Проектирование турпродукта

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НОВОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА 1. Этапы создания нового туристического продукта 2. Формирование основного и дополнительного комплекса услуг 3. Экспериментальная проверка тура 8 Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ

НОВОГО ТУРМАРШРУТА 1. Общая характеристика нового тура по его направленности 2. Обоснование выбора пунктов нового маршрута 3. Разработка схемы маршрута, с указанием транспортного обслуживания 4. Определение программного обеспечения нового тура в соответствии с его тематикой 16 Заключение 19 Список литературы 20 Введение Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом,

новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его ес-тественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культуры, обычаи и традиции разных народов. Вместе с тем туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. Поэтому анализ современного состояния туристского рынка, перспектив его развития и вклада туризма в мировую и национальную экономику чрезвычайно важен.

Углубленное познание рынка туризма начинается с базовых понятий, которые имеют основополагающее значение для понимания туризма как эко-номической системы и механизма его функционирования в целом. Одним из них является понятие туристского продукта – комплекса туристских услуг, необходимого для удовлетворения потребностей туриста во время путешест-вия. Именно от того насколько привлекателен турпродукт зависит прибыль-ность и продолжительность бизнеса любого туристического предприятия.
Здесь важную роль играет исследование действительного и постоянно-го спроса на туристском рынке (исследование моды, привязанности, пред-почтений и так далее), на основе которого генерируются идеи относительно нового турпродукта и претворяются в жизнь. Ведь интересный, уникальный продукт – ключевой фактор успеха конкуренции туристической фирмы в своеобразной битве за покупателей. При создании турпродукта необходимо четко понимать, что в действи-тельности будет покупать турист,

ведь он оплачивает не гостиничное разме-щение, а новые ощущения и знакомство с неизвестным, уют, внимание, рас-полагающую обстановку. Учитывая все вышесказанное, в данной курсовой работе был создан экскурсионно-познавательный тур по Чехии – одной из самых привлекатель-ных и наиболее посещаемых стран мира, удивительной по своей красоте и разнообразию. Сегодня в Чехии около 130 исторических комплексов, каждый из которых по-своему уникален. Некоторые объекты, такие как Чешский

Крумлов, Течь, Кромнержиж, Литомышль и др внесены в список Всемирно-го наследия ЮНЕСКО. Курорты Чехии – Карловы Вары, Марианские Лазне, Подебрады и др известны целебными водами и грязями. Страна обладает благоприятными климатическими условиями, разнообразным рельефом и хорошей экологией: заснеженные вершины, горные реки, степи, сосновые леса, зеркальные озера, множество национальных парков.

Кроме того Чехия и ее столица – Прага славятся своим историческим прошлым: старинные замки, исторические города, сохранившиеся благодаря бережному отноше-нию к памятникам архитектуры. Таким образом, можно с уверенностью ска-зать, что Чехия очень перспективная страна в плане ведения туристической деятельности и обладает огромным потенциалом для дальнейшего развития туризма. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НОВОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА 1. Этапы создания нового туристического продукта Туристский продукт – это комплекс услуг, предоставляемых туристско-экскурсионными предприятиями гражданам (туристам). Успех любой фирмы на рынке зависит в первую очередь от привлека-тельности производимого продукта. Он образует основную часть маркетин-гового комплекса, на которой завязаны все остальные элементы: цена,

про-движение на рынке и распространение. Расхождение в восприятии турист-ского продукта между потребителями и производителями осложняют эконо-мические исследования в сфере туризма. Проблема состоит в том что, про-дукты выходящие на рынок не всегда совпадают с теми что запрашивают по-купатели. Приобретая туры покупатель в действительности ищут совсем иное нежели набор услуг. Одни отправлясь на отдых покупают путевку на курорт чтобы расслабиться, отдохнуть, загореть, поправить

здоровье. Другие же выезжают в командировку для проведения деловых переговоров и заклю-чению контрактов. Изучив особенности восприятия туристского продукта потребителями поставщики перестраивают свою работу в соответствии с ни-ми, они предлагают наборы услуг и рекламируют не столько продукты, сколько их потребительские качества и свойства. В туризме формирование и потребление продукта происходит раздель-но. Турист, покупая у турфирмы туристский продукт, оплачивает право на его получение во время его путешествия.

Таково юридическое определение туристского продукта. Но, говоря о турпродукте, также имеются в виду его физические и стоимостные свойства, качества, характеристики. Создание нового турпродукта последовательно проходит через сле-дующие этапы: 1. генерирование идей относительно турпродукта, его количествен-ных и качественных свойств на основе постоянного изучения действительно-го и постоянного спроса; эта работа должна проводиться постоянно,
ибо в туризме мода, привязанности, предпочтения часто меняются; 2. разработка концепции нового турпродукта – заключается в при-дании ему конкретных потребительских свойств, соответствующих спросу целевого рынка и материально-техническим и финансовым возможностям турфирмы; имеется в виду выбор маршрута, программы, вида туризма, набо-ра и классности услуг; 3. пробный маркетинг, означающий продажу на рынке первой пар-тии нового турпродукта с целью определения

отношения к нему потенциаль-ных покупателей, а также выявления и устранения возможных недостатков; чаще всего это исследование проводится при проведении ознакомительного тура для турагентств – партнеров данного туроператора; 4. коммерциализация данного турпродукта, заключающаяся в орга-низации его массовой продажи. 1.2. Формирование основного и дополнительного комплекса услуг Туристический продукт охватывает три основных вида возможного предложения предприятия на рынок: • тур

(рис. 1); • туристско-экскурсионные услуги различных видов, предоставляемые туристскими предприятиями; • товары – включают специфическую часть туристского продукта (кар-ты, открытки, буклеты, сувениры, туристское снаряжение и т.п.). Основным турпродуктом в практической деятельности туристских фирм является тур, то есть поездка (путешествие) по установленному мар-шруту в конкретные сроки с гарантированным комплексом туристических услуг (бронирование, размещение, питание, транспорт, рекреация, экскурсии и

т.п.)3,219 Рисунок 1. Схема тура Туристские услуги делятся на основные (включенные в договор и оп-лаченные посетителем) и дополнительные (оплачиваемые в момент потреб-ления во время путешествия или в месте пребывания) (рис. 2). Рисунок 2. Комплекс туристических услуг Основной (обязательный) комплекс услуг, содержащийся в туре, также называют туристическим пакетом. Туристический пакет включает четыре обязательных элемента:
туристический центр, транспорт, услуги размеще-ния, трансферт (услуги по перевозки туриста от места его прибытия в страну до места размещения и обратно). К дополнительным услугам относятся: услуги по организации экскур-сий, страхованию туристов, услуги гидов и гидов-переводчиков, трансфер, а также любые другие перевозки в пределах страны (места временного пребы-вания), предусмотренные условиями пребывания, услуги по ремонту техни-ки, по прокату, обмен валюты,

телефон, почта, услуги бытового обслужива-ния, право пользования пляжем и т.п. Но такое деление условно, поскольку существенных отличий с точки зрения потребительских свойств между ними нет. В большинстве случаев ту-ристические основные услуги состоят из транспортных услуг, услуг разме-щения и питания. Однако при организации путешествий с познавательными, профессионально-деловыми, спортивными, религиозными целями услуги, традиционно относящиеся к дополнительным, могут составлять

основу тура. Таким образом, разница между основными и дополнительными услугами со-стоит в их соотношении с первоначально приобретенным пакетом ус-луг4,13. 1.3. Экспериментальная проверка тура Экспериментальная проверка тура заключается в оценке разработанно-го туристского продукта и его экспериментальным внедрением его на тури-стический рынок для определения способности конкурировать с другими турпродуктами и приносить прибыль.

Чтобы произвести экспериментальную оценку разработанной услуги или туристского продукта, необходимо соблюдение трех условий: • Разработка тура, услуги, товара осуществляется в «натуральную величину» (экспериментальный заезд) • Ознакомление (презентация, реклама, информация) • Наличие времени для того, чтобы проследить за популярностью туристской услуги или продукта (отзывы туристов, заявки клиентов и пр.) Поскольку качественные параметры большинства услуг не имеют оп-ределенного физического
измерения, для предоставления им количественных характеристик логично использовать экспертную оценку в баллах. Для оцен-ки качества туристского продукта максимальная сумма балов (100) может распределяться по таким параметрам, как например: • степень достижения цели поездки, качество экскурсионной про-граммы, отношение местного населения; • культура обслуживания в местах размещения; • качество питания и культурный уровень ресторанного обслужи-вания; • психологическая атмосфера, взаимоотношения между участника-ми

группы, с обслуживающим персоналом; • удобство и быстрота транспортного обслуживания; • другие качественные параметры тура 1, 205-209. Результаты оценки тура должны быть использованы для выбора опти-мальных путей улучшения его параметров. Но при этом не следует забывать, что уровень качества услуг туристского продукта является лишь условием его реализации на рынке. Так, если разработанный тур соответствует сред-нему классу, не нужно пытаться

превысить этот показатель. Экспериментальное внедрение нового туристского продукта может осуществляться в двух формах – это рекламные и стади-туры. Рекламные туры предназначены для информирования целевой аудито-рии о существовании нового продукта, наглядной демонстрации его потре-бительских свойств, достоинств и конкурентных преимуществ. Обычно рек-ламные туры проводятся для представителей СМИ, авторитетных для целе-вых групп потребителей людей, а также турагентов, которые впоследствии будут

осуществлять продажу данного продукта. В программу рекламного ту-ра включен осмотр до пяти отелей в день, несколько экскурсий, а также вре-мя для самостоятельного знакомства со страной. Стади-туры или инфо-туры – это поездки, организуемые туроперато-ром, направленные на формирование представления о характеристиках ново-го туристского продукта у сотрудников отдела продаж самого туристского предприятия и представителей турагентств. Они подразумевают посещение выставок, конференций, семинаров и прочих
мероприятий по интересующим фирму вопросам. Основная цель инфо-туров – популяризация маршрута и рост продаж в данном направлении. На основе результатов экспериментальной проверки туристского про-дукта турфирма принимает окончательное решение о выведении его на ры-нок или же «снятии с производства» 11, 226. Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО ТУРМАРШРУТА 2.1.

Общая характеристика нового тура по его направленности Все путешествия в туризме различаются в зависимости от целей поезд-ки, средств передвижения и размещения, продолжительности, состава груп-пы, основных принципов формирования цены туристского путешествия и т.д. Выделяют лечебные и рекреационные, спортивные и деловые, автобусные и авиа с размещением в отеле, пансионате или кемпинге, индивидуальные и групповые туры и пр.

Но самыми популярными и массовыми являются экскурсионно–познавательные туры. Ос¬новная цель таких путешествий — ознакомление с туристскими достопримечательностями: памятниками истории, архитектуры, искусства, а также природными и этническими особенностями и современ¬ной жизнью народа страны – объекта путешествия. К таким турам относятся поездки и, по так называемым, специализированным или тематическим про-грам¬мам. Они включают посещение специальных объектов – про¬мышленных и сельскохозяйственных

предприятий, социально-бытовых и культурно-просветительных учреждений, в соответ¬ствии с профессиональными или лю-бительскими интересами участников группы. Кроме того экскурсионно-познавательные поездки с экономичес¬кой точки зрения высокодоходные, по-скольку содержат большой набор услуг и более продолжительны по времени по сравнению с некоторыми другими видами туризма10. С учетом вышеупомянутых фактов в данной курсовой работе был раз-работан экскурсионно-познавательный
тур по Чехии по маршруту Киев – Прага – Киев. Тур «Средневековая Чехия», продолжительностью 8 дней/7 ночей, рас-считан на группу в 12 человек. Стоимость тура – 4010 грн. (545 евро). Тур включает в себя размещение в 3*** отеле «RESIDENCE SELECT» с прожи-ванием в 2-местных номерах со всеми условиями (душ, телефон, мини-бар и т.д.), питание в отеле «только завтрак», а также посещение 6 экскурсионных объектов (приложение 1).

В стоимость тура также включены: авиаперелет, а/к «АЭРОСВИТ», трансфер аэропорт – отель – аэропорт, медицинская стра-ховка, комиссия турагенту, карта и путеводитель по Чехии. Кроме того пре-дусмотрены услуги гида–переводчика и две дополнительные экскурсии (за отдельную плату). Тур «Средневековая Чехия» рассчитан на посещение страны в наибо-лее привлекательный период года (с конца апреля по начало сентября) и предлагает окунуться в неповторимую атмосферу одной из красивейших

ев-ропейских столиц – Праги, а также познакомиться с культурой и традициями Чехии и насладиться средневековой архитектурой многочисленных замков этой страны. 2.2. Обоснование выбора пунктов нового маршрута Маршрут тура играет большую роль в придании ему необходимой при-влекательности, удовлетворении пожеланий и интересов туристов. Выбор пунктов нового маршрута связан, прежде всего, с целями поездок туристов в ту или иную страну.

Поэтому для экскурсионно-познавательных туров выби-раются города с наиболее интересными туристскими достопримечательно-стями, например, историческими и культурными памятниками, музеями, кар-тинными галереями и пр12. Главными пунктами маршрута, разработанного в данной работе тура «Средневековая Чехия», являются знаменитые города и курорты Чехии: Пра-га, Карловы Вары и Кутна Гора, обладающие большим количеством архитек-турных памятников и удивительно
красивыми ландшафтами, привлекатель-ными для туристов в любое время года. Прага — это один из самых изысканных и красивых городов Европы. Архитектурный ансамбль этого города соединяет все стили, представленные в истории искусств: романский, готический, барокко, ренессанс, классицизм, модерн. Удивительно то, как все они гармонично сосуществуют на улицах древней столицы

Чехии, придавая этому городу неповторимый шарм и при-влекательность. Уютные узкие улочки средневековья сочетаются с совре-менными просторными площадями, а водонапорные башни сливаются с со-борами и костелами. Прага расположена на холмах различной высоты, откуда открывается множество неожиданных и замечательных видов на Пражский Кремль и Ко-ролевский дворец. Особенно красива панорама на реку

Влтаву, которая делит Прагу на две части. С площадки перед входом в Пражский град открывается захватывающая панорама на историческое ядро города по обоим берегам Влтавы: Градчаны, Малая Сторона, Старый город, Еврейский город и Новый город. На реке в пределах города раскинулись семь живописных островков, один из них — остров Кампа — отделен от берега рукавом Влтавы, рекой Чертовкой.

К Чертовке вплотную подступают дома, поэтому весь этот краси-вейший район с мостами и набережными называют пражской Венецией. Всего через реку Влтаву перекинуто 18 мостов. Из них самый старый, самый красивый и самый известный — Карлов мост. Когда будете в Праге, хотя бы один раз, встав рано утром, на рассвете, прогуляйтесь по мосту Кар-ла. Незабываемые ощущения: густой предрассветный туман, поднимающий-ся над

Влтавой, создает чувство ирреальности. Такое впечатление, что мост не имеет конца. Тридцать скульптур святых, шестнадцать арок и вырисовы-вающийся за мостом силуэт крепости можно принять за сон. Десятки скульптурных композиций встречаются также по всему горо-ду: на площадях и улицах, во дворах и на зданиях, в благоухающих садах и зеленых парках. Многие поколения художников и музыкантов черпали в
Праге источник своего вдохновения, великие деятели искусств жили здесь и воспевали ее в своих произведениях. Среди них были Моцарт, Лист, Бах, Бетховен, Дворжак, Чайковский, Сметана, Гете, Чапек, Гашек, Кафка и мно-гие другие. Сегодняшняя Прага — это не только застывшие архитектурные деко-рации, не только памятники прошлых эпох, но и центр современной теат-ральной и музыкальной жизни

Европы17. Карловы Вары – это самый известный и популярный курорт Чехии. Он известен благодаря своим термальным источникам, открытые в Карловых Варах, согласно легенде, чешским королём Карлом IV ещё в 14 веке во время охоты на оленя. На протяжении многих столетий в Карловых Варах совер-шенствовались методы лечения.

В наши дни Карловы вары уже утратили былую роль курорта и места встреч исключительно европейской знати. Город предстает перед своими гостями как редкостное сочетание старинных традиций и модерна. Большое воздействие оказывает и особая атмосфера этого городка, находящегося в ни-зине среди поросших лесом невысоких гор, неповторимый коктейль архитек-турных стилей. Деревянные домики водолечебниц соседствуют с новейшими конструкциями.

Всюду стилевая эклектика вилл и стеклянные павильоны ис-точников. Здесь очень тихо и как-то романтично. Шумная и суматошная го-родская жизнь остается где-то далеко. Кутна Гора – это живописный средневековый город, расположенный в Центральной Богемии в 60-ти км от Праги. Источником всего великолепия и богатства города была серебряная руда, которая добывалась когда-то в этом регионе. Добыча серебра достигла своего пика в 14-ом и 15-ом

столетии, ко-гда город стал культурным, политическим и экономическим центром Боге-мии, соревнуясь за свою важность даже с самой Прагой. Предметом гордости Кутна Горы является церковь Св. Варвары, интерьер которой расписан сред-невековыми фресками, изображающими светскую жизнь средневекового шахтерского города Кутна Гора. Другое примечательное здание города – гор-ный музей
Hradek посвящен истории добычи серебра. Особенно музей при-влекает возможностью посетить средневековые шахты. Еще одним интерес-ным местом является Итальянский Двор, который когда-то был королевским монетным двором. Сегодня в здании содержатся отличные экспозиции “ко-ролевский монетный двор” и “Мир монет и медалей Чехии”. В дополнение к этим достопримечательностям

Кутна Гора предлагает своим гостям историческую атмосферу средневекового города благодаря аристократическим домам, узеньким переулкам и великолепным площадям. Каменный Фонтан, костел Св. Иакова и прекрасный Каменный дом, все по-строенные в готическом стиле, являются жемчужинами города. Множество всего интересного спрятано в городе под землей. Помимо вышеупомянутых средневековых серебряных шахт, в городе находятся некоторое количество аристократических

домов с подвалами в несколько этажей, где можно про-вести приятно время в расположенных здесь ресторанах и винных погре-бах18. 2.3. Разработка схемы маршрута, с указанием транспортного об-служивания Привлекательность туристского маршрута зависит от способа перевоз-ки туристов между включенными в него пунктами (городами). Турфирмам следует очень тщательно подходить к выбору тех или иных средств перевоз-

ки туристов. В частности, должны учитываться следующие требования: 1. при составлении маршрута не допускать повторного транзитного посещения туристами городов (пунктов), в котором они уже были; необхо-димо искать варианты транспортных перевозок туристов по маршруту, обес-печивающие однократное посещение ими запланированных городов; 2. при выборе средств перевозки следует отдавать предпочтение тем перевозчикам, которые могут обеспечить
более быструю и максимально комфортабельную доставку туристов из города в город; 3. при планировании пассажирских перевозок по маршруту необходи-мо также стараться оставить как можно больше светового времени для орга-низации экскурсий или свободной активности туристов, используя в этих це-лях, например, ночные часы для перевозки поездом, а утренние или вечерние – для перевозки самолетом или автобусом8, 38-44. Для рассматриваемого тура «Средневековая

Чехия» был выбран такой вид транспортного обслуживания, как авиационные перевозки. Этому есть ряд причин: • во-первых, авиация – самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния; • во-вторых, сервис на авиарейсах в настоящее время имеет при-влекательный для туристов вид; • в-третьих, авиационные компании напрямую и через междуна-родные сети бронирования и резервирования выплачивают туристским агентствам комиссионные за каждое забронированное в самолете место,

мо-тивируя их тем самым выбирать авиаперевозки. Кроме того, используется арендованный у meet – компании микроавто-бус марки «Мерседес» для максимально комфортного перемещения туристов по пунктам маршрута, а также осуществления трансфера из аэропорта в гос-тиницу и обратно. 2.4. Определение программного обеспечения нового тура в соответ-ствии с его тематикой Программа обслуживания – это набор услуг, предоставляемых туристам в соответствии с их потребностями

и тематикой тура, заранее оплаченный и распределенный по времени проведения тура. При составлении программы обслуживания обычно используется сле-дующий подход: 1) При заключении договора между туроператором и турагентом (либо при реализации индивидуального тура) – программа обслуживания составля-ется, согласовывается и утверждается сторонами в виде набора услуг (спи-ском), без распределения по конкретным дням обслуживания.
Это обуслов-ливается тем, что заранее довольно трудно определить конкретные даты ра-боты музеев, проведения экскурсий, интересующего туристов спектакля, концерта и т. д. 2) Непосредственно перед заездом, примерно за 3 дня (по договоренно-сти), фирмы дополнительно факсом согласовывают уже конкретную про-грамму обслуживания по дням с указанием наименования гостиницы, в кото-рой туристы будут размещаться. Индивидуальный турист получает такую программу в агентстве одновременно

с получением путевки или ваучера8, 29-33. На основе данного подхода была составлена программа обслуживания тура «Средневековая Чехия», уже с учетом расписания рейсов прибытия и отъезда туристов по разработанному маршруту (приложение 8). Она выгля-дит следующим образом, на примере заезда первой группы туристов с 20.04.07 по27.04.07.: «Средневековая Чехия» – экскурсионно-познавательный тур – Прага, 8 дней, срок проведения тура с 20 по 27 апреля.

Размещение в гостинице «RESIDENCE SELECT». Питание – завтрак в ресторане при гостинице (шведский стол). Программа обслуживания: 1-й день: Прибытие в Прагу. Трансфер в отель «RESIDENCE SELECT». Размещение. Экскурсия «Старый Город и Еврейский квартал»: Карлов Мост, площадь Крестоносцев, Староместская площадь, куранты Орлой и квартал Иозефов – 3 часа.

Свободное время. Ночь в отеле. 2-й день: Завтрак. Экскурсия «Кутна Гора»: залежи серебряной руды, костел Всех Святых, кафедральный собор св. Варвары, Монетный двор, с обедом – 6 часов. Свободное время. Ночь в отеле. 3-й день: Завтрак. Экскурсия в Карловы Вары – город-курорт, известный своими целебными водами.

По дороге посещение торгового центра Лапис, где Вы сможете приобрести изделия из золота и серебра – 10 часов. Свобод-ное время. Ночь в отеле. 4-й день: Завтрак. Экскурсия «Крепость Вышеград и Пражский Град»: резиденция чешских правителей, кафедральный собор Св. Вита, с обедом – 5 часов. Свободное время. Ночь в отеле. 5-й день: Завтрак. Экскурсия в «замки Нелагозовец и
Мельник»: коллек-ции живописи, посещение винных погребов и дегустация вин – 8 часов. Сво-бодное время. Ночь в отеле. 6-й день: Завтрак. Свободный день. Возможен заказ дополнительной экс-курсии «Волшебный вечер в сказочном замке Сихров»: коллекция живописи и ремесленных коллекций – 6 часов. Ночь в отеле. 7-й день: Завтрак. Экскурсия в замок

Емниште, во время которой Вы сможете насладиться концертом органной музыки – 5 часов. За дополнитель-ную плату обед в чешском ресторане «Чертовка». Свободное время. Ночь в отеле. Отъезд утром на 8-й день – проводы туристов в аэропорт на автобусе к рейсу в 8ч. 50 мин. Такая программа обслуживания является оптимальной, т. к. соответст-вует тематической направленности разработанного тура, учитывает пожела-ния туристов относительно посещения объектов, не

входящих в обязатель-ную экскурсионную программу и т.п. Заключение Разработка туристского продукта – сложный и многоступенчатый про-цесс, который включает маркетинговые исследования и анализ сегментов рынка и конкурентов в нем, направления выезда, конъюнктуру туристского рынка, оценку реальных затрат на разработку, рекламу и продвижение тур-продукта. Анализируя имеющиеся данные о возможных предпочтениях и до-ходах покупателя, предлагаемых затратах

туроператора на разработку тур-продукта, можно оценить целесообразность и эффективность его разработки, что и было сделано в данной курсовой работе. Созданный туристский про-дукт представляет собой экскурсионно-познавательный тур по Чехии по маршруту Киев – Прага – Киев. Это групповой тур, рассчитанный на 12 че-ловек и продолжительностью 8 дней. Стоимость тура составляет 4010 грн. или 545 евро в расчете на одного туриста, что достаточно недорога
по срав-нению с предложениями конкурирующих туристских компаний. Тур «Сред-невековая Чехия» включает размещение в 3*** отеле «RESIDENCE SELECT» с проживанием в 2-местных номерах со всеми удобствами (душ, телефон, мини-бар и т.д.), питание в отеле «только завтрак», а также богатую экскурсионную программу по самым знаменитым местам Праги, Карловых Вар и Кутна Горы. В стоимость тура также включены авиаперелет, трансфер аэропорт – отель

– аэропорт, медицинская страховка, комиссия турагенту, карта и путеводитель по Чехии. Гарантом предоставления перечисленных услуг является туристский ваучер, выдаваемый руководителю группы туро-ператором – продавцом данного турпродукта. Тур прошел эксперименталь-ную проверку и получил высокие балы за соответствие тематике и насыщен-ность программы, а также за качество предлагаемых туруслуг.

Он проявил себя как конкурентоспособный туристский продукт на рынке международно-го туризма, т.к. является уникальным и лидирующим по проводимой ценовой политике, а также по гибкости комиссионных поощрений для инициативных туроператоров. Список литературы 1. Биржаков Н.Б. Введение в туризм: Учебник. – Издание 2-е, перераб. и до-полн – М 2004. – 448 с. 2. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес/

Серия «Учебники Учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с. 3. Воронин И.Н Бурова О.В Лукьяненко Е.А, и др. Турбизнес для начи-нающих. – Симферополь, 2005. – 208 с. 4. Голова О.Б. Менеджмент туризма: Практический курс/ Учебно-методическое пособие. – М 2007. 224 с.

5. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. – М.: Нолидж, 1996. 6. Ильина Е.Н, Туроперейтинг: Организация деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 256 с. 7. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: Учебное пособие. – СПб.: «Из-дательский дом Герда», 2004. – 320 с. 8.
Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 672 с. 9. Саак А.Э Пшеничных Ю.А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. – СПб.: Питер, 2007. – 480 с. 10. Сухов Р.И. Организация работы туристического агентства: Учебное посо-бие М.: ИКЦ «МарТ», 2005 – 144 с. 11.

Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004 – 416 с. 12. Черных Н.Б. Технология и организация туроператорской и турагентсткой деятельности: Учебное пособие. Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Спорт и туризм, 2005. – 360 с.