Проблемы развития института договора поставки для государственных нужд

Оглавление
Введение
1. Понятие договора поставки,общая характеристика
1.1 Понятие, заключение и содержание договора поставки
2. Поставка товаров для государственных нужд
2.1 Понятие договора, форма и порядок заключения договора
2.2 Исполнение договора и ответственность за нарушениеобязательств по поставке товаров для государственных нужд
2.3 Права и обязанности сторон по поставке товаров длягосударственных нужд
3. Судебная практика в сфереприменения договора поставки для государственных нужд
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
В условиях рыночных отношений договор является главным средствомрегулирования товарно-денежных связей в сфере торговли, определяет содержание отношений,права и обязанности сторон.
Договор поставки является одним из наиболее распространенныхвидов торговых договоров как вида сделки. Следует учесть основные аспекты договорапоставки. Прежде всего — договор, как и любая сделка, представляет собой волевойакт. «Этот волевой акт представляет собой единое волеизъявление, выражающееобщую волю сторон (в данном случае, поставщика и покупателя). Для того, чтобы этаобщая воля могла быть сформирована и закреплена в договоре, он должен быть свободенот какого-либо внешнего воздействия»[1]
Актуальность выбранной темы определяется, прежде всего, тем,что в России на пути развития рыночных экономических отношений, наблюдался недостатокили слабая разработка определенных юридических обоснований той или иной экономическойдеятельности. В настоящее время ситуация относительно стабилизировалась, так какусовершенствовались юридические нормы регулирования предпринимательской, в частности,торговой деятельности.
Цель работы заключается в изучении содержания договора поставки,заключении, исполнении, ответственности договоров поставки, а также в приведениисудебной практики рассмотрения исков, связанных с поставкой товаров для государственныхнужд.
Задачи данной работы:
дать понятие правовой природы договора поставки;
определить содержание договора поставки;
осветить порядок заключения договора поставки и его исполнения;
рассмотреть случаи прекращения договора поставки;
определить место договора поставки в системе гражданско-правовыхдоговоров.
Объектом настоящего исследования является институт договора поставкив законодательстве Российской Федерации.
Предметом исследования курсовой работы являются актуальные проблемыразвития института договора поставки для государственных нужд.
При написании курсовой работы использовалисьследующие методы:
1. Исторический метод (так как анализируемыеявления исторические, динамические, изменяющиеся вместе с обществом)
2. Системный метод (так как любаясистема представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействиекоторых порождает новое, не присущее им самим качество)
3. Формально-юридический метод (таккак проводится исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом,анализ источников, формальной, определенности права как его важнейшего свойства)
Именно с помощью договора у граждан и юридических лиц формируетсяуверенность в том, что их предпринимательская деятельность будет обеспечена всеминеобходимыми материальными предпосылками, а результаты предпринимательской деятельностинайдут свое признание у потребителей и будут реализованы. Такая уверенность, в своюочередь, способствует развитию производственной сферы. С помощью договора совершенствуетсяи процесс распределения произведенных в обществе материальных благ, поскольку договорпозволяет доставить произведенный продукт тому, кто в нем нуждается.
Договор обеспечивает эффективный обмен произведенными и распределеннымиматериальными благами в случае изменения потребностей участников экономическогооборота. Наконец, договор предоставляет возможность потреблять существующие в обществематериальные ценности не только собственниками, но и другими участниками экономическогооборота, испытывающими потребности в данных материальных ценностях.
Эти и многие другие качества договора с неизбежностью обусловливаютусиление его роли и расширение сферы применения по мере перехода к рыночной экономике.Вместе с тем поистине бесценные свойства договора сохраняются лишь до тех пор, покаобеспечивается необходимая для любого договора свобода усмотрения сторон при егозаключении. Понуждение к заключению договоров, широко распространенное в хозяйственнойдеятельности юридических лиц в условиях плановой экономики, вытравливало саму сущностьдоговора, лишало его таких свойств, без которых он существовать не может.
Для того, чтобы гражданско-правовой договор был не просто декорацией,а действительно правовым документом, необходимо четко соблюдать предписания законодательства.Все выше перечисленное относится и к договору поставки для государственных нужд,который является темой работы.
Данная работа состоит из трех глав в которых будут рассмотреныосновные понятия и особенности договора поставки, его содержание, ответственностьсторон по договору поставки, а также права и обязанности сторон. Затрагиваются такжевопросы, касающиеся договора поставки для государственных нужд, приводится судебнаяпрактика по рассмотрению исков, связанных с поставкой товаров для государственныхнужд.
БИБЛИОГРАФИЯ
Учебник «Гражданское право», под ред. доктора юридическихнаук, профессора А.П. Сергеева, доктора юридических наук, профессора, академии РАНЮ.К. Толстого — учебник написан на основе Гражданского кодекса Российской Федерации,а также других правовых актов. Помимо анализа действующего законодательства в учебникепредставлены судебная практика и теоретические взгляды на основные проблемы гражданскогоправа.
договор поставка государственная нужда
Гражданское право России. Обязательственно право: Курс лекций.Под редакцией профессора О.Н. Садикова — отдельные виды обязательств.
Учебник «Договорное право». Данная книга представляетсобой научно-практические исследования гражданско-правовых договоров. В книге содержитсянаучный анализ договоров, подробный комментарий, регулирующих их законоположений.Авторы книги — известные правоведы Багринский М.И. и Витрянский В. В. В работе былииспользованы различные источники — комментарии к Гражданскому Кодексу РоссийскойФедерации, монографии, учебные пособия, а также справочные издания. Тем самым быласделана аналитическая работа по всем вопросам составления, заключения договоровпоставки и урегулирования споров, возникших по вопросам несоблюдения отдельных положенийдоговора. Из выше изложенного следует, что в целом данные источники отражают становлениеи развитие права как института, а так же современные точки зрения в правовой наукена договорное право, в котором в частности будем рассматривать договор поставкитоваров для государственных нужд.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Договор поставки является одной из разновидностей договора купли-продажии выделяется в законодательстве в отдельный правовой институт недавно, но по сравнениюс иными видами договоров (с середины 18 века) он был выделен в российском правев отдельный вид договора и на то время практически не имел аналогов. Иногда егоназывают предпринимательской или торговой куплей-продажей. Среди профессионаловфинансового рынка договор поставки иначе называется «срочный контракт».Срочные контракты подразделяют на форвардные, фьючерсные и опционные. Экономическаяпресса сообщает, что в России существует фьючерсный товарный рынок, заключаютсяфьючерсные контракты на товар. Но по российскому национальному праву срочные контрактыесть ни что иное как контракты на поставку товаров или договоры поставки.
С самого зарождения правовой институт договора поставки использовалсяпреимущественно для регулирования отношений государства с частными лицами по поводуудовлетворения государственных нужд в тех или иных товарах. Это явилось следствиемтого, что в середине 18 века в Российской Империи господствовал монархический стройправления, для которого характерна приоритетность интересов государства перед частнымиинтересами. Так в Своде законов гражданским общим положениям о поставке было посвященовсего восемь статей, тогда как казённым поставкам (подрядам) — более 2401. Такимобразом был предопределён высокий уровень заинтересованности и вмешательства государственнойвласти в нормировании отношений по поставкам, которые проявлялись до самого недавнеговремени. С началом строительства социализма в СССР планово-регулирующее воздействиегосударства на отношения по поставке продолжало расти и сфера автономии сторон договорасужалось. И лишь в последние десятилетия 20 века наметился переход к рыночной организацииэкономики и, как следствие, кардинальные изменения в правовом поле, регулирующемотношения по поставке. Поставка в новом Гражданском кодексе РФ стала приобретатьобычные черты нормального договора частного права, всё больше сближаясь с традиционнойкуплей-продажей. По сравнению со Сводом законов в действующем ГК РФ гражданскуюпоставку законодатель пытается урегулировать аж 19 статьями, а поставка для государственныхнужд вообще преобразовалась в отдельный вид договора.
Следует отметить, что на данном этапе развития отечественногоправа наблюдается рост государственного влияния (как прямого, так и косвенного)на отношения сторон договора поставки, что, является, недопустимым. Это может выражатьсяна конкретных действиях государственных органов, либо влияние на договор поставкии отношения его сторон некоторых нормативных актов, в частности, из области налогообложения,что в конечном итоге отразится именно на конечном покупателе, то есть на нас с вами- на потребителе.
1. Понятие договора поставки, общая характеристика1.1 Понятие, заключение и содержание договора поставки
Договором поставки (далее — договор) признается договор, по которомупоставщик — продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуетсяпередать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателюдля использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанныхс личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В ст.476 ГК поставщик прямо определен каклицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, производящее или закупающеетовары (юридическое лицо или гражданин-предприниматель). Далее, поставляемые товарыдолжны быть предназначены для использования в предпринимательской деятельности илииных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием(поставка в материальные резервы, для учреждений социальной сферы и т.д.), наконец,поставщик обязуется передать товары покупателю в обусловленный срок (сроки).
Договор поставки является консенсуальным,двусторонним, возмездным.
Договор, как правило, заключается на длительныйсрок, который зависит от характера предмета договора и других обстоятельств, номожет заключаться на конкретный, кратковременный срок. Поставка товара может бытьпоэтапной, на протяжении всего срока действия договора. В таком случае промежуточныеэтапы имеют юридическое значение, но решающее значение принадлежит конечному сроку,с наступлением которого стороны свои обязательства должны выполнить полностью инадлежащим образом. Стороны могут прибегнуть к разовой поставке, с осуществлениемкоторой действие договора прекращается. Форма договора письменная, поскольку сторонамивыступают субъекты хозяйствования или иной предпринимательской деятельности. Междузаключением договора и его исполнением может существовать разрыв во времени, продолжительностькоторого устанавливается соглашением сторон. Это обстоятельство позволяет прийтик выводу, что в момент заключения договора предмета договора или вообще реальноне существует, либо в полном объеме он может быть изготовлен лишь постепенно. Поэтому,если в момент заключения договора предмет договора со всеми его качественными, количественнымии другими характеристиками реально существовал и был оплачен, тогда речь может идтикак о поставке, так и о договоре купли-продажи, но с отсрочкой доставки его покупателю.Следовательно, необходимо различать терминологически и юридически понятия “поставка”и “доставка”. Поставка может включать в себя “доставку” товара потребителю,может и не включать ее. Поставщик должен изготовить объект, а доставить его потребителюможет и другое лицо.
“Поставка” — это обязанность продавца,независимо от того, осуществляется ли она самим продавцом или по его поручению другимлицом. Доставка может осуществляться на основе договора перевозки.
Поэтапность поставки предполагает и поэтапностьрасчетов за поставленные товары. Окончательные расчеты осуществляются после поступленияпоследней партии товара, хотя может иметь место и предоплата в полном объеме. Еслипредметом договора купли-продажи может быть всякий не изъятый из оборота товар,то договора поставки — только тот, который предназначен для производственно-хозяйственнойили иной предпринимательской деятельности, но не для личного (семейного, домашнего)использования (телевизор, компьютер, предметы домашней обстановки). Однако, еслитакие предметы предназначены для реализации через розничную или оптовую торговуюсеть, тогда они могут приобретаться по договору поставки.
В зависимости от основания возникновения договорных отношенийпо поставкам различают:
1. поставки, основанные только на соглашении между поставщиком и покупателем;
2. поставки, которые имеют своим основанием совокупность юридических фактовв виде договора и заказа товаров на поставку для государственных нужд.
Целью приобретения товара является его использование в предпринимательскойдеятельности;
Договором поставки опосредуются гражданско-правовые отношения,которые регулируются другими договорами (мены, аренды, возмездного оказания услуг,подряда).
Заключение договора поставки подчиняется в целом общим положениямГражданского кодекса о договоре. Особенности его заключения установлены ст.477 ГКи касаются урегулирования разногласий при заключении договора.
Смысл правил ст.477 ГК состоит в следующем. Если при заключениидоговора поставки между сторонами возникли разногласия по отдельным его условиям,сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложениео согласовании этих условий, должна принять меры по согласованию соответствующихусловий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения.Указанные действия необходимо осуществить в течение 30 дней со дня получения предложенияо согласовании условий, если иной срок не установлен законодательством или не определенсторонами. Невыполнение данного правила влечет для стороны, получившей предложениепо соответствующим условиям договора, обязанность возместить другой стороне убытки,вызванные уклонением от согласования условий договора.
Правила ст.477 ГК относятся к договорам поставки, заключаемымпо усмотрению сторон. Они не отменяют принцип свободы договора, а лишь детализируютобщие нормы о согласовании разногласий при заключении договора. Необходимость такихправил обусловлена широким применением договора поставки во всех сферах экономики,заключением его, как правило, на достаточно длинный срок и важностью достижениябольшей определенности во взаимоотношениях сторон на стадии заключения договора.В случае заключения договора поставки в обязательном порядке возникшие разногласияурегулируются в соответствии со ст.415 ГК.
В нормах Гражданского кодекса о поставке товаров не предусматриваетсяперечень условий, в том числе и существенных, составляющих содержание договора поставки.В договоре, как правило, должны быть отражены: предмет договора (наименование товара,его количество, ассортимент, качество и комплектность); порядок расчетов и ценатовара; порядок поставки товара; транспорт, требования к таре и упаковке; страхование;имущественная ответственность сторон; срок действия договора; порядок измененияи расторжения договора; иные, не противоречащие законодательству условия, которыестороны признают необходимым предусмотреть в договоре.
Приведенный перечень охватывает наиболее значимые и употребляемыеусловия договора поставки. Остановимся на основных из этих условий, имея в виду,что они определяются сейчас, включая существенные условия, прежде всего на основаниинорм ГК
Предмет договора поставки — это товары, предназначенные для использованияв предпринимательских и иных целях. Как правило, ими являются родовые вещи, хотявозможна и поставка индивидуально-определенных вещей. На момент заключения договорапоставки товары как его предмет в готовом (наличном) виде обычно отсутствуют. Спредметом связано одно из отличий договора поставки от других видов купли-продажи.Так, предметом договора поставки не могут быть единые имущественные комплексы, атакже здания, сооружения, иное недвижимое имущество, ценные бумаги, валюта, энергетическиеи другие ресурсы, снабжение которыми осуществляется через присоединенную сеть.
В Положении о поставках товаров, предмет договора поставки характеризуетсячерез наименование товара, его количество, ассортимент, качество и комплектность.Количество товара, подлежащее передаче покупателю, предусматривается в договорепоставки в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Условиео количестве товара может быть согласовано и путем установления в договоре порядкаего определения. Если договор не позволяет определить количество подлежащего передачетовара, он считается незаключенным (ст.435 ГК).
Обычно количество товара в договоре поставки определяется путемуказания общего количества подлежащего поставке товара с разбивкой его по периодампоставки. По отдельным периодам поставки в течение срока действия договора количествотовара может согласовываться также посредством спецификаций, являющихся неотъемлемойчастью договора.
В договоре может предусматриваться поставка товаров в определенномассортименте. Ассортимент товаров — это их соотношение по видам, моделям, размерам,цветам и иным признакам. Он указывается в тексте договора или в спецификации к договору.Если при заключении договора поставки ассортимент товаров определяется не на весьсрок его действия, то порядок и сроки согласования ассортимента устанавливаютсяв договоре.
Требования к качеству товаров определяются сторонами в условияхдоговора. Обычно для этого используются следующие способы — по образцу (путем отборапроб) или по описанию (соответствия стандартам и другой нормативно-технической документации).В действующем законодательстве могут быть установлены и обязательные требованияк качеству поставляемых товаров — стандарты. Договором поставки могут быть установленыповышенные требования к качеству товаров по сравнению с обязательными требованиями,установленными в предусмотренном законодательством порядке.
Комплектность поставки означает, в каком сочетании отдельныхчастей или отдельных единиц должны быть переданы предусмотренные договором товарыдля того, чтобы они могли нормально использоваться покупателем. Помимо комплектности,в ГК предусматривается понятие комплекта товаров, когда поставщик обязан передатьпокупателю определенный набор товаров в комплекте (ст.449 ГК). Как правило, в договорек комплектности товаров предъявляются те же требования, что и к его качеству.
Исходя из п.3 ст.425 ГК условия о поставляемом товаре считаютсясогласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Цена товара определяется соглашением сторон договора поставки.Исключение составляют случаи, когда цены на определенные товары (например, социальнозначимые) устанавливаются или регулируются уполномоченными государственными органами.Цена поставляемых товаров обычно определяется конкретной денежной суммой. При установлениицены в зависимости от веса товара она определяется по весу нетто, если иное не предусмотренодоговором поставки. Вместо указания цены стороны договора поставки вправе установитьв договоре порядок и способ ее определения.
Условие о цене не является в настоящее время существенным условиемдоговора поставки. В тех случаях, когда цена договором не предусмотрена и не можетбыть определена исходя из его условий, оплата по договору поставки должна быть осуществленапо цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары(п.1 ст.455, п.3 ст.394 ГК).
Из ст.476 ГК, в которой дается понятие договора поставки, вытекаетобязательность согласования поставщиком и покупателем срока или сроков поставки.Следовательно, условие о сроке поставки имеет существенный характер. Срок поставкиможет быть установлен в договоре путем указания соответствующей даты либо определенияпериодов поставки. Последние представляют собой равные промежутки времени (месяц,квартал и т.д.), в течение которых предусмотренное договором количество товаровпоставляется отдельными партиями. Если стороны договора поставки предусмотрели поставкутоваров в течение срока действия договора отдельными партиями, но не определилипериоды поставки, то в силу ст.478 ГК товары должны поставляться равномерными партиямипомесячно, если иное не вытекает из законодательства или существа обязательства.В договоре могут быть установлены также графики поставки товаров (декадные, суточные,часовые и т.п.), направленные на обеспечение равномерной передачи товаров в пределахпериода поставки.
 
1.2 Исполнение договора поставки. Ответственность по договору поставки
Обязанности по исполнению договора поставки несут как поставщик,так и покупатель. В то же время стороны договора поставки имеют и определенные права.
На поставщике лежит обязанность поставлять покупателю соответствующиетовары в срок. Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки либо передачитоваров покупателю.
Договором поставки может быть предусмотрено право покупателядавать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров определенным получателям.В этом случае используется форма отгрузочной разнарядки и отгрузка товаров осуществляетсяпоставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке. Содержание отгрузочнойразнарядки и срок ее направления покупателем поставщику определяются договором.Если в договоре срок направления отгрузочной разнарядки не предусмотрен, она должнабыть направлена поставщику не позднее чем за тридцать дней до наступления периодапоставки. Непредставление покупателем отгрузочной разнарядки в установленный срокдает поставщику право либо вообще отказаться от исполнения договора, либо потребоватьот покупателя оплаты товаров. Кроме того, поставщик вправе потребовать возмещенияубытков, возникших в связи с непредставлением отгрузочной разнарядки (п.2 и 3 ст.479ГК).
Если доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки,то вид транспорта и условия транспортировки определяются в договоре. В случаях же,когда вид транспорта или условия доставки не определены в договоре, выбор вида транспортаили определения условий доставки товара принадлежит поставщику.
В договоре поставки может быть предусмотрено получение товаровпокупателем (получателем) в месте нахождения поставщика. Если срок выборки в договореотсутствует, что она должна производиться покупателем в разумный срок после полученияуведомления поставщика о готовности товаров.
Поставщик обязан поставить покупателю товар, предусмотренныйдоговором и в согласованном сторонами количестве. При недопоставке товаров в отдельномпериоде поставки на поставщика возлагается обязанность восполнить недопоставленноеколичество товаров в следующем периоде в пределах срока действия договора.
По общему правилу, если стороны не оговорили иное, покупательвправе, уведомив поставщика, отказаться от принятия товаров, поставка которых просрочена.Товары, поставленные до получения поставщиком уведомления, покупатель обязан принятьи оплатить (п.3 ст.481 ГК).
Ассортимент товаров, подлежащих восполнению вследствие недопоставки,определяется соглашением сторон. В случае отсутствия такого соглашения поставщикобязан восполнить недопоставленное количество товаров в ассортименте того периода,в котором допущена недопоставка. При этом поставка товаров одного наименования вбольшем количестве, чем предусмотрено договором поставки, не засчитывается в покрытиенедопоставки товаров другого наименования, входящих в тот же ассортимент. Такаяпоставка подлежит восполнению, кроме случаев, когда она произведена с предварительногописьменного согласия покупателя.
Передаваемый поставщиком покупателю товар должен соответствоватьусловиям договора о качестве и комплектности. При отсутствии в договоре условийо качестве товара поставщик обязан передать покупателю товар, пригодный для целей,для которых товар такого рода обычно используется. Если при заключении договорапокупатель известил поставщика о конкретных целях приобретения товара, передаваемыйтовар должен быть пригоден для использования в соответствии с этими целями. В случаеотсутствия в договоре поставки условий о комплектности товара она определяется обычнопредъявляемыми требованиями. Если договором предусмотрена обязанность поставщикапередать покупателю определенный набор товаров в комплекте (комплект товаров), тообязательство считается исполненным с момента передачи всех товаров, входящих вкомплект.
Если иное не предусмотрено договором поставки и не вытекает изсущества обязательства, поставщик обязан передать покупателю товар в таре и (или)упаковке. Исключение составляет товар, который по своему характеру не требует затариванияи (или) упаковки. При неопределении требований к таре и (или) упаковке в договоретовар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом. Вслучае отсутствия указанного способа товар затаривается и (или) упаковывается способом,обеспечивающим сохранность товара такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования.Если же законодательством предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке,поставщик обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующихэтим обязательным требованиям.
Вместе с товаром поставщик, если иное не установлено договором,должен передать покупателю принадлежности товара, предусмотренные законодательством(технический паспорт, сертификат качества и т.д.).
Одна из основных обязанностей покупателя состоит в совершениивсех необходимых действий по принятию товаров, поставленных в соответствии с договоромпоставки. Прежде всего, принятый покупателем (получателем) товар должен быть осмотреним в срок, определенный законодательством, договором поставки. В тот же срок покупательобязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленномзаконодательством или договором поставки. О выявленных несоответствиях или недостаткахтоваров покупатель (получатель) должен незамедлительно письменно уведомить поставщика.Если же товары получаются покупателем (получателем) от транспортной организации,он обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительныхдокументах, а также принять товары от транспортной организации с соблюдением правил,содержащихся в транспортном законодательстве.
Срок для осмотра принятых товаров, порядок проверки их количестваи качества определяются поставщиком и покупателем в договоре. Если же договоромпоставки такие условия не предусмотрены, то следует руководствоваться действующимзаконодательством. В указонном Положении предусматриваются обязанности продавцапри отгрузке товара покупателю, обязанности покупателя при получении товара от перевозчикаи при осуществлении приемки товара, общие условия приемки товара по количеству икачеству, сроки приемки товара по количеству и качеству, особенности приемки товарапо количеству и по качеству, порядок составления акта приемки товара по количествуи качеству. На покупателя или уполномоченное им лицо возлагает обязанности: правильнои своевременно произвести приемку товара, обеспечивающую сохранность и предотвращающуювозможность образования недостачи, хищения и порчи этого товара, а также смешенияего с другим однородным товаром; следить за исправностью средств измерения и испытания,используемых для определения качества товара, и за своевременностью проверки этихсредств в установленном порядке; осуществлять контроль за работой лиц, на которыхвозложена приемка товара по количеству и качеству.
Если договором поставки предусмотрена выборка товаров покупателемв месте нахождения поставщика, покупатель обязан осуществить осмотр передаваемыхтоваров в месте их передачи. В этом случае срок осмотра совпадает с моментом передачитоваров.
От обязанности покупателя (получателя) принять поставленный товардля использования по назначению следует отличать его обязанность принять товар наответственное хранение. Такая обязанность возникает, когда покупатель в соответствиис законодательством или договором поставки отказывается от переданного поставщикомтовара, например, в случае поставки не предусмотренных договором товаров, нарушенияусловий договора о количестве, ассортименте, качестве, сроках поставки. В этих случаяхна покупателя (получателя) ложится обязанность обеспечить сохранность поступившеготовара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика (п.1 ст.484ГК).
С обязанностью принять товары связана и обязанность покупателяоплатить поставляемые товары. Согласно пункту 1 ст.486 ГК порядок и формы расчетовопределяются в договоре поставки. Заключая договор, стороны могут избрать любуюиз предусмотренных законодательством форм расчетов. Но если соглашением сторон порядоки форма расчетов не определены, то действует правило об осуществлении расчетов платежнымипоручениями. В договоре поставки может быть установлена оплата товаров как до ихполучения (предварительная оплата), так и после этого. Если же в договоре срок платежане предусмотрен, покупатель в соответствии с пунктом 1 ст.456 ГК обязан оплатитьтовар непосредственно до или после передачи ему поставщиком товара. В случае поставкипо договору товаров отдельными частями, входящими в комплект, покупатель оплачиваеттовары после отгрузки (выборки) последней части, входящей в комплект.
К обязанностям покупателя относится также возврат поставщикутары и упаковки, в которых поступил товар. При этом действуют следующие правиласт.487 ГК. Если иное не установлено договором поставки, покупатель (получатель)обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования в порядкеи сроки, установленные законодательством. Прочая тара, а также упаковка товара подлежатвозврату поставщику лишь в случаях, предусмотренных договором.
Отдельные нормы Гражданского кодекса о договоре поставки, касающиесяего исполнения, посвящены последствиям поставки товаров ненадлежащего качества илинекомплектных товаров, а также правам покупателя в случае недопоставки товаров,невыполнения требований об устранении недостатков товаров или об их доукомплектовании.
В соответствии со ст.488 и 489 ГК право предъявить требованияв связи с поставкой товаров ненадлежащего качества или некомплектных принадлежитне только покупателю, но и указанному им получателю товара. Соответствующие требованияне предъявляются в случае, когда поставщик после получения уведомления покупателябез промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества, доукомплектуеттовары либо заменит их комплектными. В то же время покупателю, осуществляющему продажутоваров в розницу, предоставляется право требовать замены в разумный срок товараненадлежащего качества или некомплектных товаров, возвращенных потребителем.
Согласно ст.490 ГК если поставщик не поставил предусмотренноедоговором поставки количество товаров либо не выполнил требования покупателя о замененедоброкачественных товаров или о доукомплектовании товаров в установленный срок,покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц. В этом случае всенеобходимые и разумные расходы на приобретение указанных товаров относятся на счетпоставщика, а их исчисление производится по правилам п.1 ст.494 ГК в виде разницымежду установленной в договоре ценой и ценой по совершенной взамен сделке. Покупательвправе также отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектныхтоваров, а если такие товары оплачены, потребовать возврата уплаченных сумм впредьдо устранения недостатков и доукомплектования товаров либо их замены.
На практике может иметь место поставка поставщикомпокупателю одноименных товаров одновременно по нескольким договорам поставки. Всвязи с этим в ст.492 ГК предусматриваются правила о погашении однородных обязательствпо нескольким договорам поставки.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора поставкиего стороны несут ответственность в форме возмещения убытков и уплаты неустойки.При этом ответственность поставщика и покупателя наступает, если иное не предусмотренозаконодательством или договором, на началах риска (п.3 ст.372 ГК).
Убытки за нарушение договора поставки возмещаются в соответствиис общими правилами о них (ст.14 и 364 ГК). Но применительно к поставке в ст.494ГК устанавливается особый порядок исчисления убытков при расторжении договора поставки,схожий с порядком исчисления убытков по Конвенции ООН о договорах международнойкупли-продажи (1980 г.).
Согласно ст.494 ГК, если в разумный срок после расторжения договорапоставки вследствие нарушения обязательства продавцом покупатель купил у другоголица по более высокой, но разумной цене товар взамен предусмотренного договором,покупатель может предъявить продавцу требование о возмещении убытков в виде разницымежду ценой по договору и ценой по совершенной взамен сделке. Аналогичное требованиевправе предъявить покупателю и продавец, если он в разумный срок после расторжениядоговора поставки вследствие нарушения обязательства покупателем продал товар другомулицу по более низкой, чем предусмотренная договором, но разумной цене.
Убытки в виде разницы в ценах могут быть взысканы и в случаях,когда сделка взамен расторгнутого договора не совершена. Но если на данный товаримеется текущая цена, соответствующая сторона (покупатель или продавец) вправе предъявитьтребование о возмещении убытков в виде разницы между ценой, установленной в договоре,и текущей ценой на момент расторжения договора. В качестве текущей цены признаетсяцена, обычно взимавшаяся при сравнимых обстоятельствах за аналогичный товар.
Удовлетворение требований о возмещении убытков, исчисленных поправилам ст.494 ГК, не освобождает сторону, не исполнившую или ненадлежаще исполнившуюобязательство, от возмещения иных убытков на основании общих предписаний Гражданскогокодекса (ст.14).
Неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение условийдоговора поставки может быть законной или договорной.
В нормах Гражданского кодекса о договоре поставки предусмотренлишь один случай взыскания неустойки — за недопоставку и просрочку поставки товаров.Согласно ст.491 ГК такая неустойка взыскивается с поставщика до фактического исполненияобязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количествотоваров в последующих периодах поставки. Взыскание неустойки осуществляется по каждомупериоду поставки с учетом количества товаров, недопоставленного в предыдущих периодах.Такой порядок направлен на обеспечение реального исполнения обязательства поставщикоми применяется, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законодательствомили договором.
За непоставку или недопоставку товара в соответствии с условиямидоговора поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 10 процентов стоимостинепоставленного или недопоставленного в срок товара, если иное не установлено договором.В случаях, когда поставленный товар не соответствует по качеству условиям договора,а также если поставлен некомплектный товар, поставщик уплачивает покупателю неустойкув размере 25 процентов стоимости некачественного либо некомплектного товара, еслидоговором не предусмотрено иное. Неустойка за поставку товаров ненадлежащего качестваили некомплектных носит штрафной характер, поскольку причиненные при этом убыткивзыскиваются без зачета неустойки. Однако данная неустойка не взыскивается, еслипоставщик без промедления с момента получения уведомления покупателя заменит поставленныетовары товарами надлежащего качества, доукомплектует товары либо заменит их комплектнымитоварами.
Помимо имущественной ответственности, неисполнение или ненадлежащееисполнение договора поставки может повлечь односторонний отказ от его исполнения,то есть одностороннее расторжение или изменение договора поставки. В силу ст.493ГК односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично)или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договораодной из сторон. При этом ст.493 ГК конкретизирует понятие существенного нарушениядоговора поставки и перечисляет нарушения со стороны поставщика и покупателя, которыепредполагаются существенными. Нарушение договора поставки поставщиком предполагаетсясущественным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которыене могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а также неоднократногонарушения сроков поставки товаров. Существенными нарушениями договора поставки покупателемпредполагаются неоднократное нарушение сроков оплаты товаров и неоднократная невыборкатоваров. Указанные нарушения могут служить основанием для отказа контрагента отисполнения договора поставки, хотя не лишают нарушителя права доказывать отсутствиесущественного характера допущенных нарушений.
Договор поставки считается здесь измененным или расторгнутымс момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказеот исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменениядоговора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.
2. Поставка товаров для государственных нужд2.1 Понятие договора, форма и порядок заключения договора
Деятельность любогогосударства выходит далеко за рамки отношений, регулируемых только гражданским правом.Функции государства как формы организации общества многообразны и лежат в основномв сфере публичного права. Они предполагают целый ряд мер, направленных на поддержаниесуществующей системы общественных отношений. Государство стремится также обеспечитьсвое собственное бытие в качестве независимой (суверенной) и эффективно функционирующейсоциально-экономической структуры. В этих целях оно должно проводить необходимуюэкономическую и внешнюю политику, укреплять обороноспособность и государственныйаппарат, поддерживать равновесие с окружающей средой и т.д. Для выполнения всехэтих задач государство должно располагать необходимой имущественной базой, формированиекоторой происходит путем закупок товаров для государственных нужд. Эти закупки оформляютсягосударственными контрактами и договорами поставки товаров для государственных нужд.Более чем двухвековая практика регулирования этих договоров позволяет считать иходним из традиционных институтов российского договорного права. [2]
Правовое регулированиеэтих договоров основано на нормах § 4 гл.30 ГК и специальных законах,[3]которые применяются в части, не противоречащей ГК. Как следует из п.2 ст.525 ГК,государственные контракты и договоры поставки для государственных нужд являютсяразновидностью договора поставки, поэтому к ним применимы и соответствующие нормы
§ 3 гл.30 ГК.Указанные договоры порождают обязательства по возмездному отчуждению имущества,т.е. охватываются общим понятием купли-продажи. Тем самым в части, не урегулированнойспециальным законодательством, к ним могут применяться общие положения § 1 гл.30ГК о купле-продаже.
Главной отличительнойчертой этих договоров является особая цель использования товаров, а именно — ихзакупка для государственных нужд, в том числе в государственный резерв. Государственныминуждами (федеральными и региональными) являются потребности РФ в продукции, необходимойдля решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализациигосударственных целевых программ. К ним относятся потребности обеспечения мобилизационныхнужд РФ и первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,экспортных поставок продукции для выполнения международных (в том числе экономических)обязательств России, оказания государственной поддержки различным отраслям народногохозяйства (организациям) при временных нарушениях снабжения важнейшими видами ресурсов,регулирующего воздействия на рынок, гуманитарной помощи и другие. [4]
Специфика предметадоговора, в свою очередь, обусловливает и особый состав его участников, структурудоговорных связей, порядок заключения и исполнения. Отношения по поставке для государственныхнужд обычно опосредуются двумя договорами: государственным контрактом на поставкутоваров для государственных нужд и собственно договором поставки товаров для государственныхнужд. Они весьма близки по своей правовой природе и различаются в основном по субъектномусоставу, основаниям и порядку заключения.
Государственнымконтрактом на поставку товаров для государственных нужд называется договор, заключенныйна основе заказа одной стороны (государственного заказчика), принятого другой стороной(поставщиком), по которому поставщик обязуется передать товары, предназначенныедля государственных нужд, государственному заказчику либо указанному им покупателю(получателю). Юридическая природа государственного контракта далеко не очевидна.Ведь такие контракты заключаются не только в сфере поставки, но и при выполненииподрядных строительных работ, а также проектных и изыскательских работ (ст.763 ГК).Также, по смыслу нормативных актов о государственных нуждах, госконтракты могутсовершаться и в сфере энергоснабжения, перевозок, при выполнении научно-исследовательских,опытно-конструкторских и технологических работ, возмездного оказания услуг и других.Можно предположить, что государственный контракт как таковой является особым типомдоговора гражданского права, стоящим в одном ряду с предварительными и публичнымидоговорами. Его следовало бы регулировать в части первой ГК в качестве контрактана обеспечение государственных нужд.
С этой точки зрениягосударственный контракт на поставку образуется на пересечении договора поставкис госконтрактом на обеспечение государственных нужд.
Договором поставкидля государственных нужд называется договор о передаче покупателю товаров, предназначенныхдля государственных нужд, заключаемый поставщиком на основе и во исполнение государственногоконтракта.
Государственныйконтракт и договор поставки для государственных нужд являются: консенсуальными,возмездными и взаимными.
Дальнейший анализправовых форм, опосредующих отношения по поставке товаров для государственных нужд,будет проводиться одновременно в отношении как государственного контракта, так исобственно договора поставки для государственных нужд, с выделением в необходимыхслучаях их различий.
Состав участниковразличен:
Поставщиком ив государственном контракте, и в заключенном на его основе договора поставки являетсяодно и то же лицо — предприниматель. Другой стороной в государственном контрактеявляется государственный заказчик. Закон не называет его покупателем, что не случайно.Ведь во многих случаях товары передаются не самому заказчику, а указанному им лицу,которое и является собственно покупателем. Государственными заказчиками могут выступатьутвержденные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти, федеральныеказенные предприятия или государственные учреждения[5].
Государственныйзаказчик — фигура значительная. Он влияет на содержание госконтракта (выбирает поставщика,устанавливает цену) и, в конечном счете, на государственную политику в области закупокдля государственных нужд. Причем все это делается за счет государственного бюджета.
Но и в тех случаях,когда стороной государственного контракта выступает само государство в лице своихфедеральных органов исполнительной власти, оно выступает как особое частное лицо,равноправное с другим участниками договора.
Покупателем подоговору поставки для государственных нужд может быть любое юридическое лицо, хотячаще всего в этой роли выступают коммерческие организации.
Предмет государственногоконтракта или договора поставки товаров для государственных нужд — это любые товары,приобретаемые для использования в хозяйственных целях, в том числе для предпринимательскойдеятельности. Как правило, это — вещи, определяемые родовыми признаками, т.е. товарымассового, серийного производства. Закупка по госконтрактам товаров иностранногопроизводства не допускается, кроме случаев, когда производство аналогичной продукциив России невозможно или экономически нецелесообразно. Приобретение недвижимого имущества,предназначенного для государственных нужд, производится на основе договора продажинедвижимости, а не договора поставки.
Форма и порядокзаключения госконтрактов и договоров поставки для государственных нужд обладаютзначительными особенностями.
Процедура поставкидля государственных нужд состоит из нескольких этапов:
1) определениепотребностей (нужд) государства в тех или иных товарах завершается выдачей государственногозаказа на его поставку. Этот заказ обычно определяет номенклатуру товаров, примерныесроки и цены, а также другие условия поставок;
2) размещениегосзаказа может происходить как открытым способом (путем проведения открытых илизакрытых торгов, конкурсов, аукционов) [6],так и закрытым (путем непосредственного выбора конкретного поставщика). В последнемслучае поставщик, как правило, принимает заказ добровольно. Однако для поставщиков,занимающих доминирующее положение на рынке соответствующих товаров (монополистов),принятие госзаказа обязательно, если только это не влечет для поставщика убытков.В этом случае за необоснованное уклонение от принятия заказа (т.е. заключения госконтракта)поставщик уплачивает госзаказчику штраф в размере стоимости продукции, определеннойв заказе (абз.2 п.2 ст.5 Закона РФ «О поставках для государственных нужд»),как следует из соответствующих формулировок Закона, эта неустойка носит исключительныйхарактер;
3) принятие госзаказапоставщиком порождает обязанность заключить соответствующий госконтракт, проекткоторого обычно разрабатывается государственным заказчиком.
Поставщик, получившийпроект госконтракта, обязан в 30-дневный срок подписать его, либо уведомить об отказеот заключения госконтракта. В последнем случае государственный заказчик вправе понудитьпоставщика к заключению контракта через суд (п.5 ст.528 ГК). Этот срок равен 20дням, если госконтракт заключается по результатам конкурса на размещение государственногозаказа.
При несогласиипоставщика с отдельными условиями проекта госконтракта он обязан в тот же 30-дневныйсрок подписать госконтракт и, приложив к нему протокол разногласий, направить заказчику.В течение следующих 30 дней заказчик должен принять меры по урегулированию возникшихразногласий и известить поставщика о принятии согласованных условий либо уведомитьего об отказе от заключения госконтракта. При отклонении протокола разногласий(или истечении срока на его согласование) заинтересованная сторона может обратитьсяв суд для разрешения соответствующего преддоговорного спора.
4) заключенныйгосконтракт может предусматривать поставку товаров как непосредственно государственномузаказчику (или указанному им получателю — по отгрузочной разнарядке, в этом случаеотношения сторон регулируются общими нормами о поставке с учетом особенностей §4 гл.30 ГК.), так и покупателю, которого он укажет. Получатель товара не являетсястороной госконтракта и не несет ответственности перед поставщиком, тогда как покупательявляется самостоятельной стороной договора поставки со всеми вытекающими отсюдаправами и обязанностями.
В последнем случаегосударственный заказчик в тридцатидневный срок со дня подписания госконтракта направляетпоставщику и выбранному покупателю извещения о прикреплении покупателя к поставщику;
5) извещение оприкреплении является основанием для заключения договора поставки товаров для государственныхнужд. Здесь мы сталкиваемся со сложным юридическим составом, т.е. совокупностьююридических фактов, порождающих обязательство: односторонняя сделка (извещение оприкреплении) плюс договор. Сложный юридический состав как основание возникновенияобязательства по поставке был типичен для плановых отношений, господствовавших всоветский период. Тогда он включал в себя административный (плановый) акт и договорпоставки. Их соотношение было предметом серьезного изучения юристов. [7]По общему правилу, обязанность заключения договора поставки лежит только на поставщике(она вытекает из заключенного им госконтракта), тогда как покупатель вправе отказатьсяот заключения договора или потребовать уменьшения количества поставляемых товаровпротив указанного в извещении о прикреплении (п.1 ст.530 ГК);
6) при отказепокупателя от договора поставщик должен незамедлительно уведомить об этом государственногозаказчика и вправе требовать от него прикрепления к другому покупателю. В этом случаегосударственный заказчик в 30-дневный срок обязан либо выдать извещение о прикреплениик поставщику другого покупателя, либо принять обязанности покупателя на себя. Врезультате этих действий происходит либо заключение договора поставки товаров длягосударственных нужд, либо непосредственная поставка товаров на основании госконтракта.
Государственныйконтракт и договор поставки для государственных нужд, равно как и государственныйзаказ и извещение о прикреплении, должны оформляться в письменной форме. Как следуетиз ст.528-529 ГК, госконтракт и договор поставки обычно заключаются путем подписаниясторонами одного документа (протокол разногласий является его составной частью).
Поставки товаровдля государственных нужд производятся по рыночным ценам за исключением товаров,по которым сохранено государственное регулирование цен. Стороны госконтракта определяютцены, как правило, в пределах, установленных государственным заказом, либо в соответствиис результатами конкурса на принятие заказа.
Способы определенияконтрактных цен подробно урегулированы законодательством[8]и обычно обусловлены спецификой поставляемого товара. Так, в государственных контрактахиспользуются: фиксированные цены: твердые (на поставку широкого круга продукциимассового и серийного производства, типовой техники) и условно-твердые, поэтапнокорректируемые в соответствии с изменением издержек производства (в контрактах,выполняемых поэтапно в течение длительного периода времени: поставки новой техники,оборонной продукции; скользящие цены, возмещающие издержки поставщика и иногда приносящиеопределенную прибыль; биржевые цены на стандартные товары (по поставкам товаров,постоянно имеющихся в наличии на рынке, свободные рыночные цены которых известны).
Цена договорапоставки товаров для государственных нужд, по общему правилу, должна соответствоватьцене, определенной государственным контрактом.
Срок являетсясущественным условием любого договора поставки.
Значит, и государственныйконтракт, и договор поставки для государственных нужд, в которых отсутствует условиео сроке, считаются незаключенными. Срок в договоре поставки для государственныхнужд обычно определяется соответствующим государственным контрактом, а периодичностьпоставок (обычное условие) в пределах этого срока произвольно устанавливается самимисторонами договора./> 2.2 Исполнение договора и ответственность за нарушениеобязательств по поставке товаров для государственных нужд
 
Поставщик (исполнитель) обязан передать товарыгосударственному заказчику либо по его указанию — иному лицу, а государственныйзаказчик должен обеспечить оплату поставленных товаров (ст.496 ГК).
Поставка товаров может осуществляться непосредственно государственномузаказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю).При этом отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируютсяправилами ст.476 — 493 ГК о договоре поставки.
Если поставка товаров для государственных нужд осуществляетсяполучателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплату товаров обязан произвестигосударственный заказчик. Иной порядок расчетов может быть предусмотрен государственнымконтрактом (п.2 ст.501 ГК).
При поставке товаров покупателю по договору поставки товаровдля государственных нужд обязанность по оплате товаров возлагается на покупателя(ст.502 ГК).
Государственный заказчик обязан возместить поставщику убытки,причиненные в связи с выполнением государственного контракта. Для возмещения убытковв ст.503 ГК установлен 30-дневный срок, исчисляемый с момента передачи товаров всоответствии с государственным контрактом. Нарушение государственным заказчикомобязанности по возмещению другой стороне убытков в связи с выполнением государственногоконтракта дает поставщику (исполнителю) право отказаться от выполнения государственногоконтракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственногоконтракта, в дополнение к убыткам, причиненным в связи с выполнением государственногоконтракта. Расторжение поставщиком (исполнителем) государственного контракта в связис невозмещением убытков дополняется еще и правом отказаться от исполнения договорапоставки товаров для государственных нужд, заключенного на основании извещения оприкреплении. Убытки, причиненные покупателю таким отказом поставщика, подлежатвозмещению государственным заказчиком. Об отказе от исполнения государственногоконтракта и договора поставки товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель)должен уведомить другую сторону (ст.493 ГК).
Государственный заказчик в установленных законодательством случаяхвправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотренагосударственным контрактом (ст.504 ГК). Условием отказа является возмещение поставщику(исполнителю) причиненных этим убытков. В то же время отказ государственного заказчикаот товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, создает упоставщика (исполнителя) право расторгнуть или изменить заключенный на основе государственногоконтракта договор поставки товаров для государственных нужд. Убытки, причиненныепокупателю таким расторжением или изменением договора, возмещаются государственнымзаказчиком.
За некоторые нарушения при поставке товаров для государственныхнужд ответственность установлена специальным законодательством. Так, в Законе опоставке товаров для государственных нужд от 24 ноября 1993 г. предусмотрено, что поставщик-монополист, необоснованно уклоняющийся от заключения государственногоконтракта на поставку товаров для государственных нужд, уплачивает государственномузаказчику штраф в размере стоимости товаров, указанных в проекте государственногоконтракта.
Необоснованное уклонение поставщика(исполнителя) от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственныхнужд либо договора поставки для государственных нужд в случаях, когда заключениетаких контрактов (является обязательным — влечет наложение штрафа на поставщика(исполнителя) в размере от 50 до 100 процентов стоимости товаров, определенных впроекте государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд(договора поставки товаров для государственных нужд).
Невыполнение условий государственного контракта по объему, срокупоставки или оплаты товара влечет уплату виновной стороной неустойки в размере 50процентов стоимости недопоставленных или неоплаченных товаров. Неустойка взыскиваетсядо фактического выполнения обязательств с учетом недопоставленного или неоплаченногоколичества товара в предыдущем периоде поставки.
За поставку товаров, не соответствующих стандартам, техническимусловиям, образцам (эталонам) или иным обязательным требованиям к качеству, оговореннымв государственном контракте и договоре поставки, поставщик обязан уплатить покупателюштраф в размере 20 процентов стоимости некачественного товара. Кроме того, за период,в течение которого количество некачественного товара покупателю не восполняется,взыскивается указанная выше неустойка за невыполнение условий по объему и срокупоставки. Поставщики товаров для государственных нужд в случае невыполнения илиненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом,могут также лишаться права на получение предоставленных им по законодательству льгот(кредиты на льготных условиях, льготы по налогам и другим платежам в бюджет, целевыедотации и субсидии, приоритетное обеспечение централизованно регулируемыми ресурсамии др.).
2.3 Права и обязанности сторон по поставке товаров длягосударственных нужд
На содержаниеобязанностей поставщика влияет особый порядок установления договорных связей попоставке товаров для государственных нужд. Поэтому одной из основных обязанностейпоставщика, вытекающей из государственного контракта, является заключение договорапоставки товаров для государственных нужд. Порядок заключения этого договора урегулированст.529 ГК и полностью соответствует рассмотренной процедуре заключения государственногоконтракта. Обязанности по передаче товара покупателю или государственному заказчику(условия о периодичности поставок, порядке доставки или выборки товаров и другие)регулируются общими положениями § 3 гл.30 ГК о поставке.
Учитывая, однако,особую значимость поставки товаров для государственных нужд, закон устанавливаетповышенную ответственность поставщика за неисполнение этой обязанности. Так, запросрочку поставки или недопоставку товаров по государственному контракту поставщикуплачивает покупателю неустойку в размере 50% от стоимости недопоставленной продукций,а также возмещает убытки (п.3 ст.5 Закона РФ «О поставках продукции для государственныхнужд»). Соответствующая норма Закона сформулирована на редкость неудачно. Так,указанная неустойка «взыскивается до момента фактического исполнения обязательствс учетом недопоставленного количества товаров в предыдущем периоде поставки».Но ведь 50% -ная неустойка, очевидно, взыскивается единовременно, т.е. являетсяштрафом, а не пеней. Кроме того, Закон некорректно называет государственного заказчикапокупателем. Но, как можно понять из ст.5 Закона, речь идет о заказчике по госконтракту,а не о покупателе по договору поставки. Да и сам характер указанной неустойки (зачетнаяили исключительная) определен невнятно. Представляется, что она все-таки носит зачетныйхарактер. Передача товаров, не соответствующих требованиям о качестве, а также некомплектнойпродукции приравнивается к ее не поставке и, следовательно, влечет аналогичную ответственность.Все прочие обязанности поставщика определяются аналогично общим нормам о договорепоставки.
Государственныйзаказчик обязан принять товар, являющийся предметом договора. Эта обязанность государственногозаказчика предполагает и обязанность прикрепления к поставщику покупателя. Еслитакого прикрепления не происходит то поставщик вправе либо потребовать от государственногозаказчика принять и оплатить товары, либо реализовать их по своему усмотрению, отнесяна него разумные расходы по реализации товаров.
Покупатель подоговору поставки, как следует из ст.530 ГК, вправе отказаться от заключения договора(полностью или частично). Однако после его заключения он также обязан принять предложенноепоставщиком исполнение.
Обязанность оплатытоваров по договору поставки для государственных нужд имеет свою специфику. Так,государственный заказчик, по общему правилу, оплачивает товары, которые отгружаютсяполучателям по его отгрузочным разнарядкам (п.2 ст.531 ГК). Если же поставка производитсяпокупателю по отдельному договору поставки, государственный заказчик признается,поручителем по обязательству покупателя оплатить товары (ст.532 ГК). Это означает,что при неоплате или просрочке оплаты товаров государственный заказчик несет солидарнуюответственность вместе с покупателем. По смыслу абз.2 ст.532 ГК это поручительствораспространяется только на обязанность оплаты товаров. Следовательно, за убытки,причиненные поставщику нарушением условий договора со стороны покупателя (в томчисле условия об оплате), отвечает сам покупатель.
Ответственностьпри поставке товаров для государственных нужд. Ответственность за нарушение указанныхобязательств строится по общей модели договорной ответственности предпринимателейна началах риска. Представляется, что государственный заказчик — орган государственногоуправления — также отвечает на началах риска. Ведь государственный контракт тесносвязан с договором поставки, а ответственность поставщика всегда наступает независимоот его вины. Убытки покупателя могут возникнуть по причинам, за которые поставщикне отвечает, например вследствие действий государственного заказчика. Тогда ограничениеответственности государственного заказчика случаями виновного причинения вреда повлеклобы тяжелые последствия для поставщика. Отвечая перед покупателем за чужие действия,он часто был бы лишен возможности взыскать свои убытки с причинителя вреда. Ответственностьза отказ от заключения государственного контракта, основана на нарушении обязательства,вытекающего непосредственно из закона, и потому носит преддоговорный характер.
Особый случайответственности государственного заказчика предусмотрен ст.533 ГК. Она наступает,если поставщик вследствие исполнения им государственного контракта понес убытки.Это возможно, например, когда цена контракта не покрывает всех издержек производствапоставщика. В этом случае государственный заказчик обязан возместить указанные убыткив течение 30 дней со дня передачи товара в соответствии с государственным контрактом.В данном случае ответственность государственного заказчика не основана на нарушенииим договора, хотя и связана с его исполнением. Как можно заключить из п.2 ст.527и ст.533 ГК, ответственность носит здесь внедоговорной характер.
При невозмещенииуказанных убытков поставщик имеет право отказаться от исполнения государственногоконтракта, а также заключенного на его основе договора поставки товаров для государственныхнужд (пп.2 и 3 ст.533 ГК). Убытки, которые понесет в результате этого покупательпо договору поставки, также должны быть возмещены госзаказчиком.
Государственнымзаказчиком (а не поставщиком) возмещаются убытки покупателя, которые он понес всвязи с расторжением или изменением договора поставки вследствие отказа государственногозаказчика от товаров по госконтракту (абз.2 п.2 ст.534 ГК). Это вполне обоснованно,т.к. расторжение (изменение) договора поставщиком в таких случаях является вынужденными обусловлено расторжением (изменением) соответствующего госконтракта. Законодательпросто исключает из цепочки ответственности поставщика. В отсутствие специальногоправила ст.534 ГК поставщик, причинивший убытки покупателю, мог бы затем взыскиватьих с государственного заказчика. [9]
3. Судебная практика в сфере применения договора поставкидля государственных нужд
Федеральный арбитражный суд дальневосточного округа постановлениеарбитражного суда кассационной инстанции от 16 октября 2007 года Дело N Ф03-А59/07-1/3879Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседаниикассационную жалобу прокурора Сахалинской области на решение от 12.03.2007, постановлениеот 23.05.2007 по делу N А59-5932/06-С6 Арбитражного суда Сахалинской области поиску прокурора Сахалинской области к муниципальному учреждению здравоохранения«Корсаковская центральная районная больница» о признании недействительнойсделки и применении последствий недействительности сделки.
Прокурор Сахалинской области обратился в Арбитражный суд Сахалинскойобласти с исковым заявлением к муниципальному учреждению здравоохранения «Корсаковскаяцентральная районная больница» и коммандитному товариществу «Сахмедсервис»о признании недействительным в силу ничтожности договора от 22.06.2006 N СС-06-037,заключенного ответчиками, и применении последствий недействительности сделки.
Решением суда от 12.03.2007, оставленным без изменения постановлениемапелляционной инстанции от 23.05.2007, в удовлетворении исковых требований прокуроруотказано.
Арбитражный суд указал, что оспариваемая прокурором сделка заключенав соответствии с нормами бюджетного и гражданского законодательства.
Прокурор Сахалинской области не согласился с судебными актамиАрбитражного суда Сахалинской области и обратился с кассационной жалобой, в которойпросит отменить их, ссылаясь на то, что суд неправильно применил нормы права, такимобразом необоснованно пришел к выводу о действительности заключенной сделки.
В судебное заседание представители сторон не явились, несмотряна надлежащее извещение.
Из материалов дела установлено: между МУЗ «Корсаковскаяцентральная районная больница» (покупатель) и коммандитным товариществом«Сахмедсервис» (поставщик) заключен договор N СС-06-037 от 22.06.2006на поставку фетального монитора Biosys IFM-500 стоимостью 129800 руб.
Обращаясь с иском о признании договора недействительным, прокурорсослался на то, что к данному договору должен быть применен Федеральный закон N94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как поставкаоборудования производилась для муниципальных нужд. В связи с чем сделка должна бытьпроизведена путем проведения торгов.
Арбитражный суд, исходя из анализа представленных документов,пришел к правомерному выводу, что договор от 22.06.2006 N СС-06-037 заключен в соответствиис нормами гражданского законодательства.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ регулирует отношения,связанные с размещением заказов на поставку товаров, работ, услуг для государственныхи муниципальных нужд.
Источником финансирования поставки товаров, работ, услуг длягосударственных и муниципальных нужд являются средства федерального бюджета илибюджетов субъектов Российской Федерации.
Источником финансирования муниципальных нужд являются средстваместного бюджета, направляемые в соответствии с расходными обязательствами муниципальныхобразований на его потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для решениявопросов местного значения, и осуществление отдельных государственных полномочий,переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектовРоссийской Федерации.
Как следует из документов, МУЗ «Корсаковская центральнаярайонная больница» оплатило по договору N СС-06-037 от 22.06.2006 оборудованиеза счет средств, полученных из Фонда социального страхования.
Данные средства являются федеральными, они не являются средствамиместного бюджета.
Прокурором не предоставлено доказательств, что полученные больницейденежные средства в 2006 году из Фонда социального страхования были учтены при принятиирешения районным Собранием, муниципального образования Корсаковского района 24.04.2006N 338 при утверждении бюджета на 2006 год.
Больницей приобретен фетальный монитор за счет средств Фондасоциального страхования Российской Федерации, на основании национального проекта«Здоровье», финансирование которого производилось в соответствии с ФЗ«О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год»из Фонда социального страхования.
Порядок финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатойуслуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинскойпомощи, участвующим в программе «Здоровье», предусмотрен ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 852, пункт 10 которого содержитперечень услуг, на которые должны быть направлены средства фонда, в числе которыхуказано и приобретение медицинского оборудования, предназначенного для оказаниямедицинской помощи женщинам в период родов.
Ни в ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РоссийскойФедерации», ни в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2005 N 852 не указано,что средства фонда должны быть использованы в порядке, предусмотренном ФЗ от 21.07.2005N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказаниеуслуг для государственных и муниципальных нужд». Поскольку приобретение оборудованиябольницей производилось не на основании муниципального заказа, поэтому органы местногосамоуправления не наделяли больницу полномочиями муниципального заказчика и не финансировалиприобретение оборудования.
Ответчиком заключен договор с коммандитным товариществом«Сахмедсервис» с соблюдением статей 70, 71 Бюджетного кодекса РФ, нормгражданского законодательства и ФЗ «О бюджете Фонда социального страхованияРФ», поэтому Арбитражный суд Сахалинской области правомерно отказал прокурорув удовлетворении исковых требований о признании недействительным договора от 22.06.2006N СС-06-037 и применении последствий недействительности сделки.
Поскольку решение и постановление по данному делу приняты судомс соблюдением норм процессуального и материального права, поэтому оснований дляих отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в жалобе, были предметом исследования, и имдана надлежащая оценка.
Руководствуясь статьями 286 — 289 Арбитражного процессуальногокодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.03.2007, постановление от 23.05.2007 Арбитражногосуда Сахалинской области по делу N А59-5932/06-С6 оставить без изменения, кассационнуюжалобу — без удовлетворения.
Заключение
Договор поставки- один из наиболее распространенных видов обязательств, используемых в хозяйственнойдеятельности предпринимателей, охватывающий практически весь товарооборот. Заключениеэтого договора очень удобно как для предприятий (юридических лиц) так и для индивидуальныхпредпринимателей.
Наиболее оптимален договор поставки, к примеру, для регулирования взаимоотношениймежду производителями товаров и поставщиками сырья, материалов либо комплектующихизделий, между изготовителями товаров и оптовыми организациями, специализирующимисяна реализации товаров. Указанные отношения должны отличаться стабильностью и иметьдолгосрочный характер. Поэтому в правовом регулировании поставочных отношений преобладающеезначение имеют не разовые сделки по передаче партии товаров, а долгосрочные договорныесвязи.
Договор поставки — это один из важнейшихдоговоров, с помощью которого регулируется процесс перехода на возмездной основедостаточно большой массы материальных ценностей от одних субъектов хозяйствованияк другим. По субъектному составу, сфере применения, предмету поставки, экономической,правовой и социальной значимости договор поставки занимает одно из ведущих меств системе других подобного рода договоров. Договор поставки во многом (по экономическим,правовым целям) схож с договором купли-продажи и с другими договорами, регулирующимипереход права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления.Поэтому, не случайно, на практике схожие с ним договоры (например, договор купли-продажи)называют договорами поставки, что нельзя признать правильным.
Договор поставки — это самостоятельный виддоговора, имеющий свои особенности, закрепленные в законодательстве.
Список используемой литературы
Книги одного автора:
1. «Договор поставки», И.Н. Щемелева, Минск, 1996г.;
2. Павлов Е.В. «Договор поставки» М. 1996 г. С.54-57.
3. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательскойдеятельности). — М., НОРМА, М., 2004.
Книги двух авторов:
4. «Договор поставки», В.М. Пустозерова, А.А. Соловьева, Москва, 1996г.;
5. Брагинский М.М., Витрянский В.В. «Договорное право. Общие положения.»М. 1997 г. С 44.
6. Исаченко В.Л. Исаченко В.В. Обязательства по договорам. Опыт практическогокомментария русских гражданских законов. СПб., 1914. — Гражданское право. Том 1.Учебник. / Под ред.А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников»,2005.
Нормативные акты:
7. Конституция Российской Федерации (от 21.07.2007 N 5-ФКЗ);
8. Гражданский Кодекс Российской Федерации (от 19.07.2007 N 197-ФЗ, от 01.12.2007N 318-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ);
9. Таможенный Кодекс Российской Федерации (от 24.07.2007 N 198-ФЗ, от 06.12.2007N 333-ФЗ);
10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (от 02.10.2007 N 225-ФЗ,от 04.12.2007 N 330-ФЗ);
11. ФЗ РФ «О государственном оборонном заказе» от 29.12.95 г. (в ред.Федеральных законов от 06.05.1999 N 97-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 01.12.2007N 318-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 26.02.1997 N 29-ФЗ)
12. ФЗ РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»
13. № 89-ФЗ от 19.06.95 г., № 58-ФЗ от 17.03.97 г. (в ред. Федеральных законовот 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ);
14. ФЗ РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции для
15. государственных нужд» от 2.12.94 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003N 15-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ);
16. ФЗ «О связи» (от 29.12.2006 N 245-ФЗ);
17. Постановление Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ от 25.05.92«О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышенииответственности предприятий за их финансовое состояние»;
18. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по упорядочениюгосударственного регулирования цен (тарифов)» от 07 марта 1995г. №239, (в редакцииот 30 июля 2002г. №КАС 02-381);
19. Постановление Правительства РФ от 26.06.95 г. № 594 «О реализации
20. Федерального закона „О поставках продукции для федеральных государственныхнужд“;
21. Постановление Правительства РФ от 26.09.97 г. № 1222 „О продукции, закупаемойдля государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)“;
22. Постановление Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ от 25.05.92“ О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственностипредприятий за их финансовое состояние “;
23. »Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлениикоторых участвует Российская Федерация”, утверждён постановлением ПравительстваРФ от 26.06.95 г. № 594.;
24. «Порядок закупки и поставки продукции для федеральных государственныхнужд», утверждён постановлением Правительства РФ от 26.06.95 г. № 594.;
25. «Порядок подготовки и заключения государственных контрактов на закупкуи поставку продукции для федеральных государственных нужд», утверждён постановлениемПравительства РФ от 26.06.95 г. № 594.;
26. Указ Президента РФ от 20.12.94 “ Об обеспечении правопорядка при осуществленииплатежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)”;
Комментарии:
27. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, М.И. Брагинский;
28. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской федерации, В.В. Витрянский;
29. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской федерации, Т.Л. Левшина;
30. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, О.Н. Садиков;
31. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, А.М. Эрделевский;
32. «Комментарий части 2 ГК РФ для предпринимателей», Москва, 1996г.;
33. Статьи из журанлов:
34. Обязательное заключение хозяйственного догвоора (Каменков В.С., ПредседательВысшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор,заслуженный юрист Республики Беларусь.)
35. Препринемательское право 2007 №3;
36. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах (Ноздрачев А.Ф., докторюридических наук, профессор, заведующий отделом административного законодательстваи процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при ПравительствеРФ.)
37. Адвокат 2007 №10;
Приложение
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ на выполнение заказа на закупку и поставкупродукции для федеральных государственных нужд
на ________________________________________________________________
(краткая формулировка заказа)
г. ___________________ “___”_____________________________ г.
__________________________________________________________________,
(полное наименование организации-поставщика)
именуемый в дальнейшем Поставщиком,в лице ________________________
(должность)
__________________________________________________________________,
(Ф.И.О.)
действующего на основании ________________________________________,
с одной стороны, и __________________________________________________________________,
(полное наименование государственногозаказчика)
именуемый в дальнейшем Заказчиком,в лице ___________________________
(должность)
__________________________________________________________________,
(Ф.И.О.)
действующего на основании
__________________________________________________________________,
с другой стороны, заключили настоящийКонтракт о следующем.
1. ПРЕДМЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА
1. Заказчик поручает, а Поставщик принимаетна себя проведение следующих работ (поставок продукции):
__________________________________________________________________.
(описание заказа)
2. Работа по настоящему Контракту выполняетсяв соответствии с согласованным сторонами техническим заданием (Приложение № 1)
на _______________________________________________________________,
                                               (наименованиезаказа)
3. Содержание, этапы и сроки выполнения работ определяютсяв соответствии с согласованным сторонами календарным планом (сетевым графиком)(Приложение № 2), являющимся неотъемлемой частью Контракта.
Работы, не предусмотренные настоящим Контрактом, оформляютсядополнительным соглашением.
4. Если в процессе работы выявляется неизбежность полученияотрицательных результатов или нецелесообразность дальнейшего проведения работ, каждаяиз сторон вправе внести предложение о приостановке работ. После уведомления о приостановкеработ Заказчик и Поставщик обязаны в _______-дневный срок принять совместное решениео дальнейшем продолжении работ, изменении условий или расторжении Контракта.
2. ПОРЯДОК СДАЧИ И ПРИЕМКИ РАБОТ
5. При завершении работы (этапа) Поставщик предоставляет ЗаказчикуАкт сдачи-приемки работы с приложением к нему документов (материалов), предусмотренныхтехническим заданием.
6. Заказчик в течение __________ дней со дня получения Актасдачи-приемки работы и отчетных документов (материалов) обязан направить Поставщикуподписанный Акт сдачи-приемки или мотивированный отказ.
7. В случае несоответствия результатов работы техническомузаданию Сторонами составляется двусторонний акт с перечнем необходимых доработок.Претензии о проведении доработок должны быть предъявлены Заказчиком в течение ________дней после получения Акта сдачи-приемки работ. Поставщик обязан произвести необходимыеисправления без дополнительной оплаты в пределах договорной цены.
8. Если при приемке работ будет выявлена необходимость проведениядоработок или изменения отдельных условий технического задания, то по требованиюЗаказчика эти работы производятся по дополнительному соглашению с указанием срокаих выполнения и стоимости.
9. В случае досрочного выполнения Поставщиком работы (этапа)Заказчик обязуется принять Акт сдачи-приемки работы в порядке, установленном настоящимразделом, и произвести ее оплату.
3. СТОИМОСТЬ РАБОТ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
10. За выполненную работу (этап) согласно настоящему контрактуЗаказчик уплачивает Поставщику _____________ (__________________________________)руб. в соответствии с утвержденным сторонами протоколом соглашения о контрактнойцене (смете) (Приложение № 3), являющимся неотъемлемой частью Контракта.
11. Оплата работы (этапа) производится после сдачи Поставщикоми приемки Заказчиком выполненной работы (этапа), оформленной Актом сдачи-приемки.Счета Поставщика с приложенными к ним актами оплачиваются Заказчиком в установленномпорядке.
Продукция поставляется предприятиями и организациями-изготовителями(грузоотправителями) непосредственно в адреса получателей (потребителей), указанныхЗаказчиком в заказах-спецификациях, прилагаемых к настоящему Контракту.
Расчеты за поставляемую продукцию по согласованию сторон могутосуществляться в форме:
инкассо с последующим акцептом при представлении Поставщиком(грузоотправителем) специфицированных счетов, упаковочных листов, транспортной накладнойили коносамента, сертификата качества и комплектности продукции, ее экологическойбезопасности и других необходимых документов;
предварительной оплаты Поставщику (грузоотправителю) подготовленнойк поставке готовой продукции или продукции, подлежащей изготовлению и поставке всогласованные сроки.
Указанные расчеты могут производиться между:
Поставщиком и Заказчиком (плательщиком) в соответствии с условиямиКонтракта;
получателями-потребителями (плательщиками), указанными Заказчикоми Поставщиком;
предприятиями и организациями-изготовителями (грузоотправителями)и получателями-потребителями (плательщиками), указанными Заказчиком;
Поставщиком и предприятиями, организациями-изготовителями(грузоотправителями) за поставляемую в адреса получателей (потребителей) продукцию.
Датой поставки продукции считается дата, указанная на штемпелетранспортной накладной грузоотправителем (Поставщиком) в пункте отгрузки.
12. Оплата производится поэтапно по ценам, указанным в протоколесоглашения о контрактной цене (смете).
13. Заказчик в ________-дневный срок с даты подписания настоящегоДоговора производит выплату Поставщику аванса в размере _______% от стоимости выполненияработ по контракту, т.е. _____________ (______________________________________)руб.
14. В случае прекращения работ по Контракту по соглашению сторонили по вине Заказчика последний обязан возместить Поставщику фактически произведенныезатраты с учетом уровня рентабельности, предусмотренного в контрактной цене.
15. Распределение сэкономленных средств и убытков, возникшихпри выполнении заказа на закупку и поставку продукции для федеральных государственныхнужд, осуществляется в соответствии с утвержденным сторонами протоколом соглашенияо распределении сэкономленных средств и возникших убытков (Приложение № 4), являющимсянеотъемлемой частью государственного Контракта.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
16. Поставщик по требованию Заказчика своими средствами и засвой счет в срок, согласованный с Заказчиком, устраняет дефекты продукции, допущенныепри выполнении работ по его вине.
В случае неустранения указанных дефектов в согласованный Сторонамисрок Поставщик уплачивает Заказчику неустойку в размере ______% стоимости продукции,подлежащей исправлению.
17. В случае полного или частичного невыполнения Контрактаодной из Сторон последняя обязана возместить другой Стороне причиненные в результатеэтого убытки.
18. За несвоевременную приемку работ по договору Заказчик уплачиваетПоставщику штраф в размере ________% контрактной цены за каждый просроченный деньи дополнительно ________% при просрочке более _______ дней.
19. За просрочку оплаты платежного требования Заказчик уплачиваетПоставщику пени в размере ________% суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
20. Применение штрафных санкций не освобождает Стороны от выполненияпринятых обязательств.
5. СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА И ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА СТОРОН
21. Срок действия настоящего Контракта устанавливается с”____”_____________________ ____ г. по “___”_______________________ г.
22. Адреса и расчетные счета Сторон:
Поставщик: __________________________________________________________________
Адрес __________________________________________________________________
Расчетный счет № __________________ в
_____________________________________________________
Заказчик: __________________________________________________________________
Адрес __________________________________________________________________
Расчетный счет № __________________ в
__________________________________________________________________
23. Государственный Контракт составлен в соответствии с
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
                            (основание заключения контракта)
24. К настоящему Контракту прилагаются: техническое задание,календарный план выполнения работ, протокол соглашения о контрактной цене (смете),протокол соглашения о распределении сэкономленных средств и возникших убытков.
Поставщик: __________________________________________________________
Заказчик: _________________________________________________________