Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР

Кандидат педагогических наук, профессор Г. Н. Германов
Воронежский государственный институт физическойкультуры, Воронеж
Доктор педагогических наук, профессор В. Г. Никитушкин
Всероссийский научно-исследовательский институтфизической культуры и спорта, Москва
Введение.Эффективность работы спортивных школ во многом зависит от должного обеспеченияучебно-воспитательного процесса юных спортсменов программно-методическимидокументами, определяющее значение среди которых имеют учебные программы повидам спорта. Поэтому возникла необходимость дальнейшего научногосовершенствования и творческой переработки программных документов всоответствии с требованиями сегодняшнего дня, где обоснование нормативного иметодического разделов программ становится актуальной научной задачей текущеговремени. Как пример был разработан типовой план-проспект построения программ повидам спорта для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, учитывающий современные принципыспортивной подготовки юных спортсменов и базирующийся на результатах последнихнаучных исследований, передовом опыте спортивной практики [15]. В основутипового плана-проспекта учебной программы легли требованиянормативно-правового характера, регулирующие организационно — методическуюдеятельность спортивных школ, в нем представлены основные разделы типовогоположения о спортивной школе [11].
Методическаячасть программ по видам спорта наряду с содержанием материала по основным видамподготовки, его распределением по годам обучения и в годичном цикле, рекомендуемымиобъемами тренировочных и соревновательных нагрузок содержит практическиематериалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочныхзанятий. Материал для практических занятий на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочномэтапе рекомендуется представлять в виде тренировочных заданий (ТЗ), сгруппированныхв отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности: ТЗ разминки, ТЗдля развития отдельных двигательных способностей, ТЗ для комплексного развитияфизических качеств, ТЗ для совершенствования спортивно-технического итактического мастерства (табл. 1).
КаждоеТЗ должно ставить и решать конкретные педагогические и воспитательные задачи, включатькомплекс упражнений и последовательность их выполнения, характеризоватьсявеличиной нагрузки и режимом ее выполнения (длительность упражнения, интенсивность,количество повторений, режим отдыха), быть снабжено методическими иорганизационными указаниями. В типовом плане-проспекте учебных программ для ДЮСШи СДЮШОР приводится примерная схема тренировочного задания для построениямикроструктуры подготовки юных спортсменов.
Однаконе во всех программах данная методическая установка решена в полной мере.Остаются неясными концептуальные подходы к пониманию сущности ТЗ итехнологические аспекты их проектирования.
Опытмногих ведущих и зарубежных тренеров, работающих в различных видах спорта, втом числе со спортивными резервами, показывает, что основной организационнойформой и элементом структуры спортивной тренировки является ТЗ. Как мы выяснили,ряд тренеров имеют набор направленных заданий (двигательных, игровых, смысловыхи т. п.) с определенной тактикой их использования в тренировочном занятии.Однако многие специалисты рассчитывают на свой личный опыт.
Таблица1. Примерная схема тренировочного заданияЭтап и год обучения Содержание и характер упражнений Дозировка нагрузки, режимы выполнения Методические указания Организационные указания
Такимобразом, разработка блоков ТЗ, систематизация их по преимущественнойнаправленности и остроте воздействия, обоснование возможности их включения втренировочный процесс юных спортсменов остаются важным направлением научной иэкспериментальной практики, требующим неотложного решения в большинстве видовспорта. Работ по экспериментальному обоснованию программированного построениямикроструктуры спортивной тренировки явно недостаточно [4, 7, 8].
Постановкапроблемы. Отечественные и зарубежные специалисты утверждают, что теорияпостроения спортивной тренировки [8, 9, 13] продолжает развиваться, пополняясьновыми теоретическими воззрениями и научными положениями, расширяющими нашепредставление о структуре тренировочного процесса юных и квалифицированныхспортсменов. До недавнего времени считалось, что основой спортивной тренировкиявляется уровень микроструктуры, представленный отдельным ТЗ или совокупностьюзанятий, обозначенных как микроцикл спортивной тренировки. Вместе с тем врамках отдельного ТЗ выполняется достаточно большое множество разнообразных поструктуре и ответным реакциям двигательных действий, порой не тольковыстроенных по принципу кумулятивного наращивания тренированности, но исоздающих отрицательную суммацию эффектов. Именно поэтому многие исследователивыделяют в качестве основы микроструктуры тренировки юных спортсменов ТЗ, целесообразноекомплексирование и сочетание которых обеспечит эффективное построение каждогоиз них.
Итак,что же представляет собой ТЗ? Это — первичный элемент (звено) в структуреспортивной тренировки и процесса физического воспитания [1, 2, 14, 10, 12, 16, 5и др.]. В системе программно-методического обеспечения подготовки спортивныхрезервов ТЗ сравнительно недавно получили признание и терминологическоеобоснование. Современные теоретические представления о сущности ТЗ как исходномэлементе структуры тренировки довольно противоречивы. Многие исследователи приэтом отождествляют ТЗ с нагрузкой. Однако нагрузка и отдых как компонентыметодов упражнения только тогда приобретают педагогический смысл, когда, объединенныев ТЗ связаны педагогической целью по достижению программируемого тренировочногоэффекта.
В.Г. Алабин [1, 2] предлагает следующее определение: «тренировочное задание- это часть плана тренировочного занятия, состоящего из одного упражнения иликомплекса физических упражнений, выполняемых для решения определенныхпедагогических задач тренировочного процесса». В своих рассуждениях В. Г.Алабин оговаривает важное условие построения ТЗ — педагогическое ифункциональное воздействие на спортсмена в процессе выполнения этого задания.Таким образом, первоосновной в структуре ТЗ следует признать цель — тренировочныйэффект, а всю замкнутую структуру представить в виде схемы (см. рисунок).
Тренировочноезадание следует определить как технологическую форму организации упражнения длярешения целевой педагогической задачи достижения необходимых (должных)проявлений срочного тренировочного эффекта при четком сочетании воздействующихфакторов — компонентов упражнения (длительности, интенсивности, числаповторений, интервалов отдыха).
Вероятно,приведенные выше определение и методологический подход требуют уточнений, позициии взгляды могут носить спорный, дискуссионный характер. Тем не менее даннаяпроблематика представляет определенный научный интерес, требуетнаучно-методического решения, проведения исследовательских изысканий, постановкипрактических экспериментов.
Экспериментальныерезультаты. Воздействие тренировочных нагрузок определяется основнымикомпонентами методов упражнения — интенсивностью и продолжительностьювыполнения, числом повторений и длительностью пауз отдыха. Строгое сочетаниеуказанных факторов обуславливает величину и характер достигаемоготренировочного эффекта, причем варьирование каждого из параметровпредопределяет направленное специфическое изменение в функциональной активностиорганизма. Анализ научно-методической литературы показывает, что в качествевоздействующих факторов при планировании нагрузок в ТЗ юных бегуний на 400 м используются различные количественные повторения, интервалы отдыха и скорость бега. Так, дляразвития гликолитической производительности рекомендуются отрезки от 150 до 600 м, интенсивность выполнения упражнения должна варьироватьcя в пределах 90-100 %, интервалы отдыханеобходимо устанавливать в 2-8 мин, количество повторений может достигать 3-9раз и т. д. Столь широкая вариативность значений компонентов методов упражненияне позволяет конкретизировать ТЗ и индивидуализировать процесс подготовкиспринтеров.
/>
Структуратренировочного задания
Дляпрограммирования нагрузки в ТЗ беговой направленности по методу повторногоупражнения у бегуний на 400 м были использованы методы планированияэксперимента при поиске оптимальных условий, которые получили своюобоснованность в педагогических исследованиях.
Впроведенном исследовании изучался характер срочных реакций на нагрузкусобственно соревновательного упражнения, выявлялась роль энергетическихпроцессов в результативности соревновательной деятельности бегуний на 400 м групп спортивного совершенствования СДЮШОР. В исследовании участвовала 41 спортсменка.Биохимический контроль эффективности соревновательной деятельности проводился вусловиях республиканских соревнований по легкой атлетике.
Использовалисьследующие стандартные методики определения биохимических показателей крови:определение молочной кислоты (лактат) в мМоль/л, контроль за концентрациейнеорганического фосфора в мМоль/л, глюкозы (Гл) в мМоль/л.
Сборматериала осуществлялся в условиях соревновательной и тренировочнойдеятельности. Пробы капиллярной крови из пальца брали непосредственно передстартом и на 3-й мин восстановления после финиша. В период обследований всеспортсменки были здоровы, а исходные значения биохимических показателей кровисоответствовали норме.
Анализзависимости скорости бега на дистанции 400 м у бегуний 16-17 лет (табл. 2) от характеристик энергетического метаболизма в соревновательной деятельности (СД)позволяет принять в качестве фактора оптимизации выброс лактата на 3-й минвосстановления (r=0, 909; [4]).
Впроведенном экспериментальном исследовании (факторный эксперимент) в качествеосновных факторов, влияющих на процесс энергообеспечения, были выбраны: Х1 — время(скорость) бега на дистанции, с, Х2 — интервалы отдыха (мин), Х3 — количество повторений(раз). Величины варьирования выбранных переменных факторов приведены в табл.3.
Анализпоказателей выхода La’3 мин в стандартной матрице планирования тренировочныхзаданий для трех переменных факторов и соответствующая математическая обработкаисходных данных [3] позволили получить уравнения регрессии, отобразившиевлияние отдельных компонентов методов упражнения на параметр оптимизации.Уравнение регрессии, характеризующее влияние факторов на дистанции 150 м, приняло вид: у=14, 71+ 0, 98Х1+ 1, 02Х2 — 0, 07Х3 — 3, 39Х1Х2 — 3, 67Х1Х3 — 1, 46Х2Х3.Продукция La’3 мин при беге на отрезках 150 м равнозначно определяется показателями скорости бега — b1=0, 98 и интервалами отдыха — b2=1, 02, тогда как влиянияколичества повторений не наблюдается. Существенное отрицательное влияниенаблюдается при повышении скорости бега и уменьшении интервалов отдыха — b1, 2=- 3, 39, повышении скорости бега и увеличении числа повторений — b1, 3= — 3, 67,уменьшении интервалов отдыха и увеличении числа повторений — b2, 3= — 1, 46.Уравнение регрессии, характеризующее влияние факторов на дистанции 300 м, приняло вид: у=14, 51 + 1, 32Х1+ 1, 34Х2 — 0, 07Х3 — 0, 28Х1Х2 — 0, 04Х1Х3 — 0, 19Х2Х3. В немвновь подтвердилась зависимость выхода лактата от высоких показателей скоростибега — b1=1, 32 и малых интервалов отдыха — b1=1, 34. Уравнение регрессии, характеризующеевлияние факторов на дистанции 500 м, приняло вид: у=16, 87 + 0, 46Х1 — 0, 23Х2- 059Х3 — 1, 34Х1Х2 — 0, 06Х1Х3 + 0, 38Х2Х3. По-прежнему значимым остаетсявлияние фактора скорости бега — b2=0, 46, влияние малых интервалов отдыхасказывается отрицательно — b2=-0, 23, отрицательным становится и увеличение числаповторений — b3=-0, 59.
Таблица2. Характеристика метаболических реакций в СД девушек-спринтеров группспортивного совершенствования СДЮШОР в беге на 400 м, />±/>Группа и год об учения Результат, с Биохимические показатели La’3 мин, мМ/л Рн, мМ/л Кр, мкМ/л Гл, мМ/л УТГ, 3-й 65, 75 13, 68±1, 99 1, 69±0, 16 106, 0±14, 23 4, 94±0, 60 УТГ, 4-й 62, 65 14, 56±0, 98 1, 74±0, 21 107, 5±21, 79 5, 33±0, 75 ГСС, 1-й 59, 08 15, 19±1, 34 2, 30±0, 35 134, 83±26, 58 6, 45±0, 47 ГСС, 2-й 57, 32 15, 83±1, 45 2, 45±0, 39 158, 11±33, 69 7, 23±0, 58 ГСС, 3-й 55, 37 16, 01±1, 40 2, 34±0, 31 148, 13±29, 69 7, 40±0, 62
Таблица3. Вариативность компонентов упражнения при определении параметров нагрузки втренировочных заданиях у бегуний экспериментальной группыДистанция; результат, м/с Вариативность факторов Центр эксперимента Оxi
Шаг,
/>i Уровень, — 1, 682
Уровень,
-1
Уровень,
+1
Уровень,
+1, 682 150 м (18, 9 с)
I. 7, 937-7, 212
(18, 9-20, 8)
II. 2-8
III.3-9
7, 574
(19, 8)
5
6
0, 363
3
3
7, 212
(20, 8)
8
3
7, 358
(20, 4)
7
4
7, 790
(19, 3)
3
8
7, 937
(18, 9)
2
9 300 м (40, 5 с)
I. 7, 407-6, 726
(40, 5-44, 6)
II. 3-9
III.3-7
7, 066
(42, 5)
6
5
0, 341
3
2
6, 726
(44, 6)
9
3
6, 863
(43, 7)
8
4
7, 269
(41, 3)
4
6
7, 407
(40, 5)
3
7 500 м (1.20, 3 с)
I. 6, 227-5, 682
(1.20, 3-1.28)
II. 3-9
III.3-7
5, 954
(1.24, 0)
6
4
0, 273
3
2
5, 682
(1.28, 0)
9
2
5, 792
(1.26, 3)
8
3
6, 116
(1.21, 8)
4
5
6, 227
(1.20, 3)
3
6
Вэкспериментальной работе было проведено обследование СД девушек-спринтеровгруппы спортивного совершенствования (ГСС) 2-го года обучения СДЮШОР в условияхестественного участия в состязаниях (бег на 400 м). Для выявления соревновательной эффективности в целях индивидуализации процесса подготовкиспринтеров предлагается контроль за изменениями в энергообеспечении у каждойотдельной спортсменки по показателям КИГ (коэффициент интенсивности глюкозы), КИФ(коэффициент интенсивности фосфагенных реакций), КИК (коэффициент интенсивностикреатинкиназных реакций). Они имеют однотипную формулу расчета, например:
100x La инд.(ср.), мМ/л
КИГ400= — ——————————————–, где
V400инд.(ср.), м/с
КИГ400- коэффициент интенсивности глюкозы на дистанции 400 м; Lа инд. (ср), мМ/л — индивидуальный средний показатель лактата, наблюдаемый в процессевосстановления на 3-й или 10-й мин по окончании бега, выражен в единицахсистемы СИ; V400 инд. (ср.), м/с — индивидуальная средняя скорость бега надистанции 400 м. Знание показателей указанных коэффициентов дает возможностьосуществлять направленный выбор ТЗ с учетом индивидуальной эффективностисоревновательной дистанции и вносить соответствующие коррективы в методикутренировки.
Изучениеиндивидуальных особенностей СД спортсменок позволило разделить их на три группына основании временных различий в преодолении контрольных отрезков дистанции. Впервую группу вошли спортсменки (условно обозначим их А1 и В1), структура СДкоторых характеризовалась высокой скоростью на первой половине дистанции, значительнобольшей, чем на второй (V2001>V2002 ); во вторую группу — спортсменки (А2 иВ2), достигавшие относительно высокой скорости именно на второй половинедистанции (V2002>Vср.200 2); в третью группу — спортсменки (А3 и В3), удерживавшиевысокую скорость до 300-метрового участка дистанции, после которого скоростьзначительно падала. Отметим, что индивидуально-групповые отличия бегунийэкспериментальной (А) и контрольной (В) групп по характеристикам СДподтвердились данными, отражающими особенности энергетики мышечной деятельностиэтих спортсменок (табл. 4).
Результатыпроведенных нами исследований свидетельствуют, что отмеченные различия в уровнеспортивных показателей и особенностях соревновательной структуры бегаспортсменок обусловлены их энергетическими особенностями. У спортсменок группыА1 отмечаются высокие анаэробно-алактатные показатели по коэффициентам КИФ, КИК,что подчеркивает мощность креатинфосфатного механизма энергообеспечения.По-видимому, комплекс данных свойств функциональной подготовленностиобъясняется их предрасположенностью к достижению значительной скорости напервых 200 м.
Успортсменок группы А2, как это можно видеть из сравнительного анализа, намноговыше средние групповые значения показателей КИГ, отражающие мощность гликолизав энергетике мышечной деятельности. Отметим, что индивидуальные значения КИФ иКИК у спортсменок А2 уступают средним данным указанных коэффициентов для группы17-летних спортсменок. Видимо, индивидуальность спортсменок группы А2 можетбыть учтена в случае, когда будет нивелирована функциональная недостаточностьанаэробно-алактатных способностей.
Успортсменок группы А3 рассматриваемые коэффициенты находились в пределахнормальных величин, характерных для бегуний на 400 м ГСС 2-го года обучения. Вместе с тем направления индивидуальной подготовки указанныхспортсменок предусматривали повышение функциональной готовности в пределахсовершенствования гликолитического механизма энергообразования, обеспечивающегоуспех в СД бегуний на 400 м.
Результатыпроведенных исследований свидетельствуют о том, что среди бегуний ГСС 2-го годаобучения встречаются спортсменки с различной структурой СД и функциональнымиособенностями. На основании полученных данных нами было рекомендованоподготовку спринтеров планировать следующим образом: спортсменкам А1 — основноевнимание уделить подготовке к выступлению на дистанции 200 м, спортсменкам А2 и А3 — считать главной для себя дистанцию 400 м и строить подготовку согласно требованиям СД именно на этой дистанции. Практическиерекомендации по индивидуализации тренировочного процесса были разработаныприменительно к этапу главных стартов соревновательного периода.
Таблица4. Показатели метаболических реакций в СД бегуний на 400 м экспериментальной группы А на этапе ранних соревнованийУсловное об означение групп спортсменок
Скорость бега на дистанции,
м/с Показатели метаболических реакций, мМ/л Значения коэффициентов, усл. ед. Lа Рн Кр КИГ КИФ КИК А1 6, 867 15, 38 2, 46 0, 170 224, 0 35, 8 2, 48 А2 7, 055 16, 65 2, 22 0, 157 236, 0 31, 5 2, 23 А3 6, 960 15, 83 2, 34 0, 157 227, 4 33, 6 2, 25
Примечание.Для удобства восприятия все коэффициенты умножены на 100. КИГ — по М. Я.Набатниковой (1988).
Таблица5. Система тренировочных заданий у спортсменок экспериментальной группы приреализации индивидуалъных программ подготовкиУсловное обозначение групп спортсменок Направленность заданий Содержание ТЗ Номера микроциклов и колич. повторений ТЗ в них
Дист
м Время, с
Отдых,
мин Колич. раз 1 2 3 4 А1 Совершенствование анаэробно-алактатного механизма 150 19, 8 5 6 /> 1 1 /> 150 19, 3 3 8 /> /> 2 2 300 42, 5 6 5 2 1 /> /> А2 Совершенствование анаэробно-алактатного механизма 150 19, 3 3 8 /> 1 1 /> 300 41, 3 4 6 2 1 /> /> 300 40, 5 3 7 /> /> 1 2 А3 Совершенствование анаэробно-гликолитического механизма 300 41, 3 4 6 /> 1 1 2 300 42, 5 6 5 /> 1 1 /> 500 1.24, 0 6 4 2 /> /> />
Таблица6. Характеристика индивидуальной структуры СД на дистанции 400 м у спортсменок экспериментальной группы на этапе главных соревнований и достоверность различийрезультатов с этапом ранних соревнований Группы Стат. величины Время (скорость) бега по отрезкам дистанции, с (м/с) 400 2001 300 200-300 2002 300-400 А1 X(t) 57, 70 26, 01 41, 03 15, 02 31, 69 16, 67 Х(V) 6, 933 7, 689 7, 312 6, 658 6, 311 5, 999 б (V) 0, 031 0, 118 0, 071 0, 026 0, 034 0, 056 V, % 0, 5 1, 5 1, 0 0, 4 0, 5 0, 9 t (2, 45) 2, 42 3, 12 2, 66 1, 29 1, 04 0, 29 Р >0, 05 0, 05 >0, 05 >0, 05 А2 X(t) 55, 35 26, 30 40, 25 13, 95 29, 05 15, 10 Х(V) 7, 227 7, 605 7, 454 7, 170 6, 885 6, 623 б (V) 0, 090 0, 081 0, 074 0, 260 0, 182 0, 136 V, % 1, 2 1, 1 1, 0 3, 6 2, 6 2, 1 t (2, 45) 3, 95 5, 21 5, 07 0, 10 0, 94 1, 97 Р 0, 01 0, 05 >0, 05 >0, 05 А3 X(t) 56, 15 26, 99 40, 90 13, 91 29, 16 15, 25 Х(V) 7, 124 7, 410 7, 335 7, 189 6, 859 6, 557 б (V) 0, 039 0, 057 0, 028 0, 126 0, 031 0, 126 V, % 0, 6 0, 8 0, 4 1, 7 0, 4 1, 9 t (2, 45) 5, 65 1, 18 3, 39 1, 77 4, 52 3, 69 Р 0, 05 0, 05 Таблица7. Показатели метаболических реакций в СД бегуний на 400 м экспериментальной группы А на этапе главных соревнованийУсловное об означение групп спортсменок
Скорость бега по дистанции,
м/с Показатели метаболических реакций, мМ/л Значения коэффициентов, усл. ед. La Рн Кр КИГ КИФ КИК А1 6, 933 15, 03 2, 38 0, 177 216, 8 34, 3 2, 55 А2 7, 227 16, 43 2, 59 0, 175 227, 3 35, 8 2, 42 А3 7, 124 16, 68 2, 08 0, 153 234, 1 29, 2 2, 15
Cучетом закономерностей соревновательной деятельности (показатели скорости) ииндивидуальных особенностей в высвобождении энергии у каждой спортсменки быларазработана программа подготовки. В ее основу положено использование стандартныхТЗ моделирующих изменения в системах метаболического обеспечения, адекватныепроисходящим при СД. Коррекция предсоревновательных режимов двигательнойдеятельности опиралась на знания индивидуальных реакций в системахэнергообспечения при СД и предусматривала использование стандартных ТЗ (табл.5).
Очевидно,что способность к изменению динамики скорости в соревнованиях (табл. 6)достигнута в результате спецификации метаболических проявлений у спортсменок(табл. 7) и связана с освоением предложенных индивидуальных программ подготовкив виде стандартных ТЗ.
Показательно,что спортсменки экспериментальной группы А полностью выполнили нормативныетребования к физической подготовленности, определенные программой по легкойатлетике для ДЮСШ и СДЮСШОР [11]. Данный факт связывается нами синдивидуализацией тренировки юных спринтеров при использовании программподготовки в виде стандартных тренировочных заданий.
Выводы.Если учитывать, что ТЗ является исходным элементом микроструктуры тренировки, томожно утверждать, что качество и результативность тренировочного процесса вомногом зависят от выбора и построения наиболее оптимальных ТЗ, соответствующихнагрузке соревновательного упражнения, перспективной модели СД, учитывающихдругие факторы подготовки. Выявление основных воздействующих компонентовупражнения приведет к реализации целенаправленного и эффективного управлениятекущим состоянием спортсмена, а в комплексе и физической, испортивно-технической подготовленностью. Научно обоснованное построение ТЗ вструктуре отдельного занятия и микроцикла содействует индивидуализациитренировочного процесса юных спортсменов. Если все выше рассмотренные подходыпрограммно-целевого построения микроструктуры тренировки окажутся эффективнымипри проверке в других видах спорта, резонно ожидать, что научно-теоретическоезначение проведенной работы перерастает рамки частных знаний и принимаетметодологический характер.
Список литературы
1.Алабин В.Г., Алабин А.В. Тренировочное задание — первый «блок» вструктуре тренировочного процесса // Теория и практика физ. культуры. 1986, №12, с. 26-29.
2.Алабин В.Г. К проблеме тренировочных заданий как элемента структурытренировочного процесса в спорте // Теория и практика физ. культуры. 1996, № 12,с. 30-31.
3.Ашмарин И.П., Васильев Н.Н., Амбросов В.А. Быстрые методы статистическойобработки и планирование экспериментов. — Л.: изд-во ЛГУ, 1971. — 78 с.
4.Бугаев Г.В. Построение индивидуальных программ тренировки в легкоатлетическомспринтерском беге девушек в соревновательном периоде подготовки на этапеспортивного совершенствования: Автореф. канд. дис. М., 1998. — 26 с.
5.Гожин В.В. Вариативность и двигательная одаренность в спорте. — М.: МНПИ, 1998.- 176 с.
6.Купцов Ю.А. Programarea sarcinilor de antrenament in practicarea exercitiilor cu diferite regimuri de educare a rezistentei de forta locala la alergatorii juniori de semifond = Программированиетренировочных заданий в упражнениях с различными режимами при воспитаниилокальной силовой выносливости у юных бегунов на средние дистанции: Autoreferat al tezei de doctor in stiinte pedagogice.Chisinau, 2002. — 24 p.
7.Леньшина М.В. Программирование нагрузок скоростно-силовой направленности вмикроструктуре спортивной тренировки юных баскетболистов 13-14 лет: Автореф.канд. дис. М., 1999. — 23 с.
8.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ.культуры. — М.: ФиС, 1991. — 543 с.
9.Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. — СПб.: изд-во«Лань», 2005. — 384 с.
10.Никонов Ю.В. Соотношение объемов тренировочных заданий различной интенсивностипри совершенствовании специальной физической подготовленности хоккеистоввысокой квалификации. Автореф. канд. дис. Минск, 1988. — 23 с.
11.Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ / Сост.В.Г. Бауэр, Е.П. Гончарова, В.Н. Панкратова; Гос. комитет РФ по физ. культуре испорту. М., 1995. — 31 с.
12.Пархоменко А.Н. Структура тренировочных заданий, направленных насовершенствование работоспособности высококвалифицированных борцов: Автореф.канд. дис. М., 1988. — 19 с.
13.Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теорияи ее практические приложения. — Киев: Олимпийская литература, 2004. — 808 с.
14.Соловцов В.В. Разработка и применение стандартных тренировочных заданий наэтапе спортивной специализации юных легкоатлетов 10-12 лет в условияхспортивного класса: Автореф. канд. дис. Минск, 1987. — 22 с.
15.Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР // Сб. офиц.документов и материалов Госкомспорта РФ по физ. культуре, спорту и туризму.2001, № 5, — с. 27-42.
16.Цандыков В.Э. Структура тренировочных заданий высококвалифицированных борцоввольного стиля на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям: Канд. дис.М., 1993. — 203 с.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru