоятельства, которые, в конце концовпривели к разводу.
Разводстановится особенно тяжел, если родители используют подростка как оружие всвоей битве – они нередко склоняются этому, если развод проходит сложно. Онимогут без конца поливать друг друга грязью; используют подростка для передачипоручений; принуждают выбрать между ними; один может нарочно всяческизатруднять встречи подростка с другим, либо никогда не являясь вовремя наустановленное место, либо придумывая всякие причины для перемены существующейдоговоренности.
Труднымявляется вопрос о том, кому из родителей доверить после развода воспитаниедетей.
Необходимотщательно взвесить все обстоятельства, для того, чтобы в интересах детейобеспечить наилучшие условия их дальнейшего развития.
Нодалеко не все родители руководствуются исключительно интересами детей. Закон обраке предусматривает, что после развода только один из родителей сохраняетполное право на воспитание ребенка; другой родитель обязан только оказыватьматериальную помощь, но не имеет никакого права влиять на развитие ребенкакаким-либо другим способом. Осознав, что развод влечет за собой невозвратимуюпотерю ребенка, родители начинают бороться за детскую благосклонность, причеминогда не стесняются в средствах. Нередко родные и знакомые поддерживаютродителей в этом.
Соперничествородителей, их борьба за любовь ребенка крайне отрицательно сказываются на егоразвитии, на развитии его психики. Внезапно ребенок оказывается в центревсеобщего интереса, что не вызвано никакими заслугами с его стороны. Еслиребенок постарше уже подозревает об истинных мотивах активной борьбы за егорасположение и может по-своему защищаться, то дошкольник совершенно беспомощенперед хитростью взрослых. И он не понимает, что особый интерес к нему ослабеет,как только суд вынесет свое решение.
Преувеличенноевнимание родителей к ребенку вызывает в нем нескромность или завышеннуюсамооценку. Дети пытаются любым способом добиться для себя выгод, и родители,вместо того чтобы воспитывать детей, болтаются, как марионетки, на ниточкахдетской симпатии. Кто же посмеет тут упрекнуть детей? Нормально развитыйребенок не может противостоять натиску родительской страсти и хитрости. У негопросто должны возникнуть аномалии в мышлении и чувствах, самооценке и отношениик окружающему миру, равно как и к своим обязанностям.
Исчезновениеособого интереса к ребенку после развода, нормальное отношение к нему состороны родителя, с которым он остался, снова вызывает у ребенка потрясения, идаже кризисы. Он чувствует себя разочарованным, заброшенным, особенно если матьили отец вступают в новый брак и появляются другие дети, на которых такжеизливается родительская любовь. Ребенок пытается сохранить родительскоевнимание, он становится дерзким, хвастается, разыгрывает капризного больногоили, в самом деле, заболевает. Новые конфликты возникают, если взрослые, братьяи сестры и друзья выражают свое неодобрение в ответ на такое поведение. Если жеблизкие примиряются с выходками ребенка, отступают, то это еще опаснее дляразвития его характера, его психики в целом, потому что в таком случаеотрицательные черты закрепляются.
Поинтересовавшисьмотивами, которые побуждают родителей делать из ребенка мячик в игреродительских страстей, можно увидеть красочную палитру чувств. От сильнойискренней привязанности к ребенку до боязни вызвать в случае отказа от «борьбы»неодобрение окружающих и до чисто материальных соображений (квартира,обстановка, нежелание платить алименты и т.д.). Иногда только чувство ненавистиили мести к бывшему супругу заставляют оспаривать у него право на воспитаниеребенка. Часто мотивы переплетаются. Некоторые только при разводе«обнаруживают», что у них есть дети. Но каковы бы ни были мотивы, нельзя снятьс родителей обвинение в том, что своей «борьбой» за право воспитания ребенкаони наносят ему большой вред. Каждый родитель должен отвечать за свое поведениеперед ребенком, обществом и в конце концов перед собственной совестью.
Наверное,проще тем семьям, в которых развода хотят оба родителя – отношения подошли ксвоему логическому концу.
И,наконец, еще один важный момент. К сожалению, во время развода ребенкаподжидает еще много дополнительных неприятностей, которые могут еще сильнееусугубить и без того непростую ситуацию. Происходит это так: развод чаще всеговедет за собой разъезд. А это нередко означает переезд. В результате от былойсчастливой жизни не остается совсем ничего: ни прежнего дома, ни двора, никомпании друзей, ни старой школы (детского сада). В итоге ему еще и приходитсябыть новеньким в очередном классе или детском саду.
Подавленному,пребывающему в депрессии ребенку редко удается зарекомендовать себя в новомколлективе, и за ним быстро закрепляется роль изгоя. Снежный ком проблемрастет. Вывод простой: человеку, уже потерявшему очень многое, важно сохранитьхотя бы что-то. Если это не может старая квартира, им должен стать прежнийрайон, лучше всего микрорайон, а в идеале – двор. Нужно любой ценой избежать переводав другую школу (детский сад), расставания с прежними друзьями, привычками,домашними любимцами и всеми семейными ритуалами, которые можно сохранить. Еслиребенка ранят встречи с новой женой папы или другим мужем мамы, необходимопостараться видеться с ними наедине, на нейтральной территории. И может быть,тогда детские раны смогут затянуться немного быстрее.
Многиеподростки с тревогой думают о том, что они обречены на повторение грустногоопыта своих родителей. Хотя есть данные о том, что браки детей разведенныхродителей менее прочны, это вовсе не означает, что такое обязательно случится скаждым. Главное, – какой сам по себе человек, какая у него будет семья, и какиев ней сложатся отношения1.
Итак,подводя некоторый итог вышесказанному можно отметить, что существуютспецифические моменты, связанные с наличием только одного из родителей в семье.Во-первых, это особое положение остающегося родителя, которому будетнедоставать моральной, социальной и материальной поддержки, обычнопредоставляемой супругом. Во-вторых, сам ребенок подвергается социальнойдискриминации, связанной с отсутствием отца или матери. В-третьих, ребенококазывается лишенным возможности наблюдать близкие и гармоничные отношениямежду двумя взрослыми людьми. Это может сказаться в более позднем периоде егожизни на его собственных брачных отношениях. В-четвертых, если в семье остаетсяродитель противоположного пола, у ребенка будет отсутствовать возможностьполовой идентификации.
________________
1.АндрееваА.Д. как помочь ребенку пережить горе: Психол. консультация // Вопр. психол. –1991. — №2. – с. 87-96.
Глава II. Социальная работа с детьмиразведенных родителей в современной России.
2.1Дети в семьях разведенных родителей как объект социальнойработы
Влияние развода родителей на процесс социализации детей — особаятема в трудах исследователей. Положение о разводе как факторе, оказывающемсильное, воздействие на них, среди ученых практически не вызывает дискуссий.Признается, что если он изменяет к лучшему условия формирования личностиребенка, помогает положить конец острому воздействию на его психикуродительских конфликтов, то в этих случаях может быть расценен как благо. Нодаже в этой ситуации, по мнению большинства авторов, разрыв родителей —сильный стресс в жизни ребенка, толчок для развития в его поведении ипсихологии отклонений.
Под социализацией нами понимается развитие человекана протяжении всей жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессеусвоения и воспроизводства общественных норм и культурных ценностей, а такжесаморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Издесь мы согласны с Э. Гидденсом, считающим, что в ходе социализации какпроцесса, в результате которого «беспомощный младенец превращается в обладающеесамосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой онродился», решающую роль играет не контакт с матерью и даже не то, чтоподразумевается под отсутствием любви. Важнее «чувство безопасности,обеспечиваемое регулярными контактами с любым близким существом. Такимобразом: социальное развитие человека фундаментальным образом зависит отналичия длительных связей с другими людьми в раннем возрасте. Это ключевойаспект социализации для большинства людей во всех культурах, хотя точнаяприрода социализации и ее последствий в разных культурах варьируется». Длядушевного равновесия ребенка необходимо ощущение справедливости и благополучия.Распад же семьи как основного агента социализации из-за развода родителей — этополное разрушение его прежнего социального мира, утрата психологическойподдержки, необходимость решать новые задачи. С ростом разводов ежегодноогромное число детей переживает сильный стресс. Только в период с 1990 по 1998г. более 5 млн детей осталось вследствие расторжения брака родителями внеполной семье.
Развод в семьях с детьми, возможности минимизации его негативныхпоследствий представляют значительный интерес для научно-практического анализа.Основная масса работ отечественных авторов по этой проблеме посвящена изучениювзаимосвязи между социальным самочувствием, развитием ребенка и влиянием нанего развода. Понимание данного аспекта осложняется тем, что во многихисследованиях все дети из семей с одним родителем рассматриваются как единаягруппа, а их трудности не дифференцируются, отождествляются.Системный анализсоциологической, психологической, педагогической, юридической, медицинскойлитературы позволяет выделить два крупных блока отрицательных последствийразвода родителей для социализации детей — кратковременные и долгосрочные. Первыйсвязан с особенностями их реакции на конфликт между родителями, максимально обостряющийсяперед разводом, саму бракоразводную процедуру и постразводную адаптацию.Долгосрочное воздействие развода обусловлено в основном накоплением в течениемногих лет эффекта отсутствия мужского начала в процессе воспитания исоциализации1.
Особое внимание ученые уделяют анализу механизмов формированиядеструктивных последствий развода родителей для детей и, в частности, факторам,способным усугубить его отрицательное воздействие. Доказано, что напсихологические травмы несовершеннолетнего влияет не столько факт
1.БреславГ.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма иотклонения. – М.: Педагогика, 1990.
распада семьи, сколько конфликтные отношения между родителями какдо, так и после расторжения брака, те социальные и психологические условия, вкоторые он попадает вследствие этого развода. Подчеркивается, что «адаптивностьребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течениекоторого он живет в такой разрушающей среде». Особенно сложна жизнь детей втак называемой «распадающейся семье» — чрезвычайно обострившейся конфликтнойситуации, когда брак фактически уже распался, но супруги продолжают житьвместе, что «считается наиболее психотравмирующим источником для ребенка из-задлительности стрессовой ситуации и приводит к нарушениям в развитии личности».Дети в такой семье непрерывно пребывают в состоянии так называемого «конфликталояльности», т. е. необходимости в случае ссоры родителей принимать чью-либосторону. Существуют вполне достоверные исследования, подтверждающие, что затяжноймежсупружеский конфликт в семье разрушает личность ребенка, который обреченбыть свидетелем ссор между родителями в течение ряда лет.
Отмечается, что развод вызывает у детей сильные переживания ипсихический надлом. М. И. Буянов указывает на такие последствия развода длянесовершеннолетних, как заикание и мутизм (молчание), вызываемые психическимитравмами шокового характера и часто наблюдаемые у детей из конфликтных семей.А. И. Захаров утверждает, что каждый второй ребенок, больной неврозом, втечение своей жизни перенес разлуку с отцом вследствие развода. К сожалению,еще мало известно, при каких обстоятельствах страдания, вызванные разводомродителей, приводят к последующим психическим отклонениям. Указанными ранееповеденческими признаками отрицательного влияния развода на детей могутпроявляться также соматические симптомы: боли в желудке, головные боли и др.Медики утверждают, что дети из семей после развода имеют повышенную (в 2 — 2,5раза) заболеваемость в первые годы жизни и нередко отставание в физическомразвитии. Неблагополучные показатели здоровья детей, воспитывающихся вразведенных семьях, отмечаются и в последующие годы. Так, уровень общейзаболеваемости детей разведенных в два раза выше, чем в полных семьях,хроническая патология у детей этой группы — в три-четыре раза чаще.
Что же касается долгосрочных психолого-педагогических последствийразводов для детей, то последние исследования свидетельствуют, что ограничение(отсутствие) контактов с отцом затрудняет получение ребенком значительной частисоциального опыта не только из-за отсутствия прямого влияния на него ещеодного воспитателя (с отличными от матери психологическими особенностями), но ипо причине невозможности приобщения к практике родительского, супружескоговзаимодействия. Авторы отмечают, что дети, выросшие в неполных семьях,лишенные возможности наблюдать, близкие и гармоничные отношения между двумяблизкими людьми, часто повторяют ошибки своих родителей; в результате разводстановится как бы наследственным.
В осиротевших, разведенных, а также в семьях одиноких матерейвозникают неодинаковые проблемы, независимо от того, что основа по существуобщая — воспитанием ребенка занимается только один человек. Без учета даннойспецифики невозможна точная диагностика проблем, а также грамотная иэффективная организация социальной работы с детьми.
К сожалению, сегодня в науке отсутствует типология семейразведенных, в силу чего говорить об адресности оказываемой им на практикепомощи довольно сложно1.
При всей важности проблем, связанных с состоянием детей,преимущественное внимание к ним специалистов, без учета морального
состояния родителей, чревато серьезными последствиями и можетусугубить тяжелые эмоциональные и другие нарушения. К сожалению, вотечественной науке проблемы детей и родителей в ситуации развода рассматриваются,как правило, отдельно.
Признавая определенные позитивные моменты развода для супругов,ученые немало трудов посвящают изучению его негативных последствий. В работахсоциологов, психологов, педагогов подтверждается, что жизнь взрослого человекав ситуации развода осложнена появлением нервно-психических расстройств иухудшением состояния здоровья в целом, резкой реорганизациейповседневной жизни и социальных связей, необходимостью одновременноадаптироваться к распаду брака и формировать новый стиль жизни, ухудшениемматериально-бытового положения, снижением социальной, общественной,производственной активности, появлением психологических проблем. В подобныхусловиях отмечается повышенная невротизация родителей, в частности, матерей,что является одним из факторов последующей невротизации их детей. Последнееособенно важно при разработке планов профилактической и реабилитационной социальнойработы с ними1.
Таким образом, многие аспекты проблемы влияния родительскогоразвода на детей в современной науке хорошо изучены. Однако в социологииотсутствуют пока ответы на такие вопросы: когда начинается и заканчиваетсявоздействие развода на детей; почему многие люди безразличны к семье, к себе,к детям и не воспринимают себя всерьез в качестве супруга и родителя; почемуразвод формирует чувство вины у ребенка; почему самосохраняющие силы семьи,защищающие ее «баланс», ее гомеостатический механизм, малоэффективнопротивостоят распаду брака. Конечно, не все то, что обособляется от семьи,обречено на гибель, но современная наука до конца так и не знает, какие потерии приобретения имеют дети в результате развода. При рассмотрении последствий развода, как правило, не дифференцировано
_______________
1.СавиновЛ.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей.-М.,2005
воздействие на юных членов семьи предразводной и постразводнойситуации. Отсутствуют типологии разведенных семей, хотя и признается, что вкаждом семейном типе создаются различные условия и предпосылки для воспитания,а одни и те же, казалось бы, трудности пo-разному осложняют ихжизнь. В трудах исследователей все дети, находящиеся на попечении семьи с однимродителем, рассматриваются как единая группа, в связи с этим нет четкогопредставления об особенностях проблем детей именно разведенных. Мало изученыпроблемы взаимоотношений детей от разных браков, а также особенности ихвоспитания, отношений со взрослыми в ситуации полиродительства. Все этопозволяет сделать вывод о том, что особенности социализации детей в разведенныхсемьях требуют дальнейшего исследования.
2.2.Пути совершенствования социальной работы с детьми в семьяхразведенных родителей
Сложная ситуация в сфере социальной работы с детьми в разведенныхсемьях— свидетельство неэффективности традиционных ее форм и методов,применяемых в России в целом и в Республике Мордовия, в частности. Требуетсяразработка инновационных подходов и технологий к ее организации.
Понятие «социальная инновация» трактуют как «сознательноорганизуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы,формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии сизменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивныепреобразования в социальной сфере». Следовательно, инновационные социальныетехнологии — это «методы и приемы инновационной деятельности, направленные насоздание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств,которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, крациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе».
Добиться максимума от профилактических и компенсационных мерможно, устранив все факторы негативного влияния развода на ребенка как внутрисемьи, так и со стороны окружения. Поэтому объектами социальной работы должныбыть семьи в предразводной ситуации; семьи на этапе бракоразводного процесса,семьи, которые при помощи специалистов социальных служб сохранены; семьи впостразводный период; социальное окружение семьи и детей, столкнувшихся спроблемой развода.
Прежде всего, актуально создание государственно-общественнойсистемы профилактики разводов. Но, организуя профилактическую работу, следуетразделять, о каком разводе идет речь в каждом конкретном случае: обопрометчивом, вызванном неумением или нежеланием найти иной выход из кризиса,или об оправданном, социально одобряемом, являющемся оптимальным способомрешения разногласий супругов. Более того, вновь подчеркнем, что развод в рядеситуаций имеет много плюсов и может быть расценен как благо. Необходим акцентна профилактике именно неоправданных супружеских разрывов.
В первую очередь требуется перенос акцента в работе всехсоциальных институтов с борьбы с последствиями разводов на искоренение причин.Выдвигая в качестве цели стабилизацию семьи, нами имеется в виду необходимостьсоздания условий, способствующих действительному, а не формальному укреплениюбрака. Прежде всего необходимо исключить использование различных санкций илизапретительных мер. Во-первых, это противоречит демократическим основамобщества. Во-вторых, в современных условиях они не только не будутспособствовать исправлению ситуации, но могут породить скрытые проблемы,последствия которых трудно предугадать. В-третьих, они не отвечают потребностямобщества, заинтересованного в сохранении семей, благодаря внутренним, а невнешним силам. Очевидно, часть браков, главным образом нежизнеспособных, будетрасторгаться и в будущем. Вопрос состоит в сохранении жизнеспособных, темболее, что исследование показало, что отношение многих супругов к семейномукризису в постразводный период изменяется.
Система профилактики неоправданных разводов должна включать всебя: а) меры, предупреждающие негативные тенденции в сфере устойчивостисемьи; б) меры, нейтрализующие влияние «факторов риска» на стабильностьсемейных отношений; в) меры, устраняющие подобные отрицательные воздействия; г)контроль за проведенной превентивной работой и ее результатами1.
_______________
1.Основыпсихологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений \ под ред.Н.Н. Посысоева.- М., 2004
Качественной социальная работа с детьми разведенных не может бытьбез квалифицированных специалистов. Нужны федеральные программы подготовки,переподготовки, повышения квалификации специалистов в области социальнойработы с ними, с чем согласны 51,7% экспертов и 69,2% респондентов.
Для развития социальной работы с детьми из разведенных семей поместу жительства необходимо создание более или менее благоприятных условий, аименно привлечение и грамотное использование необходимых финансовых,организационных, управленческих, методических, технологических, кадровыхресурсов. Для этого прежде всего требуется увеличение объема средств,выделяемых на социальные нужды из местного бюджета, их распределение иперераспределение между ведомствами, государственными и общественными организациями,контроль за их использованием на уровне отдельной семьи; совершенствованиепроцесса управления социальной работой на местном уровне, контроль за ееосуществлением на уровне отдельной семьи; усиление кадрового потенциала социальных служб путем организациикурсов повышения квалификации, обучающих семинаров для их работников и т. д.
Во-первых, на протяжении веков и в теории, и в самой жизнисовершается разрушение учреждений и обычаев взаимной помощи, тем не менее нашеобщество продолжает жить при помощи этих учреждений и обычаев. Во-вторых,говоря об особенностях менталитета россиян, следует отметить «стихийныйколлективизм» — тяготение к вхождению в определенную группу или обширнуюструктуру, боязнь действовать в одиночку на свой страх и риск. В какой-тостепени это порождение общинных традиций, но в еще большей степени — наследиетрадиционного для России отсутствия правовых гарантий. Человек в этих условияхвсегда стремится получить устойчивую поддержку какой-то сильной группы илиструктуры. В-третьих, самопомощь может быть первым шагом: человек сталкиваетсяс какими-то проблемами и пытается их решить. Но человек — существо социальное,он по природе своей стремится к взаимодействию, к взаимопомощи. В-четвертых,перспективность и значимость групп само- и взаимопомощи обусловлены тем, чтотолько сами разведенные супруги и их дети могут наиболее точно сформулироватьсвои потребности, выяснить, что именно и как следует делать, чтобыудовлетворить их и определить, какие ресурсы следует для этого достичь.В-пятых, большими плюсами подобных групп являются: их более гибкая структура посравнению с социальными службами; простота и доступность; вероятность зарожденияв них более совершенной техники помощи, воздействия на социальное окружениеразведенных семей; коллективизм, взаимность; возможность оперативной помощи.
Новая российская модель государственно-общественной помощи детямиз семей разведенных родителей может опираться на:
1) концептуальное обоснование системы помощи на федеральном,региональном, муниципальном уровнях и уровне отдельной семьи и ее членов;постановку стратегических целей и задач социальной работы, определение эффективныхв настоящем и перспективных ее направлений и методов;
2) научно-исследовательское, нормативно-правовое, программное,финансовое, кадровое, управленческое, информационное обеспечение; выработкустандартов социальной работы с данной категорией и критериев ее эффективности;
3) совершенствование процесса управления межсекторной имежуровневой социальной работой, повышение межведомственного сотрудничества,разграничение обязательств и функций государственных и негосударственныхинститутов социальной поддержки;
4) децентрализацию социальной работы, т. е. перенос основногообъема мероприятий на муниципальный уровень, по месту жительства респондентов;
5) приоритет превентивной практики, создание государственно-общественнойсистемы профилактики разводов и их деструктивных последствий; преобладаниеохранно-защитных мер над мерами наказания и принуждения;
6) профессионализацию воспитательно-профилактической иохранно-защитной деятельности; подготовку, переподготовку, повышениеквалификации специальных кадров судей, социальных работников, педагогов,психологов, медицинских работников, специализирующихся на работе по профилактикеразводов и их негативных последствий, по коррекции поведения супругов и ихдетей на всех его стадиях и в постразводный период, по оздоровлению ихсоциального окружения, а также условий семейного и общественного воспитания;
7)содействие развитию сети социальных, медико-социальных,социально-правовых, психолого-педагогических служб, призванных оказыватьпомощь семье через совершенствование работы и расширение функций ужесуществующих, а также через создание специализированных служб помощи даннойкатегории;
8) качественное разнообразие оказываемых видов социальных услуг;
9)использование исторического отечественного опыта подобнойработы; обмен современными методиками и формами помощи между регионами страны;
10)адаптацию зарубежных форм работы с учетом политических,социально-экономических, социокультурных, национальных, конфессиональных идругих особенностей России в целом и регионов, в частности;
11)поддержку добровольческих инициатив; утверждение форммежсекторного взаимодействия и создание банка данных о передовом опытеподобного сотрудничества;
12) поощрение развития само- и взаимопомощи;
13)создание единого информационного поля, освещающего деятельностьгосударственных и общественных органов по пропаганде передовых форм и методовработы; формирование общественного мнения, ориентированного, во-первых, наразрушении негативных стереотипов в отношении разведенных и членов их семей,во-вторых, на преодоление восприятия государственной системы помощи какнепрофессиональной, бюрократической, безадресной и т. д.
Комплексная реализация обозначенных направлений, думается, будетспособствовать повышению качества социальной работы с детьми из семей вситуации развода, увеличит возможности профилактики и компенсации егонегативного влияния1.
________________
1.СавиновЛ.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей.М.,2005
Заключение.
Взаключении можно сделать следующие выводы:
— даже внаиболее благоприятных случаях развод наносит психическую травму детям,особенно в критические возрастные периоды (подростковый возраст и т.д.);
— родителив процессе всего развода должны оградить детей от стрессовых ситуаций, т.е. убедитьдетей, что они не были причиной развода и родители по-прежнему любят их; незаставлять детей делать выбор между родителями, отдавая предпочтение кому-тоодному и не втягивать их в сам процесс развода, нанося тем самым психическую иэмоциональную травму;
– родитель, оставшийся с детьми после развода, должен вести себя достаточнокорректно по отношению к другому родителю, т.е. не очернять его в глазах детей;
— необходимоставить детей в известность о сложившемся положении как можно раньше не допуская,чтобы они узнали о разводе родителей от кого-то еще;
— родители,заметившие изменения в поведении детей, должны обратиться к психологу, чтобысвоевременно выявить негативные эмоциональные переживания и провестикоррекционную работу с детьми, пережившими развод родителей.
Процессунормального формирования психики детей, переживших развод родителей будутблагоприятно способствовать взаимодействия психологов, учителей и родителей,при условиях, если:
-целенаправленноосуществляется психолого-педагогический всеобуч заинтересованных лиц,являющихся одним из условий повышения их психологической и нравственнойкультуры по формированию психики детей;
-учитываютсявозрастные и индивидуально-психологические особенности детей, в педагогическойдеятельности.
Список использованной литературы
1. АкивисД.С. Отцовская любовь. – М.: Профиздат, 1989. – 208 с.
2. АндрееваА.Д. как помочь ребенку пережить горе: Психол. консультация // Вопр. психол. –1991. — №2. – с. 87-96.
3. АронсК. Развод: крах или новая жизнь? Пер. с англ. – М.: Мирт: фирма «Настя», 1995.– 437 с.
4. АсламоваД. Да здравствует развод!: Он уничтожает ложь, которую я так ненавижу // Комс.правда. – 2000. – 26 окт. – с. 10, 15.
5. БреславГ.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма иотклонения. – М.: Педагогика, 1990.
6. БуяновМ.И. Ребенку нужна родительская любовь. – М.: Знание, 1984. – 80 с.
7. ВассерманЛ.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Методика «Подростки о родителях» (ПоР):основные этапы апробации русскоязычной версии // Психол. журн. – 2000. – т. 21,№5. – с. 86-95.
8. ВидраД. Развод: трагедия или надежда: По страницам научных трудов Гельмута Фичдора// Дошкольное воспитание. – 1998. — №12. – с. 83-88.
9. ГрищенкоЛ.А. Дети, не оправдавшие ожиданий. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, Б.г.(1991). – 64 с.
10. Дробот О. Любить друг друга– значит смотреть не друг на друга, а в одну сторону: [О пробл. совр. семьи:заметки психолога] / Ольга Дробот // Семья и шк. – 1999. — №10. – с. 10-16.
11. Дробот О. Меж двух огней:[О психол. помощи подросткам, родители которых разводятся: По страниц. кн.англ. пс-га Э. Свон-Джексон] / Ольга Дробот // Семья и школа – 2000. — №5/6. –с. 20-23.
12. Юницкий В.А. Психологиядетской потери: Обзор заребеж. исслед. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14,Психология. – 1991. — №2. – с. 49-59.