СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Проблемы занятостимолодежи
1.1 СПЕЦИФИКА МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА
1.2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЗАНЯТОСТИ1.3 МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКАХ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
ГлаваII. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
2.1 СОДЕЙСТВИЕПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЕЖИ
2.2 МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НАСНИЖЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
2.3 ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИМОЛОДЕЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее времяроссийское общество находится в непростой социально-политической иэкономической ситуации. Интенсивное реформирование кадровой политики, на данныймомент, имеет несовершенную форму. В связи с произошедшими изменениями усовременной молодежи, с одной стороны, появилось больше возможностей и путейинтеграции в общество, но, с другой стороны, сложившаяся в стране ситуацияпривела к возведению «барьеров», существенно ограничивающих усвоение ивыполнение молодым поколением определенных социальных ролей. Таким образом,можно говорить о том, что процесс социализации современной молодежи сталсложным и противоречивым.
Молодых людей, впервыеприходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного уровняпрофессиональных навыков, во всех странах мира принято относить к социальноуязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь естьвеличайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признатьсферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политикигосударства. А это значит, что подготовка высококвалифицированных кадров,адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшимитехнологиями, является задачей стратегической важности, от решения которой внемалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособность,будущее России.
Серьезнойпроблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилейподготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки ростабезработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Этоприводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчиваяучебное заведения, вынуждена получать статус безработного. Сегодня средибезработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий – с высшим исредним профессиональным образованием.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему,оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Всовременных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людейозначает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наноситсерьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблемабезработицы часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.[1]Актуальностьданной работы обусловлена состоянием того самого «будущего России» насегодняшний день, а так же решением данной проблемы. В исследовании даннойпроблемы заметно преуспели зарубежные социологи и экономисты. Но и в нашейстране эта тема не осталась без внимания специалистов. Уже в двадцатых годах XXвека, данная тема рассматривалась такими авторами как: Н.М. Блинов, Зайцев,В.П. Шубин и другими.
К числу наиболее известных и фундаментальных исследователейпроблемы занятости молодежи в современной России относится П.А. Чукреев.
/>/>/>/>/>
ГЛАВА I.Проблемы занятости молодежи
1.1 СПЕЦИФИКА МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА
Незанятаямолодежь представляет собой один из четко определенных устойчивых сегментоврынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы.Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве.Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических и среднеспециальных,общеобразовательных учебных заведений. Рынок труда пополняется и за счетдемобилизованных воинов срочной службы. В последнее время существенен длярегионов Российской Федерации приток молодежи за счет мигрантов. Разумеется, невсе выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Частьиз них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по инымпричинам[2].Молодежный рынок трудаимеет свою специфику.
Во-первых,он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленнойизменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью.Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных скоренным изменением социокультурных и политических условий развития личности,что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в томчисле и в профессиональном плане.
Во-вторых,специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность посравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшемуриску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новойрабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничениеспроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебныхзаведений.
В-третьих,молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиватьсягруппа молодежи, которая нигде не работает и не учиться, к концу 2010 года еечисленность в целом по России превысила миллион.
В-четвертых,молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловленотем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющихподготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса нарегиональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая частьищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений,трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, длямногих переподготовка является единственной возможностью получить работу.Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальнымкандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая частьмолодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характеромтруда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.
В-пятых,на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женскойзанятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов,женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явноепредпочтение при приеме на работу мужчинам.
Складывающийсярынок труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей наопределенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачипо количественному и качественному сопоставлению востребуемых рынком трудапрофессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов вучебных заведениях.
Наличиеопыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний деньявляется одним из существенных требований к кандидатам на замещениепредлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы истажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно.Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможностиполучения такого опыта.
Решениеэтой проблемы участники группы видят в реализации такого механизма какквотирование рабочих мест для выпускников. В настоящее время эта практикаприменяется к таким категориям граждан как инвалиды, дети-сироты, членымногодетных семей. Однако реализация этих льгот носит добровольно — принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики наданный момент нет.
Альтернативойпрактике квотирования может стать система условий, при которых работодателямбыло бы выгодно брать на работу выпускников, в частности — введенная намуниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих наработу выпускников вузов. Реализация этой идеи возможна через депутатскиекомиссии и комитеты исполнительных структур власти. Прежде всего, нужныконкретные финансовые расчеты, которые позволят определить стратегию реализацииидеи[3].Еще одной возможностьюполучения выпускниками вузов необходимого опыта работы может быть практикавременного найма на разовые работы. Такие как различного рода рекламные акции,маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики,занятость на общественных работах, деятельность в общественных организациях вкачестве волонтеров.
Здесьполезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем с мест такойработы. Временная занятость выпускников в данном случае не только позволит имполучить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль насовременном рынке труда.
Нафедеральном уровне необходимо создание и реализация программы создания рабочихмест специально для молодых специалистов — выпускников вузов. Практическаяреализация этой программы пока несовершенна из-за недостатка бюджетных средств,но идея продвигается уже сейчас.
Проблемадисбаланса спроса и предложения на рынке труда заключается в том, чтосуществует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный моменттребуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускаютвузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время дажеприблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, посколькуэкономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы,престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончаниивуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей. В данномслучае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков,позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должнывоспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во времяобучения специальности.
Другиммеханизмом адаптации к требованиям рынка является переобучение специалистов вслужбе занятости и в вузах. Для этого могут быть использованы механизмыполучения различного рода кредитования обучения студентов работодателями, чтопозволяет выпускникам определиться с дальнейшим местом работы.
Крометого, возможно налаживание механизма, при котором вузы будут заключать спредприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемыхспециальностей. Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектрвакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда тожеулучшит ситуацию. Такая работа уже начата, о чем проинформировали представителямуниципальной власти в группе.
Проблемаадаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запасароссийской армии. Проблема «вуз-армия-рынок» состоит в том, что молодые люди,получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряютквалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения сослужбы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможностивозобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряетквалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии — возможностьполучить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации,оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать научет на бирже труда. В качестве возможных путей решения было предложеноразработать на муниципальном уровне через департамент занятости населенияспециальную программу по адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихсярядовыми запаса российской армии. К реализации данной программы могли быподключиться общественные организации города. Одним из шагов реализацииподобной программы может стать создание при общественных организацияхконсультативных центров по вопросам трудоустройства для рядовых запасароссийской армии[4].Также необходима защитаэтих граждан на законодательном уровне. В частности — обеспечить этой категориимолодых людей получение статуса безработного. Для чего общественныморганизациям необходимо выйти на федеральный уровень с соответствующимизаконодательными инициативами.
Молодыелюди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно неиспользуют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалойстепени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуациирынка труда.
рыноктруд молодежь безработица
Длярешения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков ктруду.
Другимважным моментом является необходимость наличия у выпускников вузов высокогоуровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможностьсоответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностьюпредлагаемого труда.
Крометого, для российского общества актуальной является работа по включению в общественномсознании механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, винформировании молодежи о принципах и технологиях поиска.
Необходимопроводить специальные курсы для родителей с тем, чтобы способствовать включениюданного механизма на уровне семьи.
Внастоящее время население крайне неудовлетворительно информировано овозможностях поиска работы. При этом играют роль как уже упоминавшаясяпассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки,неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения какнеудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов оспросе на рынке труда явно недостаточно.
1.2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОБЛАСТИСТУДЕНЧЕСКОЙ ЗАНЯТОСТИ
Занятостьстудентов не только на временной, но на регулярной работе во время их учебы ввузе – это реальность тех экономических и социальных условий, в которыхоказалась к концу XX века сфера высшего образования и рынка труда нашей страны.Об этом говорят и численность работающих студентов, и причины начала трудовойдеятельности во время учебы в вузе.
Средитаких причин есть общие для всех групп населения — масштабность и глубинаструктурной перестройки в экономике, большее разнообразие экономическойпрактики; снижение уровня материального благополучия основной части населения –и специфические для студенчества — резкое и значительное по величине ухудшениеэкономического положения вузов, сокращение государственного распределениявыпускников вузов по местам работы и возможностей для студентов получить опытработы во время обязательной практики; отказ большинства вузов отответственности за организацию досуга студентов.
Сегодняработа для студента – получение практического профессионального опыта, новыхзнаний, недополученных в вузе и ускоряющих процесс их профессиональногостановления и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями работы вразличных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам,выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собойработодателя. Для значительной части студентов работа – возможностьсамостоятельно зарабатывать деньги.
Естьоснования предполагать, что недавний экономический кризис 2010 года года внесопределенные коррективы в ситуацию со студенческой занятости, обострив проблемытрудоустройства, с одной стороны, с другой – открыв новые возможности длясотрудничества с отечественными производителями, перспективу востребованностипо некогда утратившим спрос специальностям. Есть основания ожидать дальнейшегороста актуальности выхода студента на рынок труда, роста численности работающихстудентов.
Актуальностьпроблемы и реальная возможность ее решения дает основания для некоторыхрекомендаций в области решения проблем студенческой занятости в России.
Необходимапрограмма с более четкой координацией деятельности следующих субъектов,действующих на данном сегменте рынка труда:
-отдельные вузы города и департамент высшего образования;
-потенциальные работодатели студентов, их ассоциированные представители;
-специализированные службы занятости городской и областной администрации;
-организации, участвующие в деятельности трудоустройству и адаптации молодежи истудентов на рынке труда на коммерческой основе (кадровые агентства, учреждениядополнительного образования);- общественные организации, выступающие как в ролиработодателя, так и посредника на рынке труда, способствующие обучению иразвитию студентов как будущих работников; Эффективным решением может статькомплексная программа адаптации студентов на рынке труда с особым вниманием к«проблемным» вузам и специальностям.
Важнейшимиее направлениями должны стать: Область управления студенческой занятостью: — Обучение студентов процессу трудоустройства, широкое информирование овозможностях трудоустройства, профессионального роста и развития для студентов.Важным моментом является стимулирование активности самих студентов через ихучастие в развивающей их деятельности (общественных организациях, деловых играхи пр.);
-Принятие мер по расширению потенциального объема спроса на работника- студента(как стажера, так и полноценного работника) с разработкой системыстимулирования работодателя (налоговые льготы, частичная компенсация затратнаядообучение работника, совместные проекты по решению внутренних задачпредприятий и пр.);
-Содействие в разработке приемлемых форм сотрудничества студента и работодателяс необходимым учетом интересов и прав обеих сторон. Область организацииучебного процесса;- Придание гибкости учебной программе и учебному расписанию.
Сотрудничествопо линии «вуз-государство-работодатель» в адаптации учебной программы ктребованиям вуза (прохождение стажировки на предприятиях, производственныйзаказ на подготовку работников, участие практиков в разработке и реализацииучебных планов и пр.)
Областьконтроля и исследовательской деятельности Продолжение исследования студенческойзанятости, анализ ее динамики и специфики применительно к вузам, учебнымспециальностям, курсам, сферам бизнеса и типам рабочих мест. Изучение еевлияния на трудовую карьеру выпускников;
-Использование полученных данных для разработки рекомендаций субъектамстуденческой занятости.
Однимиз элементов комплексного подхода к решению проблем может стать созданиеспециального агентства студенческой занятости в кооперации[5].Таким образом, дляобеспечения занятости молодежи у нас в стране разработаны и претворены в жизньсо стороны государственных органов некоторые программы и мероприятия посодействию в трудоустройстве населения. Разработка такой системы управлениярынком труда предполагает значительные затраты как материальных, так инематериальных. Требуется немало усилий для сбора, группировки и анализаинформации, на основе которой принимаются управленческие решения, определяютсятенденции развития рынка труда как в целом, так и по его отдельнымсоставляющим. Для совершенствования данной системы необходим целый комплекс мерпо развитию программ в сфере занятости населения, среднего и малого бизнеса встране, поддержке промышленных и производственных отраслей экономики./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> 1.3 МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКАХТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Молодежь — исключительно важный ресурс производительных сил общества, поскольку являетсяне только энергичной и работоспособной, но и быстрообучаемой рабочей силой. Этосолидная часть потенциальной рабочей силы. Посостоянию на декабрь 69,6 млн. человек, по данным Росстата, были занятыэкономической деятельностью в РФ, а 5,4 млн. – нет, хотя возраст им этопозволял. Речь идет, подчеркнем, не только о тех, кто встал на учет в службызанятости, а обо всех, кто действительно хотел трудоустроиться. Иными словами,приведенные цифры характеризуют уровень безработицы, рассчитанный по методикеМеждународной организации труда (МОТ). По сравнению с декабрем 2009 года численность незанятыхзначительно сократилась – на 781 тыс. человек, или на 12,7%. Если же взять годв целом, то в среднем в 2010-м численность безработных составила 5,6 млн.человек, это на 11,4% меньше, чем в 2009-м.Неблагоприятное положение намолодежном рынке труда определяется, в частности, изменением структурыэкономически активного населения[6].Сдвиги в структуре возрастных групп проявляются по мере взросления молодыхлюдей. За рассматриваемый период доля экономически активной молодежи сократиласьв общем количестве активного населения по возрастной группе до 20 лет с 3,7 до2,3%, по группе 20-24 лет – с 11,3 до 10,2%. Доля молодежи 25-29 летувеличилась с 11,7 до 13%. Она наиболее активна в предложении своего труда, чтосвидетельствует об адаптации этой группы к условиям рынка труда и о достаточномуровне ее профессиональной подготовки. Уменьшение в составе рабочей силы долиподростков и молодых людей до 24 лет можно объяснить их вовлечением вобразовательный процесс в целях приобретения профессии, а, следовательно,увеличением шансов на получение достойной работы в будущем.
Наряду сэтим за период 2008-2010 гг. выросла численность молодежи в составеэкономически неактивного населения с 11,9 млн. человек до 16,2 млн. человек(среди них свыше 40% — учащиеся и студенты учебных заведений). Как показываетпрактика, даже достаточная профессиональная подготовка не решает проблемзанятости молодежи. Как известно, выпускники профессиональных учебных заведенийне всегда трудоустраиваются, особенно по специальности. Так, в общем количествебезработных на конец 2005 г. доля выпускников общеобразовательных учрежденийсоставила 3,2%; высших учебных заведений — 1,4%; учреждений среднегопрофессионального образования — 2,3%.С одной стороны, это — следствие ликвидацииранее действовавшей жесткой системы распределения специалистов и нынешнегосвободного их выхода на рынок труда. Доля выпускников, получающих направлениена работу, резко уменьшилось: по учреждениям начального профессиональногообразования его получают 50% закончивших обучение, по государственным средним(дневным) специальным учебным заведениям – около трети закончивших, по высшимучебным заведениям – не более 40%. При этом почти каждый десятый из числабезработных имеет высшее образование, каждый пятый – среднее специальное ипочти каждый шестой – начальное профессиональное.
Очевидно,сказываются просчеты в определении перспективной потребности вквалифицированных кадрах по профессиям и специальностям. И дело не только внедооценке роли подготовки рабочих кадров качественного уровня, составляющих¾ общей потребности. Изменилась структура выпускников низшего звенапрофессионального образования: вместо токарей, фрезеровщиков, прессовщиков,маляров, бетонщиков, каменщиков и слесарей стали готовить парикмахеров,кондитеров, поваров, менеджеров и др. Наблюдается явный перекос в сторонуспециалистов по экономике и управлению и сокращении их количества в областиметаллургии, машиностроения, приборостроения, радиотехники, сельскогохозяйства, не говоря уже о культуре и искусстве.[7]Болеечем вдвое возросла численность выпускников вузов, что даже превышает числовыпускников средних школ. США и КНР объявили, что и для них всеобщая «вышка»является государственным приоритетом. Япония вообще уже приняла закон обобязательном высшем образовании. У этой тенденции много сторонников:образованный человек нужен современному обществу. Однако сам диплом приповальном высшем образовании теряет самостоятельную ценность: у кого еще нет,скоро будет.
На рынкетруда появился продукт, который по степени расхватываемости и роста объемовпродаж похож на мобильные телефоны. Это продукт – диплом о высшем образовании.Люди стали приходить не за знаниями, а за дипломом. Образование на рынке – этотакой же товар, услуга. И вузовский диплом – всего лишь сертификат качестваэтого товара. Таким образом, чем качественнее и престижнее образование, тембольше у выпускника шансов попасть в поле зрения работодателя. В целом же ниэлитный характер образования, ни престижность получаемой профессии неосвобождают выпускников (во всяком случае, их основную часть) от необходимостиприбегать к неформальным связям при трудоустройстве: самостоятельный поискработы не в состоянии с ними конкурировать. Итак, основной эффективный способтрудоустройства – через связи и знакомства. К нему так же часто прибегают приустройстве на работу специалисты со стажем.
Развитие экономики,науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к качествурабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающим специалистам.На рынке труда они считаются наиболее уязвимой категорией. Работодатели отдаютпредпочтение уже «готовым» высококвалифицированным работникам, способнымпринимать необходимые решения, опираясь не только на знания, но и на свой опыт.Проблема безработицы касается всей части экономически активного населения, ноособенно серьезна для молодых людей. Последствия длительной безработицы длямолодежи пагубно влияют на ее деятельность.
Дляподдержки молодежи в жестких условиях рынка труда разрабатываются различныепрограммы социальной адаптации. Такие программы составляют и утверждаютструктуры, осуществляющие государственную политику в сфере содействия занятостимолодежи (службы занятости, комитеты поделам молодежи, биржи труда,фонды занятости молодежи и прочие структурные организации). В идеальномварианте мероприятия по проведению профориентационной работы с молодежьюследует начинать уже тогда, когда человек стоит перед выбором профессии.
Потребностьв проведении профориентационной работы зависит от современной ситуации на рынкетруда. Современная ситуация на рынке труда характеризуется ростом скрытой безработицы,сокращением численности занятого населения, увеличением периода безработицы.Основные причины такой ситуации связаны со снижением количества экономическиактивного населения, с несоответствием требованиям работодателей поквалификационным характеристикам, перенасыщением рынка труда незанятымимолодыми специалистами.
Современноесостояние российского рынка труда предъявляет высокие требования к претендентамна вакантные рабочие места. Для успешного поиска работы необходимо обладатьтакими качествами как: личная мобильность, высокая квалификация, упорство инастойчивость, способность выдерживать конкуренцию, обладание необходимыминавыками. Такие условия, заданные социально-экономической ситуацией современнойжизни, труднее всего выдержать людям, впервые столкнувшимся с жестокимиреалиями рынка рабочей силы. Молодежь является одной из слабо защищенных группнаселения, и проблемы трудоустройства молодежи не требуют отлагательства.
Отечественнаяреальность показывает, что увеличение предлагаемых вакансий не приводит ксокращению безработной молодежи. Часто работодатели буквально сбиваются с ног впоисках работников, но дело в том, что им не хватает высококвалифицированныхспециалистов, имеющих опыт работы. Нехватка профессионального опыта, знаний реалийрыночных отношений нередко становятся определяющими критериями при отборекадров, и наличие красных дипломов и похвальной настойчивости еще не гарантиятого, что молодой специалист получит работу. Можно выделить ряд объективныхпричин, определяющих низкую конкурентоспособность молодежи на рынке труда:низкая мотивация к поиску работы, отсутствие опыта работы, недостаточнаяпрофессиональная подготовка, неуверенность в своих силах, завышенныетребования, предъявляемые к условиям труда и размеру заработной платы.
Такиепричины побуждают работодателя отказаться от услуг молодых специалистов, приэтом интеллектуальный потенциал остается невостребованным. Отказ работодателя ирост безработицы среди молодежи имеет негативные последствия, такие как ростпреступности, эмоциональная неустойчивость, стресс, вызванные потребностью впризнании и самореализации. Здесь может возникнуть вопрос: Как достигнуть того,чтобы молодой специалист был конкурентоспособным на рынке труда? Во-первых, ондолжен обладать рядом качеств, удовлетворяющих запрос работодателя:целеустремленность, наблюдательность и исполнительность, ориентация наэффективность и качество работы, независимость и уверенность, стремление бытьинформированным, энергичность, способность убеждать и устанавливать связи,коммуникабельность, способность быстро и легко усваивать новый материал.
Это далеконе все требования, которые предъявляет работодатель, поэтому главная задачамолодого специалиста стремление к развитию этих качеств в себе.
Во-вторых,необходимо вести активный поиск работы, используя все источники информации.
Но,несмотря на проблемы, молодежь является самой трудоспособной частьюэкономически активного населения. Для молодежи характерна готовность нарискованные эксперименты, наивысший уровень физического здоровья и значительныезапасы энергии, эмоциональная насыщенность их жизни в совокупности с борьбой заэкономическую самостоятельность, преуспевание, социальное признание исамореализацию. Поэтому при должном внимании со стороны руководства и благожелательномнаставничестве старших коллег неопытность молодых специалистов может уступитьместо профессиональной зрелости и сделать их конкурентоспособными.[8]
/>/>/>/>/>/>
ГЛАВА II.РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> 2.1 СОДЕЙСТВИЕПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЕЖИ
Профессиональноестановление личности начинается еще во время учебы в школе – именно тогдаформируются предпосылки, определяющие выбор будущей профессии. К сожалению,учебные программы оторваны от реальных проблем, которые молодым людям придетсярешать в жизни. Многие необходимые знания они вынуждены осваиватьсамостоятельно. Стремясь всемерно содействовать успешному профессиональномусамоопределению молодежи, служба занятости активно использует в своей практикерезультаты теоретических разработок, посвященных профессиональному становлениюличности. Исходной позицией при этом является применение формулировки понятияпрофессионального самоопределения, данной авторитетным российским ученымЕ.Климовым, который рассматривал самоопределение как важное проявлениепсихического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества«деятелей» чего-то полезного, сообщества профессионалов. Климов предложилследующую периодизацию профессионального становления:- стадия оптации (12-17лет) – подготовка к сознательному выбору профессионального пути;- стадияпрофессиональной подготовки (15-23 года) – овладение знаниями, умениями инавыками, необходимыми для будущей профессиональной деятельности;- стадияразвития профессионала (от 23 лет) – вхождение в систему межличностныхотношений и профессиональных общностей и дальнейшее развитие субъектадеятельности.
Согласноданной периодизации процесс профессионального самоопределения наиболее успешенна стадии оптации. В период же профессиональной подготовки профориентационныемероприятия значительно менее эффективны. Однако, несмотря на активные меры попрофобучению и профориентации, доля молодежи в общей численности безработныхостается высокой. Школа, к сожалению, не предоставляет молодым людямвозможностей сознательного выбора профессионального пути. В целях облегченииситуации и экономии государственных средств служба занятости во многих регионахвынуждена «вторгаться» в сферу школьного образования и проводить серьезнуюпрофориентационную работу среди выпускников, поскольку профессиональноесамоопределение влияет не только на трудовую биографию конкретной личности, нов первую очередь на формирование трудового потенциала страны.[9]Сегоднямногие высшие учебные заведения не готовы учитывать реальные перспективытрудоустройства своих выпускников, необходимо заранее готовить студентов квозможным проблемам, с которыми они могут столкнуться на рынке труда(информировать их о реальном положении на территориальном рынке труда, спросена рабочую силу по конкретным профессиям, об основных гарантиях, которыегосударство может предоставить им в области трудоустройства).На последнихкурсах учебных заведений силами своих структур содействия трудоустройству (втесном контакте с территориальными органами службы занятости) должны определятьсянаправления трудоустройства студентов.
Весьмаполезен в этом отношении опыт многих регионов, где действуют системыпрофессионального информирования, консультирования и психологической поддержки.Их назначение – повысить конкурентоспособность и содействовать переориентацииграждан на профессии, востребованные на рынке. В рамках такой системы могутбыть реализованы как индивидуальные, так и групповые формы работы(информационно – обучающие курсы, групповые занятия в бизнес-клубах сориентацией на предпринимательскую деятельность и самозанятость,социально-психологические программы, развитие навыков коммуникативной культуры,обучение технологии поиска работы). Могут использоваться хорошозарекомендовавшие себя социально-психологические адаптационные программы,предназначенные для различных категорий граждан и учитывающие их особенности.
Оченьважное направление снижения негативных последствий структурных несоответствийспроса на рабочую силу и профессиональных предпочтений будущих студентов –развитие систем профессионального отбора и профессионально-ценностныхориентаций для выпускников средних образовательных школ. Именно в этот периодможно сориентировать молодого человека на получение такой профессии, которая быотвечала его человеческим качествам и возможностям и возможностям, не входя приэтом в противоречие с потребностями рынка труда. Одновременно необходимоповысить ответственность самих молодых людей при выборе той или иной профессии.Государство, затратившее средства на профессиональную подготовку, вправерассчитывать на то, что молодой специалист будет трудиться в нужной для страныотрасли. Сегодня же так поступает лишь незначительная часть выпускников вузов,обучающихся за счет бюджета. Низкая заработная плата работников бюджетной сферыделает работу в ее организациях непривлекательной для выпускниковпрофессиональных учебных заведений, поэтому они часто трудоустраиваются вкоммерческие структуры. Иными словами, государство оплачивает профессиональнуюподготовку кадров для негосударственной сферы; работодатели же практически вней не участвуют.[10]
Статистикапоказывает, что каждый год в службу занятости г. Улан-Удэ обращается не менее60 тыс. молодых людей, которые приходят за помощью в трудоустройстве. Часть изних составляют выпускники школ, училищ, техникумов и вузов, которые в годокончания учебного заведения не смогли продолжить учебу или найти работу. В 2010году их число составило более 3500 человек. Хотя молодежь быстрее находитработу, чем люди старшего поколения, однако, в процессе трудоустройства имчасто приходится переучиваться и менять профессию. Избежать этого помогаеттесное сотрудничество учебных заведений и службы занятости, которое позволяетеще до окончания учебного заведения сориентировать выпускников./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> 2.2 МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕНА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖВсоответствии с рекомендацией МОТ № 195 «о развитии людских ресурсов:образование, подготовка кадров и непрерывное обучение» перед государствами –членами мот стоит задача «разрабатывать национальные квалификационные основы,способствующие непрерывному обучению работников, оказывать предприятиям и службамзанятости помощь в приведении в соответствие спроса и предложения специалистовнужной квалификации, ориентировать граждан в их выборе форм профессиональнойподготовки и направлений профессионального роста, а так же содействоватьпризнанию полученного ранее образования и приобретенных ранее навыков,компетентности и опыта»
Службезанятости в решении этих вопросов принадлежит центральная роль. К сожалению, внастоящее время функции ГСЗН оказались достаточно ограниченными даже посравнению с периодом 90-х годов. Тем не менее она имеет право выступать вкачестве инициатора социально значимых проектов, связанных с использованиемэлементов стратегического планирования и прогнозирования мероприятий,направленных на согласование спроса и предложения на рабочую силу в пределахрегионов (муниципалитетов). Речь идет об определении контрольных цифр приемаучащихся по профессиям и срокам обучения на основе прогнозирования спроса науслуги образовательных учреждений. Последние формируются управлениями по трудуна местах с учетом запросов работодателей.
Значительнуюроль призвано сыграть заключение различного рода договоров или соглашений(двух-, трехсторонних) между органами ГСЗН, работодателями и образовательнымиучреждениями относительно подготовки и трудоустройства выпускниковобразовательных учреждений либо по поводу и условиям повышения квалификации ипереподготовки кадров на действующих предприятиях и в организациях. Следуетиметь в виду, что в последнее время традиционные модели взаимодействияпредприятий и учебных заведений существенно трансформировались. В частности,наблюдается переход от единовременных договоров к постоянному взаимодействиюпредприятий и учебных заведений.
С учетомпроцессов, происходящих в сфере занятости, следовало бы ускорить подготовку нафедеральном уровне нормативной правовой базы по целому ряду назревших вопросов.Речь идет о введении государственного заказа на подготовку специалистов вузах,об узаконивании контрактной формы закрепления специалистов, подготовленных врамках целевых программ (с соответствующими обязательствами сторон по срокамзакрепления и объемам возмещения затрат). Представляется целесообразнымпоощрять (посредством льготного налогообложения, кредитования) предприятия,создающие рабочие места для молодежи, разрабатывать и ввести образовательныестандарты, учитывающие требования международных норм.
Нарегиональном уровне было бы оправданным применять квотирование рабочих мест длямолодежи, планировать создание новых рабочих мест для выпускников учебныхзаведений, стимулировать молодежную самозанятость и развитие малого бизнеса.[11]
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> 2.3 ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИМОЛОДЕЖИ
Активнаямолодежная политика — забота любого современного государства, нацеленного набудущее. Нынешняя молодежь — это и есть наше будущее, образ завтрашнего днястраны.
ПравительствоРФ распоряжением от 18.12.06 N 1760-р утвердило Стратегию государственноймолодежной политики в Российской Федерации.
Цельстратегии — развитие потенциала молодежи в интересах России. Среди ееприоритетов — информирование молодых людей о возможностях, которыепредоставляет им общество, вовлечение их в социальную практику; развитиеинновационной активности молодежи; помощь отдельным группам граждан (инвалиды,сироты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и др.). Основныепринципы реализации — определение приоритетов, проектный подход, взаимодействиеструктур гражданского общества, власти и бизнеса, информационная открытость иотчетность. Российский Союз Молодежи является одним из разработчиков Стратегии.Стратегия государственной молодежной политики (далее — Стратегия) разработанана период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений,ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи вреализации приоритетных национальных проектов.
Государственнаямолодежная политика является системой формирования приоритетов и мер,направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации иэффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересахРоссии и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитиестраны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальнойбезопасности.
Даннаяполитика формируется и реализуется органами государственной власти и местногосамоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений,неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.Ориентирована политика преимущественно на граждан Российской Федерации ввозрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в труднойжизненной ситуации, а также на молодые семьи.
В связи состремительным старением населения и неблагоприятными демографическимитенденциями сегодняшние 10 — 25-летние жители страны станут основным трудовымресурсом России, их трудовая деятельность — источником средств для социальногообеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.
Цельюгосударственной молодежной политики является развитие и реализация потенциаламолодежи в интересах России.
Проекты,разработанные для реализации приоритетных направлений, будут обращены ко всеймолодежи России, откроют возможности для равного участия в них всех молодыхлюдей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства исоциального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которыеболее всего соответствуют ее интересам.
Учитываямасштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсовразвития, приоритетными должны стать такие направления, работа по которымобеспечит создание условий для успешной социализации и эффективнойсамореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного иэффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой подход будетспособствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения иразвитию страны в целом.
Государственнаямолодежная политика призвана объединить государственные и негосударственныересурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях: — Системногововлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельнойжизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей овозможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культурыприменения созданных в стране возможностей личностного и общественногоразвития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал,укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем; — Выявления,продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений всоциально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивнойсферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свойпотенциал и получить заслуженное признание в России; — Вовлечения в полноценнуюжизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, — инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательныхучреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии испециальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия,военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся измест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а такжемолодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных,ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивныхвеществ.
Такаясистема приоритетных направлений государственной молодежной политики обеспечитулучшение положения молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособностьстраны и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок,объективно свойственных молодым людям.
Дляреализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи вобщественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития вРоссии, были предложены различные проекты, такие как «Российскаямолодежная информационная сеть „Новый взгляд“, „ДоброволецРоссии“, „Молодая семья России“ и „Карьера“.Основнымицелями проекта „Карьера“ являются: самоопределение молодежи на рынкетруда; развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическуюдеятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.
Длядостижения этих целей будут реализованы разработанные мероприятия,направленные: на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений,студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правовогопросвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитииэффективной карьеры молодежи на рынке труда; на внедрение эффективных программразвития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения нарынке труда; на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросовтрудоустройства молодых людей; на создание условий для максимально гибкоговключения молодого человека в новые для себя виды деятельности и на обеспечениеего законных прав и интересов; на поддержку и популяризацию инициатив иначинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий инаучно-промышленных разработок. В условиях модернизации общества и растущихтребований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должнастать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всехучастников процесса социального становления молодежи разработки ипоследовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечениемолодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач. Задачигосударственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены толькопосредством применения проектного подхода, формирования системы российскихмолодежных проектов, основанных на приоритетных направлениях Стратегии,понятных и востребованных в молодежной среде и обществе. Все это в конечномитоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всегонаселения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих передРоссией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественныхотношений.[12]Реализациимолодежной политики в последние годы уделяется все больше внимания, причем нетолько на федеральном, но и на местном и региональном уровнях. В сентябре 2006года депутатами Улан-Удэнского городского совета было принято решение осоздании молодежного консультативного и совещательного органа на территориигорода. И уже в начале 2006 года, при непосредственной поддержке отдела поделам молодежи, начала осуществлять свою деятельность Молодежная Палата первогосозыва. В состав, которого вошли 26 представителей учащейся и рабочей молодежигорода, а так же 5 человек имеют право совещательного голоса. Одной из основныхцелей, стоящих перед молодыми парламентариями является — привлечение молодежи кактивному участию в общественной и политической жизни города, формированиеправовой и политической культуры, поддержка созидательной активности молодежи. Структура Молодежной палаты включает в себя четырекомитета (городского хозяйства, по социальной политике, по развитию местногосамоуправления, финансово-экономический). Текущее руководство и реализациярешений осуществляется Советом, в состав которого входят председатель, егозаместитель, председатели комитетов, ответственный секретарь.[13]
Заключение
Всвоей работе я рассмотрела проблему положения современной российской молодежи всфере труда и занятости, и привела некоторые меры, которые должны бытьпредприняты для улучшения существующего положения.
Такимобразом, молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимуюкатегорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросамигосударственной политики. Разумеется, все пути выхода из сложившейся кризиснойситуации на молодежном рынке труда наталкиваются на препятствия в социальной,экономической, правовой, политической сферах нашей жизни, поэтому все мерыдолжны приниматься комплексно.
Намолодежный сектор рынка труда оказывает влияние ряд негативных тенденций:усиление несоответствия спроса и предложения рабочей силы как попрофессионально-квалификационным, так и по другим качественным характеристикам;увеличение в структуре предложения рабочей силы доли лиц, не имеющих профессий;падение престижа рабочих профессий; слабая заинтересованность работодателей вповышении квалификации и переподготовке работающих. При этом страдает иэкономика, не получающая необходимой для её успешного функционирования рабочейсилы определенных профессий и уровня квалификации. Учитывая высокий уровеньструктурной безработицы, представляется необходимым расширять взаимодействиеслужбы занятости с органами исполнительной власти и предпринимательскимкорпусом.
Развитиеэкономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования ккачеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающимспециалистам. На рынке труда они считаются наиболее уязвимой категорией,вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственнойполитики.
Россию необходимо выводить из сложившегося «равновесия»между низким уровнем заработной платы, скрытой безработицей и отсутствиемпродуктивных рабочих мест, подтолкнуть к формированию более динамичного ипродуктивного рынка труда. С точки зрения развития рынка труда особое значениеимеют три сегмента этой политики:
— формирование динамичного рынка труда за счетреструктуризации предприятий и создания рабочих мест на новых предприятиях;
— регулирование рынка труда (правила найма и увольненияработников и характер трудовых договоров; учет фактического исполнения законов;баланс законодательного, коллективного и рыночного регулирования);
— система социальной защиты работников (страхование отбезработицы и другие меры поддержки доходов; разработка активных программразвития рынка труда)
Сегодня необходимо развернуть государственную системуподготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям техническогопрогресса с учетом потребности экономики.
Государство должно занять самую активную позицию в делеобеспечения занятости молодежи – разработать комплекс мер по закреплениюмолодых рабочих кадров, особенно в трудонедостаточных сегментах экономики.Главный инструмент такой политики – региональные программы по созданию рабочихмест для молодежи. При этом важно, чтобы государственное вмешательствоосуществлялось в основном с помощью экономических и правовых рычагов, смаксимальным подключением предпринимательских структур, а не административныхмер.[14]
Список использованной литературы
1. Аверьянов Ю., Калашникова И., Регулированиезанятости с точки зрения теории / Человек и труд. – 2005. № 5
2. Бабушкина Т., Гарсия-Исер М., Молодежь на рынках труда иобразовательных услуг / Человек и труд. 2005. № 6.
3. Долгова А., Жукова И., Полная и эффективная занятость молодежи –условие повышения конкурентоспособности страны / Человек и труд. 2007. №8.
4. Дубова О., Рахматуллина З., Маслова И., Роль службы занятости впрофессиональном самоопределении молодежи / Человек и труд. 2007. № 1.
5. Зубченко Е., «Новые известия» № 3 от 24.01.2011
6. Квасницский В.Н., Журавлева Т.Б. Демографическаяхарактеристика труда выпускников учебных заведений/ Народонаселение
7. Разумов А., Новик Е. Повышение образовательного уровня населения ирасширение занятости – условия сокращения бедности / /Человек и труд. 2007. №9.
8. Селиванова О.П… Занятость молодежи –стратегическая проблема // Человек и труд.-2003
9. Чукреев П.А. Социализация молодежи в обществепереходного периода. — Улан-Удэ, 1999.
10. Стратегия государственной молодежной политики в РоссийскойФедерации 2006-2016 www.mbnews.ru.
11. Официальный сайт органов местного самоуправленияhttp://www.ulan-ude-eg.ru/gorodskoi-sovet/molodej
12. Крылова Н. Молодежь и безработица Крылова Н. www.businesspress.ru.
13. Курапова О.А. Проблемы социальной адаптации молодежи к современнымусловиям рынка труда / www.SCTаvolsu.ru