Проблемы определения целей и миссии организации.
Размик Айдинян, доктор философских наук, профессор
Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения, Татьяна
Шипунова, кандидат социологических наук, старший преподаватель
Санкт-Петербургского государственного университета
Неправильное
формулирование миссии и целей приводит к тому, что, как заметил Питер Ф.
Дракер, люди тратят время и силы на тщательное выполнение действий, которые не
нужно было предпринимать вообще.
Миссия
любой организации — это ее социальное предназначение, то есть то, чего общество
ждет от функционирования данной организации, а ждет оно, разумеется,
удовлетворения каких-либо своих потребностей.
Однако,
кроме этой внешней цели, у любой организации имеется внутренняя цель — это то,
что члены данной организации хотят получить для себя в результате своей
деятельности. Для любой организации она заключается, как минимум, в обеспечении
своего выживания, а как максимум — в повышении собственного благосостояния. Это
предполагает стремление коммерческой организации к увеличению получаемой
прибыли, а некоммерческой — к увеличению своих доходов либо за счет усиления
дозволенной коммерческой деятельности, либо же за счет усилий по наращиванию
объема финансирования со стороны государства, меценатов и иных благотворителей.
Неразличение миссии и внутренней цели ведет к путанице как в теории, так и в
практике менеджмента.
Как
же практический менеджмент определяет миссию и цели своих организаций?
В
литературе можно найти много формулировок, взятых из годовых отчетов различных
фирм. Так, менеджеры фирмы “Х.П. Балмер Холдингс” считают, что их
“миссия состоит в том, чтобы оставаться ведущей в мире компанией,
производящей сидр”. Но обществу в лице потребителей безразлично, является
эта компания ведущей или нет, оно желает лишь того, чтобы данная фирма
производила высококачественный и сравнительно дешевый сидр что и было бы
правильной формулировкой ее миссии. А вот как компания определяет свои
фирменные цели:
1)
забота о росте британского и международного рынка сидра;
2)
достижение самой низкой себестоимости продукции;
3)
готовность соответствовать потребностям всех клиентов и т.д., всего — 10,
но
среди них нет цели «получение прибыли».
Такое
похвальное бескорыстие демонстрируют и другие ведущие фирмы.
Вот,
например, формулировки целей компании “Теско”:
1)
предоставление заказчикам максимальных благ;
2)
удовлетворение потребностей заказчиков (интересно, намного ли эта цель
отличается от первой?);
3)
обеспечение акционеров высокими доходами;
4)
повышение рентабельности;
5)
развитие талантов сотрудников;
6)
тесное сотрудничество с поставщиками;
7)
участие в выработке политики национальной пищевой промышленности;
8)
поддержание благосостояния общества;
9)
защита окружающей среды.
Что
тут можно сказать?
Во-первых,
в этом списке перемешаны совершенно разнородные факторы: а) необходимое условие
успешного бизнеса (соблюдение интересов акционеров, заказчиков и поставщиков); б)
миссия фирмы, хотя и сформулированная слишком абстрактно (поддержание
благосостояния общества); в) ограничительное условие для бизнеса — защита
окружающей среды (нарушить экологическое законодательство — значит нарваться на
весьма ощутимый штраф).
Во-вторых,
при ознакомлении с подобными формулировками целей возникает впечатление, что
работники фирмы — это святые люди, которые, ничуть не думая о собственной
выгоде, озабочены исключительно тем, чтобы осчастливить человечество в лице
акционеров, потребителей, заказчиков и поставщиков. И это странно — ведь
стремление к прибыли законодательно закреплено в качестве главной цели
коммерческих организаций. Трудности в процессе выбора и формулирования целей,
на наш взгляд, обусловлены следующими причинами:
Отождествление
миссии организации с ее главной внутренней целью. Вообще, миссии всех
организаций (как коммерческих, так и некоммерческих) идентичны и сводятся к
качественному удовлетворению тех или иных общественных потребностей. Внутренние
цели организаций, в общем-то, тоже идентичны и сводятся к обеспечению своего
выживания и/или достижению и удержанию определенного уровня прибыльности или
доходности.
Желание
показать всему миру свою социальную благонамеренность и благонадежность,
вызвать к себе доверие общественности. Поэтому многие организации избегают
таких выражений, как «стремление к прибыли», ведь иначе не создать себе имиджа
бескорыстного служения обществу. При этом они почему-то забывают, что люди не
настолько наивны, чтобы верить их декларациям.
Сведение
главной внутренней цели организации к цели одной из заинтересованных групп —
участников бизнеса.
Например,
фирма “Бутс Компани” формулирует свою цель так: “Нашей целью
является достижение максимальной стоимости активов компании для блага
акционеров”. Однако если последовательно придерживаться этой цели, то
такая направленность действий неминуемо приведет к отчуждению остальных
участников и фирма довольно быстро окажется в аутсайдерах. Понятно, что каждый
участник бизнеса преследует свои интересы и цели, отличные от целей
организации:
акционеры
желают получить высокие дивиденды и/или повысить рыночную стоимость своих
акций;
менеджеры
стремятся к увеличению своих доходов и власти;
рядовые
наемные сотрудники заинтересованы в высокой зарплате, кофортных условиях труда
и гарантиях занятости;
потребители
хотят получить качественную продукцию по сравнительно низким ценам и хорошее
обслуживание;
кредиторы
желают своевременно вернуть свои деньги с процентами;
поставщики
и заказчики заинтересованы в стабильных и взаимовыгодных отношениях с данной
организацией.
И
не считаться с этим нельзя.
Отказ
от выделения главной внутренней цели и простое перечисление множества
равнозначных целей, среди которых чаще всего называются следующие: прирост
капитала акционеров, увеличение доли рынка, прибыльность, рентабельность, рост
и расширение фирмы, выживание, предоставление услуг потребителям, увеличение
производительности труда, удовлетворение потребностей работников фирмы,
инновации, обучение персонала, короткие сроки поставок, сокращение длительности
производственного цикла и т.д.
Попытка
одновременно придерживаться многих противоречащих друг другу целей равносильна,
по сути, полной дезориентации. Поэтому выделение главной цели — абсолютная
необходимость.
Противоречивость
множества параллельных целей не страшна, если каждая из них в отдельности не
противоречит главной. Множество целей должно быть субординировано по отношению
к главной в схеме “дерева” целей.
Если
главная внутренняя цель определяется просто как “получение прибыли”,
то это неверная, слишком абстрактная формулировка. Ведь в таком случае
получение одного рубля прибыли тоже должно считаться достижением цели, что вряд
ли кого-нибудь устроит.
Неверна
и формулировка “максимизация прибыли”, так как существует много способов
кратковременной максимизации прибыли. Представляется, что оптимальная
конкретизированная формулировка главной внутренней цели может звучать так:
обеспечение устойчивой прибыльности во столько-то процентов годовых. Такое
определение, во-первых, не позволяет забыть о перспективе и увлечься
сиюминутной выгодой, а во-вторых, содержит в себе критерий целедостижения в
виде установленного процента.
Но
не следует думать, что именно такая главная цель стоит перед организацией во
всех случаях и на всех этапах ее развития. В кризисных ситуациях, например,
главной целью станет выживание, а не получение прибыли.
На
первоначальной стадии развития, когда бизнес только создается и еще нет
уверенности в успехе предпринимаемого дела, главная цель формулируется осторожно
и скромно: создание самоокупаемого бизнеса. Эта цель подразделяется на
следующие подцели первого уровня, которые иначе называются задачами, или
тактическими задачами:
—
выявление общественных (рыночных) потребностей;
—
разработка товара;
—
организация производства;
—
организация сбыта.
Эти
подцели, в свою очередь, подразделяются на подцели второго уровня и т.д.
Например, подцель “организация производства” предполагает решение
следующих задач:
—
формирование штата производственных рабочих;
—
подготовка помещений;
—
закупка сырья, материалов, оборудования;
—
установка и наладка оборудования;
—
отладка технологической цепочки и т.д.
Именно
так строится “дерево” целей.
Если
делу сопутствует успех, то у фирмы появляются финансовые возможности для роста
и расширения. На данном этапе развития внутренняя цель фирмы может быть
сформулирована так: повышение прибыльности (дальнейшее процветание).
Однако
далеко не все успешные организации могут расти и укрупняться. В частности, это
относится к семейным фирмам. В развитии такой организации наступает момент,
когда укрупнение бизнеса требует привлечения значительно большей суммы денег,
чем семья в состоянии вложить в дело. Конечно, можно выпустить и продать акции
фирмы, добыв таким образом необходимую сумму, но это чревато утратой
контрольного пакета акций и, соответственно, контроля над собственной фирмой.
Кроме того, укрупнение бизнеса вынудит владельца привлечь дополнительных
менеджеров и поделиться с ними властью, что также приведет к снижению
возможностей эффективного контроля над собственным бизнесом. Поэтому многие
владельцы малых предприятий предпочитают ограничить свои амбиции и
довольствоваться достигнутым уровнем. В данном случае внутренней целью
организации становится сохранение достигнутого уровня прибыльности.
Даже
большие организации далеко не всегда способны к дальнейшему росту. Желание
экспансии безгранично, но возможности всегда ограничены или ресурсами, или
неблагоприятными внешними факторами, в особенности конкурентами. Статистика
показывает, что приблизительно треть крупных фирм после достижения
определенного размера практически прекращают свой рост. Итак, мы рассмотрели,
как соотносятся миссия и цели организации, а также как можно определить главную
внутреннюю цель. В дальнейшем мы попытаемся раскрыть соотношение понятий
“цель”, “стратегия” и “тактика”.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.troek.net/