Департаментобразования города Москвы
ГОУПедагогический колледж №5
СпециальностьТехнология 050503
Проектныйметод как средство развития общетрудовых умений у учащихся 7 класса на урокахтехнологии
Выпускнаяквалификационная работа выполнена
студентомгруппы 53 «Т»
ПолонскойНелей Григорьевной
Научныйруководитель:
РатниковаЛюдмила Николаевна
Рецензент:
кандидатпедагогических наук
ВахтоминаЕлена
Афанасьевна
2007
Содержание
Введение
Глава I Теоретическиеосновы проектной деятельности
1.1 Историческаясправка о возникновении проектного метода в России
1.2 Типология методовобучения. Их структурирование
1.3 Проект в системеуроков
1.4 Особенностиподросткового возраста, обеспечивающие эффективность использования проектногометода
Глава II Содержание иметодика опытно-исследовательской работы
2.1 Описание работы по развитию общетрудовых умений с помощьюпроектного метода
2.3. Анализ результатов. Выводы.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Человек познакомился спроектной деятельностью гораздо раньше, чем это может показаться на первыйвзгляд. Уже на ранних этапах развития общества она проявлялась на уровнеремесла, создания мифов, детских игр. Проектирование как особый вид активностиосновано на природном умении человека мысленно создавать модели «потребногобудущего» (Н.А. Бернштейн)[1]и воплощать их в жизнь.
Проектная деятельностькак специфическая форма творчества является универсальным средством развитиячеловека. Её можно использовать в педагогических целях при работе с учащимисяпрактически любого возраста: младшего (что становится возможным за счетпроектной сущности игровой деятельности), подросткового (на волне потребности всоздании своей предметной среды и пробы своих сил), юношеского (согласуясь сустремленностью в будущее, желанием самореализации).
На современном этаперазвития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью,проектный тип культуры начинает доминировать. Он становится одним изцентральных культурных механизмов преобразования действительности.
В результате проектнойдеятельности рождается проект. Проект может быть определен как пошаговоеосуществление образа будущего. В последние годы многие работники сферыобразования активно участвуют в проектах.
Проектная деятельностьсодержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразитьчеловека любого возраста. Её развивающая функция основана:
– На продуктивностивоображения
– Силе и свободетворчества
– Стимуле кразвитию социальной активности
Данная дипломная работа направлена на изучение проектного методаобучения учащихся в средней школе по изготовлению плечевых швейных изделий.
Цель исследования: познакомиться с методикой использованияпроектной деятельности и проверить на практике.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические положенияпроектной деятельности.
2. Изучить и продумать систему заданийпо созданию проектов.
3. Реализовать систему использованияпроектного метода на уроках технологии в средней школе.
Объект исследования: проектная деятельность на урокахтехнологии в 7 классе.
Предмет исследования: особенности организации проектнойдеятельности учащихся.
Методы, использованныев работе:
1. Анализ психолого-педагогической литературыпо теме
2. Наблюдение за деятельностью учащихся
3. Анкетирование
4. Беседа
Глава IТеоретические основы проектнойдеятельности
1.1Историческая справка о возникновении проектного метода
Методы обучения – педагогическаякатегория, понимание его исторически изменялось. Термин «метод» происходит отгреческого слова methodos, чтоозначает «путь», «способ продвижения к истине, к ожидаемому результату».[2]
Метод проекта –совокупность педагогических приёмов и операции, осуществляемых преподавателем иучащимися в процессе личностно – значимой деятельности с целью активизациипознавательных интересов учащихся, направленных на получение и закреплениеновых знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей и приобретениеопыта практического решения самостоятельно поставленных задач.[3]
Появление технологии какобязательного предмета в учебных планах общеобразовательных школ многих странмира свидетельствует о признании технологии одной из главных культурныхдетерминант нашего времени, влияющей на жизнь людей не в меньшей степени, чемфилософия, политика и др.
Технология – это отрасльзнания, с одной стороны, с другой – творческий процесс систематическогоприменения ресурсов для усовершенствования и разработки новых объектов, систем,элементов окружающей среды с целью удовлетворения потребностей и желаний людей.
Особенностью советской школы с момента ее основания явилосьсоединение обучения с производительным трудом подрастающего поколения. Основыобучения в школе были изложены в двух документах: «Положении о единой трудовойшколе РСФСР»-1918г. и «Основных принципах единой трудовой школы» -1918г.
В основу метода легли педагогические концепции американскогопедагога и психолога Джона Дьюи: деформирование его мышления, в основе котороголежит личный опыт.
В статье А. Крылова «Учитель года» говорится:
Шацкий С.Т.[4]определил основные элементы метода проектов:
– Реальный опыт ребенка,который должен быть выявлен педагогом.
– Организованныйопыт (педагог строит занятия на основе того, что знает об опыте ребенка),полученный в результате деятельности ученика.
– Упражнения, дающиенужные ребенку навыки.
В 20-х годах значительная часть учителей настояла на введениипроектной системы обучения. Она заключалась в том, что была вытесненапредметная система обучения и элементы знаний по математике, биологии, физике идругим учебным дисциплинам — группировались вокруг трудовых заданий учащимся.Однако трудовое обучение строилось бессистемно, на случайных заданиях и малоспособствовало трудовому воспитанию.
В 1932 году вышло постановление «Об учебных планах и режиме вначальной и средней школе», в которых проектная система обучения подвергласьрезкой критике.
Обеспечить школу учителями трудового обучения в тот период неудалось, поэтому в 1937 году трудовое обучение, как отдельный предмет,ликвидировали.
Трудовое обучение и воспитание осуществлялось в процессевнеклассной, внешкольной и общественно-полезной работы.
В 50-е годы Правительство вновь обращается к проблеметрудового обучения в общеобразовательной школе. В учебный план средней школы с1954 года снова был введен предмет «трудовое обучение». Началось изучение путейи возможностей соединения общего среднего образования с профессиональнойподготовкой в старших классах.
Сейчас в связи с реформированием российского образованияметод проектов возрождается.
Современный метод проектов призван существенноскорректировать и обогатить учебный процесс.
Член – корреспондент Российской академии образования, докторпедагогических наук, профессор Брянского ГПИ В.Д. Симоненко предлагает, обобщивдостижения зарубежных и отечественных ученых, связать основные положения методапроектов с деятельстным подходом.
Главная идея, на его взгляд, состоит в следующем: ребенокделает с удовольствием только то, что сам выбирает, деятельность состоит нетолько в русле учебного предмета.
Лозунг этой деятельности: «Все из жизни». Поэтому «проектныйметод» предлагает «использование окружающей среды, как лаборатории, в которойпроисходит процесс познания».
С 1996 года в программу «Технология» введен раздел«Творческий проект».
В России попытки внедрения проектного метода в те годыпотерпели неудачу. Сложно выделить все проблемы, из-за которых это произошло,при котором всякие попытки творчества, не носящего идеологическуюнаправленность, пресекались. А сейчас создались благоприятные условия дляиспользования в практике обучения школьников проектного метода.
1.2Типология методов обучения. Их структурирование
Методы обучения – этоспособы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленные наовладение образовательными знаниями, умениями и навыками, на воспитание иразвитие в процессе обучения, при котором достигаются цели обучения.
И. П. Подласый считает:что метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся,направленная на достижение заданной цели обучения.[5]
В структуре методовобучения выделяются приёмы.
Приём – это элементметода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализацииметода.
Всякий метод являетсясистемой осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижениюрезультата, соответствующего намеченной цели. Следовательно, любой методпредполагает осознанную цель, без чего вообще невозможна целенаправленнаядеятельность. Осознав цель, человек осуществляет деятельность, а именноработает, используя различные методы. Значит, правильно примененный методнепременно приводит к намеченному результату. Если цель не достигнута, то методбыл не адекватен цели, т.е. неправильно намечен или неправильно применён.
Творческая деятельностьпреподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессеметоды, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели.
В традиционно сложившейсяпрактике преподавания в средних общеобразовательных школах большое местозанимают информационно-развивающие методы (лекция, объяснение, рассказ,беседа), в которых преподаватель играет более активную роль, чем учащиеся. Длязакрепления знаний и усовершенствования умений особенно часто используютсярепродуктивные методы (пересказ – воспроизведение учащимися учебного материала,выполнение упражнений по образцу, лабораторных работ по инструкции). Эти методыболее ориентированны на запоминание и воспроизведение учебного материала, менее– на развитие творческого мышления, активизацию самостоятельной познавательнойдеятельности.
В последние десятилетияширокое распространение получили так называемые активные методы обучения,побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие ихпознавательную деятельность, развитие мышления, формирования практическихумений и навыков. Именно на решение этих задач направлены проблемно – поисковыеи творчески – воспроизводящие методы.
Наряду с этими методамииспользуется проектный метод.
Все известные методы решения творческих задач можно условноразделить на две большие группы по признаку доминирования в них интуитивных илилогических процедур и соответствующих им правил деятельности.
Эти методы в работе будут рассмотрены более подробно.
Первая группа – это такназываемые эвристические (интуитивные, или иррациональные)методы, которые опираются на активизацию творческой деятельностичеловека и развитие его творческих способностей на основе развития интуитивныхпроцедур деятельности, фантазии, аналогии и др. В эту группу входят методы:«мозговая атака», метод эвристических вопросов, метод эмпатии (личнойаналогии), метод сравнительных стратегий, ассоциативные методы.[6]
Вторая группа методовоснована на использовании оптимальной логики анализа технического или другогосовершенствуемого объекта, правила, анализа и синтеза, сравнения обобщения,классификации, индукции, дедукции и т.д. Это рациональные, или логические,методы решения творческих задач. К ним относятся: морфологический анализ,алгоритм решения изобретательских задач.
Эвристические(интуитивные) методы генерирования новых идей.По мнениюдоктора педагогических наук В.И. Андреева[7],«эвристические методы» – это система эвристических правил деятельности педагога(методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанные сучетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправленияв целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решениитворческих задач».
Особенностьюпредложенного В.И. Андреевым определения является генетический подход,открывающий путь к разработке и систематике эвристических правил, которые ужечастично ранее были выделены, либо недостаточно осознанно использовалисьрационализаторами, изобретателями, педагогами, однако в обобщенном виде не былипредставлены в педагогической литературе. А это чрезвычайно затрудняет ихпрактическое применение. Поэтому обучение учащихся решению творческих задач и вшкольной, и в вузовской практике в основном осуществляется методом «проб иошибок», т. е. далеко не лучшим образом. Правда, как в отечественной практике,так и в зарубежной имеются серьезные попытки описать эти методы в применении кизобретателям (например, метод «мозговой атаки», метод синектики и др.).
Рассмотрим эвристические методы решениятворческо-конструкторских задач и возможности их применения в качестве методовучебно-творческой деятельности учащихся и студентов в учреждениях общего ипрофессионального образования.
Метод «мозговой атаки». Метод и термин «мозговая атака», или «мозговой штурм»,предложены американским ученым А.Ф. Осборном как улучшенный вариант диалогаСократа с широким использованием свободных ассоциаций, одновременным созданиемпсихоэвристического микроклимата в малых группах людей для повышенияэффективности решения творческих, особенно изобретательских, задач.
Прямая «мозговая атака». Одним из наиболее распространенных методовактивизации творческой деятельности является использование так называемой«мозговой атаки» (МА). Этот метод был введен в практику изобретательскойдеятельности А. Осборном после Второй мировой войны. Однако это не означает,что аналогичными приемами поиска новых решений люди не пользовались задолго доОсборна.
Массовая «мозговая атака», Предложенная Дж. Дональдом Филипсом [8](США),Позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей вбольшой аудитории (число участников варьируется от 20 до 60 человек).
Особенность этой модификации метода заключается в том, чтоприсутствующих делят на малые группы численностью 5-6 человек. Руководителькаждой группы является одновременно руководителем всей сессии. После разделенияаудитории на малые группы последние проводят самостоятельную сессию прямоймозговой атаки.
Длительность работы малых групп может быть разной илиопределенной, например 15 минут. После генерирования идей в малых группахпроводится их оценка. Затем выбирают наиболее оригинальную.
Метод обратной «мозговой атаки». Как известно, развитие системпроисходит в результате устранения возникающих внутри них противоречий.Различного рода противоречия могут не проявиться в явном виде и из-за этогомогут выпасть из поля зрения проектировщиков новых систем на стадии ихсоздания. Кроме того, ряд противоречий может выявиться только через некотороевремя после начала эксплуатации системы. Поэтому при создании новой системы илиотдельного изделия решаются две творческие задачи.
Выявляются имеющиеся или ожидаемые в ближайшей перспективепротиворечия в существующей системе или техническом объекте.
Находятся пути устранения этих недостатков во вновьсоздаваемых системах и объектах.
Метод обратной мозговой атаки (ОМА) может быть использованпри решении, например, следующих вопросов и задач:
– уточнениепостановки изобретательских и рационализаторских задач;
– разработкатехнического задания или технического предложения;
– экспертизапроекта на любой стадии разработки;
– оценкаэффективности закупаемых изделий;
– оценкаэффективности принятия административных решений.
Эффективность проведения ОМА во многом зависит от четкостиформулировки задачи.
Метод контрольных эвристических вопросов. Еще древний мыслитель Сократприменял этот метод при обучении своих учеников. На поставленные вопросы онотвечал контрвопросами, но задавал их таким образом, что ученик, отвечая наболее легкие контрвопросы учителя, самостоятельно находил решение своей задачи.
Метод инверсии представляет собой один из эвристических методовучебно-творческой деятельности, ориентированный на поиски идей решениятворческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположныхтрадиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой издравым смыслом.
Несомненным достоинством метода инверсии является то, что онпозволяет развивать диалектику мышления учащихся, отыскивать выход из, казалосьбы, безвыходной ситуации, находить оригинальные, порой весьма неожиданныерешения творческих задач различного уровня трудности и проблемности. Егонедостатками и ограничениями является то, что он требует от учащихся достаточновысокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опытаучебно-творческой деятельности.
Метод эмпатии (метод личной аналогии) всегда был важным эвристическимметодом решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как быпромежуточным звеном между интуитивными и дедуктивными процедурами мышления. Врешении творческих задач используются различные аналогии: конкретные(материальные) и абстрактные; ведутся поиски аналогии живой природы с неживой,например, в области техники. В этих последних аналогиях могут быть, в своюочередь, установлены аналогии по форме и по структуре, по функциям, процессу ит.д.
Ассоциативные методы. Для активизации поиска новых идей применяются так называемыеассоциативные методы (аналогии, фокальных объектов, гирлянд случайностей иассоциаций).
Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которойодно представление вызывает другое. Метафора означает перенесение свойстводного предмета (явления) на другой объект на основании общего для обоихпризнака. Аналогия отражает сходство предметов, явлений, процессов в каких-либосвойствах.
М.А. Скирута и О. Ю. Коммисаров[9]выделяют ассоциации по сходству, контрасту и цвету.
Применение ассоциаций, метафор и аналогии помогает находитьподсказки решения различных инженерских задач. Это свойство ассоциаций, метафори аналогий и послужило основой для создания ассоциативных методов активизациитворческого мышления.
Рациональные методы решения творческо-конструкторских задачвключает в себя[10]
Метод морфологического анализа систем (МА) является одним из примеровреализации системного (рационального) подхода в творческом процессе. Онэффективен при решении конструкторских и технологических задач общегохарактера: проектирование новых машин и проектирование технологическогооборудования; поиск новых вариантов технологических процессов; поиск новыхприменений существующего объекта (изделия); прогнозирование развитиятехнических систем и технологий и др.
Морфологический анализ создает основу для системного мышленияв категориях основных структурных признаков, принципов и параметров объекта,что и обеспечивает высокую эффективность его применения. Он являетсяупорядоченным способом исследования, позволяющим добиться систематизированногообзора всех возможных решений данной задачи. Метод строит мышление такимобразом, что генерируется новая информация, касающаяся тех комбинаций, которыепри бессистемной деятельности воображения ускользают от внимания. Хотяморфологическому образу мышления внутренне присуще убеждение, что все решениямогут быть реализованы, при этом, естественно, многие из них оказываютсравнительно тривиальными.
Метод поэлементного анализа[11]. Как считают А.В. Чус и В.Н. Данченко[12],метод поэлементного анализа конструкций основан на анализе элементовконструкций технологического объекта (ТО), содержащий незаметные на первыйвзгляд недоработки и вызывающие перерасход материальных и трудовых ресурсов впроизводстве.
1.3 Проект в системе уроков
Под проектом[13]понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная подруководством учителя.
Работа над проектом включает в себя составление обоснованногоплана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периодавыполнения проекта, элементы деятельности по маркетингу (изучение спроса ипредложения), конструированию, технологическому планированию, наладкеоборудования, изготовлению изделий и их реализации. В задачу проектированиявходит также экономическая и экологическая и социально-психологическая оценкавыполняемых работ.
Результаты проектной деятельности должны поэтапнофиксироваться в виде описания и обоснования выбора цели деятельности с учетомэкономического, экологического и социального аспектов, эскизов и чертежей,технологических карт, планов наладке оборудования, а также изделия, готового квнедрению, или конкретного решения поставленной проблемы. По совокупности всехэтих рабочих и уточненных материалов и готового решения или изделия оцениваетсяуровень общетрудовой подготовки школьников.[14]
Использование метода проекта позволяет на деле реализоватьдеятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания иумения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разныхэтапах обучения.
Работа над проектом в творческом коллективе дает возможностьучащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевойдеятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданийв намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе,равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивание и в то же времядоброжелательность при всех обстоятельствах.
Тематика проектных заданий должна охватывать, возможно, болееширокий круг вопросов школьной программы «Технология», быть актуальной дляпрактической жизни и требовать привлечения знаний учащихся из разных областей сцелью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, уменияинтегрировать знания. Далеко не каждый проект может соответствовать целям изадачам курса «Технология», хотя на первый взгляд тема проекта может казатьсяинтересной и практически значимой.
В тематике проектных заданий следует учитывать вопросыэкономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетомназванных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечиваетположительную мотивацию в обучении, активизирует самостоятельную творческуюдеятельность учащихся при выполнении проекта.
Окончательный выбор проекта остается за учителем. Знаяинтересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможностьмаксимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта длякаждой группы учащихся.
Количество участников при выполнении проекта в зависимости отего сложности может быть различным: от одного (индивидуальный проект) илинескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающихв себя учащихся разных классов и возрастов (день рождения, юбилей школы,организация питания в походе и т.п.), близлежащих школ и других организаций(праздник района, города, национальный праздник, вопросы экологии района, областии т.п.).
Организуя творческие группы, учителю следует оптимизироватьчисло учащихся в них таким образом, чтобы суммарное количество выполняемыхпроектов было не слишком большим, иначе он не сможет осуществить качественныйконтроль за их выполнением.
Работа, которая требует больших затрат времени, может бытьвыполнена в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности дляобщения детей и родителей. В повседневных совместных делах появятсявзаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые ивозродятся утраченные духовные ценности.
Можно выделить следующие этапы выполнения проекта:[15]
– выбор темыпроектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, организациидосуга, производства, сферы обслуживания и т.д.;
– оценкаинтеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых длявыполнения проекта, спектра первоначальных идей для разрешения проблемыпротиворечия между потребностями и возможностями деятельности;
– сбор и обработканеобходимой информации при изучении литературы (справочники, журналы, газеты,книги, рекламные буклеты и т.п.), обращение к банку данных;
– разработка идеивыполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений;
– планирование,организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики,текущий контроль и корректировка деятельности; оценка качества выполненнойработы (своей и чужой);
– защита проекта.
Темой проекта может быть разработка вариантов спортивных идетских площадок, техническое моделирование (автомодели, судомодели,радиоуправляемые модели, роботы), специальные инструменты и приспособления длядома, сельскохозяйственных работ, обработки различных материалов.
Особенность системы выполнения проектов – совместнаятворческая работа учителя и учащегося. При этом имеется возможность расширитьобозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, учестьинтересы учащихся, особенности регионов. Следует иметь в виду, что проектылюбой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общейконцепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны, отход отавторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо продуманноеи концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средствтрудового обучения. Проекты – это всего лишь один из компонентов системыобразования, а не самостоятельная система.
Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческийпотенциал учителя, но в то же время при использовании проектного методаобучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробноопределить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющиесформировать творческие навыки и развить инициативу подростка.
Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематикепроектов, выступать «играющим тренером» в работе над проектом.
Т.о. проектный методимеет одну важную дидактическую особенность: вся деятельность школьника должнаориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит личныйопыт.
Школьник сам, пробуя,ошибаясь и вновь выходя на правильный путь в поиске, пропуская через себя все,что, как он убеждён, пригодится, понадобится в дальнейшей жизни.[16]
1.4.Особенности подросткового возраста, обеспечивающие эффективность использованияпроектного метода
Подростничество[17]– это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собойпериод становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период,поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальныеустановки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрастестабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активнымстремлением к личностному самосовершенствованию – это самопознание,самовыражение и самоутверждение.
В подростковом возрастеактивно идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит восновном в формах, мало заметных как для подростка, так и для внешнегонаблюдателя.
Для этого возрастахарактерны различные новообразования: чувство взрослости, самостоятельность.
Самостоятельностьначинает ярко проявляться именно в подростковом возрасте. В этот периодучащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такойдеятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейсяпотребности быть и считаться взрослым. В подростковом возрасте активносовершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем порезультату или заданному образцу, а затем – процессуальным контролем, т.е.способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг вдеятельности.
В психическом развитииподростка основная роль принадлежит устанавливающей системе социальныхвзаимоотношений с окружающими.
Своеобразие социальнойситуации развития подростка состоит в том, что психологический выход за пределысемьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения сосверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации икультуры в воспитании. Происходит смена социальной ситуации развития ивнутренней позиции школьника, в результате чего получают ускорение процессыформирования его личности, а учение временно отходит на второй план. Все этоестественно и обычно имеет место тогда, когда общение ребенка с окружающимилюдьми не ограничивается родителями, когда он не замкнут в кругу семьи, и имеетвозможность для самостоятельного выхода в свет. Занимая среди них новое место,выполняя новые функции.
Хотя учение остается длянего главным видом деятельности, но основные новообразования в психикеподростка связаны с общественно — полезной деятельностью. Это обуславливаетсятем, что она в наибольшей степени удовлетворяет доминирующим потребностямвозраста в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении.
Удовлетворяя этипотребности, подростки усваивают мораль общества, вырабатывают взгляды по темили иным вопросам, правила поведения.
В учебной деятельностиподростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества,на которые может и должен опираться педагог.
Большим достоинствомподростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которыеделают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формыорганизации занятий на уроке, возможность самому строить свою познавательнуюдеятельность за пределами школы. Беда подростка состоит в том, что эту готовностьон еще не умеет реализовать, т.к. не владеет способами выполнения новых формучебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним –важная задача педагога.
Одним из резервовповышения эффективности обучения подростков является целенаправленноеформирование мотивов учения.
Формирование мотивовучения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностейвозраста. Одна из таких потребностей подростка – познавательная потребность.При её удовлетворении у него формируются устойчивые познавательные интересы,которые определяют его положительное отношение к учебным предметам. Вподростковом возрасте детьми приобретаются трудовые умения и навыки.
Подростки испытываютбольшое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Онисклонны задаваться вопросами о глубоких привычных явлений, живо включаться ввыдвижение и обсуждение различных точек зрения. Им интересно самим прийти квыводам и обобщениям, они любят практические и лабораторные занятия. При этом дляподростков в разной степени имеет значение, как содержание, так и процесс,способы, приёмы овладения знаниями.
Благоприятной ситуациейучения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает имэмоциональное благополучие.
Большие возможности дляускоренного развития деловых качеств учащихся – подростков открывает трудоваядеятельность, когда учащиеся участвуют в ней на правах со взрослыми людьми.Важно, чтобы учащимся предоставлялся максимум самостоятельности.
Подростковый возрастявляется достаточно сензитивным для развития комплекса разнообразныхспособностей, и степень практического использования имеющихся здесьвозможностей влияет на индивидуальные различия, которые к концу этого возраста,как правило, увеличиваются.
Глава IIСодержание и методикаопытно-исследовской работы
2.1. Описание работы по развитию общетрудовых умений с помощьюпроектного метода
Исследование проблемыиспользования проектного метода как средства формирования общетрудовых уменийпроводилось в период преддипломнойпрактики. Экспериментальной базой исследования являлся 7 «В» класс школы № 14г. Одинцово.
Экспериментвключал в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Цельюконстатирующего этапа было выявить уровень сформированности общетрудовых уменийс целью дальнейшего развития с помощью проектного метода.
Длядостижения поставленной цели на этапе констатирующего эксперимента нами былииспользованы следующие методы:
1. Целенаправленное наблюдение задеятельностью учащихся в процессе работы;
2. Тестирование учащихся;
3. Беседа с учащимися и учителем;
Наблюдениеставило своей целью выявить:
– уровеньсформированности общетрудовых умений у учащихся 7 класса.
Наформирующем этапе нами была разработана система учебных занятий сиспользованием проектного метода, направленная на формирование у учащихсяобщетрудовых умений (читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки,выполнять машинные швы, выполнять раскрой ткани, проводить примерку иисправлять дефекты, оценивать качество изделия).
Приотборе диагностических методик мы учитывали следующее:
– возрастные особенности детей;
– особенности взаимоотношений педагога и учащихся;
– степеньзаинтересованности школьников в получении новых знаний.
Целью тестирования учащихся было выявление уровнясформированности общетрудовых умений.
Целью беседы с учителем было выявление уровня использованияпроектного метода как средства формирования общетрудовых умений.
На этапе контрольного эксперимента, целью которого быловыявить динамику развития общетрудовых умений у учащихся, было проведеноповторное тестирование учащихся.
Перваячасть констатирующего эксперимента заключалась в определение степенииспользования проектного метода учителем технологии в процессе формированияобщетрудовых умений у учащихся. Для этого была проведена беседа с учителем.
Япредложила учителю ответить на следующие вопросы:
1. Используете ли Вы в работе проектныйметод?
– В работе я используюпроектный метод, но учащиеся не заполняют рабочую тетрадь.
2. Как Вы считаете, нужно ли работая попроектному методу заполнять рабочую тетрадь?
– Если использоватьпроектный метод, то процесс обучения будет более эффективным, усвоение учебногосодержания будет более глубоким и прочным, появятся значительные изменения вмотивационной и коммуникативной сферах, а использование рабочей тетрадипозволяет работать учащимся более самостоятельно. Они видят, каким будетследующий этап, и продумывают свою деятельность.
Такимобразом, видно, что проектный метод делает процесс обучения более эффективным.
Вовторой части констатирующего этапа эксперимента был использован методцеленаправленного наблюдения за деятельностью учащихся в процессе работы.
Наблюдениедало возможность выявить индивидуальныечерты характера учащихся, особенности их взаимоотношений друг с другом.Ниже приведены характеристики некоторых учащихся класса:
Катя Б. –проявляет интерес к предмету, активно участвует в процессе урока, испытываетположительное эмоциональное отношение к выполняемой работе.
Оля П. — скована, зажата, к урокам готовится плохо, часто отвлекается.
Крометого, была организована беседа с учащимися.
1. Знаете ли Вы что такое творческийпроект?
Оля П. –творческий проект – это когда творческий человек изготавливает произведениеискусства.
Катя Б.– это когда человек сам придумывает что — то, а потом и реализует это в жизни.
Лена Г.– самостоятельная деятельность человека.
Аня М. –это когда человек реализует в жизни свои творческие способности.
Оля Б. –самостоятельная творческая завершенная работа.
Лена К.– творческая деятельность.
Оля Е. –изготовление одежды.
Наэтапе констатирующего эксперимента приняли участие учащиеся 7 «В» класса школы№14.
Цельданного этапа заключалась в выявлении у учащихся сформированности общетрудовыхумений (читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, выполнять машинныешвы, выполнять раскрой ткани, проводить примерку и исправлять дефекты,оценивать качество изделия).
Длядостижения поставленной цели нами была использована методика тестированияучащихся.
Тестированиебыло проведено дважды, перед началом работы и по его окончании.
Результаты предварительного контрольного среза.[18]фамилия общетрудовые умения уровни Читать и строить чертеж Снимать и записывать мерки Выполнять машинные швы Проводить примерку и исправлять дефекты 1.Катя Б. + + + + высокий 2.Оля Б. + + +- +- средний 3. Лена Г. + + + + высокий 4.Оля Е. +- +- – – низкий 5. Лена К. +- + +- + средний 6. Аня М. + +- + +- средний 7. Оля П. – +- +- +- низкий
Заключительнымшагом первого этапа практической части работы стало определение уровнясформированности общетрудовых умений у учащихся 7 «В» класса.
Уровнисформированности общетрудовых умений:
1. Высокий
Учащийсяактивно включается в учебную деятельность; при появлении затруднений активноищет выход из сложившейся ситуации, испытывает положительное эмоциональноеотношение к выполняемой работе; умеет читать и строить чертеж, снимать изаписывать мерки, выполнять машинные швы, проводить примерку и исправлятьдефекты.
2. Средний
Учащийсяпринимает достаточно активное участие в уроке, но обычно эта активность имеетлишь внешний характер; умеет читать и строить чертеж, снимать и записыватьмерки, умеет выполнять машинные швы, но с ошибками, умеет проводить примерку,но испытывает затруднения при исправлении дефектов.
3. Низкий
Учащийсяпроявляет низкую активность на уроке; не умеет читать чертеж, выполняетмашинные швы с ошибками, не умеет проводить примерку и исправлять дефекты.
Наоснове анализа была составлена диаграмма, позволяющая определить исходныйуровень сформированности общетрудовых умений для каждого учащегося 7 «В»класса.
/>
Слева надиаграмме показано количество учащихся.
Снизууровни сформированности общетрудовых умений.
Высокийуровень выявлен у двух учащихся (Катя Б., Лена Г.).
Среднийуровень выявлен у трёх учащихся (Оля Б., Лена К., Аня М.).
Низкийуровень выявлен у двух учащихся (Оля Е., Оля П.).
Следующийэтап – формирующий, его целью является изменение у учащихся мотивов учения иформирование общетрудовых умений.
Дляэтого мы разработали систему занятий с использованием проектного метода, исистему контроля над изменением общетрудовых умений.
Длядостижения поставленной цели в классе проводились занятия:
– По созданиюположительного эмоционального настроя.
– По созданиюусловий для формирования общетрудовых умений.
На этапеформирующего эксперимента нами была разработана и подготовлена для каждогоучащегося рабочая тетрадь[19],что позволяло учащимся работать над проектом более самостоятельно. Для этогоучащимся были определены цели и сформированы задачи в работе над проектом.
В началеработы учащимся было рассказано о том, что такое проектный метод и былопредложено самим выполнить творческий проект. С темой творческого проектаучащиеся уже определились.
Катя Б.выбрала темой своего проекта: «Платье». Катя обосновала свой выбор тем, чтоскоро лето и ей хотелось бы сшить летнее платье.
Оля Б.выбрала тему проекта: «Сарафан». Оля решила сшить сарафан на лето для своеймладшей сестры.
Лена Г.выбрала тему проекта: «Ночная сорочка». Лена решила шить ночную сорочку дляпредстоящего конкурса «Юный Кутюрье».
Оля Е.выбрала тему проекта: «Ночная сорочка». Оле трудно было определиться с темой,т.к. то, что она шьёт потом не носит ей было предложено выполнить изделие накуклу.
Лена К.выбрала тему проекта: «Кимоно». Лена обосновала свой выбор тем, что ей хотелосьбы сшить халат восточного типа.
Аня М.выбрала тему проекта: «Топ». Аня не любит шить и взяла топ, чтобы не тратитьмного ткани и времени на изготовление швейного изделия.
Оля П.выбрала тему проекта: «Ночная сорочка». Оля не хотела выполнять проект и немогла долго подобрать тему для проекта и взяла изделие, которое выполняют попрограмме.
Наследующем занятии учащиеся приступили к сбору и обработке необходимойинформации. Начали заполнение рабочей тетради.
Передначалом работы я показала учащимся образец тетради, как нужно заполнять рабочуютетрадь. Вывесила на доске план работы над техническим описанием[20].В процессе работы помогала, контролировала, корректировала.
Учащиесяприступили к заполнению рабочей тетради.
Катя Б.просмотрев образцы заполнения рабочей тетради, план технического описания ипрочитав памятку учащемуся, смогла начать заполнение рабочей тетради. На урокеКатя заполнила 5 рабочих листов. У неё не возникло трудностей при заполнении.
Оля Б.на основе образца заполненной тетради, смогла заполнить 4 рабочих листа. У Оливозникли затруднения с техническим описанием. Для этого на основе планатехнического описания я индивидуально проговорила каждый этап техническогоописания по её изделию.
Лена Г.легко освоила тему и приступила к заполнению рабочей тетради. Лена смоглазаполнить 5 рабочих листов и у неё не возникло затруднений.
Оля Е.легче осваивает теоретический материал, нежели практический, поэтому сзаполнением рабочей тетради у Оли не возникло затруднений. Оля успела заполнить6 рабочих листов.
У ЛенаК. возникли затруднения с заполнением рабочей тетради. Лена смогла обосноватьвыбор своей идеи, но возникли затруднения с описанием свойств используемыхматериалов. Лена плохо различает свойства ткани, и когда Лена заполняла таблицусвойства ткани, я работала с ней индивидуально.
Аня М.на уроке заполнила 6 рабочих листов. У Ани с заполнением рабочей тетради невозникло затруднений, т.к. Аня знала обоснование выбранной идеи, легко смоглаописать свойства ткани, а поскольку у Ани изделие почти было сшито, смогласоставить технологическую последовательность обработки своего изделия.
Оля П.начала заполнение рабочей тетради, но у неё возникли затруднения в описаниевыбора идеи. Оля выбрала изделие, которое шьют по программе и не моглаподобрать слов, чтобы описать свою модель. Для этого с ней я работалаиндивидуально, показала другие заполненные тетради, разобрала каждый этапработы. Оля успела заполнить 3 рабочих листа.
Вдальнейшем учащиеся продолжали выполнять творческий проект: заполняли рабочуютетрадь, готовились к защите проекта.
Всеучащиеся в течение последнего урока успели заполнить рабочую тетрадь, дошилисвои изделия и готовились к защите своих проектов.
Каждыйпродумывал, как будет представлять своё изделие. Для этого я рассказала о видахзащиты творческого проекта и охарактеризовала каждый вид.
Катя Б.выбрала для защиты творческого проекта – презентацию.
Оля Б.выбрала показ моделей.
Лена Г.также выбрала показ моделей.
Оля Е.выбрала презентацию.
Лена К.выбрала показ моделей.
Аня М.выбрала показ моделей.
Оля П.выбрала презентацию.
Для тогочтобы защита проходила в более удобной форме класс был разделен на две группы:1 группа – защита творческого проекта в виде презентации, а 2 группа – защитатворческого проекта в виде показа моделей.
На итоговомзанятие проходила защита проектов.
Аня М., Лена Г., Лена К.,Оля Б. представили свои изделия в виде показа моделей. Аня М. выступила в роливедущей и рассказывала о каждой модели. Лена Г. продемонстрировала рабочиететради и рассказала о них.
Катя Б., Оля Е., Оля П. представилисвои изделия в виде презентации. В презентацию входили: план выполнениятворческого проекта, эскизы моделей, технологические схемы обработки, свойстваиспользуемых материалов, комментарии по выполнению и защите творческого проекта.
Заключительнымэтапом формирующего эксперимента было проведение итогового контрольного среза.
Результаты итогового контрольного среза.[21]фамилия общетрудовые умения уровни Читать и строить чертеж Снимать и записывать мерки Выполнять машинные швы Проводить примерку и исправлять дефекты 1.Катя Б. + + + + высокий 2.Оля Б. + + + + высокий 3. Лена Г. + + + + высокий 4.Оля Е. +- +- + + средний 5. Лена К. +- + +- + средний 6. Аня М. + + + + высокий 7. Оля П. – +- +- +- низкий
Наоснове анализа выполненного готового швейного изделия, защиты творческогопроекта, итогового контрольного среза была составлена диаграмма, позволяющаяопределить изменения уровня сформированности общетрудовых умений (читать истроить чертеж, снимать и записывать мерки, выполнять машинные швы, выполнятьраскрой ткани, проводить примерку и исправлять дефекты, оценивать качествоизделия).
/>
Высокий уровень былвыявлен у четырёх учащихся (Катя Б., Оля Б., Лена Г., Аня М.).
Средний уровеньсформированности общетрудовых умений был выявлен у двух учащихся (Оля Е., ЛенаК.).
Низкийуровень сформированности общетрудовых умений был выявлен у одной учащейся (ОляП.).
2.2. Анализрезультатов. Выводы
Заключительный этап содержит анализ результатовопытно-исследовательской работы.
Оценка эффективности применения проектного метода показывает,что в связи с его внедрением происходят качественные изменения процессаобучения в целом.
Учащиеся всегда былиготовы к уроку, оставались на дополнительные занятия и были заинтересованы вработе, старались более качественно обработать изделие. В ходеисследовательской работы учащиеся получили определенные знания и умения,которые им пригодятся в дальнейшем обучении в старших классах. Защитатворческого проекта способствовала развитию речи, расширению кругозора.
Изменения были отмечены ив содержании общетрудовых умений: увеличилось количество общетрудовых умений так,например если на начальном уровне были выявлены у 5 учащихся, то послепроведения формирующего эксперимента были выявлены у 6 учащихся, это ЕгозарянОля, Кулагина Лена, Белова Катя, Борданова Оля, Гаспарина Лена, Мартынцева Аня.
Наиболее значимым для нашегоисследования является констатация следующего факта: применение метода проекта,как средства форсирования общетрудовых умений школьников привело к изменениюначального (выявленного в ходе констатирующего этапа) уровня сформированностиобщетрудовых умений у учащихся. Так, например, если высокий исходный уровеньсформированности общетрудовых умений был выявлен у 2 учащихся, послеформирующего эксперимента их число увеличилось до 4 человек. Количествоучащихся с выявленным средним исходным уровнем сформированности общетрудовыхумений уменьшилось с 3 до 2 человек (за счет перехода одного учащегося на болеевысокий уровень развития общетрудовых умений). Число учащихся с низким исходнымуровнем сформированности общетрудовых умений снизилось с 2 до 1 человека.
Изменения уровня развитияобщетрудовых умений учащихся неизменно приводит к изменению характера учебнойдеятельности. Было установлено, что при непосредственном вовлечении в активнуюдеятельность, учащиеся с интересом воспринимают учебный материал. Активныйпоиск, приводящий учащегося к собственным «открытиям», которые являютсярезультатом его усилий и напряжённой работы, приносят удовлетворение, преждевсего, ему самому.
Учебная деятельность вэтом случае становится более интересной, радостной и желанной.
Прииспользовании метода проекта общетрудовые умения (читать и строить чертеж,снимать и записывать мерки, выполнять машинные швы, выполнять раскрой ткани,проводить примерку и исправлять дефекты, оценивать качество изделия)формируются легче, чем при использовании традиционных методов. Посколькуучебная деятельность более интересная, желанная то и на уроке атмосфера болеекомфортная и формировать умения легче, когда учащиеся идут на контакт сучителем.
Вывод:
1. Использование метода проекта даётэффективность в формировании общетрудовых умений.
2. Способствует изменению отношения кпредмету технология;
3. В процессе работы особенноиспользуются межпредметные связи с другими дисциплинами.
4. Учитель технологии сам должен быть:
– Знаком с методомпроекта, как активизации общетрудовых умений;
– Уметь строитьсистему работы по развитию общетрудовых умений;
– Использоватьразличные методы и приёмы активизации деятельности учащихся, направленные наформирование у них способов учебно — познавательной деятельности;
– Использовать методпроекта, как средство формирования общетрудовых умений.
Заключение
Задача трудовойподготовки учащихся в нашей стране может быть осуществлена более успешно, еслииспользовать метод проекта.
Выбор седьмого класса для проведения опытного исследованиябыл обусловлен многими факторами. Особенно важно использовать с учащимися 6-7классов. Именно в 12-13 лет можно с уверенностью говорить о том, что проектныйметод обучения интересен для данного возраста. Самостоятельность начинает яркопроявляться именно в подростковом возрасте, а творческий проект направлен вбольшей степени на самостоятельность учащихся, а также при выполнениитворческого учебного проекта в наибольшей степени удовлетворяются доминирующиепотребности данного возраста — потребность в общении со сверстниками ипотребность в самоутверждении.
Опираться же можно на формы организации занятий, которыепривлекают подростков — это сложный учебный материал, а также возможностьстроить самому свою познавательную деятельность за пределами школы.
Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение отисследовательской деятельности, а творческий проект — это и естьисследовательская работа.
Данный метод можноприменять не менее успешно на других предметах, но такой предмет, как «Технология»дает наибольшие возможности для развития творческих способностей с помощьютворческого проекта. А цель воспитания — всестороннее воспитание личности.
Мои достижения
Труд современногочеловека приобретает всё более творческий характер. Поэтому для меня методпроекта является актуальным на сегодняшний день.
Именно на урокахтехнологии в школе мы развиваем творческую личность. На уроках технологии важноработать не по традиционным методам, а по методу проекта.
Работая по методу проектаможно учебную деятельность сделать более интересной и насыщенной. Тогда знаниябудут более глубокими и прочными.
А самым главнымстановится приобретение учащимися проектировочных и коммуникативных умений, чтопоможет учащимся в дальнейшем обучении.
Если учитель технологиииспользует метод проекта на своих занятиях, то полнее раскрывается еготворческий потенциал. И обучаться у такого учителя интереснее.
Мои затруднения
Трудность заключалась вподготовке всей необходимой документации: рабочей тетради, составление планов урока.При реализации метода проекта трудность заключается в необходимости затратбольшого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся.
Списоклитературы
1. Глущенко А.Г.Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе: кн. для учителейнач. классов. – М.: Просвещение,1998. – 160с.
2. Историяпедагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф. Шабаева.- 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение,1999. –447с., ил.
3. Колесникова И.А.Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П. Горчакова – Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.:Издательский центр «Академия»,2005. – 288 с.
4. Крылов А.С. Чтотакое творческий проект и как над ним работать// Учитель года. – Екатеринбург,2002. февраль 2002.
5. Кругликов Г.И.Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студентоввысш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480с.
6. Методикатрудового обучения: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ «Преподавание труда ичерчения в 4-8 кл. сред. общеобразоват. шк.»/Л.В. Мельникова, Л.В. Осипова,Т.Б. Фридман; Под ред. Л.В. Мельниковой.-М.: Просвещение,1985.-224с., ил.
7. Мухина В.С.Возрастная психология, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.:«Академия»,1999.-422с.
8. Основытворческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ.высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.:Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
9. Педагогика.Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшееобразование,2006.-432.
10. Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.:Просвещение,1993. – 608с.
11. Подласый И.П. Педагогика:Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС,1996.- 426с.: ил.
12. Программыобщеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1-4 классы, 5-11классы.- М.: Просвещение, 2005. – 240с.
13. Практикум повозрастной и педагогической психологии: Для студентов пед. уч. заведений / Авт.– сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: «Академия», 1998. –160С.
14. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обученияв средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред.проф. образования. — М.: Мастерство,2001.-272с.
15. Технология: Учебник для учащихся 7 класса образовательнойшколы /В.Д. Симоненко, О.В. Табурчак, Н.В. Синица и др.; Под ред. В.Д. Симоненко– М.: Вентана – Граф,2000.-240с.: ил.
16. Титов В.Н. Выборцели в поисковой деятельности: методы анализа и поиска решения в технике. – М.:1991.-190с.
17. Учителям иродителям о психологии подростка: Науч. – попул. /Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков,Э.Ф. Зеер и др.; Под ред. Г.Г.Аракелова. – М.: Высш. шк., 1990.-304с.: ил.
18. Чус А.В. ДанченкоВ.Н. «Основы технического творчества», Киев,1997.- 183с