/> Проективныетесты
Введение
Первыйбольшой публичный успех психологии был связан с оценкой (диагностикой).Вдобавок к кратким групповым тестам на характеристики личности и на интеллектдля скрининг-обследования солдат психология заслужила общественное признаниесвоими индивидуальными тестами на интеллект для детей. После того, какпсихология продемонстрировала свои возможности в оценке интеллекта, психологам,работавшим в клиниках и больницах, стали обращаться с другими проблемами,помимо школьной успеваемости и задержки развития. Психиатры и социальныеработники нуждались в помощи для дифференциальной диагностики психопатологии ипонимания личностной динамики. Профессиональные психологи ответили на этизапросы двумя типами тестов – проективными и объективными.
Проективныетесты.Первые тесты словесных ассоциаций были разработаны Гальтоном, Юнгом и другимипсихологами в 19 веке, однако наиболее успешным проективным тестом был тестчернильных пятен Роршаха, опубликованный в его книге «Психодиагностика» в 1921году. Тест состоял из серии чернильных пятен, и испытуемым предлагалосьответить, что эти кляксы им напоминают. Хотя термин проективная методика неупотреблялся до 1939 года, в отношении теста Роршаха предполагалось, чтоиспытуемые будут проецировать свою личность и бессознательные конфликты нанеясные чернильные пятна, пытаясь придать им осмысленность. Проективные тестыполучили широкое признание, несмотря на продолжающиеся дискуссии относительноих валидности. Разработанные в период между мировыми войнами, они активноиспользуются и сегодня.
Объективныетесты. Экспериментальнаяпсихология сдерживала излишне широкое распространение проективных тестов из-заих психоаналитического оттенка. Психологи использовали концепцию измерениянормы и отклонений, лежащую в основе тестов на интеллект, приложили ее кизмерению личности и получили так называемые объективные тесты.
«Личностьявляется наиболее сложным психическим конструктом, в котором теснопереплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение дажеодного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях сдругими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов кизучению личности – различные аспекты изучения личности исходят из разныхконцепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какойнауки оказывается исследование личности» [2, с. 142–143].
Психологическиетесты и процедура оценки критикуются с тех пор, как они существуют: за ихнерентабельность, возможность злоупотреблений, недостаточную валидность инеправильное применение и т.д. «Научное» разрешение споров, наверно,маловероятно. При этом тесты все еще остаются важной составляющейпрофессиональной психологии, и их продолжают исследовать, применять,интерпретировать и совершенствовать.
Выбраннаятема является достаточно актуальной в современных условиях развитияпрофессиональной психологии и психодиагностики, в частности.
Объектом данногокурсового исследования является психологическая оценка как процесссистематизированного объективного эмпирического сбора информации о поведенииили личности индивида, достаточной для прогнозирования и принятия решения.
Предметисследования:
Применениепроективных личностных тестов.
Гипотезаисследования: Применение проективных методик в сочетании с другими методамиоценки позволяет выявить неосознаваемые или не вполне осознаваемые мотивы итенденции в поведении личности.
Цельисследования:
Теоретическоеизучение организации процесса оценки личности и поведения, сравнительный анализразличных методов диагностики.
Задачиисследования:
– Описатьосновные этапы процесса оценки личности и поведения;
– Рассмотретьнадежность и валидность проективных методик.
/>1. Психологическая оценка.Некоторые концепции измерений
Можноопределить психологическую оценку как процесс систематизированного объективногоэмпирического сбора информации об интеллектуальных функциях, поведения илиличности индивида, достаточной для прогнозирования и принятия решения.
В.М. Блейхероми Л.Ф. Бурлачуком (1978) предложена в качестве условной следующая классификацияметодов исследования личности:
· наблюдениеи близкие к нему методы (изучение биографий, клиническая беседа, анализсубъективного и объективного анамнеза и т.д.);
· специальныеэкспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности,ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т.д.);
· личностныеопросники и другие методы, базирующиеся на оценке и самооценке;
· проективныеметоды» [2, с. 144].
Нормы и стандартизация.Многие инструменты психологической оценки стандартизованы и используютконцепцию норм для истолкования баллов, полученных в результате тестирования.После того как тест создан, его предлагают пройти большому количествуспециально отобранных людей (их называют репрезентативной выборкой). Нормамидля интерпретации теста становятся результаты, полученные после подсчетабаллов, набранных этой стандартизованной группой, т.е. большинством опрошенных.Позже баллы конкретного индивида, проверяемого этим тестом, будут сравниватьсяс полученными нормами. Таким образом, можно сказать, что баллов у данногоиндивида на какое-то количество больше или меньше, чем у большинства людей.Суть заключается в том, что число баллов данного индивида помещается в значимыйконтекст. Например, если мы знаем, что результат тревожности обследуемого А. – 34балла, то это для нас ничего не значит. Однако если учесть, что средний баллтеста тревожности среди стандартизованной группы из 200 человек – 33 балла, томожно заключить, что, судя по ответам А., у него средний уровень тревожности.
Надежность и валидность.Надежность и валидность помогают психологам понять, отвечают ли тесты критериямнаучной приемлемости. Надежность подразумевает достоверность илипостоянство параметров данного теста, то есть одинаковый ли результатполучается каждый раз, когда применяется данный параметр, даже если егоиспользуют разные исследователи. Если вы измерите линейкой свой стол иобнаружите, что его длина 1,5 метра, то на следующий день длина стола тожебудет 1,5 м, и если кто-то другой будет измерять стол этой линейкой, ширинаостанется прежней. Следовательно, линейка – очень надежное измерительноеустройство. Люди доверяют ему и не усомнятся в ваших словах, если вы назоветедлину вашего стола.
Труднееоценить надежность психологического теста. Было разработано несколько методовпроведения этой процедуры, и все они связаны со статистическим показателем,называемым коэффициентом корреляции, который варьируется от о до 1,0.
Естьнесколько типов надежности: ретестовая, ращепленная надежность, а такженадежность наблюдателя. Остановимся на первой. При оценке ретестовой надежностиставится вопрос, одинаковый ли результат дает один и тот же тест в разноевремя. Большая группа людей проходит некий психологический тест, а через месяцего предлагают ей снова. Корреляция между результатами первого и второготестирований и составляет ретестовую надежность данного параметра.
Валидностьотноситсяне к системе измерения как таковой, а к адекватности интерпретации результатовизмерения (иными словами – действительно ли тест измеряет то, что он долженизмерять, по мнению использующего его психолога. Что на самом деле измеряетсяпсихологическими тестами – вопрос крайне спорный. Валидность отображаетзначение результатов измерений, то есть адекватность или точность интерпретацииэтих результатов.
/>2. Основные этапыпроцесса оценки
Психологическиетесты применяются в различных целях: для научных исследований, диагностики,определения интеллектуальных функций, выявления динамики личности и семейнойдинамики, разработки стратегии терапевтических вмешательств в поведениечеловека, оценки результатов психотерапии, отбора кандидатов на работу, помощив профориентации и др. Клиническая оценка индивидов, однако, является сложнымпроцессом, и психологические тесты – лишь часть ее. Это похоже на научныйпроцесс формулирования гипотезы, планирования методов проверки этой гипотезы,сбора данных и интерпретации результатов. Психологическая оценка включает всебя формулирование вопроса об индивиде, принятие решения относительно выбораметода изучения возможных объяснений, сбор данных посредством интервью илиподходящих психологических тестов, анализ полученных результатов, их обобщениеи интерпретацию в контексте первоначальных вопросов и, наконец, прогноз ирекомендации, основанные на анализе и интерпретации материала.
Поступившийзапрос. Индивидуальнаяпсихологическая оценка проводится только тогда, когда кому-то нужно узнатьчто-то о конкретном индивиде. Иногда психологи сами решают провести оценкусвоих пациентов, но обычно это происходит по просьбе других профессионалов.Учителя, врачи, социальные работники, психиатры, логопеды и другие специалистымогут обратиться к психологу с просьбой помочь им оценить и понять трудныеслучаи, с которыми они столкнулись.
Важно хорошопонять природу вопроса, поступившего из другого источника. Процесс оценки можноначинать только в том случае, если вопрос ясен и конкретен. Одним изнеобходимых профессиональных навыков психолога является знание того, какиетесты нужно использовать в конкретных случаях. Правильно составленные запросыоб оценке от психиатров, представителей школ или судов должны содержать одинили несколько вопросов о пациенте, причем выбор метода оцени остается запрофессионалом-психологом.
Применениетестов и их балльная оценка (сбор данных). Как только психолог получает надлежащийзапрос об индивиде, он приступает к процессу сбора данных или накопленияинформации. Психологи часто начинают беседы с пациентом и, возможно, с кем-тоиз членов его семьи. Информация собирается и из других источников, таких какпрошлые медицинские и психиатрические оценки, школьные характеристики и т.п.Если применяются психологические тесты, то они обычно используются в комплексес другими подходящими тестами.
Комплекссостоит из всех тестов, которые могут помочь на поступивший запрос. В конечномсчете единичный результат одного теста сам по себе ничего не значит. К какомулибо значимому выводу можно прийти только тогда, когда он подтверждаетсярезультатами других тестов.
Интерпретацияданных. Послепроведения и обсчета психологических тестов психолог должен интерпретировать ихрезультаты и обобщить данные, для того чтобы представить сложную картинупсихических функций индивида, его слабые и сильные стороны. Как было ужесказано, способность интерпретировать результаты – самое важное умениеклинического психолога.
Теоретическаяориентация психолога определяет тип интерпретации. Предположим, например,пациент говорит, что одна из клякс Роршаха выглядит как раздавленная ведьма.Клиницист психоаналитической ориентации может сказать, что такая реакцияуказывает на его бессознательную враждебность матери. Психолог придерживающейсядругой школы, может рассматривать эту реакцию как недостаток контакта среальностью, потому что клякса вовсе не похожа на раздавленную ведьму.Психолог-бихевиорист посчитает эту реакцию несущественной. Независимо оттеоретической ориентации все психологи должны делать выводы, чтобы перейти отоценки к выводам.
Отчет о психологическойоценке. Послеобсчета тестов, обобщения данных и формулирования прогнозов и рекомендацийпсихологи должны сообщить свои данные другим специалистам, ив частности тем,кто прислал запрос. Отчеты о психологической оценке сильно различаются в зависимостиот теоретической ориентации автора, потребностей пациента, характера требуемойинформации и адресата. Являясь последним шагом в процессе оценки, отчет долженбыть понятным и полезным в применении.
Этикаоценки. Психологиимеют определенные этические обязательства. Как и во всех других ситуациях,включая психотерапию и обучение, психологи должны в первую очередь служитьинтересам пациента. Этические принципы предполагают получение согласия пациентана процедуру психологической оцени. Необходимо детально объяснить пациентухарактер и цель данной процедуры, а по ее окончании сообщить о результатахоценки в полезной для него форме. Кроме того, пациентов следует информироватьоб их праве не тестировать или прервать тестирование в любой момент, а также определах конфиденциальности.
Информация,полученная при психологической оценке, как и вся психологическая информация,должна быть защищена и строго конфиденциальна, за исключением особыхобстоятельств, например, когда пациент представляет опасность для других людейили когда тестирование запрошено судом. Информация – это собственностьпациента, и ее можно сообщить другому профессионалу, суду, учреждению или школетолько с письменного согласия пациента, его родителей или опекуна.
Такимобразом, профессиональный комплексный процесс оценки является методом созданиявсеобъемлющей картины интеллекта, личности и поведенческого функционированияиндивида.
3.История создания проективных личностных тестов
Наибольшеераспространение получили два основных типа личностных тестов. Старейшими из нихявляются проективные тесты. Тестируемым дается некий неопределенный образ – изображениекакой-нибудь сцены, чернильная клякса или незаконченная фраза, – после чего импредлагается придумать историю, связанную с этой сценой, сказать, на что похожеэто пятно, или закончить фразу. При этом никаких объективно верных или неверныхответов, которыми они могли бы руководствоваться, им не дают. Клиенты должныспроецировать собственные соображения, мысли и ощущения на эти образы, чтобыизвлечь из них какой-то смысл. Этот метод называется проективной гипотезой.Предполагается, что тестируемые проявят в своих проективных ответах собственнуюподсознательную индивидуальность, поскольку неопределенность самого теста ивозможных его толкований не позволяет ни смошенничать самому, ни бытьобманутым, ни истолковать увиденное защитным способом.
Другой типтестов на индивидуальность – объективные, или структурные, тесты. Клиентыобычно вписывают ответы карандашом прямо в сами тесты – они так и называют их: «тестыс карандашом и бумагой». Как правило, требуются краткие ответы: «верно» – «неверно»,«согласен» – не согласен», поэтому проведение и обсчет занимают меньше времени,чем при проективных тестах. Проективные тесты – это нечто вродеэкзаменационного сочинения: тестируемый должен дать ответ на основании того,что возникает в его воображении. Что же касается объективных тестов, то онискорее похожи на программированный контроль знаний, когда тестируемый выбираетсвой вариант из ограниченного количества предложенных ответов.
Такимобразом, можно догадаться, что проективные тесты возникли из психоаналитическойтрадиции и предназначались для целей идентификации природы психологическогонарушения. Карл Юнг впервые экспериментировал с этой идеей на рубежедевятнадцатого и двадцатого веков, когда изобрел тест словесных ассоциаций длявыявления подсознательных конфликтов и личностной динамики пациентов. Наиболееизвестный проективный тест – тест чернильных пятен Роршаха – был придуманшвейцарским психоаналитиком Германом Роршахом в 1910-х годах. Второй попопулярности проективный тест – тест тематической апперцепции (ТАТ) – былразработан в 1930-х годах. Тест «Нарисуй человека» (DАР) был предложен в 40-хгодах, тест «Дом – человек – дерево» (НТР) – более поздняя новация, а тест наокончание фразы был создан в 1940–1950-х годах. Как можно убедиться, наиболееприменяемые проективные тесты весьма стары.
Проективныетесты, поскольку они исходят из психоаналитической традиции, основаны наопределенных теоретических допущениях. Люди, разработавшие эти тесты, начали сдопущения, что все беспокоящее индивидов с психическими нарушениями естьисключительно подсознательное и может быть обнаружено только косвеннымспособом. Они предположили также, что эти подсознательные раздражителисосредоточены на сексе, агрессии, ранних семейных отношениях и прочихспецифических истоках. Так, для Роршаха выбираемые им чернильные пятна имеличасти, напоминающие половые органы, кровь и тому подобное, тогда как картинкиТАТ изображали конфликтные отношения, детские опыты и пр. Проективные тестыконструировались исходя из теории, а не на основе эмпирических исследований.
В отличие оттеста, который требует выполнения задачи соответственно определенным условиям,проективный метод использует любую задачу лишь как повод для того, чтобыиспытуемый мог проявить свои переживания, особенности своей личности ихарактера.
«Таким образом, проективный метод, являющийся по существусвоему антиподом метода измерения, по замыслу его авторов должен предоставитьвозможность качественной оценки поведения испытуемого. Если тестовый методнаправлен на оценку результатов работы, то при проективном методе сама проблемаошибочного или правильного решения вообще не возникает. Исследователь,применяющий проективный метод, обращает внимание не на допущенные ошибки или направильные решения, а на личностные реакции испытуемого, на характервозникающих при этом ассоциаций.
Если проанализировать, о каких личностных переживаниях иустановках идет речь, то оказывается, что исследователи пытаются вскрыть припомощи этого метода бессознательные, скрытые мотивы и желания больного.Отдельные особенности восприятия испытуемого (например, видит ли он объекты вдвижении или в покое, обращает ли он внимание при описании пятен Роршаха накрупные части рисунков или на мелкие детали и т.п.) интерпретируются какпоказатели личностных особенностей.
Таким образом, проективный метод должен в противоположностьколичественному измерению отдельных функций дать возможность качественногоанализа целостной личности. Рациональное зерно, содержащееся в «проективном»методе, должно безусловно быть использовано. Однако выявление с его помощьюпереживания, особенности не могут служить индикаторами строения личности,устойчивой иерархии ее мотивов и потребностей. Проективные методы должны самистать объектом исследования» [4, c. 22].
4. Описание основных проективных тестов
ТестРоршаха. «Тест Роршаха состоит из 10 чернильных пятен, отпечатанных на карточках.Роршах выбрал чернильные пятна потому, что они не ассоциируются ни с чемреалистичным и поэтому требуют от тестируемых попытки увидеть нечто в самихсебе, чтобы спроецировать на пятна свои тайные мысли и чувства. Он изобразилсвои чернильные пятна так, как они обычно получаются: налил немного чернил насерединку листа бумаги и сложил лист пополам, распределив, таким образом,чернила симметрично. Однако у Роршаха была специфическая теоретическая причинадля выбора формы, цвета и последовательности представления своих чернильныхпятен. К примеру, он начинал с совершенно черного, красиво очерченного пятна,несколько напоминающую летучую мышь или бабочку. Вторая карточка представляласобой дополнение в виде нескольких красных чернильных пятен, которые как онпредполагал, лишат испытуемых самоконтроля и вызовут глубокий эмоциональныйответ. То, как они выразят этот стресс и объединят части пятна, будетопределять их ассоциативные способности и степень их личностной интеграции илидезинтеграции.
Тест Роршахапсихологи представляют клиентам индивидуально. Например, психолог дает клиентукарты с красными пятнами одна за другой, в определенном порядке, и проситклиента сказать, что каждая из карт может означать. После того как тот ответитна все 10 карточек, психолог проводит опросную часть теста: спрашивает клиента,какой именно аспект каждого пятна (с учетом его формы, цвета или фактуры)придает пятну такой вид.
После этоготест Роршаха подвергается разбору и интерпретации согласно комплексной системе.Между конкурирующими системами существуют серьезные разногласия по поводу того,как правильно обсчитывать и интерпретировать тест. В дополнение к оригинальномуметоду Роршаха, Бек, Клопфер, Экснер и другие специалисты изобрели свои методыобсчета и интерпретации, причем система Экснера в настоящее время наиболеепопулярна. Экснер годами старался путем дополнительных исследований повыситьвалидность своей системы, а ныне продолжает модифицировать и совершенствоватьэту систему, основанную на эмпирических данных» [14, c. 137–138].
Тесттематической апперцепции (ТАТ). «ТАТ состоит из 31 карточки с изображениемлюдей в различных ситуациях. Поскольку ТАТ задуман как проективный тест,рисунки сделаны не с фотографической точностью, а, напротив, весьма туманны внекоторых деталях, что допускает игру воображения тестируемых, Некоторыекартинки выявляют некоторые проблемы или темы, которые психоаналитики считаютвесьма важными: власть, пол, семейные отношения. В сегодняшней практикеиспытуемому дается обычно набор из 10 карточек в традиционном порядке.Некоторые психологи предпочитают одни карточки другим либо варьируют их взависимости от особенностей испытуемого и от обсуждаемого вопроса. Например, наодной из карточек изображен человек одиноко стоящий у окна в затемненной комнате.Эту карточку используют нечасто, однако психолог может выбрать ее притестировании находящихся в депрессии и, возможно, склонных к суициду индивидов,поскольку эта карточка призвана «вытащить» проблемы одиночества, грусти ипорой, самоубийства.
Как и тестРоршаха, ТАТ предъявляется психологами индивидуально. Клиентам предлагаетсяпридумать историю по каждой картинке, рассказать, как все в этой историиначиналось, что происходит дальше, о чем персонажи думают и что они чувствуют,а также чем история должна закончиться.
Созданы различные системы шкалирования и истолкования историй длядальнейшего использования в исследованиях или при оценке личности.Интерпретация зависит от теоретической ориентации психолога. Те из них, ктосклонен к психоанализу, будут искать в историях повторяющиеся темы секса,агрессии, семейных отношений в детстве. Другие обратят внимание на то, как вэтих историях отражены темы воспитания или достижений и какова степень ихсоциальной адекватности и зрелости; насколько систематично и связно эти историисоставлены; какова степень их соответствия изучаемой реальности и т.д.
В последнеевремя разработан новый метод использования ТАТ – апперцептивный личностныйтест. Вместо того чтобы изобретать какую-либо историю по собственному усмотрению,тестируемые должны заполнить анкету со специальными вопросами, относящимися кгероям рассказа. Результатом являются несколько различных истолкований, которыепредоставляют информацию о личности. Хотя исследования нормативов,достоверности и валидности этого метода пока недостаточны, он, безусловно,представляет собой интересное сочетание традиционного рассказывания историй сопросным методом» [14, c. 138–139].
Рисуночные тесты. «Тест «Нарисуй человека» DАР обычно применяетсяиндивидуально, но может быть дан и группе. Выполнение этого теста на удивлениепросто. Психолог дает клиентам чистый лист бумаги и карандаш и просит ихнарисовать человека во весь рост. Если клиенты выражают сомнения, психологможет им объяснить, что это тест не на художественные способности и поэтомугодится любое изображение человека во весь рост. Затем им дают другой листбумаги и просят нарисовать человека другого пола. Большинство людей рисуютсначала человека своего пола. Некоторые психологи просят своих клиентов описатьособенности людей, которых они нарисовали, указать их возраст, род занятий идругие подробности.
Если самтест, казалось бы, прост, то интерпретация сложна и располагает кпротиворечиям. Например, большую голову истолковывают как признак интеллекта,тогда как схематичное изображение головы штрихами считают признаком недостаткаинтеллекта. Валидность подобной трактовки весьма сомнительна.
Тест «Дом – дерево– человек» во многом похож на DАР. Клиентам дают чистые листы бумаги и карандаш и просятизобразить дом, дерево и человека. Взаимоотношения между домом, деревом ичеловеком, как предполагается, показывают видение клиентом мира и своего местав нем. В другой версии этого теста клиенту предлагается нарисовать дом,человека и дерево на отдельных листах бумаги. Различные теоретические допущенияв том, что именно символизируют дом, дерево, человек, влияют на интерпретациютеста. К примеру, некоторые психологи уверены, что дом символизирует мать, адерево – отца, в то время как другие считают, что дом отражает воспитаниеличности, а дерево ее достижения.
Кинетическийсемейный рисунок (KFD) часто применяется в детской практике: ребенок изображает каждогочлена своей семьи за каким-нибудь делом. Манера, в которой нарисованы членысемьи, их относительные размеры, выражения их лиц, взаимоотношения между нимимогут совершенно ясно показать, как индивид представляет себе свою семью.Например, ребенок, нарисовавший мать, отца и своих братьев всех вместе, в однойкомнате, а себя – стоящим в стороне от них, – возможно, чувствует себя покинутымили отвергнутым семьей» [14, c. 139–140].
/>5. Проблемынадежности и валидности проективных тестов
«Измерить надежность и валидность проективных тестов трудно,поскольку они обрабатываются, интерпретируются и используются самыми различнымиспособами, в зависимости от принятых теоретических допущений. Внутренняясогласованность здесь не играет роли, так как принято, что разные чернильныепятна или картинки ТАТ отражают разные проблемы. Нельзя также положиться наретестовую надежность, ибо известно, что люди меняются со временем и в разныхситуациях.
Как измерить валидность этих тестов – вопрос весьма сложныйеще и потому, что приняты различные теоретические допущения. Должна ливалидность строиться на содержании ответов или на том, что они предположительносимволизируют, или еще на каком-то критерии? И потом: что, в конце концов,должны измерять эти проективные тесты? Например, принято считать, что люди«отождествляют» себя с главными героями своих историй, и, таким образом, ихсобственные личностные особенности раскрываются через поведение их персонажей.Однако возможно и другое – их герои выражают культурные стереотипы: то, что, помнению тестируемого, ожидает услышать психолог, или даже то, кем самтестируемый хотел бы быть, но не является» [14, c. 141].
«Критиковать валидность проективных тестов сравнительнолегко, поскольку их толкование зависит от теоретических позиций тестирующего.Например, психолог с психоаналитической ориентацией может попытаться применитьтест Роршаха, чтобы сделать вывод о силе Эго клиента или его подсознательныхзащитах. Бихевиористы отвергнут валидность такой интерпретации, поскольку непризнают существования ни Эго, ни подсознательного. Даже психологи,придерживающиеся сходных теоретических конструкций, могут расходиться друг сдругом в интерпретации проективных тестов» [14, c. 142].
Также «следует учесть, что на степень раскрытия личностныхособенностей большое влияние оказывают ситуация, в которой предлагается тест, иособенности отношений между исследователем и испытуемым. Некоторые испытуемыевесьма критически относятся к своим ответам и стараются, чтобы они очень близкосоответствовали очертаниям пятна, а это обедняет их результаты. У людей,переживающих ситуацию тестирования как экзамен, а также при депрессии итревоге, возникает временное нарушение свободы ассоциаций. Ограничивает способывосприятия пятен и субъективное определение тестовой задачи, например, даватькак можно больше ответов или отвечать очень быстро, придерживаться строго формыпятен или не поворачивать таблиц. Как отмечает Шехтел, испытатель савторитарной манерой общения может оказывать тормозящий эффект на многихсубъектов, и наоборот, теплое отношение испытателя увеличивает количествоответов. Исследователь должен знать тот постоянный фактор, который вводит еголичность в тестовую ситуацию, и учитывать его в своей интерпретации». [1, c. 67].
Вопрос о том, в какой степени проективные методики позволяютпроникать во внутренний мир личности, остается еще открытым.
«Так, сам Роршах полагал, что содержание ответов в его тестетолько случайно указывает на состояние психики. Он считал, что ответы,относящиеся к бессознательному содержанию, исходящему из подавленных,эмоционально насыщенных комплексов, поразительно редки и что его тест неподходит для изучения бессознательного» [1, c. 64].
«В 1939 г. Франк выдвинул понятие проективных методовисследования личности. Согласно его положениям, при встрече смалоструктурированным полем личность проецирует на него свой способ виденияжизни, свои стремления, комплексы, чувства. Необходимость организовать иинтерпретировать поле создает проекцию частного мира индивидуальной личности.Цель проективной методики – добиться от субъекта того, «что он не может или нехочет сказать, часто потому, что не знает сам и не осознает, что он скрывает всебе за своими проекциями» [1, c. 65].
Точка зрения Франка получила широкое распространение влитературе. Методика Роршаха приобрела репутацию «рентгеновских лучей разума».Ей стали приписывать магическую способность преодолевать сознательную защиту ираскрывать исследователю глубокие секреты личности. Однако все эти восторженныеоценки мало подкреплялись практическими рекомендациями относительно того, какимже образом результаты теста раскрывают внутренний мир личности.
«Мурстейн подверг критике допущение того, что чем болеенеопределенны стимульные свойства проективной методики, тем более ответотражает личность воспринимающего. Он отметил, что здоровые люди способныхорошо скрывать свой внутренний мир от проявлений в проективной технике. Вкачестве примера он привел данные Брожека и соавторов, которые исследовали 36мужчин, в течение 24 недель находившихся на полуголодной диете и похудевших всреднем на 17 кг. Испытуемые почти постоянно думали о еде, все время говорили оней и видели еду во сне, но в проективных тестах, в том числе и в методикеРоршаха, было получено очень мало ответов, связанных с пищей. Далее Мурстейнотметил, что многие испытуемые дают сходные ответы независимо от ихпсихиатрического диагноза и что различные виды проективной техники чащепротиворечат, чем дополняют друг друга. Он пришел к выводу, что мы еще далекиот жизнеспособной теории, связывающей «проективное поведение» с личностью» [1, c. 66].
Между тем в литературе собран огромный материал по применениюпроективных методик. Они успешно применяются в медицинской и психологическойпрактике. Чтобы успешно пользоваться проективными методиками необходимы новыетеоретические представления о них.
6. Применение проективных тестовПроективные тесты, несмотря на проявленные ими низкие надежность ивалидность, по-прежнему широко применяются в клинической практике. Психологи продолжаютиспользовать их по ряду причин.
Во-первых, есть естественная человеческаясклонность – сопротивляться переменам и доверять подтверждающим примерам, а неопровергающим доказательствам.
Во-вторых,профессиональные психологи используют проективные тесты только в сочетании сдругими методами оценки, в качестве комплекса тестов. Пробное толкованиепроективных тестов используется как источник гипотез о данной личности, игипотезы эти должны быть подтверждены другими свидетельствами. Часто, описываярезультаты проективных тестов, психологи пытаются провести доказательства своихвыводов и интерпретаций.
Имеется, покрайней мере, четыре уровня выводов, используемых для интерпретаций проективныхтестов. Первый уровень, ближайший к данным наблюдаемого поведения, – этоуровень задач. Некоторые психологи рассматривают проективные тесты просто каквозможность собрать образцы поведения в структурированной форме. Ониспрашивают, как ведут себя индивиды и как они справляются с задачей теста.Быстро или медленно они работают, цепляются ли за очевидное или подходяттворчески, отвечают связно или спутано, учитывают ли все элементы или некоторыеупускают? На втором уровне могут быть интерпретированы транзактные аспектыситуации тестирования. Как относится индивид к тестирующему: сотрудничает илисопротивляется, испытывает энтузиазм или тревогу, скрытую или явнуювраждебность? На третьем этапе может быть проанализирован уровень представленныхрезультатов теста, например предметов, увиденных в тесте Роршаха, илисодержания историй в ТАТ. Реалистичные или устрашающие предметы видятся в тестеРоршаха? Какова природа отношений, изображенных в историях ТАТ? Отражают лиизображенные характеристики какие-либо восприятия, желания или это простовоображаемые создания? Наконец, интерпретации на символическом уровне будутзависеть от теоретической ориентации психолога, и этот уровень требуетнаибольших свободы и широты мысли. Указывает ли на депрессию черный цвет,использованный в тесте Роршаха? Отражает ли большая голова, нарисованная втесте DAP, опору на интеллект? Как отмечалось выше, валидность проективныхтестов сомнительна, особенно на символическом уровне интерпретации.
Как видно изприведенных для примера вопросов, проективные тесты зачастую используются приоценке людей с эмоциональными расстройствами для проведения диагностики илидифференциальной диагностики, оценки природы и степени нарушения, а такжесоставления плана лечения. Скорее всего, полезность этих тестов будет зависетьот умелости клиницистов, а также от теоретической ориентации психологов,применяющих эти методы.
Некоторыепсихологи используют проективные тесты в терапии. Собирание историй ТАТ впроцессе серии терапевтических бесед – это верный путь вовлечения детей вразговор с психотерапевтом, косвенного и безопасного изучения важных проблем.Тест KFD также может быть использован при лечении детей как способобсудить отношения в их семье. Некоторые семейные психотерапевты просят всюсемью сообща выполнить KFD, и их рисунки так же, как и их отношение к этойпроцедуре, могут служить предметом обсуждения [14, c. 142–144].
Диапазонпроективных методик значительно шире того перечня методов, которые причисленывыше. Элементы проективности можно найти в большинстве патопсихологическихметодов и методик. «Более того, есть основания полагать, что беседа собследуемым, направленная особенным образом, может содержать элементыпроективности. В частности, это может быть достигнуто при обсуждении с больнымтех или иных жизненных коллизий или содержащих глубокий подтекст произведенийискусства, явлений общественной жизни… Ряд методик (пиктограммы, исследованиесамооценки, уровень притязаний) имеет в основе неоднозначную для больногостимуляцию и не ограничивает рамки «выбора» ответов. Возможность получения относительнобольшого количества ответов обследуемого в значительной мере зависит отособенностей проведения патопсихологического эксперимента. Важным фактором приэтом является, по В.Э. Реньге, неосознанность обследуемым истинных целейприменения методик. В связи с этим следует согласиться с ним же, что несуществует методик для исследования только личностных особенностей или толькопознавательных процессов. Основную роль играет создание возможно болееблагоприятных условий для актуализации в процессе выполнения задания фактора проективности,что в известной мере определяется не только знаниями, умением психолога, но иявляется особым искусством» [2, c. 146–147].
Такимобразом, однозначного решения проблем надежности и валидности проективныхметодов на современном этапе не существует. В то время как развитие психиатриии медицинской психологии в последнее десятилетие ставит в качестве одной изнаиболее актуальных задач создание новых, более совершенныхпсиходиагностических техник. В их число, как весьма перспективные, входят проективныеметоды исследования личности. Так, например, создана новая, генетическиродственная ТАТ, проективная методика – Вербальный проективный тест (ВПТ).
Заключение
Таким образом, проективные методы в противоположностьколичественному измерению отдельных функций дают возможность качественногоанализа целостной личности. Рациональное зерно, содержащееся в «проективном»методе, должно, безусловно, быть использовано. Однако выявленные с его помощьюпереживания, особенности не могут служить индикаторами строения личности,устойчивой иерархии ее мотивов и потребностей.
Проективные методы должны сами стать объектом исследования.
Информация, получаемая с помощью любых методов, может бытьадекватна оценена только при их комплексном сравнении с данными объективнойоценки личности, при ее дополнении результатами наблюдения за личностью впроцессе деятельности, во всей совокупности полученных диагностическихматериалов.
Библиографический список
1. Белый Б.И. Тест Роршаха.Практика и теория. – СПб.: «Дорваль», 1992. – 200 с.
2. Блейхер В.М., Крук И.В., БоковС.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клиническихпсихологов. – М.: Из-во Московского психолого-социального института; Воронеж:НПО «МОДЭК», 2002. – 512 с.
3. Елисеев О.П. Конструктивнаятипология и психодиагностика личности, Псков, 1994 – 279 с
4. Зейгарник Б.В. Патопсихология:Учеб. Пособие. – М.: «Академия», 2002. – 208 с.
5. Клиническая психология / Подред. Перре М., Баумана У. – СПб.: Питер, 2002. – 1312 с.
6. Короленко Ц.П., ДмитриеваН.В. Социодинамическая психиатрия. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. – 420 с.
7. Кулаков С.А. Основыпсихосоматики. – СПб.: Речь, 2003. – 288 с.
8. Ланская А. Язык рисунка –М: Центрполиграф, 2003 – 381 с.
9. Минченков А.В., ЕлпидифоровН.Б. Методы стуктурной психосоматики. – СПб.: ИД «ЮВЕНТА»; М.: Институтобщегуманитарных исследований, 2001. – 409 с.
10. ОстерД., Гоулд П. Рисунок в психотерапии – М., 2000–183 с.
11. РадемахерП., Кульбацки П. Здоровье и бодрость – стиль вашей жизни. – М.: «Интерэксперт»,1996. – 232 с.
12. РубинштейнС.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: медицина, 1970. – 215 с.
13. СтаршенбаумГ.В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. – М.: Изд-во Высшейшколы психологии, 2003. – 367 с.
14. Тодд Д.,Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии – Эксмо-пресс, 2001– 761 с.