Процесс развития личности

ПРОЦЕССРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
На вопрос, что такоеличность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчастии в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феноменаличности.
Проблема личности впсихологии — проблема необъятная, охватывающая огромное поле исследований.Отчасти в силу растяжимости понятия «личность», отчасти из-за того,что такие слова как «личность», «характер»,«темперамент», «способности», «потребности»,«смысл» и многие другие входят не только в систему научных понятийпсихологии личности, но и в наш повседневный язык, вокруг проблемы личностиведется очень много споров и дискуссий: ведь почти каждый в какой-то степенисчитает себя специалистом по проблеме личности! При этом существует слишкоммало достоверных, экспериментально подтвержденных данных, чтобы на их основеможно было уверенно признать одну теорию правильной, а другую – нет, оценитьистинность каждой из сталкивающихся точек зрения.
Существует многоразличных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личностирассматривается по-своему. Например, психоаналитическая теория понимаетразвитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе,выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворенияпотребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, чтовсе черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс ихзарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным,небиологическим законам. Теория социального научения представляет процессразвития личности как формирование определенных способов межличностноговзаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теориитрактуют его как процесс становления «Я».
Однако помиморассмотрения проблемы развития личности с позиции той или иной теориисуществует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности спозиций разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сформировалосьнесколько концепций, принимающих во внимание согласованное, системноеформирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности. Данныеконцепции развития относят к интегративным концепциям.
Одной из таких концепцийстала теория, принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону, который всвоих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетическогопринципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностномразвитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э.Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по егомнению, неизбежно наступающих у каждого человека:
1. Кризисдоверия—недоверия (в течение первого года жизни).
2. Автономия в противовессомнениям и стыду (в возрасте около двух-трех лет).
3. Появлениеинициативности в противовес чувству вины (примерно от трех до шести лет).
4. Трудолюбие впротивовес комплексу неполноценности (возраст от семи до 12 лет).
5. Личностноесамоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18лет).
6. Интимность иобщительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20лет).
7. Забота о воспитаниинового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60годами).
8. Удовлетворенностьпрожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
В отечественнойпсихологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе еесоциализации и воспитания. Поскольку человек — существо социальное, то неудивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными,включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социальногообщения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинаетговорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретаетопределенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью еголичности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социальногоопыта называется социализацией.
Процесс социализациинеразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем вотечественной психологии социализация не рассматривается как механическоеотражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдениясоциального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех жесоциальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить изобъективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основойдругого процесса —индивидуализации.
Процесс социализации, аследовательно и процесс формирования личности, может осуществляться как врамках специальных социальных институтов, например в школе, так и в различныхнеформальных объединениях. Важнейшим институтом социализации личности являетсясемья. Именно в семье, в окружении близких людей, закладываются основы личностичеловека. Очень часто мы можем встретить мнение, что основы личностизакладываются в возрасте до трех лет. В этот возрастной период у человека нетолько происходит бурное развитие психических процессов, но он также получаетпервый опыт и навыки социального поведения, которые остаются у него до концажизни.
Следует отметить, чтосоциализация может носить как регулируемый, целенаправленный, так инерегулируемый, стихийный характер. Акцентируя внимание на возможности именноодновременного существования социализации и как целенаправленного и какнерегулируемого процесса, А. А. Реан поясняет это с помощью следующего примера.Все мы прекрасно знаем, что на уроке в школе приобретаются важные знания,многие из которых (особенно по гуманитарным дисциплинам) имеют непосредственноесоциальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и нетолько социальные правила, но и обогащает свой социальный опыт за счет того,что с точки зрения учителя может показаться сопутствующим, «случайным».Происходит присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социальноговзаимодействия учителей и учеников. И этот опыт может быть как позитивным, таки негативным.
Как следует изприведенного выше примера, регулируемая социализация в большинстве случаевсвязана с процессом воспитания, когда родителями или педагогом ставитсяопределенная задача по формированию поведения ребенка и предпринимаютсяопределенные шаги для ее выполнения.
В психологии принятоподразделять социализацию на первичную и вторичную. Обычно вторичнуюсоциализацию связывают с разделением труда и соответствующим ему социальнымраспределением знаний. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собойприобретение специфического ролевого знания, когда социальные роли прямо иликосвенно связаны с разделением труда. Следует отметить, что в рамках концепцииБ. Г. Ананьева социализация рассматривается как двунаправленный процесс,означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности.Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности.Под индивидуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности.
При рассмотрении проблемыразвития личности соотношение социализации и индивидуализации человека вызываетмного споров. Суть данных споров заключается в том, что одни психологиутверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека,другие же полагают, что индивидуализация личности — это негативная черта,которая должна быть компенсирована процессом социализации. Как отмечает А. А.Реан, социализацию не следует рассматривать как процесс, ведущий книвелированию личности, индивидуальности человека, и как антиподиндивидуализации. Скорее, наоборот, в процессе социализации и социальнойадаптации человек обретает свою индивидуальность, чаще всего сложным ипротиворечивым образом. Социальный опыт, лежащий в основе процессасоциализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясьисточником индивидуализации личности.
Следует отметить, чтопроцесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зреломвозрасте. По характеру своего протекания социализация личности относится кпроцессам с неопределенным концом, хотя и с определенной целью. Отсюда следует,что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бываетполной.
Одновременно ссоциализацией протекает еще один процесс — инкулътурация. Если социализация —это усвоение социального опыта, то инкультурация — это процесс освоенияиндивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способовдействий, в которых ассимилированы духовные и материальные продуктыдеятельности человека в различных эпохах. Следует отметить, что между даннымипонятиями нет тождества. Часто мы можем наблюдать отставание одного процесса отдругого. Так, успешное усвоение человеком общечеловеческой культуры не означаетналичие у него достаточного социального опыта, и наоборот, успешнаясоциализация не всегда свидетельствует о достаточном уровне инкультурации.
А в целом, человекобладает целым рядом характеристик личности, которые являются весьмаустойчивыми образованиями, поскольку они присутствуют у всех людей. Это такназываемые интегративные характеристики, т. е. черты личности, формирующиеся наоснове более простых психологических характеристик. К числу таких характеристикнеобходимо, прежде всего, отнести адаптационный потенциал личности.
Данное понятие былопредложено нами на основании анализа многочисленных экспериментальныхисследований, посвященных проблеме адаптации. По нашему мнению, каждый человекобладает личностным адаптационным потенциалом, т. е. набором определенныхпсихологических характеристик, позволяющих ему успешно адаптироваться кусловиям социальной среды. В зависимости от степени развития адаптационногопотенциала личности человек более или менее успешно формирует свое поведение вразличных ситуациях. Таким образом, следует говорить не о постоянстве поведения,а о постоянстве черт, определяющих адекватность поведения в тех или иныхусловиях.
Анализ разработкипроблемы развития личности на всем пути становления отечественнойпедагогической психологии позволяет сделать вывод, что успех исследований поданной проблеме во многом обусловлен вкладом крупных психологов, имеющихширокий круг научных интересов в различных областях знаний.
Этому способствоваларазработка ряда идей в таких психологических отраслях, как общая, социальная,педагогическая, возрастная и др. психология, а также в смежных с психологиейнауках: педагогике, философии, социологии, психофизиологии, физиологии мозга идр. Нужно отметить, что история развития психологической мысли в России, в томчисле и вопросов развития личности, не может быть приписана только к XIX и XXстолетиям. Ее источники складывались на протяжении многих веков, сохранились иотразились в русском фольклоре, сказках, былинах, пословицах, поговорках,народных песнях. Именно там начало возникновения психологических представлений,раскрывающих понимание личности, условия ее развития, формирования русскогохарактера.