Введение
Техническая служба ГПС (ТС) — вид службы, организуемой в ГПС в целяхтехнического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а такжехозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.
Подразделения технической службы (подразделения ТС) — подразделения ГПС,обеспечивающие техническую готовность пожарной техники и средств связи, а такжематериально-техническое снабжение подразделений ГПС.
В состав подразделений технической службы включаются производственно-техническиецентры (ПТЦ), отряды, части и отдельные посты технической службы.
Производственная деятельность подразделений технической службыосуществляется в соответствии с производственной программой на месяц,разрабатываемой ПТЦ, отрядом (частью) технической службы на основании годовогоплана-задания с учетом нормативов трудоемкости технического обслуживания иремонта пожарной техники.
В подразделениях технической службы для совершенствования управления,планирования и организации производства ежегодно разрабатывается планорганизационно-технических мероприятий (приложение 28 [2]).
Работа транспортно-хозяйственной части организуется в соответствии с годовыми квартальным планом эксплуатации (приложения 35, 36 [2]).
Планирование работы вспомогательных пожарных автомобилей подразделенийтехнической службы на очередные календарные сутки производится начальникомтранспортно-хозяйственной части ПТЦ, отряда технической службы или начальником(заместителем начальника) части технической службы с учетом плана эксплуатациии заявок подразделений.
С целью сокращения простоя пожарных автомобилей в ремонте, а такжеусиления режима сохранности и экономного расходования материально-техническихресурсов в подразделении технической службы создается оборотный фонд узлов иагрегатов.
Оборотный фонд поддерживается за счет поступления новых и отремонтированныхагрегатов, узлов, запасных частей и приборов, в том числе и оприходованных сосписанных автомобилей.
Анализ производственной деятельности подразделений технической службыпроводится по итогам работы за месяц, квартал и год. Порядок проведения анализапроизводственной деятельности подразделений технической службы приведен вприложении 41 Наставления [2]. Результаты анализа представляются в УГПС, ОГПС.
1 Краткая характеристика пожарных автомобилей
Пожарный автомобиль — оперативное транспортное средство на базеавтомобильного шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением,оборудованием, используемые при пожарно-спасательных работах.
1.1 Основные пожарныеавтомобили
Основныепожарные автомобили — пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к местувызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых наних огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к меступожара огнетушащих веществ от других источников.
Пожарнаяавтоцистерна (АЦ) — пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом,емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к меступожара личного состава и пожарно-технического вооружения ПТВ. Относится косновным пожарным автомобилям. Отличаются вместимостью цистерны для воды,вместимостью пенобака, числу осей и колесной формуле, используемом топливе.Пожарные автоцистерны находятся в каждом подразделении.
Пожарныйавтомобиль первой помощи (АПП) — автомобиль, предназначенный для доставки кместу пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения,аварийно-спасательного инструмента и другого специального оборудования,проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до подхода основных сили средств.
Пожарныйавтомобиль пенного тушения (АПТ) — автомобиль для приготовления и подачи пены.
Пожарныйнасоcно-рукавный автомобиль (АНР) — пожарный автомобиль, оборудованный насосом,комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара(аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования ипроведения действий по тушению. Его основное отличие от автомобильной цистернызаключается в отсутствии цистерны. За счёт высвободившегося объёма и массыавтомобиль вывозит большее количество напорных рукавов, имеет увеличенный объёмпенобака и удлинённый салон боевого расчёта, допускающий размещение 9 человек.
Задачей АНРявляется подача воды от водоисточника или непосредственно к месту пожара, или кавтоцистерне, работающей «вперекачку». Запас рукавов и большая численностьбоевого расчёта обеспечивают быструю прокладку магистральных рукавных линий.
Пожарнаянасосная станция (ПНС) предназначена для доставки к месту пожара расчета,пожарно-технического вооружения, служит для забора воды из открытоговодоисточника и подачи ее на дальние расстояния, крупные пожары помагистральным рукавным линиям непосредственно к лафетным стволам, разветвлениямили к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар. ПНС применяетсясовместно с рукавным автомобилем [6].
1.2 Специальныепожарные автомобили
К специальнымотносятся пожарные автомобили, предназначенные для проведения специальных работна пожаре: аварийно-спасательные автомобили, для поднятия личного состава навысоту, обеспечения связи и освещения, вскрытия и разборки конструкций, борьбыс дымом, защиты материальных ценностей, обеспечения управления силами исредствами, прокладки рукавных линий и т.д.
Пожарныйрукавный автомобиль (АР) служит для доставки к месту пожара боевого расчета,напорных пожарных рукавов общей длиной 2 км, прокладки магистральных линий находу, механизированной намотки рукавов в скатки, а также погрузки итранспортировки их с пожара. Рукавный автомобиль обеспечивает также тушениепожаров путем подачи мощной струи для воздушно-механической пены черезстационарный лафетный ствол. Рукавный автомобиль применяют совместно с пожарнойнасосной станцией. Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК) — пожарный автомобильсо стационарной механизированной поворотной коленчатой подъемной стрелой,последнее звено которой заканчивается люлькой. Пожарная автолестница (АЛ) — пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотнойлестницей.
Пожарныйавтомобиль газодымозащитной службы (АГ) — пожарный автомобиль спожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности.
Аварийно-спасательныйавтомобиль (АСА) — пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением дляпроведения работ по разборке конструкций на пожаре, а также аварийно-спасательныхработ.
Пожарнойштабной автомобиль (АШ) — пожарный автомобиль для доставки штаба пожаротушенияи обеспечения связи между штабом, боевыми подразделениями и центральным пунктомпожарной связи [6].
1.3 Вспомогательныепожарные автомобили
К вспомогательныммашинам относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские,автобусы, легковые, грузовые автомобили, а также тракторы и другая техника,которая вводится на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательныхработ.
УАЗ-469 —легковой автомобиль повышенной проходимости, производимый на Ульяновскомавтомобильном заводе. Разработан для транспортировкигрузов, людей и буксирных трейлеров на всех типах дорог.
ВАЗ–2121 — многофункциональный автомобиль повышенной проходимости, выпускается с 1977года. ВАЗ Нива позволяет передвигаться в условиях полного бездорожья [6].
2 Расчет и проектирование ПТЦ пожарных отрядов (частей)технической службы
2.1 Назначение, структура и основы организации ПТЦ, пожарных отрядов (частей)технической службы
В составтехнической службы входят отделы (отделения, группы) пожарной техники и средствсвязи управлений ГПС, подразделения ТС. В составе подразделений ТС могутсоздаваться отдельные посты ТС: по ремонту и обслуживанию пожарных рукавов,станции диагностики, гарнизонные базы материально-технического обеспечения.
Основныезадачи технической службы и ПТЦ подразделений ГПС:
— обеспечениетехнической готовности пожарной техники и средств связи, находящихся навооружении подразделений ГПС;
— материально-техническоеобеспечение деятельности органов управления, подразделений ГПС;
— организацияправильной эксплуатации пожарной техники.
Ответственностьза организацию ТС возлагается на начальников управлений, отделов, пожарныхчастей, пожарных постов и пожарных частей (отрядов) технической службы ГПС.
Руководствотехнической службой осуществляет назначенное приказом должностное лицо из числаначальствующего состава ГУГПС, УГПС отдела (отделения, группы) пожарной техникии средств связи или пожарной части.
Отдел(отделение) пожарной техники УГПС, ОГПС и ПТЦ в целях реализации основных задачвыполняет следующие функции:
1) в областиобеспечения технической готовности пожарной техники, средств связи, находящихсяна вооружении органов управления и подразделений ГПС:
— организуети контролирует работу подразделений ТС;
— осуществляет контроль за эксплуатацией, техническим состоянием и графикомиспытаний пожарной техники.
2) в областиматериально-технического обеспечения деятельности органов управления иподразделений ГПС:
— анализируетсостояние оснащенности подразделений ГПС пожарно-технической продукцией, в томчисле гаражным, станочным, технологическим оборудованием, эксплуатационнымиматериалами, огнетушащими веществами и организует контроль за их учетом,рациональным использованием, хранением и списанием;
— организуетосвоение средств по материально-техническому обеспечению органов управления иподразделений ГПС, разрабатывает предложения по привлечению средств местногобюджета на закупку пожарно-технической продукции;
— осуществляетконтроль за фактическим поступлением пожарно-технической продукции вподразделения ГПС.
3) в областиорганизации эксплуатации пожарной техники:
— анализируетсостояние технической готовности пожарной техники и средств связи,разрабатывает рекомендации и другие методические документы по совершенствованиюих эксплуатации;
— организуетработу по экономному расходованию материальных ресурсов;
— анализируетобстановку с дорожно-транспортными происшествиями с автотранспортомподразделений ГПС, разрабатывает мероприятия по их предупреждению;
— организуети проводит мероприятия по подготовке водителей пожарных автомобилей;
— изучает,обобщает и внедряет передовой опыт по эксплуатации пожарной техники и средствсвязи, организует рационализаторскую и изобретательскую работу;
— организуетметрологическое обеспечение контрольно-измерительных приборов в подразделениях,осуществляет контроль за организацией работы по охране труда, окружающей средыи обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации пожарной техники;
— организуетстроительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов ГПС[2].2.2 Расчет годовой производственной программы
2.2.1 Исходные данные для расчета
Исходные данные для расчета выбираем по номеру зачетной книжки (206079) ипредставляем их в таблицах 2.1, 2.2 и 2.3
Таблица 2.1 — Исходные данные для расчета ЦРБ (П)Наименование показателя Численность населения города, NH, тыс. чел. 1500 Протяженность территории города, L, км 55 Число пожарных частей (включая ведомственные), NПЧ 20 Количество пожарных автомобилей в пожарном депо 8
Распределение основных ПА (города) по маркам с учетом резерва (100%)
АЦ-2,0-4 (5301) 46 АЦ-5-40 (43101) 40 АПП-3909 мод. 6-ДД 6 АНР-40-1000 (433360) 4
Таблица 2.2 — Исходные данные длярасчета ПО(Ч)ТСНаименование показателя Категории условий эксплуатации IV Климатические условия (районы) Умеренный Общее количество ПА в гарнизоне, республике и т.п. 410
Распределение ПА гарнизона по маркам
основных:
АЦ-2,0-4 (5301)
АЦ-3-40 (4326)
АЦ-5-40 (43101)
АЦ-5-40 (5557)
АПП (3909) мод. 6-ДД
АПТ-40 (53213)
АНР-40-1000 (433360)
ИНС-110 (131)
126
102
36
23
3
–
25
7
специальных:
АР-2 (43101)
АКП-35 (53213)
АЛ-50 (53228)
АГ-12 (3205)
АСА-20 (43101)
АШ-6 (3205)
7
–
12
8
4
7
вспомогательных:
УАЗ-469
ЗИЛ-130
ВАЗ-2121
ВАЗ-2106
25
–
13
12
Общий пробег пожарныхавтомобилей, количество капитальных ремонтов насосов и КОМ приведены в таблице2.3.
Таблица 2.3 — Пробегпожарных автомобилейНаименование показателя
Минимальный общий пробег ПА Lmin, км:
основных 350 специальных 400 вспомогательных 1100
Максимальный общий пробег ПА Lmax, тыс. км:
основных 16 специальных 7,1 вспомогательных 12
Количество капитальных ремонтов:
коробок отбора мощности (КОМ) 2 Насосов 6
2.2.2 Расчет значений пробегов для каждой марки ПА
Перед расчетом производственной программы необходимо выбрать для заданныхв исходных данных марок ПА нормативные значения пробегов до ТО-2 и всех видовремонта и скорректировать их в зависимости от категорий условий эксплуатации иприродно-климатических условий.
Периодичность ТО-2 установлена приложением 12 Наставления по техническойслужбе [2].
Периодичность ТО-2 для вспомогательных ПА принимается согласноинструкциям заводов — изготовителей. В курсовом проекте периодичность ТО-2принимается равной 10000 км для всех марок шасси вспомогательных пожарныхавтомобилей.
Таблица 2.4 – Периодичность ТО-2Тип пожарного автомобиля Пробег до ТО-2, км Основные 7000 Специальные 5000 вспомогательные 10000
Нормы пробега ПА до капитального и среднего (устанавливаются по величиненорм пробега до капитального ремонта двигателя) ремонтов установленыприложением 21 [2].
Для вспомогательных ПА в расчетах принимаем:
— для легковых автомобилей Lкр =125 тыс. км;
— для грузовых и автобусов Lкp =200 тыс. км.
Периодичность технического обслуживания ТО-2 и нормы межремонтныхпробегов устанавливаются отдельно для основных, специальных и вспомогательных пожарныхавтомобилей по маркам шасси в соответствии с приложением 21[2] и заносятся втаблицу 2.6.
Расчетные значения норм межремонтных пробегов и периодичности ТОопределяются по формуле:
/>, (2.1)
где Tiн – нормативное значение пробега длясоответствующего вида ремонта и технического обслуживания (прил.21. 12 [2]);
К1К3 — коэффициенты, учитывающие категорию эксплуатации и природно-климатическиеусловия (приложение 15 [2]).Для четвертой категории эксплуатации коэффициент К1составит 0,7 для ТО-2, капитального и среднего ремонтов. Коэффициент К3определяем по формуле:
К3 = К3ʹ·К3″ (2.2)
Для умеренного климатического условия коэффициенты К3ʹи К3″ составят 1 длятехнического обслуживания ТО-2, капитального и среднего ремонтов. Такимобразом, получаем:
К3 = К3ʹ·К3″ = 1·1 = 1
Значения коэффициентов заносим в таблицу 2.6.
При корректировании пробега до среднего ремонта значение корректирующихкоэффициентов принимаем как для капитального.
Таблица 2.5 – Выбор шасси для пожарных автомобилейМарка пожарных автомобилей Выбранный тип шасси
основные:
АЦ-2,0-4 (5301)
АЦ-3-40 (4326)
АЦ-5-40 (43101)
АЦ-5-40 (5557)
АПП (3909) мод. 6-ДД
АПТ-40 (53213)
АНР-40-1000 (433360)
ИНС-110 (131)
ЗИЛ-130
КАМАЗ-43105
КАМАЗ-43105
«Урал»-375
ГАЗ-66
–
ЗИЛ-130
ЗИЛ-131
специальные:
АР-2 (43101)
АКП-35 (53213)
АЛ-50 (53228)
АГ-12 (3205)
АСА-20 (43101)
АШ-6 (3205)
КАМАЗ-43105
–
КАМАЗ-43105
ГАЗ-66
КАМАЗ-43105
ГАЗ-66
вспомогательные:
УАЗ-469
ЗИЛ-130
ВАЗ-2121
ВАЗ-2106
ГАЗ-66
–
ГАЗ-53
ГАЗ-53
Определяем расчетные значения норм межремонтных пробегов и периодичностиТО-2 по формуле (2.1). Для ТО-2:
/>= 7000·0,7·1 = 4900
Для капитального и среднего ремонтов пожарных автомобилей расчетыаналогичны, результаты заносим в таблицу 2.6.
Таблица 2.6 — Коэффициенты корректировки периодичности № Наименование параметров Коэффициенты Марка пожарного автомобиля
Нормативное значение />, км К1 К3¢ К3¢¢ К3 1 Периодичность КР 0,7 1 1 1
основные:
АЦ-2,0-4 (5301)
АЦ-3-40 (4326)
АЦ-5-40 (43101)
АЦ-5-40 (5557)
110000
170000
170000
170000
АПП (3909) мод. 6-ДД
АНР-40-1000 (433360)
ИНС-110 (131)
170000
100000
80000
специальные:
АР-2 (43101)
АЛ-50 (53228)
АГ-12 (3205)
АСА-20 (43101)
АШ-6 (3205)
170000
170000
140000
170000
140000
вспомогательные:
УАЗ-469
ВАЗ-2121
ВАЗ-2106
80000
1400000
140000 2 Периодичность ТО-2 0,7 1 1 1
основные
специальные
вспомогательные
7000
5000
10000 3 Периодичность СР 0,7 1 1 1
основные:
АЦ-2,0-4 (5301)
АЦ-3-40 (4326)
АЦ-5-40 (43101)
АЦ-5-40 (5557)
АПП (3909) мод. 6-ДД
АНР-40-1000 (433360)
ИНС-110 (131)
80000
105000
105000
130000
130000
70000
70000
специальные:
АР-2 (43101)
АЛ-50 (53228)
АГ-12 (3205)
АСА-20 (43101)
АШ-6 (3205)
130000
130000
70000
130000
70000
вспомогательные:
УАЗ-469
ВАЗ-2121
ВАЗ-2106
70000
85000
85000
Таблица 1.7 – Расчетные значения норм межремонтных пробегов и техническогообслуживания ТО-2 № Наименование параметров Марка пожарного автомобиля
Значение принятое для расчета />, км /> /> 1 Периодичность КР
основные:
АЦ-2,0-4 (5301)
АЦ-3-40 (4326)
АЦ-5-40 (43101)
АЦ-5-40 (5557)
77000
119000
119000
119000 />
АПП (3909) мод. 6-ДД
АНР-40-1000 (433360)
ИНС-110 (131)
119000
70000
56000 />
специальные:
АР-2 (43101)
АЛ-50 (53228)
АГ-12 (3205)
АСА-20 (43101)
АШ-6 (3205)
119000
119000
98000
119000
98000 />
вспомогательные:
УАЗ-469
ВАЗ-2121
ВАЗ-2106
56000
980000
98000 /> 2 Периодичность ТО-2
Основные
Специальные
Вспомогательные
4900
3500
7000 /> 3 Периодичность СР
основные:
АЦ-2,0-4 (5301)
АЦ-3-40 (4326)
АЦ-5-40 (43101)
АЦ-5-40 (5557)
АПП (3909) мод. 6-ДД
АНР-40-1000 (433360)
ИНС-110 (131)
56000
73500
73500
91000
91000
49000
49000 />
специальные:
АР-2 (43101)
АЛ-50 (53228)
АГ-12 (3205)
АСА-20 (43101)
АШ-6 (3205)
91000
91000
49000
91000
49000 />
вспомогательные:
УАЗ-469
ВАЗ-2121
ВАЗ-2106
49000
59500
59500 />
2.2.3 Расчет числа ТО-2, капитального и среднего ремонта
Число капитальных ремонтов ПА по маркам базовых шасси определяют по формуле:
/> (2.3)
где NПА – количество ПА соответствующеймарки шасси, шт.;
КР — скорректированный пробег автомобиля до 1го КР, км,
Lсp рассчитывается по формуле:
/> (2.4)
где Lmax — максимальный пробег ПА, км, Lmin — минимальный пробег ПА.
Для основных ПА:
/>
Для специальных ПА:
/>
Для вспомогательных ПА:
/>
Число капитальных ремонтов рассчитываем по формуле(2.3) для типа шассиЗИЛ-131основных ПА:
/>
Полученные значения округляем до целых.
Для остальных типов шасси для всех видов ПА расчеты аналогичны,результаты приводим в таблице 2.8.
Число средних ремонтов ПА в гарнизоне рассчитываем по формуле:
/> (2.5)
где ТСР — скорректированный пробег автомобиля между СР, км, нормативныйпробег автомобиля между СР принимаем по приложению 21 [2] как нормативный пробегдвигателя до КР.
Для вспомогательных ПА количество СР не рассчитывается, так как их режимыэксплуатации не отличаются от автомобилей народного хозяйства.
Количество средних ремонтов для типа шасси ЗИЛ-131 основных ПАрассчитываем по формуле (2.5):
/>
Полученные значения округляем до целых.
Для остальных типов шасси основных и специальных ПА расчеты аналогичны,результаты приводим в таблице 2.8.
Число ТО-2ПА рассчитываем по следующей зависимости:
/> (2.6)
где ТТО-2 – скорректированный нормативный пробег между ТО-2.
Если полученное значение NТО-2больше количества ПА NПА,то его округляем до целого числа и принимаем для дальнейших расчетов. Если жеоно меньше NПА, то с учетом положения обобязательном проведении ТО-2 не реже одного раза в год [2] количество ТО-2рассчитываем по формуле:
/> (2.7)
Количество ТО-2 для типа шасси ЗИЛ-131основных ПА:
/>
Полученные значения округляем до целых.
Для остальных типов шасси всех видов ПА расчеты аналогичны, результатыприводим в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Число ТО-2, капитальных и средних ремонтов ПА № Марка ПА Тип шасси Число КР Число СР Число ТО-2 1
основные:
АНР-40-1000 (433360) ЗИЛ-130 1 2 41
АЦ-2,0-4 (5301)
ПНС-110 (131) ЗИЛ-131 15 5 202
АЦ-3-40 (4326)
АЦ-5-40 (43101) КАМАЗ-43105 10 3 218 АЦ-5-40 (5557) УРАЛ-43202 3 1 35 АПП (3909) мод. 6-ДД ГАЗ-66 1 1 3 2
специальные:
АР-2 (43101)
АЛ-50 (53228)
АСА-20 (43101) КАМАЗ-43105 1 1 23
АГ-12 (3205)
АШ-6 (3205) ГАЗ-53 1 1 14 3
вспомогательные:
УАЗ-469 ГАЗ-66 3 – 21
ВАЗ-2121
ВАЗ-2106 ГАЗ-53 2 – 22
2.2.4 Определение общей годовой трудоемкости (П) основных работ
Годовой объем работ складывается из объемов работ по ТО-2, КР, СР и ТР исамообслуживанию ПТЦ и ПО(Ч)ТС. Нормативы трудоемкости приведены в Приложении кприказу МВД России №366 от 25 сентября 1995 г. [3] для третьей категорииэксплуатации и умеренной климатической зоны.
Корректирование нормативов трудоемкости производим в зависимости откатегорий условий эксплуатации К1, природно-климатических условий К3 икоэффициента эксплуатации КЭ.(Приложение 9 [3]).
Расчетную трудоемкость соответствующего вида ремонта tj можно определить из выражения:
/>, (2.8)
где K1, K3, КЭ — коэффициенты, учитывающие категорию условийэксплуатации, природно-климатические условия и сроки эксплуатации, соответственно;
tjн — нормативная трудоемкость [3].
Для среднего ремонта значения корректирующих коэффициентов принимаемтакими же, как и для капитального ремонта.
Коэффициент К1 определяем из приложения 15 [2]:
— для ТО-2 К1 = 0,7;
— для ТР К1 = 1,4;
— для СР К1 = 0,7;
— для КР К1 = 0,7.
Коэффициент К3 определяем из приложения 15 [2]. К3 = 1 для ТО-2,текущего, среднего и капитального ремонтов.
Коэффициент КЭ определяем из приложения 9 [3]. КЭ =1,2 для ТО-2,текущего, среднего и капитального ремонтов.
Нормативные значения трудоемкости приведены в Приложении к приказу МВДРоссии №366 от 25 сентября 1995 г. [3].
Расчетную трудоемкость для ТО-2 основного пожарного автомобиля АЦ-2.0-4(5301)определяем по формуле (2.8):
/>
Расчетную трудоемкость для остальных ПА по видам ремонта определяеманалогично. Корректирующие коэффициенты и результаты расчета заносим в таблицу2.9.
Таблица 2.9 – Коэффициенты корректировки трудоемкости№ п/п Наименование параметров Марка ПА Корректирующие коэффициенты
Нормативное значение />, чел.-ч.
Значение, принятое для расчета />, чел.-ч. К1 К3 КЭ 1 Трудоемкость ТО-2
основные:
АЦ-2,0-4 (5301)
АЦ-3-40 (4326)
АЦ-5-40 (43101)
АЦ-5-40 (5557)
АПП (3909) мод. 6-ДД
АНР-40-1000 (433360)
ПНС-110 (131) 0,7 1 1,2
68
76
76
75
15
68
85
57,12
63,84
63,83
63
12,6
57,12
71,4
специальные:
АР-2 (43101)
АЛ-50 (53228)
АГ-12 (3205)
АСА-20 (43101)
АШ-6 (3205) 0,7 1 1,2
68
120
10
120
15
57,12
100,8
8,4
100,8
12,6
вспомогательные:
УАЗ-469
ВАЗ-2121
ВАЗ-2106 0,7 1 1,2
10,5
12
12
8,82
10,08
10,08 2 Трудоемкость КР
основные:
АЦ-2,0-4 (5301)
АЦ-3-40 (4326)
АЦ-5-40 (43101)
АЦ-5-40 (5557)
АПП (3909) мод. 6-ДД
АНР-40-1000 (433360)
ПНС-110 (131) 0,7 1 1,2
745
820
820
823
454
650
690
625,8
688,8
688,8
691,32
381,36
546
579,6
специальные:
АР-2 (43101)
АЛ-50 (53228)
АГ-12 (3205)
АСА-20 (43101)
АШ-6 (3205)
625
726
352
830
460
525
609,84
295,68
697,2
386,4
вспомогательные:
УАЗ-469
ВАЗ-2121
ВАЗ-2106
443
405
405
372,12
340,2
340,2 Трудоемкость СР
основные:
АЦ-2,0-4 (5301)
АЦ-3-40 (4326)
АЦ-5-40 (43101)
АЦ-5-40 (5557)
АПП (3909) мод. 6-ДД
АНР-40-1000 (433360)
ПНС-110 (131) 0,7 1 1,2
430
440
440
450
175
380
478
361,2
369,6
369,6
378
147
319,2
401,52
специальные:
АР-2 (43101)
АЛ-50 (53228)
АГ-12 (3205)
АСА-20 (43101)
АШ-6 (3205)
375
477
265
160
300
315
400,68
222,6
134,4
252
вспомогательные:
УАЗ-469
ВАЗ-2121
ВАЗ-2106
170
130
130
142,8
109,2
109,2 Трудоемкость ТР
основные:
АЦ-2,0-4 (5301)
АЦ-3-40 (4326)
АЦ-5-40 (43101)
АЦ-5-40 (5557)
АПП (3909) мод. 6-ДД
АНР-40-1000 (433360)
ПНС-110 (131) 1,4 1 1,2
17,5
18
18
18,4
3,2
13
21,5
29,4
30,24
30,24
30,91
5,38
21,84
36,12
специальные:
АР-2 (43101)
АЛ-50 (53228)
АГ-12 (3205)
АСА-20 (43101)
АШ-6 (3205)
13,2
20,4
5,6
20,4
6,7
22,18
34,27
9,41
34,27
11,26
вспомогательные:
УАЗ-469
ВАЗ-2121
ВАЗ-2106
4
2,2
2,2
6,72
3,7
3,7 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Годовую трудоемкость капитального ремонта (ПКР) определяем для каждоймарки шасси ПА по формуле:
/>, (2.9)
где Nkp — число капитальных ремонтов повидам и маркам ПА;
tKP — скорректированная трудоемкость КР основного ПА, чел.-ч [3].
Годовая трудоемкость КР для основного ПА АЦ-2.0-4(5301):
/>= 9·625,8= 5356,85 чел.-ч.
Расчеты годовой трудоемкости КР для остальных ПА проводим аналогично изаносим в таблицу 2.10.
Годовую трудоемкость среднего ремонта (ПСР) рассчитываем для каждой маркишасси по формуле:
/>, (2.10)
где NСР – число средних ремонтов по видами маркам ПА;
tСР –скорректированная трудоемкость среднего ремонта ПА, чел.-ч [3].
Годовая трудоемкость СР для основного ПА АЦ-2.0-4(5301):
/> = 6·361,2= 1972,15 чел.-ч.
Расчеты годовой трудоемкости СР для остальных ПА проводим аналогично изаносим в таблицу 2.10.
Годовую трудоемкость ТР (ПТР) определяем по формуле:
/>, (2.11)
где NПА – списочное количество пожарныхавтомобилей (по типу и маркам шасси);
LСР –средний общий годовой пробег пожарного автомобиля, км;
tТР –скорректированная трудоемкость на 1000 км пробега, чел.-ч [3].
Годовая трудоемкость ТР для основного ПА АЦ-2.0-4(5301):
/>
Расчеты годовой трудоемкости ТР для остальных ПА проводим аналогично изаносим в таблицу 2.10.
Годовую трудоемкость ТО-2 (ПТО-2) определяем по формуле:
/> (2.12)
где NТО-2 – число технических обслуживанийТО-2 ПА данной марки;
tСР — скорректированная трудоемкость ТО-2, чел.-ч [3].
Годовая трудоемкость ТО-2 для основного ПА АЦ-2.0-4(5301):
/>= 196·57,12= 11195,52 чел.-ч.
Расчеты годовой трудоемкости ТР для остальных ПА проводим аналогично изаносим в таблицу 2.10.
Таблица 2.10 — Годовая трудоемкость КР, СР, ТР и ТО-2№ Марка ПА Кол-во ПА ПКР, чел.-ч. ПСР, чел.-ч. ПТР, чел.-ч. ПТО-2, чел.-ч. П, чел.-ч 1
основные:
АЦ-2,0-4 (5301)
АЦ-3-40 (4326)
АЦ-5-40 (43101)
АЦ-5-40 (5557)
126
102
36
23
5356,85
4821,6
1701,34
1852,74
1972,15
798,33
280,89
434,7
30283,47
25215,62
8899,63
5811,85
11195,52
10278,24
3638,88
2205 177431,76
АПП (3909) мод. 6-ДД
АНР-40-1000 (433360)
ПНС-110 (131)
3
25
7
163,98
939,12
428,9
10,29
338,35
112,42
131,94
4463,55
2066,98
63
2227,68
785,4 177431,76
Сумма 322 15264,53 3947,13 76873,04 30393,72
2
специальные:
АР-2 (43101)
АЛ-50 (53228)
АГ-12 (3205)
АСА-20 (43101)
АШ-6 (3205)
7
12
8
4
7
115,5
231,74
91,66
90,64
104,33
22,05
44,07
66,78
4,03
65,54
582,22
1542,15
282,3
514,05
295,57
399,84
1209,6
67,2
403,2
88,2
Сумма 38 633,87 202,47 3216,29 2168,04
3
вспомогательные:
УАЗ-469
ВАЗ-2121
ВАЗ-2106
25
13
12
1086,59
295,97
272,16
–
–
–
1100,4
315,05
290,82
194,04
120,96
110,88
Сумма 50 1654,72 – 1706,27 425,88
Итого 410 17553,13 4149,6 81795,6 32987,64
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Годовая трудоемкость ремонта агрегатов ПА для оборотного фонда (Пiагр) определяем по формуле:
/>, (2.13)
где Niагр – число ремонтов i агрегатов (табл. 1.3,[2]);
tiагр– скорректированная нормативная трудоемкость ремонта основных агрегатов [2].
Nком =2;
Nнасос= 6.
Годовая трудоемкость ремонта КОМ основного ПА АЦ-2.0-4(5301):
Пiагр = 2·2,59 = 5,18 чел.-ч.
Расчеты для остальных марок пожарных автомобилей производим аналогично изаносим в таблицу 2.11.
Годовая трудоемкость ремонта насоса основного пожарного автомобиляАЦ-2.0-4(5301):
Пiагр = 6·11,06 = 66,36 чел.-ч.
Расчет для остальных пожарных автомобилей производим аналогично и заносимв таблицу 2.11.
Таблица 2.11– Годовая трудоемкость ремонта агрегатов ПАМарка ПА Нормативная трудоемкость для КОМ tiагрн, чел.-ч. Расчетная трудоемкость для КОМ tiагр, чел.-ч. Годовая трудоемкость ремонта КОМ Пiагр, чел.-час.
АЦ-2,0-4 (5301)
АЦ-3-40 (4326)
АЦ-5-40 (43101)
АЦ-5-40 (5557)
АПП (3909) мод. 6-ДД
АНР-40-1000 (433360)
ПНС-110 (131)
3,08
3,42
3,42
3,42
3,08
3,08
3,08
2,59
2,87
2,87
2,87
2,59
2,59
2,59
5,18
5,74
5,74
5,74
5,18
5,18
5,18
АЦ-2,0-4 (5301)
АЦ-3-40 (4326)
АЦ-5-40 (43101)
АЦ-5-40 (5557)
АПП (3909) мод. 6-ДД
АНР-40-1000 (433360)
ПНС-110 (131)
13,17
13,17
13,17
13,17
13,17
13,17
13,17
11,06
11,06
11,06
11,06
11,06
11,06
11,06
66,36
66,36
66,36
66,36
66,36
66,36
66,36
Так как в годовом план-задании в соответствии с приказом МВД России от 24января 1996 г. №34 [2] предусматривается резерв времени в объеме 20% от общейгодовой трудоемкости, то расчетная общая годовая трудоемкость (П) определяетсяпо формуле:
/>, (2.14)
где УПi – суммарная трудоемкость работ поТО-2, СР, КР и ТР и КР агрегатов, рассчитываем исходя из данных таблицы 2.10.
УПi = 17553,13 + 4149,6 + 81795,6 +32987,64 = 136485,97 чел.-ч.
ПСАМ = 0,1· УПi =0,1·136485,97 = 13648,6 чел.-ч.
Таким образом, расчетная общая годовая трудоемкость равна:
П = 1,2·136485,97 + 0,1·136485,97 = 177431,76 чел.-ч.
Полученное значение вносим в таблицу 2.10.2.2.5 Режим работы ПО(Ч)ТС, фонды времени и количествопроизводственных рабочих
В ПТЦ, ПО(Ч)ТС режим работы планируется по рабочей неделе в одну смену.При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями средняяпродолжительность смены составляет 8 часов. Исходя из принятого режима, определяютсягодовые фонды времени ПТЦ, ПО(Ч)ТС одного рабочего.
Годовой фонд рабочего времени (ФД) определяется по формуле [3]:
/>, (2.15)
технический служба пожарный автомобиль
где ФД – фонд рабочего времени в часах;
365 – число календарных дней в году;
А – число выходных дней в году;
Б – число праздничных дней в году;
С – продолжительность отпуска (в среднем) в году, в рабочих днях;
Д – продолжительность рабочего дня в часах;
Е – продолжительность предпраздничных дней в году;
К – сокращение длительности рабочего дня в предпраздничные дни (принимаемравным 1 ч);
З – коэффициент, учитывающий невыходы рабочего по болезни и другимпричинам, предусмотренным трудовым законодательством (принимаем равным 0,96).
Число дней отпуска С (в учебных целях) принимаем равным 24 рабочим дням вгоду.
А = 104 дня;
Б = 12 дней;
Д = 8 часов;
Е = 12 дней.
Таким образом, определяем годовой фонд рабочего времени:
ФД ={[365 — (104 + 12 + 24)] ·8 – 12 · 1} · 0,96 = 1647,36 ч.
Количество производственных рабочих определяем по формуле:
/>, (2.16)
где П – общая годовая трудоемкость работ, чел.-ч.
/>
2.2.6 Расчет количества постов. Определение площадей производственных зони участков
Состав производственных зон и отделений (участков) принимаем исходя изтехнологических процессов технического обслуживания и ремонта ПА и ПО с учетомтиповых проектов ПТЦ, ПО(Ч)ТС.
Производственное здание ПТЦ, ПО(Ч)ТС должно включать посты ТО-2 и постывсех видов ремонта.
При технологическом проектировании постов ТО и Р решаются следующиевопросы:
— назначение постов и характер выполняемых на них работ;
— режим работы — число рабочих дней в году;
— программа и трудоемкость работ ТО и Р;
— явочное (технологически необходимое) число рабочих;
— число постов;
— выбор основного и вспомогательного оборудования;
— расчет обшей площади участков ТО и Р;
— место расположения зон ТО и Р в производственном здании ПТЦ, ПО(Ч)ТС.
Назначение постов зависит от метода организации технического обслуживанияи ремонта (специализированные или универсальные посты, тупиковые посты илипоточные линии).
Исходной величиной для расчета числа универсальных постов ТО-2 служиттакт поста фТО-2 или время (в часах) простоя ПА под обслуживанием на данномпосту:
/>, (2.17)
где tcpBT0-2 – скорректированнаясредневзвешенная трудоемкость ТО-2, ч.;
Рn — количество рабочих, одновременноработающих на посту (2…5);
tn — время на установку пожарного автомобиля на пост и съезда с поста, ч (0,16 ч).
/>/>Так как трудоемкость ТО-2 для разных пожарныхавтомобилей различна, то в расчете числа постов ТО-2 необходимо учитыватьсредневзвешенную трудоемкость:
/>чел.-ч. (2.18)
Учитывая /> определим фТО-2 поформуле (2.17):
/>ч.
Количествообслуживаний в сутки определяется по формуле:
/>, (2.19)
где NТО-2 – количество ТО-2 ПА за год;
ДР – числорабочих дней в году.
Продолжительностьработы зоны ТО-2 ТСМ принимаем равной одной смене, т.е. 8 часам. Зная режимработы зоны ТО-2 и суточную производственную программу по ТО-2, определяем ритмпроизводства:
/> (2.20)
Количествоуниверсальных постов технического обслуживания ТО-2 (XТО-2) определяем по формуле:
/>, (2.21)
где hn = 0,85…0,95 – коэффициентиспользования рабочего времени поста. Число постов всех видов ремонтарассчитываем по годовой трудоемкости работ на постах, включающейразборочно-сборочные, контрольные, регулировочные и крепежные работы.
Число постовремонта рассчитываем по формуле:
/>, (2.22)
где Пi – годовая трудоемкостьсоответственно капитального, среднего и текущего ремонта, чел.-ч.;
Кр – коэффициент, учитывающий долю объема работы, выполняемой на постахремонта (Кр=0,5…0,6);
ц – коэффициент, учитывающий неравномерность поступления пожарныхавтомобилей на пост ремонта (ц = 1,2… 1,5);
ДР – число рабочих дней в году; С – число смен (С = 1);
Тсм – продолжительность смены, ч (Тсм = 8 ч);
Рn — число рабочих на одном посту, чел.(2…4 чел.);
hn – коэффициентиспользования времени поста (hn =0,8…0,9).
При расчете количества постов ТР следует учитывать, что до 60…70 %текущих ремонтов проводится непосредственно на постах технического обслуживанияпожарных частей. Поэтому расчетная трудоемкость для определения количествапостов ТР составляет только 30…40 % от годовой трудоемкости ТР.
По каждому виду работ число постов округляем до большего целого числа.
Число постов ТО-2 для основной ПА АЦ-2.0-4(5301) определяем по формуле (2.22):
/>.
Аналогично производим расчет числа постов для каждого вида ремонта помарке пожарного автомобиля, результаты заносим в таблицу 2.12
Таблица 2.12 — Сводныеданные расчетовВид обслуживания Назначение ПА Марка ПА Количество ПА Расчетная трудоемкость П, чел.-ч Кол-во постов* ТО-2 Основные
АЦ-2,0-4 (5301)
АЦ-3-40 (4326)
АЦ-5-40 (43101)
АЦ-5-40 (5557)
АПП (3909) мод. 6-ДД
АНР-40-1000 (433360)
ПНС-110 (131)
126
102
36
23
3
25
7
11195,52
10278,24
3638,88
2205
63
2227,68
785,4
2
2
1
1
1
1
1 Специальные
АР-2 (43101)
АЛ-50 (53228)
АГ-12 (3205)
АСА-20 (43101)
АШ-6 (3205)
7
12
8
4
7
399,84
1209,6
67,2
403,2
88,2
1
1
1
1
1 Вспомогательные
УАЗ-469
ВАЗ-2121
ВАЗ-2121
25
13
12
194,04
120,96
110,88
1
1
1 ИТОГО 410 32987,64 17 КР Основные
АЦ-2,0-4 (5301)
АЦ-3-40 (4326)
АЦ-5-40 (43101)
АЦ-5-40 (5557)
АПП (3909) мод. 6-ДД
АНР-40-1000 (433360)
ПНС-110 (131)
126
102
36
23
3
25
7
5356,85
4821,6
1701,34
1852,74
163,98
939,12
428,9
1
1
1
1
1
1
1 Специальные
АР-2 (43101)
АЛ-50 (53228)
АГ-12 (3205)
АСА-20 (43101)
АШ-6 (3205)
7
12
8
4
7
115,5
231,74
91,64
90,64
104,33
1
1
1
1
1 Вспомогательные
УАЗ-469
ВАЗ-2121
ВАЗ-2106
25
13
12
1086,59
295,97
272,16
1
1
1 ИТОГО 410 17553,13 15 СР Основные
АЦ-2,0-4 (5301)
АЦ-3-40 (4326)
АЦ-5-40 (43101)
АЦ-5-40 (5557)
АПП (3909) мод. 6-ДД
АНР-40-1000 (433360)
ПНС-110 (131)
126
102
36
23
3
25
7
1972,15
798,33
280,89
434,7
10,29
338,35
112,42
1
1
1
1
1
1
1 СР Специальные
АР-2 (43101)
АЛ-50 (53228)
АГ-12 (3205)
АСА-20 (43101)
АШ-6(3205)
7
12
8
4
7
22,05
44,07
66,78
4,03
65,52
1
1
1
1
1 Вспомогательные
УАЗ-469
ВАЗ-2121
ВАЗ-2106
25
13
12
–
–
–
–
–
– ИТОГО 410 4149,6 12 ТР Основные
АЦ-2,0-4 (5301)
АЦ-3-40 (4326)
АЦ-5-40 (43101)
АЦ-5-40 (5557)
АПП (3909) мод. 6-ДД
АНР-40-1000 (433360)
ПНС-110 (131)
126
102
36
23
3
25
7
30283,47
25215,62
8899,63
5811,85
131,94
4463,55
2066,98
2
2
1
1
1
1
1 Специальные
АР-2 (43101)
АЛ-50 (53228)
АГ-12 (3205)
АСА-20 (43101)
АШ-6 (3205)
7
12
8
4
7
582,22
1542,15
282,3
514,05
295,57
1
1
1
1
1 Вспомогательные
УАЗ-469
ВАЗ-2121
ВАЗ-2106
25
13
12
1100,4
315,05
290,82
1
1
1 ИТОГО 410 81795,6 17
Площадь зон технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей (FTО.Р) рассчитываем по формуле:
/>, (2.23)
где fa – площадь, занимаемая пожарнымавтомобилем в плане (по габаритным размерам), м2 (принимаем в плане 2,5×7);
Хn — число постов;
Ко – коэффициент, учитывающий свободные зоны (Ко = 4… .5).
Площадь зоны технического обслуживания ТО-2 определяем по формуле (2.23):
FTО-2= 2,5·7·17·4 = 1190 м2;
Площадь зоны капитального ремонта определяем по формуле (2.23):
FКР =2,5·7·15·4 = 1050 м2;
Площадь зоны среднего ремонта определяем по формуле (2.23):
FСР =2,5·7·12·4 = 840 м2;
Площадь зоны текущего ремонта определяем по формуле (2.23):
FТР =2,5·7·17·4 = 1190 м2;
Окончательно площадь зон определяется по результатам общей компоновкипроизводственных зданий.
Площади производственных участков рассчитываем по площади, занимаемойоборудованием в плане, и коэффициенту плотности расстановки оборудования:
/>, (2.24)
где FУ — площадь участка, м2;
КП — коэффициент плотности расстановки оборудования, (Кп = 2,5… .5);
fОБ — площадь, занимаемая оборудованием на рассчитном участке, м2.
Перечень производственных участков (постов) в подразделении ТС приведен вприложении 11 [1].
Площадь FПА, занимаемая пожарным автомобилем,составляет 17,5 м2.
Площадь Fоб, занимаемая оборудованием,рассчитывается исходя из данных, приведенных в приложении 12 [1].
Например, для участка №2 (посты ТО-2) Fоб будет складываться из площадей маслораздаточного бака W=223л (390×285 мм), солидолонагревателя Q=150г/мин (690×380мм), насосной станции подъемника П128М (740×384 мм), солидолонагнетателя пневматического передвижного(510×485 мм). Таким образом,
Fоб.2= 0,39·0,285 + 0,690·0,38 + 0,74·0,384 + 0,51·0,485 = 0,9 м2.
Площадь участка №2 находим по формуле (2.24):
/>= 0.9·3 = 2,7 м2.
Если на участке предусматриваются места для автомобилей или кузовов, то кплощади Fоб, занимаемой оборудованием данногоучастка, добавляем площадь FПА,занимаемую автомобилем или кузовом.
Аналогично проводим расчеты для остальных постов, результаты заносим втаблицу 2.13.
Таблица 2.13 –Площади участковНомер позиции на технологической планировке Наименование участка Площадь, занимаемая ПА, FПА, м2
Площадь, занимаемая оборудованием,
Fоб, м2 Значение принятого коэффициента, k Расчетная площадь, Fуч, м2 Площадь, принятая после планировки производственного корпуса, Fпр, м2 1 Пост мойки 17,5 0,26 3 0,78 18,28 2 Посты ТО-2 17,5 0,9 3 2,7 20,2 3 Посты ремонта 17,5 3,21 3 9,63 27,13 4 Агрегатно-механический участок 17,5 32,37 3 97,11 97,11 5 Электротехнический участок 17,5 0,76 3 2,28 2,28 6 Уч-к кузовных работ 17,5 13,28 3 39,84 57,34 7 Участок обслуживания топливной аппаратуры 17,5 3,63 3 10,89 10,89 8 Обойно-столярный участок 17,5 2,38 3 7,14 24,64 9 Пост окраски 17,5 0,98 3 2,94 20,44 10 Участок обслуживания аккумуляторов 17,5 5,37 3 16,11 16,11 11 Шиномонтажный 17,5 10,16 3 30,48 30,48 12 Участок испытаний двигателей и агрегатов 17,5 4,88 3 14,64 14,64 2.3 Общая компоновка производственных зон ПТЦ, ПО(Ч)ТС и технологическаяпланировка участков
Планировка производственного корпуса зависит от состава помещений,технологии проведения работ и т.д.
Габариты производственного корпуса выбираем исходя из его площади,конфигурации и размера под строительство. Наибольшее распространение получилиздания прямоугольной формы, длину которых определяют по формуле:
/>, (2.25)
где F3 – площадь здания производственногокорпуса, м2;
В – ширина здания, м.
Ширину здания принимаем стандартной, т.е. равной 12, 18, 24, 36 м, иопределяем из условия, что отношение длины здания к его ширине должно быть неболее трех. Если L/B≥3, то необходимо увеличитьширину здания и снова определить его длину. Площадь здания после уточнения егодлины составит:
/> (2.26)
Fзопределяется исходя из размеров производственного корпуса, приведенных в плане(приложение 5 [1]).
Fз =36·96 = 3456 м2,
/>м.
Проверяем правильность выбора размеров:
L / B
96 / 36 = 2,6
Отсюда следует, что размеры подобраны верно.
Высота производственного корпуса определяется характером выполняемыхработ, габаритами пожарных автомобилей и принятым видом грузоподъемныхустройств.
Общая компоновка производственного корпуса производится на основаниирасчета площадей участков и производственных зон.2.4 Техническое обслуживание пожарной техники в ПЧ и работа с эксплуатационной документацией2.4.1 Технологическое проектирование пожарного депо
В состав объектов пожарной охраны входят пожарные депо, которыепредназначены для охраны городов и предприятий. Хранение и обслуживаниепожарных автомобилей и пожарного оборудования производится в пожарных депо.
Для проведения ТО и текущих ремонтов пожарных автомобилей, оборудования иПТВ в пожарном депо предназначены посты технического обслуживания.
Техническое обслуживание (ТО) — это комплекс профилактическихмероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных автомобилей в техническойготовности.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей должно обеспечивать:
— постоянную техническую готовность к использованию;
— надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течение установленногосрока службы;
— безопасность движения;
— устранение причин, вызывающих преждевременное возникновение отказов инеисправностей;
— установленный минимальный расход горюче-смазочных и другихэксплуатационных материалов;
— уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.
Пост технического обслуживания подразделения предназначен для проведенияТО и текущих ремонтов пожарных автомобилей, оборудования и ПТВ.
Пост технического обслуживания должен включать в себя: мастерскую,кабинет безопасности движения, осмотровую канаву, кладовую, заправочный пункт исклад горюче-смазочных материалов.
Весь комплекс помещений поста ТО может примыкать непосредственно к гаражуили размещаться отдельно, но в непосредственной близости к посту мойки и уборкипожарных автомобилей.
Осмотровая канава, в зависимости от способа расстановки пожарных автомобилейв гараже или технологического процесса ТО, может выполняться тупиковой илипрямоточной.
Оборудование осмотровых канав должно осуществляться в соответствии стиповыми проектами пожарных депо и отвечать требованиям Правил по охране трудав подразделениях Государственной противопожарной службы МВД России [4].
Мастерская предназначена для проведения слесарно-механических работ привыполнении мелкого текущего ремонта пожарных автомобилей, пожарногооборудования и пожарно-технического вооружения, а также их техническогообслуживания.
Мастерская оснащается оборудованием, приспособлениями и инструментомсогласно перечню (приложение 14 [1]), стендами, на которых должны размещатьсяграфик ТО, технология ТО пожарных автомобилей, инструкция по охране труда, распределениеработ среди водителей и личного состава, наглядные пособия по техническомуобслуживанию и др.
Кладовая предназначена для хранения запасных частей к ПА, запасногооборудования, приспособлений и эксплуатационных материалов. Кладоваяоборудуется стеллажами и шкафами для раздельного хранения запасных частей,инструмента и эксплуатационных материалов.
Пост мойки и уборки ПА предназначен для уборки, мойки, сушки и обтиркипожарных автомобилей, возвратившихся с пожара или учения.
Пост мойки и уборки размещается в помещении гаража пожарного депо илиотдельно.
Пост мойки и уборки обеспечивается моечной установкой и другим необходимымоборудованием и инвентарем.
Пожарный автомобиль на второе техническое обслуживание представ-
представляется в ПТЦ, отряд (часть) технической службы, на отдельный постТС в срок, указанный в годовом плане-графике ТО-2, руководителем подразделения,а также водителем согласно разработанному отделом (отделением) пожарной техникии утвержденному начальником УГПС, ОГПС положению о порядке представления на ТОи ремонт пожарных автомобилей.
Для проведения ТО-1 и ТО-2 пожарный автомобиль выводится из боевогорасчета и заменяется резервным. Порядок вывода из боевого расчета на ТОпожарных автомобилей и замены их резервными определяется с учетом местныхусловий начальником гарнизона ГПС.
Трудоемкость второго технического обслуживания ПА определяется нормами,утверждаемыми МВД России. Корректировка нормативов трудоемкости ТО взависимости от условий эксплуатации осуществляется согласно таблицамклассификации условий эксплуатации (приложение 15 [2]).
Пожарный автомобиль, прошедший ТО-2 (ремонт), получает руководитель истарший водитель (водитель) подразделения по акту сдачи (выдачи) приведенному вприложении 16 [2].
Подготовкаводителей ПА проводится в соответствии с Программой подготовки личного составаподразделений ГПС и квалификационными требованиями по специальной и техническойподготовке, предъявляемых к сотрудникам ГПС МВД России.
Допускводителей к управлению ПА в подразделениях осуществляется в соответствии сПоложением о порядке присвоения квалификации и допуска к работе водителей ПА. Вцелях повышения профессионального мастерства и углубления имеющихся знаний сводителями ПА в системе повышения квалификации организуются учебные сборы ипроводятся соревнования по скоростному маневрированию автомобилей и подаче водынасосом. 2.4.2Оформление эксплуатационной карты (ЭК)
Образец ЭК приведен в Наставлении по технической службе(п.2.3.5., приложение 4 [2]). Расходы топлива принимаем по нормативам с учетомрайона выезда. Выбираем марку ПА АЦ-30(130) мод.63. Расход топлива находим поформуле:
Q = Qп/l + t1·q1 + t2·q2,
где Qп –расход топлива ПА на 100 км (40,5 л);
l – путь, пройденный ПА к месту работы (10 км);
t1 — время работы ПА с насосом (45 мин);
t2·- времяработы ПА без насоса (15 мин);
q1 – расход топлива при работе ПА с насосом (0,285 л/мин);
q2 – расход топлива при работе ПА без насоса (0,150 л/мин);
Таким образом, расход топлива ПА марки АЦ-30(130)мод.63 составляет:
Q = 40,5/10 + 45·0,285+ 15·0,150 = 19,13 л.
Радиус выезда R определяем по протяженности города:
/>, (2.27)
где LКM – протяженность города, км;
n –коэффициент (табл. 2.3).
Таблица 2.3 – Протяженность городаПротяженность города, км N
До 20
От 20 до 40
Более 40
3
5
8
LКM = 55 км (таблица1.1[1])
/>км
Таким образом, радиус выезда составил 7 км.
Карта заполняется на каждый ПА после его вызова на пожар (учение). Вконце месяца подводится итог эксплуатации (п. 2.3.5 и приложение 4 [2])./>2.4.3Техника безопасности и пожарная безопасность прииспользовании ПТВ (лестницы, пояса, карабины)
ПТВпредназначено для поиска, спасания людей при пожарах и аварийных ситуациях, сними связанных, и их эвакуации в безопасное место. Это оборудование должнообеспечивать безопасную работу личного состава подразделений ГПС, сохранениежизни и здоровья спасаемых, отвечать тре-
бованиямсоответствующих ГОСТ и технических условий.
ПТВразделяется по признаку назначения и выделяется в следующие группы:
— оборудование, средства спасания людей и материальных ценностей из высотныхзданий и сооружений;
— оборудование для защиты органов дыхания, для обеспечения вентиляции инормализации воздушной среды;
— немеханизированный инструмент и пожарный инвентарь;
— механизированный инструмент, оборудование для вскрытия и разборки различныхконструкций;
— оборудование для сбора и перекачки жидкостей.
К ручнымпожарным лестницам относятся: выдвижная пожарная лестница, лестница — штурмовка, лестница — палка.
При работе свыдвижной лестницей необходимо:
— устанавливать ее, как правило, в тех местах, где она в случае наклона илипадения не соприкоснется с линиями электрических и радиосетей. Если такаявозможность отсутствует, необходимо для установки и уборки выдвижной лестницывыделять трех человек, один из которых должен оставаться для подстраховкиподнимающихся и выдвинутой выдвижной лестницы от падения до окончания работ;
— установкувыдвижной лестницы к металлической кровле объекта разрешается производитьтолько после обесточивания предприятия.
При подъеме(спуске) по выдвижной лестнице следует смотреть перед собой, обхватывая ступенипальцами. При проведении занятий по обучению личного состава подразделений ГПСработе со штурмовой и трехколенной лестницами на площадках этажей учебной башнивыставляется личный состав подразделений ГПС для оказания помощи обучающимся.
Во времяработ с ручными пожарными лестницами на занятиях, учениях или пожаренеобходимо:
— недопускать подъем и спуск более одного человека на одно колено выдвижнойлестницы, а также штурмовую и лестницу — палку;
— удерживатьвыдвижную лестницу во время подъема или спуска людей, а также при работе налестнице со стволом или инструментом. Работающий со стволом или инструментомдолжен закрепляться за ступени лестницы с помощью поясного карабина пожарного;
— при подъемепо трехколенной лестнице с инструментом принять меры, исключающие его падение.
Передзаступлением на боевое дежурство пояса пожарные, а также пожарные поясныекарабины подлежат тщательному осмотру.
Пояс пожарныйснимается с боевого расчета при:
— повреждениипоясной ленты (надрыв, порез);
— неисправности(поломки, погнутости) пряжки и шпилек пряжки;
— нарушениицелостности заклепок и отсутствии на них шайб;
— порывезаклепками или блочками материала поясной ленты;
— отсутствиихомутика для закладывания конца пояса;
— наличиитрещин и вмятин на поверхности блочков или отсутствии хотя бы одного из них;
— наличииразрывов кожаной облицовки пояса.
Карабинснимается с боевого расчета, если:
— имеется егодеформация (затвор не открывается или не полностью закрывается);
— пружина необеспечивает закрытие замка карабина, а также имеются выступы и шероховатости(неровности) в замке затвора и в месте шарнирного крепления затвора [4].
Содержаниеинструкции по охране труда при работе с ПТВ и инструкция проведения инструктажаприведены в приложении А.
Электротехническийучасток предназначен для проведения испытаний
и диагностикиэлектрооборудования, распределительных устройств и кабельных линий, а также дляопределения мест повреждений в кабельных линиях с использованием различныхметодов точной и предварительной локации. Следовательно, на этом участкепроводятся работы с использованием электрооборудования.
Требованияпожарной безопасности к электротехнической продукции:
-электротехническая продукция не должна быть источником зажигания и должнаисключать распространение горения за ее пределы;
— требованияпожарной безопасности к электротехнической продукции устанавливаются исходя изее конструктивных особенностей и области применения. Электротехническаяпродукция должна применяться в соответствии с технической документацией,определяющей ее безопасную эксплуатацию;
– элементыконструкции, используемые в электротехнической продукции, должны быть стойкимик воздействию пламени, накаленных элементов, электрической дуги, нагреву вконтактных соединениях и токопроводящих мостиков;
-электротехническая продукция должна быть стойкой к возникновению ираспространению горения при аварийных режимах работы;
– степеньзащиты оболочки электротехнической продукции от распространения горения запределы оболочки должна определяться областью применения продукции;
— аппаратызащиты должны отключать участок электрической цепи от источника электрическойэнергии при возникновении аварийных режимов работы до возникновения загорания.
Требованияпожарной безопасности к электрооборудованию:
-электрооборудование должно быть стойким к возникновению и распространениюгорения;
-вероятность возникновения пожара в электрооборудовании не должна превышать однумиллионную в год;
— вероятностьвозникновения пожара не определяется в случае, если имеется подтверждениесоответствия электротехнической продукции требованиям пожарной безопасности постойкости к воздействию пламени, электрической дуги, нагреву в контактныхсоединениях с учетом области применения электротехнической продукции, входящейв состав электрооборудования;
— электрооборудование систем противопожарной защиты должно сохранятьработоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полнойэвакуации людей в безопасное место [5].
2.4.4 Техническоеобслуживание и ремонт пожарных автомобилей
Техническоеобслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости иместу выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
— ежедневноетехническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов;
— техническоеобслуживание на пожаре (учении);
— техническоеобслуживание по возвращении с пожара (учения);
— техническоеобслуживание после первой тысячи километров пробега (по спидометру);
— первоетехническое обслуживание (ТО-1);
— второетехническое обслуживание (ТО-2);
— сезонноетехническое обслуживание (СО).
Ежедневноеобслуживание проводится в подразделении при смене караулов заступающим надежурство водителем и личным составом боевого расчета под руководствомкомандира отделения.
Водитель,принимающий пожарный автомобиль, в присутствии водителя сменяющегося карауладолжен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневноготехнического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплуатационнойкарте.
Приобнаружении неисправностей пожарной техники, пожарно-технического вооружения иоборудования принимаются меры по их устранению силами личного состава караула.В случае невозможности немедленного устранения неисправностей пожарноеоборудование и снаряжение заменяются, а пожарная техника выводится из боевогорасчета и заменяется резервной, о чем уведомляется ЦППС.
Решение озамене пожарного оборудования и снаряжения принимается начальником караула, а озамене пожарной техники — руководителем подразделения (оперативным дежурным).
Неисправности,не требующие больших трудовых затрат, устраняются водителями заступающего исменяющегося караулов на посту ТО подразделения, а при значительных дефектахпожарный автомобиль (узел, агрегат) по согласованию с начальником отдела(отделения) пожарной техники УГПС, ОГПС направляется в подразделение ТС, аавтомобили, состоящие на балансе объектов, направляются для устранениянеисправностей в автохозяйства охраняемых объектов.
О выполненныхработах по устранению неисправностей старший водитель (водитель) делает записьв журнале учета ТО.
Уход запожарными автомобилями, ПТВ осуществляется ежедневно личным составом боевогорасчета караула в установленное распорядком дня время. Исправностьпожарно-технического вооружения, предназначенного для работы на высотах испасания людей (пожарные лестницы, спасательные веревки, пояса и карабины),проверяется командиром отделения.
Техническоеобслуживание на пожаре (учении) выполняется водителем пожарного автомобиля вобъеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.
Техническоеобслуживание по возвращении с пожара (учения) проводится водителем и личнымсоставом под руководством командира отделения в подразделении.
Техническоеобслуживание после первой тысячи километров пробега проводится закрепленными заавтомобилем водителями под руководством старшего водителя на посту ТОподразделения в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарногоавтомобиля.
Первоетехническое обслуживание проводится на посту ТО подразделения закрепленными заавтомобилем водителями в служебное и свободное от дежурства время подруководством старшего водителя* в объеме требований Инструкции по эксплуатациипожарного автомобиля.
Старшийводитель подразделения обязан подготовить необходимые для проведениятехнического обслуживания эксплуатационные материалы, инструмент,приспособления и запасные части.
Послепроведения ТО-1 каждый водитель расписывается в журнале учета ТО за фактическивыполненные работы.
Второетехническое обслуживание, проводится в ПТЦ, отряде (части), отдельном постутехнической службы рабочими этих подразделений с участием водителя пожарногоавтомобиля согласно годовому плану-графику ТО-2 (приложение 11 [2]).
Сезонноетехническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы поподготовке пожарных автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года.
Ремонтомявляется комплекс операций по восстановлению работоспособного состоянияпожарных автомобилей и обеспечению безотказной их работы.
Всоответствии с назначением и характером выполняемых работ ремонт пожарныхавтомобилей подразделяется на следующие виды:
— дляавтомобилей: текущий, средний, капитальный;
— дляагрегатов: текущий, капитальный.
Текущийремонт пожарного автомобиля выполняется для обеспечения работоспособногосостояния восстановлением или заменой отдельных агрегатов ( в том числе одногоосновного), узлов и деталей (кроме базовых), а также проведением необходимыхрегулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических и других ремонтныхработ.
Текущийремонт агрегата заключается в его частичной разборке, замене или ремонтеотдельных изношенных и поврежденных механизмов, деталей (кроме базовых) ипроведении необходимых регулировочных, крепежных и других ремонтных работ.
Среднийремонт пожарного автомобиля предназначен для восстановления работоспособногосостояния выполнением более сложных и трудоемких операций. При этомпредусматривается, как правило, замена двигателя, требующего капитальногоремонта, ремонт или замена отдельных агрегатов (в том числе двух — четырехосновных), окраска кузова и проведение других ремонтных работ.
Капитальныйремонт пожарного автомобиля заключается в его полной разборке, замене иликапитальном ремонте большинства агрегатов, механизмов, приборов и изношенныхдеталей, сборке и испытании автомобиля в соответствии с техническими условиямина производство капитального ремонта.
Капитальныйремонт пожарного автомобиля назначается в том случае, если:
— кузов,кабина, цистерна, пожарный насос и не менее двух основных агрегатов базовогошасси требуют капитального ремонта;
— еготехническое состояние, оцененное по результатам диагностирования,неудовлетворительное (установлено снижение динамических качеств, мощности,увеличение расхода горюче-смазочных материалов и запасных частей).
Агрегатнаправляется в капитальный ремонт, если:
— базовая иосновные детали требуют ремонта с полной разборкой агрегата;
-работоспособностьагрегата не может быть восстановлена или его восстановление экономическинецелесообразно при текущем ремонте.
Основнымметодом ремонта является агрегатный метод, при котором неисправные агрегаты имеханизмы на ремонтируемом автомобиле заменяются новыми или отремонтированными,взятыми из оборотного фонда.
Необходимостьв капитальном или среднем ремонте определяется комиссией, состоящей изпредставителей отдела (отделения) пожарной техники УГПС, ОГПС, подразделенияТС, руководителя подразделения, из которой представляется автомобиль, старшеговодителя (водителя) [2].
Заключение
В настоящее время проблема пожарной безопасности становится острее:строятся высотные дома, здания и сооружения нестандартной планировки,появляются новые технологии и оборудования. Все это требует новых оптимальныхрешений, качественное выполнение своих обязанностей сотрудниками ГПС, хорошуюподготовку личного состава подразделений ГПС, а также техническое оснащениеподразделений ГПС.
В курсовом проекте было произведено проектированиепроизводственных корпусов ПТЦ, ПО(Ч)ТС (в т.ч. расчет числа постов ТО-2 и ремонтов,состав участков и вспомогательных помещений, расчет численности производственныхи вспомогательных рабочих, подбор технологического оборудования, расчетплощадей, компоновка производственного корпуса ПТЦ, ПО(Ч)ТС и расстановка оборудования),проектирование пожарного депо с детальной проработкой постов техническогообслуживания и подбором технологического оборудования и отработкойэксплуатационной документации, а также проектирование ЦРБ (в т.ч. краткаяхарактеристика систем организации обслуживания пожарных рукавов, расчеттехнологического оборудования, расчет числа водителей и производственныхрабочих, расчет площадей, компоновка производственного корпуса ЦРБ). Порезультатам расчетов
Были предложены мероприятия по технике безопасности ипротивопожарные мероприятия при работе с пожарно-техническим вооружением.
При работе над курсовым проектом был приобретен опыт анализа технической литературы,а также нормативной документации.
Списокиспользованных источников
1. Методические указания по курсовомупроектированию по дисциплине «Пожарная техника для студентов специальности280104 «Пожарная безопасность»/ Гайнетдинов Р.Р. — Уфа: Кафедра ПБ УГАТУ, 2006г. – 47с.
2. Наставление по технической службе Государственной противопожарнойслужбы МВД России: Приказ МВД РФ от 24 января 1996 года №34. — М.,1996. — 170с.
3. Об утверждении нормативов трудоемкости технического обслуживания иремонта пожарных автомобилей: Приказ МВД РФ от 25 сентября 1995 года №366. — М., 1995.-50 с.
4. Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях Государственнойпротивопожарной службы МВД. России: Приказ МЧС РФ № 630
5. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: федеральныйзакон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123 – М.,2008.- 101 с.
6. ru.wikipedia.org/
Приложение А
(обязательное)
СодержаниеИнструкции по охране труда. Инструкция по проведению инструктажа на рабочемместе
СодержаниеИнструкции по охране труда при работе с ПТВ (лестницы, пояса, карабины)
1.Первоначальное обучение подъему по пожарной лестнице.
2. Правилаохраны труда.
2.1.Установка пожарных лестниц.
2.2. Подъем испуск по пожарной лестнице.
2.3. Работа спожарными лестницами.
2.4.Требования к вентиляции.
3.Техническое обслуживание ПТВ
3.1. Порядок проведениятехнического обслуживания
3.2. Выявлениеи предотвращение неисправностей
Ответственныйза охрану труда
Инструкция попроведению инструктажа на рабочем месте
1. Показать расположениеПТВ на пожарных автомобилях
2. Ознакомитьс ПТВ и его размещением.
3.Проработать инструкцию по охране труда.
4.Продемонстрировать:
— применениеПТВ во время боевых действий;
— методыиспытаний ПТВ.
Ответственныйза охрану труда