КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
ТЕМА «ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОЩУЩЕНИЕ ИВОСПРИЯТИЕ
2. ВОСПРИЯТИЕ КАКПРОЦЕСС
3. ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИИ ИСКАЖЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ
4. ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Темаданной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведьвосприятие – это весьма сложный позитивный процесс, формирующий уникальнуюкартину мира, которая может значительно отличаться от реальности. Признаниеразницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы дляпонимания организационного поведения.
Входе работы я ознакомилась и пользовалась материалами различных авторов, такжеуделяющих внимание изучению процесса восприятия, а именно: О.С. Виханского,А.И. Наумова, П.М. Дизеля, У.М. Раньяна и др. За основу я взяла материалы из«Хрестоматии по организационному поведению», где собраны воедино всевышеуказанные источники.
Цельнаписания работы заключается в раскрывании сущности процесса восприятия, егосоставляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие человека.
Приэтом моими задачами были следующие: показать взаимосвязь ощущения и восприятия,рассмотреть восприятие как процесс получения из окружения и обработки информации, показать, изчего складывается восприятие человеком организационного поведения, указать навозможные ошибки и искажения при восприятии, более подробно рассмотретьособенности восприятия человека, которое сильновлияет на многие важные организационные процессы.
1.ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
Отправнойточкой в изучении восприятия служит выявление взаимосвязи между восприятием иощущением.
Природарецепторных аппаратов у различных видов животных весьма различна и позволяетвоспринимать звуковые или световые волны более или менее высокой частоты:собака слышит ультразвуки, пчелы воспринимают ультрафиолетовые лучи, некоторыеживотные не различают цветов…
Человекзанимает свое место в этой иерархии, и, хотя диапазон волн, которые он способенвоспринять, довольно широк, он улавливает далеко не все. Более того, дажевнутри одного вида ощущение варьирует в зависимости от качества сенсорныхаппаратов. У одного хорошее зрение, но посредственный слух, другой можетпохвастаться качеством и остротой обоняния.
ЗаконВернера—Фехтера сформулирован следующим образом:
абсолютныйпорог ощущения — этонаименьшая интенсивность стимула, достаточная для того, чтобы вызватьощущение;
дифференциальныйпорог ощущения — этоувеличение интенсивности раздражителя, достаточное для того, чтобы вызвать усубъекта изменение ощущения.
Именно Фехтер сформулировал отношение, существующеемежду ощущением и раздражителем: ощущение увеличивается как логарифм раздражения.
Ощущениеназывается элементарным, если оно физиологически и анатомически точноопределено. Оно, следовательно, соответствует конкретному типу рецептора итипу системы передачи.
Ощущениеназывается сложным, если оно связано с различными сенсорными органами итребует их согласованного действия. Большинство наших ощущений — сложные. Так,например, курильщик ощущает не только вкус табака, его дополняют обонятельные изрительные ощущения.
Количествоосновных сообщений, которые получает кора головного мозга в течение жизничеловека, можно оценить в миллион миллиардов. Однако по-прежнему остаетсяоткрытым вопрос, зарегистрировал ли мозг эти сообщения, как он их истолковал ипроанализировал. Именно он, как мы сказали, отбирает информацию и для этогопринимает во внимание то, что знает, т.е. прошлый опыт.
Науровне коры головного мозга ощущение перестает быть импульсомфизико-химического типа и приобретает смысл. Здесь осуществляется переходот ощущения к восприятию.
Такимобразом, ощущение относится к элементарным актам поведения, которые во многомопределяются физиологическими функциями.
Восприятие– явление более сложное и емкое, чем ощущение. Процесс восприятияхарактеризуется как сложное взаимодействие процессов выбора, систематизации иинтерпретация. В целом процесс восприятия как бы добавляет и вынимает изкартины «реальность» чувственного мира.
Завершающимсобытием в процессе восприятия может быть реакция или поведение (явное илизавуалированное), которое необходимо, чтобы восприятие рассматривалось какповеденческое событие, как важная составляющая организационного поведения.
2. ВОСПРИЯТИЕ КАК ПРОЦЕСС
Поведениечеловека во многом зависит от того, как он воспринимает ситуацию, в которойнаходится. Восприятие является важным источником объяснения поведения. К томуже, изменяя восприятие той жизненной ситуации, в которой находится человек,можно изменить его поведение. Таким образом, изучение восприятия — одна изосновных задач психологии.
Вселюди различны. Эти различия проявляются во всем многообразии характеристикчеловека. Люди имеют разный возраст, пол, образование, говорят на разных языкахи по-разному ведут себя. Это разнообразие существенно расширяет потенциал ивозможности организации, и оно же порождает трудности в ее управлении, а такжепроблемы и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением.
Создаваяроли, организация стремится к стандартизации и унификации. Однако еслибольшинство ролей можно стандартизировать, то поведение большинства людей струдом вписывается в стандартизированные рамки. Для того чтобы определитьпротиворечия между стандартизацией и разнообразием поведения человека, а такжемежду поведением человека и нормами организационного окружения, необходимопонимать и знать, что является основополагающим в поведении человека, т.е.необходимо знать, как он воспринимает себя и окружающих, каким образом онреагирует на те или иные стимулирующие воздействия, чем мотивируются егопредпочтения, что для него неприемлемо, а что само собой разумеется. Тремяосновополагающими личностными началами поведения человека являются (здесьиспользуется терминология О.С. Виханского и А.И. Наумова) восприятие,критериальная основа и мотивация. [1]
Восприятие может быть определено как процессполучения из окружения и обработки информации.Сам по себе этот процесс един для всех. На входе — получение информации из внешней среды, далее обработка этой информациии приведение ее в определенный«порядок» и, наконец, на выходе — систематизированная информация, заключающая в себе представление человека об окружающей среде иложащаяся в основу его действий, т.е. информация, выступающая исходнымматериалом для поведения человека. Несмотря на внешнее единообразие процесса, восприятие каждым человекомдействительности различно. Оно всегда носит субъективный характер. Даже если воспринимаются совершенно одинаковые явления,на выходе каждый индивид имеет собственную информацию о них, которая может существенно различаться у различныхиндивидов. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на одно и то же явление, но видят его совершенно по-разному.
Восприятие человеком организационного окружения складываетсяиз двух процессов: отбор информации и систематизация информации, каждый изкоторых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и подвлиянием индивидуальных особенностей личности.
Важнейшей особенностьюотбора информацииявляется то, что он носит селективный характер. Используя доступные ему каналыполучения информации, человек воспринимает зрительную, звуковую,осязательную информацию и запах. Однако он воспринимает не всю поступающую к немуинформацию. Он слышит или видит не все звуки и не все световые «сигналы, а только те,которые имеют для него специальное значение. При этом на отбор информациивлияние оказывают не только физические возможности органов чувств восприниматьинформацию, но и такие составляющие личности человека, как отношение кпроисходящему, предыдущий опыт, его ценности, настроение и т.п., т.е.информация как бы проходит через психологический фильтр. Отбор позволяетчеловеку отбросить неважную или ненужную информацию. Например, не слышать разговора людей,стоящих рядом, в том случае, если он его не интересует. В то жевремя отбор информации может привести к потере важной информации, ксущественному искажению реальности. Защищая мозг человека от перегрузки,облегчая психологические нагрузки, давая „отдохнуть“ органам чувств,отбор информации в то же время делает абсолютно невозможным полное восприятиечеловеком наблюдаемой действительности, обязательно приводит кискаженному восприятию действительности и возникновению разновидения одинаковых явлений отдельными людьми. Человек получает информацию из окруженияс помощью органов чувств: зрение,слух, осязание, обоняние, вкус. Наибольшийобъем информации идет через органы зрения и через органы слуха. Получаемая с помощью органов чувств информация всегда фактологична и всегда этоинформация данного момента времени.Нельзя потрогать то, что было вчера, или увидеть то, что будет завтра. Важной особенностью информации,получаемой с помощью органов чувств, является то, что она носит преимущественно объективный характер, хотя в целом она и неадекватна полностью отражаемой ею реальности.
Органы чувств играют очень большую роль в восприятии человеком реальности.Однако они не являются единственным источником — получения информации. Неменее важную роль в получении информации играет интуиция. Используя воображение какосновное средство получения информации, интуиция позволяет человеку»видеть” то, что ему не доступно с помощью органов чувств.Информация, получаемая с помощью интуиции, относится к будущему, она связана свозможными событиями, действиями и носит предсказательный характер. Систематизацияинформации предполагает обработку информации с целью приведения ее копределенному виду и интерпретацию информации, позволяющую индивиду определеннымобразом отреагировать на полученную информацию. Обработка информации располагает ее вопределенном порядке, придает ей некие завершенные формы, что наполняетинформацию определенным смыслом и значением. Обработка информации создает образы,формы,которые человек может распознать, и которые понимаются им определеннымобразом. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов доупрощенных синтезированных образов и категорий.
Выделяется три общих правила обработки информации,позволяющихсвести ее до образов:
•установление соотношения фигуры и фона;
•завершение образов;
•установление сходства и приблизительности.
В первом случае в общей «картине» информации выделяется то, что является«фигурой», то есть смыслом «картины», ее образом.Соответственно то, что не является «фигурой», превращается в«фон». Часто «фигура» выделяется однозначно. Однако бываютситуации, когда «фон» может быть воспринят как «фигура», а«фигура» рассматриваться «фоном». В этом случае обработаннаяинформация может превратиться совсем в другой образ и обрести совсем другойсмысл.
Завершение образов позволяет создать цельный образ по отдельнымчастям, даже если для этого нет достаточной информации. Часто данный процессобработки информации может приводить к созданию неверных образов и невернойинтерпретации поведения других, а также порождать неверную интерпретацию индивидомвоздействий, поступающих в его адрес со стороны организационного окружения. Установлениесходства и приблизительности приводит к тому, что, во-первых, по отдельным элементами характерным чертам удается выделить из общего объема информации отдельныеобразы и формы, имеющие некие обобщающие черты. Во-вторых, этот принцип обработки информациипроявляется в том, что различные образы и соответственно явлениягруппируются в некие обобщенные группы путем сглаживания либоже игнорирования индивидуальных особенностей каждогоявления.
Систематизация информации человекомпроводится двумя способами. Первый способ — это логическаяобработка информации. Для данного способа характерно систематическое и последовательноепа основе логических операций преобразование информации. Этотак называемый научный способ обработки информации. Но человек не толькологически обрабатывает информацию, доводя ее до состояния,позволяющего осуществлять действия в ответ па полученныевоздействия из среды. Человек обрабатывает информацию, также используя чувства,предпочтения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обрабатываетсяпо принципам «люблю – не люблю», «нравится — ненравится», «хорошо — плохо», «лучше — хуже»,«приемлемо -неприемлемо» и т.п. Восприятиеявляется очень сложным, многогранным и быстротекущим процессом. Невернодумать, что фазы отбора, обработки и оценки жестко разграничены и следуютодна за другой в четко определенной форме и по однозначной схеме.В действительности это практически одновременно и зачастую молниеносноразворачивающиеся процессы, составляющие вместе восприятиечеловеком окружения. При этом, хотя и отбор, и систематизацияинформации в целом осуществляются в соответствии сопределенными принципами, для каждого человека характернаиндивидуальность в протекании этих процессов. Это всегда делаетвосприятие индивидуальным и субъективным. Поэтому, чтобыэффективно взаимодействовать с человеком и управлять им,необходимо знать хотя бы в общем виде то, каковы характерные чертывосприятия данным человеком действительности.
При всем разнообразии факторов, влияющих навосприятие человеком действительности, можно указать на несколько внутреннихи внешних факторов, оказывающих стабильное влияние навосприятие человека. Среди внутренних по отношению кчеловеку факторов выделяются следующие:
• людибыстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;
• людибыстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильноечувство, как позитивного, так и негативного характера;
•люди по-разномумогут воспринимать сигнал, в зависимости от того, что предшествовало этому восприятиюи какое состояние (потребности и ожидания) они имеют во время восприятиясигнала.
Внешними факторами, влияющими навосприятие человеком действительности, являются следующие:
•интенсивность передаваемого сигнала (светлое и громкоевоспринимается быстрее);
• подвижностьсигнала (движущиеся сигналы воспринимаются в большей степени, чемнеподвижные);
• размер (большие объектывоспринимаются проще, чем маленькие);
• состояниеокружения, в котором находится человек (формы, цвета, звуки и т.п.).
Так как восприятие является очень сложным и неоднозначнымпроцессом, зависящим от влияния многих факторов, в частности предыдущегоопыта, текущего состояния человека, воздействия внешней среды, оно зачастуюможет быть ошибочным. Можно указать на несколько распространенных способов восприятия, которыезатрудняют, создают барьеры и приводят к ошибкам в восприятииреальности человеком.
3.ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ И ИСКАЖЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ
Стереотипизация широко распространена при восприятии человеком реальности.Путем сведения более сложного и оригинального явления к определенномустереотипу и, соответственно, упрощенному представлению об этом явлении онапомогает сиять неопределенность, устранить неясность, и тем самым облегчить процесспознания. Но в то же время она зачастую приводит к искаженному восприятию явления,приписывая ему те черты, которых у него нет, и наоборот, отбрасывая некоторые существенныечерты явления. Стереотипы часто не соответствуют явлению уже потому, что ониотражают усредненное восприятие этого явления в прошлом. Поэтому зачастую онине только отсекают индивидуальные черты, но даже не соответствуют усредненному явлению.В этом случае стереотипное восприятие явления приводит к неверным выводам,создает неверные ожидания и порождает неадекватные действительности реакции и поведениечеловека.
Негативным проявлением стереотипа восприятия в жизни организацииявляется априорная оценка и априорный взгляд на людей с позиции отнесения ихк определенным стереотипным группам. Это может приводить к дискриминации пополовому возрастному или национальному признаку, ущемляя права человека и наносяущерб деятельности организации.
Часто впроцессе восприятия явления происходит перенос оценок отдельных характеристик явления на другие егохарактеристики или же обобщениеоценки отдельной характеристики доуровня аналогичной оценки явления в целом. Данное обобщение может приводить в целом, как к позитивному,так и негативному восприятиюявления, что может совершенно не соответствовать реальности. Наиболее частоэто проявляется при восприятиилюдей, когда на основе оценки отдельных черт характера или же отдельных умений и способностейчеловека делается обобщенный вывод онем как о личности в целом или же, как оработнике вообще.
Перенос и обобщение оценки отдельных черт человека может игратьсильную негативную роль во взаимодействии человека и организационного окружения. В частности, он можетоказывать большое негативное влияние навыполнение работником своих ролевых обязанностей. Получив определенноепредставление о выполнении членоморганизации отдельных действий илиопераций, руководитель может думать, что и всю остальную работу, которую он не видит, работник выполняетточно так же. Это приводит кстремлению работника не делать явных ошибок, вместо того чтобы стремиться к очень хорошей работе. Либо же стараться работать не вообще хорошо, а толькотогда, когда это может заметитьруководитель. Часто данная особенность восприятия приводит к тому, чточлены организации, которые в своей деятельностиближе к руководству и чаще с ним общаются, оцениваются в целом относительно выше, чем работники, успешно справляющиеся со своей работой, но находящиеся внеполя зрения руководства.
К серьезному искажению восприятия окружения приводит проекция человеком своихсобственных чувств, настроений, переживаний, опасений, мотивовдеятельности и т.п. на других людей. Люди могут объяснять мотивы действия другихв соответствии с тем, почему они сами осуществляют аналогичные действия, и впадатьпри этом в глубокое заблуждение. Отмечено, что люди склонны приписывать своинегативные черты другим, создавая тем самым некое оправдание своему поведению.Негативнымпроявлением проекции в организационном поведении является ложное представлениечеловека о том, что окружающие хотят того же, чего хочет он. Это порождаетнеадекватные ожидания и действия, которые приходят в противоречие с организационнымокружением. Работоспособный начальник может считать, что все его подчиненныетакже очень напряженно работают. Это же может быть далеким от реальности. Инаоборот, ленивый начальник может необоснованно подозревать всех в том, что ониотлынивают от работы.
Сильное влияние на восприятие человеком определеннойдействительности может оказывать первое впечатление. Зачастую бывает так,что все дальнейшее видение человека или, по крайней мере, достаточно долгосрочноеего восприятие находится в плену у первого впечатления. Сильное первое впечатлениеможетоказывать двоякое влияние на дальнейшее восприятие. Оно можетспособствовать сохранению аналогичного восприятия, даже если оно и несоответствует действительности, но может приводить и к резкой смене восприятия,что также может быть неадекватным реальности. В организационном поведениичеловека-первое впечатление может способствовать более быстрому и легкомувхождению в организационное окружение и ускоренному установлению нормальноговзаимодействия между человеком и «окружением. Поэтому для нового членаорганизации очень важно правильно провести свой первый контакт с организацией.Окружению, и особенно руководству, в свою очередь следует опасаться сильнополагаться на первое впечатление, так как оно может сформировать неверный образи породить неоправданные ожидания.
Стереотипизация, обобщение, приписывание другим черт,желаний и настроений, им не присущих, следование первому впечатлению итому подобные формы восприятия могут порождать множество проблем, трудностей иошибок в организационном поведении и вызывать предубеждения, которые могутотрицательносказываться на многих организационных процессах, и в частности на найме, продвижении по службе, вознаграждении и увольнении работников. Поэтому желательно, чтобыкак можно большее количество людей ворганизации знало об этом и старалосьпо возможности учитывать это, критически расценивая свое восприятие. Особенно важно это для руководящего состава. Естественно, абсолютно верного и свободногоот влияния личностных черт человекавосприятия нет и, не может быть впринципе. Однако это не означает, что люди не должны стремиться более объективно воспринимать реальность,пытаться понять особенности ихарактерные черты присущего им восприятияокружения для того, чтобы сознательно корректировать воспринятую ими информацию.
4. ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА
Одним из самых важных с точки зрения взаимодействия человека иорганизационного окружения процессов восприятия является восприятие человека. То,каким мы видим человека, какие черты характера мы ему приписываем, какрасцениваем его поведение, принципиально определяет то, как мы строим, отношения и как мы взаимодействуем сэтим человеком. Восприятие человека сильновлияет на многие важные организационные процессы, такие, например, какотбор и назначение людей на должности наоснове интервью, проведение переговоров, оценка предложений по результатам устного сообщения, формированиерабочих групп и т. п.
Восприятие человека состоит из двух стадий.Первая стадия — это первоевпечатление о человеке. Обычно оно базируется на очень небольшом количествеинформации о человеке и находится под сильным влиянием привычек и представлений воспринимающего.Например, если воспринимающий любит шутить и улыбаться, то первоевосприятие человека, обладающего такими же качествами, обычно бывает завышено вположительную сторону. Первое впечатление оказывает сильное воздействие надальнейшее восприятие человека. Однако, тем не менее, оно не является на стопроцентов определяющим. На второй стадии восприятиячеловека происходит более глубокое и широкое знакомство с его личностнымихарактеристиками, стилем поведения, квалификацией и подходом к выполнению обязанностей.Восприятие человека в различных ситуациях и при, различных обстоятельствахпозволяет выяснить его устойчивые черты и характеристики. Это можетпривести к корректировке или даже отказу от первого впечатления.
Восприятие человека складывается под влиянием трехсоставляющих:
• воспринимаемыйчеловек,
• воспринимающийчеловек,
•ситуация,в которой происходит восприятие.
От того,как выглядит воспринимаемый человек, как он ведет себя в общении, каковы его „анкетные“ данные, существенно зависит восприятие человека. В целом это можетпоказаться неверным с абстрактной или идеалистической точки зрения справедливого взгляда на каждого человека. Однако этореальность, которая существует, которую нельзя устранить нравоучениями,нормативными актами и распоряжениями, которую нужно признавать и с которой нужно считаться, как бы намни хотелось того, чтобы этогоразличия в восприятии человека не существовало.
Выделяется три группы характеристик воспринимаемого человека,которые влияют на его восприятие окружающими:
· физические исоответствующие им характеристики;
· социальныехарактеристики;
· „анкетные“характеристики.
К числу наиболее существенных с точки зрения влияния на восприятиечеловека физических характеристик относятся его внешность,рост, телосложение, жестикуляция, мимика и цвет кожи. Проводимые психологическиеисследования показывают, что каждая из данных характеристик вызывает определенныеассоциацииу воспринимающего. Данные ассоциации могут несоответствовать реальности,создавать неверный образ воспринимаемого. Однако они оказывают очень сильноевлияние па восприятие. В разных странах и культурах может быть различноетолкование этих характеристик человека, что может приводить к ещеболее существенному искажению восприятия. В наибольшей степени данное замечаниеотносится к трактовке жестикуляции и мимики человека, так как отдельные жестыили жеопределенное выражение лица могут иметь диаметрально противоположныйсмысл.
Социальными характеристиками человека,оказывающими влияние на его восприятие окружением, являются его стиль и манера веденияразговора и стиль и манера одеваться. Очень часто люди с определенным уровнем образования,относящиеся к определенным профессиям или же принадлежащие к определеннымсоциальным группам, имеют определенную манеру разговора, интонацию и стильведения беседы. Поэтому в зависимости от того, как говорит человек, можетскладываться его восприятие. Аналогичная ситуация наблюдается и в случае с внешним видом,стилем и манерой одеваться. В любом обществе наблюдается стремление людей куниформизации, чаще всего отражающей их социальное положение илипрофессиональный статус. Поэтому по тому, как человек одет, очень частоделается вывод о нем, о его служебном статусе, профессии и положении в обществе. Невсегда эти выводы адекватны действительности, но почти всегда эти выводыоказывают существенное влияние на восприятие человека окружающими. Всвязи с этим очень важно обращать серьезное внимание на эти моменты при стремлении добиться позитивного восприятия окружением.
Анкетные данные, такие как пол, возраст, образование
национальность,религия, сфера деятельности и т.п., достаточно
сильновлияют на наше восприятие человека. Стереотипные представления, соответствующиеэтим характеристикам, как бы подменяют реальный образ воспринимаемогочеловека, создавая очень часто при восприятии человека искаженное представление онем. В то же время необходимо знать, что полностью устранить влияние анкетныхданных на восприятие человека окружением невозможно. Поэтому, вступая в контакт сокружением, человек
долженпредвидеть то, как он будет восприниматься с учетом его
»анкетных”характеристик. Это может существенно помочь ему
реалистичнои более успешно построить свое взаимодействие
сокружающими.
Три группы характеристик воспринимаемого человека отражают то, какимчеловек предстает окружению. Однако это не значит, что все в окружении еговоспринимают совершенно одинаково в соответствии с его характеристиками.Например, одна и та же манера одеваться может вызывать у разных людей разноепредставление о человеке. И это связано с тем, что восприятиечеловека зависит также и от характеристик воспринимающего.
То, как воспринимающий смотрит на воспринимаемого человека, находится под влиянием двухгрупп характеристик воспринимающего:
•уровень глубины видения ситуации;
•личностные и социальные характеристики.
В одном и том же явлении одни людиспособны увидеть только его отдельные, упрощенные и поверхностныехарактеристики. Другиевидят явление более глубоко, воспринимая его иописывая через более сложные характеристики. Например, при восприятиичеловека первые увидят его
внешниеданные (внешний вид, манеру говорить, отдельные жесты и т.п.), вторые же увидят отдельные черты характера (добрый,завистливый, самоуверенный и т.п.).Существует и более глубокая степеньвосприятия, когда формируется картина из совокупности несколькиххарактеристик как позитивного, так и негативного планов, находящихся между собой в определенном соотношении (добрый, но ленивый, завистливый и способный ит.п.). Личностные и социальные характеристики воспринимающего в основном проявляютсяв терпимости к неопределенности, в готовности открыто и непредвзято восприниматьявления, априорно доброжелательномвосприятии человека и т.п. Люди, у которых больше уверенности, больше терпимости к новому и неясному, болееспособны к восприятию новых людей. Наоборот, люди закомплексованные, с однозначным взглядом наявления воспринимают других с трудоми неадекватно реальности. Они склонныприписывать им те черты и характеристики (преимущественно отрицательные), которых у них нет, и наоборот — не видеть многие черты, которые имеютпозитивный характер.
Восприятие человека в значительной мере зависит от того, вкакой ситуациионо происходит. Выделяются три аспекта ситуации, которые оказываютзаметное влияние на восприятие. Во-первых, — это место, в котором происходитвстреча. Например, неформальная обстановка и неформальные места встречибольшерасполагают к более широкому, часто позитивному и дружескому восприятию.Во-вторых, восприятие человека зависит от того, по поводу какого делаили в связи с чем состоялась встреча. Если событие, в рамкахкоторого состоялась встреча, имеет для воспринимающего большое положительноезначение, то и его восприятие человека, с которым состоялась встреча, может бытьсоответственно более положительным, чем если бы он встретил его в обычнойпроизводственной ситуации. В третьих, большое влияние на восприятие оказываетто, оказывает то, кем и от чьего имениорганизована встреча. Например, восприятие человека, рекомендованного длявстречи уважаемым или высокопоставленным лицом, может существенно отличаться отвосприятияэтого же человека в том случае, если встреча состоялась по инициативемалознакомого или же неуважаемого лица.
Знание того, что восприятие человека зависит от ряда вышеперечисленныхфакторов, очень важно для установления хороших взаимоотношений между членоморганизации и организационным окружением. Особенно важно это знать и использоватьданноезнание тем, кто входит в организацию, так как от умения создать первоначальноеблагоприятное восприятие очень сильно зависит их возможность успешно вписаться ворганизационное окружение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходяиз всего вышесказанного, можно подвести некоторые итоги, сделать выводы иобобщения по всем вопросам:
1) Ощущениеотносится к элементарным актам поведения, которые во многом определяютсяфизиологическими функциями.
2) Восприятие –явление более сложное и емкое, чем ощущение. Процесс восприятия характеризуетсякак сложное взаимодействие процессов выбора, систематизации и интерпретация. Вцелом процесс восприятия как бы добавляет и вынимает из картины «реальность»чувственного мира.
3) Поведениечеловека во многом зависит от того, как он воспринимает ситуацию, в которойнаходится. Восприятие является важным источником объяснения поведения.
4) Восприятие человеком организационного окружения складывается из двухпроцессов: отбор информации и систематизация информации, каждый изкоторых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влияниеминдивидуальныхособенностей личности.
5) На восприятиечеловеком действительности влияют различные внутренние и внешние факторы.
6) Так как восприятие является очень сложным и неоднозначным процессом,зависящим от влияния многих факторов, оно зачастую может быть ошибочным.
7) Можно указать на несколько распространенных способов восприятия, которыезатрудняют, создают барьеры и приводят к ошибкам в восприятииреальности человеком: стереотипизация, обобщение, приписывание другим черт, желанийи настроений, им не присущих, следование первому впечатлению и т.п.
8) Одним из самых важных с точки зрения взаимодействия человека иорганизационного окружения процессов восприятия является восприятие человека.
9) Восприятие человека состоит из двух стадий:1) это первое впечатлениео человеке; 2)более глубокое и широкое знакомство с его личностными характеристиками,стилемповедения, квалификацией и подходом к выполнению обязанностей.
10) Восприятие человека складывается под влиянием трех составляющих: воспринимаемый человек; воспринимающий человек; ситуация, в которой происходит восприятие.
11) Знание того, что восприятие человека зависит от ряда вышеперечисленныхфакторов, очень важно для установления хороших взаимоотношений между членоморганизации и организационным окружением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виханский О.С.,Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Экономисть, 2003. – 528с.
2. Организационноеповедение. Хрестоматия. Учебное пособие для факультетов: психологических,экономических и менеджмента. Самара. Издательский дом «Бахрах — М», 2006. –752с.