Проектирование привода ленточного питателя

–PAGE_BREAK–
4.                Конструктивные размеры шестерни и колеса
4.1.         Шестерню выполняем заодно с валом, её размеры определены в пунктах 3.11 – 3.13:
d1 = 33,3 мм, dа1 = 37,3 мм, df1 = 28,3 мм, b1 = 55,0 мм, ybd = 1,65
Таблица 5 – Конструктивные размеры шестерни
Модуль нормальный mn
2,0
Число зубьев
z
16
Угол наклона зуба
b
16015’
Направление зуба

Левое
Исходный контур

ГОСТ
13755 – 81
Коэффициент смещения исходного контура
х
0
Степень точности по ГОСТ 1643 — 81

8 – В
Делительный диаметр
d
33
4.2.         Колесо из поковки кованное, конструкция дисковая, размеры:
d2 = 166,7 мм, dа2 = 170,7 мм, df2 = 161,7 мм, b2 = 50 мм
Диаметр ступицы:
dСТ = 1,6 · dК2                (4.1)
dСТ = 1,6 · 42 = 67,2 мм
Принимаем в соответствии с рядом Ra40 СТ СЭВ 514 – 77 стандартное значение dСТ  = 70 мм
Длина ступицы:
lСТ = (1,2…1,5) · dК2               (4.2)
lСТ = (1,0…1,5) · 42 = 42…63 мм
Принимаем в соответствии с рядом Ra40 СТ СЭВ 514 – 77 стандартное значение lСТ  = 50 мм, равное ширине венца колеса
Толщина обода:
d0= (2,5…4) · mn                   (4.3)
d0= (2,5…4) · 2 = 5…8 мм
принимаем d0= 8 мм
Толщина диска:
с = (0,2…0,3) · b2                   (4.4)
с = (0,2…0,3) · 50 = 10…15 мм
принимаем с = 15 мм
Диаметр отверстий в диске назначается конструктивно, но не менее 15…20 мм
Таблица 6 – Конструктивные размеры колеса
Модуль нормальный mn
2,0
Число зубьев
Z
80
Угол наклона зуба
b
16015’
Направление зуба

Правое
Исходный контур

ГОСТ
13755 — 81
Коэффициент смещения исходного контура х
0
Степень точности по ГОСТ 1643 — 81

8 – В
Делительный диаметр
d
167

5.                Конструктивные размеры корпуса редуктора
Корпус и крышку редуктора изготовим литьем из серого чугуна марки СЧ 15.
Толщина стенки корпуса:
d » 0,025 · аw + 1…5 мм                 (5.1)
d = 0,025 · 100 + 1…5 мм = 3,5…7,5 мм
принимаем d = 6 мм
Толщина стенки крышки корпуса редуктора:
d1 » 0,02 · аw + 1…5 мм                  (5.2)
d1 = 0,02 · 100 + 1…5 мм =  3…7 мм
принимаем d1 = 5 мм
Толщина верхнего пояса корпуса редуктора:
b » 1,5 · d            (5.3)
b = 1,5 · 6 = 9,0 мм
принимаем b = 9 мм
Толщина пояса крышки редуктора:
b1 » 1,5 · d1          (5.4)
b1 = 1,5 · 5 = 7,5 мм
принимаем b1 = 7 мм
Толщина нижнего пояса корпуса редуктора:
p » (2…2,5) · d             (5.5)
p = (2…2,5) · 6 = 12…15 мм
принимаем p = 14 мм
Диаметр фундаментных болтов:
dФ = (0,03…0,036) · аw + 12;                    (5.6)
dФ = (0,03…0,036) · 100 + 12 = 15,0…15,6 мм
принимаем болты с резьбой М16.
Диаметр болтов, соединяющих крышку и корпус редуктора около подшипников:
dКП = (0,7…0,75) · dФ              (5.7)
dКП = (0,7…0,75) · 16 = 11,2…12 мм
принимаем болты с резьбой М12.
Диаметр болтов, соединяющих корпус с крышкой редуктора:
dК = (0,5…0,6) · dФ                 (5.8)
dК = (0,5…0,6) · 16 = 8…9,6 мм
принимаем болты с резьбой М10.
Толщина ребер жесткости корпуса редуктора:
С » 0,85 · d                   (5.9)
C = 0,85 · 6 = 5,1 мм
принимаем С = 5 мм
Ширина нижнего пояса корпуса редуктора (ширина фланца для крепления редуктора к фундаменту):
К2 ³ 2,1· dФ                   (5.10)
К2= 2,1 · 16 = 33,6 мм
принимаем К2 = 34 мм
Ширина пояса (ширина фланца) соединения корпуса и крышки редуктора около подшипников:
К » 3 · dК              (5.11)
K = 3 · 10 = 30 мм
принимаем К = 30 мм
Ширину пояса К1 назначают на 2…8 мм меньше К,
принимаем К1 = 24 мм
Диаметр болтов для крепления крышек подшипников к редуктору:
dП » (0,7…1,4) · d                   (5.12)
dП = (0,7…1,4) · 6 = 4,2…11,2 мм
принимаем dП1 = 8 мм для быстроходного и dП2 = 12 мм для тихоходного вала
Диаметр отжимных болтов можно принимать ориентировочно из диапазона 8…16 мм (большие значения для тяжелых редукторов)
Диаметр болтов для крепления крышки смотрового отверстия:
dк.с = 6…10 мм            (6.13)
принимаем dк.с  = 8 мм
Диаметр резьбы пробки (для слива масла из корпуса редуктора):
dП.Р ³ (1,6…2,2) · d                 (6.14)
dП.Р  = (1,6…2,2) · 6 = 9,6…13,2 мм
принимаем dП.Р = 12 мм

6.                Расчет цепной передачи
6.1.         Выбираем приводную роликовую однорядную цепь. Вращающий момент на ведущей звездочке
Т3  = Т2 = 116,4· 103 Н·мм
Передаточное число было принято ранее
Uц = 3,8
6.2.         Число зубьев: ведущей звездочки
z3 = 31 – 2Uц = 31 – 2 * 3,8 ≈ 23
ведомой звездочки
z4 = z3 * Uц = 23 * 3,8 = 87,4
Принимаем
z3 = 23; z4 = 87
Тогда фактическая
Uц = z4 / z3 = 87 / 23 = 3,78
Отклонение
(3,8 – 3,78 / 3,8) * 100% = 0,526%, что допустимо.
6.3.         Расчетный коэффициент нагрузки
Кэ= kд kа kр kн kсм kп=1*1*1*1,25*1*1=1,25, где                 (6.1)
kд = 1 – динамический коэффициент при спокойной нагрузке;
kа= 1 – учитывает влияние межосевого расстояния;
kн= 1 – учитывает влияние угла наклона линии центров;
kр – учитывает способ регулирования натяжения цепи;  kр= 1,25 при периодическом регулировании цепи;
kсм= 1 при непрерывной смазке;
kп= 1 учитывает продолжительность работы в сутки, при односменной работе.
6.4.         Ведущая звездочка имеет частоту вращения
n2 = ω2 * 30 / π = 30 * 30 / 3,14 ≈ 287 об/мин             (6.2)
Среднее значение допускаемого давления n2 ≈ 300 об/мин
[p] = 20 МПа
6.5.         Шаг однорядной цепи (m = 1)
               (6.3)
Подбираем по табл. 7.15 [1, стр. 147] цепь ПР-19,05-31,80 по ГОСТ 13568 – 75, имеющую t = 19,05 мм; разрушающую нагрузку Q ≈ 31,80 кН; массу q = 1,9 кг/м; Аоп = 105,8 мм2
Скорость цепи
             (6.4)
Окружная сила
           (6.5)
Давление в шарнире проверяем по формуле
               (6.6)
Уточняем допускаемое давление [p] = 22[1 + 0,01(22 — 17)] = 23,1МПа. Условие p

6.6.         Определяем число звеньев цепи
                 (6.7)
где at= aц / t = 50; zΣ= z3 * z4 = 23 + 87 = 110; 
Δ = z3 – z4  / 2π = 87 – 23 / 2 * 3,14 = 10,19
Тогда
Lt= 2 * 50 + 0,5 * 110 + 10,192 / 50 = 157,076
Округляем до четного числа Lt= 157.
Уточняем межосевое расстояние цепной передачи по формуле:
            (6.8)
Для свободного провисания цепи предусматриваем возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,4%, т.е. на 951 * 0,004 ≈ 4 мм.
6.7.         Определяем диаметры делительных окружностей звёздочек
dд3 = t / sin (180 / z3) = 19,05 / sin (180 / 23) = 139,97 мм;
dд4 = t / sin (180 / z4) = 19,05 / sin (180 / 87) = 527,66 мм.
6.8.         Определяем диаметры наружных окружностей звёздочек
De3 = t (ctg (180 / z3) + 0,7) – 0,3d1 = t (ctg (180 / z3) + 0,7) – 3,573
где d1 = 11,91 мм – диаметр ролика цепи см. табл. 7.15 [1, стр. 147];
De3 = 19,05 (ctg (180 / 23) + 0,7) – 3,573 = 148,8 мм
De3 = 19,05 (ctg (180 / 87) + 0,7) – 3,573 = 537,5 мм
6.9.         Силы, действующие на цепь:
окружная Ftц = 1670,8 Н определена выше;
от центробежных сил Fv= qv2 = 1,9 * 2,092 ≈ 8 H, где q = 1,9 кг/м по табл. 7.15 [1, стр. 147];
от провисания Fƒ = 9,81kƒ qaц = 9,81 * 1,5 * 1,9 * 0,951 = 54,54 Н, где kƒ  = 1,5 при угле наклона передачи 45°;
Расчетная нагрузка на валы
Fв = Ftц + 2Fƒ = 1670,8 + 2 * 54,54 = 1779,88 Н.
Проверяем коэффициенты запаса прочности цепи
                  (6.9)
Это больше, чем нормативный коэффициент запаса [s] ≈ 8,4 (см. табл. 7.19 [1, стр. 151]); следовательно, условие s > [s] выполнено.

7.                Эскизная компоновка редуктора
Компоновочный чертеж выполняем на миллиметровой бумаге в одной проекции – разрез по осям валов при снятой крышке редуктора, в масштабе 1:1, в тонких линиях.
Шестерню и колесо вычерчиваем упрощенно в виде прямоугольников; шестерню выполняем заодно с валом; длину ступицы колеса принимаем равной ширине венца и не выступающей за его пределы.
7.1.         Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса:
7.2.         Принимаем зазор между торцом шестерни и внутренней стенкой корпуса:
А1 = 1, 2 · d;    А1 = 1, 2 · 6 = 7,2 мм » 7 мм
7.3.         Принимаем зазор от окружности вершин зубьев колеса до  внутренней стенки корпуса:
А = d;    А = 6 мм
7.4.         Принимаем расстояние между наружным кольцом подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса:
А = d;    А = 6 мм
7.5.         Наружный диаметр подшипников D= 47 мм больше диаметра окружности вершин зубьев dа1= 37,3 мм.

7.6.         Толщина фланца Dкрышки подшипника
равна диаметру отверстия do в этом фланце. Для подшипника 204 — D = 8 мм, для подшипника 207 — D = 12 мм по рис. 12.7 [1, стр. 303]. Высота головки болта
0,7 · dБ1 = 0,7 · 8 = 5,6 мм.
0,7 · dБ2 = 0,7 ·12 = 8,4 мм.
7.7.         Измерим по схеме расстояния l1– на ведущем валу и l2– на ведомом.
l1 = 36,5 мм, l2 = 48 мм
Окончательно принимаем для расчета: l1 = 36 мм, l2 = 48 мм.
7.8.         Глубина гнезда подшипника: lг≈ 1,5 В;
для подшипника 204, В = 14 мм; lг1 = 1,5 * 14 = 21; примем  lг1 = 21 мм;
для подшипника 207, В =  17 мм; lг2 = 1,5 * 17 = 25,5; примем  lг2 = 25 мм;
7.9.         Решаем вопрос о смазывании подшипников.
Принимаем для подшипников пластичный смазочный материал. Для предотвращения вытекания смазки внутрь корпуса и вымывания пластичного смазочного материала жидким маслом из зоны зацепления устанавливаем мазеудерживающие кольца. Их ширина определяет размер y = 6 мм.

8.                Проверка долговечности подшипников
8.1.         Ведущий вал.
Из предыдущих расчетов имеем Ft = 1396,5 Н, Fа = 407,3 Н, Fr = 529,5 Н; Из первого этапа компоновки l1 = l2 = 46,5 мм.
Реакции опор:
в плоскости xz
Rx1 = Rx2 = Ft  / 2 = 1396,5 / 2 = 698,25 H
в плоскости yz

 Ry1 + Ry2 — Fr = 337 + 162,5 — 529,5 = 0
Суммарные реакции

Подбираем подшипники по более нагруженной опоре 1.
8.2.         Определим изгибающие и крутящий моменты и построим эпюры
Для построения эпюр определим изгибающие моменты в характерных точках (сечениях) А, В, С и Д.
а. Вертикальная плоскость
МА = 0
МСЛ = Ry1 · a2
МСЛ = 337 · 46,5 · 10-3 = 15,67 Н·м
МСП = Ry2 · a2
МСП = 192,5 · 46,5 · 10-3 = 9 Н·м
МВ = 0
МД = 0
б. Горизонтальная плоскость
МА = 0
МСЛ = Rх1 · a2
МДЛ = 698,25 · 46,5 · 10-3 = 32,5 Н·м
МДП = Rх2 · a2
МДП = 698,25 · 46,5 · 10-3 = 32,5 Н·м
МВ = 0
МД = 0
Крутящий момент:
Т = Т = 24 Н·м
8.3.         Суммарный изгибающий момент:
               (8.3)
Определим суммарные изгибающие моменты в характерных сечениях
Сечение А – А:             МИ = 0
Сечение С – С:              Н·м
Сечение В – В:             МИ = 0
Сечение Д – Д:             МИ = 0

8.4.         Намечаем радиальные шариковые подшипники 204: d= 20 мм, D= 47 мм, B= 14 мм, C= 12,7 кН, С0= 6,2 кН.
Эквивалентная нагрузка:
РЭ = (Х · V · Pr1 + Y · Pa) · Ks · KТ            (8.4)
где Pr1 = 775 H – радиальная нагрузка, 
Pa – осевая нагрузка, Pa = Fa = 407,3 Н;
V = 1, вращается внутренне кольцо подшипника;
Ks = 1 – коэффициент безопасности для приводов ленточного конвейера, по таб. 9.19 [1, стр.214];
KТ = 1 – температурный коэффициент по таб. 9.20 [1, стр.214], так как рабочая температура не выше 100 0С                
Отношение Fa/ C0= 407,3 / 6200 = 0,066 по таб. 9.18 [1, стр. 212] определяем е ≈ 0,26. Отношение Pa/ Pr1 = 407,3 / 785 = 0,52 > е;  
Значит, по таб. 9.18 [1, стр. 212]: Х = 1; Y = 0
РЭ = 1 · 1 · 775 · 1 · 1 = 785 Н
Расчетная долговечность:
                                                  (8.5)

                                               (8.6)

Срок службы привода LГ = 6 лет, тогда:
Lh = LГ · 365 · 12                                             (8.7)
Lh =  6 · 365 · 12 = 26280 ч = 26 · 103 ч
Расчетная долговечность намного больше, следовательно, подшипник 204 подходит. Окончательно принимаем подшипник легкой серии 204 d = 20 мм ГОСТ 8338 – 75
8.5.         Ведомый вал несет такие же нагрузки, как и ведущий: Ft= 1396,5 Н, Fа= 407,3 Н, Fr= 529,5 Н; l1= l2=  48 мм.
Реакции опор:
в плоскости xz
Rx1 = Rx2 = Ft  / 2 = 1396,5 / 2 = 698,25 H
в плоскости yz

Ry1 + Ry2 — Fr = 406,5 + 123 — 529,5 = 0
8.6.         Суммарные реакции

Подбираем подшипники по более нагруженной опоре 1.

8.7.         Определим изгибающие и крутящий моменты и построим эпюры
Для построения эпюр определим изгибающие моменты в характерных точках (сечениях) А, В, С и Д.
а. Вертикальная плоскость
МА = 0
МСЛ = Ry1 · a2
МСЛ = 406,5 · 48 · 10-3 = 19,5 Н·м
МСП = Ry2 · a2
МСП = 123 · 48 · 10-3 = 6 Н·м
МВ = 0
МД = 0
б. Горизонтальная плоскость
МА = 0
МСЛ = Rх1 · a2
МДЛ = 698,25 · 48 · 10-3 = 33,5 Н·м
МДП = Rх2 · a2
МДП = 698,25 · 48 · 10-3 = 33,5 Н·м
МВ = 0
МД = 0
Крутящий момент:
Т = Т2 = 116,4 Н·м
8.8.         Суммарный изгибающий момент:
              (8.3)
Определим суммарные изгибающие моменты в характерных сечениях
Сечение А – А:             МИ = 0
Сечение С – С:              Н·м
Сечение В – В:             МИ = 0
Сечение Д – Д:               МИ = 0
8.9.         Намечаем радиальные шариковые подшипники 207: d= 35 мм, D= 72 мм, B= 17 мм, C= 25,5 кН, С0= 13,7 кН.
Эквивалентная нагрузка:
РЭ = (Х · V · Pr1 + Y · Pa) · Ks · KТ             (8.4)
где Pr1 = 808 H – радиальная нагрузка, 
Pa – осевая нагрузка, Pa = Fa = 407,3 Н;
V = 1, вращается внутренне кольцо подшипника;
Ks = 1 – коэффициент безопасности для приводов ленточного конвейера, по таб. 9.19 [1, стр.214];
KТ = 1 – температурный коэффициент по таб. 9.20 [1, стр.214], так как рабочая температура не выше 100 0С
Отношение Fa/ C0= 407,3 / 13700 = 0,0297 по таб. 9.18 [1, стр. 212] определяем е ≈ 0,22. Отношение Pa/ Pr1 = 407,3 / 808 = 0,5 > е; 
Значит, по таб. 9.18 [1, стр. 212]: Х = 1; Y = 0
РЭ = 1 · 1 · 785 · 1 · 1 = 808 Н
Расчетная долговечность:
            (8.5)
    продолжение
–PAGE_BREAK–