Оглавление Введение….4 Глава 1. Государственное регулирование… 1. Теоретические взгляды… 2. Государственное регулирование экономики… 12 Глава 2. Финансовая политика, как инструмент регулирования экономики. Финансовый механизм….1. Определение и сущность финансовой политики…2. Виды финансов и механизм её реализации….3. Финансовый механизм, его структура и роль в реализации
финансовой политики… 1. Федерации… 4. Управление финансами… 23 Заключение… 26 Список литературы…27 Введение Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики. Проблема взаимоотношений государства и рыночного хозяйства является одной из центральных как в экономической
теории, так и в хозяйственной практике. Парадокс заключается в том, что рыночное хозяйство – эта само¬регулирующаяся и саморазвивающаяся система (“невидимая рука” рынка) -практически никогда не обходился без вмешательства государства. Само рождение капиталистического рыночного хозяйства сопровожда¬лось интенсивным вмешательством государства. Почти все современные экономисты сходятся в понимании того, что “невидимая рука” рынка должна в определенной степени дополняться “видимой рукой” государства.
Расхождения между ними касаются определения этой степени, но не общего принципа. Причина такого единодушия ученых заключает¬ся в том, что рынок, по признанию экономистов, принципиально не способен эффективно решать все экономические и социальные проблемы. Инструменты, методы и рычаги государственного финансового регулирования до конца не исследованы, остается множество нерешенных вопросов, касающихся вмешательства государства в экономику, его глубины, а так
же способов и приемов такого вмешательства. Именно поэтому, выбранная мной тема как нельзя более актуальна в настоящее время. Целью данной работы является рассмотрение сущности государственного финансового регулирования, сущность финансовой политики, проблемы и использование механизма государственного финансового регулирования Российской экономики на современном этапе. Для достижения поставленной цели, необходимо решить несколько задач: а) Рассмотреть необходимость и цели государственного регулирования экономики; б)
Рассмотреть сущность финансовой политики; в) Выявить проблемы механизма государственного финансового регулирования современной экономики России. Глава 1. Государственное регулирование. 1. Теоретические взгляды. Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое
место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике. На начальных этапах формирования самостоятельной науки политической экономии ее объектом стала сфера обращения товаров, а не их производство. Первая школа политической экономии —меркантилизм (XVI—XVIII вв.). Представители меркантилизма стояли за активное вмешательство государства в экономику. Меркантилизм характеризуется двумя чертами: богатство отождествляется с деньгами (государство считается
тем богаче, чем больше денег оно имеет), а накопление денежного богатства связывается с активной ролью государства, с сильной государственной властью. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности. Представители более позднего периода – физиократы (XVIII в.) – не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь.
Главная забота государства, с точки зрения физиократов защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность. Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов – идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались
за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь. По мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности: – ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ; – ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия; – создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может
быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности
должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и
полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства. Однако экономические сдвиги конца ХIХ – начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные “сбои рынка”, с которыми
он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим “сбои рынка”, относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ. Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства. Задачей последнего стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости
национальной валюты. Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации. Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.
Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс. С его именем связано рождение нового направления западной экономической мысли- кейнсианства, поставившего в центр внимания проблемы экономической и финансовой политики государства. Кейнс отказался от некоторых основных постулатов неоклассического учения, в частности от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующегося механизма, поскольку он не в состоянии обеспечить «эффективный
спрос». По мнению Кейнса, стимулировать его должно государство, используя для этого кредитноденежную и бюджетную политику. Эта политика должна поощрять частные инвестиции и увеличение потребительских расходов таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода. Практическая направленность теории Кейнса обеспечила ей широкую популярность в послевоенные годы. Она стала идеологической программой смешанной экономики и теории «государства всеобщего благосостояния».
Однако в 1970-е годы наступил период разочарования в кейнсианстве, поскольку предлагаемые им рецепты оказались недостаточно эффективными, чтобы остановить одновременное усиление инфляции, падение производства и увеличение безработицы. Кейнсианская теория не сумела полностью вытеснить неоклассическую, а попытка объединить обе парадигмы в форме неоклассического синтеза не увенчалась успехом. И с 1970-х годов в обосновании государственного невмешательства главные позиции заняли представители
неолиберализма, монетаризма и теории “экономики предложения”. Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики. Защищая тезис “конкуренция везде – где возможно, государство – где необходимо”, они сравнивают его
с судьей на футбольном поле, который не играет непосредственно, а следит за соблюдением правил игры. Забота государства, следовательно, выработка порядка и правил игры и контроль за их соблюдением. Л.Эрхард, идеолог социального рыночного хозяйства, считал, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство, но ответственным за экономическую политику является исключительно государство. Монетаристы, в частности М.Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации
экономической жизни – централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов – метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства – денежное обращение. Контроль за денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег – первый приоритет нынешней экономической политики государства. Сторонники теории “экономики предложения” считают, что государственное
регулирование, если оно необходимо, должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства. В частности, для обеспечения устойчивого экономического роста рекомендуется регулирование предложения кредитных ресурсов посредством налоговой политики. Расцвет российской финансовой науки произошел на конец
XIX — начало XX в когда были опубликованы самые известные работы российских экономистов и юристов И. Янжула,И. Озерова, И. Кулишера, П. Ходского, В. Лебедева, С. Иловайского и др. Российские ученые-финансисты разрабатывали как теоретические, так и практические вопросы финансовой науки. Основное место в трудах ученых занимало исследование госу-дарственных финансов (следует отметить, что в работах этого периода практически не упоминается даже постановка вопроса о
финансах частного хозяйства). В этот же период развивалось социал-демократическое течение в экономической науке, которое было представлено российскими последователями К. Маркса и Ф. Энгельса. Общим для всех социал-демократов был поверхностный подход к исследованию явлений финансовой жизни, основанный на привязке теоретических разработок к сиюминутным потребностям политической борьбы за власть. Наиболее ярким представителем этого течения был
В. Ленин. Основное содержание дореволюционных работ В. Ленина — критика государственной финансовой политики России. В 1917 г. В.И. Лениным разрабатывается экономическая платформа партии большевиков, которая была принята VI съездом РСДРП. В ней много внимания уделялось вопросам денег, финансов и кредита. Дальнейшее исследование Лениным финансовых проблем было связано в основном с тактическими задачами,
возникавшими перед государством. Наиболее активно им были разработаны вопросы финансового контроля, создания нового финансового аппарата, укрепления финансового положения государства, проведения де нежной реформы и осуществления финансовой политики государства на различных этапах послереволюционного развития. В первый послереволюционный период изучение финансов строилось в основном на трудах дореволюционных экономистов (И. Янжула, И. Озерова, Л. Ходского) и их последователей (Я.
Торгулова, И. Кулишера, Ф. Менькова). Такое состояние финансовой науки продолжалось примерно до конца 1920-х годов. С переходом к директивным методам управления экономикой и финансами появляется необходимость упорядочения и унификации научных представлений о финансах, их подчинения классовой борьбе. Результатом этого является создание науки о финансах СССР, доказывающей преимущества советских финансов над финансами капиталистических государств.
Период становления этой науки был достаточно длительным — с конца 1920-х до начала 50-х годов. Второй период становления советской финансовой науки (1931 — 1956) характеризуется формированием единых взглядов на предмет финансов. Классик этого периода В. Дьяченко в своих многочисленных работах разработал основы теории финансов: сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве, место финансов в распределении национального дохода, состав
финансовой системы и некоторые другие вопросы. Дьяченко впервые дал целостное марксистское определение финансов: «Финансы социалистического государства есть система денежных отношений, на основе которых через плановое распределение доходов и накоплений обеспечивается образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства в соответствии с его функциями задачами »1. Одновременно с развитием теории финансов в конце 1950-х — начале 60-х годов появился принципиально новый
вид прикладных финансовых 1Дьяченко В. Вопросы теории финансов. М„ 1957. исследований. Если в 1930-х — начале 50-х годов работы, посвященные организации финансовых отношений на практике, носили в основном описательный или хвалебный характер, то после начала хозяйственной реформы 1960-х годов были опубликованы серьезные работы, носящие критический характер и содержащие разработки по совершенствованию отдельных финансовых инструментов.
В работах А. Бирмана впервые на достаточно высоком уровне были поставлены проблемы финансов предприятий. Им разработаны вопросы использования финансовых категорий в условиях хозяйственного расчета, который в интерпретации автора представлял элементы рыночного хозяйства в условиях социализма, изучены содержание финансовых ресурсов, управление финансами предприятий. Исследование проблем бюджетной сферы в этот период велось по двум направлениям: развитие доходов и
расходов бюджета; организация местных бюджетов. Характеризуя современное состояние финансовой науки в России, следует отметить практическое отсутствие глубоких теоретических трудов в этой области. Работы некоторых авторов носят скорее описательный, чем методологический и методический характер, другие — направляют свои усилия на адаптацию существовавших воззрений и инструментария к современным условиям, работы третьих являются компилятивным изложением трудов зарубежных авторов.
1.2. Государственное регулирование экономики. Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования экономического роста? Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для ограничения монополизированного производства.
Государство должно создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан.
Оно активно участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов. В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования. В государственном регулировании экономики можно выделить цели генеральные и конкретные.
Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям. Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов. К объектам регулирования следует отнести наднациональный уровень межгосударственных союзов национальной
экономики, отдельных секторов и регионов, где возникают проблемы, неразрешимые посредством рыночных регуляторов. Субъектами государственного регулирования выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления. Чтобы проанализировать методы государственного финансового регулирования рыночной экономики, необходимо первоначально раскрыть экономические функции государства.
Их можно довольно легко классифицировать, выделив два основных направления. Первое направление – обеспечение сохранности рыночного финансового механизма, условий его нормальной работы. Второе направление – решение экологических и социальных проблем, перед лицом которых рыночный финансовый механизм обнаруживает либо свою несостоятельность, либо недостаточную эффективность. Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику.
Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно. С помощью государственных инвестиций, налоговой и бюджетной политики, деятельности различных государствен¬ных структур складывается тот конкретный механизм влияния на экономику, который обеспечивает ее переход в новое качество.
В ча¬стности, с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий государство по¬буждает субъектов хозяйствования осуществлять такие варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют потребностям об¬щества. Конечно, вмешательство в экономику имеет объективно обусловленные границы; излишнее вмешательство может привести к ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности фун¬кционирования всего рыночного механизма. Органами государственного финансового регулирования и контроля
Российской Федерации являются: • Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему (Согласно Федеральному закону “О Счетной палате Российской Федерации”) • Центральный банк Российской Федерации • Правительство Российской Федерации • Главное контрольное управление
Президента Российской Федерации • Министерство финансов Российской Федерации • Федеральная служба по финансовому мониторингу России (Росфинмониторинг) • Федеральная налоговая служба России (ФНС России) • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора России (Росфиннадзор) • Федеральная служба страхового надзора
России (Росстрахнадзор) • Федеральное казначейство России (Казначейство России) • Федеральная таможенная служба • Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) • Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). Финансовые стимулы сводятся к тому, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых
отраслей в нужном обществу направлении. Финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, и умело управляя им, государство может стимулировать или сдерживать развитие того или иного процесса. Глава 2. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики. Финансовый механизм. 2.1. Определение и сущность финансовой политики
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения поставленных целей. Оно определяет финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансовых процессов в социально-экономической жизни общества. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.
Финансовая политика должна учитывать особенности каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и внешней среды, реальные экономические и финансовые возможности страны. Поэтому при выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы. Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей.
Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований. 2.2. Виды финансов и механизм её реализации. Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой,
к которым можно отнести такие как: • обеспечение высокой занятости, • стимулирование экономического роста, • выравниванием платежного баланса и др. Ведущие экономисты разделяют ее на три вида: политика экономического роста (стимулирующая), политика стабилизации и политика ограничения деловой активности (сдерживающая). Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости.
Данная стимулирующая финансовая политика включает: – рост государственных расходов; – снижение налогового бремени. Если же правительство пытается удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между
данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права. В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем.
Применяется правительством в период подъема или бума, с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает: – уменьшение правительственных расходов; – увеличение налогов. Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией. Теперь, рассмотрев, какие виды финансовой политики применяет правительство в той или иной
ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме финансовой политики. Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного
определения. Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа: 1. Разработка научно-обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения. 2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики.
Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы. 3. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней.
Однако, такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования. 2.3. Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики. Финансовый механизм необходим для успешной реализации финансовой политики. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.
Финансовый механизм включает в себя совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, формы и методы управления финансами и финансовой системой в делом, финансовое законодательство. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).
В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций и механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования
внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм федерации, субъектов, входящих в состав федерации, местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяют его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д. Конкретными формами и методами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование,
программирование, финансовое регулирование, принятие финансового законодательства, система методов мобилизации финансовых ресурсов. Механизм финансового управления обеспечивает взаимодействие управляющей системы с объектом управления, непрерывность денежных и информационных потоков в процессе формирования и использования финансовых ресурсов. Механизм финансового управления функционирует в условиях нормативно-правовой регламентации. Управляющая система (финансовая система) — совокупность финансовых институтов
(учреждений); управляемая система (система финансов) — совокупность денежных отношений. Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Министерство финансов РФ). Финансовая политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией
органов финансовой системы (субъектов управления). Основа определения будущей финансовой политики содержится в соединении старых и новых финансовых механизмов. Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных
элементов с личными и коллективными интересами, что выступает залогом эффективности финансового механизма. 2.3.1. Проблемы, связанные с использованием механизма государственного финансового регулирования в Российской Федерации. Работа органов государственного финансового контроля в России характеризуется несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого взаимодействия. И связано это в первую очередь с несформированностью целостной системы контроля за государственными
финансами. Финансовый контроль – это, скорее, набор госорганов, ведомств и служб, выполняющих определенные контрольные функции. Более 260 законов, указов, постановлений регулируют их контрольную деятельность, что не только не облегчает взаимоотношения между ними, но зачастую вносит элементы хаоса и дезорганизации. Статус и полномочия контрольных органов определяются многочисленными правовыми актами, зачастую допускающими дублирование и параллелизм при выполнении некоторых функций.
Кроме того, действия органов финансового контроля не скоординированы. Принципиальные полномочия по проведению проверок целевого и эффективного использования государственных средств ряда федеральных государственных органов, осуществляющих финансовый контроль (Счетная палата, финансово-надзорные органы Минфина РФ, ревизионные управления министерств и ведомств федерального уровня), как правило, повторяют друг друга. Между тем абсолютное большинство контрольных органов имеют достаточно
специфические задачи, и поэтому их сфера деятельности ограничена. Подобной спецификой характеризуются налоговые и таможенные органы, органы валютного контроля. Главное контрольное управление Президента Российской Федерации также, правда достаточно условно, можно отнести к органам финансового контроля, поскольку в его задачи входит контроль за исполнением указов и распоряжений
Президента Российской Федерации, которые, как известно, касаются не только финансовых вопросов. Предельно ясны и контрольные функции Центрального банка Российской Федерации и его территориальных органов. Основная проблема заключается главным образом в распределении контрольных полномочий при организации последующего контроля между Счетной палатой, финансово-надзорными органами
Минфина России, ревизионными аппаратами главных распорядителей бюджетных средств и в определенной степени – органами Федерального казначейства, которые наделены и полномочиями последующего контроля. Таким образом, можно констатировать, что слабым звеном в организации системы государственного финансового контроля является: • недостаточно проработанная нормативно-правовая база, имеющая ряд недочетов; • неопределенность полномочий органов, наделяемых контрольными функциями; • пересечение функций контрольных органов и дублирование
их контрольной деятельности; • нечеткость круга объектов контроля; • неопределенный порядок реагирования объектов контроля на выявленные нарушения. • Несвоевременное получение информации. • Недобросовестность, произвол и взяточничество государственных чиновников (государственной бюрократии) преследующих свои интересы, которые могут в определённый момент превысить их чувство долга как государственных лиц. • Несовместимость во времени принятия тех или иных решений.
Это означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем времени. Специфика переходного периода оказывает влияние на формирование контрольных органов и контрольной системы в целом. Проводимая в России в этом направлении работа пока не имеет четких ориентиров и в результате недостаточно эффективна. В то же время в стране продолжают развиваться и укрепляться органы государственного финансового и негосударственного (независимого аудиторского и общественного)
контроля. Допустимо сформулировать основную задачу, стоящую перед правовым государством: создать на всей территории Российской Федерации единое поле финансового контроля, базирующееся на практичном (с точки зрения применимости) законодательстве с достаточно четко определенным понятийным аппаратом. Можно констатировать, что в России сложились основные элементы системы государственного контроля, однако они пока далеки до совершенства. В числе особо актуальных проблем – отсутствие четкого определения основных
признаков, которые применяются при квалификации нарушений, выявляемых в процессе реализации контрольных функций, незаконного, неэффективного и нерационального использования средств. К тому же в отсутствие механизма применения контрольными органами мер принуждения – нарушители бюджетного законодательства остаются безнаказанными. Следовательно, совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы
страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. 2.4. Управление финансами Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе финансовой, и представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения
определенного результата. Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер. инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и отдельных ее звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению социальных проблем. В управлении финансами, кик в любой управляемой системе, выделяются объекты и субъекты управления.
В качестве объектов финансового управления выступают разнообразные виды финансовых отношений. Субъекты управления финансами — это организационные структуры, которые осуществляют управление. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера (бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, товарных, фондовых, валютных бирж и др.).
Государственная организация управления финансами в современном обществе является весьма сложной и требует сбалансированности взаимодействия между различными ветвями власти, а также органами управления финансами (Правительством РФ, Министерством финансов Российской Федерации, правительствами субъектов РФ и др.). Для регулирования финансов очень важную роль имеет достаточно большая автономия Центрального банка РФ в осуществлении монетарной политики, а также функционирование
таких институциональных структур, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании и другие финансовые организации. Средства массовой информации непосредственно не участвуют в выработке и осуществлении финансовой политики, но своим воздействием весьма ощутимо влияют на принятие важных финансовых решений в различных органах власти. Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы. Правильная организация управления финансами имеет важное значение для их использования.
Финансовый аппарат — это совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами. В каждой сфере управления и каждом звене финансовых отношений субъекты управления используют специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Заключение Таким образом, государственное регулирование используется в интересах всего общества для активизации всех форм деятельности и ограничения негативных процессов в экономике.
В основе государственного регулирования — использование рычагов и методов, прямых и косвенных регуляторов экономических процессов. Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.
Назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока имеет много проблем и поэтому малоэффективна. Для решения этих проблем необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля. Современная система государственного регулирования
России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики. Список использованной литературы 1. Экономическая теория: Учебник. – Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2008 2. Финансы. Учебник для вузов. Под редакцией
Дробозиной Л.А «Финансы», М.: 2007г 3. Финансы: уч. / Пол ред. Г.Б. Поляка. — 3-е изд перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 4. Государственное регулирование экономики: уч. пос./ под. ред. Морозовой Т.Г, 2002 5. Финансы: уч.пос./ Шуляк П.Н. – М Дашков и К, 2009. Электронные ресурсы: 1. www.economic-lib.ru 2. www.allbest.r 3. www.minfin.ru