Непосредственной целью науки является описание, объяснение и
предсказание процессов и явлений действительности, составляющих пред-
мет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в
той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методоло-
гии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Филосо-
фию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме пост-
роения знания, к логической доказательности своих выводов.
Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая
единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала фило-
софию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение
подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а по-
рой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный
характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для
философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий фи-
лософов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода
игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснова-
ний, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же
такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы обра-
тившись к истории.
Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом су-
ществующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое
время предпринял Аристотель. В отличии от частных наук, каждая из ко-
торых занята исследованием своей области явлений, он определил филосо-
фию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах
бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с
возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту
область знания ‘госпожой наук’, считая что другие науки, как рабыни,
не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено
характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и спе-
циальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация
сохранялась в течении многих веков. Подход Аристотеля надежно утвер-
дился в сознании философов титулами ‘королева наук’ и ‘наука наук’.
В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей
науки – само слово ‘философия’ означает ‘наука’. Эта наука была нап-
равлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать
объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, фило-
софия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась
отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных
наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религи-
озной жизни. Идеи а[НЕРАЗБОРЧИВО]стики, первоначально выдвинутые еще в
античной философии, лишь в 17-18 веках превратились в естественно-на-
учный факт – можно говорить об определенных прогнозирующих функциях по
отношению к естествознанию.
В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противо-
положные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это
время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма,
поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее на-
учность, одним словом развенчивающее ‘королеву наук’ в ‘служанки’. В
позитивизме был сформирован вывод о том, что философия это суррогат
науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сло-
жилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познава-
тельные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозгла-
шается, что зрелая наука – сама себе философия, что именно ей посильно
брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будора-
жившие умы в течении столетий.
Ко всему прочему отличием философского знания от других является
то, что философия – единственная из наук объясняет что такое бытие,
какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.
Посмотрим как наука и философия взаимодействуют между собой.
Научно-философское мировоззрение выполняет познавательных функ-
ций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как
обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее
общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бы-
тия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность
философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза,
формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также
первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных
специально-научными методами.
На основе общих принципов рационального понимания философская
мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений,
формирует общие предположения о их природе и возможных способах позна-
ния. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания,
практики, она создает философские ‘эскизы’ тех или иных природных или
общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную
проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принци-
пиально допустимого, логически и теоретически возможного. Т.о. филосо-
фия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит
и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в свя-
зи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, нали-
чием ‘белых пятен’ познавательной картины мира. Конечно, в конкретном
– научном плане предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей
системе миропонимания. Философия же заполняет их силой логического
мышления.
Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются
в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства,
общих закономерностях и т.д. Однако сами она таких представлений не
вырабатывают – в конкретных науках используется универсальный мысли-
тельный инструментарий(категории, принципы, различные методы позна-
ния), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией,
осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и
теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и
формируются в сфере философии.
Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть
много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нель-
зя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее науч-
ность. Философия – отдельная форма познания, имеющая научные основы,
проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда
теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутс-
твует.