Содержание
Введение
Глава 1. Сущность и теория цены
1.1 Определение понятия цена
1.2Эволюция теории цены
Глава 2. Система цен и их классификация
2.1 Виды цены
2.2 Функции цены
Глава 3. Процесс и особенности механизма ценообразования
3.1 Этапы ценообразования
3.2 Механизмы ценообразования
Заключение
Список используемой литературы и источников
Приложение
Введение
Цена — одна из наиболее важных экономических категорий. Цена естьденежное выражение стоимости товара.
В настоящеевремя существует множество различных определений понятия цена. Можно привестиследующие:
1. Денежное выражение стоимости;
2. Денежное выражение системы ценообразующих факторов;
3. Инструмент рыночной конкуренции;
4. Характеристика товара на рынке;
5. Один из элементов рынка (наряду со спросом, предложением и конкуренцией);
6. Количество денег (товаров, услуг), за которое продавец готовпродать, а покупатель готов купить 1 единицу товара (услуги);
7. Денежное выражение ценности товара (услуги) при обмене;
8. Один из элементов комплекса маркетинга (маркетинг-микса). С этойточки зрения, цена — количество денег, запрашиваемое за продукцию, илисумма благ (ценностей), которыми готов пожертвовать потребитель в обмен наприобретение определенной продукции или услуги.
Актуальностькурсовой работы обусловлена тем, что в рыночной экономике удача каждогопредприятия или того, кто занимается им, в большей степени зависит от того, как верно они установятцену на товары. Цена основой фактор, для выбора покупателем. Это до сих пор верно,среди небогатого населения при выборе товаров. Не смотря на это, выборпокупателя складывается на основе целевых факторов, а именно Salespromotion — продвижение продаж и распределение товаров и услуг.
Цельюкурсовой работы является изучение механизма и способов ценообразования врыночной экономике.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем, а именно:
1. Раскрыть понятие цены иопределить функции и виды
2.Посмотретьцель и метод ценообразования
3.Выделитьосновные механизмы ценообразования
Впервой главе объясняется эволюция цены, сущность и основные понятия Цена[1] —количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), апокупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена являетсякоэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обменетоваров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной вденьгах, или денежной стоимостью единицы товара. Это фундаментальная экономическаякатегория. Базовые определения стоимостной теории цены изложены в трудахпредставителей эпохи становления капитализма (конец XVIII — начало XIX в.)
Вовторой главе рассмотрены виды и функции цен, многообразие цен и оснований дляих классификации позволяет на практике объединять их в различные группы.
Втретьей главе определены этапы ценообразования, и его механизмы. Любоепредприятие не может произвольно назначать ту или иную цену продукции. Онодолжно создать целую систему ценообразования, охватывающую все виды продукции врамках своего товарного ассортимента и учитывающую отличия в издержках поорганизации сбыта в разных географических регионах, различия в уровнях спроса,распределения покупок по времени и прочие факторы. Кроме того, в условиях рынкапредприятиям приходится адаптироваться к постоянно изменяющемуся конкурентномуокружению, порой выступая инициатором изменения сложившихся рыночных цен, аиногда реагируя на новые ценовые решения компаний-конкурентов
Глава 1. Сущностьи теория цены
1.1 Определение и понятие цены
Цена- экономическое понятие, существование и важность которого никому не надообъяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдатьили самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такоецена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.
Высокаяцена означает, что вещь дорогая и ее покупка требует больших денежных затрат,низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однакоцена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не толькоиндивидуальную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки ипродажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включаяпроизводство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказаниеуслуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменениядействуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.
Этафункция цен и их взаимодействие с экономикой в масштабах не только личности исемьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше известныобывателю.
Подединым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен:оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные,государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряддругих.
Будучишироко употребительными в экономике любого типа (централизованной, рыночной,смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. Всоответствии с коммунистической, чисто распределительной доктриной экономикавообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночнаяэкономика без цен становится бессмысленной.
Цены,несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же времядовольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможностивоздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньшенадежд, возлагаемых людьми на цены, на ценовой механизм. В ценовом механизмеследует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны,сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, а с другой — ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен иизменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше,чем с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Оно,собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование отнас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своемединстве ценовой механизм.
Датьобщее, единое определение понятия «цена» столь же сложно, как найтивсеобщую дефиницию термина «деньги». Тем более, что эти понятия тесносвязаны между собой и термин «цена» происходит от слова«деньги». Для потребителя, покупателя такое утверждение можетпоказаться странным. С позиции покупателя, приобретающего товары поопределенным ценам, все представляется предельно ясным. Для покупателя цена — это количество денег, которое ему приходится платить за единицу товара, завещь, за услугу. Для продавца — это количество денежных единиц, которое можнополучить за продаваемую вещь. В принципе, эти естественные, эмпирическиеопределения вполне корректны.
Однакоподобные простейшие определения не дают ключ к пониманию, каковой должна бытьцена, как она зарождается, как действует ценовой механизм.
Оценах стали говорить и писать не столько с позиций их сути и назначения,сколько с точки зрения способов их формирования, определения. Восприятие ценывсе более ассоциировалось с эпитетами, сопровождающими это слово:«государственная», «рыночная», «твердая»,«договорная», и тому подобными. Смысл цены так или иначе связываетсяс ценообразующими факторами, влияющими на ее величину.
1.2Эволюция теории цены
Значение исущность стоимости и цены товара находились в поле зрения ученых и практиков сдревнейших времен существования организованных форм общественного бытия. Вчастности, первые подходы к определению сущностных характеристик стоимостиотмечены в трудах античных мыслителей, философов Китая и Индии.
Какдревние, так и средневековые авторы уже выделяли такие характеристики цены, какстоимость, затраты, полезность. Именно эти подходы нашли существенное развитиев более поздний период в трудах представителей классической политическойэкономии, маржиналистской школы и их последователей.
Базовыеконцептуальные подходы к ценообразованию формировались поступательно, исходя изсуществовавших в том или ином историческом периоде условий и соответствующих имэкономических отношений.
Базовыеопределения стоимостной теории цены изложены в трудах представителей эпохистановления капитализма (конец XVIII — начало XIX в.) — основателейклассической школы политической экономии В. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, в основеучения которых заложен представление, о трудовой теории стоимости. Стоимостьтовара определяется количеством труда, необходимого для его производства,ценность — издержками, понесенными на его производство.
В. Петти(1623-1687) считается первым автором трудовой теории стоимости. Он ввел понятия«естественной цены» (внутренней стоимости) и «рыночной цены». Стоимостьопределяется затраченным трудом. Независимо от В. Пети, трудовая теория стоимости была разработан основателем французскойклассической экономической школы Пьером Буагильбером (1646-1714), которыйвеличину «истинной стоимости» также предлагал определять затратами труда. Крометого, П. Буагильбер большое внимание уделил изучению потребительной стоимости,так как полагал, что целью производства является потребление.
Дальнейшееразвитие взглядов английской классической школы связано с трудами А. Смита(1723-1790), основным из которых является «Исследование о природе и причинахбогатства народов» (1776). По мнению А. Смита, стоимость определяется затратамитруда, а именно тем количеством труда, на которое можно приобрести данныйтовар. Вместе с тем стоимость определяется источниками дохода, под которыми онпонимал заработную плату, прибыль и ренту.
Трудоваятеория стоимости и цены была существенно развита Д. Рикардо (1772-1823),который последовательно раскрыл идею А. Смита о том, что стоимость полностьюопределяется трудом только в примитивных обществах. Д. Рикардо сделал попыткунайти количественные соотношения между заработной платой, стоимостью, прибыльюи рентой. Основной труд «Начала политической экономии и налогового обложения»был опубликован им в 1817 г. Д. Рикардо показал, почему теория трудовых затратне может полностью объяснить соотношения товарных цен. В цену он включалстоимость, созданную затраченным на производство товара трудом, а такжестоимость капитала, занятого в его производстве. Тем самым существенноезначение отводится издержкам производства, которые, по мнению Д. Рикардо,регулируют цену товаров. Исследователь подчеркивал, что влияние спроса ипредложения на рыночную стоимость товара имеет временной (краткосрочный)характер, а определяющим фактором в долгосрочной перспективе являются издержкипроизводства. Определенный вклад в развитие теории стоимости и цены внесфранцузский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832), который существенное вниманиеуделил исследованию спроса и предложения. Землю, труд и капитал он считалравноценными факторами создания стоимости. По его мнению, стоимость зависит отполезности товара, издержек на его производство, спроса и предложения.
Наиболеепоследовательным сторонником стоимостной теории цены являлся К. Маркс(1818-1883), который в своем основном труде «Капитал» ввел понятие абстрактноготруда как объективной субстанции стоимости. Сущность его концепции заключаетсяв признании существования двух экономических категорий — «стоимость» и «цена»,каждая из которых имеет собственную характеристику и содержание.
К. Марксразработал теорию прибавочной стоимости, основу которой составляет понятиетого, что рабочий создает большую стоимость, чем он получает в виде заработнойплаты за вложенный им в производство товара труд. То есть прибавочная стоимость— это стоимость продукта неоплаченного труда рабочих.
Подстоимостью К. Маркс понимает воплощенные в товаре общественно необходимыезатраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данногопериода времени) условиям, умелости и интенсивности труда. Так как всякий товаресть результат труда, то все товары становятся качественно однородными, следовательно,сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах,также становится качественно однородным, т. е. трудом «вообще», обезличеннымлибо лишенным конкретики.
Ценатовара, по Марксу, представляет собой денежное выражение его стоимости. В связис влиянием различных рыночных факторов цена каждой отдельной единицы товараможет отклоняться от его стоимости.
Глава 2Система цен и их классификация
2.1 ВидыценыЦена[2]– сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основныепроблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится кпроизводству и реализации товаров, формированию их стоимости, распределению ииспользованию ВВП и национального дохода.
«Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся впроцессе их обмена». В такой формулировке выделяются два основных акцента.Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью,полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласнотакой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только вусловиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, безкупли-продажи о цене говорить не приходиться, цену способен установить толькорынок.
/>/>/>Спомощью цен соизмеряются затраты и результаты хозяйственной деятельностипредприятия, экономически обосновывают наиболее выгодные варианты осуществлениякапитальных вложений, стимулируют производство и потребление, а также качествотовар/>/>/>а.
Многообразие цен и оснований для ихклассификации позволяет на практике объединять их в различные группы.(Приложение 1)
Выделяют следующие виды цен:
I. В зависимости от вида продукции,услуг:
1.на материальную продукцию;
2.на услуги;
3.на продукцию строительства.
1. Цены на материальную продукцию в зависимости от того, какойоборот они совершают продукция, бывают:
1) закупочные;
2) оптовые;
3) отпускные;
4) розничные.
Оптовые и отпускные цены на продукцию определяются предприятиями-изготовителями этой продукции. Оптовые на продукциюпроизводственно-технического назначения, отпускные на товары народногопотребления.
Розничные цены устанавливаются на товары народного потребления ипродукцию производственно-технического назначения, реализуемые населению иликонечному потребителю.
Закупочные цены устанавливают на сельскохозяйственную продукцию.Это цены, по которым государственные заготовительные организации приобретаютпродукцию у предприятий сельского хозяйства.
2.Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяются натранспортные, бытовые и коммунальные, информационные.
3. Цены на продукцию строительства устанавливают индивидуально накаждый строительный объект, исходя из сметы затрат.
II. В зависимости от порядкаустановления цены делятся на
1.свободные;
2.регулируемые.
Свободные цены, устанавливаются по согласованию сторон на основеспроса и предложения.
Регулирование цен осуществляется на основе:
1) экономических
2) административных методов.
Экономическоерегулирование цен осуществляется через:
– финансовую,
– налоговую,
– кредитную,
– таможенную
– бюджетную политику.
Например:посредством установления акцизов, повышающих цены на предметы роскоши(налоговая политика).
III.В зависимости от порядкавозмещения транспортных расходов могут быть различные виды франко цен.
1. Виды оптовых цен.
Оптовые цены в зависимости от различных признаков классифицируютсяразличным образом:
I. Первый признак классификации — взависимости от величины транспортных расходов, включаемых в цены оптовые ценымогут быть:
А. Франко-склад поставщика (нет транспортных расходов);
Б. Франко-станция отправления (опт. цена + расходы натранспортировку до станции отправления);
В. Франко-вагон станция отправления (франко-станция отправления +погрузка в вагон);
Г. Франко-вагон станция назначения (предыдущее + до станцииназначения без разгрузки);
Д. Франко-станция назначения (предыдущее + разгрузка из вагона);
Е. Франко-склад потребителя (предыдущее + до склада).
II. В зависимости от характераустановления цены, цены могут быть свободные и гос. регулируемые.
Регулирование цен на продукцию предприятий-монополистовпроизводится путем установления предельного уровня рентабельности при расчетецены.
III. Третий признак.
В зависимости от характера обслуживаемого оборота оптовые ценыделятся на оптовые цены предприятия и оптовые цены промышленности. Оптовые ценыпредприятия[3] — это цены, по которым изготовителям оплачивают их продукцию. Оптовые ценыпредприятия делятся в свою очередь на свободные оптовые цены на продукцию ПТН(производственно-технического назначения) и оптовые свободные (отпускные) ценына ТНП (товары народного потребления). Оптовые свободные цены включают в себясебестоимость, прибыль, акциз и НДС.Ц оптовая(отпускная) = С/с + Прибыль +Акциз + НДС
Оптовыецены промышленности — цены, по которым предприятия-потребители покупаютпродукцию. Оптовые цены промышленности действуют на продукцию, по которойустановлено государственное регулирование. Эти цены устанавливаются напродукцию добывающей промышленности, лесной, цементной.
Применение оптовых цен промышленности связано с различнымиусловиями производства и добычи разного топлива.
Для того, чтобы компенсировать разные условия производства, длягрупп предприятий, находящихся в равных географических и климатических условияхи в примерно в одинаковых условиях производства, государство устанавливаетрасчетные цены (например, расчетные цены на драгоценные металлы и драгоценныекамни).
2.2Функции цены
Цена выполняет ряд функций. Они характеризуют роль, которуюцены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способыих реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, вкоторой действуют, используются цены.
Первичной функцией цены следует считать измерительную.Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря,определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавецполучить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежномусредству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная ценувесовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количествопродаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаемвеличину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы,труда, измеряется заработная плата.
С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная,заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мыполучаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие идешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться ипри сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.
Благодаря соизмерительной функции цена обретает учетную функцию.Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественномвыражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели,измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментомучета. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производствопродукции.
Цена может выполнять распределительную функцию,заключающуюся в возможности за счет перераспределения спроса на тот или инойпродукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширениепроизводства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производстваизбыточного товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно вмалоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств изустаревших отраслей.
Особенно наглядно эта функция отражается в ценах,регулируемых государством. Государство, регулируя с помощью цен накоплениеотдельных отраслей экономики, влияет на темпы их развития, обеспечиваядостижения национальных приоритетов. Одновременно перераспределение накопленийчерез систему цен из одних отраслей в другие может привести к отставанию вразвитии, снижению конкурентоспособности отдельных отраслей.
Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами иих изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы,уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальнаяреакция людей на уровень цены, его изменение чувствительна и высока. В бытовомвосприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что ростцен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. Приэтом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, какдоходы, наличие товаров на рынке, структура потребления. Манипулируя ценами,правительство регулирует уровень потребления различных слоев общества.
Цены выполняют стимулирующую функцию, влияя назаинтересованность производителей в повышении объемов производства и качествапродукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегаетчерез желание производителя увеличивать доход и прибыль, которыенепосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Желаниепокупателя – минимизация затрат на приобретение товара определенного качества.Цена оказывает непосредственное влияние на достижение этих результатов. Напроизводителя стимулирующее или сдерживающее воздействие оказывают: уровеньцены; уровень рентабельности; таможенные пошлины – для защиты отечественногопроизводителя.
На потребителя стимулирующее или сдерживающее воздействиецен может проявляться через уровень цены; надбавки и скидки к цене; акциз;дифференцированное ценообразование; продажу товаров в кредит и т.п.
Также цена выполняет информационную функцию, которая даетпокупателям и продавцам информацию об изменениях в спросе и предложении, опотребностях в тех или иных товарах, дефиците при избытке ресурсов и т.п. Темсамым покупатели и продавцы ориентируют свои действия.
Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределахнародного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции,выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимныхрасчетов между странами.
Функции цены отражают ее сущность, роль в экономике, местосреди других экономических категорий и взаимосвязь с этими категориями.
Все функции тесно взаимосвязаны, и административноеограничение одной из них отрицательно сказывается и на других.
Стимулирующая функция цены содействует реализации функциисбалансированности спроса и предложения, способствует наращиванию производстватоваров, пользующихся спросом. Цена может играть и противоположную роль,способствуя сокращению предложения товаров. Это также приводит к балансированиюспроса и предложения, когда последнее превышает спрос.
Распределительная функция действует совместно с функциейцены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуяпереливу капиталов в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос наконкретные товары и характерна высокая норма прибыли.
Учетная функция цены вступает в противоречие со всемипрочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенноотклоняются от издержек производства и реализации. Поэтому взаимосвязи междуразличными функциями цены должны быть предметом специальных маркетинговыхисследований.
Глава 3. Процесс и особенности механизма ценообразования
3.1Этапы ценообразования
Любоепредприятие не может произвольно назначать ту или иную цену продукции. Онодолжно создать целую систему ценообразования, охватывающую все виды продукции врамках своего товарного ассортимента и учитывающую отличия в издержках поорганизации сбыта в разных географических регионах, различия в уровнях спроса,распределения покупок по времени и прочие факторы. Кроме того, в условиях рынкапредприятиям приходится адаптироваться к постоянно изменяющемуся конкурентномуокружению, порой выступая инициатором изменения сложившихся рыночных цен, аиногда реагируя на новые ценовые решения компаний-конкурентов. (Приложение 2)
Процессценообразования включает следующие этапы:
1. установление целей ценообразования;
2. оценку спроса;
3. оценку издержек;
4. изучение цен конкурентов;
5. установление окончательной цены.
6. выбор метода ценообразования;
7. политика и выбор стратегии
Данныйподход представляет процесс ценообразования на предприятии в самом общем виде.Он не является неизменным. Необходимо учитывать, что любой из перечисленныхвыше этапов может оказать самое сильное и неожиданное воздействие наустановленные ранее цены и значительно скорректировать их. Так, например,трудно переоценить значимость и влияние на установление цен факторов внешнейсреды, к которым относятся такие из них, как конъюнктура рынка, конкуренция,спрос. Эти факторы оказывают непосредственное влияние на изменение стратегииценообразования, которая является составляющей выживания предприятия вдолгосрочной перспективе.
1.Установление целей ценообразования
Преждевсего фирме предстоит решить, каких именно целей она стремится достичь спомощью конкретного товара. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционированиетщательно продуманы, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включаяи проблему цены, довольно ясен. Чем яснее представление фирмы о целяхценообразования, тем легче установить цену. Примерами таких целей могут быть:
ü рост. Если компания стремится к тому, чтобы ее товар,обладающий отличительным преимуществом, занял место на привлекательном рынке,она использует цены как основное оружие в завоевании рыночного «плацдарма» илиего расширении.
ü обеспечение выживаемости, которое становится основной цельюфирмы в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит остраяконкуренция или резко меняются потребности клиентов. Чтобы обеспечить работупредприятий и сбыт своих товаров, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены внадежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание важнееприбыли.
ü максимизация текущей прибыли, для чего фирмы производят оценкуспроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену,которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности имаксимальное возмещение затрат.
ü завоевание лидерства по показателям доли рынка. Вариантом этойцели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка. Добиваясьлидерства по показателям доли рынка, фирмы идут на максимально возможноеснижение цен.
ü завоевание лидерства по показателям качества товара, что обычнотребует установления на товар высокой цены, чтобы покрыть издержки надостижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР.
2.Определение спроса.
Любая цена,назначенная фирмой, так или иначе, скажется на уровне спроса на товар.Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спросапредставлена кривой спроса, которая показывает, какое количество товара будетпродано на рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, которыемогут взиматься в рамках данного отрезка времени.
3. Оценкаиздержек.
Спрос, какправило, определяет максимальную цену, которую фирма может запросить за свойтовар. Минимальная цена определяется издержками фирмы. Компания стремитсяназначить на товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки поего производству, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли заприложенные усилия и риск.
Издержкифирмы бывают двух видов – постоянные и переменные. Постоянные издержки(«накладные расходы») – это расходы, которые остаются неизменными. Так, фирмадолжна ежемесячно платить за аренду помещения, теплоснабжение, выплачиватьпроценты, жалованье служащим и т.д. Постоянные издержки присутствуют всегда,независимо от уровня производства.
Переменныеиздержки меняются в прямой зависимости от уровня производства. В расчете наединицу продукции эти издержки остаются неизменными, а переменными называютсяпотому, что их общая сумма меняется в зависимости от числа произведенных едиництовара.
Валовыеиздержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при каждомконкретном уровне производства. Руководство стремится взимать за товар такуюцену, которая как минимум покрывала бы все валовые издержки производства.
4. Анализцен и товаров конкурентов.
Наустановление фирмой среднего диапазона цен влияют цены конкурентов и ихрыночные реакции. Фирме необходимо знать цены и качество товаров своихконкурентов. Добиться этого можно несколькими способами. Фирма может поручитьсвоим представителям произвести сравнительные покупки, чтобы сопоставить цены исами товары между собой. Она может заполучить прейскуранты конкурентов,закупить их оборудование и разобрать его. Она может также попросить покупателейвысказаться по поводу того, как они воспринимают цены и качество товаровконкурентов.
5.Установление окончательной цены
Самыйпоследний шаг – установление окончательной цены. Выбрав один из методовценообразования, необходимо принять само ценовое решение, определить конкретнуюцену. Здесь учитывается целый ряд аспектов, таких как психологическоевоздействие, влияние разных элементов маркетинга, соблюдение базовых целейценовой политики, анализ возможной реакции на принимаемую цену. Роль психологическоговоздействия определяется тем, что цена служит для многих потребителей главнымпоказателем качества изделия. Цены, создающие имидж, характерны, прежде всего,для продукции, воздействующей на самосознание покупателя. Потребитель можетпредпочесть более дорогую вещь, если она представляется ему более оригинальнойи престижной.
Полученныев результате проекты цен целесообразно перепроверить с позиций достиженияисходных целей ценовой политики. Следует оценить, какую реакцию рынка вызоветцена? Как воспримет эту цену торговля? Какой будет конечная розничная цена сучетом торговой надбавки? Как отреагируют на данную цену конкуренты? Невступает ли эта цена в противоречие с действующим законодательством? Еслиполученные ответы удовлетворяют предпринимателя, то товар предлагается рынку, ав ценовой политике начинается период ценовых модификаций, дифференциации,скидок и других приспособлений к постоянному изменению текущих условий рыночнойконъюнктуры.
По мереразвития рынка растущая конкуренция и чувствительность покупателей к ценамвынуждают компанию снизить реальные цены на товары. С другой стороны, инфляция,ожидание роста прибыли заинтересованными группами, трудности в разработке новыхтоваров – все это заставляет руководителей компаний искать новые пути повышениячистой прибыли. Один из самых эффективных способов – повышение цен на продукциюкомпанию
6. Выбор метода ценообразования
Зная график спроса, расчетную сумму издержек и ценыконкурентов, фирма готова к выбору цены собственного товара. Цена эта будет впромежутке между слишком низкой и слишком высокой (Приложение 3). Минимальновозможная цена определяется себестоимостью продукции, максимальная – наличиемкаких-то уникальных достоинств в товаре фирмы. Цены товаров конкурентов итоваров-заменителей дают средний уровень, которого фирме и следуетпридерживаться при назначении цены.
Фирмы решают проблему ценообразования, выбирая себеметодику расчета цен, в которой учитывается как минимум одно из этих трехсоображений. Существует несколько методов ценообразования:
ü Ценообразование, основанное наиздержках («издержки плюс» или «средние издержки плюс прибыль») Предприятие нарынке запрашивает цену товаров, способную возместить затраты и обеспечитьмаксимально возможную прибыль на основе стандартной наценки в зависимости отвида товара. Данный метод стыкуется с существующей практикой калькулированиясебестоимости, что также объясняет его предпочтение для многих отечественныхпроизводственных структур. Вместе с тем налицо и существенные недостатки:затратный механизм ценообразования, обуславливающий слабую заинтересованность ких снижению; понижается конкурентоспособность товара; слабая связь с уровнемспроса. Главная трудность его применения – сложность определения уровнядобавочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее расчета. Всеменяется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния конкурентной борьбы.Уровень добавленной суммы к себестоимости товара или услуги, устраивающийпродавца, может быть не принят покупателем.
ü Анализ безубыточности и ценообразованиепо целевой прибыли. Фирма стремится установить цену, обеспечивающую ей желаемыйобъем прибыли. Строятся специальные графики общих издержек (постоянных,временных) и ожидаемой выручки при различных объемах продаж. Кривая выручкизависит от цены товара. Подбирается такое сочетание объема выпуска и цены,которое обеспечивает нужную прибыль. Такой метод ценообразования требует отфирмы рассмотрения различных вариантов цен, их влияния на объем сбыта,необходимый для обеспечения безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
ü Ценообразование, основанное наотношении покупателей к цене (ощущаемой ценности товара). Основным факторомвыступают не издержки предприятия, а восприятие потребителя. Для этого вмаркетинговой и сбытовой политике фирм используются специальные приемы, а ценыпризваны соответствовать ощущаемой ценности товара. Для этого исследуютсямодели потребительского поведения, ценностные представления покупателей. Такжеприменяются неценовые методы воздействия: сервисное обслуживание, гарантиипокупателям и т.д.
ü Ценообразование на основе уровнятекущих цен. В тех случаях, когда затраты трудноизмеримы, некоторые фирмысчитают, что метод текущей цены, или цены, обычно получаемой за товар на рынке,представляет собой результат совместного оптимального решения предприятийданной отрасли промышленности. Использование метода текущей цены особеннопривлекательно для тех фирм, которые хотят следовать за лидером. Этот методиспользуется в первую очередь на рынках однородных товаров, поскольку фирма,продающая однородные товары на рынке с высокой степенью конкуренции, имеетограниченные возможности влияния на цены. В этих условиях главной задачей фирмыявляется контроль за издержками.
ü метод «запечатанного конверта» илитендерного ценообразования используется в отраслях, где несколько компанийведут серьезную конкуренцию за получение определенного контракта. Приопределении тендера исходят прежде всего из цен, которые могут назначитьконкуренты, и цена определяется на более низком по сравнению с ними уровне.
Существуетряд методов построения цен на новую продукцию в зависимости от уровня еепотребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра. Такиеметоды можно назвать нормативно-параметрическими. К их числу относят следующиеметоды: удельных показателей, регрессионного анализа, балловый, агрегатный.
7. Политикаценообразования [4]–общие принципы, которых фирма собирается придерживаться в сфере установленияцен на свои товары и услуги. Стратегия ценообразования – набор методов, спомощью которых эти принципы можно реализовать на практике.
Ценоваяполитика существенным образом зависит от того, на каком типе рынка продвигаетсятовар. Можно выделить четыре типа рынков, в каждом из которых стоят своипроблемы в области ценообразования (Приложение 2)
В зависимости от типа товаров (рынков) и позиции,занимаемой фирмой, ее можно отнести к одной из двух групп:
ü Ценоискатели – фирмы, формирующие цены.Эти фирмы обладают рыночной силой, достаточной для того, чтобы на свои товарыустанавливать цены, отличные от цен конкурентов. Такие ситуации характерны длярыков монополистической конкуренции и олигополии.
ü Ценополучатели – фирмы, следующиерыночным ценам. Эти фирмы обладают слишком малой властью над рынком, чтобыпроводить собственную ценовую политику. Поэтому им остается только продаватьсвои товары по сложившейся на рынке цене. Такие ситуации характерны для рынковсовершенной конкуренции и рынков с доминирующими фирмами-лидерами.
В какой бырыночной позиции ни находилась фирма, она не может позволить себе устанавливатьцены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов решений.Вопросы, которыми задаются менеджеры и специалисты по ценообразованию, судя потому, как они сформулированы, фактически можно говорить о том, есть ли у фирмычеткая ценовая политика или нет. (Приложение 3)Анализ деятельностипреуспевающих фирм показывает, что они обладают, как правило, четкой политикойцен и определенной стратегией ценообразования.
Для проведения политика ценообразования компания должнаразработать стратегию образования цен. Стратегии ценообразования отличаютсятем, что одни направлены на проникновение на рынок, а другие – на «снятиесливок». В первом случае компания устанавливает максимально низкие цены длятого, чтобы расширить рынок и увеличить свою долю в нем. Стратегия «снятиясливок» заключается в достижении высокой чистой прибыли на единицу продукциипутем установления высоких цен, т. е. привлечения небольшого слоя нечувствительных к цене покупателей. Стратегия проникновения говорит о большихамбициях компании в том, что касается доли рынка и лидерства в отрасли. Однакоона сопряжена с большим риском, так как ответные действия конкурентов,возможно, приведут к значительному сокращению прибыли компании, а изменения впотребительском спросе и технологиях – к устареванию товара еще до того, какокупятся производственные инвестиции.
С финансовой точки зрения стратегия «снятия сливок» связанас меньшим риском и особенно подходит для совершенно новых, незнакомых товаровили рынков с большим количеством сегментов. Недостатком этой стратегиистановятся издержки упущенных возможностей, появляющиеся у компании при быстромиспользовании конкурентами потенциала рынка путем предложения покупателямтоваров более высокого качества по низким ценам.
Есть и проблемы, связанные с выбором стратегииценообразования (Приложение 4).Позиции, пересекаемые диагонально и находящиесясправа от нее представляют собой комбинации цен и качества, имеющие ценностнуюзначимость для покупателя. Стратегии установления высоких цен имеют смысл лишьтогда, когда они разрабатываются для товаров высочайшего качества. Но и в этомслучае остается опасность того, что конкуренты предложат потребителям большуюценность, т. е. товар аналогичного качества по относительно низкой цене. Точнотак же экономические стратегии низких цен и низкого качества эффективны лишь дотех пор, пока конкуренты не предложат по тем же ценам товар более высокогокачества. Любая позиция слева от диагонали представляет собой нереальнуюстратегию.
3.2 Механизмы ценообразования
1.Затратный механизм ценообразования
/>Механизмзатратного метода ценообразования может быть представлен в виде схемы
Затратный механизм ценообразования представляет собой, с однойстороны, связь между ценой и ценообразующими факторами, и, с другой стороны,способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования,изменение во времени. Согласно этому методу величина цены товара ставится внепосредственную зависимость от издержек производства и обращения,представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализациюединицы продукции.
Принципы и методы формирования цен при затратном механизмеценообразования должны определяться на предприятии, т.е. в сфере производства,и, как правило, до начала выпуска продукции. Это приводит к тому, что за базуцен принимаются затраты на производство. При таком подходе к построению ценрынок оказывает очень слабое воздействие на их уровень и динамику, практическине учитываются потребительские свойства товара, которые необходимы покупателю.Однако из этого не следует, что цена товара равна сумме издержек напроизводство и продажу единицы продукции. Механизм затратного ценообразованиястроится таким образом, чтобы производитель и продавец товара должны, продаваятовар по определенной цене, получать возможность не только возмещать издержки,но и получать прибыль.
Формула цены, определяемой на основе затратного подхода, имеетследующий наиболее общий вид:
Ц=С+П,
где Ц – цена единицы товара;
С – издержки производства и обращения единицы товара,(себестоимость);
П – прибыль, получаемая производителями, т.е. продавцами, за счетпроизводства и продажи единицы товара.
Характеризуя затратный подход ценообразования, необходимо иметь ввиду на основании каких издержек определяется цена. Чаще всего используютсясредние издержки в расчете на единицу продукции из всего количествапроизводимых товаров. Однако могут быть использованы и предельные издержки, под которымипонимается прирост общих издержек, обусловленный увеличением производства ипродажи товара на одну единицу.
Широко используется определение издержек на основе калькуляции,т.е. бухгалтерского расчета затрат по их отдельным элементам. Необходимо иметьв виду, что на величину издержек влияет фактор времени, где могутсовершенствоваться технологии, которые ведут к снижению затрат, а также иметьместо инфляционные процессы, приводящие к увеличению издержек.
Вторая особенность затратного механизма ценообразования – этотолкование прибыли и правомерности ее получения теми или иными агентами,участниками процесса производства и обращения.
Прибыль — это дополнительная (сверх себестоимости) плата, которуювынужден вносить покупатель товара, при приобретении единицы продукции. Этосвоеобразный налог на покупателя, но не со стороны государства, а со стороныпроизводителя и продавца. Прибыль позволит стимулировать производителя, а такжевкладывать средства в развитие производства и торговли.
Относительная величина прибыли обычно рассматривается какотношение прибыли к себестоимости продукции (издержкам) или к цене, известнапод названием рентабельность. Этот показатель и в настоящее время имеет широкоехождение в российской экономической практике.
В случае, когда он рассматривается как нормативная величина, такойпоказатель именуют нормой прибыли.
Таким образом, предприятия, фирмы, определив совокупные издержкипроизводства и обращения и на их основе удельные издержки в расчете на единицутовара (средние или предельные), устанавливают себестоимость, суммируя которуюс прибылью от реализации единицы продукции, рассчитывают цену. При этом прибыльобычно устанавливается, исходя из
принятой нормы прибыли или показателя рентабельности. Например,себестоимость единицы товара составляет одну тысячу восемьсот рублей, апоказатель рентабельности равен 0.3 (30%), тогда прибыль составит:
1800*0.3=600 руб., а цена единицы товара будет равна 1800+600=2400руб.
Так как цена была установлена в процессе производства,естественно, что на нее ориентируется производитель, и нет гарантий в том, чтоона устроит покупателя. При назначении цен государством на товары и услуги,исходя из затратного механизма, приведенная выше формула цены несколькоизменяется и имеет следующий вид:
Ц=С+П+∆Ц, где ∆Ц – это цена надбавки или скидки.
При этом себестоимость единицы товара, исчисляют не в масштабеодного предприятия, а в масштабах целой отрасли, т.е. это средние издержки напроизводство и обращение единицы товара по обширной группе предприятий,производящих и реализующих этот товар. Величина прибыли устанавливается нанормативной основе при относительно умеренной норме прибыли, на уровне примерно– 20 – 30 процентов.
Надбавки и скидки с цены рассчитываются по затратному механизму, взависимости от вида товаров и услуг.
Если государство не заинтересовано в расширении продажи ипотреблении товаров, а сами товары не являются социально значимыми, т.е.предметами первой необходимости (например, предметы роскоши, или удовлетворяютвредные потребности: алкогольные напитки, табачные изделия), то на них вводитсягосударственная ценовая надбавка в виде акцизного сбора или других видовналогов в пользу государственного бюджета.
Если же затратная цена на товары первой необходимости для рядапотребителей становится недоступной, то государство использует скидки с ценыпосредством денежных дотаций из государственного или местного бюджетов.
В определенной мере затратный механизм используется и сейчас, врыночной экономике. Он воздействует, прежде всего, на цену предложения.Продавцы на рынке продают свои товары не ниже величины совокупных издержекпроизводства и обращения, плюс прибыль, так как им необходимо расширять свое производствои стимулировать выпуск товаров. Однако они
вынуждены одновременно реагировать на спрос, а не только на своизатраты, т.е. рынок заставляет производителя вносить коррективы, ориентируясьна ценовую реакцию покупателя. Таким образом, чтобы прийти к успеху, необходимоперейти к рыночному подходу в ценообразовании.
2.Рыночный механизм ценообразования
Сущность рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен происходит не в сфере производства, а на рынке, под воздействием спроса и предложения. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.
Поэтому наши представления о стоимости товара (его формировании) и цене как экономических категориях рынка радикальным образом изменяются. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен только на рынке.
Это принципиальное теоретическое положение до последнего времени почти полностью игнорировалось в нашей экономической науке и практике ценообразования. Однако и сейчас нередко практика ценообразования такова, когда затраты на производство товаров считают общественно необходимыми задолго до того, как эти товары появятся на рынке. Кроме того, при рыночном ценообразовании первоначальные цены на товары устанавливаются их собственниками, субъектами хозяйствования. Только в этом случае преодолевается отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.
Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг. В отношении подавляющего большинства товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливает предельные уровни рентабельности или цен и таким путем осуществляет свои управляющие функции.
Таким образом, предприятия или фирмы реализуют свои товары и услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным или самостоятельно, или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным ценам.
В период переходной экономики, рыночный механизм ценообразования должен не противостоять, а гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные группы товаров. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического и социального развития и формировать соответствующие пропорции.
Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику, которая формируется совершенно по-другому, иногда непредсказуемо, а это нельзя игнорировать при установлении цены. Поэтому необходимо глубоко и всесторонне анализировать и изучать все рыночные факторы и методы рыночного ценообразования и умело и правильно ими пользоваться. К сожалению, владением современными методами рыночного ценообразования могут похвастаться лишь немногие российские фирмы. По данным Российской ассоциации маркетинга, 62 процента предприятий остро нуждаются в анализе своей ценовой политики и разработке предложений по ее совершенствованию, т.к. своих специалистов у многих просто нет, а оплатить такую работу консультационным фирмам могут лишь 22 процента предприятии.
Заключение
В даннойработе определены основные понятия цены, рассмотрены её виды, функции, выделены этапы ценообразования его методы, цели, и описаны основные механизмы ценообразования
Цена- экономическое понятие, существование и важность которого никому не надообъяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдатьили самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такоецена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.
Высокаяцена означает, что вещь дорогая и ее покупка требует больших денежных затрат,низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однакоцена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не толькоиндивидуальную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки ипродажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включаяпроизводство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказаниеуслуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменениядействуют как общий, единый, целостный ценовой механизм. Эта функция цен и ихвзаимодействие с экономикой в масштабах не только личности и семьи, но ипредприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше известны обывателю. Подединым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен:оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные,государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряддругих.
Будучишироко употребительными в экономике любого типа (централизованной, рыночной,смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. Всоответствии с коммунистической, чисто распределительной доктриной экономикавообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночнаяэкономика без цен становится бессмысленной.
Цены,несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же времядовольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможностивоздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд,возлагаемых людьми на цены, на ценовой механизм. В директивно управляемойэкономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия состороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системысаморегулирования.
Вценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части.Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамикаизменения, а с другой — ценообразование как способ, правила установления,формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым людизнакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активно, задающей частью всегоценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чащевсего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены иценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.
Целесообразноразделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный(затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования являетсяконъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При втором — в основуустановления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всеготрудовые, связанные с созданием, выпуском товара.
Врамках рыночного подхода приемлемо следующее определение.
Цена- это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.
Втакой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркиваетсянепосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой онобладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке ценатовара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена наденьги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи, о цене говоритьне приходится, цену способен установить только рынок.
Иныепозиции в отношении сути цены свойственны производственному подходу,опирающемуся на связь цен с факторами производства в целом и с главным фактором- трудом. Для такого подхода типична следующая формулировка:
Ценаесть денежное выражение стоимости товара.
Втаком определении центр тяжести перенесен на понятие «стоимость».Согласно трудовой теории стоимости, берущей начало в трудах А. Смита и Д.Рикардо и развитой затем К. Марксом, стоимость определяется затратами труда напроизводство товара, то есть имеет трудовую природу. Чтобы обойтимногочисленные трудности количественного измерения стоимости в ее трудовомвосприятии, К. Маркс вынужден был ввести понятие «абстрактный» и«конкретный» труд, «общественно необходимые затраты труда»,но при этом стоимость продолжала оставаться теоретической категорией.
Практическаясвязь между стоимостью и ценой была проложена посредством применения затратногопринципа, в рамках которого величина цены определяется посредством изменениясуммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежномвыражении, именуемых издержками производства, то есть цена равна среднимиздержкам. Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит кустановлению искомой цены. Стоимостный подход к цене в его трудовой трактовке обладает естественнойограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основанииэтого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей,не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природныхбогатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладаюттрудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночныйподход более универсален и конструктивен.
Списокиспользованных источников и литературы
1. Бутакова М.М., Алгазина Ю.Г., Беляев В.В., Порошина Е.Е. Практикумпо ценообразованию. Учебное пособие — 2 изд. Издательство: КноРус. Серия: Годвыпуска: 2008
2. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием:Учеб. пособие. — 2-e доп. — М.: ИНФРА-М, 2008
3. Финансы. Учебное пособие; Кабанцева Н.Г.; 2010; Ай Пи Эр Медиа
4. Цены и ценообразование: учеб. пособие / А. С. Баздникин. — М.:Юрайт, 2008. — 332 с.
5. Ценообразование; Под ред. Слепова В.А.; М.: Экономистъ; 2007 г.;3000; 574 стр.;
6. Ценообразование: Учебник — 4-е изд., перераб. и доп. (ГРИФ) /ЛипсицИ.В.; Липсиц И.В.; 2009; Магистр
7. Цены и ценообразование. Учебник для ВУЗов(изд:5); Есипов В.Е.,ред.; 2009; Питер
8. Ценообразование. Магомедов М.Д., Коломзина Е.Ю., Чайкина; 2010;Издательский дом «Дашков и К» ;
9. Шевчук Д.А. Ценообразование Учеб. пособие — М.: ГроссМедиа:РОСБУХ, 2008. — 240 с.
10. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. – 12-еизд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,2009.
11. Экономика предприятия.Учебник для ВУЗов(изд:2); Карлик А.Е.,Шухгальтер М.Л., ред.; 2010; Питер
12. Экономика предприятия: Курс лекций — («Высшееобразование») /Волков О.И., Скляренко В.К.; Волков О.И., Скляренко В.К.; 2010; Инфра-М
13. Экономика предприятия: Учебник. Практикум — 4-е изд., перераб. идоп. (ГРИФ) /Грибов В.Д., Грузинов В.П.; Грибов В.Д., Грузинов В.П.; 2009;Инфра-М, ФиС
14. http://www.inventech.ru
Приложение 1
Таблица 1
Виды ценОснование для классификации Виды цен 1. Стадия товародвижения (характер обслуживаемого оборота)
1.1 Оптовые (отпускные)
1.2 Закупочные
1.3 Розничные
1.4 Сметная стоимость 2. Государственное воздействие
2.1 Свободные (рыночные)
2.2 Регулируемые 3. Вид товара
3.1 Цены товаров или услуг
3.2 Тарифы
3.3 Курсы валют или ценных бумаг 4. Способ установления, фиксации
4.1 Твердые
4.2 Подвижные
4.3 Скользящие 5. Способ получения информации об уровне цены
5.1 Публикуемые
5.2 Расчетные 6. Фактор времени
6.1 Текущие
6.2 Сопоставимые
6.3 Средние 7. Вид рынка
7.1 Цены товарных аукционов
7.2 Биржевые котировки
7.3 Цены торгов 8. Условия поставки и продажи
8.1 Цена-нетто
8.2 Цена-брутто 9. Территория действия
9.1 Мировые
9.2 Единые по стране
9.3 Региональные
9.4 Трансфертные
Приложение2
Таблица 2
Особенности ценообразования на различных типах рынковПараметры Типы рынков Свободная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия 1.Характер ценообразования Свободное, конкурентное Конкурентное ценообразование с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта Монополизированное, но обусловленное зависимостью немногих конкурентов Монополизированное ценообразование 2.Особенность продукта Однороден, часто стандартизирован Дифференцирован, но входит в группу заменителей Может быть однородным, стандартизированным и дифференцированным Уникален, нет близких заменителей 3.Число предприятий-агентов рынка Очень большое Много Немного Одно 4.Контроль рыночной цены предприятием Не контролируется, соглашается с рыночной ценой Контролируется в весьма ограниченных пределах Контролируется, но с учетом реакции конкурентов, возможен сговор Контролируется монополистом 5.Неценовая конкуренция Отсутствует Имеет значительную роль Является типичной Является главной, имеет различные формы 6.Условия вхождения в отрасль, на рынок и выходы Препятствия отсутствуют Относительно легкие Затруднены или трудные Блокированы
Приложение 3
Таблица 3
Основные соображения при назначении цены
/>