Проблемы развития социального страхования в РФ Содержание Введение… 1. Сущность социального страхования… 2. Особенности социального страхования… 1. Система государственных внебюджетных фондов в РФ………… 3. Проблемы в социальном страховании… 20 Заключение… 23 Список литературы… 25 Введение Современная рыночная экономика создает адекватную систему
социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости. К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва
в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества. Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны. В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными
фондами: – пенсионным; – обязательного медицинского страхования; – социального страхования. В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. 1. Сущность социального страхования Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной
рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7).
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение,
Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права граждан являются наивысшей ценностью и государство обязано защищать эти права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей» Государственное социальное страхование – государственная система материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.
Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.
Основными видами социального обеспечения являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий. Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения. Социальное страхование является также «формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности, на основе коллективной
солидарности возмещения ущерба». Государственное социальное страхование – установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (или потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей. Исторически определились три формы организации систем социального страхования: 1. Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами); 2. Государственное; 3. Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов). Коллективное страхование представляет собой самую раннюю форму социальной защиты.
Оно появилось в Европе во второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наемных работников перед работодателями и государством. Характерным примером в этом отношении является Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путем создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице. Государственное социальное страхование, введенное в
Германии в 1883 г. в рамках социальных реформ, проводимых Бисмарком, стало первым в истории законодательным решением вопроса социальной защиты населения. Были изданы законы о страховании на случай болезни, затем о страховании по инвалидности и старости. Эти виды страхования должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные кассы взаимопомощи. Страховые взносы устанавливались законом и уплачивались работодателями и работниками пропорционально:
одна треть и две трети суммы взносов, соответственно. Смешанная форма социального страхования впервые возникла в Швейцарии. При муниципалитете г. Берна в 1893 г. была учреждена касса по страхованию на случай безработицы, управление которой осуществляла комиссия, состоящая из работодателей, представителей профсоюзов и муниципалитета. Членство в кассе было добровольным. Туда мог вступить гражданин страны и после девяти месяцев уплаты страховых взносов он получал право на пособие по безработице сроком на 70 дней в течение года. В России социальное страхование зародилось в начале ХХ в одновременно с развитием системы фабричной медицины. На предприятиях создавались больничные кассы, членство в которых было добровольным. Их правления состояли из представителей рабочих и работодателей.
Основной задачей таких касс являлась компенсация работникам ущерба от несчастных случаев на производстве. В 1912 г. законом Государственной Думы было введено обязательное больничное страхование работающих граждан, которое должны были осуществлять больничные кассы. В 1916 г. в России было 2043 больничные кассы, насчитывающие 1962 тысячи членов. Наряду, собственно, с социальным страхованием, складывалась еще одна система социальной защиты населения
– государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет налоговых поступлений в бюджет. При этом государство самостоятельно, решениями своих властных органов определяло, кому, в каких размерах и при каких условиях следует оказывать социальную помощь. Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или
регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности. Ими могут быть страховые компании, общества взаимного страхования, страховые кассы. Управление в системах коллективного страхования осуществляется либо страховой компанией, либо выбираемыми страхователями органами самоуправления, либо доверенными лицами на основе договора траста. Распределение фондов коллективного страхования происходит на основе принципа субсидиарности: выплаты осуществляются в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, в течение какого времени страхователь
платил взносы в этот фонд. Обычно в коллективном социальном страховании устанавливаются тарифы взносов, а также минимальные и максимальные пределы социальных выплат. Кроме того, могут устанавливаться границы доходов, в пределах которых страхователи обязаны уплачивать страховые взносы. За этими пределами они могут страховаться на добровольных началах или не страховаться вовсе. Государственное социальное страхование имеет своим объектом все население в целом или отдельные
социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Управление фондами государственного социального страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах законодательной или исполнительной власти. 2. Особенности социального страхования
Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
К основным принципам обязательного социального страхования относятся: – устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; – всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий; – государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо
от финансового положения страховщика; – государственное регулирование системы обязательного социального страхования; – паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; – обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; – ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; – обеспечение надзора и общественного
контроля; – автономность финансовой системы обязательного социального страхования. Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи – работодатели, страховщики, застрахованные лица. Страхователи – организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы. Страховщики – некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. Застрахованные лица – граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории
граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию. Различают следующие виды социальных страховых рисков: – • необходимость получения медицинской помощи; – • временная нетрудоспособность; – • трудовое увечье и профессиональное заболевание: – • материнство; – • инвалидность; – • наступление старости; – • потеря кормильца; – • признание безработным; – • смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают: – у страхователя-работодателя – по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком; – у страховщика – с момента регистрации страхователя; – у застрахованных лиц – по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем; – у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой,
и иных категорий граждан с момента уплаты ими или за них страховых взносов. Рассмотрим процесс управления системой обязательного социального страхования. Обязательное социальное страхование проводят страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат. Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования: – страховые
взносы: – дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; – штрафные санкции и пени; – денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; – доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; – другие поступления, не противоречащие законодательству
Российской Федерации. Взносы во внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по страховым тарифам, размеры которых установлены федеральным законом. В настоящее время они составляют: – в Фонд социального страхования к оплате труда, начисленной по всем основаниям – 4%; – в Фонд обязательного медицинского страхования -3,6% – в Пенсионный фонд – 28% Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы.
Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.
Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ. 2.1. Система государственных внебюджетных фондов в РФ. Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают
деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране. ПФР обеспечивает: – аккумуляцию страховых взносов и финансирование расходов, предусмотренных
Положением о нем; – контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его средств; – международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; – проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования. ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Средства ПФР направляются на: – выплату государственных пенсий; – выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; – оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; – обеспечение деятельности ПФР. В России осуществляется постепенный переход от распределительной пенсионной системы к накопительной, суть которой состоит в том, что каждый работник в течение трудовой деятельности осуществляет взносы, в пенсионный фонд средства которого длительное время используются для инвестирования в экономику, а
после прекращения трудовой деятельности идут на его личное пенсионное обеспечение. Аккумуляция финансовых ресурсов в пенсионном фонде и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Закон "О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации". Он обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь и направлен на повышение ответственности граждан, государства и работодателей в области охраны здоровья. Законом введено обязательное медицинское страхование (с 1993 г.), в России оно является всеобщим, составной частью государственного социального страхования и реализуется посредством программ обязательного медицинского страхования (базовой и региональных).
Согласно закону, граждане России имеют право на: – выбор страховой медицинской организации, свободный выбор медицинского учреждения и врача; – медицинскую помощь на всей территории России; – предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому учреждению на возмещение ущерба пациенту. Для выполнения задач по обязательному медицинскому страхованию в РФ образован Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Средства ФОМС направляются на: – финансирование ОМС проводимого страховыми медицинскими органами; – осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС; – выравнивание ресурсов городов, районов для проведения ОМС; – направление финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг; – создание финансовых резервов устойчивого медицинского страхования; – текущее содержание.
Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования России. Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Основные задачи фонда: – обеспечение гражданам государственных пособий, санаторно-курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей; – участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; – осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;
– разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов; – подготовка и повышение квалификации специалистов системы государственного социального страхования; – сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. Средства ФСС направляются на: – •выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка,
по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; – •оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком – инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; Государственное социальное страхование Страхование государственное социальное — система социальной защиты, основанная на страховых взносах, гарантирующая получение денежного дохода в старости, в случае болезни, инвалидности и в других установленных законом случаях, а также медицинское и другие виды обслуживания. Государственное социальное страхование состоит из четырех видов страхования: пенсионного, медицинского, социального страхований и страхования занятости (страхования по безработице). Финансовую базу государственного социального Страхования составляют государственные внебюджетные страховые фонды – Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования,
Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ. Они обеспечивают сбор и накопление обязательных к уплате страховых взносов – основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые трудящимся по системе государственного социального страхования. Денежные средства и иное имущество фондов являются федеральной собственностью. Государственное социальное страхование носит обязательный характер, что выражается в
обязательности уплаты страховых взносов и в обязательности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных. В соответствии со ст.236 КЗоТ все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких-либо условий (места работы, характера и продолжительности работы, форм оплаты труда), а также независимо от того, состоят они в
штате организации или работают внештатно, являются постоянными, временными или сезонными работниками. Соответственно они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Обязательное медицинское страхование распространяется на всех работающих граждан, в том числе самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на неработающее население. Пенсионному страхованию подлежат все работающие граждане независимо от правовых оснований применения их труда. В систему социального страхования (страхования по болезни) в обязательном порядке включается только одна категория самостоятельно занятых работников – члены крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако законодательство допускает добровольную уплату взносов иными самостоятельно занятыми работниками (индивидуальными предпринимателями, аудиторами и т.д.) в целях получения соответствующего обеспечения. Взносы на социальное страхование работников уплачиваются работодателями.
В Пенсионный фонд взносы взимаются также с личного заработка работника. Граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, уплачивают взносы из доходов от своей деятельности. Страховые платежи (в твердом размере за каждого застрахованного) на обязательное медицинское страхование неработающего населения вносят органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления. Размеры страховых взносов (как правило, в процентах от фонда
оплаты труда, заработка (дохода) работающих граждан) устанавливаются федеральным законом по каждому виду страхования с учетом расходов, необходимых для обеспечения гарантированных государством выплат и услуг. Взносы начисляются на все виды оплаты труда работников независимо от источников финансирования. Порядок уплаты страховых взносов (круг плательщиков, порядок их регистрации, правила начисления сумм страховых взносов, сроки их уплаты и т.д.) регулируется законодательством.
В частности, работодатели-организации уплачивают страховые взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы. Граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве или в своей деятельности, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработка работникам, либо в сроки, установленные для расчетов в трудовом договоре (в зависимости от вида страхования). При нарушении плательщиками взносов и банками установленного порядка уплаты страховых взносов (уклонение от регистрации, сокрытие или занижение сумм, на которые начисляются страховые взносы, нарушение установленных сроков их уплаты и начисления или перечисления на счета фондов) применяются финансовые санкции. Контроль за своевременной и полной уплатой страховых взносов осуществляется фондами и Государственной налоговой службой РФ. В порядке государственного пенсионного страхования выплачиваются государственные трудовые пенсии, социальное пособие на погребение, оказывается материальная помощь престарелым
и нетрудоспособным гражданам. Система государственных пенсий предусматривает выплату пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а ряду категорий работников – за выслугу лет. По системе государственного социального страхования застрахованные обеспечиваются: пособиями по временной нетрудоспособности, а женщины, кроме того, пособиями по беременности и родам и единовременным пособием за постановку на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособиями по уходу за ребенком
до достижения им возраста полутора лет; пособиями по случаю рождения ребенка. В случае смерти застрахованного или несовершеннолетнего члена его семьи выдается социальное пособие на погребение. Право на получение пособий возникает независимо от стажа работы. В рамках страхования занятости безработным оказывается содействие в поиске подходящей работы, а в случае необходимости – в обучении и переобучении новым профессиям.
Материальное обеспечение безработных осуществляется в виде пособия по безработице, стипендии, выплачиваемой в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению органа по вопросам занятости, доплаты к заработку в размере причитающегося им пособия по безработице в период участия в общественных работах, оплаты (при определенных условиях) периода временной нетрудоспособности, но не свыше 30 календарных дней, и возмещения затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов по вопросам занятости. 3. Проблемы в социальном страховании Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов,
формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Социальное страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа. Понятие социального страхования охватывает различные формы (государственного, или обязательного, и добровольно-общественного) страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных с потерей
работы, трудоспособности и доходов. Особенность социальных рисков состоит в крупномасштабности их возникновения и высокой значимости последствий для личности и общества в целом (например, безработица ведет к росту заболеваемости, преступности, распаду семей и т.д.). По характеру выплат в системе социального страхования выделяются страхование пенсий, пособий, социальных услуг и льготных благ. Организация социального страхования в рыночной экономике базируется на следующих
основных принципах: сочетание обязательности и добровольности социального страхования; социальное партнерство государства, работодателей и наемных работников; компенсация потери личных доходов и трудоспособности; формирование и использование целевых внебюджетных фондов; сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования страховой деятельности; взаимодействие основных субъектов социального страхования – страхователей, страховщиков и застрахованных граждан; баланс экономической эффективности и социальной справедливости; общественная солидарность и индивидуальная ответственность в страховании граждан; профилактика и реабилитация социальных рисков. С развитием общества место и роль социального страхования значительно возрастают, что обусловлено увеличением охвата населения обязательным социальным страхованием, переходом страны от государственного социального обеспечения к современной системе социальной защиты населения, развитием демократии и усилением социальной
защиты важнейших прав человека, расширением программ социального страхования, ростом уровня выплачиваемых пенсий, пособий и стандартов качества оказываемых социальных услуг, повышением их стоимости и ростом реальных доходов населения. Недостатки, препятствующие институционализации социального страхования: • наличие высокой и все расширяющейся сферы теневого рынка труда и доходов – нерегистрируемые формы занятости, неофициальные и неучитываемые выплаты заработной платы, что в итоге снижает уровень социальных
гарантий для занятых в этой сфере работников и существенно сужает (до 25-30%) экономические возможности для финансирования государственных внебюджетных социальных фондов; • сохранение архаичных положений социального законодательства, консервирующих нестраховые механизмы приобретения прав на пенсионное и другие виды социального страхования, что порождает нездоровые стимулы уклонения работниками работодателями от законодательно установленных процедур оформления трудовых отношений и уплаты в полном объеме налогов
и страховых взносов; • наличие крайне высокой и неоправданной дифференциации в системе заработной платы и доходов населения в различных секторах экономики и регионах страны, которая при этом не увязана с системой страховых отчислений и всей системой социальной защиты, является тормозом развития системы социального страхования; • сохранение устарелых механизмов исчисления размеров пенсий и пособий на основе минимальной заработной платы, размеры которой лишают какой-либо смысловой нагрузки всю процедуру увязки уровня социальной защиты с объемом социальных выплат; • отсутствие концептуально выверенной системы управления социальным страхованием в форме демократических механизмов участия во всех важнейших процедурах принятия решений основных социальных субъектов – полномочных представителей работников и работодателей. Заключение Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной
солидарности возмещения ущерба. Действующая в России система социального страхования сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% от фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется.
Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и социальной помощи. Термины принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, эквивалентность страховых взносов и выплат увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов – эти и другие классические элементы, и механизмы данных систем – все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной защиты населения. Это во многом объясняет массовую незаинтересованность
трудозанятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды. Приходится констатировать серьезное отставание в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение (статус) внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их, в основном, к финансовым учреждениям («сборщиков взносов» и «распределителей средств»). Мировой опыт свидетельствует, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве и т.д.), финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведение крупномасштабных национальных программ
по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. 2. Указ президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» от 27.09.2000 г. №1709 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации.
2000.№40. Ст.3936 3. Федеральный закон « Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. №157 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999.№29. Ст.3686 4. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №167 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№51. Ст.4832 5. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №166 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№51. Ст.4831 6. Азарова Е. Г Виноградова 3. Д Полупанов М. И. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении. Концепция развития российского законодательства. М.
2003 7. Бабич А Егоров Е. и др. Социальное страхование в России и за рубежом М.: РАГС,2002 68с 8. Волгин Н.А Ракитинский Б.В. Экономика труда и социальные отношения М.: РАГС, 2003 13с. 9. Воскресенская Н.М Давлетина Н.В. Демократия: государство и общество. Пособие для учащихся общеобразовательных заведений М.:Дрофа,2005 133 с. 10. Забелин Л. В. Теоретические основы социального страхования. М. 2000. 11. Ильюхина Т.М. Виды пособий по обязательному социальному страхованию.// Вестник государственного социального страхования. Социальный мир 2003 № 7 12. Как жить в России без проблем. Справочник для всех СПб.: ИД «Весь», 2003 224с. 13. Корочкина И.Е. Социальный налог и социальное страхование.//
Вестник социального государственного страхования. Социальный мир. – 2006 №3. 14. Мачульская Е. Е. Практикум по праву социального обеспечения. М. 2006