Проектная методика на уроках английского языка

Метод проектов
Предмет«иностранные языки» в школе решает разные задачи. Независимо от того,какой язык изучают дети, мы знаем, что иностранный язык – язык иной страныразвивает внимание, память, наблюдательность, расширяет кругозор учащихся.
Изучениеиностранного языка приобщает учащихся к культурному наследию и духовнымценностям своего и других народов, тем самым решается задача гуманизацииобразования.
При изучениииностранных языков наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Онпозволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен вактивный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Методикапроектного обучения широко используется в нашей школе для обобщений знаний иумений по изученной теме. В нашем понимании проект – это творческаядеятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальнымвозможностям, с учётом требований, предъявляемых государственным стандартом.
Цель проектов– способствовать формированию системы знаний и умений, воплощённых в конечныйинтеллектуальный продукт; содействовать самостоятельности, умению логическимыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использоватьинформацию, заниматься планированием, развивать грамотность и многое другое.
Прежде всего,учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтомумы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения.
Основная идеяподобного подхода к обучению иностранного языка заключается в том, чтобыперенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительнуюдеятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определеннымиязыковыми средствами.
Только методпроектов может позволить решить эту дидактическую задачу и превратить урокииностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб.
В чем сутьпроектного обучения?
Проектныйметод появился в 1919 году в Америке. В основе этого метода лежат идеи Дьюи,Лая, Торндайка и других американских ученых.
Главная идеясостоит в следующем:
1. С большимувлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана им самимсвободно;
2.Деятельность строиться иногда не в русле учебного предмета.
3. Лозунгэтой деятельности: ” Все из жизни, все для жизни”.
Методпроектов, как педагогическая технология включает в себя целевую направленность,научные идеи, на которые опирается система действий учителя и ученика, критерииоценки и качественно новый результат.
По количествуучастников проектов выделяются личностные, парные и групповые. Групповыенаиболее часто используются в нашей практике.
В этом случаенеобходимо правильно с методической точки зрения организовать деятельностьучастников проекта в группе учеников, и роль педагога–координатора в этомслучае особенно важна.
Групповойметод проектов имеет следующие правила и принципы:
1. В команденет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды несоревнуются.
3. Все членыкоманды должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что онивместе выполняют задание.
4. Все должныпроявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
5.Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Группыучащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждойгруппе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, нопри его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получаетсамостоятельный участок работы в проекте.
В процессевыполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависитуспех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новойинформации, в “добывание” знаний. Работая над проектом, школьники учатсяработать в “команде”, ответственно относиться к выполнению своего участкаработы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. А этоогромный стимул к активному усвоению знаний.
Овладеваякультурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить,самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные вариантырешения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способыработы.
Прииспользовании метода проектов меняется и роль учителя. Она различна наразличных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта,помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.
Главнаязадача учителя заключается не в передаче конкретных знаний, а в обученииспособам работы для получения знаний.
Для передачиспособов работы разрабатываются алгоритмы для решения таких типичных задач, каквыделение проблемы, поиск подхода к решению поставленных задач, работа систочниками информации, критический анализ текста, описание результатовдеятельности.
Отдельноследует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, посколькухорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена.Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого–то раздела,вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать,разработать, просчитать.
Еслипредполагается, что учащиеся по предложенной им ситуации должны сформулироватьпроблему, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов.Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит ребятнаводящими вопросами, ситуациями.
Учащимсяпредлагается также к моменту окончания изучения темы изготовить рекламныйплакат, буклет, афишу или альбом с краткими текстами, рисунками, фото,открытками, отражающими самое существенное содержание темы.
Это вполнеможет быть оформлено как проектное задание, если его дать в самом началеизучения темы и построить весь процесс изучения, как нацеленный на реализациюпроекта.
Например,если начинается изучение темы “Города США”, то учащиеся получают заданиеизготовить рекламный буклет “По городам США”.
Эта формаработы очень нравится учащимся. Вот что они написали об этом в своих отзывах:
– «Ямогу больше общаться со своими товарищами».
– «Яувидела многих одноклассников совсем с другой стороны. Никогда не думала, что умоих друзей такие таланты!»
– «Этоздорово и весело!»
– «Мымногое узнаем, друг о друге, учимся уважать мнение других».
–«Приходится много думать, читать, ходить в библиотеки, иногда даже ночь неспать, чтобы придумать что–нибудь такое, что могло бы поразить других. Этоинтересно!»
– «Мненравится, что другие слушают, о чем я говорю, и уважают мою точку зрения. Вобычной жизни это бывает нечасто».
Методпроектов – личностно–ориентированное обучение, направленное на развитиеучащегося. В сотрудничестве с учителем и другими учениками улучшается мотивацияобучения, снимается напряжение, увеличивается вера в свой успех, таким образом,результаты, которые могут быть получены после применения этой технологииследующие:
– прочное иглубокое усвоение знаний;
– высокийуровень самостоятельной работы учащихся;
– высокийуровень научности в знаниях у учащихся;
– умениеработать в группе, вести групповое обсуждение;
– сплочениедетского коллектива;
– мотивацияколлективных достижений.
Проблемы,которые можно решить, используя метод проектов:
– низкийуровень активной, самостоятельной работы учащихся;
– перегрузкаучителей и учащихся.
На основаниивыше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. В центреучебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность.
2. Рольучителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она иная, чем притрадиционном обучении.
З.Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большой степени берутна себя.
4. Главнаяцель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностейучеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации,самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.