Проблемы развития произвольного внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте

Проблемы развитияпроизвольного
внимания у детей дошкольного имладшего школьного возраста.
Введение
                                                           «Делать учение занимательным для ребенка,
                                                               но в то же времядолжно требовать от детей
                                                               точного исполнения и незанимательных
                                                              для них задач, не наклоняя слишком ни в ту,
                                                               ни в другую сторону, давая пищу пассивному
                                                               вниманию и упражняя активное, которое
                                                                хотя и слабо вребенке, но может и должно
                                                               развиваться и крепнуть от упражнения»
                                                               ( К.Д. Ушинский ) [42. с. 294]
            Внимание– очень важный психический процесс, который является условием успешногоосуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а егопродуктом – ее качественное выполнение. [10. с. 250]
            Проблемойизучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаютсяизвестные зарубежные и отечественные психологи и педагоги
( Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С.Выготский,П.Я.Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.с.Немов, Г.А. Урунтаева и многие другие).
            Т.Рибо считал, что внимание независимо от того являетсяоно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т.е.между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно теснуюзависимость.[32. с.75]
            Всвоих трудах отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что вниманиеесть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержаниитех или иных процессов этой деятельности. [11. с. 125]
            Помнению С.Л. Рубинштейна внимание это избирательная направленность на тот илииной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объектпознавательную деятельность.  [31. с.524]
            Л.С.Выготский и Л.Н. Леонтьев указывали на существенноезначение речи для внимания, т.к. при посредстве слова происходит указаниепредмета, на котором надо сосредоточится.
            Л.С.Выготский пытался проследить историю развитиявнимания. Он писал, что история внимания есть история развития организованностиего поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутрии, а вне личности ребенка. [5. с. 147]
            П.Я.Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированноедействие контроля, учение о внимании как функции контроля – составная частьтеории поэтапного формирования умственных действий.
 [7. с. 110]
            Проблемаразвития произвольного внимания детей уже давно интересует и волнуетвоспитателей, учителей, психологов. В настоящее время хорошо известно насколькосложна и объемна программа начальных классов, и как трудно бывает поройребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен наработе, рассеян, неусидчив, невнимателен. И как огорчают в школьные годы«глупые» ошибки из – за невнимательности. Совсем по другому чувствуютсебя дети, которые умеют удерживать свое внимание на деталях продолжительноевремя, усидчивые, внимательные. Эти дети легче вписываются в процесс обучения.Работая в тесной преемственности со школой, воспитатели следят за успехамисвоих выпускников в школе. По данным школьного психолога среди первоклассников55% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальнойпозиции школьника.
            Однойиз таких проблем является неумение комментировать, распределять, переключать,сосредотачивать свое внимание на учебной деятельности. И поэтому возникаетнеобходимость развивать у детей произвольное внимание, т.е. направлять своевнимание на неинтересное содержание и длительно сохранять этусосредоточенность.
           
Теоретические обоснования проблемы развития произвольного
                  внимания удетей младшего школьного возраста.
1.1.           Понятиевнимания. Виды, свойства внимания и внимательность человека.
Вниманиепредставляет собой психологический феномен в отношении которого до настоящеговремени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологическойлитературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельногопсихического явления. Некоторые авторы утверждают, что внимание не можетрассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мереприсутствует в любом другом психическом процессе. Другие наоборот, отстаиваютсамостоятельность внимания как психического процесса.
            Сдругой стороны существуют разногласия в том, к какому классу психическихявлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание – этопознавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей идеятельностью человека основываясь на том, что любая деятельность, в том числеи познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявленияопределенных волевых усилий. [18. с. 206]
            Представимсебе школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целикомуглублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия,переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодовмы можем сказать, что он обращает внимание на те предметы, которые он выделяетиз других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическаядеятельность на что – то направлена или на чем – то  сосредоточена. Эту направленность  и сосредоточенность психической деятельностина чем – либо определенном Маклаков А.Г.называет вниманием.
[18. с. 210]
            Всвою очередь Маклаков считает, что под направленностью психической деятельностиследует подразумевать ее избирательный характер, т.е. выделение из окружениязначимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенногорода психической деятельности. В понятие направленности включается также исохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно тольковыбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, — надо удержать этотвыбор, сохранить его.
            Другойхарактеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностьюМаклаков А.Г.подразумевает  большую илименьшую углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тембольшей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т.е. требуетсябольшая углубленность. С другой стороны сосредоточенность  связана с отвлечением от всего постороннего.
Направленностьи сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать бездругого. Когда человек направляет на что – либо свое внимание, то одновременнос этим он сосредотачивается на этом. И наоборот, когда человексосредотачивается на чем – либо, то он направляет на это свою психическуюдеятельность. Но несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являютсятождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому,а сосредоточение – с углубленностью в занятие.
[18. с.207]     
            Вниманиеобеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психическойдеятельности в тот или иной момент времени. Маклаков А.Г. указывал на то, чтовнимание, как и любой психический процесс, связано с определеннымифизиологическими явлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельныхраздражителей и течения процессов в определенном направлении составляетвозбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий начеловека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляетсяпрежде всего ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярнойформации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головногомозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности.
            Среди«пусковых» механизмов ретикулярной формации следует отметитьориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма навсякое изменение окружающей среда у людей и животных. Однако внимание не можетбыть объяснено лишь одним ориентировочным рефлексом. Физиологические механизмывнимания более сложны. В психологической литературе обычно рассматривают двеосновные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражителей:периферические и центральные.
             К периферическим механизмам можно отнестинастройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачиваетголову в сторону звука, и одновременно соответствующая мышца натягиваетбарабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звукенатяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний вовнутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в момент наивысшего вниманиятакже способствует обострению слуха.[18. с. 208]
            Помнению Д.Е. Бродбента, внимание – это фильтротбирающий информацию именно на вдохах, т.е. на периферии. Он установил, чтоесли человеку подавали разную информацию одновременно в оба уха, но согласноинструкции, он должен был ее воспринимать лишь левым, то подававшаяся при этомв правое ухо информация полностью игнорировалась. В дальнейшем былоустановлено, что периферические механизмы отбирают информацию по физическимхарактеристикам. У. Нейсер назвал эти механизмы предвниманием, связывая их с относительно грубой обработкойинформации ( выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями вовнешнем поле).
            Центральныемеханизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможениемдругих. Именно на этом уровне происходит выделение внешних воздействий, чтосвязано с силой вызванного или нервного возбуждения. В свою очередь, силанервного возбуждения зависит от силы внешнего раздражения. Более сильноевозбуждение подавляет возникающее одновременно с ним слабое возбуждение иопределяет течение психической деятельности в соответствующем направлении.Однако возможно слияние двух или нескольких одновременно воздействующихраздражителей, усиливающих друг друга. Этот вид взаимодействия раздражителейтакже является одной из основ выделения внешних воздействий и течения процессовв определенном направлении. [7. с. 96]
            Говоряо физиологических основах внимания, нельзя не сказать еще о двух очень важныхявлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервныхпроцессов, установленный Ч. Шеррингтоном и широко использованный И.П. Павловым,в определенной степени объясняет динамику физиологических процессов,обеспечивающих внимание. Согласно этому закону возбуждение, возникающее в однойобласти коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (такназываемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга ( последовательнаяиндукция).
            Согласнопринципу доминанта, выдвинутому А.А.Ухтомским в мозге всегда имеется временногосподствующий очаг возбуждения, обуславливающий работу нервных центров вданный момент и придающий тем самым поведению человека определеннуюнаправленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование инакапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременнымподавлениям активности других центров, за счет чего возбуждение еще большеусиливается. Благодаря этим свойствам доминанта является устойчивым очагомвозбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизмподдержания интенсивности внимания.
            Однакопо мнению Маклакова А.Г. ни закон индукции нервныхпроцессов, ни учение о доминанте не раскрывают до конца механизмы вниманияособенно произвольного. В отличие от животных люди целенаправленно  управляют своим вниманием. Именно постановкаи уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание.
            Вниманиеобусловлено активностью целой системы иерархически связанных между собоймозговых структур. [18. с. 209]
            Всовременной психологической науке принято выделять несколько основных видоввнимания.
            Непроизвольноевнимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называютпассивным, или вынужденным, так, как оно возникает и поддерживается независимоот сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силусвоей увлекательности занимательности или неожиданности. При возникновениинепроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин. В этоткомплекс входят различные физические, психофизиологические и психическиепричины. Они взаимосвязаны друг с другом, условно их разделяют на следующиечетыре категории.
            Перваягруппа причин связана с характером внешнего раздражителя. Сюда включают преждевсего силу или интенсивность раздражителя, длительность раздражителя, еговеличина и форма, его новизна, необычность. К первой группе причин относятсяхарактеристики воздействующего на человека раздражителя.
            Втораягруппа причин, вызывающих непроизвольное внимание, связана с соответствиемвнешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимсяу него потребностям. Так сытый и голодный человек будут по – разномуреагировать на разговор о пище. Человек испытывающий чувство голода, невольнообратит внимание на разговор, в котором идет речь о еде. Со стороны физиологиидействие этих причин находит свое объяснение в предложенном П.А. Ухтомскимпринципе доминанты.
            Третьягруппа причин связана с общей направленностью личности. То, что нас интересуетбольше всего и что составляет сферу наших интересов, в том числе ипрофессиональных, как правило, обращает на себя внимание, даже если мыстолкнулись с ним случайно.
            Вкачестве четвертой самостоятельной группы причин, вызывающих непроизвольноевнимание, следует назвать те чувства которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, чтовызывает у нас определенную эмоциональную реакцию является важнейшей причинойнепроизвольного внимания. Например, читая интересную книгу, мы полностьюсосредоточены на восприятии ее содержания и не обращаем внимания на то, чтопроисходит вокруг нас. Такое внимание по праву может быть названопреимущественно эмоциональным. [18. с. 210] 
            Вотличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного вниманияКовалев А.Г. считает то, что оно управляется сознательной целью. Этот видвнимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовыхусилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Основнойфункцией произвольного внимания является активное регулирование протеканияпсихических процессов. Произвольное внимание качественно отличается отнепроизвольного. Но они тесно связаны друг с другом, поскольку произвольноевнимание возникло из непроизвольного. Произвольное внимание также связано счувствами, интересами, прежним опытом человека. Однако влияние этих моментовпри произвольном внимании не непосредственное, а косвенное. Оно опосредуетсясознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы  выступают как интересы цели, интересырезультата деятельности. [3. с. 164]
            Существуетеще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленныйхарактер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек “входит” в работу: интересным и значимым становятся содержание и процессдеятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названоН.Ф.Добрыниным послепроизвольным. В отличие от подлиннонепроизвольного внимания послепроизвольное вниманиеостается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательнымиинтересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет илипочти нет волевых усилий. [ 30. с. 166]
            Вниманиеобладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельныйпсихический процесс. Маклаков А.Г. выделил свойства внимания: устойчивость,концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания, атакже дал характеристику этим свойствам. Устойчивость заключается в способностиопределенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Это свойствовнимания может определяться периферическими и центральными факторами. Если бывнимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективнаяумственная работа была бы невозможна. Включение умственной деятельности,раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этогопроцесса и создает условия для устойчивости внимания.
 Устойчивость внимания зависит от целого ряда идругих условий. К их числу относятся степень трудности материала и знакомства сним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а такжеиндивидуальные особенности личности. [30. с. 169]
            Следующеесвойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией вниманияподразумевается степень  илиинтенсивность сосредоточенности внимания. Концепция выражается в том, чтовнимание поглощено одним объектом. Показателем интенсивности является “помехоустойчивость”, невозможность отвлечь внимание от предметадеятельности посторонними раздражителями. [30. с. 168]
            Подраспределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видовдеятельности одновременно. [ 30. с. 168]
            Переключениевнимания – это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. В целомпереключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложнойизменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинаковы у разныхлюдей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения междупредшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта и каждой изних).Чем интереснее деятельность, тем легче на ней переключиться.Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств. [ 30.с. 170]
            Следующеесвойство внимание – его объем. Под объемом внимания понимается количествообъектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Важнойи определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически неменяется при обучении и тренировке.
            Объемвнимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связаномежду собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от уменияосмыслено связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельствонеобходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемыйматериал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания учащихся. [30. с.167]
            Отвлекаемостьвнимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого вэтот момент какой – либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней ивнутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей.Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно идействуют с меняющейся силой и частотой. Внутренняя отвлекаемость вниманиявозникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из – заотсутствия интереса и чувства ответственности за дело которым в данный момент занятчеловек. Чтобы ребенок мог внимательно и успешно учиться, следует устранять изего жизни отвлекающие от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду.
            Большоезначение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности.Рассеянностью обычно называют два разных явления. Во – первых, часторассеянностью называют результат чрезмерного углубления в работу, когда человекне замечает ничего вокруг себя – ни окружающих людей и предметов, ниразнообразных явлений и событий. Этот вид рассеянности принято называть мнимойрассеянностью, поскольку это явление возникает в результате большойсосредоточенности на какой – либо деятельности. Физиологической основойрассеянности является мощный очаг возбуждения в коре головного мозга,вызывающий торможение в окружающих его участках коры по закону отрицательнойиндукции.
            Совсем  другой вид рассеянности наблюдается в техслучаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточится, когда онпостоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем незадерживаясь. Этот вид рассеянности называется подлинной рассеянностью.Произвольное внимание человека страдающего подлинной рассеянностью, отличаетсякрайней неустойчивостью и отвлекаемостью.
            МаклаковА.Г. указывал, что причины подлинной рассеянности разнообразны ими могут бытьобщее расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода,физическое или умственное утомление, тяжелые эмоциональные переживания. Крометого, одной из причин подлинной рассеянности может быть значительное количество полученных впечатлений,а также неупорядоченность увлечений и интересов. [18. с. 211]
            Рассмотренныесвойства не принадлежат самому вниманию. В свойствах внимания выражаютсяособенности личности. В зависимости от всего склада психической жизниформируется внимательность личности. По характеру внимания людей разделяют навнимательных, невнимательных и рассеянных.
            Внимательностькак черту личности следует отличать от психических состояний.
            Состояниеобостренной внимательности возникает у человека, попадающего в новуюобстановку, необычную для него.
            Длясостояния внимательности характерны обострения чувствительности, ясность мысли,эмоциональный подъем, увеличение скорости психической реакции, вызванноеволевой мобилизацией сил, собранностью и готовностью к действию.
            Состояниевнимательности, как и все психические состояния, — явление преходящее.Изменяется ситуация, и человек возвращается к своему обычному стилю внимания.
            Внимание,как черта личности, т.е. внимательность Шабалин С.Н. определяет прежде всегосоотношением в действительности видов внимания. Преобладание произвольного и послепроизвольного внимания характерно для волевого,целеустремленного человека, который ясно осознает что и зачем ему нужно. В этомслучае недостатки в отдельных качествах внимания ( медленная переключаемость,слабое распределение) компенсируется. [30. с. 173]
1.2           Зарубежные иотечественные психологи и их теории о
проблеме   развития произвольноговнимания у детей
младшего школьного  возраста.
            В зарубежной иотечественной литературе психологии проблеме развития произвольного вниманияуделяется немало внимания. Изучением развития внимания в течении многихдесятков лет занимались и продолжают заниматься зарубежные психологи ипедагоги: ( У. Джеймс,  Дж. Миль, И. Гербарт, Д.К. Узнадзе, Т. Рибоимногие другие), а также отечественные психологи ( Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,Н.Н. Ланге, Р.С. Немов идругие).
Многие отечественные и зарубежныепсихологи по разному объясняют сущность внимания. Н. Лангевыделил следующие основные подходы к проблеме природы внимания:
            1.Внимание как результат двигательного приспособления.                                             
              Приверженцыэтого подхода исходят из того что раз мы можем произвольно переносить вниманиес одного предмета на другой, то внимание невозможно без мускульных движений.Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиямнаилучшего восприятия.
            2.Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, чтопонимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что болееинтенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.
            3.Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно блестяще развитая ванглийской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания отинтересности представления. Так Дж. Миль считал: «Иметь приятное илитягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и то же».
            4.Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.
            5.Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи, пораженныесвоеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и активнуюспособность, происхождение которой не объяснимо.
            6.Вниманиекак усиление нервного раздражителя. Согласно данной гипотезе вниманиеобусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.
            7.Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания –преобладание одного представления над другим – тем, что лежащий в основепервого физиологический, нервный процесс задерживает или подавляетфизиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений,результатом чего является факт особой концентрации сознания.
            Всеуказанные выше теории концепции ученых психологов опираются на реальные факты,однако, правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех егосвойств.
            Однаиз наиболее известных психологических теорий внимания была предложена Т. Рибо. Он сказал, что внимание независимо от того, являетсяоно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими.Между эмоциями и произвольным вниманием Т. Рибоусматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность ипродолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью ипродолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний.
            Состояниевнимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но такжеи определенными изменениями физического и физиологического состояния организма.Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состоянийможно составить ясное представление и о механизмах внимания. Для Т. Рибо было особенно характерно подчеркивание значенияфизиологических коррелятов психических процессов и состояний, и этообстоятельство сказалось на его трактовке интересующего нас явления.
Имея это ввиду, концепция Т. Рибо  можно назвать психофизиологической. Как чистофизиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных,двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальноевнимание, кроме того влечет за собой усиление кровообращения в занятыхмышлением органа тела. Состояние сосредоточенности внимания сопровождаетсятакже движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместес собственно органическими реакциями вступают как необходимое условиеподдержания внимания на должном уровне.
Основную рольдвижений в акте внимания Т. Рибо обозначил следующимобразом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояниесознания. Для органов чувств – зрения и слуха – внимание означаетсосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением.Усилие, которое мы прилагаем, сосредотачивая и удерживая внимание на чем – то,всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечногонапряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, какправило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частяхрецитирующих систем. Двигательный эффект внимания, по мнению Т. Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысливоспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочимивследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной наних: В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания.Произвольно восстанавливая движения связанные с чем – то, мы тем самым обращаемна это наше внимание. Таковы характерные черты ” моторной теории”
внимания, предложенной Т. Рибо.            [32.с. 125]
             Трудность исследования внимания давно осознанапсихологами, пытавшимися разобраться в его феноменах, определить его спецификуили, наоборот редуцировать к другим психическим процессам. Так, У. Джеймсразделяет все концепции внимания на причинные теории эффекта. Первыерассматривают внимание как действующую причину, приводящую к какому – либорезультату. Вторые считают явление внимания эффектами, то есть следствиямидругих психических процессов. У. Джеймс приходит к выводу, что научные данныесклоняют чашу весов в пользу теорий эффекта, но по философским соображениямотдает предпочтение причинным теориям. Схема постановки и решения проблемывнимания, предложенная У. Джеймсом, сохранила свое значение вплоть донастоящего времени. Ф. Уорден пишет:  ” Взявшись за вопрос является ливнимание эффектом или причиной, У Джеймс проложил тот путь, по которому идем имы, когда пришел к выводу, что возможные ответы в большей степениметафизические, чем научные “. [31. с. 425]
            Рассмотримеще одну теорию, которая связывает внимание с понятием установки.
            Теорияустановки предложена Д.Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния преднастройки, которое под влиянием опыта возникает ворганизме и определяет его реакции на последующие воздействия. Например есличеловеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затемон будет по – разному оценивать вес других одинаковых шаров. Тот из них,который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот разпокажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во всехотношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такуюиллюзию, сформировалась определенная установка на восприятии веса предметов.
            Установка,по мнению Д.Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражаетсобой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему вусловиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъектатем не менее могут возникать вполне определенные психические состояния,чувства, мысли образы. На основе актуальной в каждом данном случае установки всознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им сдостаточной степенью, ясностью и отчетливости для того, чтобы быть в состоянииориентироваться в условиях ситуации. [40. с. 52 – 53]
            Спонятием установки в теории Узнадзе также связано понятии объективации. Онатрактуется как выделение под влиянием установки определенного образа иливпечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Это образили впечатление, и становится объектом внимания. Отсюда и название “объективация”.
            Этотпроцесс, названный актом объективации, Д.Н. Узнадзе отождествляет с вниманием,подчеркивая, что только таким образом внимание впервые получает не формальную,а содержательную характеристику. В процессе интенсивной познавательнойдеятельности путем волевых актов изменяется старая установка или вырабатываетсяновая. Итак, психология установки определяет внимание как специфическичеловеческий, особый и содержательный процесс, служащий необходимойпредпосылкой трансформации установок импульсивного поведения.
Таким образом, рассмотревпсихологические теории развития внимания в концепциях «зарубежных»психологов можно сделать вывод, что все они по- разному объясняют сущностьвнимания. Н. Ланге считал, что внимание – результатдвигательного приспособления, т.е. внимание невозможно без мускульных движений,а также внимание результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опытаиндивида. Т. Рибо усматривал тесную зависимость междуэмоциями и произвольным вниманием. Он полагал, что интенсивность и продолжительностьтакого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностьюассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Т. Рибо. предложил так называемую ” моторную теорию” внимания, согласно которой основную роль в процессах внимания играютдвижения. Именно благодаря их избирательной и целенаправленной активациипроисходит концентрация и усиление внимания на предмете, а также поддержаниевнимания на данном предмете в течение определенного времени.  [32. с. 128]
Рассмотрим подробнеепсихологические теории развития внимания в концепциях «отечественных»психологов.
            Вниманиев жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оноактивизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические ифизиологические процессы, способствует организованному и целенаправленномуотбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальнымипотребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенностьпсихической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
За вниманием всегда стоятинтересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызываютизменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается вовнимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: онстановится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Таким образом, хотявнимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах,однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа.Изменение внимания Выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, накотором сосредоточена познавательная деятельность.
            Н.Ф. Добрынин считал, что первые проявления внимания можно пронаблюдать уноворожденного, во время сосания. А на протяжении дошкольного и младшегошкольного возраста развиваются сво