Проблемы национальной экономики республики Беларусь

Содержание
 
Введение
1.Экономическаяситуация в Республике Беларусь
2. Торговый баланс: соотношение экспортаи импорта
3.Совершенствование структуры национальной экономики
4. Инновационное развитие
Заключение
Список использованных источников
Приложения
 

 
Введение
 
С тех пор, как Беларусьвступила на тропу рыночных отношений, многое в жизни претерпело изменения.Изменились деньги, изменились законы, изменились условия производства, да исамо производство. Повсюду провозглашается отказ от старых командно-административныхметодов в пользу свободным рыночным отношениям, честной конкуренции,уничтожению государственной монополии. Создание экономической системы новоготипа, преодолевающей недостатки прежней командно- плановой и обеспечивающейрост эффективности хозяйствования – довольно сложный процесс. Сложностьобусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующейэкономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисныхявлений в экономике, унаследованных от административно-командной экономики, иобострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.
Анализ эффективности функционированиянациональной экономики Республики Беларусь показывает, что решение стоящихперед страной социально-экономических задач в значительной степени тормозитсянедостаточной отработанностью механизма макроэкономического регулированияхозяйственной деятельности. Во многом это обусловлено отсутствием должнойметодологической разработки, прежде всего проблем денежно-кредитной ибюджетно-налоговой политики применительно к условиям Республики Беларусь.
Некритический перенос в белорусскуюдействительность постулатов классических либеральных теорий, ориентированных наэкономически рациональное поведение субъектов хозяйствования и недооценивающихроль государства в управлении хозяйственными процессами, в определенной степенитормозит развитие национальной экономики, в рамках сложившихсяинституциональных ограничений вынуждая руководителей принимать решения бездолжного научно-методологического обоснования. В результате страна испытываетсерьезный недостаток капитальных вложений, невысок уровеньконкурентоспособности белорусских товаров, чрезмерен уровень налоговой нагрузкина предприятия. Кроме того, темпы роста рублевой денежной массы опережают прогнозныепоказатели Национального банка Республики Беларусь, действия государственныхорганов управления в макроэкономической сфере часто вступают в противоречие синтересами субъектов хозяйствования и поэтому оказываются недостаточноэффективными. Наличие указанных проблем создает трудности в обеспеченииустойчивого экономического развития страны. Таким образом, эффективнаяреализация долгосрочных целей экономического развития Республики Беларусь неможет быть обеспечена без методологически обоснованной политикимакроэкономического регулирования, которая бы отражала специфику белорусскоймодели хозяйствования.
В Основных положенияхПрограммы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития впрошедшем пятилетии (2001 – 2005 годы), отражено положение Республики Беларусьв мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развитиястраны на 2006 – 2010 годы, меры по их реализации, пути совершенствования макроэкономическихусловий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемыерезультаты выполнения Программы.
Беларусь завершаетвторое пятилетие нового, XXI века. В отличие от первого пятилетия, закрепившегоположительные тенденции социально-экономического развития и выход РеспубликиБеларусь по большинству макроэкономических показателей на уровень докризисного1990 года, очередная пятилетка призвана обеспечить переход страны наинновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоитосуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которыеопределяются нарастанием противоречий между обществом и природой виспользовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасыкоторых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будутисчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и другихпротиворечий между экономически развитыми и развивающимися странами.
 

 
1. Экономическаяситуация в Республике Беларусь
Экономическое развитиеРеспублики Беларусь в 2009 году протекало в сложных условиях. Мировойфинансово-экономический кризис оказал негативное воздействие на экономикуРеспублики Беларусь, тесно вовлеченную в международные торгово-экономическиесвязи.
Одним из основныхканалов влияния внешних кризисных явлений на экономику страны стало сокращениеспроса на белорусскую продукцию на экспортных рынках. Это было обусловлено впервую очередь общим падением деловой и инвестиционной активности в странах,являющихся ведущими внешнеторговыми партнерами Республики Беларусь, преждевсего в Российской Федерации и Европейском союзе. Так, снижение реального ВВПРоссийской Федерации в 2009 году по отношению к 2008 году составило 7,9процента, Европейского союза – 4,1 процента.
В рамках обозначенныхобщемировых тенденций макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь в 2009году характеризовалась замедлением темпов экономического роста, темпов ростаинвестиций в основной капитал и денежных доходов населения, ухудшениемфинансового состояния предприятий на фоне замедления инфляционных процессов. Вусловиях развития негативных внешнеэкономических тенденций при сохраненииопережающего роста внутреннего спроса (в целях поддержки деловой активности) относительнороста дохода и недостаточной гибкости белорусской экономики произошло ухудшениеплатежного баланса и значимое увеличение внешнего долга страны, прежде всегогосударственным сектором.
Первичное воздействиевнешнего шока для экономики в определенной мере было компенсировано за счетстимулирующей денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, а такжепривлечения дополнительного исключительного финансирования.
Важным фактором длястабилизации ситуации и адаптации к новым внешним условиям выступала проводимаямакроэкономическая политика, разрабатываемая и реализуемая при содействииМеждународного валютного фонда. Сотрудничество с МВФ способствовало разработкеи реализации более сбалансированной макроэкономической политики, препятствующейувеличению потенциального размера внешнего дисбаланса.
Полученные от МВФсредства позволили закрыть сложившийся в 2009 году разрыв финансирования ирасширить временной горизонт для принятия необходимых мер.
Вместе с темреализуемые меры экономической политики не в полной мере обеспечили необходимуюмакроэкономическую корректировку, что привело к сохранению и даже нарастаниювнешней несбалансированности до уровня, представляющего угрозумакроэкономической и финансовой стабильности.
Соответственно, повысилисьуязвимость экономики и вероятность материализации имеющихся рисков внефинансовом и банковском секторах; снизилась возможность по дальнейшейбезболезненной адаптации экономики к внешним шокам. Скорость и глубинанамеченных и проводимых структурных реформ, которые являются ключевымфундаментальным фактором для обеспечения устойчивых темпов экономического ростаи сбалансированности экономики, остаются недостаточными.
Реальные темпы ростаВВП сократились со 110,2 процента в 2008 году до 100,2 процента в 2009 году,инвестиций в основной капитал – со 123,5 до 108,6 процента, денежных доходовнаселения – со 111,8 до 102,9 процента.
Характеризуясовременную ситуацию, необходимо отметить следующее: объем валового внутреннегопродукта в январе-октябре 2009 г. составил в текущих ценах 111,9 трлн. рублей иснизился по сравнению с январем-октябрем 2008 г. в сопоставимых ценах на 1%.Прогнозом на 2009 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от29 августа 2008 г. №459 предусмотрен его рост на 10-12%. Удельный вес в ВВПдобавленной стоимости промышленности составил 25,6%, сельского хозяйства –8,4%, строительства – 11,6%, транспорта и связи – 8,5%, торговли иобщественного питания – 10,2%. [9]
Динамика производствавалового внутреннего продукта характеризуется следующими данными:
 
Таблица 1. Динамикапроизводства ВВП в 2008-2009 гг.
  В текущих ценах, млрд.руб. В сопоставимых ценах, в % к соответствующему периоду предыдущего года
2008 г.
I квартал 25802,5 111,2 II квартал 30149,1 110,4 I полугодие 55951,6 110,8 III квартал 37833,0 111,2 Январь — сентябрь 93784,6 110,9 Январь — октябрь 106495,4 110,5 IV квартал 35044,2 107,5 Январь — декабрь 128828,8 110,0
2009 г.
I квартал 28337,5 101,1 II квартал 31845,1 99,6 I полугодие 60182,6 100,3 III квартал 39796,0 98,9 Январь — сентябрь 99978,6 99,7 Январь — октябрь 111901,4 99,0
Источник:Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009г.: стат. доклад
Что касается общейсоциально-экономической картины Республики Беларусь за январь – сентябрь 2009года, то её можно охарактеризовать следующими данными, представленными втаблице №2.

 
Таблица 2.Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь (заянварь-сентябрь 2009 г.)/>
Январь-
сентябрь 2009 г.
Январь-
сентябрь 2009 г. в % к январю
-сентябрю 2008 г.
Сентябрь 2009 г. в % к
Справочно январь-
сентябрь 2008 г. в % к январю-
сентябрю 2007 г.
Сентябрю 2008 г.
августу 2009 г.
Валовой внутренний продукт
 (оценка), млрд. руб. 99978,6 99,7 х х 110,9
Продукция промышленности,
 млрд. руб. 90615,8 95,5 96,3 100,4 113,4
Производство потребительских
товаров, млрд. руб. 20924,1 99,4 99,5 111,6 113,1 продовольственных 11083,8 105,2 104,2 116,5 113,4 непродовольственных 8482,2 92,6 93,7 107,2 112,9
Инвестиции в основной капитал,
 млрд. руб. 31043,5 114,5 103,9 121,5 123,0
в том числе
строительно-монтажные работы 15151,4 124,1 127,2 145,1 121,7
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников
 финансирования, тыс. кв. м общей площади 4521,1 115,3 118,0 в 3,2р. 110,4
в том числе в сельских населенных
пунктах и малых городских поселениях 1812,2 115,4 112,3 207,6 103,1 в сельских населенных пунктах 1231,0 103,4 89,1 191,0 99,6 Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, млрд. руб. 22220,6 102,4 х х 106,5
в сельскохозяйственных
 организациях1) х 107,1 х х 110,9 в хозяйствах населения х 94,2 х х 99,9
Производство продукции
сельского хозяйства в сельскохозяйственных
организациях2), тыс. т />        
 намолочено зерна в
перво-начально оприходованном весе (на 01.10.) 8496,3 96,6 х х 127,6 картофель (на 01.10.) 594,2 106,8 х х 89,0 овощи открытого грунта (на 01.10.) 96,4 109,0 х х 105,7 сахарная свекла (на 01.10.) 1257,2 108,4 х х 116,7 реализация скота и птицы на убой (в живом весе) 851,5 112,6 112,4 108,3 105,2 производство молока 4368,1 108,5 109,3 88,8 108,7 производство яиц, млн. шт. 1693,6 104,2 109,9 100,2 105,5
Перевезено грузов транспортом,
млн. т 177,6 94,1 102,0 98,3 110,0 Грузооборот транспорта, млн. ткм 38734,7 87,5 96,8 97,0 107,9 Розничный товарооборот, млрд. руб. 40317,7 102,6 102,3 97,5 120,0
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец отчетного периода),
тыс. человек 42,2 106,1 106,1 94,7 85,6 в % к экономически активному населению 0,9         Индекс потребительских цен х
107,93) 111,7 100,3
109,43)
Индекс цен производителей
промышленной продукции х
108,73) 110,0 100,6
115,13)
в том числе продукции
 производственно- технического назначения х
110,33) 110,7 100,6
116,73)
Источник: Социально-экономическоеположение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г.: стат. доклад.
В целом картинадовольна стабильна по отношению к 2008 году, однако есть различия междуожидаемым результатом и результатом, который оказался на практике. Ниже приводитсядиаграмма (радар), наглядно характеризующая изменения основных показателейпроизводства товаров и услуг за январь-сентябрь 2008 и 2009 годов:

/>
Диаграмма 1.Изменения основных показателей производства товаров и услуг за январь-сентябрь2008 и 2009 гг.
В начале 2009 годапроизошло ускорение инфляционных процессов, вызванное в основном разовойдевальвацией белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, а такжеростом тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.
В апреле – ноябре 2009г. инфляция замедлилась, и по итогам года ее уровень составил 10,1 процента(13,3 процента – в 2008 году).
Замедление ростаэкономики Беларуси обусловило сокращение доходов центрального и местныхбюджетов. В консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2009 году поступилона 4,3 процента меньше средств, чем за 2008 год. По отношению к ВВП доходысоставили 45,9 процента (в 2008 году – 50,6 процента). В условиях исполнениярасходной части консолидированного бюджета на уровне 2008 года сформировалсяего дефицит в размере 0,7 процента ВВП (в 2008 году – профицит 1,4 процентаВВП).
Изменение цен наключевые товары Республики Беларусь привело к ухудшению условий внешнейторговли. В частности, произошло резкое снижение цен на важнейшие статьиэкспорта: на минеральные удобрения, в том числе на азотные, – на 60,6 процента,смешанные – на 52,8 процента и калийные – на 12,4 процента и на нефтепродукты –на 35,6 процента (при снижении цены импорта нефти на 25,7 процента), а такжерост цен на импортируемый природный газ на 16,2 процента. В результате в 2009году по сравнению с 2008 годом в целом средние цены на экспортируемые товарыснизились на 26,2 процента, в то время как на импортируемые – на 17 процентов,что привело к ухудшению условий внешней торговли на 11,1 процента. 9
Одновременно соснижением внешнего спроса и ухудшением условий внешней торговли возможностипривлечения иностранного капитала на международном финансовом рынке оставалисьограниченными.
Кроме того, в конце2008 – начале 2009 года резко снизились курсы национальных валют к доллару СШАв странах – основных партнерах Республики Беларусь. Так, с 1 августа 2008 г. по1 марта 2009 г. снижение обменного курса российского рубля к доллару СШАсоставило 52 процента, евро и привязанных к данной валюте литовского лита илатвийского лата – около 18 процентов, украинской гривны – 91 процент, польскогозлотого – 79 процентов, английского фунта – 28 процентов, казахского тенге – 25процентов.
В целях минимизациинеблагоприятного воздействия мирового кризиса Правительством и Национальнымбанком был принят и реализован целый ряд оперативных и долгосрочных мер. Преждевсего были предприняты шаги по необходимой корректировке и повышению гибкостикурсовой политики.
Для восстановленияценовой конкурентоспособности белорусской продукции на фоне значительногоухудшения внешнеэкономической ситуации 2 января 2009 г. Была произведена разоваякорректировка обменного курса белорусского рубля. Обменный курс белорусскогорубля к доллару США снизился на 20,5 процента, к евро – на 20,3 процента, кроссийскому рублю – на 17,3 процента.
ОдновременноНациональный банк в целях гибкого реагирования на возможные курсовые шокиперешел к использованию нового механизма привязки курса белорусского рубля ккорзине иностранных валют, в которую вошли с равными долями доллар США, евро ироссийский рубль.
На момент введениякорзины ее стоимость составила 960 белорусских рублей. Для обеспечениянеобходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации навнешних рынках коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют былустановлен в пределах плюс/минус 10 процентов от центрального значения.
На 1 января 2010 г. стоимостькорзины иностранных валют составила 1036,27 рубля, увеличившись по сравнению со2 января 2009 г. на 7,9 процента. С учетом сложившихся взаимных курсовиностранных валют обменный курс белорусского рубля к 1 января 2010 г. снизилсяпо отношению к доллару США на 8 процентов, до 2863 рублей.
Обменные курсыиностранных валют к доллару США на 1-е число месяца рассчитаны на основеофициальных курсов белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте и кдоллару США, установленных Национальным банком на последний рабочий деньпредыдущего месяца. 10 за 1 доллар США, к евро – на 10,9 процента до 4106,11рубля за 1 евро, к российскому рублю – на 5 процентов до 94,66 рубля за 1российский рубль.
При этом снижениереального эффективного курса белорусского рубля в декабре 2009 г. по отношениюк декабрю 2008 г. составило 19,4 процента, за 2009 год уровень реальногоэффективного курса снизился к 2008 году на 2,1 процента, что в определенноймере компенсировало негативное влияние падения внешнего спроса на отечественнуюпродукцию и обеспечило некоторое улучшение ценовых условий для проведениявнешнеторговых операций по сравнению с 2008 годом.
Несмотря на ослаблениеинтенсивности воздействия внешнего шока, благодаря постепенному восстановлениювнешнего спроса и некоторому снижению реального курса белорусского рубля в 2009году наблюдалось сохранение несбалансированности внешнеторговых операций. Этово многом стало результатом опережающего роста внутренних расходов по сравнениюс ростом производства при сохранении высокой импортоемкости, недостаточнойэффективности и конкурентоспособности экономики.
/>
Сальдо внешней торговлитоварами в 2009 году сложилось отрицательным в размере 7 млрд. долларов США, на11,8 процента превысив уровень 2008 года.
Ухудшение условийторговли энергоносителями привело к снижению внешнеторгового баланса на 1378,1млн. долларов США. При этом сальдо внешней торговли неэнергетическими товарамив 2009 году улучшилось на 643,6 млн. долларов США, или на 15,2 процента, посравнению с 2008 годом.
В 2009 году сохранялисьнеблагоприятные ценовые условия внешней торговли как по энергоносителям (76,6процента), так и по неэнергетическим товарам (95,6 процента) по сравнению с2008 годом. В то же время брутто-условия внешней торговли (отношение физическихобъемов экспорта к импорту) в течение 2009 года улучшались и по итогам годасоставили 101,3 процента (99,9 процента без учета энергетических товаров) куровню 2008 года.
Частичноевосстановление внешнего спроса в совокупности с мерами экономической политикиспособствовали постепенному восстановлению физических объемов внешней торговли.При этом, начиная с III квартала 2009 г., наблюдалось превышение темпов ростафизических объемов неэнергетического экспорта над импортом, что способствовалоулучшению брутто-условий внешней торговли и сальдо внешней торговлинеэнергетическими товарами.
/>
Традиционноположительное сальдо по услугам в 2009 году составило 1,4 млрд. долларов США, снизившисьотносительно 2008 года на 9,3 процента в результате сокращения положительногосальдо транспортных услуг на 12,2 процента, или на 200,5 млн. долларов США.Сальдо по услугам в 2009 году компенсировало 20,4 процента дефицита торговогобаланса (в 2008 году – 25,2 процента).
В целом сальдо текущегосчета платежного баланса в 2009 году сформировалось с дефицитом в размере 6,4млрд. долларов США (13,1 процента ВВП), что на 21,7 процента выше уровняпредыдущего года. Нарастание внешнеторгового дефицита, наблюдающееся с 2006года, достигло уровня, создающего значительные риски для финансированиянесбалансированности внешней торговли и, как следствие, для обеспечениястабильности обменного курса белорусского рубля.
В условиях ограниченныхвозможностей привлечения капитала частным сектором финансирование возросшегодефицита счета текущих операций было обеспечено преимущественно посредствомзаимствований органами государственного управления и денежно-кредитногорегулирования, что привело к значительному росту совокупного внешнего долга.
Дефицит счета текущихопераций был профинансирован за счет притока капитала и финансовых ресурсов вобъеме 8,3 млрд. долларов США, что в 1,9 раза выше, чем в 2008 году. При этом51,9 процента чистого притока капитала составило привлечение исключительногофинансирования капитала и финансовых ресурсов увеличился на 1,2 млрд. долларовСША, или на 43,5 процента, к уровню 2008 года. При этом если по статье прямыхиностранных инвестиций произошло сокращение чистого притока на 316,1 млн.долларов США, то по статье других инвестиций (без учета исключительногофинансирования) наблюдался рост на 1,5 млрд. долларов США.
Сокращение чистого притокапрямых иностранных инвестиций в 2009 году связано прежде всего с сокращениеминвестиций в акционерный капитал (на 19,8 процента, или 343,7 млн. долларовСША). В результате чистое привлечение прямых иностранных инвестиций вовнутреннюю экономику в 2009 году составило 1,9 млрд. долларов США, в том числев акционерный капитал – 1,4 млрд. долларов США. При этом 83,8 процентаинвестиций в акционерный капитал было обеспечено посредством поступлениясредств от продажи акций ОАО «Белтрансгаз» (625 млн. долларов США) иинвестиций в акционерный капитал банков (539,1 млн. долларов США).
Доступ частного секторак внешним кредитам и займам в 2009 году в целом оставался ограниченным. Так, чистоепривлечение долгосрочных кредитов банками значительно снизилось по сравнению с2008 годом (на 239,2 млн. долларов США), наблюдался чистый отток краткосрочныхобязательств банков (на 235,3 млн. долларов США), а также долгосрочныхобязательств нефинансового сектора (на 109,4 млн. долларов США). Вместе с тем втечение года чистое погашение обязательств по краткосрочным кредитам и займамбанков постепенно сокращалось и в IV квартале 2009 г. сменилось чистым притокомв размере 258,6 млн. долларов США. Приток краткосрочных кредитов и займовнефинансового сектора в 2009 году увеличился на 717,2 млн. долларов США.

 
2.Торговый баланс: соотношение экспорта и импорта
 
Перманентноеотрицательное сальдо остается одной из главных проблем внешнеторговойдеятельности Республики Беларусь. Судя по всему, ее будет трудно решить и втекущем году. По данным Белстата, в январе-апреле 2009 годаторговый баланс Республики Беларусь претерпел существенные изменения посравнению с аналогичным периодом 2008 года.
Вчастности, объем внешней торговли товарами составил 59,7% от объемаянваря–апреля 2008 года (13.796,7 млн. USD против 23.101,4 млн. USD). Объемэкспорта снизился до 5.587,5 млн. USD (51,4% от 10.862,3 млн. USD вянваре–апреле 2008 года). Объем импорта сократился с 12.239,1 млн. USD до8.209,2 млн. USD (67,1%).
Авот размер отрицательного сальдо, наоборот, увеличился с 1.376,8 млн. до2.621,7 млн. USD (на 90,4%).
Такимобразом, сокращение стоимостных и физических объемов экспорта и импорта привелок непропорциональному росту размеров отрицательного сальдо в торговле товарами,ввиду чего резко ухудшилось состояние торгового баланса страны.
Решающимобразом на общее состояние торгового баланса повлияли изменения вовнешнеторговых операциях Беларуси с Россией. Белорусский экспорт в эту странууменьшился до 52,4% от объемов января-апреля 2008 года, импорт — до 60,6%.Сокращение объемов экспорта в основном обусловлено падением платежеспособногоспроса на российском рынке, импорта — уменьшением стоимостных объемовроссийских поставок в Беларусь по причине падения цен на нефть и, отчасти,вследствие сокращения их физических объемов.
Ноцены на нефтепродукты, которые Беларусь производила из российской нефти дляреализации в третьих странах, тоже упали. Поэтому положительное сальдо, которыеБеларусь имела в торговле «со странами вне СНГ», основными покупателяминаших нефтепродуктов, сократилось в 31 раз — 2.328,3 до 74,5 млн. долларов.
Изменениесальдо внешней торговли товарами.
Вянваре-ноябре 2010 г. сформировалось отрицательное сальдо внешней торговлитоварами в размере 8380 млн. долларов. За январь-ноябрь 2009 г. величинаотрицательного сальдо составляла 6318,2 млн. долларов.
Структурасальдо внешней торговли по укрупненным группам товаров характеризуется данными,приведенными в таблице:
экономика беларусь экспорт импорт
(млн.долларов США)
Январь-
ноябрь
2009 г.
Январь-
ноябрь
2010 г.
Прирост,
уменьшение (-)
Сальдо внешней торговли товарами – всего
в том числе по группам товаров: -6318,2 -8380,0 -2061,8 инвестиционные -673,8 -363,3 310,5 промежуточные -5238,8 -8382,6 -3143,8 потребительские -342,5 91,5 434,0 /> /> /> /> />
Основнымиисточниками формирования отрицательного сальдо внешней торговли товарамиявляются экспортно-импортные операции с промежуточными товарами (энергоносители,сырье, материалы и комплектующие).
Вянваре-ноябре 2010 г. в страну ввезено промежуточных товаров на сумму 22,6млрд. долларов, или на 20,6% больше, чем за соответствующий период предыдущегогода. Экспорт промежуточных товаров составил 14,2 млрд. долларов, что на 5,2%больше, чем в январе-ноябре 2009 г.
Величинаотрицательного сальдо внешней торговли промежуточными товарами увеличилась с5238,8 млн. долларов в январе-ноябре 2009 г. До 8382,6 млн. долларов вянваре-ноябре 2010 г.
Данныеоб объемах экспорта и импорта промежуточных товаров приведены в следующейтаблице:

/>
Наэнергетические товары приходится 39,7% стоимостного объема экспорта и46,4% импорта промежуточных товаров. За январь-ноябрь 2010 г. На внешний рыноких поставлено на сумму 5627,1 млн. долларов, что на 19,4% меньше, чем заянварь-ноябрь 2009 г. Импорт энергетических товаров составил 10463,2 млн.долларов, что на 3,8% больше, чем за соответствующий период предыдущего года.Сальдо внешней торговли энергоносителями сложилось отрицательным в объеме4836,1 млн. долларов. В январе-ноябре 2009 г. величина отрицательного сальдосоставляла 3100 млн. долларов. Данные о внешней торговле прочимипромежуточными товарами (сырье, материалы, комплектующие) представлены втаблице:
/>

Прочихпромежуточных товаров импортировано в январе-ноябре 2010 г. на сумму 12089,7млн. долларов, что на 40,2% больше, чем в январе-ноябре 2009 г., экспортировано– на сумму 8543,2 млн. долларов, или на 31,8% больше. Величина отрицательногосальдо составила 3546,5 млн. долларов против 2138,8 млн. долларов вянваре-ноябре 2009 г.
Существенноеувеличение экспорта по данной группе товаров вызвано значительным ростомстоимостного объема поставок на внешний рынок калийных удобрений (на 780,5 млн.долларов), черных металлов (на 173,2 млн. долларов), шин (на 107,2 млн.долларов), частей и принадлежностей для автомобилей и тракторов (на 91,7 млн.долларов), капролактама (на 63 млн. долларов), лесоматериалов необработанных(на 51,4 млн. долларов), проводов изолированных и кабелей (на 49,7 млн.долларов), тары пластмассовой (на 49,6 млн. долларов).
Одновременноувеличились стоимостные объемы импортных закупок черных металлов (на 809,9 млн.долларов), двигателей внутреннего сгорания (на 149,7 млн. долларов),сахара-сырца (на 139,5 млн. долларов), каучука синтетического (на 82,2 млн.долларов), удобрений азотных (на 75,6 млн. долларов).
Объемыэкспорта и импорта инвестиционных товаров характеризуются данными,представленными в таблице:
/>

Увеличениепоставок на внешний рынок инвестиционных товаров произошло в результате ростастоимостных объемов экспорта автомобилей грузовых (на 379,8 млн. долларов),тракторов и седельных тягачей (на 129,1 млн. долларов), автомобилей,предназначенных для перевозки 10 и более человек (на 61,5 млн. долларов),дорожной и строительной техники (на 42,5 млн. долларов), машин и механизмов дляуборки и обмолота сельскохозяйственных культур (на 19,1 млн. долларов),металлоконструкций из черных металлов (на 16,4 млн. долларов), вычислительныхмашин для автоматической обработки информации (на 12,7 млн. долларов).
Одновременноувеличились импортные закупки машин и механических устройств специальногоназначения (на 59,9 млн. долларов), тракторов и седельных тягачей (на 57,9 млн.долларов), дорожной и строительной техники (на 50,7 млн. долларов), аппаратурысвязи (на 45,5 млн. долларов), вычислительных машин для автоматическойобработки информации (на 40,8 млн. долларов), электрогенераторных установок (на28,9 млн. долларов), машин для сборки электрических или электронных ламп (на27,1 млн. долларов).
Врезультате отрицательное сальдо по группе инвестиционных товаров сократилось с673,8 млн. долларов в январе-ноябре 2009 г. до 363,3 млн. долларов вянваре-ноябре 2010 г.
Данныео внешней торговле потребительскими товарами представлены в таблице:
/>

Каквидно из приведенных данных, сальдо внешней торговли потребительскими товарамив январе-ноябре 2010 г. сложилось положительным в размере 91,5 млн. долларов. Вянваре-ноябре 2009 г. оно имело отрицательное значение и составляло 342,5 млн.долларов.
Формированиеположительного сальдо внешней торговли потребитель- скими товарами обусловленорезультатом экспортно-импортных операций по продовольственной группе товаров.Положительное сальдо по данной группе в январе-ноябре 2010 г. составило 1286,2млн. долларов и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущегогода в 2,3 раза.
Данныео внешней торговле продовольственными товарами представлены в таблице:
/>
Увеличениеэкспорта продовольствия произошло в результате роста стоимостных объемовпоставок молока и сливок сгущенных и сухих (на 221 млн. долларов), сыров итворога (на 159,7 млн. долларов), сахара белого (на 120,8 млн. долларов),говядины (на 96,3 млн. долларов), свинины (на 57,1 млн. долларов), масласливочного (на 55,3 млн. долларов), молока и сливок несгущенных (на 50,6 млн.долларов).
Экспортнепродовольственных товаров увеличился за счет роста поставок на внешнийрынок мебели (на 42,7 млн. долларов), холодильников и морозильников (на 41,5млн. долларов), трикотажной одежды (на 28,5 млн. долларов), чулочно-носочныхизделий (на 24,1 млн. долларов), лекарственных средств, расфасованных длярозничной продажи (на 23,6 млн. долларов), газовых плит (на 17 млн. долларов),обуви (на 16,2 млн. долларов).
Внешняяторговля с Российской Федерацией.
Объемвнешней торговли товарами с Россией за январь-ноябрь 2010 г. составил 24,8млрд. долларов, в том числе экспорт – 8,9 млрд. долларов, импорт – 15,9 млрд.долларов. Стоимостной объем экспорта по сравнению с январем-ноябрем 2009 г. Из расчетав фактических ценах увеличился на 47,7%, или на 2,9 млрд. долларов, импорта –на 6%, или на 897,6 млн. долларов.
Увеличениестоимостного объема экспорта в Российскую Федерацию на 37,1% обусловлено ростомсредних цен и на 62,9% – увеличением физического объема поставок. Приростстоимостного объема импорта из России обеспечен исключительно ростом среднихцен.
Средниецены на экспортированные товары возросли на 13,6%, на импортированные – на 23%.Товарная масса экспорта увеличилась на 30%, физический объем импорта сократилсяна 13,8%.
Отрицательноесальдо внешнеторговых операций Республики Беларусь с Российской Федерациейснизилось с 8960,1 млн. долларов в январе-ноябре 2009 г. до 6978,2 млн.долларов в январе-ноябре 2010 г.
Структурасальдо внешней торговли с Российской Федерацией по укрупненным группам товаровхарактеризуется данными, приведенными в таблице:

(млн.долларов США)
/>
3.Совершенствование структуры национальной экономики
 
Для экономикиРеспублики Беларусь характерны ряд структурных деформаций, причинами которыхявляются существование в рамках бывшего Советского Союза и экономическийкризис:
1)несоответствиеструктуры производства внутренним потребностям страны и внешнему спросу;
2)энерго- иматериалоемкость выпускаемой промышленной продукции, что порождает зависимостьот импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;
3)относительновысокий уровень физического и морального износа активной части основных фондоввследствие недостатка инвестиционных ресурсов;
4)недостаточныйуровень развития наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленнойстоимости.
Дляпреодоления возникших деформаций необходимо, с учетом национальныхособенностей, оптимально встроить белорусскую экономику в мировое хозяйство сиспользованием дву- и многосторонних связей; обеспечить модернизацию структурыэкономики и направление роста ее наукоемкости, экологической сбалансированностии энергоэффективности; перевести систему управления экономикой на корпоративныепринципы и обеспечить на этой базе формирование качественно новых стимуловинновационной активности. При преобразовании структуры экономики предстоитусовершенствовать межсекторные, межотраслевые, и межрегиональные пропорции(между государственным и частным секторами; производством, потреблением инакоплением; отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, ивспомогательными и обслуживающими производствами; промышленностью и сельскимхозяйством; отраслями, производящими товары, и сферой услуг; между крупным имелким бизнесом), оптимизировать пропорции в уровне социально-экономическогоразвития областей, усилить социальную ориентацию преобразований. С учетомвышеизложенного при выделении направлений структурных преобразований следуетисходить из следующих основных принципов:
■переход на инновационный путь развития;
■приоритетность развития наукоемких, высокотехнологических, конкурентоспособных,экспортоориентированных импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производствс высокой долей добавленной стоимости;
■ учетфакторов глобализации экономики, региональной интеграции;
■ обеспечениерационального использования природно-экономических, демографических и другихместных ресурсов;
■комплексность развития производительных сил страны и се регионов;
■концентрация ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ;
■ экологизацияэкономики;
■ рациональноесочетание системы государственного регулирования и рыночного саморегулирования,государственной поддержки наиболее эффективных предприятий и производств.
Припроведении структурных преобразований следует учитывать опыт государств,добившихся подъема экономики в относительно короткий срок, конечно, с учетомспецифики межотраслевых комплексов и отраслей страны. Исходя из этого,целесообразно сгруппировать отрасли по нижеследующей схеме:
1) группаотраслей и производств, базирующаяся на использовании региональных факторныхусловий и ресурсов, ввозимых ресурсов, прежде всего топливно-энергетических,поступающих в республику по магистральным нефте- и газопроводам(специализированные отрасли и производства АПК (животноводство, льноводство,картофелеводство); лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажнаяпромышленность; промышленность строительных материалов; электроэнергетика;топливная; химическая и нефтехимическая промышленность; транспорт);
2) традиционныеотрасли промышленности, обладающие высоким научно-техническим потенциалом испособные в относительно короткие сроки повысить уровень конкурентоспособностивыпускаемой продукции и создать новые ее виды, соответствующие потребительскимхарактеристикам мирового и внутреннего рынков, но нуждающиеся в государственнойподдержке (тракторное, сельскохозяйственное, дорожное и транспортноемашиностроение, автомобиле- и станкостроение, черная металлургия и легкаяпромышленность);
3) наукоемкиеэкспортоориентированные отрасли и производства, реализующие передовыедостижения научно-технического прогресса и наиболее полно использующиечеловеческий потенциал Беларуси (отрасли и производства, разрабатывающие ивнедряющие новейшие и высокие технологии: прецизионные, лазерные, электронно-плазменные,высокотемпературный синтез; технологии, основанные на применении новых видовсырья, конструкционных материалов, катализаторов; производства по выпускуматериалов для микро- и наноэлектроники, композиционных материалов, по синтезуновых химических соединений; предприятия по химическому и биологическомусинтезу фармацевтических средств, биологически активных соединений и пищевыхдобавок, биологических средств питания и защиты растений и животных;производства, реализующие технологии тонкого химического синтеза,нанотехнологии; импортозамещающие производства; подотрасли системы образованияи научного обслуживания).
Ко всемгруппам отраслей необходимо применить комплекс методов государственногорегулирования — снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямыегосударственные инвестиции и субсидии и т. д. (выборочно). Целевые установкиструктурной перестройки экономики заключаются в снижении доли и масштабовэнерго- и материалоемких производств, замене неэффективных технологий.Приоритеты следует сохранить за информатизацией, программным обеспечением,внедрением нанотехнологии и наноматериалов, модернизацией энергетическойотрасли, развитием биотехнологии и генетики.
Системныйподход к решению проблемы структурной перестройки и повышению на ее основеконкурентоспособности продукции означает, что недостаточно принять некий «планмероприятий» по ее улучшению — в действующей системе экономических координатего реализация вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое воздействие наструктуру экономики и конкурентоспособность. Необходимо обновить не толькотехнологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную,отраслевую и технологическую структуры экономики, набор инструментов,стимулирующих работу предприятий.
Передсистемой государственного регулирования возникают новые задачи:
•структурная модернизация экономики;
•полноценное включение механизмов рыночной конкуренции и механизмакоммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный ростконкурентоспособности белорусской экономики.
Приопределении направлений структурных преобразований экономики необходимоисходить из принципов:
•многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всемюридическим и физическим лицам;
•концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ какбазовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;
•постепенной трансформации отношений собственности, развитияпредпринимательства, либерализации всех видов экономической деятельности;
•перехода на инновационный путь развития экономики;
•социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренного развитиясферы услуг;
•приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных,экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей ипроизводств с высокой долей добавленной стоимости;
•учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции в первую очередьс Россией и другими странами СНГ;
•гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождениев транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства;
•обеспечения рационального использования природно-экономических, демографическихи других местных ресурсов;
•комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;
•экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущихпоколений;
 
4.Инновационное развитие
 
Международнаякооперация в науке и технологиях является средством, с помощью которого странымогут использовать полученные в мире знания в интересах собственного развития,так как ни одна страна не в состоянии самостоятельно генерировать их в полномобъеме.
Средства,выделяемые на международное научно-техническое развитие, составляют 3—4 %общего объема финансирования науки. Сегодня в стране в сфере науки и технологийдействуют более 30 международных договоров с правительствами государствближнего и дальнего зарубежья. Ведущее место среди них занимает Россия. С цельюразвития международного сотрудничества разрабатывается план мероприятий поинтеграции Беларуси в Европейское исследовательское пространство и в «Болонскийпроцесс» интеграции высшего и последипломного образования. Анализируянаучно-инновационный потенциал и его составляющих, следует отметить, чтопозитивные процессы в инновационной сфере идут пока медленно, кризисныеявления, возникшие в начале 90-х гг. XX в., не преодолены. В результате затратына науку в расчете на одного исследователя в Беларуси в настоящее время вдесятки раз меньше, чем во многих странах мира. Наукоемкость ВВПстабилизировалась на уровне ниже 1 % (критического для нормального развитиязначения). Доля работников, выполняющих исследовательские работы, в численностинаселения республики, занятого в экономике в 2009 г., составляла всего около0,54 %, тогда как в начале 90-х гг. XX в. она превышала 1 %. Быстро моральноустаревает материальная база науки, темпы ее обновления не компенсируют этотпроцесс. Уровень макропараметров инновационной сферы (долявысокотехнологической, наукоемкой продукции в экспорте, удельный вес новойпродукции, доля прогрессивных технологий и др.) низок по сравнению свысокоразвитыми странами. Из используемых в экономике республики технологий 80% составляют преимущественно традиционные.
Продолжаетсохраняться разрыв между наукой и производством, научными исследованиями ипрактической реализацией результатов исследовательских работ. Перспективныетехнологии не включаются в хозяйственный оборот, применение информационныхтехнологий в процессах производства, управления и проектирования на порядокниже, чем в промышленно развитых странах. Актуальными остаются проблемыиспользования объектов интеллектуальной собственности, организации их правовойохраны, а также коммерциализации нововведений.
Наиболеесущественными барьерами для инноваций на технологически развитых предприятияхявляются (по убыванию значимости): отсутствие финансовых средств, недостатокквалифицированных кадров-инноваторов, налоговая система, отсутствие доступа кновым технологиям и информации о них, узость рынка сбыта, высокие издержкивнедрения новшеств. В результате менее 13 % промышленных предприятийосуществляют разработку и освоение инноваций (в 1990 г. — до 70 % ).
Такимобразом, по основным компонентам инновационного потенциала инновационная сферастраны не в полной мере соответствует современным требованиям организацииразработки и внедрения нововведений, эффективной коммерциализации отечественнойинтеллектуальной собственности, использования новейших зарубежных технологий,привлечения инвестиций для финансирования инновационных программ.
Сложившаясяситуация стала предметом озабоченности руководства страны, научного ибизнес-сообществ. В течение 2001—2004 гг. были приняты новые законодательные идругие нормативные акты, учитывающие актуальные проблемы Беларуси, ееспецифику, с ориентацией на мировые тенденции, технические, организационные,институционально-правовые и иные решения в инновационной сфере высокоразвитыхстран. В числе этих документов Закон Республики Беларусь «О патентах наизобретения, полезные модели, промышленные образцы» (16.11.2002 г.), УказПрезидента Республики Беларусь «О дополнительных мерах государственнойподдержки науки» (05.07.2002 г. № 362), постановления Совета МинистровРеспублики Беларусь «О правах на результаты научной, научно-технической иинновационной деятельности» (22.05.2003 г.), «О Концепции инновационнойполитики Республики Беларусь на 2003—2007 годы» (31.07.2003 г.), № 1103 от31.08.2006 г. «Об использовании результатов научно-исследовательских и ОКР»,Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136 «ОГосударственной программе инновационного развития Республики Беларусь на2007–2010 годы» и др.
Сучетом задач совершенствования управления научной сферой, поставленных ДекретомПрезидента Республики Беларусь от 05.03.2002 г. № 7 «О совершенствованиигосударственного управления в сфере науки», а также исходя из решений,выработанных на Витебском семинаре по инновационной деятельности в 2004 г., специалисты Национальной академии наук Беларуси, ГКНТ, других министерств, ведущих НИИ ивузов страны разработали «Концепцию развития науки в Республике Беларусь напериод до 2015 г.» и «Перечень приоритетов научной деятельности и приоритетныхнаправлений фундаментальных и прикладных научных исследований РеспубликиБеларусь на 2006—2010 гг.». Разработан Закон «О государственной поддержке игосударственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь».
Вцелом современную нормативно-правовую базу составляют более 20 нормативныхактов, определяющих принципы, цели, направления и механизмы инновационнойполитики государства. Ключевые положения этих документов предусматриваютперевод национальной экономики на инновационный путь развития посредствомпостроения национальной инновационной системы (НИС) рыночно ориентированноготипа.
Обобщениеотечественного и зарубежного опыта показывает, что архитектура НИС включает,как правило, следующие структурные блоки:
— организационную структуру — совокупность организаций государственного ичастного секторов экономики, субъектов инновационной деятельности,осуществляющих исследования и разработки, производство и реализациюинновационной продукции (университетов и академий, НИИ, крупных и мелкихкомпаний, региональных научных и технологических центров), а также занятыхуправлением и формированием инновационной сферы;
— инфраструктуру (систему комплексного обслуживания первичного процессапроизводства новых знаний и инноваций) — центры поддержки инновационногопредпринимательства, технико-внедренческие зоны и др.;
— институциональную и правовую среду (рыночные институты, банки, фонды, кредитныеорганизации, совокупность законодательных и нормативных актов, определяющихформы и методы взаимодействия субъектов инновационной деятельности и другихсегментов национальной экономики, т.е. механизмы их интеграции в целостноеобразование);
— систему подготовки и переподготовки кадров;
— систему управления (менеджмента) и регулирования процессов формирования сетевыхнациональных систем, финансирования и рыночной коммерциализации нововведений.
Важнейшимэлементом национальной инновационной системы, безусловно, является финансоваясистема, позволяющая быстро находить средства для апробации новых инновационныхидей, выдвигаемых наукой или рынком. В совокупности с охраной и развитойправовой системой использования и передачи интеллектуальной собственностифинансовая система создает действенные стимулы для производства и использованиязнаний, коммерциализации нововведений.
Итак,стратегической целью НИСявляется перевод экономики Беларуси наинновационный путь развития. Для этого она должна отвечать следующимтребованиям:
— быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий;
— опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиальноновый уровень взаимоотношения науки, образования и производственной сферы;
— иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности,современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений.
Соответственно,стратегическими приоритетами НИС должны стать информационно-коммуникационныетехнологии, компьютерные сети, электронная технологическая среда «новой» итрадиционной экономик.
Напериод до 2020 г. к национальным приоритетам научно-технической и инновационнойдеятельности отнесены :
— ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производстваконкурентоспособной продукции;
— новые материалы и новые источники энергии;
— информационные и телекоммуникационные технологии;
-технологиипроизводства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
— промышленные биотехнологии;
— экология и рациональное природопользование;
— медицина и фармация.
Тактическиезадачи формирования НИСдолжны решаться напрограммно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозовсоциально-экономического развития (СЭР), государственных научно-техническихпрограмм (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на языксреднесрочных целей, задач и мер инновационного развития.
Врамках данных документов основными задачами являются следующие:
— создание организационных и экономических механизмов для опережающего развитияприоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательскихработ и разработок, а также повышения востребованности производствомотечественных и зарубежных инноваций;
— формирование и развитие технологической базы науки, опытных производств;
— постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследованийи разработок и обеспечение их соответствия потребностям реального сектораэкономики и социальной сферы; дальнейшее совершенствование нормативно-правовойбазы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственныйоборот;
— адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики,привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных организаций,банковских кредитов и других источников финансирования, направленных наразвитие науки и технологий;
— рациональное сочетание государственного регулирования рыночных механизмов, мерпрямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационнойдеятельности при реализации приоритетных направлений развития науки итехнологий;
— совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической иинновационной деятельности;
— совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров;
— поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развитиянауки и технологий;
— укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;
— расширение инновационной инфраструктуры в регионах страны (центров трансфератехнологий, центров по поддержке предпринимательства), развитие частногосектора в науке, венчурных фондов и предпринимательства, созданиетерриториальных инновационных центров с целью не только технологического, но исоциально-экономического развития территорий, включающих сетьнаучно-исследовательских центров, конструкторских бюро и других организаций,занимающихся инновационными проектами, направленными на созданиевысокотехнологических отраслей и производств как точек быстрого ростаэкономики.
Важнейшимшагом в этом направлении явился Декрет Президента Республики Беларусь «О Паркевысоких технологий» (22.09.2005 г. № 12), призванный не только развиватьбелорусскую науку, но и разрабатывать «программное обеспечение,информационно-коммуникационные, иные новые и высокие технологии, направленныена повышение конкурентоспособности национальной экономики».
Задачипо повышению уровня научных исследований и разработок и в целом по усилениюроли науки в инновационном развитии экономики потребуют существенных финансовыхвложений в сферу науки. Внутренние затраты на исследования и разработки к 2011г. должны быть не ниже 2 % к ВВП. При этом доля внебюджетного финансирования вобщих затратах на исследования, разработки и работы по подготовке и освоениюновых видов наукоемкой продукции должны составить не менее 50 %
Реалии глобальнойконкурентной борьбы ставят перед Беларусью задачу перевода национальнойэкономики на путь инновационного развития — как безальтернативную возможностьсохранения экономической независимости.
Решение о формированииинновационно-ориентированной экономики было принято руководством Беларусинесколько лет назад, тогда же начала реализовываться Государственная программаинновационного развития страны на 2007-2010 годы.
По мнению академика Г.Лыча, исходившему из зарубежного опыта, для перехода на инновационный путьразвития необходимо наличие нескольких факторов.
Во-первых, это — научно-интеллектуальный и технологический потенциал, достаточный для запуска ипоследующего развития инновационного процесса. Во-вторых, постоянный ростколичества участников инновационной деятельности. В-третьих, развитая системаинститутов, ориентированных на инновационное развитие, способных обеспечитьэффективное взаимодействие всех участников инновационной деятельности. Наконец,в четвертых, это, собственно, востребованность инноваций большинствомхозяйствующих субъектов и физических лиц, объединенных в единой национальнойинновационной системе.
Именно с этой точкизрения имеет смысл говорить о том, насколько успешно мы двигаемся в избранномнаправлении. Анализ состояния дел в инновационной сфере Беларуси показывает,что, несмотря на декларируемую риторику, до сих пор здесь проблем более чемдостижений. Как известно, Беларусь обладает третьим по величине, после России иУкраины научно-техническим потенциалом среди стран-участников СНГ.Инновационная инфраструктура включает Парк высоких технологий, 10научно-технологических парков, 5 инновационных центров, 24 центра трансфератехнологий, 9 бизнес-инкубаторов, 10 информационно-маркетинговых центра.Подавляющая часть указанных организаций является государственными, эффективностьих деятельности относительно невысока, а влияние на развития частного бизнеса,не говоря уже о национальной экономике Беларуси в целом, чрезвычайно мало.
Уровень инновационнойактивности производственных предприятий страны остается крайне низким, составляяпо данным на 2007 год, 17,8 %, что в 3,5 раза меньше, чем в странах Евросоюза.Кроме того, вследствие отсутствия реальной государственной поддержки в Беларусипостоянно сокращается количество малых инновационных предприятий. Начиная с1997 года, оно уменьшилось в 2,3 раза — с 600 до 274 в 2007 году. Их персоналсоставляет всего 2,65 тыс. человек или 0,5 % от общей численности работающих вмалых предприятиях. То есть, профессионально инновациями в стране занятовсего-то 2,65 тыс. человек или 0,06 % от экономически активного населенияБеларуси. Отсюда и очевидное отсутствие зримых результатов. Числоинновационно-активных промышленных предприятий в 2007 году составляло 380единиц (в 2002 году – 325). Из этого ясно, что круг потребителей инноваций из числасубъектов хозяйствования крайне незначителен, а сами услуги инновационногохарактера попросту невостребованы по причине слабой инновационнойвосприимчивости отечественной экономики. Удельный вес инновационной продукции вобщем объеме инновационной продукции в 2007 году составил 14,8 % (в 2002 году-9,4%). Причем из общего объема инновационной продукции в 2007 году 73,1%отгружался на экспорт, не будучи востребованным на внутреннем рынке. Числосозданных в стране производственных технологий за последние 5 лет такжепринципиально не менялось: в 2002 году – 407 технологий, в 2007 году – 375. Вто же время использование передовых промышленных технологий выросло с 13156единиц в 2002 году до 19256 в 2007 году.
Насколько приоритетнадля государства инновационная сфера, наглядно показывают межстрановыесопоставления. Принято считать, что для нормального развитиянаучно-технического потенциала отношение затрат на проведение научныхисследований и разработок к валовому внутреннему продукту должно быть выше 1%.В развитых странах этот показатель достигает 2,5 — 3,0 % и более. Наукоемкостьже ВВП в размере 1 % и ниже оценивается как критическая. Если такой ее уровеньнаблюдается на протяжении нескольких лет подряд, то происходит деградациянаучно-технического потенциала. Внутренние затраты на НИР в % к ВВП в 2005 годуу Беларуси сложились на уровне 0,68% (20-е место в Европе), по этому показателюмы находились ниже Литвы (0,76%) и выше Греции (0,61%). Первое место – у Швеции– 3,86%. Следует отметить, что такое положение с наукоемкостью ВВП наблюдаетсяв Беларуси с начала 1990-х гг. XX века столетия, и до сих пор эта тенденциясохраняется…
По бюджетнымассигнованиям на НИР в % к ВВП в 2005 году Беларусь находилась на 17 месте(0,38%) в рейтинге стран Европы, находясь выше Венгрии (0,38%) и ниже Эстонии(0,4%). Первое место занимала Финляндия -1,03%.
Таким образом, цифрынаглядно свидетельствуют о том, насколько приоритетна инновационная сфера длябелорусского государства… Слабым утешением здесь является то обстоятельство,что согласно Докладу о развитии человека 2007/2008 ООН, Беларусь по индексучеловеческого развития занимает 64-е место (из 175 стран), прежде всего за счетдоставшейся от советских времен системы образования… Ответ, почему такпроисходит, дает системный анализ системный анализ: если система (т.е.национальная экономика) стабильна и связи между ее элементами прочны –встроиться в нее чему-то новому крайне сложно.
Сложившаяся в Беларусив послевоенный период индустриальная модель экономики до сих пор себяоправдывала, и лишь разразившийся глобальный кризис со всей очевидностьюобозначил проблему структурной перестройке национальной экономики. О том, чтотакая проблема назрела, наглядно свидетельствуют цифры: менее 20% продукциимашиностроения в СНГ (а «становым хребтом» национальной экономики Беларусиявляется именно машиностроение), соответствует мировому уровню. Происходитвытеснение ее с рынка, и это при том, что в структуре мирового экспортаудельный вес продукции машиностроения и приборостроения постоянно увеличивается(к 2005 году достигнув отметки 40%), в экспорте из стран СНГ он наоборотсократился до 4-5 % (в 1990 году – 17%). В Беларуси доля машин и оборудования вобщем экспорте страны в период с 1998 года по 2005 год снизилась с 30,2 до20,3%, а например, минеральных удобрений выросла почти в 4 раза – с 8,4 до35,4%.
Констатировав указаннуюкартину, резонен вопрос, что же надлежит сделать, чтобы ситуацию изменить. Врамках восточного типа цивилизационного прогресса, к которому историческитяготеет Беларусь (как и Россия), кардинальные изменения возможны лишь за счетреализации стратегии «догоняющего» технико-экономического развития.
Российскийисследователь Г.Ханин, проанализировав опыт социально-экономическихмодернизаций России в XVIII –XX столетиях, показал, что реальный рывок вразвитии страны, может достигнут посредством решения комплекса следующих задач:
1. кардинальный ростдоли накопления в ВВП страны (более 30%, против нынешних 20-25);
2. наращиваниечеловеческого капитала, повышение профессиональной компетентности руководителейи специалистов на всех уровнях социальной иерархии;
3. высокая оценка истимулирование квалифицированного высокопроизводительного труда, какматериальная, так и моральная;
4. наличие мобилизующейнациональной идеи (овладевшей массами, как говорил В.И.Ленин);
5. доминирующая рольгосударства в инициации процесса модернизации и обеспечении экономическогорывка, ибо частный капитал традиционно слаб и эгоистичен;
6. радикальная ивсеобъемлющая чистка правящей элиты, ее кардинальное обновление в соответствиис требованиями процесса модернизации;
7. установлениежесткого режима личной власти главы государства;
8. умелое и гибкоеиспользование внешнеэкономических связей для трансфера знаний и технологийиз-за рубежа, а также обеспечение защиты нарождающихся отраслей экономикипосредством протекционистских мер.
С учетом тогообстоятельства, что комплексная модернизация Беларуси, понимаемая какконкретно-исторический этап форсированного развития страны (10-15 лет),характеризующийся модернизацией существующих и «укоренением» новых социальныхинститутов на принципиально иной технологической и экономической базе,становится неизбежной, и, следовательно, начинать подготовку к ней надлежит ужесейчас.
Назрела настоятельнаянеобходимость реализации комплекса системных мероприятий по активизацииинновационной деятельности, в рамках которых надлежит:
1. Подготовить ипринять пакет нормативно-правовых актов Республики Беларусь, предусматривающихорганизационно-правовое оформление специализированной отрасли по производству икоммерциализации нововведений «Инновационная индустрия». Законодательноопределить субъекты экономической деятельности, относящиеся к отрасли«Инновационная индустрия»:
-организации,осуществляющие трансфер технологий и коммерциализацию результатовинтеллектуальной деятельности;
-организации,осуществляющие комплексную поддержку инновационной деятельности – субъектыинновационной инфраструктуры;
-организации,осуществляющие деятельность в сфере бизнес-образования;
-организации,осуществляющие защиту и использование объектов интеллектуальной собственности;
— венчурныеорганизации;
-организации,осуществляющие разработку, производство и реализацию высокотехнологичной(наукоемкой) продукции (резиденты Парка высоких технологий, предприятиянаукоемкого машиностроения, микроэлектроники, фармацевтики);
2. В целях обеспечениягосударственного регулирования комплексного развития Национальной инновационнойсистемы Беларуси, и, в том числе, отрасли «Инновационная индустрия», на базе Государственногокомитета Республики Беларусь по науке и технологиям и Министерствапромышленности Республики Беларусь создать республиканский органгосударственного управления — Министерство инновационного и технологическогоразвития Республики Беларусь;
3. Подготовить проект ипринять Инновационный кодекс Республики Беларусь, в котором закрепить принципыи механизм государственно-частного партнерства в области реализацииинновационной и научно-технологической политики Республики Беларусь;
4. Обеспечить государственнуюподдержку создания и развития Ассоциации субъектов инновационной инфраструктурыБеларуси;
5. Стимулироватьсоздание и развертывание сети малых инновационных предприятий при университетахи учреждениях НАН Беларуси, в том числе и на партнерских условиях спредприятиями госсектора и субъектами частного бизнеса;
6. В процессеразработки государственных целевых комплексных и научно-технических программпривлекать в качестве соразработчиков (соавторов) общественные объединенияпрофессиональной направленности и бизнес-ассоциации, а также наиболееавторитетные консалтинговые компании Беларуси (на конкурсной основе);
7. Для организацииНИОКР за счет бюджетных средств, и последующей коммерциализации их результатов,использовать преимущественно проектный подход, при этом подбирать исполнителейпроекта на конкурсной основе, не допуская дискриминации субъектов частногобизнеса;
8. Для повышенияпрофессиональной компетентности субъектов национальной экономики (в том числе ичастного бизнеса) в области инновационного менеджмента, принять и обеспечитьреализацию Государственной программы перспективной подготовки кадров дляэкономики знаний. При этом, исполнители программы должны подбираться наконкурсной основе из числа наиболее авторитетных бизнес-школ и отдельныхпреподавателей Беларуси и стран СНГ. На первом этапе развертывания подготовкикадров целесообразно создание специализированной бизнес-школы по подготовкеинновационных менеджеров, с дислокацией ее в Парке высоких технологий, а затем,по мере накопления опыта и наличия компетентных тренеров-преподавателей,развертывание сети учебно-инновационных центров в регионах;
9. В целях концентрациина приоритетных направлениях развития национальной экономики Беларуси наиболееопытных и компетентных специалистов, сформировать Национальный банкинтеллектуальных ресурсов, включающий категории специалистов:
-руководители проектов(организаторы инновационных производств);
-компетентныеспециалисты в области стратегического управления, маркетинга, финансов,коммерциализации и трансфера технологий;
-бизнес-тренеры,осуществляющие трансфер знаний;
10. В целях развитиянационального рынка научно-технологической продукции и вовлечения вхозяйственный оборот неиспользуемых объектов интеллектуальной собственности,создать специализированную государственную организацию по коммерциализации ипродвижению результатов интеллектуальной деятельности на внутреннем и внешнемрынках. Определить перечень уполномоченных государством организаций,осуществляющих коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности навнешнем рынке;
11. В целях создания вБеларуси задела производств, основанных на технологиях 6-го технологическогоуклада, целесообразно инициация и последующая реализация государством 2-3-хкрупномасштабных проектов по созданию в Беларуси индустрии биотехнологий инаноматериалов с ориентацией на потребности отечественных фармацевтики,машиностроения и стройиндустрии.
Системная ипоследовательная реализация предлагаемых мероприятий позволит обеспечитькачественный прорыв на пути формирования в Беларуси экономики инновационноготипа, что приведет к росту национальной конкурентоспособности и будетспособствовать разрешению важнейших экономических проблем (вроде: перманентноотрицательного сальдо внешнеторгового баланса, чрезмерно высокого уровняматериало- и энергоемкости отечественного производства, зависимости отроссийских углеводородов, и т.д. и т.п.)
Важное значение имеет расширение международногонаучно-технического сотрудничества, и в первую очередь с Россией, в рамках межгосударственныхнаучно-технических программ, а также в рамках двустороннихбелорусско-российских научно-технических проектов. Особое внимание следуетуделить формированию рыночных механизмов и инфраструктуры международногосотрудничества (совместных научных центров, технопарков, центров трансфератехнологий и др.), созданию условий для привлечения зарубежных инвестиций дляпроведения научных исследований и разработок с целью последующего использованиярезультатов совместной деятельности на внутреннем и международном рынкахнаукоемкой продукции.

 
Заключение
Подводя итог, хочется отметить, что анализсоциально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря наскладывающиеся положительные тенденции, на работу экономики продолжаетоказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:
— наличие организаций реального сектора экономики,имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;
— относительно высокая материало- и энергоемкостьпроизводства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемыетопливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
— слабая инновационная активность;
— дифференциация оплаты труда по комплексам,отраслям и сферам экономики;
— недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий идругих социальных выплат.
Учитывая, что в реальном секторе экономики восновном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивныхфакторов, в будущем необходимо обеспечить модернизацию экономики путемвнедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимальногоиспользования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннегогармоничного развития человека.
Для улучшения социально-экономической ситуации вРеспублике Беларусь необходимо обеспечить:
— рост реальных денежных доходов населения, в томчисле заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
— работу органов государственного управления винтересах человека с целью удовлетворения его потребностей;
— благоприятные условия для интеллектуального, творческого,трудового, профессионального и физического совершенствования человека;
— опережающее развитие сферы услуг, и прежде всегообразования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческогокапитала;
— внедрение повышенной системы социальных стандартовво всех сферах жизни общества;
— осуществление мер по улучшению демографическойситуации в стране;
— повышение эффективности агропромышленногокомплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
— инновационную направленность развития экономики,более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективныхинвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособностиэкономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружениеи реструктуризацию производств;
— расширение взаимовыгодных экономических связей состранами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другимистранами СНГ, а также ЕС;
— национальную безопасность страны.
Для реализации поставленных задач главные усилияпотребуется сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:
— всестороннее гармоничное развитие человека,формирование эффективной системы здравоохранения;
— инновационное развитие национальной экономики,энерго- и ресурсосбережение;
— наращивание экспортного потенциала страны;
— развитие агропромышленного комплекса и сопряженныхотраслей, социальной сферы села;
— развитие малых и средних городов;
— жилищное строительство.
Для того чтобы идти вногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать своисильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодноеэкономико-географическое и геополитическое положение; развитые системытранспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные,водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительноразвитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу;высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовкиквалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.
 

 
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1. Базылев Н.И., Базылева М.И.Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей ВУЗ. — Мн.: Книжный Дом, 2004. — 608 с.
2. Вабищевич С.С. Внешне-экономическаядеятельность в РБ: правовые перспективы. — Мн.: Молодежное научное общество,2005. — 232 с.
3. Ивашковский С.Н. Макроэкономика:Учебник.- М.: Дело, 2002.- 472 с.
4.Лемешевский И.М. Макроэкономика (экономическая теория. Часть 3) Учебное пособиедля студентов экономических специальностей ВУЗ. — Мн.: ФУ Аинформ, 2004. -576с.
5.Экономика Беларуси: учебник/Под ред. В.Н.Шимова.-Минск, БГЭУ, 2009.- 751 с.
6.Национальный статистический комитет Республики Беларусь– www.belstat.gov.by.
7. Официальныйинтернет-портал Президента Республики Беларусь www.president.gov.by
8. Социально-экономическоеположение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г.: стат. доклад. //Мин-во статистики и анализа Республики Беларусь: www.belstat.gov.by.
9. СтатистическийЕжегодник Республики Беларусь, 2009
10. Чубрик А. 10 летроста ВВП/ Мн.: Право и экономика. 2005. Электронная версия – 21 с.
11. Основныеположения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на2006-2010 годы. Мн., 2006.
12. ЭкономикаБеларуси: учебник/Под ред. В.Н.Шимова.-Минск, БГЭУ, 2009.- 751 с.
13.Экономика Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей: учебноепособие / Министерство образования Республики Беларусь, Белорусскийгосударственный экономический университет. — Минск: БГЭУ, 2006. — 253 с.
14.УказПрезидента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136 «О Государственнойпрограмме инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы»