/>Содержание
Введение
1. Основные проблемы семей России
1.1 Семейные проблемы
1.2 Проблема бедности в семье
1.3 Кризис духовности в семье
1.4 Семьи с детьми-инвалидами
2. Проблемы семей группы риска
2.1 Разновозрастные семьи
2.2 Неравный брак
2.3 Насилиев семье как факторриска
3. Проблемы многодетной семьи
Заключение
Список литературы
Введение
Проблемы семьи всовременной России относятся к числу ключевых в отечественном обществоведении.Семья — один из основных социальных институтов, благодаря которому человечествоосуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений,социализации детей и др. Собственно, семья — это краеугольный каменьчеловеческой жизни. Поэтому вполне естественно, что семья является объектомпристального внимания представителей различных отраслей знания: философии,социологии, демографии, психологии, культурологии, истории.
В процессе этого изучениявыявляется неоднозначная трактовка проблем семьи. Одни авторы утверждают, чтоинститут семьи обнаруживает явные симптомы упадка, дезинтеграции и скоро вовсеперестанет существовать, так как потерял свое значение, другие — наоборот,считают, что никакого кризиса семьи нет, что ей якобы ничто не угрожает, онабудет существовать вечно. Между этими крайними точками зрения существует многои других взглядов.
Нам представляется, чтони та, ни другая крайние точки зрения не отражают реальности и не являютсяконструктивными. Нельзя отрицать наличия кризиса современной семьи, такженельзя согласиться с и мнением, что семья потеряла свое значение и скороотомрет. Семья — это закономерно возникшая в процессе развития человеческогообщества форма «производства и воспроизводства» непосредственнойжизни, воспитания людей, формирования их индивидуального сознания. Это историческисложившаяся малая социальная группа, основанная на кровном родстве, браке илиусыновлении. Члены этой группы связаны общностью быта и взаимнойответственностью за воспитание детей. Жизнь показывает, что семья не потеряласвоего значения важнейшего социального института общества. Да, современнаясемья переживает трудности, налицо серьезные проявления ее кризиса. Но этитрудности, как нам представляется, связаны в основном с процессом обновлениясемьи, а не с ее отрицанием, с освобождением семьи от отживших консервативныхкомпонентов. Безусловно, реалии того или иного общества накладывают серьезныйотпечаток на этот процесс, отягощая его разрушительными последствиями, чтонаглядно демонстрирует нам опыт нашей страны. Поэтому каждое государствопризвано изучать процессы, происходящие в семейных отношениях своих стран,вырабатывать и осуществлять политику, оптимизирующую процессы обновления семьи,благоприятствующую развитию и укреплению семейного строя.
Цель работы – рассмотретьактуальные проблемы современной семьи.
Задачи работы –обозначить основные проблемы российских семей; рассмотреть проблемы семейгруппы риска; рассмотреть особенности проблем многодетной семьи.
1.Основные проблемы семей России />1.1 Семейные проблемы
«Жизненные сценарии»нетипичных семей похожи. Если ребенок появляется на свет с серьезнымиотклонениями в развитии или заболеваниями. Динамика ухудшения здоровья детейопережает «взрослую» по таким позициям, как новообразования, сахарный диабет,болезни органов кровообращения, мочеполовой и костно-мышечной системы), матьпрекращает работать и целиком посвящает себя ему. Дорогие лекарства, визиты кврачу, специфическая техника, одежда, питание — все это стоит немалых денег,тем более если есть и другие дети, а вся семья существует на заработок отца. Внеполных семьях, после развода или смерти супруга, второй (чаще мать) вынужден«тащить» на себе весь дом, «поднимать» свое дитя, заменять ему обоих родителей.В многодетных семьях также кто-либо из родителей жертвует своей работой во имядетей.
Конечно, все эти«сценарии» стары, как мир. Следует только сделать поправку на российскиемизерные зарплаты, постоянный рост цен на товары и услуги и отсутствиесбережений. Да и рассмотренные ситуации обычно “наслаиваются” одна на другую: срождением очередного ребенка или инвалида мужчины покидают семьи, из-зафинансовой необеспеченности родители в больших семьях не имеют возможности должнымобразом лечить своих детей и т.д. Беда никогда не приходит одна. Таким образомможно констатировать, что бедность является основной проблемой российской семьис детьми[1].
/>1.2 Проблема бедности в семье
Многие российские семьи внынешней экономической ситуации фактически «повенчаны» с бедностью. Проблемыодни: скудость бюджета, как правило, один источник регулярных доходов (зарплатаработающего члена семьи), потребность детей в повышенном внимании со стороныродителей. Материальное обеспечение остается одной из причин семейнойнапряженности на протяжении многих лет. За годы реформ кривая благосостояниядомохозяйств с детьми опускается все ниже и все ближе к отметке «нищета». Сточки зрения специалистов, между наличием детей в семье и бедностью существуетпрямая связь, поскольку дети, как правило, являются иждивенцами. При этом, чемменьше сами дети и чем больше их в семье, тем выше вероятность бедностидомохозяйства.
Данные Управления уровняжизни Госкомстата свидетельствуют, что если в 2000 году 44 процента семей содним ребенком не имели среднедушевых доходов, превышающих прожиточный минимум,то в 2005 году этот показатель составил уже 34 процента. Для двухдетных этобыли соответственно 61 и 50 процентов, трехдетных — 83 и 69 процентов. Средидомашних хозяйств с четырьмя и более детьми около 90 процентов “минимума” неимеют. 1.3 Кризисдуховности в семье
Одними материальнымизатруднениями, сколь бы то ни было острыми, кризис российской семьи неисчерпывается. Социальная инфраструктура семей тяжелая. В этой ситуации помогутвыжить не столько финансовые вливания — их ожидать придется еще долго, сколькодуховная составляющая. В обществе, где часты проявления агрессивности,ненависти, злобы, вражды и т. д., единственным, пожалуй, источником доброты,любви, человеколюбия, внимания, уважения, является среда семейных микрогрупп. Семья,дружеское окружение, единомышленники, коллеги — вот те источники, которые могутпродуцировать добрые чувства, пробуждать их.
Психологи выделяютнесколько симптомов «болезни» сегодняшней российской семьи: невротизм детей,одиночество, неумение общаться, разобщенность. И самое страшное, по мнениюпсихологов — отсутствие понимания между детьми, родителями и стариками.Внутренние коллизии оказывают на семью очень тяжелое воздействие, иногдаподталкивая ее к распаду. Ведь кроме необходимости пересиливать «внешниеобстоятельства», мириться с тем, что твоя семья «нетипичная», кроме отказародителей и детей от многих удовольствий и пр., такая семья испытывает на себевоздействие и ряда других факторов, многие из которых могут быть источникамистрессовых ситуаций. Рассмотрим их на примере трех видов проблемных семей[2]. 1.4 Семьи с детьми-инвалидами
Дети-инвалиды — традиционно одна из наиболее уязвимых категорий россиян. В 2001 году в Россиинасчитывалось 564 тыс. детей-инвалидов возрасте до 16 лет, получающихсоциальные пособия. В 90-х годах это число увеличивалось в среднем на 50 тыс.человек ежегодно. Ведущими причинами инвалидности детей и подростков остаютсянервно-психические заболевания, и воспитание таких детей в домашних условиях — трудное испытание для всех членов семьи. И дело не только в деньгах.Неприспособленность городской инфраструктуры к передвижению инвалидов всочетании с повышенной потребностью в лечении и врачебном наблюдении — тожелишь технические проблемы жизни детей-инвалидов, которые меркнут передпсихологическими. Гарантированное им образование — зачастую фикция, так какребенок-инвалид нуждается в индивидуальном и более интенсивном обучении,постоянной работе со специалистом-психологом. Чтобы получить признаниеобщества, инвалиду предстоит проделать значительную работу по самоутверждению.Чтобы приобрести друзей — еще большую: даже если сверстники не будутзлословить, то уж точно станут сторониться «нетипичного» ребенка.
Одиночество, чувствоброшенности преследует и родителей детей-инвалидов. Как показывает опрос,проведенный в апреле 2002 года среди 127 родителей, дети которых состоят научете в Саратовском реабилитационном центре для детей и подростков сограниченными возможностями, 77 процентов считают, что им всегда придетсязаботиться о своем ребенке. И если маленький инвалид еще полон решимостипокорить враждебный ему мир, то родительский настрой пессимистичен: только 16 процентовродителей уверены, что они смогут сделать многое для развития ребенка. Свысказыванием: «Мы окружены поддержкой и заботой» согласились только 12процентов опрошенных, в экономической стабильности семьи убеждены 5 процентов.Большинство отмечали, что «ощущают недостаток сочувствия семье со стороныокружающих», хотя в 86 процентах случаев присутствие ребенка с ограниченнымивозможностями настраивает семьи на большую чуткость и взаимопомощь. Увы, лишьна определенном этапе. По свидетельствам психологов, родители детей-инвалидовиспытывают перманентный стресс, который может стать причиной распада семьи.Нередко мужчины уходят из таких семей. С появлением ребенка-инвалида отродителей постепенно отворачиваются прежние друзья. Образ жизни в корнеменяется[3].
/>2. Проблемы семей группы риска/>2.1 Разновозрастные семьи
Разновозрастный брак относится к категории браков, наиболее частоподвергающихся риску распада. Потому что такой брак (как, собственно, и любойдругой) качественно зависит от взаимоотношений супругов. Оба в таком союзевполне могут быть счастливы, причем независимо от того, кто старше — муж илижена. Да, в разновозрастном браке есть несколько подводных камней, в том числеи интимного характера (причем не только о «сексуальной несостоятельности»пожилого супруга тут речь, все гораздо сложнее). Поэтому, прежде чем решать,будет ли в том или ином конкретном случае разновозрастный брак счастливым,необходимо посмотреть, какие проблемы в общем может скрывать такой союз, и вчем причины возможных разногласий.
И, прежде всего – определимся с терминологией.
Что такое в принципе разновозрастный брак? На сколько один супруг долженбыть старше другого, чтобы брак можно было называть разновозрастным? Впринципе, если уж говорить не только с физиологической, но и с социальной точкизрения, то оптимальная разница в возрасте между супругами – примерно 10-15%(причем если мужчина старше). Но это не потому, что мужчина всегда должен бытьглавнее, как считает порой наше общество, а как раз наоборот: оттого, чтомужчины позднее созревают социально. И среднее «отставание» составляет как разуказанные проценты, иными словами. В социально-психологическом смысле такиесупруги – примерно ровесники. В этом случае, как правило, разница в возрасте несказывается практически никак. А вот разновозрастным обычно называют брак, вкотором разница составляет 40% и более.
Принято считать, что основная причина заключения таких браков –сексуальная. Но так ли это? Разумеется, интимные отношения играют свою роль ввозникновении таких браков (если не рассматривать союзы, заключенные пооткровенно меркантильным, рекламным, политическим и иным подобным мотивам). Учеловека, как известно, существует определенная фазовость сексуальнойактивности. К примеру, юноша в 17-20 лет чаще всего гиперсексуален. А ровесницытребуют признаний в любви, долгих ухаживаний, причем сами неопытны и мало чтомогут «дать» такому юноше в смысле физиологии, кроме дополнительных проблем. Итогда он выбирает женщину старше себя, которая уже вступила в фазу сексуальногорасцвета (28-35 лет), которой требуется активный секс (чего нередко ей не могутдать ее замученные добычей денег мужчины-ровесники). Причем такой союз можетбыть настолько гармоничным с интимной точки зрения, что не так уж и редкоперерастает в брак (а иногда регистрация происходит по принципу — чтобы соседименьше говорили).
В обратной ситуации (муж старше жены) — тоже много плюсов для обоихсторон.
Это, так сказать, «общие физиологические положения». Они известныкаждому. Но, во-первых, не стоит забывать и о том, что с возрастом сексуальнаяактивность у обоих супругов меняется – еще неизвестно, в какую сторону.Во-вторых, такая расстановка сил может быть вовсе не в каждой разновозрастнойпаре. И в-третьих, все же основной плюс разновозрастного союза в том, чтопартнеры удовлетворяют в таком браке не столько сексуальные, сколькопсихологические потребности. В частности, когда они стремятся квзаимоотношениям со своей половиной не по принципу «муж — жена», а по принципу«ребенок — родитель». Разберем с этой позиции оба варианта разновозрастногобрака.
Надо заметить, что когда зрелый мужчина женится на молоденькой девушкеизначально для такого мужчины это брак престижный. Над ним часто смеются (мол,седина в бороду, бес в ребро), но, скорее всего, просто от зависти. Ведь чащепринято считать, что такой брак говорит о его мужской ценности (каксексуальной, так и социальной): мол, он еще ничего, если привлек молоденькую. Ичем моложе супруга, тем якобы престижнее. Однако на самом деле многие мужчиныидут на такой союз в основном из-за собственной внутренней инфантильности.Иными словами, чаще всего мужья в таких браках – это большие дети, которые впринципе не уверены в собственных силах. И ему требуется доказать не обществу,не окружающим, а прежде всего самому себе – что он не только еще «ничего себе»,а конкретно способность быть сильным лидером! К тому же от мужчин вроде какизначально требуется быть главой семьи, а мужчина подобного склада характера впринципе не способен командовать. И справедливо опасается, что в союзе созрелой, опытной, состоявшейся как личность женщиной он ни на какое главенствопретендовать не сможет (более того, у такого мужчины, как правило, есть опытнеудачных браков с ровесницами). И тогда он обзаводится супругой намного моложесебя – мол, чтобы в доме не возникало сомнений, кто тут глава семьи, хотя бы всилу возрастной разницы.
Так вроде бы, диспозиция соблюдена, и все довольны? Не совсем, ксожалению. Ведь наш инфантильный супруг на самом деле хоть и ищет в женымолодую, но при этом нуждается в материнской заботе. Особенно к зреломувозрасту чувствуя нехватку этой заботы.
Отношения в такомбраке, если оставить все как есть, будут развиваться следующим образом: преждевсего, со временем отношения «ребенок-родитель» создадут проблемы. Такимобразом, супруг постепенно окажется под тем самым командованием со стороныжены, которого изначально стремился избежать в разновозрастном браке. И тогданередко, чтобы избавиться от чувства подчиненности, он пойдет искать себе ещеболее молодую любовницу (так и не сумев понять, что его проблемы зависят не отразницы в возрасте, а от него самого).
Похоже развивается сценарий брака если молодой мужчина женится на зрелойженщине. Кстати, вначале было сказано, что брак не считается разновозрастным,если на 15% старше мужчина. Значит ли это, что любой брак, в котором хоть нагод, но старше женщина, можно считать разновозрастным? Как ни странно,теоретически это так. И опять же потому, что мужчины в большинстве своемразвиваются позже.
Молодой человек в таком союзе (особенно если союз действительно перерастаетв брак) лишен не только интимного опыта, но и той же материнской опеки вдетстве. Часто это сын властной матери, к тому же ограниченный в общении сровесницами. И он видит в своей партнерше прежде всего маму – а то и защиту отгиперопеки своей настоящей родительницы.
Под влиянием такой жены, правда, он действительно быстрее развивается,успешнее растет социально, активно реализуется в жизни. Он вырастает из ролиученика и пытается стать главой семьи. А для женщины это становится как минимумнеожиданностью – причем не такой приятной. По крайней мере, роль воспитывающейматери у нее буквально отнимают, что ей совсем неприятно. И она вовсе несобирается быть обычной покорной женой своего мужа, который к тому же на двадесятка лети моложе. Развязкой опять становится как правило развод.
Все сказанное не означает, что разновозрастный брак лучше не заключать.Во-первых, любой брак, независимо от разницы в годах и прочем, зависит толькоот желания супругов находить общий язык, от их стремления к взаимопониманию. Иво-вторых, необходимо понимание проблем разновозрастных браков для того, чтобысупруги могли знать о возможных проблемах и смогли их предвидеть (какговорится, кто предупрежден — тот вооружен).В конце концов, нельзя огульноутверждать, что близковозрастный брак – это хорошо. а разновозрастный – плохо.Если стремления и цели супругов на протяжении совместной жизни подходят другдругу, то их брак может быть не менее счастлив (а то и более), чем бракровесников. Но если у каждого из супругов в таком браке свои задачи, причемвзаимоисключающие – вот тогда возникают проблемы.
/>2.2. Неравный брак
Проблема неравного брака возникла не сегодня. Поэтому и смысл в этопонятие вкладывался вполне определенный: брак между представителями различныхсословий, т.е. между людьми с различным социальным статусом. Безусловно, отсюдавытекали и многие другие отличия: разница в доходах, образовании, системеценностей, привычках, вкусах, речи (произношении и акценте) и, наверное, вчем-то еще. Сегодня можно добавить еще целый ряд критериев неравенства в браке:возраст, рост, вес, этническая и конфессиональная принадлежность, гражданство,должность. Можно и дальше продолжить список, тем более отталкиваясь откакой-нибудь конкретной ситуации. Но каким бы ни был список критериев, остаетсяглавный вопрос: как найти «общий знаменатель», ту общность, которая делает бракравным, счастливым, необъяснимо цельным, несмотря ни на какие формальныепризнаки в отличии между супругами.
Гениальный английский писатель и мыслитель Джордж Оруэл в очерке«Англичане» дал прекрасный эскиз социальной структуры индустриального обществасередины ХХ века. В значительной степени его анализ остается справедливым иактуальным и сегодня. Его главная мысль состоит в том, что индустриализацияполностью изменила структуру общества. Помимо политических лозунговбуржуазно-демократических революций, главнейшим из которых был «Равенство»,(т.е. устранение всех сословий: никаких дворян, крестьян, клерикалов и т.п. — все люди Граждане), активное внедрение техники в нашу жизнь в XX, и особенно вХХI веке принципиально изменило структуру общества по роду занятий,образованию, уровню доходов. Но из этого не последовало радикального измененияпсихологии. Поменяв соху на штурвал самолета или кульман, миллионы людейполучили одновременно необходимое образование, но отнюдь не получилиопределенной образованности, свойственной дворянскому сословию, которое векаминакапливало определенные духовные ценности, склонности, навыки, культивироваловкусы и с молоком матери передавало их своим детям. В ХХ веке, несмотря надостаточно строгую и понятную структурированность общества по каким-тоформальным признакам социологов, юристов и экономистов, возникла полная анархияв плане духовном и психологическом. Равенство по каким-то формальнымофициальным признакам в экзистенциальном плане не означает ровно ничего.Равенство в доходах не означает профессиональное родство. Принадлежность кодному профсоюзу не гарантирует равенство доходов. Похожесть в образе жизни неозначает общность интересов, ценностей, стремлений. Просто в индустриальномобществе такой образ жизни: в нем гомогенно распределены гетерогенные элементы- люди. Они живут в похожих домах, кварталах, пользуются общественным транспортомили у каждого одинаково личный автомобиль. Но количество профессий стольвелико, что не идет ни в какое сравнение с прошлыми эпохами. Но ведь родзанятий накладывает свой отпечаток на человека, формирует профессиональныйстиль мышления, привычки, одним словом психологию. Поэтому люди сегодня делятсяне по сословиям и даже не на мужчин и женщин, а по роду занятий. И в этомсмысле сегодня большинство браков — неравные браки. Есть, конечно, и «абсолютноравные» браки: между двумя врачами, учителями, учеными, рабочими.
В ХХ веке произошел окончательный развал культуры, как механизмадуховного системообразования общества. Мы выродились в социально-экономическуюсистему, в которой действует «одномерный» человек-функция, «экономическийчеловек». Но ведь любят, заключают браки, рожают детей, плачут и смеются незамятинские люди-номера, а духовно живые люди, жаждущие и страждущие, верящие иуповающие. Для человека необходимо духовное родство, комфорт, теплота сердец. Агде им взяться в современном техногенном обществе. Безусловно, прогресс помногим параметрам налицо: рост свободы, продолжительности жизни, комфорта. Ноценой экзистенциального вакуума, утраты смысла жизни. Ложная ценностьпросветительски понятого прогресса быстро развеивается ураганом глобальныхпроблем, возникших как результат движения по пути прогресса. /> 2.3 Насилие в семье как фактор риска
Стремление к насилию –удел слабых людей. Ведь суть насилия – прежде всего унижение жертвы, низведениеее до своего уровня и ниже: только таким образом насильник, который просто не всостоянии «подняться» сам, перестает хотя бы на время чувствовать себяущербным…
Самый распространенныйвид семейного насилия – издевательства мужа над женой. То есть мужчинанастолько психологически слаб (пусть у него хоть трижды накачанные мускулы),что не надеется удержать жену путем словесного воздействия, да и слов у негозачастую просто нет – интеллект подкачал. Тогда он начинает орудовать кулакамии угрозами: «Надумаешь сбежать – вообще убью!» Иного способа удержать околосебя женщину такой самец просто не видит. А порой мужское насилие происходитвообще без применения физической силы. Муж устанавливает в доме свои порядки,резко ограничивает жену в правах, предъявляет необоснованные претензии. Утакого семейного диктатора – во-первых, искаженное понятие справедливости («мневсе можно»), во-вторых, заниженная самооценка, а в-третьих, при всем этом — стремление к власти. И берет он эту власть методами психологического насилиятолько потому, что боится: по-другому у него может не получиться. Причемнередко такой муж не позволяет супруге никому рассказывать о ее страданиях иунижениях: во-первых, потому, что с его точки зрения такое отношение к женесовершенно справедливо, а во-вторых, бессознательно он опасается, что на егосилу может найтись другая сила – того, кто вдруг пожелает эту женщину защитить.Поэтому таких жен «бить бьют и плакать не дают».
Однако есть еще однаситуация, в которой муж способен однажды замахнуться на жену. В этом случае ещепредстоит разобраться, кто кого подавляет. Есть много женщин, которые всоциальной жизни не занимают значимого места, да и сами себя ценят невысоко. Имогут самоутвердиться, только подавляя супруга. Но такая жена добивается властинад мужем не с помощью физической силы, а посредством так называемой «женскойхитрости». Она открыто не нападает, часто внешне тиха и покорна. А черезнекоторое время забирает все бразды правления семьей в свои руки. Представьтесебе тихого, спокойного мужчину, не склонного к конфликтам. И у этого мужчиныесть жена, для которой определение «пила» будет самым мягким. Супруга пилитсвоего благоверного днем и ночью за что угодно: то он сделал не так, это неэдак… Часто покрикивает на мужа, причем нередко при значимых для него людях. Нестрадая от избытка тактичности, эта женщина может в пылу ссоры достаточнобольно задеть мужа словами, оскорбить его родственников или высказатьсянелестно о каких-то его интимных жизненных подробностях. Супруг молчит: непотому, что рохля, а потому, что понимает: подавление – удел слабых. А он несчитает себя таковым. И перекрикивать жену не хочет, а на спокойные разумныеаргументы она просто не реагирует. Но однажды такой муж доходит до точкикипения и набрасывается на жену с кулаками в состоянии аффекта: иными словами,просто не осознавая своего поведения. Часто этому способствует алкогольноеопьянение[4].
Мужчина, которого унижаютв семье, через некоторое время действительно спивается. Между прочим,жены-диктаторы часто поощряют алкогольную деградацию мужа. Ведь им только наруку, когда муж сам себя унижает: ей практически остается только принятькомандование! Однако в алкогольной деградации мужей есть своя опасность:однажды пьяный супруг может возвратить жене все ее насилие назад. Да и вообщевласть, добытая подлостью, в результате приносит постоянное психологическоенапряжение такому властителю: ведь эту власть необходимо постоянно удерживать иподтверждать!
И здесь же необходимосделать одно уточнение: если мужской пол в большинстве своем не уважаетпредставительниц пола женского, таким образом он готовит почву для своегособственного унижения. Именно пренебрежительное отношение мужчин вынуждаетженщин стремиться к власти хотя бы над одним мужчиной – собственным мужем[5].
3.Проблемы многодетной семьи
Многодетная семья — этоисключительная ситуация, человеческая и духовная. Хор разных голосов,разнообразие характеров, которые тем не менее остаются близкими, родственными,вплетаются друг в друга. Когда встречаешь хорошие многодетные семьи, воочиюнаблюдаешь полноту и многогранность человеческого бытия. Отними одного, двухили трех маленьких обитателей дома — и картина сразу поблекнет, станетнеполной. Этих душ будет не хватать, ведь они уже явили себя и сталинеотъемлемой частью этого малого мира, своим бытием добавив смысла жизни всемостальным.
По-видимому, семья«малодетная», где родители решили ограничиться одним или двумя детьми, естьусеченное, недораскрытое явление. В ней попросту «не узнали» каких-то ещеродственных душ, «не встретились» с ними и только потому по ним не скучают,считая свое положение естественным.
В многодетном семействеярко проявлено богатство спасительных для души нравственных устоев.Перво-наперво, любовь, взаимопонимание и жертва родителей. Потом, отношения вдетской среде: умение дружить, попечение о младших, уважение и подражаниестаршим.
При этом возникаетнормальная жизнь внутри дома, которая делает именно семью, а не школу иподростковую среду, реальностью, определяющей устроение жизни ребенка. То, чтов семье с одним- двумя детьми представляет собой постоянную проблему и муку, — как вовремя вернуть вечером ребенка со двора, как оттащить его за уши оттелевизора или отговорить надевать вызывающий наряд — в семье, где дети с малыхлет привыкли к общению между собой, скромным запросам, кооперации с родителямипо разным бытовым повседневным темам, происходит само собой. Переходный возрасти юность детей в такой семье проходят значительно легче.
Хотелось бы подчеркнуть:весь вопрос в том, чтобы в доме целенаправленно создавалась эта плодотворная вдуховном отношении обстановка, а не в том, чтобы просто родить много детей.Принципиально важно, чтобы члены семьи жили в поле постоянного сотрудничества,христианского научения, роста, совершенствования себя и своих отношений. Впринципе, это возможно и там, где только один ребенок, и там, где их десять.Супругов, которые по каким-то причинам не могут иметь много детей, малодетностьнисколько не должна смущать. Их семья безусловно полноценна, только задачи уних более сложные: поддержать плодотворную духовную обстановку вобстоятельствах, когда так просто поддаться соблазну «жизни для себя» иизбаловать свое единственное и неповторимое чадо. Многодетная семья от этогоболее защищена. Родителям здесь волей-неволей приходится оставить мысли обиндивидуальном покое, комфорте и искать более деятельного счастья. Дети здесьтакже растут без преувеличенного внимания и излишней заботы. Здесь болееестественен и востребован труд, поводы к которому городским родителям отыскатьбывает непросто.
Не стоит подменятьпонятия и превозносить многодетность как таковую. Это подспорье, а не цель и непанацея. Ведь и многодетная семья может не состояться! Такие примеры есть. Вотуж поистине тяжелая картина: восемь, десять отпрысков — и все врозь. И родителитоже врозь. А потому дом остается подобием гостиницы или вокзала: каждыйудовлетворяет в нем свои бытовые нужды, а в остальном живет сам по себе. Ивзаимоотношения между братьями и сестрами в таких семьях зачастую складываютсясамые конфликтные, драматические. В одной такой семье пожилая пенсионерка-матьсочла лучшим уехать от повзрослевших детей в деревню: те остались жить в шестикомнатах квартиры, обзавелись семьями. В доме воцарилась самая вопиющая«коммуналыцина»: с запущенными местами общего пользования, свисающими вкоридоре обоями, кухонными ссорами… Мужья и жены, сожители и сожительницыпостоянно менялись — никого это не интересовало. Мать, время от временивозвращаясь по делам в город, с трудом находила себе место переночевать. Вотвам и многодетность! И в семьях православных родителей похожие ситуации, увы,тоже случаются.
Многодетность сама посебе не спасительна. Спасает человека то, что выходит за рамки земного: жизньпо вере, против законов плоти, самости, мира. Такая жизнь может состояться у семейногои безбрачного, многодетного и бездетного. И как брак является только почвой, накоторой могут вызревать плоды добродетели или греха, так и многодетный бракесть только возможность, шанс принести добрые плоды, но окончательный ответ навопрос о его результатах остается открытым.
В конце концовмногодетность — совсем не исключительная черта христианской семьи. Многодетнысемьи многих нехристианских народов. Как правило, это народы, находящиеся напериферии христианского мира: индийцы, арабы. В нынешней российской ситуации мывидим высокую рождаемость у кавказских народов, переселенцев из южных, бывшихсоветских республик.
И если мы примем вкачестве главных параметров такие формальные вещи, как многодетность, семейныйпорядок, послушание жены мужу, почитание старших, преемственность междуродителями и детьми, то может оказаться, что нехристиане, в данном случаемусульмане, ближе по образу жизни к тому, что нам, христианам, представляетсяидеалом семейной жизни. Потому что дело не в этом. Точнее, не совсем в этом.
Христианство ставит передсобой цели не просто культурно-практического устройства. Для него семья ценнакак пространство свободного личностного самоопределения и общего согласия наоснове такого самоопределения. Нехристианские культуры, напротив, готовывсячески поощрять родовые чувства. Они вообще в значительной степени склоннывести человека по жизни бессознательно, по инерции инстинкта, обычая, привычки,дисциплинарного требования. Религиозный канон безусловным образомпокровительствует роду. Все, что касается земного блага семьи, выдвигается каксамоцель, как понятия и задачи священные, которые необходимо беспрекословночтить. Например, для женщины — слушаться мужа и рождать детей.
В христианстве мы тожеполагаем это необходимым, но не считаем, что выполнение требований мужа — этоглавное и требования мужа наделены каким-то сакральным значением. Перед мужемстоит своя задача: не просто настоять на своем требовании, но прийти к такомуобразу мыслей, который согласовался бы с христианской совестью, соответствовалволе Божией. У жены совесть также не должна дремать, она не должнадовольствоваться формальными оправданиями: дескать, поступила, как муж сказал,чего еще надо?
Она может сама оценитьправ был муж или нет. В определенный момент она может увидеть его неправоту. Ив таком случае любовь призовет ее к тому, чтобы как-то влиять, исправлятьситуацию. Подчиняясь требованию мужа на сей раз, в будущем она будет старатьсясделать так, чтобы муж изменил позицию в лучшую сторону и не допускал большеошибок. Именно в этом для нас, христиан, раскрывается любовь жены к мужу: впереживаниях в том числе и по поводу его слабости, ошибок, греха и в решимостивместе преодолевать эту слабость. А послушание — это некий технический момент,безусловно неизбежный в таких ситуациях, когда двое поспорили и друг другу неуступают. Тогда кто-то из них должен получить преимущественное право решатьвопрос. Мужу поэтому присваивается статус «главы семьи» — управленца,администратора, но не «абсолютного владыки», не «самого умного и во всемправого» и уж тем более не «заведующего христианской совестью жены».
В жене происходит своядушевная работа, свой рост, свой личностный выбор, которого не заменить никакимпослушанием.
Крепкая многодетная семья- это плод, который приносит богатая, духовно живущая личность; то, в чем онаестественно проявляет себя в мире. Вопрос о многодетности вообще не можетрассматриваться сам по себе. Есть некое выхолащивание в том, чтобы агитироватьза многодетность, исходя из тех или других польз и преимуществ. Потому чторождение детей, появление на свет новых душ нельзя обосновать никакимидоводами. Это таинство, которое стоит всего остального и само по себе обладаетогромным значением.
Заключение
Одной из основных проблемсовременной семьи является падение статуса семьи как социального институтаобщества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годысоветской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотягосударство оказывало существенное влияние на семейные отношения в обществе. Вгоды реформ произошло резкое снижение этого статуса. В системе социальныхинститутов семья оказалась в весьма неравнозначном положении. К тому же надоиметь в виду, что начиная с 60-х годов, в общественном сознании всё большестали брать верх ориентации на реализацию личностных качеств, достижениекомфорта и других подобных символов социального успеха.
Сегодня, как никогдараньше, остро стоит задача кардинально повысить роль родителей в воспитании детей.В отечественной и зарубежной литературе настойчиво высказывается требованиеуйти от экономики двухзарплатной системы, когда работают оба родителя.Необходимо создать такие условия, чтобы зарплата одного из родителей быладостаточной для нормального функционирования семьи, а второй имел возможностьзаниматься воспитанием детей.
Актуальными проблемамисемьи является реализация экономической, защитной функций, функцииэмоционального удовлетворения. Как показывают исследования, требуют серьёзногоулучшения внутрисемейные отношения. Остаётся актуальной задача подготовкимолодёжи к семейной жизни.
Необходимым условиемоздоровления российской семьи является поворот государства, местных органоввласти к проблемам семьи, преодоление тлетворного, разлагающего влияния насемью, прежде всего подрастающее поколение средств массовой информации,особенно центрального телевидения.
Списоклитературы
1. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов высших учебныхзаведений. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 384 с.
2. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина.– М.: Политиздат, 1989. – 479 с.
3. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 2004. – 688 с.
4. Социология: Учебное пособие / Общ.ред. Э.Д.Тадевосяна. – М.: Знание,2005. – 272 с.
5. Социология: Курс лекций / А.А.Радугин, К.А.Радугин. – М.: Владос, 2005.– 192 с.