МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕЧЕРНИЙМЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ ДАВЛЕНИЕМ И МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ Курсовой проект по предмету Технология изготовления ювелирных изделий на тему Проектирование художественного кованого изделия полки и ее изготовление Студент Семенова Л. Группа ТХк-01 Преподаватель Горбылев
А.Ю. Москва, 2005г. Содержание. Стр. 1. Введение. 1. Материал. Техника работы. Оборудование. 2. Кованые изделия. 3. Элементы художественной ковки 3. Эскиз. 4. Чертеж. 5. Технологическая карта 6. Вывод 7.Список используемой литературы. 1. Введение. Трудно определить грань между бытовыми кузнечными изделиями и кованой мебелью в интерьере.
Иногда небольшое по размерам декоративное изделие несет в себе большую смысловую нагрузку. Подсвечник в жилой комнате еще не делает погоды, напольный же подсвечник или торшер из арсенала кованой мебели часто в корне меняет интерьер комнаты. Ещ большее смысловое значение имеют небольшие по размеру декоративные украшения кованая мебель в интерьерах общественных зданий, если они связаны по своей тематике с историей города или здания, театра, кафе и прочее.
Наибольшего расцвета это направление достигло в начале 20 века, когда в помещениях можно было встретить металлическую мебель, перила лестниц и сами лестницы, люстры, бра и т.п. Короткий период стиля модерн кованый металл применялся практически во всех зданиях эта традиция продолжается и сегодня. Можно утверждать, что сегодня за последние три десятилетия наибольшее число художественных кованых изделий выполнено кузнецами для интерьеров жилых и общественных зданий.
Разнообразна тематика работ в кованой мебели это отдельные настенные украшения и целые композиции, зеркала, напольные подсвечники, фонари, люстры, перегородки, двери, камины и каминные принадлежности, ограждения лестничных маршей и площадок и др. При этом поражает не только широта тематики кованая мебель, но и та увлеченность творчеством, с которой работают современные кузнецы-художники. Технические и технологические стороны работы при решении формы кованого изделия имеют давние прочные традиции, тем не менее каждый художник ищет новые приемы при создании кованой мебели. В России наибольшего расцвета искусство художественной ковки достигает в 18-19 веке в период масштабных градостроительных работ, начатых в эпоху Петра I. Именно в это время создаются великолепные городские и садово-парковые ансамбли. В двадцатые годы нашего века художественной ковкой практически не занимались, в разоренной стране не было металла и задача стояла в то время совсем другая.
В наше время возродился интерес к кованому художественному металлу, к рукотворным изделиям, к кованым изделиям. Современная художественная ковка включает в себя весь арсенал приемов ручной ковки, которыми умело пользовались кузнецы в старые времена. 1. Материал. Техника работы. Оборудование. Табл. Температурные интервалы начала и конца ковки для углеродистых сталей Марка сталиТемпературы ковкиначалаконцаСт 11300900Ст 21250850Ст 850Сталь
У7, У8, У91150800Сталь У10, У12, У131130870 Немного скажем про используемый материал. В основном для изготовления кованых изделий используется сортовой прокат различных сечений из конструкционных и легированных сталей. Если это кованые решетки, то в основном используется квадрат 12 или 14мм. сечения и так далее. Современный кузнец использует пневматический молот, что значительно облегчает и ускоряет его работу при изготовлении кованого изделия. Для соединения элементов кованого изделия в основном применяют
электро- или газовую сварку. Можно конечно избежать этого и для соединения элементов между собой использовать стяжки или, как их еще называют хомуты, но это намного может увеличить стоимость кованого изделия, а это в свою очередь может позволить себе не каждый. В основном из кованых изделий привлекают внимание кованые решетки на окна, кованые заборы, фонари, флюгера, кованую мебель. Отдельно надо отметить подсвечники и кованые каминные принадлежности. Здесь есть где развернуться фантазии мастера. Такие вещи очень редко повторяют друг друга и в основном являются индивидуальной работой кузнеца. Иизготовление люстр, обрамлений для зеркала, напольных осветительных приборов уже не становится такой редкостью как еще 5-10 лет назад. Кованый металл широко используют в своем творчестве не только кузнецы, но и художники. Изготовление кованых изделий из черного металла, меди, латуни, применяют выколотку, чеканку и газовую
сварку. Также можно сказать, что техника работы с металлом постоянно совершенствуется, идет постоянный поиск все новых и новых средств. Художественная сторона единого творческого процесса ковки металла изготовления кованых изделий также постоянно видоизменяется, как меняется многое во всем искусстве и эстетике. Рис. 1. Кузнечный горн Рис. 2. Схема установки наковальни Рис. 3. Кузнечные клещи для нагретого металла с круглыми губками
Рис. 4. Кузнечные клещи для нагретого металла с прямоугольными губками. Рис. 5. Кузнечные клещи волчья пасть Рис. 6. Кузнечные клещи для нагретого металла – плоские Рис. 7. Молоток для протяжки, скругленный Рис. 8-10. Бородки Рис. 11. Подбойка для ковки уступов Рис. 12. Гладилка Рис. 13. Рессорно-пружинный молот фирмы Аякс 2.2.
Кованые изделия Заборы. Кованые заборы это прекрасное украшение фасада любого загородного коттеджа, дачи, офиса и т.д. Это не только радует глаз и делает здание более интересное с точки зрения эстетики, но и делается так сказать на века. Все мы знаем о памятниках архитектуры дошедшие до нас поражающие нас своей красотой и величием. Был период в нашей истории, когда искусство металла было невостребованным, но благодаря новой эпохе кузнечное мастерство вновь стало занимать достойное место в строительстве и украшении нашего быта. Начинают появляться такие интересные архитектурные решения, как Патриарх на Садовом кольце, что несомненно украсит столицу нашей Родины. Популярность этого традиционного типа кованых заборов объясняется его надежностью и эстетической привлекательностью. Кованый забор выглядит очень впечатляюще. Решетки. Декоративные кованые решетки получили распространение во многих помещениях различных общественных
зданиях, чаще всего в залах столовых, кафе, ресторанов, в вестибюлях учреждений, двусветных лестничных пространствах и других помещениях, при этом какой-либо единой стилевой направленности в кованых решетках нет, все зависит от назначения помещения и индивидуальности исполнителя, хотя в целом, так же как и в художественных кованых изделиях из металла используются композиционные приемы прошлого и народные традиционные мотивы. Решетки различаются по двум типам кованые решетки и сварные решетки.
Оконные стационарные кованые решетки представляют собой металлическую раму, в которую набирается рисунок. Рама кованых решеток обычно изготавливается из стального уголка 25х25 мм. При необходимости или по желанию клиента рама кованой решетки может быть изготовлена из стальной профильной трубы 25х28 мм 40х25 мм стального уголка 45х45 мм. Рисунок стационарной решетки набирается из различных видов металлопроката – гнутые кондуктором элементы
из полосы 20х4 или 25х4 мм Прямые элементы из прутка круглого сечения диаметром 12, 14, 16 мм квадрата сечением 12х12, 14х14, 16х16 мм полосы 20х4 или 25х4 мм. Для изготовления рамы кованых оконных решеток применяется тот же материал, что и для сварных. Рисунок кованых решеток может выполняться из прутка круглого сечения диаметром 12, 14, 16 мм квадрата сечением 12, 14, 16 мм. Причем из любого материала изготавливаются гнутые элементы рисунка кованой решетки. Козырьки. Кованый козырек может изменить общий вид, сделав его представительным. Он защитит не только от дождя и снега, он как живой, по-своему гармонирует с домом на котором он установлен. Ковка всегда предает особый вид, облагораживает, придает особое настроение и шарм. Беседка. 2.3. Элементы художественной ковки Хомуты. Многие элементы художественной ковки соединяются с помощью хомутов.
Хомуты значительно повышают прочность и эстетичность конструкции. Обращайте внимание на толщину сечения хомута. Оно должно быть не меньше, чем сечение основных элементов художественной ковки. Такие изделия художественной ковки значительно выигрывают по прочности и красоте. Оконечник оттянутость окончаний. Только используя кузнечное оборудование молот и горн, разогревающее металл до белого каления, можно добиться такого рисунка
Наконечник. Такой элемент делается ударом кузнечного гидравлического молота, массой от 6 тонн Кручение. Раскаленную до красна заготовку крутят вокруг собственной оси на специальном оборудовании. Гибка. Заготовку гнут на специальных лекалах. Лекала делаются под каждое изделие художественной ковки. Используется как ручная так и механическая гибка. Коронка. Подобно наконечникам коронки так же делаются ударом кузнечного молота
Листья, шишки и др. Элементов художественной ковки очень много. Перечислены лишь самые основные и распространенные. 3. Эскиз. 5. Технологическая карта изготовления полки. Эскиз, чертежШаблоны, лекалаОт прута сталь 3 10 мм отрезается 2 заготовки длиной 910 ммОт прута сталь 3 10 мм отрезается 2 заготовки длиной 610 ммОт полосы сталь 3 40 мм отрезается 2 заготовки длиной 250 ммОт
прута сталь 3 10 мм отрезается 2 заготовки длиной 400 ммОтрезная доска сосна 640х145х25 ммНагревНагревНасечка наметок для отверстийНагревОбработка рубанкомПротяжка с обоих концов, выравниваниеПротяжка с обоих концов, выравниваниеНагревПротяжка с обоих концов, выравниваниеШлифовкаНагревНагревГибка J на наковальне и выравниваниеНагревПокрытие морилкойГибка С на роге наковальни и на вилке, выравниваниеГибка S на роге наковальни и на вилке, выравниваниеОхлаждениеГибка на роге наковальни и на вилке, выравниваниеОхлаждениеОхлаждениеНа сверлильном станке просверлить отверстия и фаски, зачистка на шлифовальной машинеОхлаждениеОхлаждениеНагрев Отрезается с одного угла квадрата 10х10 мм, зачисткаПрорубить отверстие с помощью пробойника, выравниваниеОхлаждениеОхлаждениеЭлектрос варкаЗачистка, шлифовкаПокраскаКронштейны прикрутить к доске шурупами 6. Вывод. Соединяем все детали-волюты С, S, J, сваркой, зачищаем, полируем, красим.
Таким образом, получаем два готовых кронштейна для полки. Прикручиваем к получившимся кронштейнам обработанную доску шурупами. Получаем готовое художественное изделие лавку. Таким образом, процесс работы над будущим изделием необходимо начинать с четкого представления не только в целом, но и в деталях, продумав все от рисунка до характера соединения деталей, учитывая практичность и использование в дальнейшем данного предмета.
При этом очень важно определить при художественной ковке какие части изделия будут коваться целиком, а какие элементы будут изготовляться отдельно и затем собираться. Правильность технологического процесса сборки обеспечивает успех дела. Ковкой называется процесс изменения не только формы материала, но и его сечения. В основном используется сортовой прокат различных сечений из конструкционных и легированных сталей.
Современный кузнец использует пневматический молот, что значительно облегчает и ускоряет его работу. Для соединения элементов кованого изделия в основном применяют электро- или газовую сварку. Можно конечно избежать этого и для соединения элементов между собой использовать стяжки или, как их еще называют хомуты, но это намного может увеличить стоимость кованого изделия. Считается, что кованые изделия в целом являются атрибутом благосостояния и показателем эстетического вкуса. 7. Список используемой литературы. 1. Ковка, чеканка, инкрустация, эмаль, М ООО Аделант, 2001 г. 2. Конспект лекций Технология конструкционных материалов, Иваново, 2004 г. 3. Семерак Г Богман К Художественная ковка и слесарное искусство, М Машиностроение, 1982 г. 4. www.kyznica.ru