Профессионализм практического психолога и тенденции
развития психодиагностики.
Л.А. Ясюкова
Говоря
о тенденциях развития психодиагностики, мы не имеем в виду создание новых
методик или улучшение качества их разработки. Мы хотим обратить внимание на
новое, только зарождающееся направление, которое можно определить как
разработку психолого-социальных диагностических технологий. Диагностическая
технология – это не просто комплект методик, а взаимосвязанный методический
комплекс, который позволяет глубоко и полно исследовать конкретную ситуацию,
выявлять суть затруднений или нарушений развития, а также причины, их
породившие. Он содержит рекомендации по нормализации развития и устранению
причин, порождающих конкретные проблемы, реализуемые не только силами самого
психолога, но и с использованием ресурса ближайшего социального окружения.
Диагностические технологии создаются с учетом законов развития, действующих в
определенный жизненный период, и основных факторов, положительно и отрицательно
влияющих на процесс развития и формирующих, соответственно, один из наиболее
вероятных жизненных сценариев. В диагностической технологии особо выделяются
типичные проблемы развития конкретного периода, предлагаются методы их ранней
диагностики, профилактики и предупреждения.
Это
направление зарождается в России не вследствие теоретико-экспериментальной
развитости нашей науки, а, как всегда, в связи с острыми практическими проблемами.
За последнее десятилетие в нашей стране резко возросла популярность
психологической помощи и значительно увеличилось число психологов-практиков, в
то время как глубина их теоретической подготовки остается явно недостаточной.
Причем сами практикующие психологи обычно не осознают недостаточности
собственной подготовки, поскольку существуют возможности объяснения и
оправдания невысокой эффективности итоговых результатов деятельности различными
«объективными» причинами, а также выделением специфической психологической
результативности, достижение которой удовлетворяет специалиста, хотя клиент
своей цели и не достигает.
Известно,
что профессионализм практического психолога заключается в умении работать на
конечный результат, на выполнение заказа клиента. Однако существуют различные
мнения в понимании того, в чем именно этот результат состоит. Сегодня, к
примеру, принято достаточно четкое разграничение обязанностей в помощи
неуспевающим школьникам. Обеспечение освоения учебного материала входит в обязанности
педагога. Недостатки речевого развития, проблемы чтения и неграмотного письма
должен ликвидировать логопед. Задача психолога состоит в нормализации
эмоционального состояния ребенка и его взаимоотношений с окружающими детьми и
взрослыми, а также в тренировке его психических процессов (например, памяти или
внимания). Каждый специалист выполняет свою часть работы. Предполагается, что в
результате их совместных усилий ребенок будет хорошо учиться и с удовольствием
ходить в школу. Именно этого, к сожалению, обычно и не происходит, хотя каждый
специалист видит успехи ребенка, демонстрируемые им на занятиях.
Мы
не будем касаться работы педагога и логопеда, а рассмотрим, как помогает
неуспевающему школьнику психолог. В начальной школе жалобы учителей и родителей
чаще всего состоят в том, что дети невнимательны на уроках, с трудом понимают и
плохо запоминают материал. Перед психологом ставится задача тренировать память
и внимание, развивать мышление детей. В настоящее время разработано много
разнообразных коррекционно-развивающих программ, которые, как предполагают их
авторы, могут успешно решать данные задачи. Школьный психолог проводит серию
игровых занятий с неуспевающими учащимися, в результате которых появляется
интерес, увлеченность и сосредоточенность в работе детей (т. е. развивается
мотивация и внимание), явно увеличивается объем и прочность запоминаемого
материала, отмечаются успехи в решении задач на нахождение лишних картинок или
на группировку (т. е. развивается мышление). Психолог считает, что его задача
выполнена, однако при этом каких-либо положительных сдвигов в учебе не
происходит.
Для
того чтобы ребенок смог воспользоваться на уроках приобретенными навыками, у
него должен быть сформированным механизм их переноса, то есть мышление по
аналогии. И не просто мышление по аналогии, а понятийное логическое мышление,
необходимое для понимания сути задачи и операций, которые следует выбрать из
арсенала освоенных и применить в новой, но аналогичной ситуации. Такое мышление
у большинства учащихся начальной школы еще отсутствует. У неуспевающих
школьников оно отсутствует всегда. Именно поэтому они, даже заучив правила или
приемы решения задач на занятиях с педагогом, не могут ими пользоваться, так
как не в состоянии понять суть того, что запомнили, и выделить аналогичные
ситуации, в которых эти методы надо применять. На занятиях с психологом
школьники, демонстрируя относительную успешность действий с игровым материалом,
не могут перенести полученные навыки на работу с учебным материалом, так как не
выделяют сути производимых операций и сути ситуаций, в которых они применимы.
Практический
психолог, имеющий хорошую теоретическую подготовку, знакомый с принципами,
составляющими основу гештальтпсихологии, и с классическими работами Л. С.
Выготского, в которых описаны закономерности и методы оптимизации развития
понятийного мышления учащихся начальной школы, понимает причины неэффективности
ставших уже традиционными коррекционно-развивающих занятий и не станет их
использовать. Психолог-профессионал, прежде чем приступить к оказанию
практической помощи, всегда старается теоретически осмыслить ситуацию. Сегодня
же психологам, работающим в ПМС-центрах, школах и других детских учреждениях,
на диагностическое обследование, по утвержденным нормам, отводится
исключительно мало времени, которого хватает только на проверку жалобы клиента,
но не на комплексное изучение проблемы и причин, ее породивших. В современной
системе подготовки специалистов также делается акцент на освоение приемов
оказания практической помощи (тренинги и коррекционно-развивающие занятия), в
то время как теоретические знания рассматриваются в плане общей
осведомленности, а овладение диагностическим инструментарием как приобретение
вспомогательных умений. Подобная политика приводит к тому, что в процессе учебы
в вузе будущие психологи стараются овладевать методами консультирования,
набирать пакеты коррекционных методик и развивающих программ. Теоретическое
освоение науки отходит на второй план, происходит в виде поверхностного,
формального ознакомления с основными научными направлениями и их лидерами. В
итоге дальнейшая практическая работа психологов заключается в применении
освоенных техник, но не основывается на теоретическом анализе сути возникшей
ситуации, так как их практические навыки никак не связаны с теоретическими
представлениями. Практические психологи сегодня не случайно настаивают на
разделении функций в оказании помощи школьникам, так как та работа, которую они
проводят, далеко не всегда приводит к улучшению самочувствия и повышению
успеваемости детей. Работа на конечный результат будет возможна только при
наличии у практического психолога глубоких теоретических знаний и при условии
владения методами комплексного психологического обследования.
Можно
привести еще достаточно много примеров ситуаций, в которых непонимание
теоретической сути проблемы приводит к неэффективности практической работы
психологов. Например, учителя и родители обращаются к психологу за помощью в
связи с тем, что дети не могут выучить таблицу умножения. Психолог проводит
серию занятий по тренировке памяти, в результате которых объем и прочность
запоминания слов, картинок, цифр и различных символов значительно
увеличивается. Однако таблицу умножения ребенок все так же не помнит и не может
выучить. Проблема и состоит в том, что ее выучить нельзя, а надо понять. Для
понимания закономерностей, на которых основана таблица умножения, требуется
либо структурное мышление, либо зачатки абстрактного мышления, а тренировка
простой ассоциативной памяти, чем занимался психолог, не приносит никаких
положительных результатов. В средней школе добавляется много новых предметов, и
дети начинают испытывать трудности в запоминании все увеличивающейся
информации. Опять психолог приступает к тренировке памяти, и школьники
демонстрируют успехи на его занятиях. Однако подготовиться к урокам истории,
биологии, географии и ответить на вопросы учителя по текстам не могут,
поскольку проблема заключается не в недостатках памяти, а неразвитости
понятийного интуитивного мышления, умения выделять основные мысли, видеть
внутренний план текста, его структуру. Следовательно, и заниматься надо было
развитием понятийного мышления, а не тренировкой памяти. В средней школе очень
частыми становятся жалобы учителей на невнимательность на уроках и нарушение
дисциплины учащимися. Обычно психолог приступает к тренировке внимания и
самоконтроля. Школьники с удовольствием принимают участие в различных играх и
тренингах, демонстрируя явные успехи в развитии внимания и самоконтроля, но
продолжают безобразно вести себя на уроках. Причина же такого поведения
заключается в несформированности понятийного мышления. Школьники оказываются не
в состоянии в течение 45минут спокойно сидеть и внимательно слушать учителя,
если не могут следить за логикой объяснения и не понимают, о чем идет речь.
Недостатки
теоретической подготовки, обусловленные спецификой современного образования, не
позволяют практикующим психологам увидеть разницу между тренировкой и
развитием. Они не осознают, что выполнение ряда однотипных упражнений или
тренировка навыка не приводит к развитию психического процесса. Развитие – это
перевод функционирования того или иного процесса на качественно новый уровень,
то есть формирование качественно новых операций, а не тренировка уже имеющихся,
но малоэффективных. В связи с этим абсолютное большинство современных программ
и методик, претендующих на развитие памяти и мышления детей, тренируют только
простую ассоциативную память, но ничего не развивают. Часто психологи не
знакомы и с законами тренировки. Если они считают, что у детей, приходящих один
раз в неделю на получасовое занятие, во время которого в группе выполняется ряд
упражнений, что-то можно натренировать, то они искренне заблуждаются. Для
тренировки любого навыка или процесса требуются ежедневные и более длительные
занятия, а для развития – тем более.
Из
приведенных примеров (которых может быть значительно больше) можно выделить еще
один аспект работы практического психолога. Может ли и должен ли клиент сам
формулировать заказ? Должен ли психолог буквально выполнять заказ в той форме,
в какой его высказал клиент, или он сам обязан определить суть проблемы и
объяснить ее клиенту? Педагоги и родители чаще всего не могут правильно понять
психологических причин тех или иных затруднений, с которыми сталкивается
ребенок в процессе учебы, взрослый человек не понимает причину депрессии или
конфликтов с окружающими людьми. Они и не обязаны в этом разбираться.
Достаточно того, что они опишут психологу сложившуюся ситуацию. Психолог,
используя различные диагностические приемы, обязан выявить причины затруднений
и предложить способ решения проблемы. Если теоретические знания поверхностны и
не используется комплексная диагностика для выявления сути проблемы и причин,
ее породивших, то обычно работа ведется со «следствием», и ситуация не улучшается.
Можно привести типичный пример, когда родители обращаются к психологу по поводу
повышенной тревожности школьника. Психолог, используя тест для диагностики
тревожности, подтверждает «диагноз» родителей и начинает занятия по повышению
самооценки и уверенности ребенка в себе. Положительные результаты в процессе
таких занятий обычно не достигаются, поэтому акцент смещается на перевоспитание
учителей и родителей, чтобы они мягче, ласковее и заботливее обращались с
ребенком. На самом деле школьная тревожность более чем в 90 % случаев является
следствием не коммуникативных проблем, а дисгармоничности развития
интеллектуальных способностей ребенка. Его эмоциональное благополучие
нарушается из-за того, что учиться становиться по ряду предметов или в целом все
труднее, а почему – он не понимает. Но в этом обязан разобраться психолог с
помощью комплексного психологического обследования ребенка, понимая, что рост
тревожности – это реакция ребенка на какие-то проблемы, которые и следует
выявить. Психолог должен уметь исследовать ситуацию, а не просто замерять
уровень развития тех или иных психических процессов.
Для
исследования ситуации необходимо соответствующее методическое обеспечение.
Современный практикующий психолог, поставленный в жесткие временные рамки, не
имеет возможности проводить экспериментальные исследования по формированию
диагностических комплексов, релевантных тем или иным проблемным ситуациям,
проверять их валидность, разрабатывать интерпретационные шкалы и нормативы,
оценивать с помощью лонгитюдных замеров степень эффективности оказываемой
помощи и, соответственно, надежности созданных методик. Подобные задачи могут
решать специальные исследовательские центры или психологи, профессиональные
усилия которых направляются собственно на разработку методического
инструментария. В настоящее время существует ряд фирм, среди которых особо
следует выделить «Иматон», выпускающих диагностический инструментарий высокого
качества, прошедший все стадии обоснования и проверки, полностью подготовленный
к использованию. Предоставляемые психологам методики помогают исследовать
проблему, но не содержат информации или рекомендаций, позволяющих ее решить.
Методики – это инструменты для измерения психических процессов или качеств,
исследования ситуации, получения информации, необходимой для дальнейшей
практической работы психолога. Интерпретировать, оценивать полученные
результаты и решать, как именно следует помогать клиенту, каждый должен
самостоятельно. Обычно психолог продолжает работать в пространстве, определенном
методикой, как бы «фиксируется» на конкретном психическом процессе или
качестве, которые он исследовал, а именно переходит к непосредственной
тренировке того, что оказалось недостаточно развито или отклонилось от нормы.
Например, выявив у ребенка в процессе диагностики недостатки произвольного
внимания, психолог проводит серию занятий по его тренировке. Однако если
причиной недостатка произвольного внимания является личностная незрелость или
состояние здоровья, то ни к какому положительному результату психологические
занятия не приведут. Чтобы правильно понять проблему и оказать необходимую
практическую помощь, следует проводить комплексное обследование и решать задачу
в более широком контексте реальной жизни и деятельности клиента. Однако для
этого необходимы глубокие теоретические знания, а также опыт
экспериментирования, позволяющий обосновано выбирать, какие методики и в каком
сочетании следует использовать для изучения той или иной ситуации, чтобы
получить адекватное представление о причинах, породивших проблему. И далее
необходим практический опыт работы в конкретной сфере, чтобы отследить и
понять, какие действия следует предпринять для оказания помощи в зависимости от
конкретной причины и индивидуальных особенностей клиента.
Вряд
ли следует надеяться на изменение системы подготовки специалистов или на то,
что у них появится возможность проводить необходимые исследования, но можно
повысить их методическую вооруженность. Для того чтобы работать не с тем или
иным психическим процессом, сферой или качествами, а помогать человеку,
необходимо от использования методик переходить к диагностическим технологиям.
«Иматон» сегодня единственная фирма, которая начала их выпускать. Это
«Оптимизация обучения и развития детей с ММД» (Л. А. Ясюковой), «Методика Л. А.
Ясюковой. Часть I. Готовность к школе», «Методика Л. А. Ясюковой. Часть II.
Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе (3-6 классы)». Скоро
будет выпущен диагностический комплекс, позволяющий решать проблемы,
возникающие у старшеклассников, помогать им в выборе дальнейшего жизненного
пути. Существует технология оценки кадрового потенциала фирмы, позволяющая
выявлять наиболее перспективных сотрудников, осуществлять рациональную
расстановку кадров. Возможно и необходимо создание диагностической технологии
для семейного консультирования, для оказания помощи в гармонизации раннего
развития детей.
Диагностическая
технология отличается от обычного набора методик тем, что представляет собой
последовательно изложенную в методическом пособии систему работы с клиентом.
Если психолог-практик последовательно и точно выполняет все процедуры,
описанные в пособии, то это позволяет ему, независимо от уровня его
теоретической подготовки и практического опыта, комплексно исследовать
конкретную ситуацию, выявить суть затруднений или нарушений развития, а также
причины, их породившие. Далее в зависимости от причин, породивших ту или иную
проблему, пособие содержит соответствующие рекомендации для их разрешения, не
ограничиваясь указаниями на то, что следует делать самому психологу, но и каким
образом необходимо использовать (или изменять) ближайшее социальное окружение
клиента. Диагностические технологии создаются с учетом законов развития,
действующих в определенный жизненный период. В них особо выделяются факторы, отрицательно
влияющие на процесс развития, приводящие к различным вариантам дезадаптации и
формирующие типичные формы проблемного поведения. Диагностические технологии
создаются для решения проблем развития конкретного периода жизни человека, с
которыми наиболее часто приходится иметь дело практикующим психологам. В них
предлагаются методы раннего распознавания и, соответственно, профилактики и
предупреждения проблем, то есть оптимизации личностного развития. Будущее за
диагностическими технологиями, которые сделают работу практических психологов
по-настоящему профессиональной.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psy.su