Процедуры при аудите импортных операций

Вопрос 1.Процедуры при аудите импортных операций
 
Радикальнаяэкономическая реформа, кардинальное изменение геополитического положения Россиипосле распада СССР существенно повысили роль внешнеэкономического фактора вразвитии страны. Внешнеэкономическими стали для России хозяйственные и торговыесвязи не только с дальним, но и с ближним зарубежьем. Усилениевнешнеэкономического фактора объективно было продиктовано рыночнымипреобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействияотечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним. Данныеобстоятельства потребовали выработки новой внешнеэкономической политики Россиии механизмов ее реализации, одним из которых является либерализация импорта.
Либерализацияимпорта была необходима для создания конкурентной среды насверхмонополизированном внутреннем рынке, а также для компенсации резкого спадапроизводства в российской промышленности.
Анализстоимостных и физических объемов российского импорта показал, что с началомэкономических реформ в России данные показатели значительно сократились.Основной причиной уменьшения импорта в начале экономических преобразований былаполитика государства, направленная на сокращение расходов государства, включаярасходы на централизованный импорт, а также на постепенную ликвидацию системыбюджетного дотирования импорта.
Кроме того,введение в 1993 г. налога на добавленную стоимость, акцизов на импортные товарыи повышение в 1994 г. импортных пошлин на многие промышленные ипродовольственные товары, а также высокий уровень процентных ставок по рублевыми валютным кредитам, постоянное снижение курса рубля по отношению к твердымвалютам» девальвация национальной валюты в 1998 г. не стимулировали закупки товаров за рубежом.
Начиная с2000 года наметилась тенденция к увеличению импортных поставок. По даннымтаможенной статистики, импорт России в январе-августе 2002 года составил 28,7млрд. долларов и по сравнению с январем-августом 2001 года возрос на 8,2 %.Статистические данные свидетельствует о том, что импортные потребности Россиидостаточно велики — от продуктов питания, товаров массового спроса, товаровдлительного пользования до высокотехнологичного оборудования практически длявсех отраслей народного хозяйства.
В ближайшиегоды, даже несмотря на динамичное развитие экономики, Россия не сможетполностью достичь самообеспеченности в некоторых отраслях промышленности,поэтому импортные операции несомненно будут иметь место в структуревнешнеэкономической деятельности страны.
Экономическиепреобразования в области внешней торговли позволили предприятиям независимо отих принадлежности к государственному либо частному сектору, организационнойформы, размеров имущества и сферы деятельности, самостоятельно выходить навнешний рынок, руководствуясь исключительно экономической целесообразностью проводимыхвнешнеторговых операций.
В условияхразвития и становления внешней торговли весьма актуальное значение приобретаетаудит. Интеграция в мировую экономику ставит предприятия перед необходимостьюпредоставления отчетности, заверяемой независимыми аудиторами. Сегодня аудитявляется необходимым условием, обеспечивающим эффективное развитие рыночныхотношений, способствующих стабилизации и росту отечественной экономики.
Организация иметодика аудиторской деятельности в России формируется на основе опыта, которыйсложился в мировой практике. В России принята концепция о построениитрехуровневой системы нормативного регулирования аудита.
Верхнемуровнем системы нормативного регулирования является закон «Об аудиторскойдеятельности», который является документом прямого действия, определяющий рольи место аудита в системе экономических отношений.
Второйуровень системы нормативного регулирования представлен правилами (стандартами)аудиторской деятельности. Основное назначение документов этого уровня состоит вустановлении единых базовых требований, определяющих нормативы по качеству инадежности аудита и обеспечивающих определенный уровень гарантии результатоваудиторской проверки при соблюдении этих требований…
Документытретьего уровня, регулирующие аудиторскую деятельность должны носитьвспомогательный характер и основная их цель -помощь в технической реализациитребований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приемов ирациональных способов организации аудиторской деятельности. На сегодняшний деньв системе нормативного регулирования документы третьего уровня не проработаны иявляются внутрифирменными стандартами аудиторских фирм.
Необходимостьизучения организации аудита импортных операций предприятий обусловлена с однойстороны отсутствием закрепленного на законодательном уровне регламентапроведения аудита импортных операций, с другой, особенностью, с которойсталкивается аудитор при проведении проверки, заключающейся в одновременномсоблюдении гражданского, валютного, таможенного, бухгалтерского и налоговогозаконодательства, что вызывает определенные трудности в практической работеаудиторов и как следствие влияет на качество аудиторских проверок. Аудит импортных операций
 
Аудитимпортных операций – один из наиболее важных этапов аудита бухгалтерской отчетности.Проверка деятельности в этой сфере требует особого внимания, так как зачастуюкредиторская задолженность перед поставщиками по внешнеэкономическим операциямотражена в бухгалтерском учете некорректно либо раскрыта не полностью.
Программыаудита предусматривают следующие специфические процедуры:
·          анализ документов(контрактов, паспортов сделок, инвойсов, коносаментов, международныхтоварно-транспортных накладных и пр.), которые подтверждают права клиента наотражение в бухгалтерском учете операций по формированию кредиторскойзадолженности, выраженной в иностранной валюте;
·          проверка порядкаформирования стоимости ТМЦ, оборудования и прочих активов, приобретенных врезультате совершения импортных операций;
·          проверка переходаправа собственности при совершении внешнеэкономических операций (в соответствиис международным правом или импортными контрактами);
·          проверкасуществования, точности измерения и полноты отражения в учете сумм НДС,подлежащего уплате на таможне.
·          аудит импортныхопераций с участием посредника (комиссионера, агента и т. п.);
·          проверка порядкаотражения задолженности перед таможенными органами по таможенным платежам;
·          проверкаправоустанавливающих документов, своевременности отражения и стоимостной оценкисумм штрафных санкций, предусмотренных импортными контрактами.
Аудитимпортных операций требует знания международного и российскогозаконодательства, специфических разделов бухгалтерского и налогового учета

Списокиспользованной литературы:
 
1. Гражданский кодекс РФ. Части I и II.
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ МФ РФ от 29.07.1998 № 34н)
3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ МФ РФ от 31.10.2001 № 94н)
4. Налоговый кодекс РФ. Части I и II.
5. Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах (Федеральный закон от 06.08.2001 № 110-ФЗ)
6. ПБУ 1/1998 «Учетная политика организации» (Приказ МФ РФ от 09.12.1998 № 60н)
7. ПБУ 4/1999 «Бухгалтерская отчетность организации» (Приказ МФ РФ от 06.07.1999 № 43н)
8. ПБУ 9/1999 «Доходы организации» (Приказ МФ РФ от 06.05.1999 № 32н)
9. ПБУ 10/1999 «Расходы организации» (Приказ МФ РФ от 06.05.1999 № 33н)
10. ПБУ 3/2001 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (Приказ МФ РФ от 10.01.2001 № 2н)
11. ПБУ 15/2001 «Учёт займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»(Приказ МФ РФ от 02.08.2001 №60н)
12. Положение о безналичных расчетов в РФ (ЦБ РФ от 12.04.2001 №2-П)
13. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (МФ РФ от 13.06.1995 №49)