Процесс организации учета по региональным налогам на ООО "ОКБ по теплогенераторам"

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Учет расчетов с бюджетом по региональнымналогам
1.1. Место региональных налогов в налоговой системе России,порядок налогообложения
1.2 Нормативно-правовое обеспечение учета расчетов по налогамв Российской Федерации
1.3. Теоретические основы организации расчетов по налогам и сборам
2. Учет расчетов по региональным налогам на предприятии ООО «ОКБпо теплогенераторам»
2.1. Организационно-экономическая характеристикаООО «ОКБ по теплогенераторам»
2.2. Организация системы бухгалтерского учета на предприятии
2.3. Учет расчетов с бюджетом по региональным налогам напредприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам»
3. Основные проблемы налогообложения предприятия ООО «ОКБ потеплогенераторам»
3.1. Налоговое планирование на уровне предприятия
3.2. Описание возможностей работы в программном комплексе«Налогоплательщик ЮЛ» с набивкой декларации по налогу на имущество.36
Заключение
Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ
Эффективность функционирования предприятиязависит не только от размера получаемой прибыли, но и от характера еераспределения. Одна часть прибыли в виде налогов и сборов поступает в бюджетгосударства и используется на нужды общества, а вторая часть остается враспоряжении предприятия и используется на выплату дивидендов акционерампредприятия, на расширение производства, создание резервных фондов и т.д.
Для повышения эффективности производства оченьважно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность вудовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государствозаинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководствопредприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенноевоспроизводство. Работники заинтересованы в повышении их доли в использованииприбыли. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариантраспределения прибыли, большую роль в этом играют налоговые платежи. Этотпроцесс имеет крайне важное значение, поскольку оптимизация налогообложенияпозволяет своевременно выявить финансовые резервы для их капитализации.Оптимизация налоговых платежей зависит от тяжести налогового бремени иобоснованности претензий со стороны налоговых администраций. Существенную рольиграет общее состояние бюджетно-налогового и финансового регулированияэкономики, осуществляемого государством. И здесь в полной мере встает задачаграмотного и законного в правовом отношении уменьшения налогового бремени длякаждого налогоплательщика. Можно выделить следующие возможные пути оптимизацииобъемов налоговых платежей:
— выборсоответствующей организационно-правовой формы;
— использование возможностей хозяйственных договоров (комбинирование);
— грамотное июридически безупречное ведение бухгалтерского учета;
— использование наиболее экономичных способов защиты нарушенных налоговых прав.
Несомненнопроблема грамотного ведения учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам исборам наиболее актуальна для российских предприятий. Несвоевременная уплатаналогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращаетпогашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумманалогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Следить заправильностью исчисления и уплаты налогов обязан бухгалтер предприятия, а дляэтого и необходима грамотная правовая и экономическая организация учета расчетовпредприятия с бюджетом по налогам и сборам.
Предмет исследования в даннойработе – процесс организации учета по региональным налогам. Объект исследования– ООО «ОКБ по теплогенераторам».
Актуальностьвыбранной темы не вызывает сомнений, поэтому цель работы – систематизируя теоретические основы практикибухгалтерского учета, рассмотреть сущность организации учета расчетов сбюджетом по региональным налогам. Исходя из цели,сформулированы задачи работы:
1. Изучить теоретические основы и правовое обоснование учетарасчетов с бюджетом по региональным налогам.
2. Оценить организацию учета расчетов с бюджетом по региональным налогамна исследуемом предприятии.
3. Выявить основные проблемы налогообложения предприятии.
Теоретическойосновой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистовН.П.Кондракова, А.Д.Шеремета, Т.Ф.Юткиной и др.
Информационной базойработы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в областибухгалтерского учета и аудита. При написании работы использовались учебныепособия и учебники по бухгалтерскому учету, аудиту, налогообложению, налоговомуменеджменту, монографии и научные статьи в периодических изданиях.

1.УЧЕТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ НАЛОГАМ
 
1.1 Месторегиональных налогов в налоговой системе России, порядок налогообложения
Действующая в России налоговая система имеетотносительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие налогообложение, были приняты Верховным Советом в декабре 1991 г. На протяжении прошедших с этого момента лет российская налоговая система подвергаласьмножеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы ипринципы построения этой системы в целом сохранились и поныне. Наиболеесущественные изменения были внесены в налоговую систему России в ходе еепересмотра в 1999-2001 гг., когда вступили в действие первая часть Налоговогокодекса РФ (с 01.01.99) и четыре главы второй части Налогового кодекса РФ (с 01.01.01)[13. с. 3-7].
Налоговая система любого государства представляетсобой:
— во-первых, взаимосогласованную совокупностьналогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансированиягосударственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
— во-вторых, систему законов, указов иподзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты вбюджет налогов, сборов и иных налоговых платежей;
— в-третьих, систему государственных институтов,обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрированиеналогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью иправильностью их уплаты [6. с. 63-79].
С известной долей условности первый из аспектовможет быть назван системой налогов, второй — системой налоговогозаконодательства, а третий — институциональной системой налогообложения. Всеони взаимосвязаны, и невозможно рассмотреть систему налогов, не рассматриваязаконодательство и подзаконные нормативные акты, а последние — вне зависимостиот институтов, которые их принимают и администрируют.
Как известно, налоговая система РоссийскойФедерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнямигосударственной структуры — федеральных налогов, региональных налогов (налоговреспублик в составе Российской Федерации, налогов краев, областей, автономнойобласти, автономных округов) и местных налогов и сборов [4. с. 30-39].
К федеральным налогам Российской Федерации относятНДС, акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценнымибумагами, таможенную пошлину, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевойбазы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль предприятийи организаций, налог на доходы физических лиц и некоторые другие.
К налогам республик в составе РоссийскойФедерации, краев, областей, автономных областей и округов относят налог наимущество предприятий, транспортный налог и другие.
К местным налогам и сборам относят налог наимущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физическихлиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица, налог на рекламу и ряд других [2].
Основным налоговым источником доходовконсолидированного бюджета России является НДС. За счет его поступленийформируется более 28% налоговых доходов бюджетной системы. Для федеральногобюджета его роль еще значительнее — более 43%. Второй по значимости и масштабампоступлений для консолидированного бюджета — налог на прибыль (его доля чутьменее 22%). В доходах федерального бюджета налог на прибыль играет не стользначимую роль (чуть менее 16%), а вот в доходах бюджетов субъектов Федерацииего роль значительная — 28%.
На третьем месте по значимости и объемампоступлений — подоходный налог с физических лиц (с 2001 г. — налог на доходы физических лиц) — чуть менее 12%. Этот налог играет весьма существеннуюроль в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации — на его долюприходится почти 20% налоговых доходов этой составляющей бюджетной системы. Таможенныепошлины формируют более 8% доходов консолидированного бюджета и более 16%доходов федерального бюджета. В бюджеты субъектов Федерации средства от этоговида налоговых платежей не поступают.
Для бюджетов субъектов Федерации весьма значимыпоступления налогов на имущество. Их доля в общей сумме налоговых доходов этойчасти бюджетной системы — 10%. Доля налогов на имущество в доходахконсолидированного бюджета скромнее — всего 5%. Платежи за пользованиеприродными ресурсами играют относительно незначительную роль в формированиидоходов бюджетной системы. За счет поступлений от них формируется всего 3%доходов консолидированного бюджета, а в доходах бюджетов субъектов Федерации —около 5%.
Таким образом, в рамках российской налоговойсистемы доминируют косвенные налоги (12,2% ВВП). Доля прямых налогов ощутимониже — всего 8,9% ВВП. При этом федеральный бюджет в значительно большейстепени, чем бюджеты субъектов Федерации, зиждется на косвенных налогах (почти80% его налоговых доходов). Бюджеты же субъектов Федерации в значительнобольшей степени ориентированы на прямые налоги. Доля последних в их налоговыхдоходах составляет почти 59% [11. с. 78].
В данной работе рассматриваются налоги,относящиеся к региональным, а именно: транспортный налог и налог на имуществоорганизаций. Рассмотрим более подробно их экономическую сущность и порядокисчисления.
Налогообложение недвижимости — перспективноенаправление развития российских налогов на имущество и земельного налога.
Налог на имущество юридических лиц характеризуетсямногими учеными и практиками как трансформированная форма платы за фонды исверхнормативные запасы собственных оборотных средств (введенная реформой 1965 г. и упраздненная с переходом к рыночным формам хозяйствования). Такое суждение основано нанекоторой схожести их налогооблагаемой базы — суммы запасов и затратпредприятии. Несмотря на это, налог на имущество предприятий следует считатьновым явлением во взаимоотношениях предприятий с государством. Новизна этогоплатежа в бюджет заключается не только в том, что он носит налоговый характер.При исчислении данного налога в состав налогооблагаемой стоимости имуществапопадают принципиально новые стоимостные элементы, присущие рыночным условиямхозяйствования: рыночная стоимость основных фондов, нематериальных активов;применение механизма ускоренной амортизации и использование индексации впереоценке основных средств с учетом инфляционных процессов; залог имущества идругие формы его движения, обусловленные конъюнктурными колебаниями и поискомпутей стабилизации финансового состояния.
Налог на имущество юридических лиц занимает внастоящее время центральное место в системе имущественного налогообложенияРоссии. Однако в доходных источниках бюджета он не играет существенной роли.Темпы поступлений налога в бюджет за период с 2003 по 2006 г. не были стабильными, напротив, доля поступлений налога на имущество в общей сумме доходовбюджета снизилась на 1,1%. Это связано в первую очередь с неотработанностьюметодических положений по переоценке основных фондов. Балансовая стоимостьосновных средств и другого имущества, числящегося на балансе предприятий иорганизаций, принимаемая к расчету налогооблагаемой базы по налогу наимущество, на несколько порядков ниже рыночной стоимости. В результате рост ценв большей степени сказывается на приросте общей суммы доходов бюджета, ибо этидоходы складываются из налогов с прибыли и выручки. Поэтому доходы бюджетарастут опережающими темпами по сравнению с ростом поступлений в бюджет налогана имущество.
Система имущественного налогообложения,сложившаяся к настоящему времени в большинстве стран мира, отличается отроссийской системы. Эти отличия не только в механизмах формированияналогооблагаемой базы, но и в том, что в состав зарубежных имущественныхналогов включен земельный налог. В нашей стране земельный налог отнесен кресурсным платежам рентного характера и включен в систему местногоналогообложения. Это объясняется тем, что в российском законодательстве земляне является пока объектом свободной купли-продажи, окончательно не принятачастная форма собственности на землю, не проведена кадастровая оценка всехземельных площадей, не решен целый ряд правовых проблем владения, распоряжения,пользования земельными участками.
В результате земля, хотя и является имущественнымфактором создания стоимости, она как таковая не включается в составнедвижимости, учитываемой на балансе предприятий в целях налогообложения. Изэтого следует, что до тех пор, пока не будут сняты проблемы правовогорегулирования земельных отношений, земельный налог не может характеризоваться вкачестве имущественного налога. В Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ»определена принадлежность налога на имущество юридических лиц, он являетсясобственностью субъектов РФ и распределяется поровну между ними и органамиместного самоуправления, на территории которых расположены предприятия — плательщики налогов.
Предельный размер ставки налога на имуществоюридических лиц не может превышать 2,2% от налогооблагаемой базы. Конкретныйразмер ставки налога определяется решениями органов власти субъектов РФ иорганов местного самоуправления. При отсутствии таких решений в расчетах налогана имущество юридических лиц используется максимальная ставка, равная 2,2%.Законодательством РФ запрещено установление налоговых ставок для отдельныхпредприятий. В ближайшем будущем возможно увеличение ставки налога на имуществоюридических лиц до 3%.
1.2Нормативно-правовое обеспечение учета расчетов по налогам в РоссийскойФедерации
Ведение бухгалтерского учета осуществляется всоответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из нихобязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», ПБУ),другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания,комментарии). В зависимости от назначения и статуса нормативные документы можнопредставить в виде следующей системы:
1-й уровень: законодательные акты, указыПрезидента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо иликосвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2-й уровень: стандарты (положения) побухгалтерскому учету и отчетности;
3-й уровень: методические рекомендации(указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскомуучету самого предприятия.
Основным актом первого уровня являетсяФедеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. № 129-ФЗ. Этот Законопределяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы,организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составленияотчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учети представлять финансовую отчетность. К первому уровню системы следует такжеотнести Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «Об упрощенной системеналогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»от 29.12.95 г. № 222-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ,постановление Правительства «О Программе реформирования бухгалтерского учета всоответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от06.03.98 г. № 283 и др.
Учетный стандарт можно определить как свод основных правил,устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или ихсовокупности. Учетные стандарты (в отечественном учете — положения) призваныконкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время вРоссии разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учету и отчетности;из них особенно важным является ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»,поскольку в нем изложены основные принципы учета (непрерывности деятельностиорганизации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики идр.).
На втором уровне системы нормативных документовединственным регулирующим органом является Минфин РФ.
Методические рекомендации и инструкции призваныконкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и инымиособенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами (тольков промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).
Рабочие документы самого предприятия определяют особенностиорганизации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
— документ по учетной политике предприятия;
— утвержденные руководителем формы первичныхучетных документов;
— графики документооборота;
— утвержденный руководителем План счетовбухгалтерского учета;
— утвержденные руководителем формы внутреннейотчетности.
С 1 января 2001 г. в России действуют План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказомМинфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. В период с 1991 по 2000 г. в России действовал План счетов, утвержденный приказом Минфина СССР от 11.11.91 г. № 56.
План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйстваи видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо отподчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учетметодом двойной записи. На основании Плана счетов и Инструкции по егоприменению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета,содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включаясубсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию сМинистерством финансов вводить при необходимости в План счетов дополнительныесинтетические счета, используя свободные коды счетов. Субсчета, предусмотренныев Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией,включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнятьсодержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключатьили объединять. Следует иметь в виду, что организация не обязана использоватьвсе синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает те из них,которые ей действительно необходимы. Например, если организация выпускает одинвид продукции или оказывает один вид услуг, то все расходы можно считатьпрямыми и в этом случае отпадает необходимость в использовании счета 25«Общепроизводственные расходы».
Порядок ведения аналитического учетаустанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Планасчетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств,материалов и т.п.). Новые хозяйственные образования (например, малыепредприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенносокращается количество применяемых счетов.
В едином Плане счетов счета сгруппированы ввосемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировкисчетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов. Вкаждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств ихозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности,в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте. Вначалеотражены разделы со счетами имущества, необходимого для производственногопроцесса (раздел 1 «Внеоборотные активы», раздел 2 — «Производственныезапасы»). Затем показаны разделы со счетами издержек производства, готовойпродукции и товаров, денежных средств и расчетов (3-4 разделы). Таким образом,в первых 6 разделах сгруппированы счета учета имущества и процессов в сферахпроизводства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципуликвидности — от труднореализуемого к легкореализуемому. В последующих разделахотражены капитал и финансовые результаты организации (7,8 разделы).Обязательства организации отражены в 6 разделе.
Основными нормативными документами при учетерасчетов предприятия с государственным бюджетов по налогам и сборам являются:
1. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от21.11.96г. №129-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. ЧастиI и II.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть1. Федеральный закон от 31.07.98 г. № 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от29.06.04 г. №58-ФЗ).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2.Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федеральных законов от29.12.2000г. № 166-ФЗ, от 31.12.02г. № 191-ФЗ и от 07.07.03 г. №117-ФЗ).
5. Положение по ведению бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФот 29.07.98 г. № 34н, с последующими изменениями и дополнениями.
6. План счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по егоприменению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
7. ПБУ18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»- Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02г. №114н.
8. «О порядке отражения в бухгалтерском учетеотдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами».Приказ Минфина РФ от 12.11.96 г. № 96.
9. «О плате за землю». Закон Российской Федерацииот 11.10.91 г. №1738-1.
1.3 Теоретические основы организациирасчетов по налогам и сборам
Налоги и сборы Российской Федерации, какотмечалось выше, разделены на три группы: федеральные налоги и сборы,региональные налоги и сборы и местные налоги и сборы. Начисленные налоги,сборы, пошлины отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» идебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов,пошлин. По данному признаку различают следующие налоги, сборы, пошлины:
— относимые на счета продажи (90,91) — НДС иакцизы;
— включаемые в себестоимость продукции, работ,услуг и капитальные вложения (дебетуются счета 08, 20, 23, 25, 26, 29, 97, 44)- транспортный налог, налог на приобретение транспортных средств, земельнаяпошлина, таможенная пошлина, арендная плата за землю, налог на воду, отчисленияво внебюджетные экономические фонды в виде платы за нормативные выбросы, сбросызагрязняющих веществ в окружающую природную среду и др.;
— уплачиваемые за счет прибыли до ееналогообложения (дебет счета 91, кредит счета 68) — налог на имущество, нарекламу и др.;
— уплачиваемые из прибыли (дебет счета 99, кредитсчета 68) — налог на прибыль;
— уплачиваемые за счет доходов физических июридических лиц — налог на доходы физических и юридических лиц.
Кроме того, по кредиту счета 68 и дебету счетов99 «Прибыли и убытки» и 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (в частирасчетов с виновными лицами) отражают начисленную сумму штрафных санкций занесвоевременную или неполную уплату налогов и сборов.
В корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета»по счету 68 отражают суммы, полученные в случае превышения соответствующихрасходов над суммой налогов и сборов.
По отдельным субсчетам счета 68 сальдо может бытьи дебетовым, и кредитовым. В связи с этим счет 68 может иметь развернутоесальдо на конец месяца, т.е. и дебетовое, и кредитовое.
Налог на имущество организаций. С 1 января 2004 г. данный налог взимается в соответствии с главой 30 НК РФ. Плательщиками налога на имуществоявляются:
— российские организации;
— иностранные организации, осуществляющиедеятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие всобственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфеРФ и в исключительной экономической зоне РФ.
Объектом налогообложения является остаточнаястоимость движимого и недвижимого имущества, относящегося к объектам основныхсредств. Сумма налога определяется по среднегодовой (средней) стоимостиимущества, определяемой за соответствующий налоговый период как частное отделения суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимостиимущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующегоза налоговым периодом месяца, на количество месяцев в налоговом периоде,увеличенное на единицу.
Налоговым периодом признается календарный год, аотчетным периодом — первый квартал, полугодие и 10 месяцев календарного года.Налоговые ставки устанавливаются законом субъектов РФ и не могут превышать2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок взависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемыхобъектом налогообложения.
Налогом на имущество не облагаются:
— имущество, используемое для осуществленияуставной деятельности общероссийских общественных организаций инвалидов (еслиинвалиды и их законные представители составляют не менее 80% численности данныхорганизаций);
— имущество, используемое для производстваветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы сэпидемиями и эпизоотиями;
— объекты жилищного фонда и инженернойинфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностьюили частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местныхбюджетов;
— имущество государственных научных центров, ряданаучных организаций, коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридическихконсультаций и ряда других организаций.
Главой 30 НК РФ предусмотрен следующий механизмисчисления основных платежей по налогу на имущество: сумма авансового платежапо налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества,определенной за отчетный период. Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет поитогам налогового периода, определяется как разница между суммой, исчисляемойза налоговый период, и суммами авансовых платежей, исчисленных в течениеналогового периода. Порядки и сроки уплаты налога и авансовых платежейустанавливаются самостоятельно субъектами РФ. Налогоплательщики представляютналоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с датыокончания соответствующего отчетного периода, а налоговые декларации — непозднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Учет расчетов организаций с бюджетом по налогу наимущество организаций ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» наотдельном субсчете «Расчеты по налогу на имущество». Исчисленная сумма налогаотражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 68.Перечисленные в бюджет суммы налога на имущество списываются с кредита счета 51«Расчетные счета» в дебет счета 68.
Транспортный налог. Данный налог введен с 1января 2003 г. Он заменил налог с владельцев транспортных средств, налог напользователей автомобильных дорог, а также налог на имущество физических лиц вчасти транспортных средств. Плательщиками транспортного налога являются организациии физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства,являющиеся объектом налогообложения.
Налоговые ставки устанавливаются субъектами РФ взависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств,категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощностидвигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средстваили единицу транспортного средства на основе ставок, установленных НК РФ.
Платежи по транспортному налогу включаютсяплательщиком в состав себестоимости продукции (работ, услуг). Начисление налогаотражают по дебету счетов 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы напродажу» и др. и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет«Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог».

Корреспонденции счетов по операциям расчетов сбюджетом№ Операции Корр. счета Дебет Кредит 1 2 3 4 1 Отражен налог на имущество 91 68 2 Отражены земельный налог и арендная плата за землю 08, 20, 23, 26, 44 и др. 68 3 Перечислены денежные средства в уплату налогов и сборов 68 51,52

2. УЧЕТРАСЧЕТОВ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ НАЛОГАМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ОКБ ПО ТЕПЛОГЕНЕРАТОРАМ»
 
2.1Организационно-экономическая характеристика ООО «ОКБ по теплогенераторам»
Общество с ограниченной ответственностью «ОКБ потеплогенераторам» создано по решению общего собрания участников общества 28 сентября1999 года, в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом РФ«Об обществах с ограниченной ответственностью», с целью ведения предпринимательскойдеятельности и получения прибыли. ООО «ОКБ по теплогенераторам» являетсяюридическим лицом, действует на основании Устава и закона РФ «Об обществах сограниченной ответственностью» и в соответствии с Гражданским КодексомРоссийской Федерации. Участниками Общества являются физические лица — гражданеРоссийской Федерации.
Полное фирменное наименование — Общество сограниченной ответственностью «Опытно-конструкторское бюро потеплогенераторам». Сокращенное наименование — ООО «ОКБ по теплогенераторам».
ООО «ОКБ по теплогенераторам» зарегестрированопостановлением Администрации г. Брянска № 549 4 октября 1999 г. и расположено по адресу 241020, г. Брянск, пр-т Московский, дом 86.
Уставный капитал ООО «ОКБ по теплогенераторам»полностью состоит из номинальной стоимости долей участников общества, которыене отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных сдеятельностью предприятия, в пределах стоимости внесенного им вклада. ВеличинаУставного капитала составляет 9000 руб. и полностью внесена.
ООО «ОКБ по теплогенераторам» имеет в собственностиобособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, а такжеможет от своего имени приобретать и осуществлять имущественные инеимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.Высшим органом ООО «ОКБ по теплогенераторам» является его единственный участник– учредитель.
ООО «ОКБ по теплогенераторам» осуществляет своюдеятельность в соответствии с действующим законодательством РФ, ФЗ «Обобществах с ограниченной ответственностью», Уставом общества. Цельюдеятельности предприятияявляется извлечение прибыли. ООО «ОКБ потеплогенераторам» для достижения уставных целей осуществляет следующие виды деятельности:
— проектирование, конструирование и изготовлениетопок, теплогенераторов, котлов, сушильных установок, работающих на жидком игазообразном топливе, в т.ч. газогорелочных, форсуночных устройств, газо итопливопроводов к ним, систем управления, приборов и автоматики;
— монтажные, ремонтные, пусконаладочные работы иобслуживание оборудования и техники, в т.ч. топок, теплогенераторов, котлов,сушильных установок, работающих на жидком и газообразном топливе;
— подготовка кадров для объектов газоснабжения,проверка знаний, правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ,устройству и безопасной эксплуатации газового оборудования руководящимиработниками и специалистами предприятий;
— разработка, внедрение и производствобезотходных и других технологий;
— оказание транспортных, экспедиционных искладских услуг;
— комиссионные, маркетинговые, консультационные,консалтинговые, инновационные, информационные и иные посреднические услуги;
— торгово-закупочная, снабженческо-сбытоваядеятельность, оптовая и розничная торговля;
— производство и реализация товаров народногопотребления;
— торговля нефтепродуктами;
— иные виды деятельности, не запрещенныедействующим законодательством Российской Федерации.
Предметом деятельности исследуемого предприятияявляются любые виды деятельности, не противоречащие целям деятельности обществаи не запрещенные действующим законодательством РФ, в т.ч. осуществлениидеятельности: в сфере материального производства и внепроизводственной сфере. ООО«ОКБ по теплогенераторам» имеет круглую печать, содержащую его полное фирменноенаименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Дляосуществления текущей деятельности предприятием открыт расчетный счет в КБ«Северный морской путь». Как юридическое лицо, ООО «ОКБ по теплогенераторам» зарегистрировано в ИМНС Фокинскогорайона г. Брянска, ИНН 3235012049. Структура предприятия ООО «ОКБ по теплогенераторам» представлена нарисунке 1. Директор
 
  Зам. директора по зерносушильным установкам Главный инженер Зам. директора по теплогенераторам Главный бухгалтер Референт директора
 
  Отдел конструирования зерносушилок Отдел технической документации Отдел монтажа и ПНР топочного оборудования Бухгалтер Отдел маркетинга /> />
  Бухгалтер-кассир Хозяйственная часть /> /> Отдел электроприводов Отдел конструирования топочных устройств
  Автотранс-портный отдел /> Отдел авторского надзора и технического контроля /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
 
Рисунок 1 — Структура управления ООО «ОКБ потеплогенераторам»

В случае ООО «ОКБ по теплогенераторам»директором, с момента создания филиала, является один из участников общества –Беленькая Л.И. Штатное расписание предприятия разрабатывается обществом иутверждается директором. Все документы денежного, материального,имущественного, расчетного, кредитного характера, а также отчеты и балансыподписываются директором ООО «ОКБ по теплогенераторам» и главным бухгалтером.
ООО «ОКБ по теплогенераторам» осуществляет свою деятельностьна основании лицензии, выданной Государственным комитетом РФ по строительству иЖКК. ООО «ОКБ по теплогенераторам» является лауреатом и дипломантом региональных имуниципальных премий в области качества. Все выпускаемые товары сертифицированыи соответствуют ГОСТам. Продукция предприятия проходят контроль ОТК, аттестовантехнический процесс производства, осуществляется приемочный контроль качествапродукции, работ, услуг. Используемые сырье и материалы для производства –отечественного производства. Выпускаемая продукция; прошла государственныеприемочные испытания, деятельность предприятия сертифицирована. Планово ведутсяконструкторско-технологические работы по совершенствованию и модернизациисерийно выпускаемых сушилок.
Предприятие ООО «ОКБ по теплогенераторам» выполняет:
1. Проектирование зерноочистительно-сушильныхкомплексов, модернизацию и ремонт зерноочистительно-сушильного оборудования нажидком, газообразном топливе, отходах деревообработки и крематоров, оперативныхемкостей, изготовление аппаратуры управления.
2. Изготовление сушильных установок,теплогенераторов, топок, в т.ч. на отходах деревообработки и растениеводства,крематоров различных типоразмеров, автоматики безопасности к теплогенераторам,топкам, воздухонагревательным котлам с давлением до 0,7 ати.
3. Комплектацию зерноочистительно-сушильныхкомплексов современным оборудованием.
4. Монтаж, пуско и режимно-наладочные работы собеспечение всего предлагаемого оборудования, сервисное обслуживаниеоборудования в промышленной эксплуатации. 
5. Бесплатные консультации по вопросам подбора,ремонта, модификаций, выездом к месту эксплуатации на собственном транспорте.
6. Участие в составлении программ по ремонту,модернизации, строительству и переходу на газ зерноочистительно-сушильныхкомплексов.
Предприятию ООО «ОКБ по теплогенераторам» принадлежат:земельный участок общей площадью 2175 кв. м., расположенный по адресу ул. 2-я Мичурина, 2-А; административное четырехэтажное здание, расположенное навышеуказанном участке; земельный участок общей площадью 21762 кв. м., расположенный по адресу ул. Инженерная, 18; цех ЖБИ, расположенный по адресу ул.Инженерная, 18; компрессорная, расположенная по адресу ул. Инженерная, 18;арматурный цех, расположенный по адресу ул. Инженерная, 18; складское помещениеплощадью 85,1 кв.м., расположенное по адресу ул. Инженерная, 18.
Предприятие уверенноразвивается, наращивая производственные мощности. Относительно его размера(опираясь на показатель численности и данные областного комитета статистики)ООО «ОКБ по теплогенераторам» является средним предприятием, основным видом егодеятельности является производство теплообменных устройств.
Основными поставщиками ООО «ОКБ по теплогенераторам» являются ООО «Авента» г. Брянск, ОАО «Элеватормельмаш» г.Кропоткин, ООО «Металл-Сервис-Брянск», ООО «Глобал-маркет» г. Москва, ООО«Эл-Тех» г. Брянск. Также поставляют воду ОАО «Брянский Горводоканал», тепло — ООО «Тепловые сети», связь — ОАО «Центртелеком».
Покупатели изаказчики – организации, фирмы, производственные предприятия: ООО «Хаперскиезори» Нехаевский район Волгоградская обл.; ООО «Кубанская компания Элит-масло»Краснодарский край; СПК «Голышмановский» Тюменская обл.; ООО «Агросиб-Раздолье»г. Барнаул; ОАО «Руднянский элеватор» Вогоградская обл.; ООО «Зернопроминвест»г. Москва; КФХ «Чернова А.П.» Саратовская обл.; СХПК «Единство» Тюменская обл.;ООО МКХП «Минераловодческий элеватор» Ставропольский край; сельскохозяйственныеи перерабатывающие предприятия Брянской области.
2.2Организациясистемы бухгалтерского учета на предприятии
Предприятие ведет бухгалтерский учет имущества,обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанныхсчетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов. При обработкепервичных документов применять журнально-ордерную форму учета, журнал-главнаякнига. Для отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете предприятияприменяются типовые унифицированные формы. Налоговый учет ведется согласно ст.314 НК РФ в аналитических регистрах, предназначенных для систематизации инакопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах.
ООО «ОКБ по теплогенераторам» является организацией сцентрализованным учетом, учетный аппарат сосредоточен в бухгалтерии, гдеведется весь синтетический и аналитический учет на основе первичных и сводныхдокументов, поступающих от подотчетных лиц. Отдел бухгалтерии состоит из 6 человек,включая кассира и главного бухгалтера. Начислением заработной платы занимаетсябухгалтер по расчетам, также он ведет расчет удержаний с работников иопределяет суммы отчислений в пенсионный фонд и налог на доходы физических лиц.
Бухгалтер по учету готовой продукцииведет учет готовой продукции в ценах и на складе и ее реализацию покупателям изаказчикам, определяет эффективность производства и реализации. Бухгалтерматериального стола следит за поступлением материалов необходимых дляпроизводства продукции в организации и их расходование по цехам вколичественном и денежном выражении. Составляет журнал–ордер № 6, гдеотражаются суммы поступивших материалов и их оплата. Учет расчетов сподотчетными лицами ведет отдельный бухгалтер. Он следит за тем, чтобы суммавыданная подотчет была использована по назначению и имелись подтверждающиедокументы, в том числе талоны на бензин для водителей автомашин. Осуществлениембезналичных расчетов занимается финансист путем предоставления в банк платежныхпоручений или платежных требований. Составляет сводную ведомость по банку закаждый месяц с указанием полученных сумм от покупателей продукции и сумм,уплаченных поставщиками и подрядчиками, а также в бюджетные и внебюджетныефонды по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Главный бухгалтер – основноеюридическое лицо в организации; особое внимание он обращает на выполнениеследующих функций:
— осуществляет организациюбухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности, а также контроль заэкономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов,сохранностью собственности организации;
— возглавляет работу по подготовке ипринятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемыхдля оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовыеформы; разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а такжеобеспечению порядка проведения хозяйственных операций; соблюдению технологийобработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;
— обеспечивает рациональнуюорганизацию бухгалтерского учета и отчетности в целом и в подразделениях наоснове максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применениемсовременных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форми методов учета и контроля;
— обеспечивает формирование исвоевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации одеятельности организации, ее имущественном положении, доходах и расходах,разработку и осуществление мероприятий по укреплению финансовой дисциплины.
Главный бухгалтер назначается надолжность (освобождается от должности) руководителем организации и подчиняетсянепосредственно ему. В своей работе руководствуется нормативными документами, атакже несет ответственность за соблюдение содержащихся в них единых правовых иметодических принципов ведения бухгалтерского учета. Он также несетответственность за формирование учетной политики, обеспечивает контроль за ееисполнением, за движением активов, формированием доходов и расходов ивыполнением обязательств и отражение на счетах бухгалтерского учетахозяйственной оперативной информации, составление в установленные срокибухгалтерской отчетности, проведение (совместно с другими службами)экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления имобилизации внутрихозяйственных резервов организации. Главный бухгалтерсовместно с руководителем организации подписывает документы, служащиеоснованием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств,а также расчетные, кредитные и финансовые обязательства и хозяйственныедоговора. Без подписи главного бухгалтера указанные документы не действительныи к исполнению не принимаются. С главным бухгалтером согласовываетсяназначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц.
На предприятии имеется шестькомпьютеров. По два в расчетном отделе и в отделе сбыта, один в кассе и вбухгалтерии предприятия. При ведении учета и подготовки отчетностиосуществление операций с применением вычислительной техники значительнооблегчает работу сотрудников организации. Хотя наличие в бухгалтерии всегоодного компьютера заставляет большую часть работы выполнять вручную, чтотрудоемко и затрудняет работу отдела. На имеющемся компьютере установлены:программа для распечатки платежных поручений «Бизнес Пак 6» и программа дляввода документов налоговой и бухгалтерской отчетности и передачи данных вналоговые органы «Налогоплательщики ЮЛ», также для печати сводной ведомости побанку используется программа «Бухгалтерская система ALGOsoft». Планируется в текущем годуприобрести еще компьютер для главного бухгалтера, что связано савтоматизированной обработкой документов бухгалтерской отчетности в налоговыхорганах и органах статистического наблюдения.
На очередной учетный год ворганизации ООО«ОКБ по теплогенераторам» разрабатывается учетная политика, в которой должны быть определеныправила и порядок учета заготовления и приобретения материальных ценностей и ихоценку, учет затрат на производство и калькулирования себестоимость продукции,ее оценки и реализации и др.
Учетная политика – совокупностьспособов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостногоизмерения текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственнойдеятельности. Бухгалтерский учет в организации должен осуществляться поопределенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупностиправил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета.Под эффективностью в данном случае понимается своевременное формированиефинансовой и управленческой информации, ее достоверности и полезности дляширокого круга заинтересованных пользователей. К вопросу учетной политикиотносится также разработка рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Правильно разработанная учетнаяполитика, учитывающая условия и возможности ведения хозяйственной деятельности,должна обеспечить:
— полноту отражения в бухгалтерскомучете всех фактов хозяйственной деятельности;
— большую готовность к бухгалтерскомуучету расходов и пассивов, чем возможных доходов и активов, не допускаясоздания скрытых резервов;
— отражение в бухгалтерском учетефактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но иих экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
— тождество данных аналитическогоучета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое числокаждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности даннымсинтетического и аналитического учета;
— рациональное и экономическоеведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности ивеличины предприятия.
Способы ведения бухгалтерского учета,избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1января года, следующего за годом учреждения соответствующегоорганизационно-распорядительного документа. Учетная политика ООО «ОКБ потеплогенераторам»формируется главным бухгалтером и учреждается руководителем организации. Приэтом утверждаются:
1. Рабочий план счетов бухгалтерскогоучета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведениябухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полнотыучета.
2. Формы первичных учетныхдокументов. В соответствии с действующими документами организация можетприменять формы первичных документов, утвержденные Госкомстатом РФ.
3. Методы оценки активов иобязательств. Эти методы определены в положениях по учету имущества иобязательств организации: ПБУ-3, ПБУ-5, ПБУ-6, ПБУ-14, Положении по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
4. Порядок проведения инвентаризацииактивов и обязательств. В соответствии со статьей 12 Закона РФ «О бухгалтерскомучете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имуществаи обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются ихналичие, состояние и оценка;
5. Правила документооборота итехнологии обработки учетной информации. Под документооборотом понимаютдвижение первичных документов в бухгалтерском учете, а именно создание илиполучение документов от других организаций, принятие к учету, обработку,передачу в архив.
6. Порядок контроля за хозяйственнымиоперациями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерскогоучета.
Изменение учетной политики можетпроизводится в случаях:
— изменения законодательства РФ илинормативных актов по бухучету;
— разработка организацией новыхспособов ведения бухгалтерского учета;
— существенного изменения условийдеятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменойсобственников, изменением видов деятельности, иными причинами.
После утверждения учетнойполитики руководителем организации она приобретает статус юридическогодокумента. Ведениебухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, отражающейнарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации ирезультаты хозяйственной деятельности за отчетный период, осуществляетсябухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главнымбухгалтером. Предприятие ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств ихозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетахбухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учетапредприятия. Рабочий план счетов бухгалтерского учета разрабатывается напредприятии на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденногоМинистерством финансов РФ. Бухгалтерский учет имущества, обязательств ихозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях. Организацияфинансового бухгалтерского учета слагается из ряда элементов:
1. Системыдокументирования операции при помощи соответствующих форм первичного учета;
2. Документооборота всочетании с графиком выполнения учетных работ;
3. Плана счетов, составляющихиз бухгалтерских счетов для отражения хозяйственных операций;
4. Применяемой формыбухгалтерского учета;
5. Организационнойструктуры учетного процесса и распределение служебных обязанностей вбухгалтерии;
6. Организации хранениябухгалтерской документации и реестров.
2.3 Учетрасчетов с бюджетом по региональным налогам на предприятии ООО «ОКБ потеплогенераторам»
Расчеты поналогу на имущество на предприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам» производятся всоответствии с гл 30 налогового Кодекса РФ. При исчислении налога на имуществопредприятие также руководствуется Инструкцией РФ «О порядке исчисления и уплатыв бюджет налога на имущество предприятий» от 08.06.1995 г. № 33 (в редакциипоследующих приказов НС РФ).
Налогом наимущество на предприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам» облагаются основныесредства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансеорганизации. Основные средства и нематериальные активы на предприятии ООО «ОКБпо теплогенераторам» учитываются по остаточной стоимости. Порядок определенияналогооблагаемой базы, исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество установленуказанной выше Инструкцией. Для определения налогооблагаемой базы по налогу наимущество на предприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам» принимаются отражаемые вактиве баланса остатки по следующим счетам бухучета:
— 01«Основные средства» (за вычетом амортизации, учитываемой на счете 02«Амортизация основных средств»);
— 03«Доходные вложения в материальные ценности» (за вычетом амортизации, учитываемойна счете 02 «Амортизация основных средств» на отдельном субсчете);
— 04«Нематериальные активы» (за вычетом амортизации, учитываемой на счете 05«Амортизация нематериальных активов»);
— 08«Вложения во внеоборотные активы»;
Для целейналогообложения стоимость имущества организации уменьшается на балансовую(нормативную) стоимость: объектов жилищно-коммунальной и социально-культурнойсферы, частично находящихся на балансе организации; объектов, используемыхисключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданскойобороны; земли.
В целяхправильного применения льгот на предприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам»ведется раздельный учет льготируемого имущества.
Сумма налогаисчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце годапроизводится перерасчет. Уплата налога производится по квартальным расчетам впятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчетаза: квартал, а по годовым расчетам — в десятидневный срок со дня,установленного для представления бухгалтерского отчета за год. Исчисленнаясумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередномпорядке с отнесением затрат на финансовые результаты деятельности организации.Налог на имущество включается в состав внереализационных расходов.
Учет расчетовна предприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам» с бюджетом по налогу на имуществоведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» на отдельном субсчете:«Расчеты по налогу на имущество». Сумма налога, рассчитанная в установленномпорядке, отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебетусчета 91 «Прочие доходы и расходы». Перечисление суммы налога на имущество вбюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогами сборам» и кредиту счета 51 «Расчетные счета».
ПредприятиеООО «ОКБ по теплогенераторам» представляет в налоговые органы по месту своегонахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленногоподразделения «Расчет по налогу на имущество предприятия» в сроки,установленные для сдачи квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Втечение последних двух лет с установкой бесплатной программы «НалогоплательщикиЮЛ», распространяемой налоговыми органами, предприятие ООО «ОКБ потеплогенераторам» предоставляет декларацию по налогу на имущество в электронномвиде. Порядок заполнения декларации рассматривается в п. 3.1.
Расчеты потранспортному налогу на предприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам» производятсяс 1 января 2003 года с введением данного налога. Одновременно с введениемданного налога были отменены налоги, служащие источниками образования дорожныхфондов. В частности, был отменен налог на пользователей автодорог, которыйуплачивался организациями до 31.12.2002 г. Плательщиками налога признаютсялица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированытранспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. На предприятииООО «ОКБ по теплогенераторам» объектами налогообложения признаются 2 автомобиляи автобус, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии сзаконодательством РФ. В отношении транспортных средств предприятия налоговаябаза определяется отдельно по каждому транспортному средству. Налоговымпериодом признается календарный год.
Сумма налогаисчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведениесоответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Уплата налога производитсяналогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, в сроки, которыеустановлены законами субъектов РФ. Предприятие ООО «ОКБ по теплогенераторам»представляет в налоговый орган по месту нахождения транспортных средствналоговую декларацию. Форма налоговой декларации, порядок ее составления исроки ее представления устанавливаются нормативными актами субъектов РФ.
Суммы платежейпо транспортному налогу относятся на затраты производства или расходы напродажу (счета 26,- 44) в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты поналогам и сборам» (субсчет «Расчеты по (транспортному налогу»). Перечислениетранспортного налога в бюджет отражается в учете по дебету счета 68 «Расчеты поналогам и сборам» (субсчет «Расчеты по транспортному налогу») в корреспонденциис кредитом счета 51 «Расчетные счета».

3. ОСНОВНЫЕПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ОКБ ПО ТЕПЛОГЕНЕРАТОРАМ»
 
3.1 Налоговоепланирование на уровне предприятия
Всоответствии с законодательством Российской Федерации налогообложениепредприятий предполагает:
— определениеразмера объекта налогообложения;
— расчетсуммы причитающегося с предприятия налога на основе сформировавшегося в учетепоказателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки (как правило,процентной);
— осуществлениерасчетов с бюджетом по начисленным налоговым платежам;
— составлениеи представление в налоговые органы налоговых деклараций.
Подавляющеечисло показателей, составляющих базу налогообложения, в том числе главные изних — объем реализации продукции (товаров, услуг) и сумма полученной прибыли,отражаются в системном бухгалтерском учете предприятия. В соответствии сПоложением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 64) отражаемые вотчетности суммы расчетов с налоговыми органами и внебюджетнымигосударственными фондами должны быть согласованными с ними и тождественными.Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
В системерасчетных взаимоотношений предприятий денежные расчетные отношения сгосударственным бюджетом и государственными, внебюджетными фондами(социальными, дорожными, экологическими и др.) занимают особое место. Организацияих аналитического учета должна строиться таким образом, чтобы получитьнеобходимую информацию по каждому виду налогов в бюджет и платежей вовнебюджетные государственные фонды. Поэтому каждое предприятие открывает посоответствующим синтетическим счетам субсчета в их развитие.
Для учетаэтих операций используется счет 68 «Расчеты с бюджетом», к которому открываютсясубсчета по видам налоговых платежей. Счет 68 на конец отчетного месяца можетиметь развернутое сальдо (дебетовое и кредитовое) по налоговым платежам. Присоставлении баланса дебетовый остаток по счету 68 отражается в активе баланса,а кредитовый — в пассиве.
Недопускается свертывать сальдо. Так, если, в Главной книге по дебету (кредиту)счета 68 отражено сальдо 5000 тыс. руб./85000 тыс. руб., то в активе балансадолжно быть отражено 5000 тыс. руб., а в пассиве — 85000 тыс. руб. Грубейшейошибкой будет отражение в пассиве баланса свернутого сальдо по счету 68 — 80000тыс. руб. (85000 — 5000). При этом следует помнить, что в балансе задолженностипо счету 68 должны быть отражены в суммах, согласованных с налоговым органом,для чего необходимо выверить взаимные расчеты, оформив акт сверки.
Кроме того, по кредиту счета 68 и дебету счетов99 «Прибыли и убытки» и 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (в частирасчетов с виновными лицами) отражают начисленную сумму штрафных санкций занесвоевременную или неполную уплату налогов и сборов.
В корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета»по счету 68 отражают суммы, полученные в случае превышения соответствующихрасходов над суммой налогов и сборов.
Под оптимизацией налоговых платежей понимается нетолько их минимизация, но и правильное разнесение по срокам платежа. В этихцелях в организации разрабатывается налоговый календарь (как правило, помесячнона очередной квартал). В нем учитываются размеры и даты уплаты авансовых ифактических сумм по каждому налогу. Небольшие организации включают показателиналоговых платежей в общий платежный календарь.
Элементами налогового планирования являются:учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету; налоги;ставки налогов; льготы по налогам и сборам; календарь бухгалтера; документацияи документооборот; инвентаризация; аудит; отчетность.
Налоговое планирование связано с учетом системыфакторов и условий функционирования организации и существующего налоговогозаконодательства.
Этапы налогового планирования, связанные соптимизацией налогового бремени, могут быть следующими:
— определение юридического статуса организации,ее организационно-правовой формы (ЗАО, ОАО, ООО и т.д.);
— определение целей и сфер деятельности;
— разработка программы анализа системыналогообложения;
— формирование информационной базы;
— тестирование состояния системы налогообложения;
— установление возможных льготвсоответствии с налоговым законодательством;
— составление бизнес-плана;
— выбор стратегии оптимизации налогового бремени;
— оптимизация учетной политики (оптимизацияспособов ведения бухгалтерского и налогового учета);
— определение системы факторов и условий для конкретныхвременных периодов, определяющих налоговые последствия принимаемыхуправленческих решений в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
— расчет налоговой экономии при разных условияххозяйствования, сроков внесения налоговых платежей;
— выявление резервов снижения налогового бремени;
— выявление сильных и слабых сторон организации;
— аудит состояния системы налогообложения;
— разработка оргтехмероприятий.
Для оптимизации налогового бремени имеет значениеформирование учетной политики организации, включающей:
— Способ начисления амортизации основных средств:линейный;ускоренной амортизации при линейном способе; по сумме лет полезногоиспользования; способ уменьшающегося остатка; пропорционально объемувыпускаемой продукции.
— Способ начисления амортизации нематериальныхактивов: линейный способ; пропорционально объему продукции, работ, услуг.
— Способ списания товарно-материальных ценностей:по средней себестоимости; методу LIFO (по себестоимости первых по времени закупоктоварно-материальных ценностей); методу FIFO (по себестоимостипоследних по времени закупок товарно-материальных ценностей).
В условиях инфляции наиболее выгодноиспользование метода LIFO. Он позволяет получить более реальнуюсебестоимость списываемых материалов. При намечающемся снижении цен натоварно-материальные ценности целесообразно использовать метод FIFO.
При неясном прогнозе динамики цен целесообразноиспользовать среднюю себестоимость товарно-материальных ценностей.
— Способ списания накладных, комплексныхрасходов, сроки уплаты налогов и сборов.
Налоговое планирование предполагает системныйподход. Он выражается в учете взаимосвязанной системы налогов и сборов,уплачиваемых организацией, и влияния ее на финансовые показатели организации.Выигрывая на одних налогах, можно потерять на других. Поэтому многовариантныйперебор возможных сочетаний налоговых платежей — основной путь минимизацииналогового бремени. Он может позволить оптимизировать финансовую ситуацию ворганизации, достичь максимума чистой прибыли при минимуме уплачиваемых налогови сборов.
При осуществлении налогового планированиянеобходимо опираться на существующее налоговое законодательство, нормативныедокументы, прямо или косвенно связанные с ним.

3.2 Описаниевозможностей работы в программном комплексе «Налогоплательщик ЮЛ» с набивкойдекларации по налогу на имущество
Порядокзаполнения документа налоговой отчетности на примере налоговой декларации поналогу на имущество КНД 1152001 за 1 квартал 2007 года юридическим лицом ООО «ОКБпо теплогенераторам»:
— откроем программу«Налогоплательщик ЮЛ»;
— зарегистрируемналогоплательщика-предприятие: введем его название, адрес, ИНН и другие коды.
В пункте меню выбираем налогоплательщика ООО «ОКБ потеплогенераторам». В правом верхнем углу устанавливаем отчетный период 1квартал 2007 года.
/>
В пункте меню, пользуясь кнопкой />, из предоставленногосписка возможных для ввода за данный период документов выбираем декларацию сКНД 1152001 и нажимаем на клавишу . После чего на экранепоявиться окно «Критерий «Листы налоговых деклараций»» для ввода признакамножественного ввода. Выбрав необходимый критерий, пользуясь кнопкой, на экране появиться электронный вид декларации, которуюнеобходимо заполнить.
Порядокзаполнения:
1. Данныетитульного листа декларации формируются автоматизировано с реквизитовналогоплательщика. Пользователю необходимо проставить знак «галочка» в зеленыхячейках «Документ представляется по месту нахождения», сообщение об отсутствиикоторой будет присутствовать в протоколе контроля декларации.
2. Заполнитьразделы декларации. Лучше заполнять в последовательности, обратной расположениюразделов, т.к. обычно во всех документах налоговой отчетности последнимиявляются приложения, из которых формируются показатели разделов (например, извсех приложений формируется налоговая база разд.2), далее рассчитанная сумманалога должна попасть в разд.1.
/>
3. Начинаемзаполнять с разд.5 «Расчет среднегодовой (средней) стоимости необлагаемойналогом (подлежащего освобождению) имущества». Изначально данный раздел неактивен, т.к. он не обязателен. Для добавления раздела необходимо пользоватьсякнопкой/>.Аналогично титульному листу необходимо проставить галочку в нужную зеленуюячейку, определив признак имущества. Выбираем льготу «2012400» (стр. 020)Дополнительные льготы, установленные законами субъектов РФ в виде сниженияналоговой ставки. Введем в ячейки (зеленый цвет – стр. 030-150) остаточнуюстоимость имущества не облагаемого налогом (от 3250 до 4750) и ставку налога наимущество – 2,2% (стр. 170). Активируем расчет в стр. 180. в результате расчетав стр. 160 появилась сумма необлагаемого имущества – 4000.
4. Разделы 3и 4 не активируем, т.к. имущество предприятия не входит в единую системугазоснабжения РФ.
/>
5. Активируемдля расчета 2 ч. раздела 2 и введем необходимые данные для расчета авансовогоплатежа по налог, заполнив строки 010 – 130 о стоимости имущества ООО «ОКБ потеплогенераторам». Активируем стр. 140 (кнопка «рассчитать») для расчетасреднегодовой суммы налогооблагаемого имущества предприятия, полученная сумма –12055.
6. Заполнимраздел 2 ч. 1 по аналогии с заполнением предыдущих разделов.
7. В разделе1 сумма налога может быть введена по двум КБК и нескольким ОКАТО. Длязаполнения КБК по стр.010 установим курсор на данную ячейку и нажмем на , после чегопредставится возможность выбора нужного КБК из общероссийского классификаторадоходов бюджетов. Выбираем КБК для организации не входящей в единую системугазоснабжения.

/>
8. Поокончанию ввода декларации провести предварительный контроль.
9. Для формированиятекстового файла в соответствии с утвержденными ФНС России форматами дляпредставления в электронном виде необходимо сохраним введенный документ врежиме ввода, пользуясь кнопкой />, закрыть его, встать курсором на данныйдокумент с КНД 1152001 и воспользоваться кнопкой />. Подтвердив свой выбор, пользуяськнопкой , в появившемся далее информационном окне необходимо ввестиинформацию относительно отправителя и получателя документа. Обязательные дляввода реквизиты выделены жирным цветом. Далее, нажав на клавишу, сформируется текстовый файл. В случае отсутствияобязательных реквизитов будет дано сообщение об их отсутствии.
10.Сформированный файл можно просмотреть либо сразу после сообщения об окончаниивыгрузки на магнитный носитель, т.е. на экране появиться реестр переданныхфайлов с одной записью с КНД 1152001, либо в пункте меню , где данный документ будет присутствовать в видепоследней записи.

/>
/>
11. Документпо указанному в информационном окне пути готов для представления в электронномвиде в ИФНС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с учетнойполитикой бухгалтерский учет на предприятии ООО «ОКБ по теплогенераторам»ведется на основе журнально-ордерной системы учета с использованием электронныхвычислительных средств. Все хозяйственные операции оформляются оправдательнымидокументами, являющимися первичными документами, на основании которых ведетсябухгалтерский учет и учет для целей налогообложения.
В соответствии с учетнойполитикой для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности проводится инвентаризация имущества и финансовыхобязательств. Инвентаризация проводится в сроки, устанавливаемые отдельнымприказам предприятию.
На ООО «ОКБ потеплогенераторам» необходимо повысить контроль за соблюдением расчетныхопераций и порядком сверки взаимных расчетов между данными бухгалтерского учетана предприятии и налоговых органов.
Также следует проводитьобязательную инвентаризацию: объектов основных средств (по группам) – 1 раз в 2года; другого имущества и обязательств – ежегодно в конце года в соответствии сразработанным планом и Методическими указаниями по инвентаризации имущества ифинансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 г.№ 49.
Для целей внутреннегоконтроля утвердить: перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов;инвентаризационную комиссию; постоянно действующую комиссию по оценке исписанию с баланса объектов основных средств и нематериальных активов.
Регистры бухгалтерскогоучета ежемесячно распечатывать на бумажных носителях; осуществлять контроль захранением и использованием учетной информации.
Объекты основных средств,приобретенные за плату, признать в учете по фактической себестоимостиприобретения.
Срок полезногоиспользования основных средств, вводимых в эксплуатацию после 01.01.2002 г.,устанавливать на основании Постановления правительства РФ от 01.01.2002 г. №1«О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
Для видов основныхсредств, которые не указаны в амортизационных группах срок полезногоиспользования устанавливать самостоятельно в соответствии с техническимиусловиями и рекомендациями организаций-изготовителей, а при их отсутствииопределять опытным путем при передаче конкретного объекта в эксплуатацию.
В целях совершенствования системы налоговой отчетности и расчетов сбюджетом по налогам и сборам налоговые органы осуществляют бесплатноераспространение программ «Налогоплательщик ЮЛ». Данный программный продуктпредназначена для автоматизации процесса подготовки данных налоговой отчетностиналогоплательщиком (ввод налоговой и бухгалтерской отчетности, печатьдокументов на бумажных носителях, формирование введенной информациибухгалтерской и налоговой отчетности на магнитных носителях) для представленияв налоговый орган. Представление отчетности в таком виде — это переходный этапк работе по новым технологиям, который позволяет исключить работу по вводуинформации специалистами отдела ввода данных. За ними остается функциявизуального контроля веденной информации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1.  Ашомко Т.А.,Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность. – М.: ОООНПО «Вычислительная математика и информатика», 2001 г. 182 с.
2.   Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерскогоучета. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет». — 2001.
3.   Бабаев Ю.А Бухгалтерский финансовыйучет. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет». — 2003.
4.   Брызгалин А.В., БерникВ.Р., Головкин А.Н. Учетная политика предприятий для целей бухучета на 2004год. – М.: Издательство «Налоги и финансовое право». — 2003 г.
5.   Бухгалтерский учёт /Подред. дэн профессора А.Д. Ларионова – М.: ГРОСС ГБ БУХ М. – 2000 г. – 654 с.
6.  Дадашев А.ЗНалоговое администрирование.–М.: ЮНИТИ, 2002.–298 с.
7.  Демин А.В.Налоговая политика России на современном этапе//Вопросы экономики. 2004 № 7 С.54 — 82
8.  ЗлыгостевН.Н. Платить налоги – это выгодно// Налоговый вестник 2006. №7 С. 138-140
9.  Кондраков И.П.Бухгалтерский учёт Учебное пособие 5-е изд– М.: ИНФРА М, — 2005 – 717 с.
10.      Налоги: Учеб.пособие/под ред. Д.Г.Черника. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с.
11.      Налоги,налогообложение и налоговое законодательство/под ред. Евстигнеева Е.Н. – СПб:Питер, 2001. – 415 с.
12.      Налоги иналогообложение в России/под ред. Евстигнеева Е.Н. – РнД: «Феникс», 2003. – 386с.
13.      Налоговый КодексРФ. Части первая и вторая. – М.: «Кодекс», 2004
14.      НоводворскийВ.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. – М.: Издательство«Бухгалтерский учет». – 2004. – 368 с.
15.      Пансков В.Г.Проблемы решаются, проблемы остаются// Налоговый вестник 2006 №1 С. 3-7
16.      Плансчетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий(Приказ Министерства финансов № 94н от 31 октября 2000 г.)
17.      Положение побухгалтерскому учету «Учет основных средств».ПБУ 16/01. Утверждено приказомМинистерства финансов Российской Федерации от 30.03.01 №26н (в ред. От03.03.02.) // Официальные материалы для бухгалтера. -2003. -№6. – с. 8-10
18.      ПриказМинфина РФ от 9 декабря 2000г. N 60н «Об утверждении Положения побухгалтерскому учету „Учетная политика организации“ ПБУ 1/98» (сизм. и доп. от 30 декабря 2001г.) // Информационный банк «Консультант Плюс:Высшая школа»
19.      ПриказМинфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения побухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетность организации“ ПБУ4/99» // Информационный банк «Консультант Плюс: Высшая школа»
20.      Пушкарева В.М.История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М,1996. – 192 с.
21.      Разгулин С.В.Совершенствование законодательства о налогах и сборах в условиях налоговойреформы// Налоговый вестник 2002. №6 С. 145-152
22.      Финансовыепроблемы стабилизации российской экономики/ Под ред. проф. Любимцева Ю.И. – М.:«Гильдия финансистов», 2002. – 223 с.
23.      Черник Д.Г.Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы ЮНИТИ, 1997. – 383 с.
24.      Юткина Т.Ф.Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 429 с.