Проблемы управляемого
развития гражданского общества
Осокин М.Г., ВлГУ
Развитие
гражданского общества помимо серьезного изменения гражданского самосознания
населения предполагает накопление необратимых изменений в составе его
элементов, связях, как между элементами гражданского общества, так и между
основными общественными секторами Властью, Бизнесом и Сообществом неправительственных,
некоммерческих организаций (НКО).
В
основу развития гражданского общества должен лечь механизм взаимодействия
основных общественных секторов. Его наличие – главное условие выполнения
гражданским обществом функции защиты прав и интересов личности.
Очевидно,
что участие общественных секторов во взаимодействии по развитию гражданского
общества осуществляется на основе разных определяющих мотиваций.
Власть,
являясь по своей сути организацией, подчинена всем ее основным законам и будет
действовать только в тех направлениях, где будут обеспечены возможности
самосохранения и разрастания.
Бизнес
заинтересован в стабильном наборе экономических правил, защите от произвола
Власти и социальном мире гарантирующем терпимое отношение к нему простых
граждан.
НКО
стремится обезопасить себя от произвола Бизнеса и Власти и обеспечить набор
принятых на соответствующем историческом этапе прав и свобод граждан, и
социальных гарантий.
Баланс
этих интересов является показателем качественного состояния гражданского общества.
Развитие
гражданского общества может осуществляться двумя технологическими путями.
Эволюционным, через развитие гражданского самосознания и постепенное
формирование институтов. Либо интенсивным путем управляемого развития. Первый
путь более длителен и чреват нерациональным использованием ресурсов. Успешность
второго будет зависеть, прежде всего, от того, кто станет субъектом управления
развитием и сможет ли он преодолеть свою основную мотивацию в интересах общего
результата.
Выступления
руководителей страны и действия, предпринимаемые органами исполнительной
власти, позволяют предположить, что функцию управления намерена взять на себя
Власть. Формы и направления развития в этом случае будут предопределены выбором
субъекта управления
Власть
выбирает с точки зрения своей основной компетенции (нормативного регулирования)
оптимальный путь. Стремясь обеспечить стабильность системы, она направляет свои
усилия не на взаимное увязывание интересов, а на приведение Бизнеса и
Сообщества в соответствие с приемлемым для себя образом.
Реальность
реализации этой задачи обеспечена не только властными полномочиями, но и
огромными информационными ресурсами Власти. Развитие технологий воздействия на
общественное сознание сделало возможным быстрое внедрение новых ценностей и
норм. Если ранее социальные и политические идеи проходили, путь от рождения до
воплощения долгие годы, то теперь судьбоносное изменения могут быть приняты
большинством граждан в течение нескольких месяцев.
Бизнес
должен стать, безусловно, лояльным по отношению к Власти и выполнять функции
дополнительного внебюджетного источника для финансирования мероприятий в рамках
приоритетных с точки зрения государства направлений.
НКО
являясь одним из активнейших инструментов гражданского общества, представляет
особый интерес для государства. В настоящее время можно выделить несколько
основных тенденций изменения НКО поощряемых государством: включение НКО в
систему рыночных отношений; ужесточение нормативных требований к НКО;
сокращение независимых от государства источников финансирования деятельности
НКО; ориентация НКО на предоставление социальных услуг населению; создание
общественно-государственных структур.
Пути
развития гражданского общества, предлагаемые государством, так или иначе,
приведут к созданию на базе НКО аполитичных учреждений, продающих социальные
услуги государству. Функции общественного контроля и защиты интересов граждан в
этом случае фактически не будут исполняться, что в конечном итоге пагубно
скажется на состоянии гражданского общества. Реализация этих тенденций может
привести к «победе» над независимостью Бизнеса и НКО. Однако исторический опыт
говорит о том, что такое положение не может длиться бесконечно. Современное
общество существует в условиях открытости экономики, информации, возможности свободного
перемещения по миру. Свобода из абстрактного понятия становится важнейшей
потребностью Бизнеса и НКО. Ее достижение неизбежно. Однако преодоление
сопротивления повлечет появление маргинальных общественных объединений и
развития экстремизма. Деятельность таких организаций будет направлена на подрыв
стабильности в более широком понимании, нежели стабильные условия для
функционирования государственного аппарата.
Таким
образом, можно прийти к выводу, что для развития гражданского общества, как
особого объекта управления предпочтительнее путь самоорганизации, эволюционного
вызревания.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://journal.vlsu.ru