Введение 1. Миграционная педагогика. 1. Этнологические основы современной теории миграционной педагогики. 2. История развития миграционной педагогики в России. 3. Обобщение разработок отечественных школ миграционной педагогики. 2. Особенности образования детей мигрантов и беженцев в условиях становления единого образовательного пространства. 1.Межкультурное образование в детском возрасте – актуальная проблема современности.
2. Специфика обучения в поликультурном пространстве. 3. Анализ опыта работы с детьми-мигрантами. 1. Опыт обучения детей некоренных национальностей в 29 90-е годы. 2. Опыт работы с детьми-мигрантами на Юге России (школа Е.В. Бондаревской). 3. Педагогическая защита учащегося-мигранта.
35 Заключение 38 Библиография 42 Введение Актуальность исследования проблем развития теории и практики миграционной педагогики, педагогической поддержки детей-мигрантов и беженцев обусловлена процессами распада СССР, локальными конфликтами, что породило тенденцию национальной нетерпимости и разобщенности. Развитие процессов миграции, появление вынужденных переселенцев, детей-мигрантов, беженцев, обострили проблемы их адаптации в инокультурной среде. Актуальность исследования проблем миграционной педагогики
и педагогической поддержки и защиты детей-мигрантов подтверждается современными реалиями геополитической социально-педагогической ситуации, связанной с вынужденной миграцией. Так на юге России вынужденная миграция составила в период 1992-1999 годы около 40%. В соответствии с международными документами (Конвенция ООН 1951 , Конвенции по правам Детей (1989), Закон
Российской Федерации «О беженцах») отмечается, что дети – беженцы наделены правами взрослых беженцев, теми же социальными, экономическими, культурными, политическими правами, что и дети, живущие в стране. Причины увеличения миграции довольно просто вычленить: притеснение представителей некоренных национальностей в бывших союзных республиках; введение в действие дискриминационных законов, ущемляющих гражданские права некоренных жителей; вооруженные конфликты, особенно в Закавказье, на Северном Кавказе, Молдове, Таджикистане; ухудшение криминогенной обстановки; резкое понижение экономического благосостояния людей; желание попасть на историческую родину. Усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре. И если ребенок негроидной расы в наших школах редкость, то выходцы из бывших республик
СССР встречаются практически в каждом классе. В связи с этим возникла настоятельная необходимость в разработке теоретических основ педагогики работы с детьми-мигрантами, обосновывающей содержание, значимость и инновационные практические технологии педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Нынешняя ситуация в стране актуализировала ряд новых педагогических проблем, направленных на решение задач педагогической поддержки и адаптации.
С конца 90-х годов в отечественной педагогике происходит развитие новой области педагогической науки – миграционной педагогики. Впервые она была сформулирована в отечественной научной школе Е.В.Бондаревской (И.В.Бабенко, О.В.Гукаленко, Л.М.Сухорукова и др.). В разработке этой области знания исследователи опираются на труды отечественных педагогов А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко В.
А. Сухомлинского и других, в которых обосновывается важность педагогической поддержки в развитии личности. Особый интерес представляют разработки современных проблем миграции, отличающиеся многогранностью и широким спектром изучаемых объектов. Так, социально-психологический аспект положения русских в странах ближнего зарубежья исследуется Н.М. Лебедевой; влияние миграционных процессов на межнациональные отношения – Р.А. Костиным; вопросы социальной адаптации вынужденных мигрантов раскрывает В. С. Айрапетов. В целом внимание ученых сконцентрировано на исторических, демографических и структурных особенностях миграции, при этом практически отсутствуют работы, связанные с образовательной парадигмой миграции, с адаптацией, поддержкой и защитой детей-мигрантов. Поэтому актуальной проблемой является теория и практика педагогической поддержки детей-мигрантов и беженцев в современном образовательном пространстве.
Объект исследования: общение с детьми различных национальностей. Предмет исследования: особенности общения с детьми-мигрантами, беженцами и переселенцами различных национальностей и специфика их обучения. Цель: изучить проблему обучения детей мигрантов. Актуальными задачами исследования являются выявление сущности и основные направления развития миграционной педагогики как феномена мировой педагогической науки; определение основных факторов, условий и средств
развития миграционной педагогики, обучения детей различных некоренных национальностей на региональном уровне, а также анализ опыта решения этой проблемы в различных регионах. Методологической основой исследования являются идеи социальной обусловленности развития человека как личности; идеи этнологии; идеи своеобразии и самобытности культур, культурных традиций разных народов; вопросы приоритетности формирования общественного сознания на основе национальных и общечеловеческих
ценностей, нравственной культуры межнациональных отношений в целях совершенствования всех сторон жизнедеятельности многонационального коллектива и общества. 1. Миграционная педагогика. 1. Этнологические основы современной теории миграционной педагогики. В настоящее время средствами массовой информации уделяется пристальное внимание обостряющимся противоречием в сфере межнационального общения. Существующие различия интересов социальных групп и слоев, различия положения людей в системе общественных отношений и форм жизнедеятельности обуславливают многообразие сторон общественного сознания. Национально-психологические установки, стереотипы мышления проявляются в массовом создании, формируют отношение к этническим общностям. Этнические процессы развиваются под воздействием факторов имеющих внутриэтнический, межэтнический и внеэтнический характер. Ценностные установки и ориентации, межличностные контакты, социальный фактор
влияет на развитие этнических процессов. Возникновение и развитие конфликтных социальных проблем на современном этапе обусловлено рядом объективных и субъективных факторов межэтнических и межнациональных отношений. Неравномерность исторического развития народов мира отражается на возникновении политических, религиозных, социально-психологических и других причин миграции населения. В этой связи возникает проблема социальной адаптации мигрантов, необходимость разработки более эффективного
регулирования миграционных процессов как социального явления. Изучением процесса миграции занимаются представители различных наук, таких как: география, политическая экономика, этнография, право, психология. Только комплексный подход в изучении этой проблемы позволяет более глубоко систематизировать миграционные процессы. Миграционная подвижность обусловлена нестабильностью межэтнических отношений.
Миграционные перемещения связаны с размещением мигрантов в условиях иной культурной среды. Адаптивные отношения будут успешными при овладении национально-культурными ценностями принимаемой страны. Культура может одновременно выступать как средство общения, сплочения людей, так и как средство разобщения. Понятие "поликультурное образование" отражает взаимосвязь общечеловеческого, интеллектуального и национального, представляет собой образование нового типа, отвечающее потребностям развития и самореализации человека в новой социокультурной среде. Освоение национальной культуры происходит не только при социализации, но и при аккультурации, ассимиляции. Усвоение национальных культурно-исторических ценностей включает осознание интеркультурной гармонии, т.е. требует раскрытие культурных достижений других народов и овладение ими. Это предполагает формирование культуры межнационального общения и является показателем отношений и цивилизованности общества вообще и интернационального воспитания в частности.
Основной причиной конфликтов и столкновений в различных регионах является низкий уровень культуры межнационального общения, который должен стать частью общей культуры. Культура интеллектуального общения предстает как синтез взаимодействия двух ролевых функций в обществе: как средство гармонизации национальных отношений и как способ связи с мировой цивилизацией. Ни один вариант культуры не может существовать самостоятельно.
Все культуры развиваются в общем диалоговом пространстве, обеспечивающем взаимопереход, одновременность, разноосмысленность различных культур. Культура мигрантов развивается только на грани культур, в диалоге с другими культурами, когда одна актуализируется в ответ на вопрос другой, существуя лишь в их взаимных вопрошаниях. Культура – это всегда проецирование собеседника в иной культурной среде. Проблемы поликультурного образования являются необходимым условием использованием этнопопедагогики
и этнопсихологии. Согласно исследованиям теории миграционной педагогики в научной школе Е.В. Бондаревской под "мигрантской педагогикой" понимается интегрированная область современной педагогики, изучающая процесс адаптации детей мигрантов и их семей в иноязычном культурном пространстве (И.В. Бабенко, О.В. Гукаленко, Л.М. Сухорукова). Одна из главнейших основ развития миграционной (или миграционной) педагогики, позволяющей в процессе работы с детьми-мигрантами разрабатывать содержание учебных курсов с учетом особенностей этнокультуры (традиции и обычаи народов России, США, Германии и др.) – этнологическая. Для подобных курсов характерна реализация базовых идей этнопедагогики во взаимосвязи с мультикультурализмом: признание этнических и культурных особенностей и ценностей ученика-мигранта и его семьи; идеи социальной направленности образования для всех членов общества; соотнесенность национальных образовательных и континентальных научно-образовательных систем
с идеями толерантности, непрерывного образования, доступности образования и социально-педагогической помощи, поддержки мигрантам, беженцам. Важнейшей проблемой адаптационного образования является сохранения своей этнокультуры через систему образования, т.к. образование – один из наиболее очевидных показателей уровня культуры людей и, конечно, не только оно расширяет диапазоны культурных представлений и способствует преодолению предубеждений. Адаптация к иной этнокультурной среде – сложный процесс и объясняется тем,
что этническая культура является опытом выживания этноса, закрепленного в памяти традициями. Эти и другие проблемы актуальны для многих регионов и представляют новую область педагогических исследований. 1.2. История развития миграционной педагогики в России. Понятие «мигрантская (миграционная) педагогика» в своем развитии в педагогической науке и практике России (как и в США) основывается на важнейших идеях гуманистической психологии, педагогики, процессах
демократизации, толерантности, мультикультурализма. Выбор этих идей в качестве доминирующих и целесообразных для педагогической поддержки детей, перемещенных в инокультурную социально-педагогическую среду обусловлен тем, что эти теории создают условия для усвоения детьми-мигрантами и беженцами смыслов творческой жизнедеятельности, обретения ценности жизни и ее сохранения, потребность и умение жить в поликультурном пространстве в диалоге с различными национальными культурами (Л. С. Выготский, Ш. А. Амонашвили, О. С. Газман, Н. Б. Крылова и др.). Педагогика диалога, по мнению исследователей, является важнейшей средой адаптации и педагогической поддержки детей-мигрантов в инокультурной социально-педагогической среде (Е. В. Бондаревская, О. В. Гукаленко, И.В. Бабенко, Л.М. Сухорукова). История развития педагогики диалога как традиции образования позволяет выделить основные
направления развития миграционной педагогики: • включенность идей гуманизма в воспитание и образование (философско-образовательное направление, реализующее идеи Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, С. Л. Франка и др.); • личностно-ориентированный подход к развитию, воспитанию и образованию детей-мигрантов (Е. В. Бондаревская); • педагогики свободы как теоретико-методологическая основа развития детей-мигрантов
в поликультурном пространстве (О. С. Газман, О.В. Гукаленко). Ценными для российской миграционной педагогики являются ряд идей мультикультурализма России, Европейского союза, США, Канады: – признание общечеловеческих ценностей; – развитие национально-культурной идентичности; – обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально- образовательной среде; – поддержка индивидуальности
детей-мигрантов в условиях ненасильственного гуманистического развития. Новым направлением в развитии миграционной педагогики 90-х – начала 21 века являются личностно-ориентированный подход, разрабатываемый в российской и молдавской педагогической науке, объединенных научной школой Е. В. Бондаревской (Е. В. Бондаревская, О. В. Гукаленко, Л. М. Сухорукова И. В. Бабенко, О. В. Сиротинец, М. А. Болдырева, И. В. Колосова, И. Б. Левицкая, А. В. Мельничук, Л. Г. Ткач и др.). Так, Е. В. Бондаревская разрабатывает личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию детей-мигрантов и на этой концептуальной основе разрабатываются социально-образовательные технологии помощи и поддержки детей, имеющих проблемы в образовании и жизнедеятельности в связи с перемещением (миграцией, репатриацией и т. д.).
Основными направлениями научных исследований в школе Е. В. Бондаревской являются: обоснование концепции миграционной педагогики, основополагающей идеей которой являются процессы педагогической поддержки детей-мигрантов в различных социально-образовательных средах и ситуациях. Перспективными направлениями развития миграционной педагогики в России в научной школе Е. В. Бондаревской являются: обоснование концепций регионального образовательного
пространства Северного Кавказа как среды социально-педагогической защиты и реабилитации кризисного детства; выявление контингента детей-мигрантов и социально-педагогических проблем их адаптации на основе педагогического и этнологического мониторинга; определение методологических и культурологических оснований развития миграционной педагогики; подготовка учителей образовательных учреждений и преподавателей вузов к работе с мигрантами и беженцами (Е. В. Бондаревская, О. В.
Гукаленко, Л.М. Сухорукова, И.В. Бабенко). Новым направлением в развитии теории миграционной педагогики является компаративистские и историко-педагогические исследования (Л. М. Сухорукова, И. В. Бабенко, М. Л. Геворкян и др.). Цель компаративистских исследований – выявление общих педагогических целей и инновационной практики педагогической работы с мигрантами и беженцами. В исследованиях И. В. Бабенко изучены возможности Германии, образовательной немецкоязычной среды для адаптации мигрантов и беженцев, их культурных и этнических особенностей к германскому обществу. С этой целью И. В. Бабенко разработала лингвострановедческие программы подготовки учителя немецкого языка для работы с этой категорией детей. Развитие науковедческого направления позволяет выделить научно-образовательные сообщества, школы, систематизировать концепции, идеи, гипотезы по развитию проблем миграционной
педагогики как глоболокальной проблемы (Л. М. Сухорукова). В частности, разработанный научно-педагогический ресурс, включающий глобальные и региональные базы научных знаний позволяет изучать особенности развития миграционной педагогики как глобальной научно-практической проблемы (деятельность ООН, Международный организации по миграции, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, проекции MOST и др.; деятельность региональных организаций и научных центров (European
Council on Replyees and Exilesd – ECRE, Canadian Council for Refugees, USA Committee for Refugees, Immigration History Research Center of Minnesota (USA), the Center for Research on Immigration Policy RAND Corporation (USA), Spanish Refugee Council, Asian Research Center for
Migration). Общей идеей развития миграционной педагогики России и США являются проблемы педагогической подготовки учителя: реализация федеральных и региональных учебных программ, технологии подготовки учителя к лингвострановедческому обеспечению учебного процесса. Для реализации федеральных программ «Дети-мигранты» (Россия) и «Америка – 2000» (США) общими являются: разработка и управление образовательными стратегиями работы с мигрантами и беженцами; разработки научных ориентиров (направлений) для подготовки интеграционных программ, включающие этническое и национальное содержание образования; выделение основных дисциплин («ядра») школьного образования; научно-практическая разработка идеи и понятий поликультурного (мультикультурного) подхода к образованию. Для развития российской миграционной педагогики представляются трудноосуществимыми возможности трансформационного подхода миграционной педагогики США, где содержательная информации об этнических и культурных группах
переносится в учебные программы для мигрантов и билингвов. Результат такого подхода – реализация права этой категории учащихся на свой стиль жизни, включающий набор культурных форм и смыслов жизнедеятельности. Общим понятием миграционной педагогики России и зарубежных стран являются педагогические технологии работы учителей с детьми-мигрантами: выделение этой категории учащихся; обращенность в работе с детьми-
мигрантами к гуманистической педагогике; необходимость межкультурной адаптации; проявления кризиса социальной идентичности; развитие ролевых установок и поведенческих характеристик детей-мигрантов и беженцев. Педагогическая деятельность в отношении детей-мигрантов включает в себя: единство этнических и общечеловеческих ценностей; развитие планетарно-регионального мировоззрения на основе междисциплинарной интеграции; реализация принципов индивидуального и дифференцированного подходов; внедрение глобальной теории поликультурного
образования и воспитания в региональные учебные программы, что предполагает углубленное изучение теории многовариативности образования. Само понятия и категориальный аппарат миграционной педагогики начинает разрабатываться с конца 90-х годов педагогической науки Юга России (Е. В. Бондаревская, О. В. Гукаленко, И. В. Бабенко, Л. М. Сухорукова). Актуальность исследований в миграционной педагогике была определена особенностями социально-педагогической ситуации, сложившейся в настоящее время на Северном Кавказе и на Юге России в целом. Межнациональные конфликты, локальные войны, не прекращающиеся на протяжении последнего десятилетия в этом регионе, повлекли за собой разрушение традиционной инфраструктуры детства, вовлечение множества людей, в том числе и детей, в военные и межнациональные конфликты, отток населения с мест событий, появление большого количества беженцев, изменение контингента учащихся практически
во всех школах региона, усилении разнородности населения по национальному составу, культурной и религиозной принадлежности, уровню обученности и воспитанности. Учитывая это, при организации исследований в школе Е. В. Бондаревской используется мировой опыт, методы компаративистики, положения теории поликультурного образования и глобализма. Так, в исследовании И. В.
Бабенко на высоком теоретическом уровне обоснована и реализована социально-образовательная технология поддержки детей, имеющих проблемы развития и адаптации в связи с вынужденной миграцией, на основе сравнительно-сопоставительного анализа особенностей становления миграционной педагогики в России и других странах (США, Германия) и создания адаптивных личностно-ориентированных образовательных систем. Научно-исследовательская работа по проблеме мигрантов в школе
Е. В. Бондаревской (О.В. Гукаленко, М.А. Болдырева, Л.М. Сухорукова) проводится в содружестве с органами и учреждениями образования и имеет следующие аспекты: 1. Обоснование концепции единого образовательного пространства Северного Кавказа как среды социально-педагогической защиты и реабилитации трудного детства. 2. Выявление контингента детей-мигрантов и проблем, затрудняющих их адаптацию в культурно-образовательной среде вне ареала проживания этноса. 3. Исследование явления социального сиротства детей – мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев. 4. Разработка содержания и методики реализации принципа культуросообразности в личностно-ориентированных системах, имеющих неоднородный по национальному составу контингент учащихся, выявление требований к подготовке учителя для работы в таких системах. 5. Определение методологических и культурологических оснований развития русской школы в условиях этнической
неоднородности социума Южного и других регионов. Не следует забывать, что все большую роль в гармоничном развитии адаптационных отношений играет овладение национально-культурными ценностями нового места проживания, осознание гармоничности общечеловеческого, национального, интернационального, усвоения культурных достижений других народов (В. А. Соловьев, Н. А. Бердяев). Сравнительно-сопоставительный анализ немецкой теории и практики миграционной педагогики, выполненный в русле личностно-ориентированной педагогики
Е. В. Бондаревской, поставил не только проблемы расширения межкультурных связей национальных образовательно-воспитательных систем, углубленного изучения возможных традиционных гуманитарных предметов в поликультурном образовании и воспитании учащихся. Этим исследователем проанализированы также проблематика миграционной педагогики (интеркультурное обучение) в высокоразвитых странах, методики изучения мигрантами культуры и языков как средства интеркультурной коммуникации, критерии отбора культурологического знания; методики
и технологии страноведческого и культуролоогического образования детей-мигрантов, дидактические требования к разработке адаптационных учебных курсов для учащихся – мигрантов, обеспечивающих интеркультурную компетенцию мигранта. Разработанная Е. В. Бондаревской парадигма личностно-ориентированного образования гуманистического типа и анализ зарубежной (европейской) педагогической науки позволила И. В. Бабенко разработать направления совершенствования российской адаптационной миграционной системы образования, в частности, разработать основные направления лингвострановедческой подготовки и воспитания учителей нового поколения (Е. В. Бондаревская, Е. Н. Орлов, Н. Г. Сикорская, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов), способных работать в поликультурном образовательном пространстве (класс, школа, вуз, сфера социальной работы), что в свою очередь дополняет теорию педагогической культуры и профессионализма учителя, которая разрабатывалась
Е.В.Бондаревской, В. А. Сластениным, И.Ф. Исаевым и др. Система профессиональной подготовки учителя для работы с детьми мигрантами включают следующие компоненты: овладение студентом профессиональной культурой; подготовка учителя-исследователя; формирование личности учителя; фундаментализация образования; обеспечение широкого общегуманитарного образования; технизация гуманитарного образования; обеспечение высокого уровня практического владения профессиональным мастерством;
интеграция курсов педагогики, психологии и методики иностранного языка; возможность индивидуальной самореализации; дифференцированная оценка не знаний, а профессиональных умений, профессионального мастерства. Разработка содержания и методики реализации принципа культуросообразности в личностно-ориентированных системах, имеющих неоднородный по национальному составу контингент учащихся, выявила ряд требований к подготовке учителя для работы в таких системах. Разработка миграционной педагогики в южно-российском
регионе выявила образовательные и научно-педагогические проблемы, решение которых будет способствовать более успешной адаптации детей-мигрантов в культурной среде: – развитие средствами образования коммуникации как нового уровня культуры в многонациональном сообществе – разработка адаптационно-образовательных программ; – интеграция детей-мигрантов в общество посредством образования; – обеспечение взаимосвязи социальной, культурной и языковой адаптации, необходимость обеспечения двуязычия и двукультурности в образовании детей-мигрантов; – создание условий для сохранения ими собственного языка, интеллектуальных и эмоциональных контактов с родной культурой; учет "порога ментальности" при соприкосновении различных культур; – подготовка учителей, ориентированных на работу с детьми-мигрантами, в аспекте овладения ими несколькими языками и культурами (воспитание личности на рубеже культур), способных к организации диалога культур. Для миграционной педагогики большое значение имеют исследования в области коммуникативного
поведения. Так, в исследовании национального коммуникативного поведения И. А. Стернин ставит следующие основные задачи, наиболее отвечающие цели миграционной педагогики: • сформировать научное представление о коммуникативном поведении как компоненте национального поведения лингвокультурной общности, • разработать модель описания коммуникативного поведения лингвокультурной общности, • показать применимость разработанной модели к описанию основных черт коммуникативного поведения
определенной лингвокультурной общности. Компаративистский анализ научных идей, концепций, гипотез составляет основу деятельности ведущих отечественных научно-педагогических школ России и зарубежья, развивает идеи адаптации, поддержки и защиты личности учащегося-мигранта в инокультурной образовательной среде. Таким образом, миграционная педагогика является уже вполне самостоятельной интегративной областью современной педагогики, изучающей процессы культурной идентификации детей-мигрантов, их образования
на рубеже культур. Миграционная педагогика имеет собственное теоретико-методологическое обоснование методологическим базисом, основой которого служат системный подход, философские идеи поликультурного общества, поликультурного образования, гуманизма. Миграционная педагогика развивается на основе интеграции и взаимосвязи общечеловеческих и национальных идей, способствующих педагогической поддержке и защите детей-мигрантов в условиях развивающихся процессов межкультурного взаимодействия и преодоления социокультурной отчужденности. 1.3. Обобщение разработок отечественных школ миграционной педагогики. Миграционная педагогика в последние годы получает все более широкое распространение и в нашей стране. Отдельные научно-прикладные разработки в этой отрасли, которые можно обобщить в виде таблицы, внедряются в общую практику образования. № № пп.п Темы исследования Внедряемые разработки База внедрения Формы внедрения
Документы, подтверждающие внедрение 2 3 4 5 6 11. Школа русской культуры как проблема национально-регионального образования (рук. член-корр. РАО Бондаревская Е.В.) Концепция школы русской культуры Ростовский госпедунивер-ситет, Таганрогский госпедунивер-ситет, СШ № 110 г. Ростова н/Д Лекционные курсы, практические и семинарские занятия, педагогичес-кая практика
Концепция "Школа русской культуры в условиях этнической неоднородности социума" и комплект учебных программ по дополнительному образованию. (СШ № 110, справка о внедре-нии №81 от 06.10.98) 2 2. Педагогические основы адаптации детей -мигрантов в поликультур-ном образовательном пространстве (рук. член-корр. РАО Бондаревская Е.В.) Учебный курс "Педагогическое лингвострое-ние как культурологический компонент образования учащихся-мигрантов"
Ростовский госпедунивер-ситет, педколледж № 1 Лекционные курсы, практические и семинарские занятия, педагогичес-кая практика Программа учебного курса " Педагогическое лингвостроение как культурологический компонент образования учащихся-мигрантов". Ростов н/Д, 1998, 1 п.л (Педколледж №1 справка о внедрении №37 от 18.09.98) 33. Научные школы Юга России. Педагогичес-кие инновации в образовании
Юга России (рук. Член-корр. РАО Бондаревская Е.В.) Учебный курс " Научные школы Юга России" Ростовский госпедунивер-ситет Лекционные курсы, практические и семинарские занятия, магистерские и кандидатские диссертации Электронные журналы: "Педагогическая наука Юга России в ХХ веке", "Педагогическая наука Юга России: теория и история научных школ" (Сервер Волгоградского педагогического университета, Ростовского пед. университета) 44. Основные тенденции развития сравнитель-ной педагогики в современном мире (науч. рук к.п.н. Супрунова Л.Л.) Учебный курс по сравнительной педагогике Пятигорский государствен-ный лингвистичес-кий университет,
Ростовский госпедуниверситет Лекционные курсы, практические и семинарские занятия, педагогичес-кая практика Программа спецкурса по сравнительной педагогике для студентов педагогических вузов (Пятигорск, 1998, 1,5 п.л.). Концепция исследований по сравнительной педаго-гике в Северо-Кавказском регионе Пятигорск, 1998, (ПГЛУ, справка о внедрении № 156 от 05.06.98) .5. Социальное сиротство как социально-педагогичес-кое явление (рук док. пед. наук
Сорочинская Е.Н.) Программы формирования личности воспитанни-ков семейного детского дома Детский дом № 1 г. Ростова н/Д, школа-интернат № 2 г Новошахтин-ска Научно-практические семинары с педагогами детских домов, школ-интернатов Словарь-справочник по курсу "Социальная педагогика" (Детский дом №1, справка о внедрении №39 от 12.05.98) 66. Концепция устойчивого развития человека в условиях социально-политического кризиса
на Северном Кавказе (науч. рук к.п.н. Левчук Л.В.) Интегрированные учебные программы для школ, глобально ориентированные учебные планы СШ №27, № 97 г. Ростова н/Д Научно-практические семинары для учителей школ Учебное пособие "Образование XXI века: опыт, проблемы, перспективы", Ростов н/Д, 1998, . (СШ №27, справка о внедрении №77 от 18.11.98) 77.
Проектирова-ние содержания профессиона-льного образования в многоуровне-вой структуре непрерывного педагогичес-кого образования (рук академик РАО Греков А.А.) Образователь-но-профес-сиональные программы колледжевого уровня согласован-ные со стандартами неполного высшего образования Ростовский госпедунивер-ситет, педагогичес-кий колледж № 1 г. Ростова н/Д Учебный процесс Учебно-нормативная документация, 30 п.л. (РГПУ, справка о внедрении №91 от 02.11.98) 2. Особенности образования детей мигрантов и беженцев в условиях становления единого образовательного пространства. 2.1.Межкультурное образование в детском возрасте – актуальная проблема современности. Неравенство в развитии государств и обществ стало столь очевидным, что миграцию остановить уже невозможно. В то же время демографические проблемы большинства развитых стран побуждают теперь правительства этих
государств не к закрытию границ, а к поиску новых путей совместного существования различных этносов и культур, конфессиональных и социальных групп. Миграция не является исключительным злом: в ситуации быстрого старения населения большинства европейских стран она дает шанс на сохранение возрастного, а, следовательно, и экономического баланса в обществе. В последнее время это правило становится применимым и к
России. Мигранты приносят с собой особую культуру, которая воспринимается большинством в обществе как чужеродная и ассоциируется в первую очередь с языковыми и образовательными проблемами. Первые попытки решения образовательных и социальных проблем семей мигрантов подвели гражданское общество большинства европейских стран, а затем и государство к осознанию феномена мультикультурности существующего общества. В то время как правительства озабочены правовой стороной проблемы: принимаются законы о государственном
языке и языках народов, населяющих страну, о гражданстве, программы по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма и т.д педагогическая общественность также пытается найти адекватный ответ на спровоцированные миграцией проблемы. Педагогический опыт большинства принимающих мигрантов и изначально мультикультурных стран показывает, насколько важно принятие концепции межкультурного образования как ведущей парадигмы воспитания и обучения. В первую очередь это несет пользу коренному населению (или национальному большинству) страны, озабоченной сохранением социальной стабильности в обществе. Родители зачастую не осознают, как своими шовинистскими установками готовят почву для развития ксенофобии и межкультурных конфликтов. Не вмешиваться в формирование детской личности – означает позволить "осесть" негативным национальным стереотипам в детское сознание, когда способность к критическому их осмыслению еще не сформирована. Особая ценность реализации межкультурного образования именно в детском
возрасте обусловлена высокой сензитивностью детства к формированию позитивных установок в межкультурном общении и развитию межкультурной компетентности. Дети повсюду "наталкиваются" на мультикультурность – она та среда, где взрослеют современные дети. Классы современных европейских, американских, австралийских, российских школ далеки от однородности состава: дети различаются в языковом (языки и диалекты), религиозном и мировоззренческом отношении, в географическом происхождении и личной истории (все больше отличаются
дети села и города, за одной партой могут оказаться местный житель и мигрант или беженец). Каждый ученик имеет свою уникальную структуру личности, несущую отпечаток той культуры, в какой он воспитывался и рос. В то же время мультикультурное общество не отражается в содержании детских книг и школьных учебников, а дети больше знают об экзотических культурах других стран, чем о культуре соседей – этносов; часто история преподносится с точки зрения культуры большинства (т.н. история "суперэтноса"
). Это несет большую опасность для становления детской личности. Для детей иной этнокультуры очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе, это положительно сказывается на социализации ребенка в группе сверстников и даже на школьных успехах. Если же детям навязывается государственная идеология или мировоззрение большинства, в классе может сложиться атмосфера скрытой вражды.