Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра педагогической психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
“Психолого-педагогический практикум”
Выполнил (а): студентка
группы ЗПП — 312
Порошина А.А.
Проверил (а): _____________
г. Екатеринбург, 2009
Содержание
Введение
1. Педагогическая конвенция глазами студента
2. Методика «Несуществующее животное»
3. Обработка данных по приложению №1
4. Проективная методика «Три дерева»
5. Обработка данных по приложению №2
6. Тест эгоцентрических ассоциаций
7. Обработка по приложению № 3
Заключение
Введение
Психолого-педагогическийпрактикум — учебная дисциплина, предназначенная для овладения студентамиосновными теоретическими знаниями постановки и решения психолого-педагогическихзадач, практическим умениями навыками целесообразного построенияпрофессиональной деятельности, формирования профессиональной комплектации.
Психолого-педагогическийпрактикум — прикладная дисциплина, предназначенная для формированияпрактико-ориентированных профессионально необходимых умений и навыков вдеятельности педагога-психолога. Педагог-психолог должен осуществлятьпрофессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечениеобразовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствоватьсоциализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору ипоследующему освоению профессиональных программ; способствовать гармонизациисоциальной сферы образовательного учреждения, осуществлять меры по формированиюпсихологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей.
Немаловажным навыкомквалифицированного педагога-психолога является проектирование и адекватнаяобразовательным задачам и интересам субъекта образовательного процессареализация исследовательской деятельности. Исследования в области педагогики ипсихологии — это сложней процесс научно-познавательной деятельности, нацеленныйна выявление, средств и приемов, совершенствующих систему обучения, воспитанияи развития человека. Данные, полученные в ходе диагностических процедур,позволяют педагогу-психологу грамотно и тактично подстроить процесс и системупсихологического сопровождения в Государственный образовательный стандартспециальности Педагогика и психология (2005г) в ходе изучения дисциплинПсихологический практикум предполагает освоение студентами следующихдидактических единиц. Решение психолого-педагогический практикум предполагаетосвоение студентами следующих дидактических единиц. Решениепсихолого-педагогических задач, конструирование различных формпсихолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных ипедагогических ситуаций. Прогнозирование и проектирование образовательногопроцесса. Психолого-педагогические технологии и методики диагностики на розныхвозрастных этапах. Проектирование психолого-педагогического взаимодействия: дискуссия,психолого-педагогический консилиум, педагогические мастерские, деловые игры,организационно-деятельностные игры, обучающие тренинги.
1. Педагогическая конвенция глазами студента
Цели Конвенции:
закрепитьправа иобязанности всех участников образовательного процесса,
закрепить механизмы реализацииправ и обязанностей,
сохранить лучшие традиции укладанашей жизни и содействовать возникновению новых,
способствовать предупреждению иразрешению конфликтов, установлению конструктивных отношений, исключающихподавление личности.
Преамбула — актуальность инеобходимость создания подобной конвенции в том, чтобы не допустить конфликтамежду преподавательской стороной и стороной учащихся, основная идеяпредложенной конвенции состоит в правах двух сторон.
Часть I:
1) на выбор образовательногоучреждения или образовательной программы;
2) на получение образования всоответствии с установленными стандартами;
3) на обучение в условиях,гарантирующих безопасность ребенка;
4) на уважение своегочеловеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персоналаобразовательного учреждения;
5) на обучение, осуществляемоена современной учебно-материальной базе;
6) на получение впервыебесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а наконкурсной основе — среднего профессионального, высшего профессиональногообразования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
7) на обеспечение учебнойлитературой из фондов школьных библиотек;
8) на добровольное участие втрудовой деятельности по благоустройству школы;
9) на получение дополнительных (втом числе платных) образовательных услуг;
10) на социально-педагогическуюи психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
11) на равные права с другимипри поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
12) на перевод (с согласияродителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случаепрекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начальногопрофессионального образования;
13) на получение образования (основногообщего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихсявозможностей;
14) на оставлениеобщеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, подостижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органауправления образованием;
15) на продолжение образования вобразовательном учреждении, получающий образование в семье при условииположительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапеобучения;
16) на перевод в другоеобразовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующегоуровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимсяаттестации;
17) на участие в управленииобразовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
18) на уважение и свободноевыражение мнений и убеждений обучающимся;
19) на свободное посещениемероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Более подробно права учащихся вобразовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения идругими локальными актами.
Часть II:Педагогические работники образовательных учреждений имеют право — напедагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или)в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическаядеятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательскаяи подлежит регистрации в соответствии с законодательством. К педагогическойдеятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговоромсуда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость заопределенные преступления (перечень медицинских противопоказаний для занятияпедагогической деятельностью утвержден постановлением Совета Министров — ПравительстваРФ от 28 апреля 1993 г.; перечень преступлений за совершение которых запрещенапедагогическая деятельность еще не утвержден);
создавать учебные заведения,отвечающие педагогическим нормам, установленным государством, и руководитьэтими учебными заведениями;
иметь возможность при наличиинеобходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типана работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;
на бесплатное повышение исовершенствование профессиональных знаний;
на защиту профессиональной честии достоинства;
на защиту от излишнего илинеоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характерувходят в круг профессиональных обязанностей учителя;
на участие в управленииобразовательным учреждением;
на свободу выбора ииспользования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников,методов оценки знаний учащихся;
на сокращенную продолжительностьрабочего времени — не более 36 часов в неделю;
создавать по своему выборуобщественные организации (профсоюзы) и вступать в них на условиях подчиненияуставам этих организаций;
на участие в забастовках;
на дополнительный отпуск срокомдо 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок иусловия предоставления которого определяется учредителем и (или) Уставомобразовательного учреждения;
на ежемесячную денежнуюкомпенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическимиизданиями в том числе совместителям;
на работу по совместительству, втом числе по аналогичной должности, специальности;
на ежегодный основной удлиненныйоплачиваемый отпуск;
на получение пенсии по выслугелет;
на повышение квалификационнойкатегории;
на ежегодный дополнительныйотпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработнойплаты для учителей, обучающихся в аспирантуре по заочной форме и успешно выполняющиминдивидуальный план, также они имеют право на один свободный от работы день внеделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы.
2. Методика «Несуществующее животное»
Проективная методикаисследования личности, предложенная М.З. Друкаревич.
Испытуемому предлагаетсяпридумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранеенесуществующее имя. Тест направлен на диагностику личностных особенностей,иногда ее творческих потенций.
Можно предложить в концетестирования определить пол животного: «Напишите, какого пола вашеживотное, — мужского, женского или среднего?»
Этапы интерпретации
Общее впечатление.
Семантическая интерпретация.
Графологические признаки.
Содержательные признаки.
ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Изображая несуществующееживотное, испытуемый выражает себя, свой образ. Соответственно даетсяхарактеристика человеку. Обычно рисунок оставляет одно из трех впечатлений: либочеловек — агрессор, либо — обижен и ему угрожают, либо — нейтрален. Это первоевпечатление. Его результаты используются при первичном ознакомительномобследовании.
Отношение площади, которуюзанимает рисунок, к общей площади листа отражает степень самораспространенностиличности в социуме с точки зрения обследуемого.
Фигура круга или животное,состоящее из окружностей, почти ничем не заполненных, символизируют тенденцию ксокрытию, замкнутости внутреннего мира, нежелание давать сведения о себеокружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию.
Последнее может иметь несколькопричин. Во-первых, нежелание обследуемого общаться с вами: он видит в васпредставителя администрации. Выход из ситуации очень прост — разъяснить, ктотакие психологи и чем они занимаются. Во-вторых, во многих случаях это можетбыть связано с некоторыми стереотипами (ассоциации с учителем и т.д.). Если этотак, то следует задуматься над тем, кто обследуемого заставил так думать. В-третьих,какие-то серьезные проблемы клиента, вплоть до наличия у него психическихотклонений. В случае, когда клиент хочет уйти от обследования, но посленебольших разъяснений все-таки выполняет тест, результат его не оченьубедителен.
СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
Здесь анализируется положениерисунка на листе, его направленность, общая динамика.
В норме рисунок расположен вцентре листа или чуть левее и выше. Однако необходимо помнить, что норма — этопонятие относительное.
Если рисунок расположен вверхней части листа, то человек характеризуется высокой самооценкой,неудовлетворенностью своим положением в социуме, считает себя непризнаннымокружающими, имеет тенденцию к самоутверждению, претензии на признание,продвижение, предрасположен к конфликтному поведению, агрессии (насилию,хулиганству, притеснению и т.п.).
Если рисунок расположен в нижнейчасти листа, то характеристика имеет обратные показатели: неудовлетворенностьсобой, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, не заинтересованностьв своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции ксамоутверждению, склонность к фиксации на проблемах; часто это «отверженные»,«изгои».
Справа — экстравертированность,акцентированность на будущем, подчеркивание мужских черт характера, стремлениек контролю над ситуацией, ориентация на окружающих, агрессивная сексуальность.
Крайне справа — склонность кнеподчинению, непредсказуемость, чрезмерная конфликтность, в экстремальныхситуациях — аутоагрессивность.
В результате проведенногообследования было выявлено, что люди, у которых преобладают такие признаки,склонны к лидерству отрицательного характера, а также конфликтны в социуме.
Если рисунок расположен слева налисте, то для обследуемого характерны интровертированность, акцентированностьна прошлом, выраженное чувство вины, застенчивость.
Обследуемые, у которыхпроявилась данная характеристика, практически всегда уходили от конфликтныхситуаций.
Маленький рисунок в верхнемлевом углу — высокая тревожность; часто встречается у личностей, склонных ксуициду.
ГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ.
Идеомоторный аспект
Интерпретируются прерывностьлиний и степень нажима. Слабый нажим (паутинообразные линии) — астения. Сильный(жирные линии) — тревожность, импульсивность.
Нужно обращать внимание также нато, какая деталь, какой символ более прорисованы, к чему привязана тревожность.
Пространственно-символическийаспект
Контур фигуры интерпретируетсякак границы «Я»-образа по отношению к общему пространству листа. Рассматриваетсянаправленность линий. Сверху вниз — слабая энергетичность, депрессия,астенизация.
При проведении воспитательнойработы уточняется характер депрессивного поведения и его причины. Если нетсубъективных причин, то рекомендуется перевод в другой социум. Можно провестиработу по изменению условий жизни обследуемого.
Нужно также оценить количествоизображенных деталей: изображено ли только необходимое, чтобы датьпредставление о животном (тело, голова, конечности и т.д.), с заполнениемконтуров без штриховки и дополнительных линий или же имеет место щедроеизображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительныхдеталей. Соответственно, чем выше энергия обследуемого, тем больше деталей, и,наоборот, отсутствие таковых — экономия энергии, астеничность, органика: хроническоесоматическое заболевание
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ.
Голова (или заменяющие ее детали)- центральная смысловая часть фигуры. Увеличенный по отношению к фигуре в целомразмер головы говорит о том, что клиент ценит рациональное начало, а возможно,и эрудицию в себе и окружающих.
В практике часто встречаютсярисунки с изображением только одной головы или, точнее, черепа с иллюстрациейатрибутики музыкальной субкультуры.
Интерпретация направленностиголовы.
Вправо: устойчивая тенденция кдеятельности — почти все, что задумывается или планируется, осуществляется илипо крайней мере начинает осуществляться, если даже не доводится до конца (человекактивно реализует свои планы).
Влево: тенденция к рефлексии,размышлению. Испытуемый — «не человек действия». Лишь незначительнаячасть замыслов реализуется или начинает реализовываться. Нередкинерешительность, страх, боязнь активного действия. Отсутствуют доминантныечерты характера. Дополнительную информацию дает беседа с клиентом послепроведения теста, в которой можно выяснить мотивы поведения, а также фобическиепроявления.
Положение фас (голова направленана рисующего) — эгоцентризм. Возможна прямота, бескомпромиссность как реакцияна внутреннюю незащищенность личности, обидчивость, склонность к нарушениюправил (предрасположенность к криминальному поведению).
Как правило, такие обследуемыесклонны к агрессивному поведению, к лидерству отрицательной направленности.
Интерпретация деталей.
Глаза — символ присущегочеловеку страха. Его наличие особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки.Ресницы — показатель истероидно-демонстративных манер; заинтересованность ввосхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этомубольшого значения. Прорисовка ресниц у испытуемых мужчин говорит о наличии уних женских черт. Большинство обследуемых, у которых проявляются эти признаки,имеют такую характерную черту — чрезмерную болтливость. Коммуникабельность ивысокий уровень интеллекта создают немало трудностей для клиента при адаптациив социуме. Часто данной группе клиентов присуща игровая форма поведения (клоунская,шутливая).
Уши — заинтересованность винформации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другимпоказателям, по их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либодля положительной оценки себя окружающими. Клиенты с подобной характеристикой,как правило, могут осуществлять положительное влияние на группу. Они разумнооценивают получаемую информацию и легко входят в доверие к собеседнику.
Рот — приоткрытый рот всочетании с языком (без зубов) — болтливость; в сочетании с подрисовкой губ — чувственность,возможно, наличие сексуальных проблем. Открытый рот без подрисовки губ и языка,особенно зачерненный (заштрихованный), — легкость возникновения страхов иопасений, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаевзащитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание.
Перья — тенденция ксамоукрашению, самооправданию и демонстративности, преобладание женских черт,склонность к гомосексуальному поведению.
Грива, шерсть, подобие прически- чувственность, подчеркивание своего пола, иногда ориентация на своюсексуальную роль.
Различного рода аксессуары (бантики,бижутерия, колокольчики) говорят о демонстративности, женственности, стремлениипонравиться, манерности.
Защита. При интерпретациирезультатов теста нужно обращать внимание на наличие или отсутствие выступов (типашипов, панциря, игл), прорисовки или затемнений линий контура. Это защита отокружающих:
а) острые шипы (углы, иглы) — агрессивнаязащита;
б) щиты, двойные линии — подозрительность,недоверчивость;
в) затемнение контурной линии,выступов — страх, тревога.
Направленность защиты:
а) вверх — против людей, реальноимеющих возможность наложить запрет, то есть против старших по возрасту,родителей, начальников, руководителей, лидеров;
б) вниз — против насмешек,непризнания, отсутствия авторитета у подчиненных, боязнь обсуждений;
в) в сторону — недифференцированнаяопасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка в различныхситуациях. То же самое — элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутриконтура, на самом корпусе животного;
г) в сторону вправо — защита впроцессе реальной деятельности;
д) в сторону влево — защитасвоих мнений, убеждений, вкусов.
Об агрессивности также говоритналичие орудий агрессии (оружия, рогов, шипов, клыков, когтей).
Опорная часть (ноги, лапы,постаменты) — ощущение стабильности или нестабильности. Рассматриваетсяосновательность этой части фигуры по отношению к размеру всей фигуры и к форме.
Солидная опора — основательность,удовлетворенность положением, обдуманность решений и рациональность ихпринятия, опора на существенную и значимую информацию.
В противном случае — поверхностностьсуждений, легкомысленность выводов, неудовлетворенность положением. Приотсутствии или почти отсутствии ног — иногда импульсивность принятия решений.
Однотипность,однонаправленность, повторяемость ног («сороконожка») — конформностьсуждений и установок, стандартность и банальность при принятии решений.
Разнообразные формы и положенияног — своеобразие установок и суждений, самостоятельность, нонконформизм,творческое начало в норме или инакомыслие (ближе к патологии).
Обратить внимание на характерсоединения ног под корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо,или не соединены совсем. Это характер контроля за своими рассуждениями,выводами, решениями.
Руки — коммуникативная сфераличности. Если они прорисованы, человек характеризуется как экстраверт. Еслируки не прорисованы, то существуют проблемы в сфере общения. Руки могутзамещаться крыльями.
Крылья — самораспространенностьчеловека с возможным ущемлением интересов других людей. Высокий энергетическийпотенциал, интерес к различным областям человеческой деятельности, уверенностьв себе, любознательность, «соучастие» как можно в большем количествемероприятий, завоевание себе «места под солнцем», увлеченность своейдеятельностью, смелость мероприятий.
Щупальца могут иметьфункциональное значение символа ног и рук (выясняется в беседе), потом даетсясоответствующая интерпретация.
Хвост — выражает отношениеклиента к действиям, поступкам, решениям, вербальной продукции (то есть к внутренними внешним формам деятельности). Если хвост направлен вправо — это отношение квнешним проявлениям (действиям, поступкам); влево — к внутренним (мыслям,решениям). Если хвост направлен вверх — отношение положительное; вниз — отрицательное.
Особое внимание следует обратитьна хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно напышные, длинные, разветвленные.
Для обследуемых данного типахарактерны активность, выносливость, умение вызывать доверие, общительность,находчивость в нестандартных и стрессовых ситуациях, готовность братьответственность на себя. Часто взрываются гневом, их агрессивность направленавовне, на окружающих людей или вещи; их протест всегда действенный (онипоступают, а не говорят). Побег из дому, противоправное поведение в группе,алкоголизация — все это обследуемый совершает в компании, где предпочитает бытьлидером.
Если обследуемый рисуетживотное, уподобляя его человеку (постановка животного в положениепрямохождения, представление его в человеческой одежде, похожесть морды налицо, ног и лап — на руки), то это свидетельствует об его инфантилизме,эмоциональной незрелости.
Общая характеристика обследуемыхданного типа: при неудачах обвиняют всех, но не себя; с готовностью обещают, ноникогда не держат слово. Их протест неосознан, просто они делают, как все (имеютсяв виду члены компании). Умеют не переутомляться и получать сильные и яркиевпечатления от жизни ежедневно. Доверчивы, преданны социуму.
Вмонтирование механическихчастей в живую ткань (постановка животного на постамент, тракторные илитанковые гусеницы, треножник, прикрепленный к голове винт, вмонтированные вглаза электролампы, в тело и конечности — рукоятки, клавиши, антенны) наблюдаетсяу шизоидных личностей.
Обычно изображенное несуществующееживотное такого же пола, как и обследуемый. По крайне мере это подразумевается.Если же это не так — у клиента возможны проблемы в сексуальной сфере. Дляуточнения пола животного можно задать вопрос, как размножается это животное илигде находятся его половые органы. Прорисовка детородных органов (половыхорганов, вымени, сосков, груди) говорит о сексуальных проблемах.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СУЩНОСТИНАРИСОВАННОГО.
Домашние животные. Выбордомашних животных для самопредставления свидетельствует о тенденции «приручить»свою жизненную энергию.
Собака — тенденция кзависимости, подчинению. Часто отождествляется на житейском уровне с верностьюи служением.
Кошка — потребность в тактильномконтакте, самоизоляции, предпочтение несловесного взаимодействия словесному.
Птицы в клетках и рыбы ваквариумах (или животные, похожие на них) — тенденция к подавлению сигналовсвоего тела, самоподавлению, стремление к подчинению себе своих жизненныхпроявлений, нередко присутствует самолюбование.
Корова и другие полезныеживотные, служащие источником питания, — отождествление себя с «кормильцем»или «кормилицей», стремление давать больше, чем получать, оставляяокружающих в роли должников (часто неосознанно).
Вьючное животное — негативноеотношение к персонажу («на мне все ездят»). Тенденция к обвинениюокружающих, маскирующая неспособность взять на себя ответственность за своюжизнь, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлениемпретензий. При позитивном отношении к персонажу — восприятие своих жизненных ителесных проявлений как источника энергии и силы.
Дикие животные. Их образы могутбыть выбраны по разным причинам.
Выбором конформного образа,например, голубя — «символа мира», обследуемый хочет выразить, что он- очень добрый человек. Можно предположить, что это свидетельствует об егоотказе от исследования проблем, связанных с собственными жизненнымипроявлениями.
Выбор презираемых, подземных иночных животных (мышей, крыс, червей, пауков и др.) — представление о жизненныхпроявлениях как средоточии всего негативного и отрицаемого в себе.
Опасные животные (скорпионы,волки и др.) символизируют угрозу для жизни человека, восприятие своихжизненных проявлений как непредсказуемых, угрожающих. Тенденция ксамоподавлению.
Животные, символизирующие силу,власть и особые способности (слоны, львы, орлы и др.), — восприятие своихжизненных проявлений как источника позитивной энергии, особых ресурсов и силы.
Животные — сказочные герои (клиентыиногда игнорируют инструкцию) интерпретируются в соответствии с ролью того илииного персонажа.
Стилизованные и фантастическиеживотные — персонажи книг и мультфильмов (Винни-Пух, Чебурашка, Микки-Маус и т.д.)- отказ от анализа своих проблем.
Изображения конкретных животных,принадлежащих человеку. Они интерпретируются в соответствии с темипотребностями человека, которые он удовлетворяет в контакте с данным животным. Следуетпомнить, что человек, заводящий домашнее животное, удовлетворяет в общении сним те потребности, которые не может, с его точки зрения, удовлетворить в контактес окружающими людьми.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНОГО.
Чебурашка — реальное — конкретностьмышления, ориентация на реальные проблемы.
Летучий кот — функциональное — прагматизм,реалистичность.
Хомосапиенслон — латинские (книжно-научные)элементы — демонстративность (разума, эрудиции), акцентированность на деталях.
Чертенок — иронично-шутливое,уменьшительно-ласкательное — соответствующее отношение к окружающему.
Картошка — банально-повторяющееся- инфантилизм.
Громоздилопаук — длинное — абстрактностьмышления, склонность к фантазированию.
Бозол — поверхностно-звуковое — легкомыслие.
3. Обработка данных по приложению №1
ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Испытуемый обижен.
СЕМАНЕСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Анализируем положение рисунка налисте. Рисунок расположен в центре листа — это символизирует норму (необходимопомнить, что норма — это понятие относительное).
ГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Идеомоторный аспект.
Прерывностей линий нет, степеньнажатия средняя. Наличие штриховых линий — тревожность.
Пространственно-символическийаспект.
Так как деталей на рисункедостаточно большое количество и направленность линий чаще всего снизу вверх, томожно сказать, что испытуемый не экономит энергию (ребенок находится всостоянии нормы).
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
Голова — центральнаясмысловая часть фигуры. Голова по отношению к остальному туловищу нарисованаравномерно.
Интерпретация направленностиголовы.
Положение фас (голова направленана рисующего) — эгоцентризм. Возможна прямота, бескомпромиссность как реакцияна внутреннюю незащищенность личности, обидчивость, склонность к нарушениюправил (предрасположенность к криминальному поведению).
Как правило, такие обследуемыесклонны к агрессивному поведению, к лидерству отрицательной направленности.
Интерпретация деталей.
Глаза — символ присущегочеловеку страха. Его наличие особенно подчеркивается резкой подрисовкой.
Ресницы — показатель истериодно-демонстративныхманер;
Заинтересованность в восхищенииокружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большогозначения. Прорисовка ресниц у испытуемых мужчин говорит о наличии у них женскихчерт. (Испытуемый чрезмерно болтлив) коммуникабельность и высокий уровеньинтеллекта создают немало трудностей для адаптации в социуме. Часто даннойгруппе клиентов присуща игровая форма поведения.
Уши — заинтересованностьв информации, значимость мнения окружающих о себе. Клиент может осуществлятьположительное влияние на группу. Испытуемый разумно оценивает получаемуюинформацию и легко входит в доверие к собеседникам.
Рот — открытый рот без подрисовкигуб и я зыка означает легкость возникновения страхов и опасений, недоверия.
Подобие прически — чувствительность, подчеркивание своего пола.
Защита. Языки пламениострые, направлены вверх — против людей, реально имеющих возможность наложитьзапрет (родители, учителя).
Опорная часть — ощущениестабильности. Испытуемый изобразил достаточно устойчивую опору — основательность, удовлетворенность положением. Однотипность,однонаправленность, повторяемость ног означает комфортность суждений иустановок, стандартность и банальность при принятии решения.
Крылья — самораспространенностьчеловека с возможным ущемлением интересов других людей. Высокий энергетическийпотенциал, интерес к различным областям человеческой деятельности, уверенностьв себе, любознательность, «соучастие» как можно в большем количествемероприятий, завоевание себе «места под солнцем», увлеченность своейдеятельностью, смелость мероприятий.
Хвост — выражаетотношение испытуемого к действиям, поступкам, решениям, вербальной продукции (тоесть к внутренним и внешним формам деятельности). Хвост направлен вверх — отношениеположительное.
Рисунок изображен такого же полачто и обследуемый (норма).
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СУЩНОСТИНАРИСОВАННОГО.
Домашние животные. Выбордомашних животных для самопредставления свидетельствует о тенденции «приручить»свою жизненную энергию.
Корова, служащие источникомпитания, — отождествление себя с «кормильцем» или «кормилицей»,стремление давать больше, чем получать, оставляя окружающих в роли должников (частонеосознанно).
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАЗВАНИЯЖИВОТНОГО.
Огненный конь — функциональное — прагматизм, реалистичность.
4. Проективная методика «Три дерева»
Ребенку предлагается нарисоватьна одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, азатем сравнить их с членами своей семьи
Сравнивая деревья с членамисемьи, дети обычно выбирают себя и родителей. Но иногда это может быть брат,сестра, бабушка, дедушка или любой другой человек, например, сосед.
В этом случае в последующейбеседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих «членовсемьи», а других вытеснил.
Конфликт в отношении сродителями или с одним из родителей может выражаться в том, что ребенок недоволен, как нарисовал одно из деревьев и зачеркивает его.
Если ребенок вопреки инструкциирисует только два дерева, это говорит о нарушениях взаимодействия в семье стретьим объектом — отцом, или даже о полном отсутствии триангуляторныхотношений.
Общий депрессивный фоннастроения и подавленность проявляются на рисунке в том, что нависли черныетучи и идет дождь. Заторможенность и инертность в протекании психическихпроцессов проявляются в том, что ребенок рисует очень медленно. На рисунке«замороженность» символизирует снег под деревьями.
Инструкция по проведениютеста «три дерева» предполагает, что в ходе предварительной беседеребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет,кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнатеживет.
После этого психолог проситребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, которыйрасполагается горизонтально, «любые три дерева».
Пока ребенок рисует, психолог,если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.
Когда рисунок готов, психологхвалит ребенка и его рисунок. Затем ребенок называет каждое дерево иподписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходитданному дереву.
Анализ рисунка включает в себяинтерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных егоэлементов, цвета надписи.
Известно, что цвет отражаетразличные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет можетодновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположныхпереживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов — какнаследуемых, так и формирующихся при жизни.
При этом на образование символаможет оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития,особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческомвозрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т.д.,вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.