Проективные методы психодиагностики

Введение
 
Проективные методыисследования личности, вероятно, — одна из наиболее сложных и противоречивыхобластей психологической психодиагностики. Это касается практически всехаспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования иприменения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними.Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже болееполувека. Различные проективные методики широко используются в практикеисследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью нетолько получают какие-либо знания о личности. Нередко они служат рабочиминструментом для проверки тех или иных теоретических положений. О важностиместа, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике,свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международныеконгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты иобщества, публикуемые на разных языках периодические издания.
Традиционно считается,что исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов, были работыВ. Вундта и Ф. Гальтона. Именно им принадлежит честь первого использования методасвободных («словесных») ассоциаций. Также в этом направлении работалитакие психологи как К.Г. Юнг, Г. Кент и А. Розанов, Д. Рапапорт, Герман Роршах, В.В. Абрамов, Дж. Келли, Д. Кроут, Т. Канн. Понятиепроекции для обозначения метода исследования ввел Л.Фрэнк. Проективныеметодики используют для изучения структуры мотивации, активности личностнойособенности, восприятия характерологических особенностей социальных отношений,межличностных и внутриличностных отношений. Цельработы: охарактеризовать проективные методики как метод психодиагностики,рассмотреть их классификации и возможности применения в прикладной ипрактической психологии.

Проективные методикикак метод психодиагностики
Первое описание процесса проекции вситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежитизвестному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекциюкак естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей,интересов, всей психической организации. По сути, это первое приложение понятияпроекции к психологическому исследованию. При этом Г. Мюррей, хорошо знакомый спсихоаналитическими работами, считал, что защитныемеханизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и непроявляться. До этого времени теоретическая концепция проекции в том виде, вкотором она применима к исследованию личности, не формулировалась [2,С.22]. Но подлинную революцию произвела книга Германа Роршаха«Психодиагностика» (1921). Именно с 1921 года начался новый этап вразвитии экспериментального изучения личности — этап проективного ееисследования.
Проективные методики(лат. projectio — выбрасываниевперед) — совокупность методик, направленных на исследование личности иразработанных в рамках проективного диагностического подхода [4, С. 297].Понятие проекции для обозначения этих методик было впервые использовано Л.Франком (1939) и, несмотря на неоднократные попытки изменить их название,закрепилось, является общепринятым в психологической диагностике. Л. Франк впервые сформулировал принципы проективной психологиии выдвинул три основных принципа, лежащих в основепроективного исследования личности:
1. Проективные методынаправлены на уникальное в структуре или организации личности. В отличие оттрадиционных психометрических процедур личность рассматривается как системавзаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт.
2. Личность впроективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамическихпроцессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуальногоопыта.3. Эта системаосновных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжениижизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждуюситуацию в систему внутреннего мира индивида» [2, С.31]. Каждое новое действие,каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания,двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основноетеоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой» [3, С.313].
Определяяспецифику проективного подхода, Л. Франк пишет о том, что это приемисследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию,реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этойситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы,используемые в проективных методиках, не являются строго однозначными, адопускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силуего объективного содержания, а прежде всего в связи с личностным значением,придаваемым ему испытуемым [2, С. 123].
Л. Франк нерассматривает проективные методики как замену уже известным психометрическим.Назначение этих методик — исследование «идиоматичной» внутренней сферы, котораяможет быть рассмотрена как способ организации жизненного опыта. По мнениюученого, проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянутьв то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционныхприемов исследования. Общими для всех проективных методик являются следующиепризнаки:
1. Неопределенность,неоднозначность используемых стимулов.
2. Отсутствиеограничений в выборе ответа.
3. Отсутствиеоценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».
Л.Франку принадлежит иприоритет в использовании термина «проекция» для обозначения особой группыметодов исследования личности.Наиболее существенной чертойпроективных методик Л. Фрэнк считал неопределенность стимульных условий,позволяющих испытуемому проецировать свой способ видения жизни, свои мысли ичувства [8, С. 10]. Неопределенные,неоднозначные (слабоструктурированные) стимулы, испытуемый долженконструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии спроективной гипотезой каждое эмоциональное проявление индивидуума, еговосприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечатокличности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипныситуации-стимулы, побуждающие ее к активности [4, С.147].
Вконце 30-х — начале 40-х годов XX века проективные методы были особенно популярны иполучили широкое распространение. На пике своей популярности проективныеметодики потеснили традиционные методы психодиагностики. Этому способствовалиследующие обстоятельства: во-первых, проективные методы стремились к целостномуописанию личности, а не к какому-либо отдельному свойству или перечислениюличностных черт. А во-вторых, они представляли большой простор для размышленийсамому психологу, который, не ограничиваясь жесткой инструкцией, получалвозможность толковать выявленные результаты, ориентируясь на определеннуюнаучную школу и собственный опыт [5, С.148].
С точкизрения психоанализа, проективные методики направлены на диагностику причиндезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов ихразрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследованияявляется неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давленияреальности, личности в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ейспособы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированнымстимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовнебессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д.Обычно проективные методики являются также методиками замаскированноготестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологическойинтерпретации, которая будет дана его ответам. Так,испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок,завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертанийи т. п. В этой группе методик ответы на заданиятакже не могут бытьправильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразныхрешений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемогоопределяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах.Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможностьиспытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное осебе впечатление [6, С.50].
Проективные методики характеризуютсятакже глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картинеличности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективныеметодики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры дляобнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Болеетого, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более ончувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует изпредположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менеевероятно, что они вызовут у воспринимающего защитные реакции [9].
Проективные методы возниклив клинических условиях и остаются в основном инструментом клинициста. Некоторыеиз них развились из терапевтических методов (например, лечение с помощью произведенийискусства), применявшихся к психически больным. На теоретических построениях проективныхметодик сказывается влияние психоаналитических концепций [1, С.449]. Следуетотметить, что нет необходимости оценивать конкретные методики с точки зрения ихтеоретической направленности или истории роисхождения. Методика может оказатьсяпрактически полезной, или эмпирически ценной, по другим причинам, нежели те,которые выдвигались для оправдания ее введения для использования специалистами.
В соответствии со свойственнымпроективным методикам глобальным подходом затрагиваются не только эмоциональные,мотивационные и межличностные характеристики личности, но также и некоторыеинтеллектуальные аспекты поведения, К последним можно отнести общийинтеллектуальный уровень, оригинальность и стиль решения проблемных ситуаций. Отдельныеадаптации проективных методик специально предназначаются для измеренияустановок, и тем самым они как бы дополняют методики. Можно добавить, что любойпсихологический тест, независимо от предназначения, может выполнить роль проективнойметодики. Например, некоторые клиницисты используют таким образом тестыинтеллекта.
В современных исследованиях(Л.Ф. Бурлачук, 1997, Л.Ф. Бурлачук и Е.Ю. Коржова, 1998) осуществляетсядальнейшая разработка теории проективных методик, изучаются диагностическиевозможности уже известных, создаются новые. Эти исследования, особенно вобласти клинической психологии, углубляют существующие представления о влияниина личность психических заболеваний, позволяют заметить адекватныетерапевтические и реабилитационные мероприятия. Однако все еще весьманезначительны исследования нормальных лиц, в большинстве случаевпсихолог-практик не может опереться на нормативные данные. Методологическоезначение имеют прекратившиеся, к сожалению, в 80-е годы работы, обращенные кизучению проблемы бессознательного психического (Л.Ф. Бурлачук, 1979; Ю.С.Савенко, 1979; Е.Т. Соколова, 1979). Таким образом, проективные методикипомогают исследователям проникнуть в трудно объективируемые, ускользающие прииспользовании традиционных психодиагностических методик особенности личности[2, С.148].
Классификацияпроективных методик
Сегоднясуществует множество классификаций проективных методик по разным основаниям.
Первым разработал классификациюпроективных методик Л. Франк. Эта классификация, несмотря на обилие других, спредложенными позднее изменениями и дополнениями является сегодня наиболееполно характеризующей проективную технику. За основу здесь берется характерответа. Познакомимся ближе с классификацией проективных методик Л.Франка.
1)конститутивные— структурирование, оформление стимулов, придание имсмысла (напр. Роршаха тест);
2)конструктивные —создание из оформленных деталей осмысленного целого(напр. Мира тест);
3)интерпретативные— истолкование какого-либо события, ситуации (напр.Тематической апперцепции тест);
4)катартические— осуществление игровой деятельности в специальноорганизованных условиях (напр. Психодрама);
5)экспрессивные — рисование на свободную или заданную тему ( напр.«Дом—дерево—человек» тест);
6)импрессивные— предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных)другим (напр. Люшера цвета выбора тест);
7)аддитивные— завершение предложения, рассказа, истории ( напр.«Завершения предложения методики») [4, С.149].
Остановимсяподробнее на характеристике групп проективных методик.
Конститутивные.Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой отиспытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированногоматериала, то есть предлагается какой-либо аморфный материал, которомунеобходимо придать смысл. Примерами таких методик на завершение задания могутслужить:
-Незаконченныепредложения
— Незавершенные рисунки
Незаконченныепредложения — весьма популярная методика, применяемая в самых разнообразныхисследованиях. Она может иметь некоторые интерпретации, например, респондентупредлагается самому дописать предложение или выбрать из нескольких предложенныхвариантов. Техники незаконченного рисунка, такие как тест Вартегга или VAT`60.Включение теста Роршаха в эту категорию зависит от того, как много «структур»готов увидеть человек в чернильных пятнах. А также лепка из пластилина илисходного вещества – род активности, который быстрее всего приходит в голову. Вкачестве другого примера Франк приводит технику рисования пальцами, тщательноразработанную Наполи и претендующую на статус методики, хотя на деле она непользовалась популярностью [10].
2.Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных,модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснитьего. Сценотест, например, состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурокживотных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, обычно дети иподростки, создают разные сцены из своей жизни (или заданные имэкспериментатором), а по определённым особенностям этих сцен и рассказа о нихделаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике социальногоокружения. Различие между этой категорией и конститутивной аналогично различиюмежду «сырым» и «переработанным» материалом. Последний, в форме строительныхкубиков, кусочков мозаики и тому подобного, поддаётся скорее упорядочиванию,нежели моделированию по шаблону. Может быть, это различие покажется слишкомтонким, но каждый сам определяет уровень сложности. Примером, относящимся кданной категории, может служить тест «Рисунок человека» или другие формырисуночных заданий, отличные от «свободного выражения» согласно собственнымсклонностям [5, С. 151].
3.Интерпретационные методы – как ясно из определения, испытуемый долженистолковать некоторый стимул, исходя из собственных соображений – ТАТ- хорошаяиллюстрация этого вида методик. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, накоторых изображены относительно неопределённые ситуации, допускающиенеоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляетсянебольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображённойситуации, что происходит в настоящее время, о чём думают, что чувствуютдействующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемыйидентифицирует себя с «героем» рассказа, что даёт возможность раскрытиявнутреннего мира, его чувств, интересов и побуждений [там же, С.152].
4.Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особоорганизованных условиях. Например, психодрама в виде импровизированноготеатрального представления позволяет субъекту не только аффективноотреагировать (игровой катарсис) – а тем самым добиться терапевтическогоэффекта, – но и даёт исследователю возможность обнаружить выносимые вовнеконфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию. Здесь мы видимсмещение акцента с процента на результат. Игровые техники задействуют фантазиюиспытуемого, и поэтому, являются типичным примером данной категории.
5.Экспрессивные. Анализ почерка, особенностей речевого общения. Осуществлениеиспытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданнуютему, например, методика «Дом-дерево-человек». По рисунку делаются выводы обаффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и другихособенностях.
6.Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимуловиз ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемыеим стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов.Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедураповторяется с оставшимися квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, вкотором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическаяинтерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимуловмогут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.
7.Аддитивные.От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа илиистории. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностныхпеременных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половомувоспитанию молодёжи [9].
Все перечисленныеметодики, по Фрэнку, объединяет способность отражать как на экране наиболеесущественные аспекты личности в их взаимозависимости и целостностифункционирования. Эти методики характеризует также общность формальногопостроения и сходство в стратегии проективного эксперимента: поведениипсихолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановкедиагностических задач [7, С.45].
В литературе попсихометрическим тестам и в литературе по проективным методикам можно встретитьдругие классификации методов. Приведенная классификация наиболее полноохватывает диапазон проективных методик.
1. Методики дополнения.Стимульный материал: набор слов-стимулов. От респондента требуется назватьслова, которые «приходят на ум» в связи с услышанным словом(ассоциативный тест К.Г. Юнга).
Набор неоконченныхпредложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения(«Неоконченные предложения»).
Вопрос, на которыйнеобходимо дать определенное количество ответов («Кто Я?»).
2. Методикиинтерпретации. Стимульный материал — набор картинок, фотографий. От респондентатребуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить навопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга,Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).
3. Методикиструктурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкованиеслучайных форм Г.Роршаха).
4. Методики изученияэкспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).5. Методики изученияпродуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисуетреспондент («Дом. Дерево. Человек», «Дерево»,«Человек», «Два дома», «Рисунок семьи»,«Пиктограмма», «Автопортрет», «Картина мира»,«Свободный рисунок», «Несуществующее животное [7, С.14].
Г.М. Прошанский попытался проследитьвсе эти различия в трёхступенчатой схеме анализа проективных техник. Краткоерезюме этой трёхступенчатой классификации выглядит следующим образом: Стимулы:а) вербальный; б) визуальный; в) конкретный; г) другие модальности; Ответ:а) ассоциативный; б) интерпретативный; в) манипулятивный; г) свободный выбор; Цель: а)описание; б) диагностика; в) терапия. Особенностьюданной классификации является то, что последний пункт каждой категории,выпадает из общего строя или является противоположностью другим пунктам [5, С.254].
 
Возможностипроективных методик
Современныепроективные методики, c одной стороны, требуют незначительных временных затратна проведение, с другой стороны — ориентированы на выявление глубинныхпереживаний и отношений. Глубинная диагностика с применением проективныхметодик (Сонди, Люшер и др.) предназначенадля выявления скрытых или скрываемых мотивов, отношений, структуры сознания ибессознательных переживаний [9]. Проективные методики дают возможность узнать,что человек думает и чувствует на самом деле. В профконсультировании методыдиагностики с применением проективных методик могут использоваться дляопределения подлинных мотивов выбора профессии, интересов и увлечений,отношения к себе и другим людям, ведущих жизненных ценностей, планов ипредставлений о будущем, содержания забот, источников страхов, проблем,вытесненных комплексов и т. д. Компьютерныепроективные методики цветовых и портретных выборов сочетают в себе результатыэкспресс-диагностики и глубинной диагностики, что делает их незаменимыми впрактической работе. Всепроективные методики объединяет способность отражать как на экране наиболеесущественные аспекты личности в их взаимозависимости и целостностифункционирования [1, с.324]. Эти методики характеризует также общностьформального построения и сходство в стратегии проективного эксперимента:поведении психолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановкедиагностических задач [4, с. 237]. Принято говорить о следующих отличительныхпризнаках проективных методик:1) так называемая неопределенность стимульногоматериала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладаетотносительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;2) деятельностьиспытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствииоценочного отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, чтоиспытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводятк максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормамиоценками;
3)проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию, а своего родамодус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением [2, С. 154].Формальные характеристики проективных приемов, не давая оснований дляоднозначного соотнесения их с какой-то определенной теоретической схемой, темне менее обусловливают особую стратегию исследования. Прежде всего это касаетсяповедения экспериментатора и испытуемого: экспериментатор из нейтральногорегистратора ответов испытуемого должен стать его партнером, доброжелательным ипонимающим собеседником; испытуемый же в такой ситуации (даже при отсутствииспециально поставленной психотерапевтической задачи) переживает своеобразный“катарсис”, Само собой разумеется, успех проективного исследования во многомзависит от личности экспериментатора, его умения расположить к себе испытуемогои ряда других факторов, возникающих в подобном общении Основные принципыпроективного исследования сложились в борьбе, с одной стороны, с традиционнойэкспериментальной психологией, “стерилизовавшей” условия эксперимента в целяхдостижения максимальной объективности, с другой стороны — с тестовымипсихометрическими исследованиями, игнорировавшими индивидуальные особенностиличности и способы достижения тех или иных результатов. В определенном смыслепринцип построения проективного эксперимента близок принципу “функциональнойпробы”, развиваемому в отечественной психологии, согласно которому экспериментмоделирует “не только умственные операции больного, но и его личностноеотношение” [5, С.156]. Проективныеметоды в настоящее время распространены, их число велико и продолжаетувеличиваться. Вместе с тем они продолжают оставаться излюбленной мишенью длякритики. Общепринятым является мнение о недостаточной объективности проективнойтехники, о несоответствии многих методик требованиям, обычно предъявляемым кпсиходиагностическому инструментарию. Так А. Анастази отмечает, что с точкизрения психометрики они «в подавляющем большинстве выглядят жалко» [1, С.182].В числе их недостатков обычно видят отсутствие или неадекватность нормативныхданных, что приводит к трудностям исубъективизму интерпретациииндивидуальных результатов, когда психолог вынужден доверяться своему«клиническому опыту». Другой недостаток состоит в том, что в некоторыхпроективных методиках отсутствует объективность в определении показателей,часто неудовлетворительными являются коэффициенты гомогенности и ретестовойнадежности. Попытки их валидизации страдают методическими недостатками либоиз-за плохой контролируемости условий эксперимента, либо из-за необоснованностистатистического анализа, либо из-за неверного формирования выборки. Какуказывает А. Анастази, число работ, потерпевших неудачу в доказательствекакой-либо валидности таких проективных методик, как «Нарисуй человека» и «Чернильныепятна» Роршаха, поистине впечатляет [1, С. 182] .Однако, несмотря на отмеченные недостатки, популярность истатус проективных методик практически не меняются. В первую очередь этообъясняется тем, что они, по признанию психодиагностов, в меньшей степениподвержены фальсификации со стороны испытуемого, чем опросники, и потомуболее пригодны для диагностики личности. Это преимущество проективных методовсвязано с тем, что их цель обычно замаскирована, и испытуемый не может угадать способыинтерпретации диагностических показателей и их связь с теми или инымипроявлениями личности; поэтому он не прибегает к маскировке, искажению,защитным реакциям при обследовании [6, С. 210]. Вместе с тем некоторые психологи (Л. Каплан, Л.Кронбах) все чаще рассматривают проективные методики как клиническиеинструменты, которые могут служить дополнительным качественным средствомведения диалога с обследуемым пациентом [1, С.194].Проективные методы могут бытьиспользованы и как отличный инструмент в исследованиях по психологии личности:вместо того, чтобы сожалеть о несоответствии фантазии и реального поведения, мыдолжны их изучать и анализировать фантазии в свете настоящего и прошлогоповедения субъекта. Ведь в действительности личность реализует свои фантазии ипотребности через адаптацию, компромиссы и урегулирование в соответствии стребованиями окружающей реальности [5, С.108].Кроме того, проективные методы эффективны для установленияконтакта с испытуемым, в работе с маленькими детьми. Они, как правило,вызывают интерес со стороны испытуемого, который вовлекается в их выполнение.

Заключение
проективная методика психодиагностика
Возникновение проективного подхода к диагностике личностиявляется важным этапом в развитии психодиагностики, поскольку появляютсяметодики, которые качественно отличны от традиционных. Проективные техники — методики, основанные на феноменепроекции. Они предназначены для исследования тех глубинных индивидуальныхособенностей личности, которые менее всего доступны непосредственномунаблюдению или опросу. Специфика проективного метода состоитв его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтныхотношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде «личностныхсмыслов» или «значимых переживаний».
Важнейшая отличительнаяособенность проективных методик заключаетсяв том, что в них используют неопределенные или слабоструктурированные стимулы,создающие наиболее оптимальные условия для проявления внутреннего мирачеловека. Однако, исследования, обращенные к анализу роли стимула в проективнойтехнике, показывают, что ошибочно полагать каждую реакцию обследуемоголичностно обусловленной, поскольку объективные параметры стимулов принимаютнепосредственное участие в формировании ответов. Несмотря на это, в современноммире усиливается интерес к проективным методикам как к одним из важнейшихпсихологических инструментов познания личности.

Литература
 
1. Анастази, А., Урбина, С. Психологическоетестирование / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001. — 688с.
2. Бурлачук, Л.Ф. Введение в проективную психологию. —Киев: Вист-С, 1997. – 128с.
3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика.Учебник для вузов / Бурлачук Леонид Фокич. — СПб.: Питер, 2006. — 351с.: ил. — (Учебник нового века).
4.Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М.Словарь-справочник по психодиагностике —СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.: (Серия «Мастера психологии»)
5. Проективная психология: Пер. с англ. — М.:Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 318с..
6. Психологическая диагностика:учебник для студентов вузов/ под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. -3-е изд.,перераб. и доп… -СПб. [и др.]: Питер, 2003. -650с., [1] с.: табл. — (Учебникдля вузов)
7. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследованияличности. — М.: МГУ, 1980. — 150с.
8. Шапарь,В.Б., Шапарь, О.В.Практическая психология. Проективные методики. / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 480 с. (Психологическийфакультет).
Интернет–ресурсы
9.www.koob.ru/
10.psylib.myword.ru