А.Н. Золотов, доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, капитан 1 ранга; С.К. Свирин, доктор военно-морских наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, контр-адмирал; П.П. Шамаев, кандидат военных наук, капитан 1 ранга; С.В. Кочергин, кандидат технических наук, капитан 1 ранга
В 1976-1985 гг. продолжалось интенсивное наращивание сил Военно-Морского Флота уже на качественно новой основе. На флоты начинают поступать подводные ракетоносцы, имеющие меньшие характеристики демаскирующих полей и несущие на себе ракеты с дальностью стрельбы от 9 до 12 тыс. км. Вводятся в строй подводные ракетоносцы системы “Тайфун”. Ракетный залп такой подводной лодки равнялся потенциалу всех РПК СН, находящихся в составе флотов до 1976 г. Строятся новейшие многоцелевые атомные подводные лодки с меньшей шумностью и улучшенными гидроакустическими комплексами, способными обнаруживать и осуществлять длительное слежение за подводными лодками. Началось строительство атомных подводных лодок с новейшими крылатыми ракетами типа “Гранит”, способными поражать цели на больших дальностях. Началась массовая ракетизация надводных кораблей. Малые десантные и тральные силы впервые в мире строятся на новых принципах поддержания (на воздушной подушке), позволяющих развивать скорость до 50 уз. и преодолевать невысокие преграды не только над водой, но и над сушей. Проектируется создание экранопланов и авианосцев с горизонтальным взлетом самолетов. Число вводимых в строй подводных лодок в этот период показано в табл. 1, из которой видно, что количество вводимых в состав флотов атомных (включая РПК СН) и дизельных подводных лодок по годам стабилизировалось, означая насыщение подводных сил до гарантированного военно-стратегического паритета с гипотетическим противником, а умеренное по количеству строительство новых, более совершенных подводных лодок объективно обусловлено необходимостью восполнять списываемые устаревшие корабли.
Таблица 1
Строительство подводных лодок в 1976-1985 гг. Тип кораблей 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 В строю на 1985г. Примечание РПКСН 4 4 3 3 3 3 – 1 1 2 61 Многоцелевые АПЛ (РК) 4 4 4 4 4 4 4 6 6 6 124 АПЛ (РК-51) Дизельные ПЛ 3 3 6 3 4 4 4 3 2 2 145 Всего ПЛ 11 11 13 12 11 11 8 10 9 10 340
Именно в этот период руководство ВМФ и военная наука стали убеждаться, что принцип военно-стратегического паритета подразумевает не только примерное равенство построенных и находящихся на вооружении противостоящих сторон сил, но и равновесие способностей обеих сторон реализовать накопленный боевой потенциал. Способность же реализовать потенциал зависит главным образом от степени боеготовности сил в повседневных условиях. Именно поэтому в рассматриваемый период боевая служба, как высшая форма боеготовности ВМФ, стала нестись более интенсивно и целеустремленно. В табл. 2 приведены данные по количеству походов кораблей (самолето-вылетов) на боевую службу в 1976-1985 гг.
Таблица 2
Боевая служба ВМФ в 1976-1985 гг. Тип кораблей 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 РПКСН 39 48 51 80 88 95 95 95 90 80 АПЛ с КР 30 36 28 24 24 46 67 67 85 54 Дизельные ПЛ 59 77 44 56 26 27 47 47 72 49 Надводные корабли 111 113 121 96 85 135 149 121 137 125 Итого 239 292 244 256 223 303 358 330 384 308 Самолето-вылеты морской авиации 429 274 214 440 1180 742 3000 2800 3175 3938
Анализ приведенных данных говорит о том, что до 1981-1982 гг. идет нарастание корабельного состава сил боевой службы, затем стабилизация, на последнем этапе — некоторый спад. Кроме того, если до 1979 г. вылеты на боевую.службу противолодочной, разведывательной и морской ракетоносной авиации были единичными, то затем их число увеличивается почти на порядок.
Необходимо заметить, что боевая служба стала нестись в рассматриваемый период на принципиально новой качественной основе. В 1976 г. на базе эскадры кораблей в Средиземном море образована оперативная эскадра кораблей (ОПЭСК) ВМФ, в состав которой входило не менее 40 боевых кораблей (было 15-25), включая 2-3 атомные ПЛ, 3-5 дизельных ПЛ, 3-4 крупных надводных корабля с ракетным вооружением, 7-10 противолодочных кораблей, в том числе с вертолетами на борту, и другие силы. Примерно в то же время официально организуется постоянно действующая оперативная эскадра в Персидском заливе, эскадры кораблей Северного и Тихоокеанского флотов. При этом две эскадры находились в море на постоянной основе, вдали от своих берегов, а две другие — в базах и выходили в море эпизодически.
Атомные подводные лодки (особенно РПК СН) начали использоваться по строго регламентированному циклу с заданным коэффициентом оперативного напряжения (отношение суммарного времени несения боевой службы ко всему времени “жизни” корабля). Циклическое использование сил позволяло иметь на боевой службе постоянное их число (табл. 3). Из табл. 6 видно, что “пик” боевой готовности подводных сил в рассматриваемый период приходится на первую треть 80-х годов, после чего ее интенсивность несколько снижается. Кстати, необходимо заметить, что даже в лучшие года КОН РПК СН были несколько ниже американских пларб (0,5).
Таблица 3
Данные по коэффициентам оперативного напряжения за период 1976-1985 гг. Тип ПЛ 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 РПКСН 0,14 0,16 0,17 0,26 0,29 0,32 0,32 0,32 0,29 0,25 АПЛ с КР 0,05 0,06 0,05 0,04 0,04 0,08 0,1 0,1 0.13 0,12 ДПЛ 0,15 0,19 0,11 0,14 0,08 0,08 0,12 0,12 0,18 0,12
За рассматриваемый период уровень решения задач силами боевой службы возрос: по нанесению ударов РПК СН, в том числе взламывая лед для запуска ракет с акватории Северного Ледовитого океана; по наземным объектам -в 3-4 раза; по поиску и слежению за пларб -в 1,5-2 раза; по поражению авиационных многоцелевых групп (АМГ) — в 1,5-2 раза.
В этот период российская наука, в том числе военная, занималась разработкой и обоснованием предложений по устранению причин, снижающих уровни решения задач. Для всех атомных подводных лодок было выдвинуто требование по снижению уровней демаскирующих полей, особенно акустического, предложено внедрить более перспективные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем, освоить титановые сплавы для прочных корпусов, позволяющих увеличить глубины погружения до тысячи метров. Как и прежде, основной проблемой в решении противолодочных задач явилось отсутствие средств освещения подводной обстановки и первичного обнаружения подводных лодок (типа американской системы СОСУС, охватывающей половину Мирового океана, на создание которой США затратили сотни миллиардов долларов). В качестве средств первичного обнаружения были разработаны и установлены на некоторые надводные корабли и подводные лодки системы обнаружения кильватерного следа, что существенно повысило уровень решения противолодочной задачи в этот период.
Проводившаяся боевая служба обеспечивала поддержание благоприятного оперативного режима в наиболее важных для нашей страны районах Мирового океана. Так, например, в 1967 и 1973 гг. быстрое наращивание сил боевой службы в Средиземном море до необходимого состава стабилизировало обстановку на Ближнем Востоке, не позволив 6 флоту США вмешаться в Арабо-Израильский конфликт на стороне Израиля и увеличить его масштабы, а в 1983 г. эту функцию выполнила Средиземноморская ОПЭСК ВМФ без дополнительного наращивания сил в Ливанском конфликте.
В период агрессии Китая против СРВ в 1979 г. своевременное развертывание сил боевой службы Тихоокеанского флота и создание группировок в узловых районах Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей предотвратило активизацию китайских ВМС, исключило возможность их ударов по Вьетнаму с морских направлений. Как показывает анализ документов по боевой службе в 1976-1985 гг., постоянное присутствие сил ВМФ в иных напряженных районах Мирового океана также приводило к сдерживанию агрессивных устремлений некоторых государств (срыв нападения на Ливию и Анголу, а также государственного переворота в Гвинее и т.д.).
Итак, силы ВМФ в середине 70-80-х годов решали весьма важные боевые задачи в мирное время. Усилению состава ВМФ и выходу его в океан успешно содействовала российская наука.
В то же время проводимый анализ показал, что в строительстве ВМФ и в вопросах его использования были допущены серьезные просчеты в части унификации и стандартизации строительства кораблей, что привело к увеличению серий и проектов, повлекло за собой недостаточную сбалансированность сил ВМФ между ударной системой и обеспечивающей ее инфраструктурой, вследствие чего стали накапливаться корабли, израсходовавшие ресурс и вынужденные останавливаться в ожидании заводского ремонта.