Проблемы происхождения человека и его ранняя история

Содержание
Введение
1. Концепции антропогенеза
2. Эволюция человека
3. Первобытная историячеловечества
Заключение
Список литературы

Введение
Человек как носительсознания, духовности занимает в природе уникальное место – это действительнофеномен природы. В вопросе происхождения человека существуют представления обожественном творении человека. В науке же с XIX в. господствует вытекающая из эволюционной теорииконцепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян.Современная наука не только подтверждает генетическую близость человека собезьянами, но и может оценить примерные даты расхождения их эволюционныхпутей.
Антропогенез, понятый какпроцесс биологической эволюции предшественника человека, является одним изразделов более общей науки – антропологии, изучающей происхождение и эволюциичеловека, образование человеческих рас и нормальные вариации физическогостроения человека. Процесс антропогенеза начинается с первых шаговочеловечивания обезьяны и завершается с появлением Homo Sapiens.
Проблема изученияпроисхождения человека заключается в том, что общий объем сведений о человеке,накопленный разными науками, не так уж и мал, но собрать эти сведения вцелостную, логически связанную концепцию пока не удается. Общность различных направлений современного человекознаниязаключается в принятии в качестве фундамента всех теоретических построенийположения о парадоксальности человека.
Объект – антропология.
Предмет – антропогенезчеловека.
Цель работы – изучитьпроблемы происхождения человека и его раннюю историю.
Задачи работы следующие:
1. Исследовать основныеконцепции происхождения человека с целью выявления наиболее актуальной насегодняшний день.
2. Проследить этапыразвития человека как биосоциального вида.
3. Охарактеризоватьраннюю историю человечества, выявить её особенности.
В процессе исследования намииспользовались материалы учебной и специальной литературы.
Из исследованийнеобходимо выделить работу крупнейшего отечественного антрополога В.П.Алексеева «Становление человечества», из которой мы почерпнули размышленияавтора о становлении психики человека и способах исследования этогомногостороннего процесса. Обращает внимание осторожность, с которой, не смотряна всю логическую стройность рассуждений, В.П. Алексеев обращается к теме. Онаво многом обусловлена недостаточностью имеющейся фактической базы относительнопсихического мира гоминид. Работа В.П. Алексеева ставит проблему, определяетпути ее решения, но до настоящего времени палеопсихология остается малоисследованнойобластью.

1. Концепции антропогенеза
Учитывая сложностьпредмета изучения – человека – в науке не сложилось единой теории егопроисхождения. В самом общем виде концепции антропогенеза можно разделить натри группы: креационизм (религиозный подход), глобальный эволюционизм(философский подход) и теорию эволюции (научный подход).
Вкратце остановимся напервых двух концепциях, подробнее – на третьей, научной.
Согласно религиознымвоззрениям, человек был создан неким высшим существом – Богом или несколькимибогами. Пути создания человека в разных верованиях различаются. Креационизмможно разделить на ортодоксальный (или антиэволюционный) и эволюционный.Теологи-антиэволюционисты считают единственно верной точку зрения, изложенную вСвященном Писании (Библии). Согласно ей, человек, как и другие живые организмы,был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем неизменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительнойбиологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и,возможно, неудачных творений. Некоторые теологи признают существование впрошлом людей, отличных от живущих сейчас, но отрицают какую-либопреемственность их с современным населением.
Теологи-эволюционистыпризнают возможность биологической эволюции. Согласно им, виды животных могутпревращаться один в другой, однако направляющей силой при этом являетсяБожественная воля: человек мог возникнуть от более низко организованныхсуществ, однако его дух оставался неизменным с момента первоначальноготворения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца.
Глобальный эволюционизм,зародившийся в античные времена, придерживается мнения, что весь мирпредставляет собой единую систему, развивающуюся по одним законам. Человек является частью мира и занимает в нем вполнеопределенное место. Согласно разным вариантам глобального эволюционизма, местоэто более или менее скромное либо же, напротив, центральное и ведущее.
Относительнонепосредственно процесса эволюции человека сторонники глобального эволюционизмасклоняются к научной точке зрения. И П. Тейяр де Шарден, и Н.Н. Моисеев, кроменаправленности эволюционного процесса, признают большое значение для процессапроисхождения человека естественного отбора и конкуренции.
После средневековогозастоя, в XVIII в. наука начала свое бурное развитие. Естествоиспытатели этоговремени часто высказывали мнение о «перерождении» одних организмов в другие, втом числе – обезьяны в человека.
Концепция изменения однихсуществ в другие – биологическая эволюция – приобретала в трудах натуралистоввсе более отчетливые очертания. Впервые объемное обоснование гипотезы эволюциии происхождения человека от «четвероруких» опубликовал Ж.Б. Ламарк в 1802 и1809 гг.
Куда более резкийобщественный и научный резонанс вызвала теория эволюции Ч. Дравина,опубликованная в 1859 г. в книге «Происхождение видов путем естественногоотбора», в 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой подбор» и в другихработах.
Теория продолжаларазвиваться, а после открытия генетического наследования и его законов, сталаназываться синтетической теорией эволюции. Согласно этой теории генетическийматериал живых организмов имеет свойство изменяться под воздействиемразнообразных факторов. Эти изменения могут быть вредными или полезными. Еслиорганизм оказывается более приспособленным, чем его сородичи, то имеет шансоставить больше потомства, передав ему свои генетически закрепленные качества.С изменением среды полезнее оказываются признаки, бывшие до того нейтральнымиили даже вредными. Организмы, имеющие такие признаки, выживают, и признакиостаются у потомства. Существуют несколько видов отбора. Так происходитизменение наследственности со временем, хотя длится оно обычно очень долго – втечение многих поколений. Предки человека, будучи частью окружавшей их природы,по причине изменения внешних условий постепенно видоизменялись, что и привело кпоявлению современного человека.
В настоящее времясинтетическая теория эволюции не является единственной научной теориейэволюции. Однако именно синтетическая теория эволюции имеет в настоящий моментнаиболее доказательную базу и подтверждается большинством биологическихисследований.
Относительно конкретныхфакторов, действовавших на предков человека в процессе эволюции, существуютразные взгляды.
В 1876 г. Ф. Энгельсопубликовал статью «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Вней он сформулировал идею, по которой эволюция человека происходила в основномпо социальным причинам. Главной движущей силой преобразования обезьяны вчеловека, одновременно отличающей их друг от друга, Ф. Энгельс считал трудовуюдеятельность[1].При этом труд повлиял и на современную анатомию человека.
Переход к прямохождениюпривел к освобождению рук от функции передвижения. Руки стали использоватьсядля изготовления и применения орудий труда. Усложнение трудовых операцийприводило к увеличению головного мозга, что вновь вызывало усложнениедеятельности. Труд также содействовал сплочению коллектива, возникновению речии, наконец, общества. Конкретным механизмом влияния социокультурной среды набиологическую эволюцию Ф. Энгельс считал закрепление в наследственностиприобретенных в процессе труда морфологических признаков. Такое объяснение несогласуется с современными представлениями о генетической наследственности,однако некая связь социокультурной и биологической эволюции несомненна ивыявляется вполне определенно.
Альтернативнуюсоциокультурной, сугубо биологическую концепцию эволюции человека выдвинул в1918 г. анатом Л. Больк. Она получила название «гипотеза фетализации». СогласноЛ. Больку, человек представляет собой как бы «неповзрослевшую» обезьяну.Множество признаков взрослого человека – большой мозг относительно малого лица,отсутствие шерсти на теле и наличие ее в виде волос на голове, слабаяпигментация у некоторых рас – соответствуют таковым у эмбриона шимпанзе.Явление замедление развития (ретардация) эмбриона известно у многих животных.Выпадение из жизненного цикла у животных взрослой стадии, когда размножаетсяличинка, называется неотенией. Таким образом, человек, по Л. Больку, представляетсобой половозрелый зародыш обезьяны[2]
Данная концепцияподверглась серьезной критике. Сейчас ясно, что положения гипотезы фетализациинельзя понимать буквально. Однако собранный Л. Больком сравнительный материалне может быть отвергнут, а идеи эволюции за счет эмбриональных измененийнаходят своих последователей.
Влияние внешних условийна эволюцию предков человека получило освещение в концепции Г. Вейнерта, опубликованнойвпервые в 1932 г. Основными движущими силами он считал климатические измененияна планете. Современный человек возник под воздействием суровых условий ледниковогопериода.
Оригинальную гипотезувыдвинул Б.Ф. Поршнев в книге «О начале человеческой истории (Проблемыпалеопсихологии)». Согласно ей, древнейшие предки человека – троглодитиды –уровнем своей психической деятельности не отличались от животных. По способупитания они были падальщиками. Стадия «трупоядения» была промежуточной междурастительноядностью и хищничеством. Инстинкт раскалывания камнями орехов илимоллюсков троглодитиды перенесли на черепа животных, а затем на сами камни.Таким образом, производство каменных орудий у троглодитид не отличалось по сутиот деятельности бобров или муравьев. Вместе с тем, у троглодитид значительноразвилась способность к суггестии – психическому внушению, что позволяло импобуждать других индивидов действовать выгодным для внушающего образом.Развилась также и контрсуггестия – вторая сигнальная система, речь. Свозникновением речи Б.Ф. Поршнев связывает возникновение собственно людей. Людиотличаются от троглодитид не только наличием речи, но также активной охотой,сознательной трудовой деятельностью и наличием искусства. Однако первым людямприходилось тяжело, поскольку троглодитиды использовали их с помощью аппаратаинтердикции – способности вызывать нерациональные имитативные рефлексы. Поэтомуу части первых людей усилилась способность к суггестии для борьбы с троглодитидами.Другая же часть, во избежание контактов с троглодитидами начала мигрировать попланете. В новых условиях люди приспосабливались как биологически, так икультурно. Когда же Земля оказалась полностью заселенной, началась откатнаяволна миграций, войны же с троглодитидами стали успешными благодарядостигнутому техническому прогрессу[3].
Концепция Б.Ф. Поршневане подтверждается фактическими данными, однако заставляет обратить большевнимания на психологические аспекты эволюции человека.
Таким образом, религияпредлагает наиболее простой путь решения: все сказано в Священном Писании.Философы выводят свои заключения, исходя из своей логики. Ученые пытаютсядоказать свои положения, обосновав с помощью известных фактов. Когда фактов нехватает, ученые проводят специальные исследования, восполняя наши знания обокружающем мире.
Согласно современнымнаучным взглядам, человек возник в ходе длительной биологической эволюции. Егопредки на некотором этапе были одновременно и предками современныхчеловекообразных обезьян, а в более отдаленном прошлом – также и предкамидругих животных. Однако принципиальное отличие антропогенеза от эволюции прочихорганизмов заключается в том, что на поздних этапах антропогенез был тесносвязан с формированием общества – социогенезом. Это является спецификойантропогенеза и одновременно крайне расширяет горизонты исследований. Изучаяпрошлое человечества, невозможно ограничиться лишь рассмотрением только биологическойего стороны или же только социальной. Человек является истинно биосоциальнымсуществом, он не может существовать вне общества, равно как и общество состоитиз отдельных индивидов.
 
2.Эволюция человека
Возникновению человекаразумного предшествовал длительный период развития органического мира планеты.Истоки древнейших млекопитающих прослежены с конца мезозойской эры. Общимпредком млекопитающих были примитивные насекомоядные. Единство происхожденияприматов с другими млекопитающими доказывается биологическим сходством отрядовмлекопитающих. Отряд приматов имеет многомиллионную историю развития.
К низшим приматам относятмелких животных: тупайев, лемуров и долгопят. К высшим приматам относят обезьяни человека. Подотряд высших человекоподобных приматов делится на две группы:широконосые обезьяны (низшие обезьяны) и узконосые обезьяны (низшиемартышкообразные, высшие обезьяны и человек).
Важнейшим в наукеявляется вопрос о прародине исходной формы человеческого предка.
Исторически первой быларазносторонне аргументирована гипотеза азиатской прародины. В Пакистане и Индиибыли сделаны многочисленные находки среднемиоценовых гоминоидов сивапитеков(Sivapithecus), живших около 8-12 млн. лет назад. По современным представлениям,азиатские сивапитеки были предками лишь современных орангутангов.
Позже азиатских былисовершены богатейшие африканские находки ископаемых костей. Из Африки известенцелый ряд находок приматов, живших в раннем и среднем миоцене. Их морфологиянаиболее близка к современным понгидам и первым австралопитекам.
Ископаемые гоминоиды жилине только в Азии и Африке, много человекообразных обезьян населяло в миоценеЮжную Европу.
Из трех возможных центровпроисхождения исходного предка человека наиболее полная связь миоценовых иболее поздних гоминоидов прослеживается в Африке: Самбуропитек(Samburupithecus) (9,5 млн. лет назад) – сахелянтроп (Sahelanthropus) (6-7 млн.лет назад). В Азии и Европе есть довольно поздние миоценовые человекообразныеобезьяны, но нет очень древних гоминид. Таким образом, Африка с наибольшейвероятностью является прародиной гоминид.
В теории становлениячеловечества существуют два течения. Классическое – моноцентризм – говорит ободной прародине человечества на африканском континенте. Сторонникиполицентризма утверждают, что существовали несколько независимых зонантропогенеза, одна из которых могла располагаться не просто в Азии, но даже взоне с крайне суровыми климатическими условиями.
Рамки семейства гоминидзависят от того, какие признаки положены в основу определения места конкретныхвидов в системе гоминоидов. Поскольку единственным современным представителемсемейства является человек, из его особенностей исторически были выделены триважнейшие системы, считающиеся истинно гоминидными. Эти системы были названыгоминидной триадой: прямохождение (бипедия); кисть, приспособленная к изготовлениюорудий; высокоразвитый мозг.
Систематическое делениегоминин очень запутанно. В старых работах было принято выделять несколькостадий эволюции человека – архантропов, палеоантропов и неоантропов.Архантропам непосредственно предшествовали австралопитеки, или, по стадиальнойтерминологии, – протантропы. Стадиальные термины иногда применяются и всовременной литературе.
В настоящее времяпрактически все ученые склоняются к мысли о более сложном характере эволюции.Некоторые популяции обгоняли остальные по уровню своего развития, а миграцииили же изоляция играли значительную роль в неравномерности распространенияпрогрессивных признаков по планете. Прогрессивные признаки могли возникать не вкомплексе, а в разных группах независимо, объединяясь потом вследствиесмешений. Такой вариант эволюции называется сетевидной эволюцией.
Таким образом, термины«архантропы», «палеоантропы» и «неоантропы» должны расцениваться лишь какусловные (но иногда удобные), объединяющие подчас весьма отличающиеся группыгоминин. Преимуществом их использования является уход от запутаннойсистематической номенклатуры, понимаемой разными исследователями по-разному.
Располагая ископаемыенаходки гоминид хронологически, можно составить представление о стадияхэволюции человека:
– австралопитеки(предшественники человека);
– питекантропы(древнейшие люди, архантропы);
– неандертальцы (древниелюди, палеоантропы);
– человек современноготипа (неоантропы).
Считается, чтоавстралопитеки являются потомками рамапитеков, произошедших от дриопитеков –наиболее вероятных предков человека.
Появилисьавстралопитековые около 6-7 млн. лет назад, а последние из них вымерли толькооколо 900 тыс. лет назад, во время существования намного более прогрессивныхформ. Насколько известно, австралопитековые никогда не покидали пределовАфрики, хотя некоторые находки, сделанные на острове Ява, иногда относят к этойгруппе.
Сложность положенияавстралопитековых среди приматов заключается в том, что в их строении мозаичносочетаются признаки, характерные и для современных человекообразных обезьян, идля человека.
Череп австралопитековпохож на череп шимпанзе. Характерны большие челюсти, массивные костные гребнидля прикрепления жевательной мускулатуры, маленький мозг и большое уплощенноелицо. Зубы австралопитеков были очень большие, но клыки короткие, а деталистроения зубов больше похожи на человеческие, чем обезьяньи.
В строении скелетаавстралопитеков характерны широкий низкий таз, относительно длинные ноги икороткие руки, хватательная кисть и нехватательная стопа, вертикальныйпозвоночник. Такое строение уже почти человеческое, отличия заключаются лишь вдеталях строения и в маленьких размерах.
Образ жизниавстралопитеков, видимо, был непохож на известный у современных приматов. Онижили в тропических лесах и саваннах, питались преимущественно растениями.Впрочем, поздние австралопитеки охотились на антилоп или отнимали добычу укрупных хищников – львов и гиен. Австралопитеки жили группами в несколькоособей и, видимо, постоянно кочевали по просторам Африки в поисках пропитания.Орудия австралопитеки вряд ли умели изготовлять, хотя использовали наверняка.
Останки питекантропов –древнейших представителей людей или Homo erectus (Человеквыпрямленный, прямостоящий) – широко распространены в Азии, Африке и Европе.
Питекантропы были людьми,практически современными по строению скелета, но их череп значительно отличалсяот современного. Огромные челюсти, нависающие надбровные дуги, покатый лоб ивыступающий назад затылок являются очень характерными физиономическими чертамиархантропов. Стенки черепа были очень толстые, достигая у некоторых индивидов 2см толщины. Мозг архантропов продолжал прогрессивно изменяться. Росла лобнаядоля, увеличивалась роль височной. Объем его колебался в пределах 700-1100 см3.Рука имела уже полностью современное строение[4].Примерно ко времени 1-1,5 млн лет назад орудия совершенствуются настолько, чтоих уже относят к новой археологической культуре – ашельской. Типичным орудиемашельской культуры является ручное рубило – тяжелое, с грубым режущим краем.Кроме каменных орудий, архантропы делали и деревянные копья, изредка находимыев торфяных болотах Европы.
Период существованияархантропов важен в том отношении, что именно тогда закладывались основысовременного человеческого общества. Возможно, к этому времени относитсяпоявление речи, о чем можно судить по слепкам головного мозга. В это время людиначали охотиться на крупных опасных животных, что, несомненно, требовалокоординации коллектива и усложнения общения. Тогда же произошло знакомстволюдей с огнем и первое расселение из тропических зон в субтропические.Очевидно, увеличивались размеры групп архантропов, росло и население Земли вцелом. Архантропы умели строить примитивные жилища.
Среди архантропов былисвоеобразные специализированные группы, не оставившие потомков, другие жеэволюционировали далее. Иногда среди них выделяют множество видов. Видимо,существовало как минимум две основных ветви архантропов – западная, илиафро-европейская и восточная, или азиатская.
Гоминин периода примерноот 500 до 35 тыс. лет назад относят к палеоантропам или «архаическимсапиенсам». Систематически их подразделяют на «Человека гейдельбергского» инеандертальцев.
Биологическая эволюциягоминин продолжалась в направлении уменьшения массивности черепа и увеличенияобъема и усложнения строения мозга. Существенно, что объем мозга рос быстрее,чем развивалась структура и менялась форма. У некоторых представителейпалеоантропов размеры мозга достигали современных значений, в целом размахобъема мозга достигал у них 1000-1700 см3.
Соответственно усложнениюстроения головного мозга, усложнялось и поведение людей. Тогда как ранниепалеоантропы использовали ашельскую технику обработки камня, более поздниеусовершенствовали ее. Приблизительно 200 тыс. лет назад появилась мустьерскаятехника – более совершенная и экономная. Типичными орудиями эпохи мустьеявляются остроконечник и скребло. Усиливалось культурное различиетерриториальных групп людей. В Азии долго сохранялись примитивные способыобработки камня. В Европе мустьерская техника достигла своего расцвета изаметно специализировалась. Особенно прогрессивными были африканские культуры.Так, в Африке очень рано появились традиции обработки кости и использованиеохры, возможно, в ритуальных целях.
Палеоантропы, как и ихпредки, продолжали мигрировать по планете. Попадаяв новые экологические условия, люди учились справляться с разными природнымитрудностями. Видимо, именно к этому времени относится появление одежды.Усовершенствовались способы постройки жилищ, люди активно заселяли пещеры,выгоняя оттуда крупных хищников – медведей, львов и гиен. Заметноусовершенствовались способы охоты на животных, свидетельством чему являютсямногочисленные остатки костей на стоянках. Европейские неандертальцы были, посути, основными хищниками своего времени. Вместе с тем, имеются идоказательства каннибализма среди палеоантропов.
Важные измененияпроисходили в психике древних людей. Зарождалось символическая деятельность.Первые ее образцы нельзя назвать даже искусством: это ямки на камнях,прочерченные полосы на известняке, костях и кусках охры. Однако такаянеутилитарная деятельность свидетельствует о значительном усложнениипсихических процессов палеоантропов[5].
Еще более существеннымиявляются археологические доказательства ритуальной практики неандертальцев.Важнейшим свидетельством высокого уровня психики неандертальцев являются первыезахоронения умерших. Наиболее древние из них относятся ко времени около 100тыс. лет назад. Вероятно, тогда же появлялись и первые представления озагробном мире.
Внешне палеоантропысильно различались. Они имели огромное надбровье и высокое лицо, широкий нос,тяжелую нижнюю челюсть со скошенным подбородком, покатый лоб. Затылок многихпалеоантропов сильно выступал назад. Впрочем, все эти признаки были выражены нетак значительно, как у архантропов. Поздние палеоантропы, относимые кнеандертальцам, имели ряд специфических черт, например, очень сильновыступающее вперед широкое лицо со скошенными скулами. Многие признакиевропейских неандертальцев могли возникнуть под влиянием тяжелейших условийледникового периода около 60 тыс. лет назад. Телосложение неандертальцев былоочень коренастым, ноги сравнительно короткими, грудь бочкообразной, плечи оченьширокими.
Сапиентация – процессвозникновения современного вида человека Homo sapiens sapiens, заключающийсякак в биологической перестройке – увеличении мозга, округлении черепа,уменьшении размеров лица, появлении подбородочного выступа, – так и в социокультурныхновшествах – возникновении искусства, символического поведения, техническомпрогрессе, развитии языков.
В нескольких африканскихместонахождениях с датировками от 200 до 100 тыс. лет назад обнаружены костилюдей, не имевших сильно выступавшего затылка, большого надбровного валика иобладавших при этом очень большим мозгом и выступающим подбородком. Похожиенаходки были сделаны на Ближнем Востоке. Со времени около 40 тыс. лет назадлюди совершенно современного облика, только несколько более массивные современных,– неоантропы – известны практически со всей территории ойкумены – из Африки,Европы, Азии и Австралии. Только Америка, возможно, была заселена несколькопозже.
Население Европы,относящееся к современному виду, жившее в эпоху верхнего палеолита – от 40 до10 тыс. лет назад – называется кроманьонцами. Отметим, что кроманьонцы в Европе5 тыс. лет подряд соседствовали с неандертальцами. Различались они между собойне только по чертам физического строения. Кроманьонцы обладали намного болеесовершенной культурой. Неизмеримо выросла техника изготовления орудий. Онистали изготавливаться с пластин – специально подготовленных заготовок, чтопозволило выделывать куда более изящные орудия, чем мустьерские остроконечники.Кроманьонцы широко использовали для изготовления орудий также кости животных.Выросло техническое оснащение людей – появились лук и стрелы.
Существеннейшим явлениемявляется расцвет верхнепалеолитического искусства. В пещерах Франции, Испании иИталии сохранились превосходные образцы наскальной живописи, в слоях стоянок отБретани до Байкала обнаружены статуэтки людей и животных, сделанные из костей иизвестняка. Рукоятки ножей и копьеметалок украшались затейливой резьбой. Одеждаукрашалась бусами и раскрашивалась охрой[6].
Поселения людей верхнегопалеолита обычно представляли собой регулярно посещаемые охотничьи стоянки.Здесь строились жилища, шла жизнь общества, исполнялись ритуалы, хоронилиумерших. В эпоху верхнего палеолита человек приручил волка, превратив его всобаку. Так человек начал сам активно влиять на процесс видообразования уживотных.
Относительно судьбынеандертальцев раньше считалось, что они эволюционировали в людей современноготипа, одна стадия перешла в другую. Сейчас такой вариант кажется почтиневероятным – слишком велики различия в строении и культуре, да исосуществование неандертальцев и кроманьонцев уже доказано.
Некоторые ученые считают,что в борьбе за территории кроманьонцам помог неизмеримо более высокий уровеньтехнического оснащения и социальной организации. Кроме того, вовсе не исключеносмешение некоторых групп первых неоантропов и поздних неандертальцев. Вероятно,именно такое смешение генов и культур помогло первым неоантропам быстроприспособиться к совершенно новым для них природным условиям.
Итак, согласнопалеонтологическим данным, линия предшественников, ведущая к человеку,отделилась от линии современных человекообразных обезьян около 4-8 млн. летназад. В науке есть множество взаимоисключающих мнений по поводу причин,времени и места возникновения современного человека. Существовало огромноеколичество предшественников современного человека, не все из которых былинашими предками. Их можно разделять на стадии или выделять группы согласнобиологической систематике: архантропы, палеоантропы и неоантропы. Вместе сбиологической эволюцией шла и эволюция социальная, реконструируемая, вчастности, методами археологии.
Согласно наиболееаргументированной точке зрения, человек современного облика и поведения возникв Африке или на Ближнем Востоке от 100 до 40 тыс. лет назад. Со времени около35 тыс. лет на Земле существует только современный вид человека,распространившийся по всей планете.

3. Первобытная история человечества
человек происхождениеконцепция
Антропогенез – этопреодоление формирующимся человеком чисто природного образа жизни и становлениежизнедеятельности, суть которой – целенаправленное преобразование мира.
Исследователи советского периодасчитают, что биологическая эволюция, естественный отбор, борьба в антропогенезеважны, но лишь до момента вступления предчеловека на путь социализации. С этогомомента начинается процесс формирования у гоминид человеческой, т.е. социальнойсущности.
Особо важным длясоциализации считается процесс становления личности на основе вовлечения её всистему общественных отношений. Социализация чаще всего определяется не какпроцесс однонаправленного воздействия общества на индивида, а как ихвзаимодействие в качестве двух структурных элементов человеческой родовойприроды[7].
Таким образом,социализация в антропогенезе есть, прежде всего, процесс накопления социальногоопыта, выработка средств его закрепления и обогащения, а также передачи этогоопыта каждому индивиду и другим поколениям.
Начало социализации вантропологии связывают с формированием кроманьонского человека. Этомупредшествует некий переходный период от чисто животной жизнедеятельности ксоциальной. В целом можно выделить несколько наиболее важных особенностейгоминид, которые способствовали к переходу от животных форм жизнедеятельности ксоциальному образу жизни.
Во-первых, выделениеорудийной деятельности как самостоятельного вида жизнедеятельности; зарождениепредпосылок антропогенеза, заключающихся в первых формах обмена деятельностью иобразования группового опыта орудийной деятельности. Во-вторых, развитие наоснове орудийной деятельности небиологических внутригрупповых отношенийиндивидов и формирование целостного коллектива; смещение центра тяжести борьбыза существование с индивида на коллектив и превращение коллектива в основнуюединицу эволюции. В-третьих, жизнедеятельность гоминид отличается крайнимобострением противоречий.
Орудийная деятельностьприводит к развитию языка и мышления, что влечет за собой развитие опытаколлективного планирования предстоящих действий, становление коллективногосознания.
В науке существуетмнение, что родовое общество существовало уже в позднем палеолите. Раннеродоваяобщина жила в одной или на нескольких соседских стоянках. В то время средства ксуществованию можно было добывать только коллективным способом, коллективнымбыло и потребление.
Первое архаическоеразделение труда по полу и возрасту происходила внутри общины, котораянасчитывала десятки членов. Несколько общин объединялось в род. Повышение ролиохоты в верхнем палеолите способствовало ещё более четкому разделению трудамежду мужчинами и женщинами. Одни постоянно были заняты охотой, другие большевремени проводили на стоянках, ведя все усложнявшееся хозяйство. Женщинысоставляли ядро рода и являлись хозяйками в общих жилищах. В таких условияхпервоначальный род мог быть только матрилинейным, хотя стоит отметить, чтонекоторые ученые утверждают, что матрилинейность и патрилинейность одинаковосвойственны раннеродовому обществу[8].
В позднем палеолите род,характеризующийся экзогамностью, когда браки между его членами были запрещены,а также общей собственностью, односторонним счетом родства, единством имени ирелигиозного культа, был господствующей формой социальной организации. Значит,он возник раньше. Большинство ученых его зарождение относят к грани перехода отмустье к верхнему палеолиту. Существует мнение, что род возник в мустьерскоевремя у некоторых групп людей с относительной оседлостью.
Специфическим и важнымпризнаком рода считается экзогамия. Экзогамия установилась с запрещением браковмежду кровными родственниками по женской линии, в результате чего на сменустаду пришел род и дуально-родовая организация, которая появилась, по мнениюодних исследователей, в результате деления стада на две экзогамные половины. Помнению других ученых, здесь имело место соединение двух соседних стад.
О времени возникновенияпарной семьи нет общепринятой концепции. По мнению некоторых ученых, парнаясемья возникла на рубеже между дикостью и варварством, т.е. на грани переходаот мезолита к неолиту.
Неолит – высшая ипоследняя стадия каменного века. Для неолита характерна более высокая техникаобработки камня, переход во многих районах от присваивающих к производящимформам хозяйства. В это время появляются керамика и ткачество. Широкораспространяются новые приемы обработки камня: пиление и сверление. К неолитуотносятся неоспоримые доказательства развития земледелия и скотоводства.
Общий подъемпроизводительных сил в мезолите и особенно в неолите явился той основой, накоторой складываются новые черты общественной структуры древнейшегочеловечества.
В это время окончательновызревают племенные объединения, которые представляют собой наиболее высокуюступень в развитии древней родовой общины.

Заключение
Антропогенез – процессисторического развития биологического вида человек. Важнейшую роль в разработкетеории антропогенеза имеет положение Ф. Энгельса о ведущей роли социальныхфакторов труда в формировании человека. Другой краеугольный камень учения обантропогенезе – общая теория эволюции и её крупнейшее достижение – гипотезапроисхождения человека от обезьян, сформулированная Ч. Дарвином. Вопрос опроисхождении человека Дарвин рассматривал в русле развития жизни, т.е. сестественнонаучных позиций, и обосновал положение, согласно которому человекпоявился в результате эволюции животного царства.
Современная наукаподтверждает положение Дарвина о переходе к прямохождению, как частиэволюционного процесса. Прямохождение предшествовало развитию кисти и головногомозга, свободное владение руками, как утверждал Дарвин, не что иное, какследствие прямохождения.
В теории становлениячеловека существует два течения:
– моноцентризм (признаниетого, что современный человек (неоантроп, человек разумный), произошёл от ещёне разделённой на расыпопуляции или группы популяций палеоантропов наограниченном ареале (в Восточной Африке или в Передней Азии), а затемраспространился по всей Земле);
– полицентризм(предположение и существовании нескольких центров возникновения человекасовременного типа от более ранних гоминид. Выделяют до четырех центров происхождениясовременного человека и его рас).
На современном этаперазвития науки определено, что эволюция человека проходила не линейно, а свозникновением в процессе эволюции новых ответвлений, большая часть которыхбыстро исчезает. В каждый период времени существует несколько эволюционныхлиний, идущих от общего предка.
Началом основной ветвиэволюции человека были дриопитеки, жившие в середине третичного периода.Потомки дриопитеков – рамапитеки – обезьяноподобные существа, жившие в лесах и,возможно, ещё не прямоходящие.
Потомки рамапитеков –австралопитеки – представляют собой важнейшее звено, в котором уже безусловноразошлись эволюционные линии человека и шимпанзе.
Следующим этапом являетсяпоявление древнейших людей – архантопов (Homo erectus). «Человек прямоходящий» заметно лучше австралопитекаизготавливал орудия, охотился, начинает пользовать огнем. Появляется четкоеразделение труда: мужчины – охотники, женщины – собиратели различной пищи.
Последними древнимилюдьми были палеоантропы (неандертальцы), относящиеся к тому же виду, что исовременный человек разумный, но к другому подвиду. Одновременно снеандертальцами существовали и другие, ныне вымершие, разновидности человекаразумного.
Неандертальцы исчезли 40тыс. лет назад, сменившись людьми современного типа – кроманьонцами(неоантропы). Этот человек стал широко расселяться по планете и смешиваться сжившими относительно оседло неандертальцами, что не исключало и жесткую борьбуза выживание.
Кроманьонцы обладаливысоким интеллектом, создали новые типы орудий, новые приемы в охоте и способыиспользования растений, примитивные формы для обжига гончарных изделий, у нихзародилось искусство. Их эпоха закончилась около 10 тыс. лет назад, когда онизаложили основы дальнейшего земледелия, одомашнивания животных, возникновениярелигии и письменности, сложной социальной деятельности.
С точки зрениясовременной науки, биологическая эволюция человека прекратилась 30-40 тыс. летназад в связи с прекращением внутривидового отбора – важнейшего двигателяэволюции. На смену биологической пришла социальная эволюция, определившаяначало истории человечества – сложение и развитие сложных социальных формвзаимодействия.

Список литературы
1. Алексеев, В.П. Становление человечества. – М.: Политиздат,1984. – 462 с.
2. Батенин, С.С. Человек в его истории. – Л.: Изд-во ЛГУ,1976. – 295 с.
3. Всеобщая история: в 24 т. / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М.Волчек и др. – Мн.: Литература, 1996. – Т. 1. Каменный век. – 528 с.
4. Поршнев, Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемыпалеопсихологии). – М.: Мысль, 1974. – 487 с.
5. Рогинский, Я.Я. Об истоках возникновения искусства. – М.:Изд-во МГУ, 1982. – 32 с.
6. Харитонов, В.М. Введение в теорию антропогенеза иархеологию палеолита: Учеб. пособ. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 149 с.
7. Хрисанфова, Е.Н., Перевозчиков, И.В. Антропология:Учебник. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 400 с.