Процедура внесения поправок в конституции Франции и США

1. ОБЫЧНАЯ И СПОРНАЯ ПРОЦЕДУРА ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ ФРАНЦИИ.

Во Франции ныне действует Конституция от 1958 года. Конституция 1958 года – это всего лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующего конституционного законодательства. В соответствии с ее преамбулой его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы граждан. Таким образом, особенностью действующей Конституции Франции является ее структура и порядок закрепления провозглашаемых прав и свобод.

Конституция 1958 г. по способу изменения является “особо жестокой”, поскольку для пересмотра требуется проведение двух этапов – принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра Основного закона согласно ст. 89 должен быть одобрен палатами парламента в идентичной редакции. При этой процедуре палаты – Национальное собрание и Сенат – находятся в равных условиях. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация, которая может быть осуществлена двумя способами: либо на референдуме (основная процедура), либо в Конгрессе – на совместном заседании парламентских палат большинством в 3/5 голосов. Право выбрать способ ратификации принадлежит Президенту республики. Однако для ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не члены парламента, Процедура ратификации в Конгрессе предусмотрена для внесения в Конституцию незначительных

поправок, когда проведение референдума нецелесообразно.

Пародоксальным является то, что с 1958 г. практика ратификации в Конгрессе стала основной процедурой принятия поправок, в то время как по смыслу ст. 89 Конституции нормой должен быть референдум. Большинство принятых поправок к Конституции было одобрено в Конгрессе.В Конституцию 1958 г. неоднократно вносились поправки. Все они приняты по инициативе Правительства. Некоторые поправки внесли глубокие изменения в отношения между органами государственной власти и в основы политической системы. Предметом этих поправок были: изменение порядка избрания Президента республики путем всеобщих выборов, включение в Конституцию норм Маастрихского договора, расширение права запроса Конституционного совета. Предмет других поправок носил скорее технический характер: предоставление возможности африканским государствам оставаться членами Сообщества; совмещение парламентских каникул со школьными и др.

2. СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ США.

Конституция США – “жесткий”, трудноизменяемый документ. Для ее изменения необходимо выполнить сложную процедуру.

Во-первых, предложение о внесении поправок выдвигается, если это сочтут две трети от общего числа членов двух палат Конгресса либо созванный по требованию законодательных собраний двух третей штатов специальный Конвент (ст.V Конституции). Во-первых, для ратификации поправок установлен еще более сложный порядок – они утверждаются законодательными собраниями трех четвертей штатов или конвентами в трех четвертях штатов, смотря по тому, какой из этих двух способов ратификации предложит Конгресс. После принятия поправки XVIII (1919 г.) Конгресс стал устанавливать срок для ратификации. Если за установленный срок поправка не ратифицирована, то она считается отвергнутой. Впрочем, Конгресс может продлить время ратификации.

Внешние очертания Конституция стала принимать с присоединением к ней поправок, содержащих права и свободы граждан; причем четыре из них в чистом виде регулируют вопросы активного избирательного права (поправки XV, XIX, XXIV, XXVI).

Права и свободы граждан в основном закреплены в первых десяти поправках (дополнениях), получивших название “Билль о правах” и принятых первым Конгрессом в 1789 г.

В принятии поправок юридически участвуют только законодательные органы федерации и штатов или специально избранные для этого конвенты. Единственное исключение составляла процедура принятия поправки в мае 1861 г., которая была впоследствии ратифицирована. Она была подписана главой исполнительной – Президентом Дж. Бьюкененом. Подпись Президента не имела и сейчас не имеет какого-либо юридического значения; это обстоятельство находится в известном противоречии с существующей законодательной процедурой, при которой промульгация принятого Конгрессом билля является завершающей стадией законотворчества.