Проблемы создания правового и социального государства в России

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИЖЕВСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра государственно-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине: “Теория государства и права”
На тему: «Проблемы создания правового и социальногогосударства в России»

Ижевск 2009

/>/>План
Введение
1. Понятие и признаки правового государства
2. Понятие социального государства и его признаки
2.1 Социальное назначение государства
2.2 Функции социального государства
3. Современное понимание социального государства
4. Практика становления правового государства в России
5. Проблемы создания социального государства в России
6. Деятельность ОВД в условиях становления правовогогосударства
Заключение
Список использованной литературы
/>Введение
Любое государство есть единствоего сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобыкачественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованнаягосударственная власть. По мысли известного русского философа и юриста И.А. Ильина,форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическаясхема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организациявласти народа.
Необходимо, чтобы народ понималсвой жизненный строй, чтобы он умел — именно «так» — организоваться,чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию”[1].
Среди множества проблем,касающихся государства, особое место занимают вопросы определения понятия формгосударства. В научной и учебной литературе им традиционно уделяется особоевнимание. И это не случайно, поскольку в зависимости от того, как понимаетсяформа государства и как она соотносится с другими его сторонами, во многомсоздается представление и о самом государстве в целом.
Форма государства всегдавыступает как непосредственное выражение его сущности и содержания. Каковысущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, и егоформа.
Элементом системы «государство»является система «функции государства», в которую входит социальнаяфункция.
Тема данной работы «Проблемысоздания правового и социального государства в России» носит актуальныйхарактер, так как сегодня четко вырисовывается контур нового социальногогосударства, «государства возможностей», осуществляющего социальнуюфункцию на базе новых принципов. «Государство возможностей» — цель, ккоторой стремится современное государственно-организованное общество.
По мнению О.В. Родионовой,социальная функция должна изучаться в деятельностном аспекте, включающем в себятакие стороны, как деятельность различных социальных факторов: по социальнойзащите нуждающихся групп населения; по обеспечению права каждого на свободутруда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля над безопасностьюусловий труда и соответствием требованиям гигиены, социального страхования иобеспечения; в области образования, здравоохранения, обеспечения граждан жильеми т.д. [2]
Цель данной курсовой работы — проследитьвзаимосвязь формы государства и социальной функции.
Задачи — дать краткуюхарактеристику функциям государства; остановиться на понятие формы государства;рассмотреть влияние формы государства на осуществление социальной функции.
Методологическая и теоретическаяоснова курсовой работы состоит в использовании системного, исторического исравнительно-правового анализа, основанных на изучении теоретическогоматериала, официальных документов, законодательства и иных правовых источников,публикаций по вопросам классификации и способов изложения в актах государстванорм права.
/>1. Понятие и признакиправового государства
Понятие «правовоегосударство» воплощает в себя идеи господства права, равноправия,справедливости, отсутствие внеправового насилия в обществе, в первую очередь,со стороны государства. Формирование этих идей и практика их реализации имеетдлительную и достаточно сложную историю.
Начало разработки проблемысоотношения государственной власти и права положили такие мыслители древностикак Солон, Платон, Аристотель. Так, Солон еще в VI в. дон.э. говорил о необходимости соединения силы государственной власти и права. Онполагал, что государство должно действовать на основе права.
Идея господства права,превалирования его над государством присутствовала и у всех более позднихмыслителей и ученых философов и правоведов. Термин «правовое государство»был сформулирован и утвердился в немецкой юридической литературе в первой третиXIX века в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.
В последующем этот термин получилширокое распространение в разных странах, в том числе и в России. Егопризнавали такие ученые как Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, П.А. Покровский,В.М. Гессен, П.И. Палиенко и др. Так, В.М. Гессен писал: «Правовоегосударство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебныхфункций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним»[3].
Одним из главных идеологовправового государства был И. Кант. Он разработал его основные черты ихарактеристики, определил его соотношение с правом, и на этой основе — взаимоотношение граждан и государства. Так, он полагал, что положительное исправедливое право существует естественно и априорно, а потому, следуя этомуобъективному и естественному праву, государство вместе с гражданами выполняетсуществующие законы.
Современные ученые, в том числеи российские, характеризуя правовое государство, также обусловливает его существованиегосподством права. Так, В.С. Нерсесянц пишет, что «правовое государствоможно определить как правовую форму организации и деятельностипублично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектамиправа, носителями прав и свобод человека и гражданина»[4].
При этом В.С. Нерсесянц выделяетдва уровня в правовом государстве. Первый — это соблюдение законности вдеятельности государства и второй — законность самих законов, наличие правовыхзаконов. «Правовой закон и правовое государство внутренне взаимосвязаны: вобоих случаях речь идет о различных формах выражения (нормативный иинституциональных формах) идеи и принципа господства права»[5].
В истории европейских странимеются примеры, когда государства, отличающиеся по форме государственногоправления, устройства и политического режима объявлялись правовыми. Так,например, Бисмарк объявлял Германию в период своего правления правовымгосударством. Затем Гитлер также утверждал, что Рейх является правовымгосударством. В настоящее время в Основном законе ФРГ записано, что немецкоегосударство — правовое.
В современной юридической наукеразработаны основные признаки правового государства, характеризующие его как специфическийвид государства.
Одним из главных признаковявляется отсутствия в обществе властных структур, стоящих вне и над органамигосударственной власти. Все государственно-властные полномочия должныпринадлежать и осуществляться только публичными органами государства. Какиедругие органы и организации не могут быть наделены правом осуществлятьпубличную политическую власть.
Кроме того, организация, порядокформирования и полномочия всех государственных органов должны бытьурегулированы Конституцией и законодательством.
Не может считаться правовымгосударство, в котором высшим по отношению ков сем государственным органомявляется, например, партия или религиозные формирования. Так, в условияхСоветской власти в СССР руководящей и направляющей силой была КПСС. Решения ееорганов — съездов, Центрального Комитета, Политбюро являлись определяющими длявсех государственных органов, которые были обязаны их выполнять. При этомпартийные органы не несли юридической ответственности за свои решения.
Аналогичное положениесуществовало и существует в некоторых странах, например мусульманских, гдедействительными руководителями государства являются служители религии.
Второй характерной чертойправового государства является разделение властей. Оно представляет собой средствовзаимного контроля за законностью деятельности различных ветвей власти инедопустимости узурпации одной ветвью всей полноты власти в государстве.
Данный признак правовогогосударства имеет очень важное значение. Он формировался в теории и на практикена протяжении длительного времени.
Его идеи возникли еще в ДревнейГреции. Так, Аристотель писал, что в любом государстве имеются «триэлемента: первый — законосовещательный орган о делах государства, второй — магистратуры (именно: какие магистратуры должны быть вообще, какие из нихглавные, каков должен быть способ их замещения), третий — судебные органы»[6].
Это разделение на три элементане имеют прямого отношения к разделению властей в правовом государстве, но ониположили начало идее о таком разделении.
Наиболее полно эта идея былапроработана Локком, Монтескье, Кантом, Гегелем и Джефферсоном. Онисформулировали необходимость разделения государственной власти назаконодательную, исполнительную и судебную. При этом Монтескье критиковалпозицию древних греков. Он писал: «Греки не составляли себе правильногопредставления о распределении трех властей в правление одного; они дошли доэтого представления только в применении к правлению многих и назвалигосударственный строй такого рода политией»[7].
Разделение властей Гегель считал«гарантией публичной свободы»[8]. Эта гарантия заключается втом, что при разделении властей осуществляется взаимный контроль за законностьюосуществления полномочий каждой ветвью власти, недопускается узурпация всейполноты одной ветвью власти, а значит и ликвидация демократических прав исвобод.
Законодательная и исполнительнаявласти с помощью системы сдержек и противовесов сдерживают друг друга, непозволяют нарушать законодательство и выходить за рамки своих полномочий.
Судебная власть осуществляетконтроль за соответствием актов и действий законодательной и исполнительнойвластей Конституции страны, а в случае несоответствия — признает ихнеконституционными и они утрачивают силу.
Разделение властей являетсяорганизационной основой правового государства и важным условием егосуществования.
Следующим важным признакомправового государства является верховенство закона по отношению по всем другим,нормативным правовым актам, а также верховенство и прямое действие Конституциикак основного закона государства. Последнее означает соответствие всех законовКонституции и непосредственное действие основных норм Конституции, в первуюочередь касающихся прав и свобод граждан, таких как равенство всех передзаконом и судом, право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность,неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести идоброго имени и других.
В правовом государстве основныеорганы государственной власти формируются непосредственно населением на основенорм демократического избирательного права. Данное положение в первую очередьотносится к органам законодательной власти, которые создают правовую основужизни и деятельности всех государственных и иных органов и организаций,должностных лиц и граждан.
Совершенное и справедливоезаконодательство является правовой основой правового государства.
Еще одним из условий существованияправового государства является гражданское общество, которое представляет собойсовокупность самоуправляемых общественных, религиозных,частнопредпринимательских и иных образований, действующих независимо отгосударства, но на основе норм права, морали, нравственных и собственных правил.Гражданское общество, тем самым, сужает сферу непосредственной властнойуправленческой деятельности государства и расширяет правовое поле, повышаетроль права в обществе.
Одновременно гражданскоеобщество способствует укреплению законности и правопорядка в деятельностисамого государств, поскольку выступает контрагентом в правоотношениях,возникающих между структурами гражданского общества и государственными органами.
Государство не может бытьпризнано правовым, если его внутреннее законодательство в области прав, свободи обязанностей граждан не соответствует наиболее прогрессивным идемократическим общепризнанным нормам и принципам международного права. Известно,что нормы, созданные международными органами и организациями, особенно в сфереправ и свобод человека, обязанностей государств по отношению к своих гражданам,как правило, во многом опережают по своему демократизму национальные системыправа многих стран. Поэтому приведение внутреннего законодательства в соответствиес международными нормами и правилами способствует не только совершенствованиюправового регулирования и укреплению демократии, но и переходувнутригосударственного права на более высокий уровень, соответствующийтребованиям правового государства.
/>2. Понятие социальногогосударства и его признаки
Социальное государство — характеристика, относящаяся к конституционно-правовому статусу государства,предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав исвобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает,что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимумунеоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства былпровозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Конституция РФ (ст.7) провозглашает:«РФ — социальное государство, политика которого направлена на созданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Изэтого общего положения вытекают следующие конституционные обязанностироссийского государства: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливатьминимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечиватьгосударственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам ипожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливатьгосударственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Становление социальногогосударства — это процесс не только экономический и политический, но и процесснравственный, требующий «человеческого» измерения.
С учетом сказанного можносделать вывод, что условиями существования социального государства и егохарактерными признаками являются:
Демократическая организациягосударственной власти.
Высокий нравственный уровеньграждан и прежде всего — должностных лиц государства.
Мощный экономический потенциал,позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляясущественно положения собственников.
Социально ориентированнаяструктура экономики, что проявляется в существовании различных формсобственности со значительной долей собственности государства в нужных областяххозяйства.
Правовое развитие государства,наличие у него качеств правового государства.
Существование гражданскогообщества, в руках которого государство выступает инструментом проведениясоциально ориентированной политики.
Ярко выраженная социальнаянаправленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразныхсоциальных программ и приоритетности их реализации.
Наличие у государства такихцелей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальнойсправедливости, обеспечение каждому гражданину:
а) достойных условийсуществования;
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностейдля самореализации личности.
Наличие развитого социальногозаконодательства (законодательства о социальной защите населения, напримерКодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
Закрепление формулы «социальноегосударство» в конституции страны./>2.1 Социальноеназначение государства
Сущность государства какобщественного явления представляет собой «многогранный стержень, которыйсостоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих емукачественную определенность универсальной управляющей системы»1.
Государство возникает какклассовая организация политической власти. Это положение прямо или косвеннодоказано мировой наукой и исторической практикой. Анализ определенныхэкономических и социальных закономерностей возникновения и функционированиягосударства преимущественно с классовых позиций позволил дать “универсальное”определение сущности государства — государство есть “лишь организация, которуюсоздает себе буржуазное общество для охраны общих внешних условийкапиталистического способа производства”2.Однако, качественные изменения в жизни общества привели к изменению сущностигосударства. Возникновение советского государства, а потом ряда другихгосударств после второй мировой войны уже не вкладывалось в вышеприведеннуюформулировку. Это позволило сделать вывод, что “ развитие государства — сложныйдиалектико-логический процесс. Он характеризуется многими противоречивымитенденциями, среди которых в конечном счете начинают преобладать прогрессивные.”3
Особенность исторических типовгосударств, предшествующих современности, состоит в том, что они в основномвыражали экономические интересы меньшинства (рабовладельцев, феодалов,капиталистов). Однако по мере совершенствования общества, в процессе егогуманизации, политического и нравственного “взросления” человека“экономическая и социальная база государства расширяется, принудительный жеэлемент его власти сужается”4.
Таким образом, в силуобъективных причин государство превращается преимущественно в организующую силуобщества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы его членов.
По мере усовершенствованияобщественной жизни становятся разнообразнее и формы собственности, в том числеи частной. Собственность меньшинства постепенно превращается в собственностьбольшинства. В результате революционных и эволюционных преобразований отношенийсобственности изменяется и социально-экономическая сущность государства, егоцели и задачи. С формированием государственной, коллективной, акционерной,кооперативной, фермерской, индивидуальной и других форм собственности началаприобретать новые качественные черты и частная собственность, то естьсобственность индивида.
Еще А. Смит отстаивалиндивидуальную свободу каждого человека в сфере хозяйственной деятельности, регулируемуюконкуренцией.1 Он считал, что всюду, особенно в экономической области, есличеловек пользуется свободой выбора, то он избирает наиболее выгодные пути.
В современном государствечастная собственность становится не столько государственным, сколькообщественным институтом, который находится под государственной защитой. Государствостимулирует и охраняет ту собственность индивидов, которая органическивключается в общую, экономическую систему общества и обеспечивает егоматериальное и духовное благополучие; всеобъемлющая государственнаясобственность, которая длительное время была фактически единственной формойсобственности в социалистических странах, не выдержала испытания временем.
С изменением условий жизниобщества произошло, с одной стороны, “сужение сущности государства какорганизации классового господства, с другой — расширение и обогащение техобъективных его свойств, которые характеризуют государство как организациювсего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественного развитиясокращается “отрыв” государства от народа, происходит приближений его ккоренным интересам и потребностям общества и личности”2. Таким образом, из органа, стоящего надобществом, государство превращается в орган, служащий обществу.
В каждом конкретном государствеесть общее, характерное дня всех государств, особенное,выражающее отличительные признаки родственной группы государств, и единичное,присущее только данному конкретному государству. На всех ступенях своегоисторического развития государство сохраняет свои общие существенные черты и вто же время изменяется в своей конкретной сущности в силу меняющихся условийобщественной жизни.
Социальное назначениегосударства вытекает из его сущности. Можно говорить о социальном назначениигосударства вообще, отвлекаясь от тех исторически преходящих задач, которые онорешало на том или ином этапе развития общества. Попытки определить социальноепредназначение государства на всю его историческую перспективу предпринималисьмыслителями различных эпох и различных научных направлений./>2.2 Функции социальногогосударства
Говоря о функциях социальногогосударства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:
а) ему присущи все традиционныефункции, обусловленные его природой государства как такового;
б) на содержание всех функцийсоциального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, тоесть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задачсоциального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общейсоциальной функции (общем социальном назначении);
в) в рамках общей социальнойфункции можно выделить специфические направления деятельности социальногогосударства — специфические функции.
К последним, в частности,относятся:
поддержка социально незащищенныхкатегорий населения;
охрана труда и здоровья людей;
поддержка семьи, материнства,отцовства и детства;
сглаживание социальногонеравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоямичерез налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
поощрение благотворительнойдеятельности (в частности, путем предоставления налоговых льготпредпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
финансирование и поддержкафундаментальных научных исследований и культурных программ;
борьба с безработицей,обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
поиск баланса между свободнойрыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с цельюобеспечения достойной жизни всех граждан;
участие в реализациимежгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческихпроблем;
забота о сохранении мира в обществе.
Конституция Российской Федерациив ст.7 закрепляет принцип социальности государства: «1. РоссийскаяФедерация — социальное государство, политика которого направлена на созданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.2. В РоссийскойФедерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированныйминимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержкасемьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можноназвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству,а приведенное выше положение Конституции — расценивать как программнуюустановку.
/>/>3. Современное понимание социального государства
Понятие «социальноегосударство» возникло после второй мировой войны, когда возник лагерьсоциализма, а идеи социалистического переустройства общества были достаточнопопулярны. В этих условиях ученые и политики капиталистических странвысказывались о том, что богатые должны поделиться частью своего богатства сбедными в противном случае они могут потерять все.
Следует отметить, что длявысказывания этих идей имелись достаточно веские основания, посколькугосударство нередко действовало в интересах богатых людей, создаваемых имиэкономических структур, в первую очередь, могущественных промышленных ифинансовых корпораций, оказывавшие сильно влияние на государственные органы,правительство, которые нередко становились их слугой и выполняли их волю. Врезультате роль государства, как органа всего общества, призванного выражать изащищать его интересы, значительно снижалась. В результате государство нередкопротивостояло основной массе населения, вызывая с его стороны негативноеотношение, что приводило к конфронтации, классовой борьбе и стремлению народа разрушитьтакое коррумпированное государство[9].
В настоящее время сложилосьпредставление о социальном государстве как об определенном виде государства,имеющем свои специфические черты. Оно характеризуется как демократическоегосударство с устойчивой развитой экономикой, позволяющей ему решать основныесоциальные вопросы жизни общества.
Как видно из изложенного выше,любое государство выполняет в той или иной степени социальные функции и имеетопределенные социальные черты. Термин «социальное государство» предназначендля того, чтобы подчеркнуть способность современного государства осуществлятьсоциальную политику, то есть обеспечить максимальную трудовую занятостьнаселения, создать систему здравоохранения, в том числе бесплатную, системуобразования, нормальные материальные условия жизни пенсионеров,нетрудоспособных, безработных, малообеспеченных семей, малоимущих, вести борьбус преступностью и т.д.
Данные направления деятельностисовременных цивилизованных демократических государств приобретают все большеезначение. Конечными целями социальной политики являются достижение равновесия,стабильности и безопасности жизни в обществе, целостности и динамизма егоразвития, обеспечение достаточными материальными, организационными и инымиресурсами, их прогресса и совершенствования, а в конечном счете созданиеусловий для спокойной жизни граждан, уверенности их в завтрашнем дне.
Известно, что в обществесохраняется спокойствие и стабильность, когда количество недовольных илинесогласных с проводимой государством политикой составляет не более двадцатипроцентов населения. Если же эта цифра достигает двадцати пяти — тридцати процентов,то в обществе возможны открытые выступления против государственной власти,правовые столкновения, вооруженная борьба, что может привести к насильственномуизменению социально-политического строя общества, Значительному снижениюэкономического и социального потенциала страны. Поэтому современноедемократическое государство для того, чтобы избежать эти негативные явления,должно проводить социальную политику по следующим основным направлениям:
Научное прогнозирование развитияэкономики, динамики населения, создания новых отраслей промышленности и рабочихмест в них, разработка соответствующих планов-прогнозов, сырьевое, техническое,финансовое и кадровое обеспечение их выполнения. Данный вопрос современноесоциальное государство решает на основе рыночных отношений путем проведенияоптимальной налоговой политики, дотаций, льготных кредитов, субвенций.
Одновременно социальноегосударство стимулирует развитие частного предпринимательства, особенно малогобизнеса в сочетании с репрессивными методами и борьбой с наркобизнесом,нечестной конкуренцией, монополизмом в экономике.
Перераспределение материальныхсредств между регионами, направление их на обеспечение достигнутого даннойстраной среднего уровня жизни на всей территории страны, недопущения массовой,стихийной миграции населения в наиболее обеспеченные районы.
Регулирование уровня жизниразличных слоев населения с помощью налогов, оказания благотворительной помощии материальной поддержки наименее обеспеченным слоям населения.
Создание государственных гарантийдля предотвращения стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, техногенныхкатастроф, быстрейшего устранения их последствий, оказания помощи пострадавшемунаселению.
При проведении социальнойполитики неизбежно встает вопрос о социальных приоритетах, то есть задачах,которые на данном этапе должны решаться первыми. Выбор приоритетов, какправило, протекает на фоне столкновения интересов различных слоев, группнаселения, регионов. Социальная политика предполагает максимальный учетвзаимосвязи этих интересов, определения наиболее важных направлений развитияобщества, решения самых острых и актуальных задач, предотвращающих социальноенапряжение в обществе и возможные конфликты.
Проведение социальной политикипредполагает ее связь с демократизацией общества, использованиемдемократических форм и методов при решении вопросов социальной политики,свободным выражением суждений всеми заинтересованными сторонами, участием их вконтроле за реализацией принятых решений, внесением, в случае необходимости,определенных корректировок.
Социальная политика реализуетсячерез разовые мероприятия и социальные программы, рассчитанные на длительныйсрок. государственные социальные программы разрабатываются, утверждаются,реализуются и финансируются государством, его соответствующими органами.
Социальная деятельностьгосударства может осуществляться по-разному в зависимости от форм собственностина материальные и финансовые ресурсы в социальной сфере, от распределенияполномочий в решении социальных вопросов между различными государственнымиорганами, от участия или неучастия в социальной деятельности государстванегосударственных структур и формирования социальные государства могут бытьразделены на несколько видов.
В зависимости от формсобственности социальные государства могут быть разделены на государстваоснованные на государственной форме собственности на основные социальныересурсы и основанные на частной и государственной формах собственности,являющихся равноправными.
В государствах с нерыночнойэкономикой и государственной собственностью на все материальные и финансовыересурсы, находящиеся в социальной сфере, социальное обеспечение осуществляетсяв отношении всего населения и за счет единого государственного бюджета,средства которого государственными органами распределяются централизованномежду регионами, различными слоями и группами населения, в том числе ихпенсионного обеспечения, выдачи пособий, других социальных выплат,предоставления жилья и т.д.
Такая система социальногообеспечения существовала и существует в странах с нерыночной экономикой, гдегосударство определяет величину средств, предназначенных для строительстважилья, определяет порядок его предоставления различным категориям граждан. Государствотакже решает вопросы создания учебных заведений, порядка приема и обучения вних, виды и размеры пенсий, пособий, характер медицинского обслуживания,создание и деятельность театров, других учреждений культуры. При этом объем икачество социального обеспечения различных категорий граждан зависит от ихдолжностного положения, социального статуса, других критериев.
В условиях существованияразличных форм собственности и рыночных отношений социальные функциигосударства, в основном, направлены на социально малообеспеченные слоинаселения — нетрудоспособных граждан, сирот, инвалидов, многодетных семей,безработных. Остальным слоям населения социальная помощь государством, какправило, не предоставляется. Они самостоятельно решают свои социальные вопросына основе рыночных отношений и не обращаются за помощью к государству.
В зависимости от распределенияполномочий в решении социальных вопросов социальные государства могут бытьразделены на следующие виды: а) государства в которых все полномочия всоциальной сфере принадлежат центральным государственным органам; б) когда этиполномочия распределены между центральными и местными органами, а вфедеративных государствах также и органами субъектов федерации.
Первый способ решения социальныхпроблем характеризуется тем, что все предназначенные для социальной сферыматериальные и финансовые ресурсы сосредоточиваются в едином государственномбюджете и их величина и направления расходования определяются центральнымигосударственными органами из государственного бюджета. Местные органы в решениивопросов социального обеспечения не принимают участия и только выполняютрешения центральных органов.
Во втором случае определеннымиполномочиями в решении социальных проблем обладают и региональные органы. Такоеположение имеет место тогда, когда регионы — субъекты федерации, местные территориальныеобразования — имеют право формировать и распределять собственные бюджеты. Вэтом случае часть материального и финансового обеспечения социальной сферыложится на региональные органы, которые самостоятельно либо по согласованию сцентральными органами решают отнесенные к их полномочиям социальные вопросы.
В зависимости от участия всоциальной деятельности государства негосударственных структур социальныегосударства может быть разделены на государства, в которых такое участие имеетместо или не имеет.
В первом случае наряду сосредствами, выделяемыми из государственного или регионального бюджетов,функционирования некоторых структур социальной сферы, например, медицинскоеобслуживание, профессиональное образование, социальное страхование, оказание материальнойпомощи малообеспеченным людям может производиться за счет средств частныхпредприятий, других частнопредпринимательских структур, различного рода фондов,общественных формирований. Они создают и финансируют деятельность медицинскихучреждений, жилья для бездомных, приюты для сирот, другие формы социальногообеспечения населения.
Во втором случае все социальныепроблемы решаются только государственными органами за счет средствгосударственного бюджета. Негосударственные, частнопредпринимательные и иныеструктуры не участвуют на постоянной основе в решении социальных вопросов.
В странах с нерыночнойэкономикой учреждения социальной сферы могут быть не только непосредственногосударственными, но и находиться на балансе государственных предприятий и учреждений.Однако средства на их создание, содержание и обслуживание населения выделяютсяцентрализованно из государственного бюджета по решению соответствующихгосударственных органов. Поэтому существование социальных учреждений припредприятиях является формальным. По существу вся социальная сфера являетсягосударственной.
Данное различие социальныхгосударств в определенной степени является условным, поскольку в каждом изназванных видов могут присутствовать элементы других видов. Возможно деление ипо другим основаниям. Однако необходимо отметить, что современные социальныегосударства во многом отличаются друг от друга по методам, формам и характерусоциальной деятельности, что дает достаточные основания для их деления на виды.
/>4. Практика становленияправового государства в России
В послеоктябрьский период внашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правовогогосударства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, азатем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм присосредоточении реальной власти в руках партийно-государственного аппарата,отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практикеправовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечномсчете к установлению тоталитарной государственности.
Советская государственность впериод тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая еебуржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.
Многие ключевые понятия прошлогоповторяются на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назадсловосочетание “правовое государство” привычно ассоциировалось с темиразделами университетского курса, где критиковались различные модификациизападных доктрин с аналогичным названием и провозглашалось “социалистическоеправовое государство”. Вызывает сомнение научная осмысленность самогосочетания “социалистическое правовое государство”. Прилагательное“социалистический” указывает на господствующую форму собственности и наопределенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима отмировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правовогогосударства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную собственностьв качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается попытка не тольковозродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно,этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.
Реальные демократические преобразованияв нашей стране в праве начались со второй половины 80-х годов в годыперестройки, особенно после поражения августовского (1991г) путча. Получилобщее признание принцип «правового государства», были отмененырепрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическоезаконодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд РоссийскойФедерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. ВерховнымСоветом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, котораянаправлена на утверждение судебной власти в государственном механизме каксамостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властейзаконодательной и исполнительной.
Российское государство признаетприоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, честии достоинства человека — главная обязанность государственной власти.
Процесс формирования правового государствапредполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий,которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенствовсех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
В качестве одной из важнейшихзадач, связанной с формированием правового государства, следует рассматриватьразвитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существуправовой системы. В настоящее время, на мой взгляд, принято достаточноеколичество законодательных актов, создающих основы для дальнейшего развитиянашего государства как демократического, правового. Это прежде всегоКонституция Российской Федерации, Закон о гражданстве, Гражданский кодекс РФ,Трудовой и жилищный кодексы РФ.
Главное, на мой взгляд, — этосоздание условий и действенных механизмов для нормального функционированияпринятых законов.
/>5. Проблемы созданиясоциального государства в России
Можно назвать некоторые проблемысоздания социального государства в России:
Россия еще не обрела опоры в праве,в правах человека и социальное государство в России не может опереться нафундамент правового государства: создание социального государства у нас неявляется новым этапом развития правового государства (как это имело место наЗападе);
в России не создан «среднийслой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего недосталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;
отсутствует мощный экономическийпотенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, неущемляя существенно свободы и автономии собственников;
не ликвидированы монополии в важнейшихвидах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
отсутствует развитое, зрелоегражданское общество;
снижен уровень нравственности в обществе,практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. Вобщественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологови политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с однойстороны, нравственности, а с другой — политики и экономики («политика — делогрязное»);
существующие политические партииРоссии не имеют четких социальных программ и представлений о путяхреформирования общества;
в обществе отсутствуют четкообозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;
в процессе освобожденияроссийского общества от тотального вмешательства государства по инерции сниженасоциальная роль государственности, то есть российское государство впало в другуюкрайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.
И тем не менее, несмотря наперечисленные трудности, развитие социальной государственности — единственновозможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.
/>6. Деятельность ОВД вусловиях становления правового государства
В правовом государстве ни одингосударственный орган, должностное лицо, коллектив или общественнаяорганизация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение онинесут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенствезакона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, тоимеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, адолжностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его.
Укрепление законности остаетсяактуальнейшей задачей, ибо это — центральная категория правового государства. НоваяКонституция Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властейвнесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов. Конституцией РоссийскойФедерации к федеральным законам отнесены: федеральные конституционные законы ифедеральные законы. Статья 76 устанавливает, что по предметам веденияРоссийской Федерации принимаются федеральные конституционные законы ифедеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации исубъектов Федерации — федеральные законы и принимаемые в соответствии с нимизаконы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Вне пределов веденияРоссийской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовоерегулирование. К правовым актам субъектов Федерации отнесены конституцииреспублик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономныхобластей и автономных округов, законы и иные нормативные правовые актысубъектов Федерации.
Законность и правовоегосударство — категории во многом тождественные, но у них несколько разныеакценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всемисубъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляетподобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичнойвласти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжествозакона прежде всего в деятельности властных структур — государственных органоввласти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законностьи правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную,объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней. Такимобразом, рассмотрев такие аспекты правового государства как систему разделениявластей и верховенство закона, мы переходим к основной функции правовогогосударства.
Вся деятельность органоввнутренних дел основана на строгом соблюдении законности и осуществлении своихфункций только в соответствии с предписанием закона. Определим содержаниепонятия законности и характер воздействия этого принципа на правоприменительнуюдеятельность ОВД.
Законность немыслима безразвития демократии, как и демократия — без законности. Они неразрывно связаныв своем действии. Поэтому вторым по значимости основополагающим принципомправоприменительной деятельности милиции является; принцип демократизма.
Принципы законности идемократизма являются основополагающими в любой прогрессирующей политическойсистеме. Однако в настоящее время они еще с трудом избавляются от прошлой ихтрактовки. Однако непонятна пауза в ожидании. Если недостаточно ясенэкономический курс, то необходимость развития демократических процессов очевидна.Очевидно и то, что конструктивная оппозиция должна следовать принципузаконности. Все объединения и организации, возникающие не в соответствии сустановленным законом порядком, являются антиконституционными, незаконными.
По мере развития общества и созданияим правового государства принцип законности, полагаем мы, перерастет в условиефункционирования как всех правоохранительных органов, так и органов государства.Было бы неверно думать, что принцип законности в правовом государствесохранится в прежнем виде. Вполне логично предположить закономерноеперерастание его в одно из условий функционирования правового государства.
Органы внутренних дел, выполняявозложенные на них функции, являются одним из основных звеньев в системесоветской уголовной юстиции. Ими решаются вопросы, связанные с предупреждением,предотвращением и раскрытием преступных посягательств, производством дознания ипредварительного следствия, исполнением наказания. Их неизменной задачей“остается использование всей силы советских законов в борьбе с преступностью идругими правонарушениями, чтобы люди в любом населенном пункте чувствовализаботу государства об их покое и неприкосновенности, были уверены, что ни одинправонарушитель не уйдет от заслуженного наказания”.
Органы внутренних дел наделеныгосударством широкими правомочиями, которые используются работниками этихорганов для успешного выполнения ими правоохранительных функций.
/>Заключение
Идеи правового государстванеобходимы, важны сегодня. Они позволяют высказать прогнозы о будущем развитиинашего государства. И эти прогнозы, несмотря на то, что они могут сбыться нескоро, как бы организуют настоящее, ориентируют на правильные практическиедействия. С точки зрения теории правового государства можно провести переоценкупрошлого политико-правового опыта, оценить настоящее. Уместно заметить в этойсвязи, что о правовом государстве сегодня говорят многие государственныедеятели, не имея достаточно четкого представления о том, что это такое. Утверждениятипа «Россия есть правовое государство» не следует принимать на веру.В работе были рассмотрены исходные теоретико-правовые положения,характеризующие правовое государство. Это оправдано в связи с тем, чтоназванное понятие вошло в лексикон отечественной теории государства и права,закреплено Конституцией Российской Федерации.
Право и государство неразделимы,если иметь в виду причины их появления в обществе и социальные роли (функции). Правои государство взаимообусловлены и взаимосвязаны. Они формируют друг друга ивзаимно влияют на друг друга. Чтобы создать правовое государство, нужнодобиться последовательной демократизации общества, установить правовые основыгосударственного строительства и контроль над соблюдением правопорядка и принципазаконности. “Правовое государство рассматривают как одну из высших социальныхценностей, призванных утвердить гуманистические начала, обеспечить и защититьсвободу, честь и достоинство личности”2.
Создание правового государства вРоссии связано с максимальным обеспечением прав и свобод человека,ответственностью государства перед гражданином, с совершенствованиемсуществующего законодательства и повышением авторитета закона, со строгимсоблюдением всеми государственными органами, общественными организациями,коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.
Правовое государство исоциальное государство — идеал, к которому стремится Россия. Понимание сутипроисходящих перемен в сфере российской государственности, предполагаетдетальное рассмотрение основ правового государства, что собственно и послужилоцелью нашей работы.
Теперь мы можем сказать, чторазработки теоретиков правового и социального государства представляют значительныйинтерес для понимания современных проблем.
Приведенные в работехарактеристики правового и социального государства подчеркивают его главныйаспект: вся система отношений в обществе и государстве должна строиться направовых началах. Образно говоря, общественные отношения должны быть освященыправом. Но этот важный вывод не исчерпывает всей полноты проблемы.
Современному российскомуобществу еще далеко до достижения идеалов социального и правового государства,но двигаться в этом направлении необходимо.
Данная курсовая работа даётпредставление как трудно найти те пути, которые приведут нашу страну кединственно правильному решение проблем и установлении социального государства.
/>Список использованнойлитературы
Нормативно-правовые акты:
1.        Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция РоссийскойФедерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993г. [с изм. от 25.03.2004г.] // Российская газета. — 1993. — 25 дек.
2.        Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: принят18.12.2001г. № 174-ФЗ [ред. от 28.12.2004 г.] // Собрание Законодательства РФ.- 2001. — № 52. — Ст.4921.
Учебная литература:
3.        Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебное пособие для студентоввузов. — М.: Новый Юрист, 1998.
4.        Ильин И.А. О государственной форме. 1991 №11
5.        Родионова О.В. Социальная функция современного государства. М., 2006
6.        В. Гессен. О правовом государстве. СПб., 1996
7.        Гегель. Философия права. М., 1990г.
8.        Корельский В.М., Перевалова В.Д. Теория государства и права: Учебноепособие М.: 2000.
9.        Лукашева О.А. Правоведение. — М.: Академия, 2001.
10.     Манов Г.Н. Теория государства и права: Учебник, — М.: Альфа-М, 2001.
11.     Марченко М.Н. Теория государства и права в лекциях. Учебник для вузов. — М.: Альфа, 2001.
12.     Пацация М.Ш. Теория государства и права. М.: Академия, 2000.
13.     Пиголкин А.С. Общая теория государства и права: Учебник для вузов. — М.:,ЮНИТИ, 1999.
14.     Родионова О.В. Социальная функция современного государства: М.: Юристъ, 2006.
15.     Рассолов М.М. Теория государства и права: — М.: Закон и право, 2004.
16.     Соколов А.Н. Теория государства и права. Калининград, 2002.
17.     Темнов Е.И. Теория государства и права. М.: Юрист, 2003.
18.     Теория государства и права: Курс лекций под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало,2004.
19.     Теория государства и права / Под ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалова. М.:Норма, 2007.
20.     Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: Юрист, 1999.
21.     Кудрявцев В.Н. «Правовое государство», изд. «Вопросыфилософии»
22.     Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т.17
23.     Марченко М.Н. Теория государства и права. — М., 1996.