Проблемы региональной политики в условиях социально – экономического кризиса, на примере Республики Коми

/>CодержаниеВведение1. Региональная социальная политика в условиях кризиса
1.1 Понятие региональной политики1.2 Условия кризиса как фактор, влияющий на региональную политику
1.3 Статистические данные по основным социально-экономическимпроцессам в российских регионах
2. Исследование проблем региональной политики на примереРеспублики Коми
2.1 Описание Республики Коми
2.2 Цели и задачи региональной политики Республики Коми
2.3Проблемы региональной политики в сфере социально –экономического развития
3. Предложения по решению проблем региональной политики
3.1 План усовершенствований
3.2 Определение эффективности усовершенствований
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
Начавшиеся в1992 году радикальные либеральные экономические реформы предполагали, чтоустановление общих для всех финансово-экономических правил, обеспечивающихмеханизмы рыночного регулирования, самодостаточное условие для вывода страны изкризиса. При этом не учитывалась объективная истина: Россия состоит изрегионов, резко различающихся между собой по природным условиям, уровнюэкономического развития, составу населения и историческим традициям. Недоучетэтих региональных особенностей может привести к таким отрицательнымпоследствиям, которые перекроют все возможные плюсы единой экономическойполитики. В результате наложения нескоординированных и разнонаправленныхдействий, а также учитывая несомненную политическую и экономическую слабостьцентра, начали формироваться факторы, создающие реальную угрозу единствуРоссии.
Реформированиеэкономики России началось и продолжается на фоне глу­бокого кризиса всех егосфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие дей­ственных стимуловпредпринимательской активности, крупные структурные дис­пропорции, исчерпанныересурсы распределительной системы — далеко не полный перечень наследия,оставленного нам административно-командной системой. Не­гативные последствиялиберализации цен, кризис российских рыночных реформ, обострили до крайностипроблему платежеспособности и поставили на повестку дня вопрос о предпосылках массовогобанкротства предприятий.
В этой связипредставляется особенно актуальным исследование социально – экономическихпреобразований, происходящих на территории регионов. Целью данной работыявляется изучение проблем региональной политики в условиях социально –экономического кризиса, на примере Республики Коми.

/>1. Региональная социальная политика вусловиях кризиса/> 1.1 Понятие региональной политики
Подрегиональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задачорганов государственной власти по управлению политическим, экономическим исоциальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации[1].
Основнымицелями региональной политики в Российской Федерации являются:
· обеспечениеэкономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма вРоссийской Федерации, создание единого экономического пространства;
· обеспечениеединых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты,гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РоссийскойФедерации, независимо от экономических возможностей регионов;
· выравниваниеусловий социально-экономического развития регионов;
· предотвращениезагрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения,комплексная экологическая защита регионов;
· приоритетноеразвитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
· максимальноеиспользование природно-климатических особенностей регионов;
· становлениеи обеспечение гарантий местного самоуправления[2].
Основные положения региональной политики в социальной сфере
Социальнаясфера — совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственнымобразом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, ихблагосостояние, потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферууслуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение,физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание,пассажирский транспорт, связь).[3]
Региональныеособенности процессов социального развития требуют адекватного отражения приформировании системы мер государственного регулирования, направленных насоздание равных условий для социального развития населения всех регионовРоссийской Федерации и предотвращение возникновения очагов социальнойнапряженности.
Задачи региональной социальной политики
Большинствовопросов развития образования, здравоохранения и культуры, жилищного икоммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд другихдолжны решаться на уровне органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и органов местного самоуправления[4].
В решениикрупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральныхорганов государственной власти, в том числе в проведении активнойгосударственной политики, направленной на:
· противодействиетенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляциинаселения;
· предотвращениеобнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы,особенно в слаборазвитых регионах;
· сдерживаниепроцесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее«богатых» регионах;
· регулированиеразмещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих дляэтого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональнымимиграционными программами;
· содействиеразвитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне вовзаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования;
· оказаниепомощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийныхбедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острыхмежнациональных конфликтов.
Региональная политика в области повышения уровня жизни населения
Важнейшиезадачи региональной политики — создание прочной основы для повышения уровняжизни населения, государственная поддержка малоимущих слоев населения врайонах, не имеющих возможности собственными силами выполнить эту задачу.
Основнымэлементом социальной политики является поэтапное повышение уровня минимальныхгосударственных гарантий — минимальной заработной платы, минимальных пенсий ипособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.
Главнымицелями региональной политики в области доходов являются:
· обеспечениемаксимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий дляроста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов гражданРоссии;
· стабилизацияуровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения во всехрегионах Российской Федерации.
В целяхминимизации отрицательных последствий расслоения общества региональная политикадолжна быть ориентирована на:
· совершенствованиеналоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемыеорганизациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки наиндивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;
· расширениеправ субъектов Российской Федерации в регулировании вопросов оплаты труда наоснове региональных соглашений между объединениями профсоюзов, работодателями иорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
· введениена региональном уровне системы страхования заработной платы на случайнеспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда.
Региональная политика в сфере занятости
Важнейшимусловием повышения уровня жизни граждан России является сохранениеотносительной стабильности в сфере занятости.
На ближайшийпериод основными задачами региональной политики в сфере занятости являются:
· переводвысвобождаемых работников на предприятия развивающихся отраслей, организацияпрофессиональной подготовки кадров для новых прогрессивных производств;
· защитатрудовых прав работников несостоятельных предприятий, эффективная поддержкаграждан, потерявших работу, их профессиональная переориентация.
Вдолгосрочной перспективе главным направлением региональной политики в сферезанятости является создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, впотребительской сфере, а также в организациях рыночной инфраструктуры.
В регионах свысоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процессбанкротства убыточных организаций, прибегая в случае необходимости к их целевойподдержке путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации навыплату минимальной заработной платы. Особое внимание следует уделятьорганизациям, являющимся основой жизнедеятельности населения малых и среднихгородов[5].
Региональные аспекты национально-этнических отношений
Характернойособенностью Российской Федерации является то, что она представляет собой одноиз крупнейших в мире многонациональных государств. Народы России различаются почисленности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурнойдеятельности, языку, особенностям материальной и духовной культуры,конфессиональной принадлежности.
Впрактическом плане национальная политика представляет собой систему мер,направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальнойжизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также насоздание равноправных отношений между народами страны, формированиедемократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем./> 1.2 Условия кризиса как фактор, влияющий на региональнуюполитику
Территории,имеющие неодинаковые условия и потенциал развития, в разной степени способныадаптироваться к быстро меняющимся условиям внешней среды. Для муниципальныхобразований и регионов с низкими социально-экономическими показателямихарактерен повышенный риск возникновения кризисных ситуаций, что требуетсоздания действенной системы антикризисного регулирования, определяющейнаиболее общие схемы недопущения кризиса и сглаживания его негативныхпоследствий. При наличии такой системы муниципальные образования смогут выбратьконкретные инструменты, с помощью которых возможно сохранение налогооблагаемойбазы и рабочих мест в краткосрочном периоде и переход к устойчивому росту вдолгосрочном[6].
Антикризисноерегулирование развития территории – это система мерорганизационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороныгосударства и органов местного самоуправления, обеспечивающих создание условийдля снижения риска возникновения кризисных ситуаций, преодоления кризисныхявлений и для дальнейшего устойчивого развития как самой территорий, так инаходящихся на ней предприятий и организаций.
Деятельностьгосударственных органов и органов местного самоуправления по антикризисномурегулированию сводится к разработке антикризисной политики, которая, в своюочередь, реализуется через антикризисные программы и проекты в сфере поддержкипредпринимательства, привлечения инвесторов, социальной защиты, оптимизациибюджета и управления муниципальным долгом. Поскольку кризис территориизатрагивает практически все сферы жизнедеятельности регионов и муниципальныхобразований, антикризисное регулирование осуществляется путем разработкизаконодательных и иных нормативных правовых актов в рамках региональной(муниципальной) инвестиционной, промышленной, налоговой, бюджетно-финансовой, вт.ч. долговой, социальной, экологической и др. политики (рис.1 в приложении)
Системаантикризисного регулирования развития территории необходима для достиженияследующих основных целей[7]:
1)  формированиеблагоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и механизмов,позволяющих привлекать дополнительные инвестиции на развитие территории;
2)  создание системналогообложения, бюджетного инвестирования и бюджетного финансирования,обеспечивающих развитие реального сектора экономики;
3)  обеспечение балансаинтересов органов власти, хозяйствующих субъектов и населения на территориимуниципального образования, включая четкое разграничение собственности,полномочий, прав и ответственности на всех уровнях управления;
4)  создание системымежбюджетных отношений, повышающей степень самостоятельности местных бюджетов;
5)  формирование механизмовповышения эффективности управления региональными (муниципальными) финансами ирегиональной (муниципальной) собственностью;
6)  разработка системы мер,направленных на улучшение качества жизни населения всех социальных слоев икатегорий, создание благоприятных условий для образования новых рабочих мест.
Исходя изсодержания поставленных задач, деятельность по антикризисному регулированиюразвития территорий должна включать в себя:
1) формированиезаконодательной базы о несостоятельности (банкротстве) муниципалитетов, а такжео санации (финансовом оздоровлении) и государственной финансовой поддержкекризисных и депрессивных территорий, включая их временную консервацию,реструктуризацию и тотальную санацию[8];
2) проведениеактивной долговой политики, повышение качества и институционализация процедуруправления государственным и муниципальным долгом, формирование условий дляполучения и поддержания регионом и муниципальными образованиями кредитногорейтинга;
3) разработкусистемы мер по преодолению кризиса неплатежей (диагностика кризисныхпредприятий, содействие реструктуризации потенциально рентабельных и ликвидацияубыточных предприятий, реструктуризация и конвертация долгов государственных имуниципальных унитарных предприятий);
4) проведениеактивной инвестиционной политики с целью повышения инвестиционной привлекательностикак региона в целом, так и конкретных муниципальных образований;
5) проведениеактивной промышленной политики, включая прямую государственную и муниципальнуюподдержку социально и экономически значимых предприятий;
6) однозначнуюрегламентацию и упрощение процедур приватизации и ликвидациипредприятий-должников, а также представления интересов собственника имуществадолжника – унитарного предприятия;
7) созданиеинститута антикризисных управляющих, в т.ч. подготовка государственных имуниципальных служащих для работы в условиях кризиса.
Дляоблегчения процесса адаптации региональной (муниципальной) экономики к рыночнымусловиям и выхода территории из кризиса используются специальные инструменты,направленные на смягчение давления рынка на предприятия, формирующие налоговуюбазу (промышленная и инвестиционная политика), защиту населения кризиснойтерритории (социальная политика), а также на создание эффективной системыуправления государственным и муниципальным долгом и реформирование межбюджетныхотношений (бюджетная и долговая политика).
Инструментырегиональной (муниципальной) инвестиционной и промышленной политики в целомсовпадают, они направлены на привлечение дополнительных инвестиций на развитиетерритории, увеличение налогового потенциала, сохранение рабочих мест, т.е. насоздание предпосылок для устойчивого роста как самой территории, так ирасположенных на этой территории предприятий. К числу таких инструментов можноотнести:
1)  льготное налогообложение,изменение сроков уплаты налогов в виде налогового кредита и инвестиционногоналогового кредита;
2)  бюджетные кредиты,льготные займы, инвестиционные кредиты, поручительства и гарантии администрациипо коммерческим кредитам;
3)  субсидии на погашениепроцентов по кредитам коммерческих банков, предоставляемых для реализацииинвестиционных проектов;
4)  реструктуризациюзадолженности по налоговым платежам, платежам за коммунальные услуги, поарендной плате за нежилые помещения;
5)  нефинансовые льготы:размещение государственного и муниципального заказов, оказание помощи посозданию инфраструктуры бизнеса, стимулирование развития сети инфраструктурыуслуг предприятиям промышленности, помощь при получении в аренду и лизингоборудования, при получении в аренду и приобретении в собственность земельныхучастков и нежилых помещений[9];
6)  участие в управленииакционерными обществами, акции которых находятся в государственной или муниципальнойсобственности, учреждение хозяйственных обществ и товариществ с закреплениемпакетов акций в государственной или муниципальной собственности;
7)  бюджетное финансированиепрограмм развития промышленности на долевых началах с другими участниками;
8)  содействие предприятиям врасширении рынка сбыта продукции через развитие внутрирегиональной имежмуниципальной кооперации и внешнеэкономических связей и др.
Все этиинструменты используются региональными и местными администрациями приреализации антикризисных программ, причем выбор и сочетание тех или иныхинструментов зависит от стадии антикризисного управления: предкризисная, кризисили банкротство.
Как правило,развитие кризисных и депрессивных территорий и выравнивание уровня ихсоциально-экономического развития основывается на экономическом иадминистративном стимулировании инвесторов к размещению производительных сил вслабо развитых и периферийных районах. Инвесторам, вкладывающим средства вреализацию проектов, региональные (муниципальные) органы власти могутпредоставлять налоговые льготы. Кроме того, новым организациям могут бытьпредоставлены государственные гарантии, бюджетные и инвестиционные налоговыекредиты, субсидии на оплату процентов по привлеченным кредитам. Достаточноэффективна передача имущества в лизинг. Вместе с тем, практика свидетельствуето целесообразности государственной поддержки не только новых, но и ужесуществующих на кризисных территориях предприятий. При пониженной ставке налогана имущество и земельного налога льготы по налогу на прибыль для них могут бытьтеми же, что и для новых инвесторов, при условии увеличения фонда оплаты труда.
Для полученияналоговых льгот (кроме снижения размера налога на вмененный доход) инвесторамнеобходимо заключить с региональной (местной) администрацией договор орегиональной (муниципальной) поддержке. В случае предоставления организациидополнительных преференций, кроме налоговых льгот, договор должен бытьтрехсторонним: участниками договора должны быть региональная администрация,администрация муниципального образования и предприятие. В этих договорах(соглашениях) устанавливаются обязанности предприятия по размерам вкладываемыхсредств, срокам реализации проектов и объемам производимой продукции.
Социальныепоследствия экономических и финансово-бюджетных кризисов проявляются, преждевсего, в высокой безработице, сопровождающей процессы банкротства иреструктуризации промышленных предприятий, в снижении бюджетных расходов, врезком падении доходов населения и уровня жизни в целом. Использованиетрадиционных и создание новых инструментов антикризисной социальной политикидля смягчения последствий неизбежно высокой на какое-то время безработицы,постепенный перевод субсидий убыточным предприятиям и отраслям напрямую всоциальную сферу, укрепление государственных и общественных систем социальнойподдержки – все это позволит наименее защищенным социальным группампротивостоять неблагоприятным экономическим условиям и сохранять свои средствак существованию, материальные ценности и доходы в период кризисов.
Основания иусловия изменения сроков уплаты налогов представлены в таблице 1.
Таблица 1.Основания и условия изменения сроков уплаты налоговОснования (ст.64 НК РФ) Плата за пользование бюджетными средствами, % Отсрочка (рассрочка) Налоговый кредит Инвестиционный налоговый кредит 1. Ущерб в результате стихийного бедствия % не начисляются – 2. Задержка финансирования из федерального бюджета / выполнение государственного заказа – 3. Угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога Ѕ ставки рефинансирования Ставка рефинансирования – 4. Производство / реализация товара, работ, услуг носит сезонный характер – 5. Проведение НИР, НИОКР либо техническое перевооружение собственного производства, в том числе с созданием рабочих мест для инвалидов, для защиты окружающей среды и др. – – В течение первых 2-х лет – Ѕ ставки; в течение последних лет – ѕ ставки рефинансирования 6. Осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья, материалов 7. Выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию территории или предоставление особо важных услуг населению
Реструктуризациязадолженности по обязательным платежам в бюджет.
Реструктуризацияпредполагает предоставление предприятию отсрочки или рассрочки по выплатезадолженности по налогам и сборам на период до 6 лет и задолженности по штрафами пени на период до 10 лет. [10]Графикиреструктуризации разрабатываются для каждого предприятия в зависимости отконкретной финансовой ситуации. Как правило, большая часть суммы долга должнавыплачиваться в конце срока реструктуризации. Одновременно с задолженностью по налогамреструктурируется задолженность по штрафным санкциям, причем на более льготныхусловиях. На период реструктуризации предприятию устанавливается плата запользование бюджетными средствами. При погашении задолженности по основномудолгу допускается списание долга по пеням и штрафам.
Порядокреструктуризации задолженности по региональным и местным налогам регламентируютзаконодательные и нормативные акты соответствующего уровня. Субъекты федерациии муниципальные образования могут устанавливать свои сроки и свою плату запользование бюджетными средствами. На практике реструктуризация, как правило,проводится одновременно в бюджеты всех уровней.
Условиемреструктуризации является своевременная и полная уплата текущих платежей втечение всего периода отсрочки или рассрочки. Дополнительно субъекты федерациимогут выдвигать свои условия, например, невозможность или нецелесообразностьпогашения задолженности имуществом или имущественными правами или поставкамипродукции; невозможность бесспорного списания средств со счетов предприятия впогашение задолженности; предоставление предприятием-должником планафинансового оздоровления.
Реструктуризацияпозволяет предприятиям обеспечить уплату текущих налоговых платежей, повыситьпоказатели своей деятельности, сократить объем кредиторской задолженности,включая выплаты зарплаты, и снизить темпы падения производства. В отдельныхслучаях увеличиваются объемы производства и собственных оборотных средств.Таким образом, достигается одна из основных целей антикризисного управлениятерриторией – сохраняются налогооблагаемая база и рабочие места. С другойстороны, бюджет получает дополнительные доходы за счет платности использованиябюджетных средств.
Бюджетнаяполитика в условиях кризиса направлена на расширение налогового потенциала,создание новых рабочих мест, улучшение экологической ситуации, прекращениеспада производства, то есть исправление деформаций в региональной и местнойэкономике, вызванных кризисами различной природы. Соответственно, средиприоритетов территориального развития следует выделить два направлениябюджетной поддержки:
1) кризисное– выявление в экономической или социальной сфере субъекта федерации очагов,сдерживающих нормальное развитие территории, и ориентация средств бюджетаразвития на реализацию проектов и программ, обеспечивающих бюджетнуюэффективность не за счет прямого коммерческого эффекта, а за счет снижениябюджетных расходов в долгосрочной перспективе. Устранение названныхдиспропорций позволит в будущем сократить нагрузку на текущий бюджет и снизитьбюджетную зависимость территории;[11]
2) перспективное– поддержка перспективных с точки зрения развития территории производств ивидов деятельности. Направление бюджетных инвестиций в эти объекты можетобеспечить быструю окупаемость, высокую эффективность вложений, а также датьимпульс для подъема всей экономики.
Такимобразом, процесс выхода регионов и муниципальных образований из зоны кризиса(независимо от природы его возникновения) предполагает изменение экономическогои налогового потенциала территории, внутренней структуры и внешних связей, иодной из важнейших проблем, возникающих в период реструктуризации экономики,сопровождающейся серьезными структурными и институциональными преобразованиями,является выбор целесообразных форм смягчения «структурного шока»./> 1.3 Статистические данные по основнымсоциально-экономическим процессам в российских регионах
 
Демографическаяситуация
За 2006 годвследствие естественной убыли (ее коэффициент составил 4,8 на 1000 человек)население Российской Федерации уменьшилось на 689,5 тыс. человек и составило142,1 млн. человек[12].Положительный естественный прирост наблюдался лишь в 20 субъектах РФ.
Численныепотери населения частично компенсированы миграционным приростом. За прошедшийгод в целом по России сальдо миграции населения составило 128,3 тыс. человек,что превышает на 19,4 % данный показатель за 2005 г. Наибольший миграционныйприрост отмечен в Москве и Московской области, Краснодарском крае,Санкт-Петербурге, Ленинградской и Белгородской областях – в каждом более 10тыс. человек.
Рынок труда
Численностьэкономически активного населения к концу декабря 2006 года составила, по оценкеРосстата, 74,3 млн. человек, или около 52% от общей числа жителей страны. Срединих 69,1 млн. человек (93,1%) экономически активного населения, были заняты вэкономике и 5,1 млн. человек (6,9%) не имели занятия, но активно его искали (всоответствии с методологией МОТ они классифицируются как безработные). Сравнительныйанализ численности безработных и потребности организаций в работниках,заявленной в органы государственной службы занятости свидетельствует опревышении в целом по РФ численности безработных над потребностью организаций вработниках.
Уровень жизни населения
В 2006 г.увеличилась дифференциация населения по уровню доходов. По данным Федеральнойслужбы государственной статистики, на долю 10% наиболее обеспеченных россиянприходилось 30,2% общей суммы денежных доходов по сравнению с 29,9% в 2005 г.Увеличение денежных доходов жителей страны составило 16,84 трлн. рублей (в 2005г. — 13,66 трлн. рублей) и опередило удорожание стоимости жизни приблизительнона 12,5%.
Длябольшинства россиян заработная плата по-прежнему остается основным источникомдохода. Ее прирост зафиксирован практически по всем видам экономическойдеятельности: здравоохранение и социальные услуг – 18,4%; производство ираспределение электроэнергии, газа и воды – 14,7%; сельское хозяйство, охота илесное хозяйство – 14,3%; образование – 13,0%; обрабатывающие производства –11,5%.[13]
По мереувеличения покупательной способности доходов населения вырос спрос на рынкепотребительских услуг. За 2006 г. темп роста потребительских расходов в целомпо России составил 115,8% к уровню соответствующего периода 2005 года.Наибольший рост расходов отмечен в Республике Саха (Якутия) – 146%.
Роступотребительских расходов во многом способствовало увеличение потребительскихкредитов. По данным ЦБ РФ их суммарный объем превысил 1980 млрд. рублей.
Жилищно-коммунальное хозяйство
В прошедшемгоду в РФ введено в действие 50173,1 тыс. кв. метров общей площади жилых домов.Наибольшие объемы ввода жилья наблюдаются в регионах-локомотивах экономическогоразвития, что объясняется их большими строительными мощностями и высокимспросом на жилье. Высокая обеспеченность населения площадью жилых квартирхарактерна для регионов центральной части России.
Промышленное производство
Индекспромышленного производства в РФ в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил103,9%. (рис.2 в приложении)
За прошедшийгод объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ иуслуг собственными силами по виду экономической деятельности:
«добычаполезных ископаемых» — достиг 3637 млрд. рублей, что превысило уровень2005 г. по всем Федеральным округам;
«обрабатывающиепроизводства» — сократилось в 36 субъектах. Причем в Тверской, Вологодскойобластях и Еврейской автономной области это снижение превысило более 30%;
«производствои распределение электроэнергии, газа и воды» — показатель роста по сравнениюс 2005 годом зафиксирован на уровне 121,8%.[14]
Бюджетная система
Состав группырегионов, в основном формирующих налоговые доходы консолидированного бюджетаРоссийской Федерации, остается неизменным – города Москва и Санкт-Петербург,Московская, Самарская и Свердловская области, Республики Башкортостан иТатарстан, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. В 2006 году вэтих субъектах собрано 59,97% всех налогов и сборов. Эти регионы имеют низкийуровень дотационности и, соответственно, высокий уровень бюджетнойобеспеченности (рис. 3 в приложении)
Наибольший объемпрофицита по итогам 2006 года при исполнении бюджета сложился уАгинско-Бурятского автономного округа в объеме 22,94% от доходовконсолидированного бюджета, Ненецкого автономного округа – 14,73%, г.Санкт-Петербурга – 14,65%, Чеченской Республики – 13,43%, Корякскогоавтономного округа – 12,00%, Челябинской области – 11,65%, РеспубликиБашкортостан – 10,33%, Красноярского края – 10,23%.
Инвестиции
Вянваре-декабре 2006 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источниковфинансирования в целом по РФ составил 4580,5 млрд. рублей и увеличился всреднем на 13,7% по сравнению с 2005 г. (рис.4 в приложении)
24,06% — такова доля иностранных инвестиций в общем инвестировании. Наибольший объеминостранных вложений приходится на следующие субъекты: Москва (24,0 млрд.долларов США или 43,53%), Сахалинская область (5,4 млрд. долларов США),Санкт-Петербург (5,3 млрд. долларов США), Московская область (4,7 млрд.долларов США), Самарская область (1,8 млрд. долларов США), Челябинская область(1,5 млрд. долларов США), Тюменская область (1,4 млрд. долларов США),Свердловская область (1,4 млрд. долларов США). Их доля составляет 82,3% отобщего объема иностранных инвестиций в Российскую экономику.[15]
Объемвовлекаемых инвестиционных ресурсов в экономику региона является одним изважнейших экономических показателей. «Экономическая безопасность регионанапрямую связана с объемами реального инвестирования, обновлением основногокапитала, оживлением инвестиционной активности, повышением эффективностиинвестиционных процессов. При этом, диспропорция привлечения большого объемаиностранного капитала опасна постепенным приобретением структуры ифункциональной организации зависимого типа».
/>2. Исследование проблем региональной политики напримере Республики Коми 2.1 Описание Республики Коми
Социальныепреимущества: экспортно-сырьевая ориентация экономики республики,обеспечивающая более высокие доходы населения; пониженный уровень бедности втечение всего переходного периода благодаря масштабной системе социальной защиты,охватывавшей до 70% населения и преимущественно категориальной; политикаподдержки материнства и детства, следствием которой стало значительное снижениеуровня младенческой смертности[16]
. />
Социальныепроблемы: сильнейшее территориальное и гендерное неравенство в доходах; низкаяпродолжительность жизни и ее сокращение; повышенная безработица имаргинализация сельского населения, особенно в лесозаготовительных поселках;угроза резкого сокращения занятости в отдельных «угольных» городах всвязи с реструктуризацией отрасли; «догоняющее» развитие высшегообразования при снижении его качества; сокращение возможностей финансированияиз регионального бюджета дополнительных социальных льгот.
Расселение.Республика Коми — типичный пример региона нового освоения советского времени,за 1939–1975 гг. численность ее населения увеличилась с 320 тыс. до 1,1 млн.человек. Именно в этот период были реализованы крупные проектыпромышленно-ресурсного освоения, поэтому в последующие годы рост населения ужене имел такой миграционной подпитки и был незначительным. Достигнув максимума в1990 г. (1,2 млн. человек), население республики стало устойчиво сокращатьсяиз-за миграционного оттока, начавшегося в 1990-е годы почти во всех регионахроссийского Севера, и естественной убыли вследствие старения возрастнойструктуры. В результате численность населения в 2003 г. (1,1 млн. человек)снизилась до уровня 1975 г.
ОсобенностьКоми — полицентричность городского расселения, обусловленная историей освоениятерритории. Столица — г. Сыктывкар — долго оставалась в тени наиболее развитыхиндустриальных городов угольной промышленности (Воркута) и нефтедобычи (Ухта).Последним индустриальным городом, появившимся в республике, сталнефтедобывающий Усинск. В период децентрализации позиции Сыктывкара резкоусилились, но ресурсов для роста населения в республиканском центре уже нет,поэтому он так и остался относительно небольшим городом на фоне соседнихрегиональных столиц Европейского Севера[17]. Посравнению с другими, быстро депопулирующими городами республики, населениеСыктывкара стабильно (табл. 2).

Таблица 2
Численностьнаселения крупных и средних городов республики       Города Численность населения города, тыс. человек 2003 г. к 1990 г., % 1990 г. 2003 г.* Сыктывкар 224 229 102 Ухта 112 103 92 Воркута               117 87 74 Печора 65 49 75 Усинск  52 45 87 Инта      61 41 67
* С учетомитогов переписи 2002 г.
Республикаотличается крайней неразвитостью местных центров, «столицами» всех ееадминистративных районов являются села — такого нет ни в одном из субъектовЕвропейской части страны. Хотя села на Севере достаточно крупные, они не могутбыть полноценными местными центрами, и это явно сказывается на обеспеченностисоциальными услугами и их качестве. Контраст между ресурсодобывающимурбанизированным севером и более аграрно-сельским югом существует во многихкрупных регионах нового освоения, но в Коми он выражен предельно явно.
Демография иэтнический состав. Демографическая ситуация в Коми также типична дляЕвропейского Севера, уже давно лишившегося омолаживающего притока мигрантов. С1993 г. началась естественная убыль населения. По сравнению с регионами Центраи Северо-Запада демографическая ситуация в республике Коми пока менее проблемна,но негативные тенденции те же. Республика быстро стареет, этот процесс раньшепроявился в сельской местности из-за миграционного оттока молодежи, но теперьстановится проблемой и в городах (табл. 3), приводя к возрастанию рисковбедности, так как северная пенсия не компенсирует удорожание жизни.

Таблица3
Возрастнаяструктура населения Годы Доля населения в возрастах, % моложе трудоспособного трудоспособном старше трудоспособного Городское население 1990                27,4 63,8 8,8 2003 18,0 68,4 13,6 Сельское население 1990                29,2 56,2 14,5 2003                19,2 64,1 16,7
Этническиепроблемы на Севере менее заметны, во всех республиках и автономных округахтитульные этносы значительно уступают по численности русскому населению. Вреспублике Коми длительный приток мигрантов также привел к резкому изменениюэтнической структуры: доля титульного народа сократилась с 72% в 1939 г. до 30%в 1959 г. и 23% в 1989 г. Микроперепись показала некоторый рост доли коми (до26%), результаты переписи 2002 г. подтвердили эту тенденцию, так как онаобусловлена сильным миграционным оттоком русских. Еще одна общая для Северачерта — огромные различия в этнической структуре населения городов,сформированных миграциями, и сельского населения. В Воркуте доля коми непревышает 2%, в остальных индустриальных городах — 13%, а в большинствесельских районов (особенно южных и периферийных) достигает 60–84%. Столица,расположенная на юге республики, имеет более смешанную этническую структуру,коми в ней составляют 1/3 населения.
Экономика.Благодаря специализации на ресурсно-экспортных отраслях республика Коми входитв первую пятерку субъектов РФ по душевому валовому региональному продукту (скорректировкой на стоимость жизни в регионе). Эта специализация сформироваласьв 1940–1970-е годы, когда были освоены запасы Печорского угольного бассейна,газовые месторождения Вуктыла, нефтяные — Ухты и Усинска, построен крупныйлесоперерабатывающий комплекс вблизи столицы республики Сыктывкара.Доминирование ресурсодобывающих отраслей столь же сильно, как и в другихэкспортных регионах: топливная промышленность дает в последние годы 56–60%всего промышленного производства республики, лесная и целлюлозно-бумажная —20–23%. Из-за длительной эксплуатации эти ресурсы уже истощаются, доля Коми вроссийской добыче нефти, газа и угля, заготовке древесины сокращается.
К наиболееблагополучным секторам экономики относятся нефтяная промышленность, гдепоследние годы доминирует «ЛУКойл», и целлюлозно-бумажная отрасль скрупнейшим Сыктывкарским ЦБК, контрольный пакет которого принадлежитавстрийской компании, активно инвестирующей в модернизацию производства.Основные угольные предприятия Воркуты уже приобретены альянсом компании«Северсталь» и группы «МДМ», начавших реструктуризацию.Оздоровление индустриальной экономики северных городов необходимо, но егонеизбежное следствие — усилившееся высвобождение рабочей силы, занятой нанерентабельных производствах. В лесозаготовках — еще одной отраслиспециализации — до сих пор сохраняется «дикий» капитализм, децентрализованнаяи хищническая вырубка леса мелкими производителями.
Экономикасельской местности сочетает две проблемные отрасли — лесную промышленность исельское хозяйство. Кризисное состояние животноводства привело к почтитрехкратному сокращению поголовья крупного рогатого скота за 1990–2003 гг. (всреднем по РФ — вдвое). Выживать за счет ЛПХ на Севере становится все сложнееиз-за роста издержек, поэтому сокращение поголовья скота усиливается (только за2003 г. его стало меньше на 14%).
Занятость ирынок труда. На фоне общих для страны изменений занятости республика Комивыделяется двумя особенностями: более медленной деиндустриализацией структурызанятых, что характерно для ресурсно-экспортных регионов, и повышеннойбезработицей. При этом в республике Коми в большей степени, чем в среднем постране, выражен и рост бюрократического аппарата (доли занятых в управлении), иновые гендерные диспропорции в органах власти (табл. 4).
Таблица4
Структуразанятых по отраслям экономики, %Занятость Доля занятых Доля женщин среди занятых 1990 г. 2002 г. 1990 г. 2002 г. Всего в экономике 100 100 48 51 Промышленность 28,5 22,5 33 30 Сельское и лесное хозяйство 5,9 4,8 35 40 Строительство 17,1 6,7 29 22 Оптовая и розничная торговля 8,9 15,3 81 70 Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание 5,6 6,7 49 49 Здравоохранение, образование и другие отрасли бюджетной сферы 15,3 20,6 88 85 Управление 2,3 5,4 71 36
Средисубъектов Северо-Запада республика Коми с середины 1990-х годов выделяетсясамым высоким уровнем общей безработицы, он на четверть выше среднего постране. Динамика общей безработицы в республике совпадает с общероссийской(рис. 5, приложение).
Социально-экономическоеположение домохозяйств.
По даннымстаткомитета республики Коми, доходы населения в 2006 г. составили более 67% отуровня 1991 г. в реальном выражении, заработная плата — почти 73%, а пенсии —только 39%.[18]
Наблюдаетсядиспропорция — средняя зарплата в нефтяной и газовой промышленности в 2,3 разапревышает среднюю по республике и в 4–6 раз — заработную плату в социальнойсфере и сельском хозяйстве (табл. 5). По сравнению с 1990 г. отраслеваядифференциация заработной платы возросла вдвое, но тогда лидером была угольнаяпромышленность.
Таблица5
Дифференциациязаработной платы по отраслям экономики 1990 г. 2002 г. Всего в экономике 100 100 Промышленность 113 124 В том числе нефтедобывающая 142 228 Газовая 116 233 Угольная 181 131 лесозаготовительная 88 76 целлюлозно-бумажная 99 186 Сельское хозяйство 81 41 Здравоохранение 69 67 Образование 66 61 Управление 109 107
Социальнаясфера. Один из важнейших индикаторов здоровья и долголетия — ожидаемаяпродолжительность жизни — в республике ниже средней по стране (63,4 года), чтохарактерно для большинства регионов с тяжелыми природно-климатическимиусловиями и неблагоустроенной средой жизнедеятельности. Особенно тревожносокращение продолжительности жизни на три года за период 1998–2002 гг., онопроявилось среди обоих полов, но наиболее сильно — среди сельских мужчин, чтоеще раз говорит о деградации сельского населения республики (рис. 10).Структура смертности отражает все большую маргинализацию образа жизни населенияКоми: с 1995 г. основной причиной смертей в трудоспособном возрасте, причем нетолько мужчин, но и всего населения, является смертность от несчастных случаев,отравлений и травм (360 случаев на 100 тыс. населения в 2002 г.), теснейшимобразом связанная с алкоголизмом, при этом смертность от сердечно-сосудистыхзаболеваний в 1,5 раза ниже[19].
В течениевсего переходного периода республика имела устойчивое положение лидера средирегионов Северо-Запада как по доходным характеристикам, так и по многочисленными массовым социальным программам. Но с каждым годом сохранять эти преимуществавсе труднее, в том числе из-за растущего перераспределения финансовых ресурсовв пользу федерального бюджета. Начавшееся реформирование системы социальнойзащиты стало для властей Коми более трудной задачей по сравнению со многимирегионами, так как приходится учитывать негативную реакцию населения,привыкшего к социальной политике патерналистского типа[20]./> 2.2 Цели изадачи региональной политики Республики Коми
Главной цельюэкономического и социального развития Республики Коми является повышение уровняи качества жизни населения в Республике Коми на основе устойчивого развитияэкономики Республики Коми.
Стратегическимицелями в области экономического развития являются:
· ростинвестиционной привлекательности и формирование положительного имиджаРеспублики Коми;
· обеспечениеэффективного использования природно-ресурсного потенциала;
· достижениеи сохранение в долгосрочной перспективе устойчивых темпов экономического ростане ниже 5 процентов в год;
· диверсификацияструктуры экономики в пользу обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, атакже сферы услуг;
· повышениеконкурентоспособности продукции, производимой в республике, на внутренних ивнешних товарных рынках;
· обновлениеосновных фондов отраслей экономики;
· реализациякрупных инфраструктурных проектов, создание транспортной системы,обеспечивающей в полной мере потребности хозяйствующих субъектов и населения;
· созданиеоптимальной структуры сельскохозяйственного производства и обеспечениепродовольственной безопасности республики;
· увеличениевклада малого предпринимательства в экономику Республики Коми;
· повышениероли консолидированного бюджета Республики Коми в обеспечении экономическогороста.
Стратегическимицелями в области социального развития являются:
· стабилизациядемографической ситуации: рост рождаемости и снижение смертности, увеличениепродолжительности жизни населения, улучшение здоровья и социально-психологическогосостояния населения;
· повышениекультурного и образовательного уровня населения;
· создание для граждан трудоспособного возраста условий, позволяющихим за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социальногопотребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфереобразования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
· повышениероли молодого поколения в социально-экономическом развитии республики;
· ростреальных денежных доходов населения;
· рост эффективности программ социальной защиты населения,направленных на преодоление бедности в республике, снижение к 2015 годуудельного веса численности населения с доходами ниже прожиточного минимума неменее чем до 10 процентов;
· обеспечениедоступности и повышение качества социальных услуг для населения;
· улучшениежилищных условий населения;
· повышениеэффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных системжизнеобеспечения населения;
· решениепроблемы переселения избыточного населения северных городов республики;
· снижениепреступности и повышение степени социальной безопасности населения;
· улучшениеэкологической обстановки.
Выход округаиз социально-экономического кризиса возможен на путях постепенной,последовательно проводимой реконструкции его экономики в направлении кдиверсификации, максимально возможного комплексного использования местныхприродных ресурсов, прежде всего, лесных, строительного сырья, рекреационных,земельных, топливно-энергетических ресурсов[21]. Этовозможно только при условии создания достаточно развитых производственных исоциальных инфраструктур, проведения обширных геологических изысканий длярасширения представлений о собственном минерально-сырьевом потенциале округа.
Выход наустойчивое социально-экономическое развитие, сложные задачи по реализацииприоритетных национальных проектов и Послания Президента России,актуализировали необходимость разработки инновационной стратегии развития,призванной определить перспективы экономического и социального развитияРеспублики Коми на ближайшие десять лет[22]. С этойцелью Правительством республики в 2006 г. принята «Стратегия экономического исоциального развития на 2006 — 2100 гг. и на период до 2015 г.»./>2.3 Проблемы региональной политики в сфересоциально – экономического развития
В числе основных проблемсоциально-экономического развития Республики Коми можно выделить следующие:
· неблагоприятное географическоеположение Республики Коми: удаленность от центра, сложные климатическиеусловия;
· недостаточно диверсифицированнаяструктура экономики, в основном добывающая (сырьевая) направленностьпромышленности, низкая доля перерабатывающих и высокотехнологичных производств;
· высокийуровень износа основных фондов в отраслях экономики, особенно в промышленностии жилищно-коммунальном хозяйстве;
· ухудшениесостояния сырьевой базы углеводородного сырья (нефти и газа);
· низкаярентабельность производства продукции в ряде отраслей;
· монополизацияпроизводства базовых видов экономической деятельности и связанные с этимпроблемы в области цен и тарифов;
· ограниченный спрос на низкосортную имелкотоварную древесину, недостаток производственных мощностей по глубокойпереработке древесного сырья;
· ограниченный спрос на энергетическийуголь;
· сложнаяситуация в агропромышленном комплексе;
· низкая конкурентоспособность производимойпродукции по сравнению с импортной, в первую очередь потребительских товаров;
· значительнаяотраслевая дифференциация инвестиций, относительно низкая инвестиционная иинновационная активность организаций, отсутствие эффективных связей между наукойи производством;
· критическоесостояние оборотных активов организаций, недостаточный объем денежных средствдля обеспечения нормального финансирования деятельности организаций,значительные размеры просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;
· неразвитаяинфраструктура финансового рынка, недостаток средне- и долгосрочных ресурсовбанковской системы, высокий уровень риска кредитования реального сектораэкономики;
· дефицитфинансовых ресурсов республики, рост абсолютных потерь консолидированногобюджета Республики Коми вследствие изменения налогового законодательства;
· низкаяэффективность использования средств республиканского бюджета Республики Коми,сохранение значительного объема государственного внутреннего долга РеспубликиКоми;
· недостаточное развитие транспортнойинфраструктуры;
· неразвитость туристской инфраструктуры;
· неудовлетворительныйуровень информатизации экономики;
· неравноправное положение на рынкесубъектов малого предпринимательства по сравнению с крупными корпорациями;
· несоответствиебольшинства хозяйствующих субъектов международным стандартам менеджмента, учетаи отчетности, недостаточная степень информационной открытости хозяйствующихсубъектов Республики Коми;
· депопуляция населения (естественнаяубыль, миграционный отток), значительная численность избыточного населения вугледобывающих районах Республики Коми, недостаточные темпы переселения гражданиз этих районов;
· низкий уровень трудовой активности имобильности населения, несоответствие профессиональной структуры трудовыхресурсов потребностям экономики, дефицит квалифицированных кадров,территориальные и профессиональные диспропорции спроса и предложения на рынкахтруда городов и районов республики;
· низкий уровень жизни значительной частинаселения (высокий удельный вес численности населения с доходами ниже величиныпрожиточного минимума);
· значительнаядифференциация доходов различных групп населения, диспропорции в уровнезаработной платы работников организаций в сфере экономики и в бюджетной сфере;
· относительно высокий уровеньбезработицы в сельской местности;
· неэффективная система здравоохранения(ухудшение здоровья населения), сокращение продолжительности жизни и старениенаселения;
· высокий уровень преступности, в томчисле экономического характера.
Поскольку рамкиданной работы не позволяют рассмотреть подробно все аспекты региональнойполитики, направленные на улучшение социально – экономического состоянияреспублики, а это, несомненно и принимаемые меры по улучшению демографическойситуации и меры по снижению безработицы и развитие структур здравоохранения исоциальной сферы, считаю целесообразным подробнее остановиться на тех отрасляхэкономики, развитие которых, на мой взгляд, поможет полностью выйти республикеиз кризиса.
А это, на мойвзгляд, следующие – лесоперерабатывающая, топливно – энергетическая,горно-рудная, строительная отрасли, а так же всемерное содействие развитиюмалого бизнеса и улучшение инвестиционного климата
/>3. Предложения по решению проблем региональнойполитики
 3.1 План усовершенствований
Поскольку впрактике современной России практически не существует способа илиуниверсального алгоритма, который гарантировано смог бы вывести из кризисалюбую систему, в том числе и социально – экономическую, однако, существует дваспособа решения проблемы: с помощью планового управления и стратегических мер[23].
Важнейшимнаправлением совершенствования антикризисного государственного управленияявляется всесторонняя научно обоснованная координация усилий различныхгосударственных ведомств по разработке и проведению экономической политики.
Рассмотрим,какие стратегические меры по выводу из социально – экономического кризиса,предлагаются программой стратегического развития региона и каковапредполагаемая эффективность данных усовершенствований[24].
Согласноосновной стратегии развития региона, экономическая модель такова:
· устойчивоеразвитие стратегически значимых для Республики Коми отраслей добывающегосектора (угольной, нефтяной, газовой, горнорудной),
· опережающееразвитие конкурентоспособных обрабатывающих отраслей (деревообрабатывающей,целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической),
· созданиедостаточной для обеспечения экономического и социального развития республикиинфраструктуры (транспортная сеть, энергетика, связь).
В рамках даннойстратегии, рассмотрим предполагаемый план усовершенствований в несколькихсферах:
Развитие минерально-сырьевой базы
Приоритетами развития минерально-сырьевой базы в РеспубликеКоми являются:
· увеличениеобъемов геологоразведочных работ, проводимых в целях воспроизводстваминерально-сырьевой базы;
· обеспечениеэкологической безопасности при освоении и использовании месторожденийминерально-сырьевых ресурсов.
· Реализациипоставленных задач будут способствовать:
· участиев совершенствовании нормативно-правовой базы по вопросам недропользования ивоспроизводства минерально-сырьевой базы;
· участиев разработке и реализации в установленном порядке комплексной программыперспективного развития минерально-сырьевой базы в Республике Коми.
Развитие горнорудного комплекса
Приоритетными направлениями развития даннойотрасли являются:
· внедрениеновых прогрессивных технологий добычи горнорудного сырья;
· сохранениеэкологической безопасности проживания и перспективного освоения территорийместорождений.
· Решению поставленных задач будутспособствовать:
· сотрудничествоПравительства Республики Коми с организациями горнорудного комплекса повопросам развития, экологической безопасности, социальной ответственности,оптимизации инфраструктуры;
· созданиеусловий для профессиональной подготовки и переподготовки кадров.[25]
Развитие лесопромышленного комплекса
Приоритетными направлениямиразвития лесопромышленного комплекса в республике являются развитие мощностейпо глубокой переработке древесины, строительство новых организаций вцеллюлозно-бумажной отрасли.
Планируется реализоватьследующие приоритетные инвестиционные проекты, в том числе с участиеминостранных инвесторов:
Малый бизнес
Приоритетныминаправлениями развития малого предпринимательства являются:
· развитиегосударственной и негосударственной инфраструктуры поддержки и развития малогопредпринимательства;
· развитиесистемы институтов инновационной, инвестиционной и финансово-кредитнойподдержки малого предпринимательства;
· развитиемалого предпринимательства в производственном секторе экономики
ПравительствоКоми намерено поддерживает и развивает международные проекты в области развитиямалого предпринимательства. Так, создан некоммерческой профессиональнойорганизации «Центр развития женского предпринимательства в Коми»[26].
Сейчас этодинамично работающая структура, которая способствует развитиюпредпринимательства на селе. Участие в проекте дает женщинам знания по основамбизнеса, развивает деловые связи с зарубежными партнерами, в частности,финскими предпринимателями. Конкретные результаты проекта — созданныедополнительные рабочие места.
Для ускоренияпроцесса привлечения женщин в малый бизнес, необходимо рассмотреть даннуюпрограмму на уровне муниципалитетов. В Коми необходимо принципиально изменитьсистему налогообложения малого и среднего бизнеса в сторону послабления отналогов. До сих пор в нашей стране нет понимания того, являются ли малый исредний бизнес основой экономики любого развитого государства. Для того, чтобыэтот бизнес мог расти и развиваться, необходимо дать ему налоговые послабления.
Развитиесистемы малого предпринимательства может помочь и в решении проблемыбезработицы на селе, но для этого необходимо вводить систему освобождения отналогообложений для начинающих предпринимателей.
Жилищное строительство
Целями в сфере развития жилищного строительстваявляются устойчивый рост объема ввода жилья, повышение его доступности и созданиеусловий для обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищныхусловий.
Приоритетныминаправлениями развития жилищного строительства являются участие в:
· увеличениистроительства жилья для переселения граждан из аварийного жилого фонда и постепеннаяликвидация ветхого жилья;
· улучшениижилищных условий социально не защищенных категорий граждан;
· оказаниигражданам адресной государственной поддержки в улучшении жилищных условий;
· распространениисистемы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования населения на территорииреспублики
Реализация поставленных задач позволитобеспечить:
· увеличениеобъемов строительства жилья в 2010 году в 1,7 раза к уровню 2005 года, в 2015году – в 2,7 раза; доведение к 2015 году объемов ежегодного ввода жилья неменее чем до 430 тыс. кв. м;
· увеличениеплощади капитально отремонтированных жилых помещений до 68,0 тыс. кв.м в 2010году и до 136,8 тыс. кв. м в 2015 году;
· повышениеуровня архитектуры застройки за счет комплексной реконструкции жилых застроек,в первую очередь районов с домами первых массовых серий;
· увеличениеколичества семей, самостоятельно решающих жилищную проблему за счет собственныхсредств и предоставления субсидий за счет средств республиканского бюджетаРеспублики Коми;
· сокращениечисла граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищныхусловий, за счет предоставления жилья по договорам социального найма и субсидийна строительство или приобретение жил
Многиеаналитики и исследователи проблем антикризисного управления сходятся во мнении,что, пожалуй, одним из самых главных факторов, позволяющих судить о степеникризиса в социально- экономической сфере региона, а так же основным стимулом к развитиюрегиона, являются инвестиции. Остановимся подробнее на данном аспекте.
Инвестиции
Основной целью инвестиционной деятельности вРеспублике Коми
· являетсясоздание необходимой материально-технической базы,
· обеспечивающейреализацию стратегии экономического роста.
Для достижения указанной цели необходимо решениеследующих задач:
Приоритетными направлениями развитияинвестиционной сферы являются:
· созданиепривлекательного инвестиционного имиджа Республики Коми, в том числе черезповышение инвестиционного потенциала и снижение инвестиционных рисков;
· мобилизацияинвестиционных ресурсов для реализации комплекса производственных иинфраструктурных инвестиционных проектов и обеспечение их эффективногоиспользования.
· Врамках реализации коммуникационной стратегии и осуществления прямого инвестиционногомаркетинга необходимо выполнить комплекс мероприятий, направленных на созданиепозитивного мнения о Республике Коми как благоприятном месте для размещенияинвестиций.3.2.Определениеэффективности усовершенствований
Намеченные меры по развитию минерально-сырьевойбазы в Республике Коми позволят обеспечить:
· приростзапасов углеводородного сырья, превышающих намеченные уровни добычи нефти игаза в 1,2 раза;
· подготовкузапасов минерально-сырьевых ресурсов для обеспечения работы угледобывающих игорнодобывающих предприятий;
· эффективноеиспользование минерально-сырьевой базы с минимизацией негативного воздействияна окружающую среду и сохранением уникальных природных ресурсов для следующихпоколений
Реализация намеченных мер по дальнейшему развитиюгорнорудной промышленности обеспечит:
· созданиемногоотраслевого горнорудного комплекса в Республике Коми;
· увеличение объемов добычи и переработкигорнорудного сырья;
· создание новых перерабатывающихпроизводств: строительство глиноземного завода, алюминиевого завода,обогатительной фабрики марганцевых руд, создание производства по переработкебазальта;
· рост налогооблагаемой базы и увеличениепоступления налогов в консолидированный бюджет Республики Коми;
· увеличение занятости и рост доходовтрудоспособного населения.
Помимо того,приведем еще такой факт – в рамках данной стратегии планируется строительствоглиноземного завода Объявлено, что глиноземный завод в Коми начнут строить в июне 2007года. Объединенная компания «Российский алюминий» планирует завершить егосооружение и расширение бокситового рудника к концу 2009 года
Стоимостьпроекта, уточняется в пресс-релизе компании, составит более полутора миллиардовдолларов США. По оценкам экспертов, это будет крупнейший в Евразиибоксито-глиноземный комплекс.
Как известно,«Российский алюминий» создали компания РУСАЛ, занимающая третье место в мире попроизводству алюминия, Группа СУАЛ, входящая в десятку ведущих мировыхпроизводителей алюминия, и швейцарская компания Glencore International AG. Воктябре прошедшего года в Москве руководители этих компаний подписалисоглашение о создании Объединенной компании «Российский алюминий» («Unitedcompany RUSAL») путем слияния своих алюминиевых и глиноземных активов[27].
Неудивительно,что сейчас Объединенная компания «Российский алюминий» — лидер мировойалюминиевой отрасли. Ее продукция экспортируется клиентам в 70 стран мира. Надолю Объединенной компании приходится около 12,5 процента мирового рынкаалюминия и 16 процентов глинозема. Проект «Коми Алюминий», предусматривает, вчастности, строительство глиноземного завода мощностью 1,4 миллиона тонн в годи увеличение добычи на действующем в Княжпогостском районе Средне-Тиманскомбокситовом руднике с 2,6 до 6,4 миллиона тонн в год. Напомню, что завод будетпостроен в Сосногорском районе, неподалеку от поселка Керки. Во времяобщественных слушаний, проходивших в последние несколько лет, жители этогопоселка были самыми активными сторонниками проекта. Еще бы. новое производстводаст им работу, обеспечит будущее их детям и внукам. Задолго до начала строительствазавода к Керкам проложили новую дорогу — такие действия лучше любой агитацииубедили местное население в пользе широкомасштабного проекта.
Проект «КомиАлюминий» входит в число приоритетных, поскольку он способствует укреплениюсырьевой базы за счет российских бокситов и глинозема и является важнымэлементом в реализации проектов по вводу в строй в России новых мощностей попроизводству алюминия. Доказанные запасы крупнейшего в России и в ЕвразииСредне-Тиманского месторождения бокситов составляют 260 миллионов тонн.Планируется, что комплекс будет введен в эксплуатацию в конце 2009 года исоздаст более десяти тысяч новых рабочих мест. Его запуск позволит более чем на40 процентов увеличить производство глинозема в России. Общий объем инвестицийв развитие инфраструктуры Республики Коми составит около 25 миллионов долларов[28].
Реализацияпроекта развития лесопромышленной отрасли позволит:
Задействоватьизбыточные запасы низкосортной древесины ели и сосны (в объеме 3,2 млн. плот.куб. м), повысить уровень ее химической переработки и производить беленуюсульфатную целлюлозу в объеме 400 тыс. тонн в год и вискозную целлюлозу – 100тыс. тонн в год. Учитывая высокий спрос на целлюлозу на международном рынке,проект имеет стратегическое значение не только для Республики Коми, но и дляРоссии в целом. Одновременно в результате реализации проекта будет решенапроблема занятости сельского населения на территориях, прилегающих кпланируемому месту размещения завода. Стоимость проекта составляет 876,5 млн.долларов.
Остановимсяболее подробно на примере строительства Удорского ЦБК. Помимо основногостроительства, запланировано так же строительство домостроительного комбината ипредприятия по производству топливных гранул. Также планируется строительство441 километра лесовозных дорог. Предполагаемый объем инвестиции составляет 53,5млрд. рублей. Из средств федерального бюджета на развитие инфраструктурыпланируется привлечь 8,3 млрд. рублей.
Реализация данногопроекта в Республике Коми позволит сохранить и развить промышленный инаучно-технический потенциал, улучшить транспортную инфраструктуру, эффективноиспользовать лесные ресурсы, повысить бюджетную доходность региона, привлечьдополнительные инвестиции в лесозаготовительные предприятия[29].
Реализациямер, направленных на развитие малого предпринимательства, позволит:
· повыситьэффективность функционирования инфраструктуры поддержки малогопредпринимательства;
· укрепитьфинансовую устойчивость субъектов малого предпринимательства;
· увеличитьудельный вес производства субъектами малого предпринимательства в экономике: вобъеме промышленного производства — до 9,5 процента, строительных работ – до54,9 процента, платных услуг населению – до 27,7 процента, розничноготоварооборота – до 81,6 процента;
· создатьусловия для партнерских отношений между малым, средним и крупным бизнесом;
· наладитьтесные межрегиональные и международные связи по вопросам развития малогопредпринимательства[30].
Реализация задач по развитию инвестиционной сферыв республике позволит добиться:
· созданияблагоприятного инвестиционного климата в Республике Коми, развитияинвестиционной инфраструктуры;
· переходаот традиционной инвестиционной политики, предполагающей установление определенныхлимитов расходов республиканского бюджета Республики Коми на реализациюмероприятий в сфере инвестиционной политики, а затем выстраивание этой политикив пределах выделенных средств, к инвестиционному типу развития республики,когда первична будет постановка задач в сфере экономического и социальногоразвития Республики Коми, а затем решение этих задач, в том числе черезинструменты административной, бюджетной и налоговой политики; повышения ролисредств республиканского бюджета Республики Коми в стимулированииинвестиционной активности;
· повышениямеждународного кредитного рейтинга Республики Коми: к концу 2010 года –максимальное приближение к инвестиционному классу и закрепление этого уровня, к2015 году – достижение инвестиционного уровня в кредитном рейтингемеждународных рейтинговых агентств;
· ростаобъема инвестиций по отношению к валовому региональному продукту (к концу 2010года – до 32,1 процента, к концу 2015 года – до 34,6 процента);
· увеличениядоли ресурсной базы банковского сектора в Республике Коми, направляемой накредитование реального сектора экономики;
· увеличениясовокупного объема привлечения иностранных инвестиций в абсолютном выражении (в2010 году – в 2,4 раза по отношению к уровню 2005 года, а в 2015 году – в 2,9раза), а также увеличения объема и удельного веса накопленных прямыхиностранных инвестиций;
· существенногороста иностранных инвестиций в лесозаготовительные и деревообрабатывающиеорганизации, агропромышленный комплекс, пищевую промышленность, сферу услуг, чтопозволит урегулировать не только отраслевые диспропорции в распределениииностранного капитала, но и неравномерность в его территориальномраспределении.
Заключение
Такимобразом, подводя итог данной работы можно сделать следующие выводы:
· преодолетькризис российской социально – экономической сферы без опоры на мощь государстваневозможно.
· Осуществлениеантикризисных мер должно опираться на административные, юридические иэкономические рычаги, имеющиеся у государства.
На первомэтапе важно выправить наиболее острые диспропорции в эконо­мике при приоритетецентрализованно используемых административных рычагов. При этом государственнаяполитика должна, в частности, включать в себя:
· антикризиснуюподдержку удовлетворения первоочередных потребностей населения;
· антикризиснуюподдержку приоритетных производств;
По мересмягчения кризисных процессов должен осуществляться переход от государственныхадминистративно-ограничительных мер к экономическим рычагам, стимулирующимстановление развитой структуры рынка и резкое увеличение численностисамостоятельно хозяйствующих субъектов рынка. Это позволит увеличить объемыпроизводства и перестроить его структуру с ориентацией на конкурентныеотношения.
Начало и укрепление такихструктурных сдвигов позволят перейти к осуще­ствлению программы мер поцеленаправленному развитию системы рынков. Подобному реальному формированиюрыночных структур должны быть подчинены средства налоговой и кредитнойполитики, экономические и правовые меры воздействия государства на экономику,формы, способы и темпы приватизации, а также внешнеэкономическая политика.
Подводя итог анализапредполагаемых стратегических направлений по выводу Республики Коми изсоциально – экономического кризиса, можно сделать следующие выводы:
В республике,на мой взгляд, основной пик социально – экономического кризиса уже преодолен,но по прежнему остро стоят проблемы занятости населения, социально – этническиеи жилищные проблемы, способы решения которых, на мой взгляд, детально проработаныв «Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010годы и на период до 2015 года».
Изприоритетных стратегический направлений по выводу республики из социально –экономического кризиса, я бы отметил следующие: развитие лесоперерабатывающой, топливно–энергетической,горно-рудной, строительной отрасли, а так же всемерное содействие развитиюмалого бизнеса и улучшение инвестиционного климата в республике.
Список литературы
1. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. №594 «Порядокразработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственныхцелевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».
2. ПостановленияПравительства РФ от 03.09.99 №1002 от 11.11.02
3. Постановление №45 Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. № 45 «О Стратегииэкономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и напериод до 2015 года»
4. Ансофф И.Стратегическое управление/ Под ред. Л.И. Евенко. Пер. с англ. — М.: Экономика,1989.-456 с.
5.  Богачев В.Ф. и др.«Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. — СПб.:Издательский дом „Коврус“, 1996. — 352с
6.  Батчаев А.Р., Климов С.М., ХодачекА.М. Государственное регулирование региональной экономики. – СПб: ИВЭСЭП,Знание, 2003.- 315 с.
7.  Гладкий Ю.Н., ЧистобаевА.И. Основы региональной политики: Учебник / Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев. –СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. – 659 с
8.  Гладкий Ю.Н., ЧистобаевА.И. Регионоведение: Учебник / Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев. – М.: Гардарики,2002. – 384 с.
9.  Гранберг А.Г. Основырегиональной экономики: Учебник для ВУЗов / А.Г. Гранберг. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.– 495 с.
10. Павлов К.В.Региональная экономическая политика в условиях кризиса и ее научные основы. //Проблемы региональной экономики — № 3-5, Ижевск, изд.УдГУ, 1998. – С.48-54.
11. Теория и практикаантикризисного управления: Учебник для вузов/ Базаров Г. З., Беляев С.Г. и др.;Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И… — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. — 469с.
12. Стратегия итактика антикризисного управления фирмой/ Богданова Т.А., Градов А.П. и др.;Под ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. — СПб.: „Специальная литература“,1996. — 511с.
13. Экономический словарь.М.: Мир. 1999 .- 856 с.
14. Кузнецова О.В.Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспектыгосударственного регулирования. – М: УРСС, 2004.- 245 с.
15. Р.Н Деникаева Поматериалам сайта www.anticrisis.ru
16. По материаламсайта www.atlas.socpol.ru
17. По материалам сайта www.gks.ru
Приложение
 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

                                                                          /> /> /> /> /> /> /> />
взаимные расчеты   /> /> /> /> /> />
среднесрочная бюджетная основа   /> /> />
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ  

Рисунок 1.Инструменты территориальной антикризисной политики

 />
Рисунок 2. Индекс промышленногопроизводства 2006 года.
/>
Рисунок 3. Доля субъектов Российскойфедерации в общей сумме собранных налогов и сборов в январе-декабре 2006 года.

/>
Рисунок 4. Объем инвестиций восновной капитал в 2006 году, млн. рублей.
 
/>
Рис. 5. Динамика общей изарегистрированной безработицы в 1993–2003 гг

/>
Рис. 6. Зарегистрированнаябезработица в городах и некоторых районах
 
/>
Рис.7. Отношение денежных доходов кпрожиточному минимуму в регионах Северо-Западного федерального округа

/>
Рис.8. Отношение средней заработнойплаты по городам и районам к средней по республике (средняя по республике=100%)
 
/>
Рис. 9. Уровень бедности (долянаселения с доходами ниже прожиточного минимума) по субъектам Северо-ЗападногоФО

/>
Рис. 10. Динамика ожидаемойпродолжительности жизни