Содержание Введение 2 Глава 1 «Тайваньская политика США в 40-50-е годы» 1.Тайвань неотъемлемая часть Китая 2. Деятельность американской дипломатии в к.40-н 50-х г. 6 1.3 США и КНР в Тайваньском кризисе 1958года 12 Глава 2 «Основные проблемы американо-китайских отношений в 60-е –
70-е г.» 25 Глава 3. «Американо-китайские отношения в 80-е г». 30 Заключение 32 Список литературы 36 Введение В контексте распада биполярной системы международных отношений и образования нового мирового порядка, первостепенное значение приобретает анализ взаимоотношений центров силы многополярного мира. Особую роль в планетарном балансе играют американо-китайские отношения, без знания состояния и динамики которых невозможно понимать и прогнозировать процессы мирового развития
на современном этапе. Китайско-американский диалог складывался достаточно трудно и болезненно в силу того, что обе стороны всегда раздирали глубокие идеологические, политические, военные, экономические и гуманитарные противоречия. Китай заключает в себе фактор "древности". Он является колыбелью одной из древнейших цивилизаций. Когда же речь идет о США, мы говорим о "новом мире".
С Китаем связано понятие "традиций" (в основном речь идет о принципах конфуцианства), в то время как США – это символ инноваций. Этот список можно продолжать, но именно своей противоречивостью эти отношения представляют большой интерес для рассмотрения и более глубоко изучения . Ведь несмотря на все разногласия, обе стороны сознают, что законы "движения вперед" основываются, прежде всего, не на конфронтации, а на взаимопонимании.
Тем более что обе страны имеют серьезные выгоды от торговли друг с другом. И целью моей курсовой работы проследить развитие американо-китайских отношений начиная с 1940 года, понять цели внешней политики той и другой страны. Для достижения поставленной цели следует проанализировать литературу – А. Боженко «Американская агрессия на Дальнем Востоке», Барышников «тайваньский вопрос в китайско-американских отношениях 1949-1958г.», Е. П. Бажанов «Движущие силы в политике США в отношениях Китая», Мунро Р. Грядущий конфликт с Китаем// Китаеведение и многие другие источники. "Китай сделает все возможное для мирного и безболезненного воссоединения страны, но никому не позволит отделить Тайвань от Китая в любой форме" заявил глава китайского военного ведомства в январе 2005
года. "Проблема Тайваня касается не только суверенитета и территориальной целостности Китая, она также влияет на американо-китайские отношения, мир и стабильность во всем азиатско-тихоокеанском регионе" продолжил он. Глава Центральной военной комиссии Китая Цзян Цзэминь (Jiang Zemin) на встрече с вице-президентом США Диком Чейни (Dick Cheney) выразил надежду, что
США прислушаются к этой точке зрения и не будут поддерживать идею независимости Тайваня. Это только укрепит американо-китайские отношения, подчеркнул Цзян Цзэминь. Китайский лидер считает, что двухсторонние отношения развиваются успешно, удалось найти взаимопонимание во многих областях, в том числе и в военной, несмотря на различия между Китаем и США. Чейни также дал позитивную оценку американо-китайским отношениям, сказав, что две страны
продуктивно сотрудничают, и американское правительство будет продолжать поддерживать политику "Одного Китая", не делая каких-либо односторонних шагов, направленных на изменение статуса Тайваня. Между тем, вчера Reuters сообщило о крупной закупке Тайванем американского противоракетного вооружения на сумму 3 миллиарда долларов, в том числе 6 комплексов Patriot PAC-3, а также об одобрении Пентагоном заявки на приобретение Тайванем сверхвысокочастотной системы раннего радарного оповещения дальнего действия стоимостью 1,8 миллиарда долларов, что вызвало негодование китайского руководства. Предполагалось, что вопрос о закупках Тайванем американского вооружения станет основным во время визита Чейни, но пока не поступало информации, обсуждался ли он, и какие соглашения достигнуты. Данная тема, безусловно, имеет актуальность не только для политологов, но и для изучения взаимоотношений
между мировыми центрами, лидерами. Конечно, знание американо-китайских отношений невозможно без знания их состояния и динамики , но именно ясность в этой проблеме позволит нам понимать и прогнозировать процессы мирового развития на современном этапе . Глава 1 «Тайваньская политика США в 40-50-е годы» 1.Тайвань неотъемлемая часть Китая О том, что остров Тайвань является китайской территорией, свидетельствуют факты и многие юридические
акты. В апреле 1895 года Япония, развязав войну против Китая, оккупировала Тайвань. В декабре 1943 года Китай, США и Великобритания подписали "Каирскую декларацию", в которой предусматривалось возвращение Китаю всех территорий, отторгнутых Японией, включая остров Тайвань. 25 октября 1945 г. китайское правительство объявило об освобождении от японской оккупации
Тайваня и островов Пэнху и о возвращении их Китаю. 1 октября 1949 г. было провозглашено создание Центрального народного правительства Китайской Народной Республики, сменившего руководство Китайской Республики и ставшего единственным законным правительством и представителем Китая на международной арене. Китайская Республика таким образом прекратила свое существование.
Провозглашение 1 октября 1949 года Китайской Народной Республики еще более ужесточило позицию США к распространению коммунистического влияния в Азии. После 1949 года отношения между США и новым Китаем приобрели характер военной конфронтации. Американское правительство предприняло серию мер по созданию военного кордона по периметру границ КНР. Седьмому флоту было поручено патрулирование Тайваньского пролива. Расширилось присутствие сухопутных вооруженных сил США на Тайване, в Японии и в других регионах Азии. Гоминьдановская группировка отступила в китайскую провинцию Тайвань и, опираясь на поддержку чужеземных сил, стала на путь конфронтации против Центрального правительства. Так возник тайваньский вопрос .
1.2. Деятельность американской дипломатии в к.40-н 50-х г. «Холодная война» и обострение отношений между США и СССР в Европе были в то время предметом главной оза¬боченности американцев. В Дальневосточном регионе Вашинг¬тон свое главное внимание сосредоточил на Японии, Тайва¬не и других китайских прибрежных островах в Тайваньском проливе. .Во главу угла в китайско – американских отношениях были поставлены вопрос о признании
КНР и тайваньская проб¬лема. До конца 1948 г. главная цель вашингтонских поли¬тиков состояла в том, чтобы "не допустить", чтобы Тайвань и упомянутые острова "попали в руки китайских коммунис¬тов". В 1949 г. американские военные настаивали на том, что "сохранение Тайваня в руках США в стратегическом от¬ношении имеет более важное значение, чем вопрос о возмож¬ности признания КНР" Освещая деятельность аме¬риканской дипломатии и разведки в 1949 г необходимо упомянуть
о попытках США поднять сепаратистское движение на Тайване, превратить Тайвань в "самостоятельное государст¬во, не допускать гоминьдановцев на Тайвань, а позже -изгнать их оттуда, предоставив коренным жителям Тайваня "самим" определить судьбу путем свободного волеизъявле¬ния. Заявление Трумэна и Ачесона, сделанное в начале 1950 г о том, что "правительство
США не собирается иметь особые права на Формозе, создавать там военные базы и не будет втягиваться в борьбу внутри Китая", встрети¬ло резкую оппозицию в конгрессе особенно среди республиканцев, а также со стороны военных. Лидеры республиканцев в конгрессе заявили гоминьдановскому (ГМД) послу в США, что "республиканская партия в предвыборной и вы¬борной кампании 1950 г. развернет всестороннюю борьбу по тайваньскому вопросу". Накануне корейской войны пред¬ставители республиканской партии заверили посла ГМД в том, что позиция американского правительства в отношении Тайваня "несколько смягчилась" и что вопрос о военной помощи Тайваню будет вновь рассмотрен. А Заявления Трумэна н Ачесона были чистейшей ложью, рассчитанной на обман мировой общественности. Не прошло и полугода после этих торжественных заверений как вооруженные силы
США, действуя но приказу американ¬ского правительства, грубо нарушили эти обязательства. До начала войны в Корее политика США в тайваньском вопросе варьировалась в зависимости от ситуации — была то более, то менее жесткой. Но в конечном счете сама тайваньская проблема в тот период привела к открытой конфронтации между США и новым Китаем. В целом на политику США в отношении Китая оказывала огромное влияние внутриполитическая борьба между основными группировками
в пра¬вящих кругах страны в борьбе за власть. 25 нюня 1950 года на Корейском полуострове прогремели выстрелы Летом 1950 года американские империалисты перешли к открытой интервенции против корейского народа, развя¬зав войну против корейского парода, правящие круги США перешли от политики подготовки агрессии к прямым актам агрессии. Ровно через сутки после начала агрессивной войны против
Корейской Народно-Демократической республики, 26 июня 1950 года, президент Соединенных Штатов Америки Трумэн отдал приказ кораблям н частям 7-го флота США войти в Тайваньский пролив и oккyпиpовать Тайвань. Выполняя этот приказ, эскадра 7-го флота США подошла к Тайваню и заняла его порты Цзилун и Гаосюн. Тайвань был превра¬щен в военный лагерь.
Так американское правительство, грубо нарушив свои обязательства, осуществило прямую агрессию против Китайской Народной Республики и за¬хватило исконно китайскую землю. Оккупировав Тайвань, США укрыли на нем чанкайшистов, которым грозило неминуемое поражение. В то же время Соединенные Штаты решили превратить терри¬торию острова в плацдарм для нападения на КНР и обеспечить американским монополиям возможность бес¬препятственно эксплуатировать природные богатства и население острова. Развязывание войны в Корее и окку¬пация острова Тайвань усилили международную напря¬женность и создали непосредственную угрозу безопасно¬сти Китайской Народной Республики и других государств Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии . Факты показывают, что правящие круги Соединенных Штатов Америки тщательно готовили вооруженный за¬хват
Тайваня. Эта подготовка особенно усилилась после того, как китайский народ изгнал с материка Чаи Кайши. Бывший министр обороны США Маршалл признался, что объединенная группа начальников штабов США обсуждала вопрос о захвате Тайваня и в свое время разработала такие военные планы, при осуществле¬нии которых Тайвань «ни при каких обстоятельствах не должен оказаться под контролем коммунистического пра¬вительства». В то же время журнал американских про¬мышленников и банкиров «Бизнес уик» указывал, что «представители
министерства обороны США считают не¬обходимым превратить Тайвань в свою военную базу». С требованиями оккупировать Тайвань неоднократно выступали сенатор Ноулэнд, Гувер. Оккупация Тайваня Соединенными Штатами пресле¬довала такую цель: предотвратить изгнание чанкайшистов с их последнего пристанища—острова Тай¬вань и сохранить этот остров как базу для дальнейшей американской
агрессии в Китае и вообще на Дальнем Востоке. Захватив китайские острова Тайвань и Пэнхуледао, американские империалисты в тесном сотрудничестве с чанкайшистами стали форсировать в этом районе проведение военных мероприятий. Уже в июле 1950 года, то есть почти сразу же после начала войны в Корее, на Тайване побывал тогдашний коман¬дующий вооруженными силами США на Дальнем Во¬стоке генерал Макартур, который, как сообщала ино¬странная печать, с группой военных советников провел рекогносцировку островного района. Вслед за этим на Тайвань прибыла так называемая «военная группа связи», которая затем была преобразована в «группу на¬блюдателей американского дальневосточного командова¬ния на Тайване». Немного позже, а именно весной 1951 года, на остров прибыла новая группа американ¬ских военных советников. К концу 1951 года на Тайване уже находилось более шести тысяч американских совет¬ников и
инструкторов, которые возглавили работы по пре¬вращению Тайваня в базу для дальнейшего развертыва¬ния американской агрессии . На Тайвань перебазировались американские «летаю¬щие крепости», доставлялось новое оружие, танки, бое¬припасы, снаряжение. Тайваньские порты превращались в военно-морские базы, расширялись старые и строились новые аэродромы, радиостанции и другие сооружения. Самолеты 13-й воздушной армии
США производили то¬пографические фотосъемки острова Тайвань и прилегаю¬щих к нему районов. Американские империалисты спешно вооружали остатки разбитой армии Чан Кайши. Только во второй половине 1951 года Соединенные Штаты предоставили чанкаишистам оружия, разноообразной военной техники и снаряжения па сумму около 10 миллионов аме¬риканских долларов. Американские советники, консультанты и инструкторы взяли в свои руки
руководство обучением чанкайшистских войск. Соединен¬ные Штаты, оккупировав Тайвань, развернули военное строительство в больших масштабах. Прежде всего они расширили и модернизировали существующие военные базы. Не довольствуясь расширением и модернизацией быв¬ших японских военно-воздушных баз, США создали де¬сятки новых авиабаз и развитую сеть аэродромов, осо¬бенно в западной части острова,
обращенной к материку. Новые аэродромы располагают взлетно-посадочными по¬лосами таких размеров, которые позволяют базировать на них современные скоростные самолеты вплоть до бомбардировщиков стратегической авиации. Нельзя не сказать о создании на Тайване военных предприятий. Предприимчивые бизнесмены Уолл-стрита, не ограничиваясь ввозом оружия на Тайвань, решили использовать местное сырье и дешевую рабочую силу и организовали для вооружения чанкайшистов производство винтовок, автоматов и артиллерийских орудий. Стремясь как-то «узаконить» захват Тайваня, Соеди¬ненные Штаты 2 декабря 1954 года заключили с чанкайшистами договор о так называемой «взаимной безопас¬ности». Этот договор, составленный по типу других воен¬ных пактов, предусматривает, что Соединенные Штаты будут «держать на Тайване и Пескадорских островах, а также возле них американские
сухопутные, воздушные и морские силы, какие могут потребоваться для их обо¬роны». США обязались совместно с Чан Кайши препят¬ствовать освобождению» Тайваня и воссоединению его с Китайской Народной республикой. Американо-чанкайшистский договор заключен на не¬определенный срок. Это значит, что США были намерены окку¬пировать Тайвань долгое время.
Однако договор не имел юридической силы, поскольку он был подписан Чаи Кайши, представляющим собой частное лицо, а не законное пра¬вительство Китая. Американо-чанкайшистский договор грубо нарушает суверенные права Китая и усиливает международную напряженность. На Тайване американские империалисты и находящаяся у них на службе чанкайшистская армия установили режим кровавого террора.
Выкачивая с Тайваня высокие доходы, нещадно эксплуатируя трудящихся острова, монополисты США платили рабочим гроши. Жители острова, обладающего сказочными богатствами, влачили жалкое существование. Тысячи крестьян, сгоняемых с земли, конфискованной для строительства аэродромов, бродят по Тайваню в поисках работы. Родной остров стал для его жителей адом, голод и нищета — уделом миллионов людей. Частым явлением стали самоубийства жителей, доведенных до отчаяния.
Американские окку¬панты, расквартированные на острове, глумятся над мест¬ным населением. Даже буржуазная печать Запада вынуждена признавать, что власть Чан Кайши держится на Тайване лишь с помощью самого свирепого террора. На острове, превращенном в военный лагерь, беспощадно по¬давляется любое проявление недовольства. Чанкайшистская полиция подвергает арестам и бросает в тюрьмы многих патриотов. И наглядным под¬тверждением. решимости населения Тайваня избавиться от иностранного ига явились события, разыгравшиеся на Тайване в мае 1957 года. Тогда жители главного города Тайваня устроили массовую антиамериканскую демонст¬рацию и разгромили американское посольство в Тайбэе. Поводом для демонстрации явился грубый произвол американских военных властей. 20 марта 1957 года в при¬городе Тайбэя американский сержант
Рейнольдс из группы военных советников США на Тайване застрелил китайского рабочего Лю Цзы-жаня. Подобные случаи произвола американских оккупантов не редки, причем не только на Тайване, но и в других местах, где были разме¬щены вооруженные силы США . На Тайване все американцы пользуются так называемым правом экстерриториальности. Местные власти не могут привлекать их к ответственности, независимо от того, где, когда и при каких
обстоятельствах совершено преступление. Поэтому американца Рейнольдса судил американский суд. Трудно было, конечно, ожидать от этого суда справедливости. Решение, выне¬сенное судом 23 мая 1957 года,—из ряда вон выходя¬щее. Американский военный трибунал факта убийства не отрицал, но преступления в этом не усмотрел. Сержант Рейнольдс был оправдан. Для подавления демонстрации власти послали броне¬вики, полицейские
отряды и пожарные команды. Но это не смогло остановить возмущенный народ. Властям при¬шлось прибегнуть к помощи армии. В Тайбэе было объ¬явлено военное положение. В город в спешном порядке перебрасывалось около трех дивизий войск из близлежа¬щих районов. Вечером того же дня чанкайшистская по¬лиция открыла огонь по демонстрантам. После этого Тайбэй еще долго находился на военном положении.
Улицы и площади его патрулировались вой¬сками. Солдаты, вооруженные автоматами и пулеметами, оцепили целые районы вокруг зданий, в которых прожи¬вали американцы. События на Тайване вызвали многочисленные отклики во всем мире. Все прогрессивное человечество заклеймило позором бесчинства американских оккупантов и горячо поддержало борьбу населения Тайваня против засилия захватчиков. Антиамериканская демонстрация на Тайване вызвала переполох в Вашингтоне. Представители правительства США были явно потрясены размахом и силой демонст¬рации. 1.3 США и КНР в Тайваньском кризисе 1958года Однако Американское правительство упорно стремилось любой ценой, даже путем угрозы ядерного столкновения подтверждать свою политику в отношении Тайваня. И осенью 1958г. в
Тайваньском проливе возникла кризисная ситуация, угрожавшая всеобщему миру. Цели Правительства КНР По существу, на опасные позиции, в 1958 г. вступила и Китайская Народная Республика. Руководство КНР совершило поворот в области экономики (началось осуществление так называемого курса «трех знамен» генеральная линия, народные коммуны, большой скачек, который игнорировал объективные экономические законы и опыт, накопленный социалистическими странами).
Этот поворот сопровождался экстремизмом и во внешней политике. Усиливая напряженность в Тайваньском проливе, китайские руководители пытались таким путем военизировать всю страну, преследуя цель перескочить через целые этапы экономического развития. Такая политика являлась конкретным отображением взглядов Мао Цзе-Дуна и других лидеров КПК относительно мнимых выгод обстановки «холодной» войны для интересов
революции, а так же относительно неизбежности и желательности военного, а не случайного развития событий. Эти действия противоречили политике сохранения мира и мирного существования, одобренной совещанием представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшееся в Москве в ноябре 1957г. Для руководства КПК обострение обстановки в районе прибрежных островов, помимо желания создать в стране предвоенную обстановку, необходимую для реализации нового политического курса «трех знамен», преследовало также цель подорвать престиж США и углубить трещину в американо-гоминьдановских отношениях. Последнее давало лучшие возможности для оказания давления на группу Чан Кай-Ши в плане и мирного освобождения. Выбор момента для начала действий НОА Китая был обусловлен тем обстоятельством, что США вместе с
Англией были в августе 1958г. втянуты в интервенцию против Ливана и Ирландии . Подготовка США Однако операции Китая в Тайваньском проливе не явились неожиданностью для США. Накануне, руководители госдепартамента и Пентагона предприняли на Тайвань целую серию инспекционных поездок. Туда выезжал государственный секретарь
Даллес, его помощник по делам Дальнего Востока Робертсон, министр авиации Дуглас, военный министр Бракер, командующий военно-воздушными силами США на тихом Океане генерал Кутер и др. Пентагон учреждает особое «управление обороны» на Тайване. Число американских военных советников было увеличено на острове до 4,5 тыс. человек. Соединенные штаты начали стягивать в этот район свои воинские контингенты.
В августе государственный военные департамент опубликовывает меморандум «Политика в отношении непризнания китайского коммунистического режима». Одно из основных положений меморандума заключалось в констатации факта, что в вопросе признания Китая на политику США продолжает оказывать влияние союз с чанкайшистской армией, контролирующей остров Тайвань, и стремление путем непризнания КНР «Оживлять надежды» тех, кто выступает против нового
Китая. Подобная декларация, безусловно, была призвана показать неизменность «твердого» курса США в отношении КНР. Военные приготовления КНР. Военные приготовления КНР в районе Тайваньского пролива начались в первых числах августа, когда была отмечена концентрация боевых самолетов в провинциях Чжэцзян и Фуцзянь. В этих провинциях проводились митинги населения под лозунгами, призывающими к освобождению Тайваня. Чанкайшисты подвергли сильному артиллерийскому обстрелу прибрежные районы провинции Фуцзянь. Они обстреляли Самынь, а так же охраняемые войнами Народно-освободительной армии острова Дадэн, Вэйтоу. 23 августа артиллерия НАО начала массированные обстрел прибрежный островов Цзыньмынь и Мацау. Эти острова сделались центром всех военно-политических событий в Тайваньском проливе в период кризиса 1958 г. и прежде всего центром психологической войны
КНР и США. На Тайване в других островах, находившихся под господством армии Чан-Кайши , было введено «особое положение», все военнослужащие, отпущенные в отпуск, получили приказ вернуться в свои части. В Тайваньской печати раздавались воинственные призывы к « походу на материк». Перед началом боевых действий чанкайшисты сосредоточили на прибрежных островах крупные силы пехоты и артиллерии. Американские политические деятели, признавала газета «Нью-
Йорк геральд трибюн», оказали «самый жестокий нажим на генералиссимуса (Чан-Кайши), требуя, чтобы он занял внушительными силами прибрежные острова». Выполняя волю американских хозяев, чанкайшисты перебросили на Цзыньмынь и Мацау свои отборные части. Зарубежная печать сообщала, чтобы на островах было сосредоточенно не менее одной трети всех сухопутных войск чанкайшистов, насчитывающих в общей сложности до ста тысяч
солдат и офицеров Выдвинув далеко вперед от Тайваня значительное количество своих войск, чанкайшистское командование обеспечило с ними непрерывную связь с помощью самолетов флота. Кстати сказать, чанкайшистский флот, по данным английского морского справочника «Джейн», насчитывают около пятидесяти эскадренных миноносцев и канонерских лодок, до сорока десантных судов, а так же вспомогательных судов Участие США в военных провокациях и помощь союзникам. Из Средиземного моря в Тайваньский пролив были переброшены корабли 5-го американского флота, и четыре эскадренных миноносца. Кроме того, в этом район был направлен ряд кораблей из тихоокеанских портов США, среди которых были крупнейший авианосец «Мидуэй», располагавший более чем 130 палубными самолетами и тяжелый крейсер «Лос-Анджелес» . Всего в августе – сентябре 1958 г. в Тайваньском проливе было сконцентрировано около 130 военных кораблей, включая 6 авианосцев,
3 тяжелых крейсера, 40 эсминцев, 55 подводных лодок, а так же десантные и транспортные суда. Военно-морские корабли везли на борту атомное и водородное оружие, сто создавало угрозу ядерного конфликта. В это же время была значительно усиленна военная авиация США на Тайване. В его районе было сосредоточенно большое количество авиации. В дополнение к американским авианосным частям, постоянно базирующимся на аэродроме
Тайваня, сюда в спешном порядке были переведены американские авиаподразделения с Филиппин, Окинавы. В числе военно-воздушных сил, дополнительно направленных на Тайвань, были части 13 воздушной армии, 1-я авиационная бригада морской пехоты, 83-я эскадрилья самолетов, 46-я «патрульная» эскадрилья и другие подразделения. На Тайвань перебазировались 11-й полк морской авиации и так называемое «ударное соединение тактической
авиации», созданное специально для проведения карательных операций. Кроме истребительной и бомбардировочной авиации, на Тайвань был переброше