Проблемы нефтяной промышленности России

ТЮМЕНСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
          КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА   НА ТЕМУ :
ПРОБЛЕМЫ  НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ  РОССИИ
В УСЛОВИЯХ  ПЕРЕХОДА  К РЫНОЧНЫМ         ОТНОШЕНИЯМ
                              ВЫПОЛНИЛ:
                            
ПРОВЕРИЛ :
 
        
 
ТЮМЕНЬ   1999ПЛАН     Введение
             
1. География нефтедобывающейпромышленности Российской федерации. Главные  районы нефтедобычи  в России.
2. Размещение предприятийнефтяной промышленно  сти.Транспортировка нефти.
3.  Россия  на мировом рынкенефти.
 Заключение.
            
                  ВВЕДЕНИЕ
      Ситуация, сложившаяся на мировом рынке  нефти,говорит о ненадежности многих прогнозов политиков и экономистов в этой сфере:резкое падение цен на жидкое топливо  в 1986 г.  стимулировало спрос на жидкоетопливо, однако, все понимали,  что  скоро произойдет повышение цен, т. к. росспрос.  Высказывалось опасение, что  к началу  90-х гг.  Странам- потребителямможет грозить  энергетический кризис. Конъюктура нефтяного рынка казалось, подтверждалаэти прогнозы: в 1988-1989  гг. Мировые цены на жидкое топливо  заметно выросли,преодолев барьер в 20 долл. За барель, а в 1990 г. в период иракской  агрессиипротив Кувейта подскочили до 40 долл. Однако в дальнейшем прогноз неоправдался. В период конфликта в Персидском заливе цены вновь снизились иколебались в диапазоне 15-2о долл. За барель, к концу 1993 г.  упали ниже 14долл., что с поправкой на инфляцию составляло еще меньшую сумму.[1]Как известно: сегодня  на экономику России продолжает отрицательно сказыватьсяпроцесс понижения цен на жидкое топливо./>
   За последние годы значительно улучшилась обеспе­ченность запасами нефти. На 1января 1995 г. доказанные извлекаемые запасы нефти в мире составили около 137млрд. т ., или выросли на 38 млрд. т по сравнению с 1985 г. При существующемуровне годовой добычи нефти (порядка 3270 млн. т) обеспечен­ность запасамисоставляет около 42 лет. Кроме того, в недрах Земли, по данным геологов,находится не менее 70 млрд. т. неоткрытых запасов. Однако эти огромные запасынефти крайне неравномерно распределены между отдельными странами. Из 137 млрд.т. запасов небольшая группа нефтеэкспортирующих стран, входящих в ОПЕК,располагает 77%, или около 105 млрд. т. Группа же промышленно развитых странОЭСР располагает 16,6 млрд. т (12% мировых запасов). Соответственно присовременном уровне добычи нефти обеспеченность стран -членов ОПЕК запасаминефти составляет более 90 лет, а стран ОЭСР- только 15.
 ГЕОГРАФИЯНЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
       РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ. ГЛАВНЫЕ РАЙОНЫ
 НЕФТЕДОБЫЧИ.
      В перспективе спрос на нефть и еедобыча в основном будут зависеть от динамики цен. Если установившиеся внастоящее время сравнительно низкие цены на нефть (в пределах 100 долл. затонну) сохранятся до 2000 г., это будет способствовать свертыванию добычи нефтив нефтеэкспортирующих странах. Как следствие, в нача­ле XXI в., возникнетострая ее нехватка с соответствующим скачком цен. Установление высоких цен (впределах 150 долл. и выше за тонну) ускорит приток инвестиций в нефтянуюпромышленность в странах ОПЕК и вне этой организации. Это приведет кпостепенному наращиванию добычи нефти, ее перепроизводству и вызовет падениецен. Вероятнее всего, как считают  Байков Н. и Безмельницына Г., в прогнозныйпериод цены будут поддерживаться на среднем уровне — 120-125 долл. за тонну.
      По этому варианту потреблениенефти в мире к 2015 г. вырастет примерно на 1100 млн. т/год. В основном мировойспрос будет удовлетворяться путем наращивания добычи в странах — членах ОПЕК.Для удовлетворения этого спроса добыча должна составить уже в 2000 г. около1800 млн. т (по сравнению с 1250 млн. т в 1994 г. — рост на 550 млн. т), к 2010г. — около 2150 млн. т ив 2015 г. — 2300 млн. т. Одновременно страны, невходящие в ОПЕК,  предпринимают усилия, чтобы предотвратить чрезмерное падениедобычи из уже освоенных низкорентабельных месторождений. Поддержание высокогомирового уровня добычи нефти потребует значительных капиталовложений. По даннымзарубежных экспертов, в течение оставшегося до 2000 г. времени требуемыекапиталовложения в добычу нефти могут превысить 300 млрд. долл. (из них 1/3 встранах ОПЕК и 2/3 за ее пределами). Огромные капиталовложения в нефтедобычустран ОПЕК (100 млрд. долл.) нельзя полностью изыскать из внутреннихисточников. Потребуется привлечение иностран­ного капитала и технологии длянаращивания добычи нефти. Недостаток капитало­вложений может негативно повлиятьна экономическую ситуацию стран-экспортеров и основных импортеров нефти ипоколебать существующую стабильность мирового рынка нефти.
       В России добыча нефти  падает.Для стабилизации или замедления темпов ее снижения потребуются значительныеинвестиции. По мнению западных экспертов, чтобы удержать добычу нефти в России к2000 г. на уровне 1992 г. (около 400 млн. т) потребуются капиталовложения науровне 25 млрд. долл. Для подъема добычи до уровня 1991 г. (460 млн. т)понадобится уже около 50 млрд. долл. То же самое отно­сится к Казахстану,второму по уровню добычи нефти в СНГ. Здесь только для ввода в разработку двухкрупных месторождений — нефтяного Тенгиз и газоконденсатного Карачаганакпотребуется минимум 10 млрд. долл. капиталовложений. Наряду со сложностьюпривлечения значительных инвестиций в какой-то мере сдерживать развитие нефтянойпромышленности могут принимаемые многими страна­ми меры по охране окружающейсреды. Это связано прежде всего с проблемами гло­бального потепления климата врезультате выброса в атмосферу газов, создающих парниковый эффект, в частностиуглекислого газа. Это может привести к ограни­чению использования ископаемоготоплива органического происхождения, в том числе нефти. Конечно, в данномслучае спрос на нефть в немалой степени будет зависеть от того, насколькожесткими будут ограничительные меры. В свою оче­редь, это окажет негативноевоздействие на объемы инвестиций в нефтя­ную промышленность и добычу в странах- членах ОПЕК. С точки зрения этих стран принятые ими программы наращиваниядобычи нефти могут быть реализо­ваны и оправданы только при сохранении в перспективестабильного рынка сбыта.[2]
      Несмотря на все возможныеограничения, потребление нефти в прогнозный период будет расти. Наибольшиетемпы его прироста (около 2,5% в год) ожидаются в раз­вивающихся странах, что восновном связано с быстрым ростом численности их на­селения, а также с развитиемпромышленности и транспорта. В промышленно разви­тых странах рост потреблениянефти будет связан прежде всего с удовлетворением растущих потребностейтранспорта (автомобильного и воздушного), однако в целом темпы приростасоставят не более 0,7% в год. В целом же по миру темпы прироста потреблениянефти составят около 1,5%.
    Нефть представляет собой сырье для  нефтехимии,нужна  в производстве синтетического каучука, спиртов,  полиэтилена, полипропилена,  широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственныхтканей. Нефть-источник для выработки моторных  топлив  (бензина, керосина,дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельно-печноготоплива (мазут),  строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт); сырье
для получения ряда белковых препаратов,  используемыхв качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста.  
  Несмотря на трудности нефтяная промышленностьРоссийской Федерации занимает 3 место в мире.  В 1993 году было добыто 350 млн.т. нефти с газовым конденсатом. По уровню добычи мы уступаем только СаудовскойАравии и США.   Нефтяной комплекс России включает 148 тыс.  нефтяных скважин,48,3 тыс. км магистральных нефтепроводов, 28 нефтеперерабатывающих заводовобщей мощностью более 300 млн. т/год нефти,  а  также большое количество другихпроизводственных объектов.
   На предприятиях нефтянойпромышленности  и  обслуживающих ее отраслей занято около 900 тыс. работников,  в том числе в сфере науки и научного обслуживания — около 20 тыс.человек.
  Сегодня произошли  коренные  изменения,  связанные с  уменьшением  доли угольной промышленности и ростом доли отраслей по добыче ипереработке нефти и газа в топливно-энергетическом комплексе страны. На первыйплан выдвигается природный газ и уголь открытой добычи. Потребление нефти дляэнергетических целей будет сокращено,  напротив, расширится ее использование вкачестве химического сырья. В настоящее время в структуре ТЭБа на нефть и газприходится 74 %, при этом доля нефти сокращается,  а доля газа  растет  и составляет примерно 41 %.  Доля угля 20 %, оставшиеся 6 % приходятся на электроэнергию.
     Происходит интенсивное снижение  добычи  нефти.С 1988 по 1993г.  годовая добыча уменьшилась более чем на 210 млн. т. Этообусловлено целым комплексом факторов: высокопродуктивные запасы  крупныхместорождений в значительной мере выработаны разработка многих нефтяных скважинпереведена с фонтанного на худший механизированный способ  добычи. Начался массовыйввод в разработку мелких, низкопродуктивных месторождений, потребности  отраслив материальных и финансовых ресурсах не удовлетворяются. Негативное влияниеоказало и ослабление  экономических связей с Азербайджаном и Украиной, натерритории которых находилось большинство заводов бывшего СССР по производству нефтепромыслового оборудования и труб .
   До революции почти вся добыча нефти в нашей стране быласконцентрирована на Кавказе,  где добывалось 97 %  нефти. В 30-­е годы былиоткрыты новые нефтяные месторождения — в Поволжье и на Урале, но вплоть доВеликой Отечественной войны основным нефтедобывающим  районом  был Кавказ.  В1940-1950-е гг. добыча нефти на Кавказе вследствие истощения месторожденийсократилась (ее добыча там, в настоящее время имеет локальное значение, натерритории России это район СеверногоКавказа).                                                                                Добыча нефти в Волго-Уральском районе  возросла,    район выдвинулся на одно изпервых мест в отрасли.     Здесь были открыты такие известные  месторождения,как Ромашкинское, Бавлинское, Арланское, Туймазинское, Ишимбаевское,Мухановское, Китель-Черкасское, Бугурусланское, Коробковское. Добыча  нефти  вэтом районе обходится недорого,  но нефть Башкирии содержит много серы (до3%),  парафина и смол,  что осложняет ее переработку и снижает качество продукции.На севере и на юге к ним прилегают Пермское и Оренбургское.
  В 1960 г  было открыто первое нефтяное месторождение вЗападной Сибири, а с начала 60-ых около 300 месторождений нефти и газа, расположенных  на  обширной территории Западной Сибири,  от Урала доЕнисея.Широко известны Шаимский, Сургутский и Нижневартовский нефтеносныерайоны,  где находятся такие месторождения,  как Самотлорское,  Усть-Балыкское,Федоровское, Мегионское, Сосницко-Советское,  Александровское и др. В 1964 г.здесь началась промышленная добыча нефти.  В последующие годы нефтяная промышленность  Западной  Сибири росла  быстрыми темпами и в 1974 г. опередилапо добыче нефти все другие районы СССР. Нефть Западной Сибири отличаетсяхорошим качеством,  высокой экономической эффективностью добычи. В настоящеевремя Западная Сибирь ­главный нефтедобывающий район страны.[3]
     На северо-востоке европейской части Россиирасположен Ухтинский нефтяной район (месторождения Тибугское и Вайваш). Онобеспечивает нефтью север европейской части страны. Недалеко от него, у меставпадения реки Усы в Печору,  разрабатывается группа месторождений нефти (Тимано- Печерская нефтегазоносная  провинция).  Часть  добываемой здесь нефти потрубопроводу поступает в Ярославль.  
    Кроме основныхнефтедобывающих районов нефть добывают на севере острова Сахалин (месторождениеОха). С Сахалина нефть по нефтепроводам поступает на материк — вКомсомольск-на-Амуре.  В Калининградской области находится месторождение нефти  локального значения.
   Признаки нефтеносности имеются на обширной территории Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Сегодня  возникает необходимостьрезко увеличить объем  поисково-разведочных  работ,  особенно  в Восточной Сибири,  в  зонах глубин под газовыми месторождениями Западной Сибири, вшельфовых зонах морей, приступить к формированию необходимой  для  этогопроизводственно-технической базы. Уже начата добыча нефти в Арктике,  на шельфеу о. Колгуев (Песчаноозерское место рождение).
   К настоящему времени в разработку вовлечено более60% текущих запасов нефти.  В разработке находится 840 месторождений,расположенных  во многих регионах страны:  от Калининградской области на западедо о-ва Сахалин на востоке, от о-ва Колгуев в Баренцевом море на севере допредгорий Кавказа на юге.  Основным нефтяным регионом является Тюменскаяобласть, где сосредоточено более 70% текущих запасов и добывается 66%российской нефти. Вторым по значению районом является Урало-Поволжье,  где  добывается 27 %, далее следует Тимано-Печерская нефтегазоносная провинция — 3,2 %,Северный Кавказ — 1,6 %, Сахалин — 0,5 %.
Большинство старых нефтяныхрайонов вступило в поздние стадии разработки, когда добыча нефти стабилизируетсяили даже уменьшается. Степень  выработанности  текущих  запасов нефти превысила50 %,  в том числе более 30 %  в Тюменской  области, 70 %  в  Волго-Уральской провинции  и 80%  — на Северном Кавказе.  Особенно значительно выработаны запасына наиболее крупных месторождениях Башкирии и Волго-Уральского района.
При «старении» ряда нефтяныхрайонов огромную роль приобретает создание новых нефтяных баз. Среди них резковыделяется  Западно-Сибирская низменность. Добыча Западно-Сибирской нефтивозрастала стремительными  темпами. Из новых нефтяных баз формируется такжеТимано-Печерская (крупнейшее месторождение Усинское).
   Произошли изменения в структуре добычи нефти поспособам эксплуатации месторождений. В 1965г. почти 2/3 всей нефти добывалосьнаиболее дешевым фонтанным способом.  Теперь  его доля  заметно сократилась,наоборот резко возросло значение насосного способа, хотя он менее эффективен.
   Оценивая в  целом  сырьевую базу нефтяной промышленностиРоссии,  можно сделать вывод,  что в количественном  отношении  она достаточнадля решения текущих и прогнозных задач по добыче нефти.  Однако качественныеизменения в структуре разрабатываемых и прогнозных запасов нефти будутнегативно отражаться на эффективности процессов нефтеотдачи.  Разработка такихзапасов потребует применения  более  сложных и дорогостоящих техническихсредств и технологических процессов, а также применение новых более эффективныхметодов повышения нефтеотдачи продуктивных пластов.[4]
РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОТИ.
        ТРАНСПОРТИРОВКА  НЕФТИ.
   Размещение предприятий  нефтеперерабатывающейпромышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах,техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений междуресурсами и местами потребления жидкого топлива.
Добытая из  недр земли нефтьсодержит большое количество песка, солей и воды. Нефть нужно очистить, поэтомуона сначала поступает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно врайонах ее добычи. Затем очищенная нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы,  которые строятся в районах потребления нефтепродуктов.
  Нефтеперерабатывающая промышленность  вырабатываетнефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс втранспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей  промышленности  отнефтедобывающей.  Переработка нефти чаще сосредотачивается  в районах массового  потребления нефтепродуктов. Между тем приближениенефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеетряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением:
транспортировка нефти  всегда экономичнее перевозкиее многочисленных производных;    для транспортировки нефти могут быть широкоиспользованы трубопроводы, которые,  помимо сырой нефти,  осуществляютперекачку светлых продуктов; хранение сырой нефти обходится дешевле, чемнефтепродуктов; потребитель получает  возможность  одновременно использоватьсырую нефть, поступающую из разных районов.            
   Нефтеперерабатывающие заводы  размещаются натрассах нефтепроводов (Нижний Новгород,  Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск,Омск,  Ангарск),  на водных путях (Волгоград,  Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложенытрубопроводы.  Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резкосокращается.  В них сосредоточена  еще значительная часть нефтеперерабатывающихзаводов (Уфа, Салават,  Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция изачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти  нет.  Онисооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток (Ачинск).
   Тенденциятерриториального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностиеще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базудобычи нефти страны. В  настоящее время там имеется лишь один центр переработкинефти в Омске,  куда поступает небольшая часть  добываемого  в  районе жидкоготоплива, действует и Тобольский нефтехимический комбинат.
     Для транспортировки нефти создана большая сеть нефтепроводов.  По  размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 разапревзошел железнодорожный в  части  перевозок  нефти  и нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже,  чемперевозка по воде,  но  значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.
   На железной дороге основной поток нефти образуетсяв Западной Сибири  и Поволжье.  Из Западной Сибири нефть по железной дорогетранспортируется на Дальний Восток,  Южный Урал и  страны  центральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад,  Северный Кавказ и Новороссийск.
   Транспортировка нефти водным путем обходится дешевлеи экономичней других видов транспортировки, однако, из-за географическихособенностей нашей страны используется мало,  в основном при перевозки нефти наэкспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северномуморскому пути.
   Трубопроводы — наиболее эффективное средство транспортировкинефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способностьнефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн.  т  в год при скоростидвижения потока нефти 10-12 км/ч. Трубопроводный транспорт является важной подотраслью нефтяной промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитаясеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95% всей  добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км.  В целом всясеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и условиямуправления группами объектов: внутри региональными, межобластными и системойдальних транзитных нефтепроводов. Первые  обеспечивают  индивидуальные связипромыслов и заводов, вторые — интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретноговладельца.  Связывая очень большое число нефтедобывающих предприятийодновременно со многими нефтеперерабатывающими заводами и экспортнымитерминалами, нефтепроводы этой группы образуют технологически связную сеть — единый объект экономического  и режимного управления,  которая получиланазвание системы дальних транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск — Курган — Самара; Усть-Балык — Курган — Уфа-Альметьевск;  Сургут — Полоцк;  Холмогоры — Клин; Самара — Тихорецкая; система  нефтепроводов  «Дружба» и другие трубопроводы, включаявыходы к экспортным терминалам.
  В свое  время  создание  нефтяной  базы междуВолгой и Уралом намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны.  Занимая выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральскийрайон вызвал появление целой  системы  магистральных нефтепроводов, идущих последующим направлениям: на восток — Туймазы — Омск — Ангарск;  Туймазы — Омск; Уфа -Новосибирск (нефтепродукты);  Уфа — Курган — Петропавловск(нефтепродукты); на запад- нефтепровод «Дружба» от Альметьевска черезСамару-Брянск до Мозыря  (Белоруссия),  откуда  в  Польшу,  Германию, Венгрию, Чехию,  а также с ответвлением: Унеча — Полоцк – Вентспилс;  Самара — Пенза — Брянск (нефтепродукты);  Альметьевск Нижний Новгород — Рязань — Москва сответвлением Нижний Новгород ­Ярославль — Кириши (Северо — Запад); на юг — Пермь- Альметьевск; Альметьевск — Саратов; Ишимбай — Орск.
  Формирование в  Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоковнефти.  Волго-Уральский район теперь «повернут» целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешлик  Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлениям: Назапад — Усть-Балык — Курган — Альметьевск; Нижневартовск -Самара — Лисичанск — Кременчуг — Херсон — Одесса; Сургут — Новополоцк; Самара — Лисичанск — Грозный- Баку; на юг — Шаим — Тюмень; Усть-Балык — Омск — Павлодар — Чимкент-Чарджоу.На восток — Александровское — Анжеро-Судженск.  Для транспортировки  нефти назапад,  так и восток используются трубопроводы Волго-Уральского районавосточного направления.
    Из других  магистральных направлений,  возникшихпод влиянием добычи нефти в разных районах,  выделяются Волгоград – Новороссийск;  Грозный  — Армавир -Туапсе;  Грозный — Армавир — Донбасс (нефтепродукты);Ухта — Ярославль; Оха — Комсомольск-на-Амуре.
   В настоящее времянефтяная промышленность России находится  в состоянии глубокого кризиса, чтообусловило резкое падение добычи нефти.  Только в 1992г. она уменьшилась посравнению с предыдущим годом более чем на 60 млн. т и в 1993г. еще на 40-45млн. т. Выход из сложившегося кризисного положения в нефтяной промыш­ленности Правительство Российской Федерации и Минтопэнерго связывают не только сдополнительными государственными инвестициями, но и  с последовательным развитием рыночных отношений.  Предприятия отрасли должны самостоятельнозарабатывать необходимые для их  отрасли средства, а Правительство — создаватьим для этого необходимые экономические условия.
    Поставки нефти длягосударственных нужд сокращены до 20 %  ее добычи, остальные 80 % предприятияимеют право реализовать самостоятельно.  Ограничивается лишь вывоз ее изРоссии, чтобы не оставить российский рынок без нефтепродуктов в условияхсуществующего несоответствия внутренних и мировых цен на нефть. Практическиснят контроль за уровнем внутренних цен на нефть. Государство регулирует лишьпредельно допустимый уровень  рентабельности в цене.      Важное значение для повышения эффективности функционирования нефтяного  комплекса  России  имеет  работа по  акционированиюи приватизации. В процессе акционирования  принципиальные  изменения происходят в организационных формах.  Государственные предприятия по добыче итранспорту нефти,  ее  переработке  и нефтепродуктообеспечению преобразуются вакционерные общества открытого типа.  При этом 38% акций указанных  обществостается в государственной собственности.  Для коммерческого управленияпакетами акций,  находящихся  в  государственной  собственности.
Для управления акционернымиобществами по транспорту нефти  и нефтепродуктов   созданы  акционерные компании  «Транснефть»  и «Транснефтепродукт»,  которымпередается 51%  акций  акционерных обществ. В связи с особенностямифункционирования предприятий по транспорту нефти и нефтепродуктов их  приватизация в  настоящее время запрещена.
Образуются вертикально-интегрированные компании(ВИК)- это объединение компанийгеологоразведки, и нефтедобычи с компаниями нефтепереработки и сбыта. Средитаких компаний выделяют:
  « ЛУКойл» — 40 % акций угосударства, около 100 дочерних компаний и предприятий. В том числе 40сервисных компаний, 24 совместных предприятия, 7 нефтедобывающих (Когалымнефтегаз, Лангеппаснефтегаз, Урайнефтегаз, Пермьнефть, Нижневолжскнефть,Калининградморнефтегаз, астраханьнефть) и 2 нефтеперерабатывающих (Волгограднефтепереработка и Перпмьнефтеоргсинтез ), 3 финансовоинвестиционныекомпании ( 1о % российского рынка нефтепродуктов).
     «Сиданко» — 51% акций у группы «ОНЭКСИМ — МКФ» (компания «Интеррос-ойл», входящая в «Интеррос»,в сентябре 1996 г. стала победителем инвестиционного конкурса по продаже 34%уставного капитала «Сиданко»^), свыше 100 тыс. работающих. Третьеместо среди нефтяных ВИК после «Юкос» и «ЛУКойл». Средняяглубина нефтепеработки — 59%, самая высокая в России. При 460 тыс. барр. /сутки добычи нефти дает 7% всей российской добычи. Владеет широкой распределительнойсетью: 766 АЗС, 159 нефтебаз, на которых сосредоточено 21,4 млн. барр. Всоставе «Сиданко» нефтедобывающие «Варьеганнефтегаз»,«Кондпетролеум», «Удмуртнефть», «Черногорнефть»,«Саратовнефтегаз»; нефтеперерабаты­вающие АО «Ангарскаянефтехимическая компания», Саратовский НПЗ, Хабаровский НПЗ, 14 компанийпо нефтепродуктообеспечению; 3 производящих оборудование, одно в сфере НИОКР АО«Крекинг».
     «Сургутнефтегаз» образована в марте 1993 г.Нефтедобычу ведет «Сургутнефтегаз», переработку — «Киришинефтеоргсинтез», продуктообеспечением занимаются 9 предприя­тий,имеет морской терминал — «Ручьи». Объем добычи — 670 тыс.барр./сутки.
   «Юкос» — 78% акций компании получил«Менатеп» в результате залогового аукциона в 1995 г. Добычу ведут«Юганскнефтегаз», «Самаранефтегаз», переработка нефтиосуществ­ляется на Новокуйбышевском НПЗ и «Куйбышевнефтеоргеинтезе».На 8 предприятиях сосредоточено нефтепродуктообеспечение. В структуре«Юкос» имеются два предприятия по производству автоматизированногооборудования и 2 НИИ в сфере НИОКР; одна организация занята строительством,экспортом и ремонтом оборудования. Финансовые услуги предоставляют «Токобанк»,«ЗапСибкомбанк», «Юганскнефтебанк»,«Промрадтех-банк», Тюменская фондовая биржа. Товарная биржа.«Юкос» занимает 3-е место среди ВИК по объему нефтепереработки — 334 тыс.барр./сутки.
    НК «Роснефть» (70 тыс. человек персонала, акции 89 предприятий, невошедших ни в одну ВИК, в 1995 г. были переданы в доверительное управление«Роснефти»). Нефте­добывающие компании — «Пурнефтегаз»,«Сахалинморнефтегаз», «Краснодарнефтегаз»,«Ставропольнефтегаз», «Термнефть», «Дагнефть»,«Архангельскнефтедобыча», «Калм-нефть».Нефтеперерабатывающие — Комсомольский НПЗ, «Краснодарнефтеоргсинтез»,Туапсинский НПЗ, Московский экспериментальный завод нефтепродуктов. 16предприятий нефтепродуктообеспечения, 8 совместных предприятий, 5вспомогательных сервисных компаний — «Удмуртгеология», ГИВЦ«Нефтегаз», «Нефтегазснаб», «Роснефтеимпекс»,«Роснефтекомплект», АСУ «Нефтепродукт».
   «Сибнефть” дает 7% добычи нефти России (407 тыс. барр./сутки). В ее составнефтепе­рерабатывающая компания «Ноябрьскнефтегаз», нефтеперерабатывающаяАО «Омский НПЗ», нефтепродуктообеспечивающая — «Омскнефтепродукт», сервисное предприятие «НоябрьскНГгеофизика».
   «Славнефть» образована 27 июня 1994 г.,входит в состав первой транснациональной российско-белорусской нефтяной ВИК.Нефтедобычей занимаются «Мегионнефтегаз» и«Мегионнефтегазгеология», нефтепереработкой — Мозырский НПЗ,«Ярославнефтеоргсин-тез», Ярославский НПЗ им. Менделеева,нефтепродуктообеспечением — «Ярославнефте-продукт»,«Костромнефтепродукт», Ивановонефтепродукт”. Средифинансово-торговых структур — «Славбанк», «Международныйторговый дом Славойл».
   ” Тюменская нефтяная компания” образована 9 августа 1995 г. Объем добычи -454 тыс.барр./сутки, переработки — 172 тыс. Ее нефтедобывающие компании-«Нижневартовскнефтегаз», «Тюменьнефтегаз»,«Обьнефтегазгеология», Рязанский нефтеперерабатывающий завод, 5нефтепродуктообеспечивающих предприятий и по одному в строительстве игеологоразведке.[5]
      Переход к рынку влечет за собой многие проблемы,в том числе и сложности перестройки на рыночные отношения целых регионов, специализирующихсяна  добыче нефти.Положения усугубляется в условиях  падения нефтедобычи и уменьшения рыночных цен на жидкое топливо. Примером такого региона может бытьТюменская область… Хозяйство    Тюменской области после более чем 25-летнегопериода интенсивного развития нефтяной и газовой промышленности характеризуютследующие черты:
n исключительная ориентация на добычу нефти и газа и отсюда повышеннаячувствительность ко всем изменениям конъюнктуры рынка энергоносителей, котораяможет стать пагубной в условиях рыночной экономики;
n истощение основы экономического потенциала — падение добычи нефти уженачалось (причем темпами, ранее казавшимися невозможными);
n  «широтная» специализация районов Тюменской (как, кстати, иТомской) области: южные районы специализированы на производствесельскохозяйственной продукции, примыкающие к ним районы — на глубокойпереработке углеводородного сырья, далее к северу — нефте-и газодобывающие районы. Если на первых этапахосвоения «широтные» связи были весьма слабыми, то по мере увеличениядобычи на севере они значительно окрепли (особенно со строительствоммеридиональной железной дороги);
       На эти особенности наложилотпечаток действовавший хозяйственный механизм, и в печальном итоге:
—отсутствие долгосрочной экономической перспективы у северных районов — кнастоящему времени неизвестно как дальше развивать их хозяйство (и стоит ливообще его развивать) и что делать с возникшими на севере городами (которыестроились во многом стихийно, исходя только из задачи увеличить добычу нефти игаза); — острота нерешенных социальных и экологических проблем;
—стихийный характер формирования территориальных пропорций в хозяйстве области —«широтная» специализация не полностью учитывает возможности ипреимущества каждой зоны.
       Проблемы развития экономикирегиона как системы сбалансированных и взаимосвязанных видов хозяйственнойдеятельности решались в централизованной экономике лишь в той сте­пени, в какойэто соответствовало приоритетам и интересам Центра. В первую очередь реша­лисьпроблемы, связанные с функционированием нефтегазового сектора —геологоразведкой, строительством, добычей и транспортировкой углеводородногосырья. В соответствии с требо­ваниями развития этого сектора решались проблемыстроительства жилья и объектов регио­нальной инфраструктуры (дорог, портов,причалов, систем связи). Отличительной особен­ностью являлся также ярковыраженный ведомственный подход к решению региональных проблем — каждое министерствобывшего СССР было заинтересовано в решении только тех проблем, которыесоответствовали его интересам. Попытки координации— увы, безрезуль­татные — предпринимались и нарегиональном уровне, и на уровне бывшего Госплана СССР.  Ярким примером являетсястроительство Тобольского нефтехимического комбината — единственного крупногопредприятия по переработке легких углеводородов, ориентированного на получениехимической продукции (каучуков). Начатое в 1974 г. строительство комбината незакончено и до настоящего времени на предприятии получают только маномеры, которые транспортируют для дальнейшейпереработки в другие районы. Как показывают наши’ исследования,данный комбинат мог бы стать полюсом интенсивного экономического роста в южнойчасти Тюменской области. Однако сам регион не располагал средствами для егосооружения, а центральные ведомства не были заинтересованы в своевременномзавершении строительства.       ФактическиТюменской области отводилась (и пока еще отводится) роль насоса,обеспечивающего переток чистого дохода вцентрализованную копилку (сначала союзную, а затем российскую) и одновременнорезко ограничивающего поток в обратном направлении, на нужды развития региона.Заниженные цены на нефть приводили, например, к следующему: валовой доход объединения«Нижневартовскнефтегаз» (разрабатывающеговсе еще эффективное Самотлорское месторождение)составил в 1989 г. 1 млрд. 850 млн. руб. Из этой суммы почти миллиард был изъятв госбюджет, а оставшейся суммы не хватило, чтобы обеспечить финансированиепроизводственных и социальных программ. Поэтому объединение вынуждено было«просить» у государства недостающие 300млн. руб.
      Думается, можно сделатьоднозначный вывод — административно-командное планирование и управление,основанное на отраслевом принципе и остаточном финансировании региональныхпрограмм, не в состоянии создать условия для устойчивого экономическогоразвития территории в долгосрочной перспективе.[6]  Перспективы развития нефтянойпромышленности России на предстоящий  период в определяющей мере зависят отсостояния ее сырьевой базы.  Россия обладает  крупными ресурсами нефти.Ожидается открытие новых  крупных  месторождений   на шельфах северных ивосточных морей,  в Восточной Сибири. Не исключена вероятность  открытия крупных месторождений в Западной Сибири.
     РОССИЯ НА  МИРОВОМ  РЫНКЕ  НЕФТИ
 
   Внедрение новых методов и  технологий  добычинефти сдерживается необходимостью высоких капитальных вложений. Сотрудничествос иностранными фирмами в области  нефтегазодобывающей отрасли приобретает всебольшие масштабы. Это вызывается как необходимостью привлечения  в создавшихся  экономических условиях иностранного капитала,  так и стремлениемиспользования применяемых в мировой практике наиболее прогрессивных технологийи техники разработки нефтегазовых месторождений,  которые не получили должногоразвития в отечественной промышленности.
     Практически с самого началапроявления нефтяного фактора в международных отношениях изменились и основыформирования внешней политики заинтересованных государств. В качестведействующих лиц стали выступать два компонента: прави­тельства и крупнейшиенефтяные компании. При этом последние выступали в ка­честве инициаторабольшинства внешнеполитических шагов на международной арене.   Исполнительнаявласть не выступает в отношении нефтяного рынка как однородная сторона. Такаяситуация характерна и для России. На практике между оказывающими воздействие нанефтяной рынок министерствами существуют различия в подходе к большинствуактуальных для нефтяников проблем. Например, в начале 1995 г. Минтопэнергопыталось снизить пошлину на экспорт нефти с 23 ЭКЮ до 15. Поддержанноеминистерством внешних экономических связей Минтопэнерго, однако, натолкнулось нарезкое сопротивление министерства финансов, защищавшее интересы бюджета. Вопросрешался на уровне главы правительства, и министерство финансов сумело настоятьна своем.  Практически все вопросы, затрагиваю­щие нефтяной рынок, решаются междуразличными министерствами и ведомствами путем длительных согласований и ждущийрешения должен набраться терпения. Другое дело, что нефтяные компании, какправило, активно лоббируют свои интересы в правительственных коридорах ипользуются при необходимости разногласиями между различными министерствами,
      Известны также случаи, когдаисполнительные власти в России на разных уровнях требовали от нефтяных компанийпринять то или иное решение, причем зачастую себе в убыток. Этот видпротекционизма абсолютно нехарактерен для мировой прак­тики. Обычно такого родаситуации оказываются связаны с государственными обя­зательствами правительстваРоссийской Федерации по поставке нефтепродуктов одной из постсоветских стран.После распада СССР большинство республик оказалось не в состоянии закупать уРоссии, самого крупного экспортера нефти и газа, энерго­ресурсы по мировымценам. По сути дела, сложилась ситуация энергетической зависимости подавляющегобольшинства постсоветских государств от России. Чтобы избежать экономическойкатастрофы у своих соседей, Москва принимала по меж­государственным соглашениямобязательства по поставке странам СНГ энергоре­сурсов, в том числе инефтепродуктов, по льготным ценам. Каждый раз в таких случаях правительствовозлагало на одну из нефтяных компаний, находящихся под государственнымконтролем, обязанности поставки в конкретную постсоветскую страну сырой нефтиили нефтепродуктов.  Например, в 1992 г. правительство настоятельно потребовалоот «Когалымнефте-газа», входящего сейчас в компанию«ЛУКойл», поставить нефть в Казахстан. Компа­ния была категорическипротив, однако власти использовали силовое давление и свой контроль надмагистральными нефтепроводами. В результате «Когалымнефтегаз»все-таки поставил нефть на Чимкентский НПЗ, но казахстанская сторона оплатилане всю сделку. (В практике отношений между постсоветскими государствами такиеслучаи происходят весьма часто.) В результате российская компания оказалась вубытке в 14,5 млрд. руб. Более того, государство потребовало от«Когалымнефтегаза» упла­тить 42 млрд. руб. таможенной пошлины запоставленную в Казахстан нефть. В аналогичной ситуации побывали и некоторыедругие компании. В частности, были арестованы счета«Роснефти»  занеуплату таможенной пошлины за поставки нефти на Украину, к которым компаниюпринудило опять же государство и которые были не оплачены украинской стороной.
        «Нефтяная геопо­литика»строится на основе либо пятизвенной «цепочки» (добыча —транспортировка — переработка — транспортировка — сбыт), что характерно главнымобразом для разви­тых государств, либо ее усеченных модификаций (добыча — транспортировка — сбыт). С точки зрения российской внешней политики реалиямисегодняшнего и, видимо, завтрашнего дня является «усеченный» вариант цепочки. Несмотря на высказывания некоторых политических лидеров иправительственных чиновников в пользу переориентации российской нефтянойотрасли от продажи сырой нефти к широкому сбыту на западных рынкахнефтепродуктов, эта перспектива выглядит по крайней мере в ближайшие годымалоправдоподобной. Уровень нефтепереработки на российских НПЗ остается низким,а западноевропейские рынки бензина — чрезвычайно насыщенными, чтобыотечественные производители могли в ближайшее время надеяться на масштабноеприсутствие на Западе.После распада СССР постсоветские элиты надеялись, чтозападные державы выполнят свои прежние обещания и окажут масштабнуюматериальную помощь становлению демократии в бывших советских республиках.Однако очень быстро выяснилось, что в обозримом будущем развитые страны будуториентироваться преимущественно на сырьевые богатства бывшего СССР. Речь идет оимеющихся и потенциальных возможностях постсоветских государств как поставщиковэнергоре­сурсов: газа, сырой нефти и электроэнергии. Прибалтийские государствазанимаются перепродажей российской нефти на внешний рынок.
      Основными внешнеполитическими«узлами», которые определяют в настоящее время «нефтянуюполитику» Российской Федерации, являются «каспийский»,«казах­станский», «восточнославянский», «ближневосточный»и «американский». Все они, кроме «американского», связаны сдобычей нефти за пределами Российской Федера­ции.
       Каспийский  связан сперспективами нефтедобычи в регионе. Сегодня  два постсоветских государства — Азербайджан и Казахстан — претен­дуют, хотя с различной мотивировкой (Бакусчитает Каспий озером, а Алма-Ата -морем) на раздел дна Каспия в соответствии сзонами, установленными в администра­тивном порядке еще в советское время.Россия же, как известно, настаивает на совместном пользовании всех государствкаспийскими природными ресурсами. Очевид­но, что интересы Российской Федерациив отношении месторождений, на которые претендуют прикаспийские государства, невыглядят столь противоречиво, несмотря на различную их трактовку со стороныгосударственных ведомств и экономических «действующих лиц». Россиязаинтересована получить возможно большую долю в освоении месторождений,обеспечить транспортировку нефти в Европу по российской территории, добитьсябаланса влияния западных держав в Азербайджане и Казах­стане, чтобы четчеартикулировать российские интересы.
      Противники  ЛУКойла утверждают,что более жесткая политика правительства в отношении статуса Каспия исоответствующая сдержанность компании в отношении ее участия в освоенииместорождений «Чираг», «Азери» и глубоководной части«Гюнешли» могли привести к тому, что присутствие компании в регионеказалось бы значительно более масштабным, хотя и отсроченным по времени. Ихоппоненты ссылаются на то, что любая отсрочка вызвала бы окон­чательное устранениеРоссии из числа членов международного консорциума по освоению данныхместорождений — Азербайджанской международной операционной компанией (АМОК).Во-вторых, существуют противоречия в отношении степени развития нефтедобычи.Здесь заметны расхождения между позициями нефтяников и кругов, связанных срыболовством. Последние высказывают опасение, что масштаб­ная добыча нефти наКаспий приведет к резкому сокращению рыбных запасов. В-третьих, следует иметьв виду, что решительная политика «ЛУКойла», поддер­живаемаяруководителями правительства, не всегда вызывает одобрение со стороныпредставителей других российских нефтяных компаний. Так, «Роснефть» уже выска­зывала недовольство,что российское правительство не смогло добиться для нее 10-% участия в освоенииместорождений «Азери», «Чираг» и глубоководной частиместорождения «Гюнешли». Компания, безусловно, хотела бы, чтобы ееинтере­сы на Каспий обеспечивались российскимиофициальными кругами с той же энергией, как они это делают в отношении«ЛУКойла».
     Вопрос транспортировки каспийскойнефти связан для России почти исключительно с государственными интересами,поскольку все магистральные нефтепроводы принад­лежат государственной компании«Транснефть». Отсюда уровень, на котором прини­маются решения иформулируется политика в отношении данного вопроса. Самым деятельным лицом вмеждународных переговорах среди российского руководства является премьер ВикторЧерномырдин. Выбор маршрута перекачки нефти, как ранней, так и«основной», будет в ближайшее время одним из острейших внешне­политическихвопросов для Российской Федерации. Как известно, два основных проектапредполагают «северный» маршрут — через Грозный, Новороссийск, Бургас (Болгария) — Александропулос(Греция) или Бургас — Влора (Македония) и«южный» -через турецкую территорию. Борьба между Москвой и Анкаройидет жесткая, хотя и в рамках нынешнего понятия об этике международныхотношений. Во всяком случае, ни одна из сторон не замечена в попытке в полноймере воспользоваться такими геополитическими козырями, как чеченский и курдскийвопросы. 
      Проблема не только в сотняхмиллионов долларов прибыли ежегодно за транзит, которые сейчас оспаривают междусобой Россия и Турция. С точки зрения внешней политики, решение, котороепредстоит принять Азербайджанскому международному операционному консорциуму, вомногом определит будущее международных отноше­ний вданном регионе. В непосредственной близости от границ России и в зоне ее особыхинтересов, находятся третьи по значению в мире запасы нефти.  На Каспии сталкиваются интересы нефтедобычи и рыболовства,хозяйственной ориентации населения прибрежных регионов. В прикаспийском регионеи в непосредственной близости от него до сих пор не развязаны все узлырегиональных и этнических конфликтов. Российские политики  считают допустимымопределенный уровень эко­номического присутствия Запада  на Каспии.  Однако, помнению российских политиков и бизнесменов, присутствие западных компаний врегионе не должно приводить ни к усилению политического влияния соответствующихстран, ни к вытеснению России с занимаемых ею позиций рнак Каспии.
        Нынешняя тенденция превращенияКаспия в «нефтяное озеро» не может не сохраниться. При этом следуетотметить, что разведка и разработка нефтяных месторождений на дне Каспиясопряжена со значительным риском аварий, разливов нефти с трансграничнымипоследствиями. Значительную опасность представ­ляет сброс в море отходов буровогошлама, который содержит около 40 высоко-токсичных компонентов. Суточноенакопление шлама на морских промыслах состав­ляет уже многие сотни тонн. Междутем в настоящее время в прибрежных акваториях Баку средние зарегистрированныеконцентрации нефти превышают предельно допустимые в 10, а фенолов в 18 раз.Российские интересы в отношении этой проблемы заключаются главным образом втом, чтобы максимально сохранить экологию Каспия и нынешний уровеньрыболовства. Для этого необходимо, видимо, предусмотреть соответствующиефинансовые отчисления со стороны участвующих в освоении дна Каспия нефтяныхкомпаний.
    «Казахстанский узел»состоит из двух основных проблем: участия российских компаний в добыче нефти натерритории Казахстана и выбора маршрута для транспортировки нефти на Запад.Геополитическая ориентация республики опреде­лена ее этническим составом и спецификойкоммуникаций с экономическими центрами современного мира. В настоящее времяпреобладание неказахского населения в большинстве областей Казахстана, особеннона севере, однозначно диктуют курс республики на тесные отношения с Россией.Кроме того, коммуникации Казахстана с ‘Европой иэкономически развитыми государствами Азии сегодня могут быть осуществленытолько через Россию. Что касается России, то ее точка зрения состоит в том, что общие интересы обеих странтребуют, чтобы разработка нефтяных запасов Казахстана велась со значительнымроссийским участием. При этом доля российского участия должна быть, по мнениювсех заинтересованных «игроков» российской  политики, значительновыше, чем это имело место в случае с месторождениями ^Азери”,«Чираг» и глубоководной части месторождения «Гюнешли».Наибольшую Заинтересованность в участии и освоениизапасов республики демонстрируют компании «ЛУКойл»,«Роснефть» и «Транснефть».  Российской стороне удалось добиться 10-% участия НК«ЛУКойл» в разработке казахстанского месторождения«Тенгиз», которое прежде местныенефтяники осваивали совместно с американскойкомпанией «Шеврон». Отметим также, что Россия внимательно наблюдает за действиями Казахстана в отношениинефтяных месторождений на дне Каспия. В советскоевремя этот сектор почти целиком принадлежал к заповедной зоне. Если казахстанская сторона приступит к разработкеместорождений, то это будет означать чрезвычайно высокий риск для экологииКаспия.
   «Восточнославянский узел»составляют отношения России с Украиной и Бело­руссией. Здесь проблемараспадается на две составные части. Во-первых, российские нефтепромышленникизаинтересованы в присутствии на нефтяных рынках этих стран не только вкачестве торговцев нефтепродуктами. Во-вторых, России необходимо обеспечитьсебе надежный транзит через территории обеих республик.
         В настоящее время Киевкатегорически против того, чтобы допустить российских нефтепромышленников кучастию в акционировании украинских НПЗ. Врезультате крупнейшие российские компании воздерживаются от присутствия наукраинском рынке. Переломить эту тенденцию будет, видимо, довольно сложно присохранении нынешнего политического подхода руководства Украины к участиюроссийского капитала в приватизации. Существует и проблема транспортировкисырой нефти через территорию Украины в Венгрию, Словакию и Чехию, посколькуостаются до конца неотрегулированными вопросы оплаты перекачки нефти черезсистему нефтепроводов «Дружба». Постоянное повышениецен на услуги трубопроводного транспорта, находящегося на украинской территории,делает для ряда российских компаний экономически нерентабельным экспорт сыройнефти в Венгрию, Словакию и Чехию. В то же время международные обязательства нашегогосударства требуют продолжения поставок нефти в эти восточноевропейскиестраны. При этом основной вопрос, который больше всего волнует российскихнефтепромышленников в отношении «Дружбы», это не столько цена напрокачку нефти, сколько постоянные изменения украинской стороной существующихдоговоренностей. Экономическая рентабельность торговли нефтью при таком подходене поддается определению. Для Украины предъявление новых и новых требованийроссийским партнерам становится практикой.
     Другое важнейшее восточнославянскоенаправление — транспортировка нефти через Белоруссию — не вызывает унефтепромышленников особого беспокойства в силу определенной уверенности всоблюдении Минском уже устоявшихся «правил игры». Напомним, однако,что для российских компаний Белоруссия является еще и рынком сбыта нефтепродуктов,а также, пожалуй, ключевой страной для подхода к решению вопросанефтепереработки путем участия российского капитала в акциони­рованиизарубежной собственности. Здесь в первую очередь речь идет о нефте­перерабатывающихпредприятиях.
   «Ближневосточный узел»возникает как производное из заинтересованности как российской дипломатии, таки российских нефтепромышленников в присутствии в этом регионе мира. Нефтяники,однако, прекрасно понимают, что нынешнее состояние отрасли в целом и их компаний(даже крупнейших, таких как «ЛУКойл» и ЮКОС) в частности, не позволяет им надеяться на то,чтобы потеснить западные компании на месторождениях Саудовской Аравии иКувейта. Тем не менее ориентация нефтепромышленников на работу вближневосточном регионе едва ли изменится в прогнозируемый промежуток времени.В ряде случаев российские компании могут получить право на освоение или участиев освоении ближневосточных нефтяных месторождений в силу чисто политическихпредпочтений отдельных стран региона. Авторитет России в арабском мире всегданаходился на должном уровне и, несмотря на ослабление ее внешнеполитическихпозиций в последнее время, репутация Москвы по-прежнему котируется достаточновысоко. Во влиятельных политических кругах большинства ближневосточныхгосударств превалирует мнение, что необходимо найти противовес безраздельнойгегемонии Соединенных Штатов, которая установилась с начала 90-х годов.
    Российские нефтепромышленники видятв своем присутствии в регионе еще и возможность освоения новой технологии иполучения практики бурения и нефтедобычи в местных условиях. (Именно такподходит, например, «ЛУКойл» к своей работе на нефтяных месторожденияхТуниса.) Кроме того, подобная практика дает российским нефтяным компаниям опытсотрудничества и одновременно конкуренции в современных условиях. Возможно, чтов ближайшее время основное притягательное воздействие будет иметь Ирак. Интересроссийских нефтепромыш­ленников к работе в этой стране вызван, помимо легкообъясняемых коммерческих перспектив, тем обстоятельством, что в свое времясоветские геологи открыли значительную часть иракских месторождений, асоветские нефтяники развивали здесь национальную нефтяную промышленность. Врезультате в России имеются подроб­ные карты нефтяных месторождений этогогосударства, а в Ираке остались кадры, обученные советскими специалистами.Поэтому нефтепромышленники считают это направление приоритетным, предполагая,что работу здесь вести будет гораздо легче, чем внекоторых других потенциально привлекательных нефтедобывающих странах.
    «Американский узел» касаетсяучастия западных, в первую очередь американских, компаний в разработке нефтяныхместорождений на территории Российской Феде­рации. Основные внешнеполитическиевопросы зависят здесь от направленности геополитического вектора, возникающегопри освоении российских нефтяных место­рождений иностранными компаниями. Существует комплекс собственно политических проблем взаимоотношений междусообществами нефтепромышленников России и Запада. Геополитические векторасвязаны прежде всего с транспортной ситуацией, которая в ряде случаев уже изначальноимеет не только экономическое, но и внешне­политическое значение.Рассматриваются различные варианты эксплуатации Тимано-Печорскойнефтяной провинции. Это 75 уже разведанных месторождений с суммарнымиизвлекаемыми запасами свыше 1 млрд. т нефти. Для их разработки созданконсорциум Timan Pechora Company, в который входят Техасе, Еххоп,Amoco, Norsk Hydro. В настоящее время ведется дискуссия, в каком направлении пойдетнефтепровод — на юг, в систему магистральных трубопроводов«Транснефти», или на север, где планируется построить нефтеналивнойтерминал. Южное направление предполагает использование нефти в значительноймере в российской экономике. Северное же направление нефтепровода означает, чтовся добытая нефть будет отправлена на экспорт..Относительно внешнеполитического аспекта взаимоотношений между сообщества­минефтепромышленников разных государств следует напомнить, что один извлиятельных международных институтов — ОПЕК объединяет большинство нефте­добывающихстран. И хотя его члены представляют свои государства, а не национальныенефтяные компании, тем не менее, данная организация является самым известным имогущественным «нефтяным клубом» в мировой политике.
     В России внешнеполитическая сторонавзаимодействия нефтяных сообществ возникает как результат целенаправленнойполитики правительства на привлечение иностранного капитала для освоения тех месторождений,на которых по разным причинам российские нефтяники работать в ближайшее времяне смогут. Для освоения западными компаниями крупнейших месторождений былонеобходимо создать нужный уровень взаимодействия между государственнымиинститутами России и Запада и определенную правовую базу, в первую очередьпринять закон о разделе продукции. Такое взаимодействие на высоком уровнеимелось только между Россией и США. Оно отразилось, в частности, в работекомиссии Черномырдина—Гора. Что касается правовой базы, то трудности еесоздания в условиях сложившихся взаимоотношений между российскими и западныминефтепромышленниками довольно хорошо заметны на примере принятия все того жезакона о разделе продукции. Среди российских компаний наибольший интерес в егопринятии демонстрировал ЮКОС, собирающийся осваивать вместе с американским АМОКО Приобское месторождение. Не секрет, что именноданная компания наиболее активно лоббировала разработку и прохождение вГосударственной Думе закона о разделе продукции. Однако сделанные на этапеработы согласительной комиссии Государственной Думы и Совета Федерациисущественные поправки к законодательству исказили его первоначальный замысел.Вся эта ситуация является хорошей иллюстрацией к одной из сторон взаимо­отношенийпарламента, а также российского и западного (в первую очередь американского)нефтяных сообществ. Сейчас взаимодействия нефтяных сообществ приобретаетразличные формы. Среди существующих институтов — Российско-Американский нефтянойклуб (в его состав входят руководители 27 нефтегазовых компаний России и США).На встрече членов клуба с премьер-министром Виктором Черномырдиным 13 мая 1996г. ставились актуальные для нефтепромышленников вопросы. Американская сторонанастаивала на внесении изменений в Закон о соглашениях по разделу продукции,которые бы сняли дискриминационные положения в отношении иностранных компаний,работающих на территории России. Основное внимание нефтепромышленников обеихстран было уделено понижению потока налогообложения нефтяных компаний не менее,чем на 10-15% для достижения минимального уровня оборотного и инвестиционногокапитала, необходимого для поддержания воспроизводству.Нефтяники также настаивали на введении, как это существует во всем мире,отраслевых положений по бухгалтерскому учету и отчетности в нефтяном комплексе,учитывающих специфику этой деятельности. Одновременно было высказано мнение оцелесообразности привести бухгалтерские положения в России в соответствие смеждународными стандартами, так как действующие сегодня в нашей стране правиланефтепромышленники считают одной из причин завышения налогооблагаемойбазы.[7]
        Если говорить о тенденцииразвития международных отношений в постсоветском пространстве, то они во многомбудут зависеть от их «нефтяного ареала». В этом, безусловно,проявляется как воздействие экономического кризиса в России и других бывшихсоветских республиках на их внешнюю политику, так и геостратегическаяориентация развитых государств, которые видят в данном регионе прежде всего егосырьевые возможности. Разумеется, оба фактора болезненно воспринимаютсяобщественным мнением России.  Существует и другая сторона вопроса. Место Россиив международном разделении труда будет определяться не только стратегическойориентацией зарубежных держав, но и реализацией ее возможностей. Богатейшиеприродные ресурсы, находящиеся на территории России и в пространстве, накоторое распространяются ее национальные интересы, должны послужить мощнымпотен­циалом для вывода страны из кризиса. В этом случае выход на первый план«нефтяного ареала» международных отношений в постсоветскомпространстве будет расцениваться скорее как естественный и позитивный фактор вовзаимоотношениях России и Запада.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  В связи с резким падениемцен на нефть Россия решила присоединиться к предложению большинства странэкспортеров и сократить вывоз нефти на 8,4 тыс. т. в сутки, нефтепродуктов — на4,9 тыс. т., что  обойдется в 24 млн. долл. ежесуточных потерь. Выполняясоглашение, нашей стране придется уменьшить экспорт одной лишь нефти на 240тыс. т.[8] Несомненно, что такое положение не стимулирует развитие экономики в стране, нов сегодняшней ситуации является необходимостью, направленной на стабилизациюситуации на рынке нефти и предотвращению дальнейшего падения цен.    Литература
1.Динков В.А. Нефтяная промышленность вчера, сегодня, завтра.- М.: ВНИИОЭНГ.-1988
2.Березин Л.Нефть и газ Западной Сибири.- М.:    1990
3.Василенко А.,Разуваев В. Нефть и международные отношения // МЭМО.-1996.-№ 12.-С.56-64.
4.Крюков В.Нефтяные фонды и проблемы регионально       го экономического развития//МЭМО.-1994.- № 5.- С. 117-125.Михайлов Д. Финансово-промышленные группы:специфика России //МЭМО.-1997.-№ 4.- С.120-130
5. Нефтяная промышленность.- М.: ВНИИОЭНГ,1994.
6. Народное хозяйство Российской Федерации.- М.: 1993
7. Региональнаяэкономика / Под ред.  Т.Г. Морозовой.- М., 1995.
8. СейфульмулюковИ. Мировой рынок нефти: современное состояние и перспективы//МЭМО.-1994.-№6.-С.102.                                               
9.  СварскийН. Российская нефть потечет в обход Латвии //Интерфакс- АиФ.-1998.- 20-26апр.       
10. Экономическоеразвитие стран СНГ в 90 -е гг.//МЭМО.-1994.- № 6.- 137-146.