Содержание: Введение…1.Профессионально-значимые ценности социальной работы их сущность и типологии… 5 2.характеристика личностных качеств социального работника ………17 Заключение… 27 Библиографический список…29 ВЕДЕНИЕ Социальная работа принадлежит к профессиям, которые возникли и утверждаются с целью удовлетворения насущных потребностей общества и его граждан. Она призвана создавать необходимые условия не только для социального обеспечения отдельных индивидов, гру
пп, обществ, но и для развития их возможности выстраивать свою жизнь, мобилизовывать внутренние ресурсы для преодоления жизненных кризисов. Современная практическая социальная работа развивается на основе научно обоснованных подходов, принципы которых начали формироваться в начале XX в и нуждается в надлежащей профессиональной подготовке. В общественной жизни большинства стран мира социальные работники играют важную роль в планировании, реализации, оценке и научном изучении социальны
х программ, рассчитанных в поддержку самых разнообразных групп населения. В своем развитии социальная работа будет приобретать сущностные признаки технологии содействия формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил человека. Эффективность социальной работы зависит не только от уровня подготовки специалиста, его знаний и опыта, но и от личностных характеристик, качеств, мировоззренческой сферы и жизненной позиции. Социальный работник должен произвести для себя определенную систему ценностей, котора
я должна согласовываться с сущностью и содержанием социальной работы, общественными нормами и традициями и тому подобное. Большинство клиентов считают, что лучше их поймет человек, который имеет профессиональный и жизненный опыт, умеет проняться чувствами собеседника. Социальный работник должен производить приятное впечатление своим внешним видом, старательностью в создании условий для улучшения самочувствия других людей. Ему придется вступать во взаимоотношения с представителями разных социальных групп и профессий, влиять на других. Поэтому он должен заботиться о позитивном отношении к нему, о том, чтобы быть понятным. На индивидуальное отношение к конкретному специалисту опосредствовано влияет общественный престиж профессии, то есть общественное мнение. Учитывая это в современном теоретическом обосновании социальной работы особенное место занимают вопросы, связанные с формированием позитивного имиджа социальной работы и образа, образца, модели социального работника. Наличие общепринятого образца дает возможность специалистам вос
принимать его как эталон, на который следует ориентироваться в ежедневной деятельности. Анализ актуальной социально-экономической ситуации в России позволяет утверждать, социальная работа принадлежит к тяжелым в физическом и психологическом плане профессиям, поскольку социальные работники имеют дело со сложными и грустными сторонами человеческой жизни. Такую работу сопровождает избыточная потеря психической энергии, которая вызывает усталость и эмоциональное истощение. Процесс социальной работы не всегда бывает успешным и резуль
тативным, работники испытывают неудачи, переживают разочарование, приобретают негативный опыт. При таких условиях наличие идеального образа ориентирует на тот высокий профессиональный уровень, достижение которого является целью настоящих специалистов 1. Профессионально-значимые ценности социальной работы, их сущность и типология Социальная работа является специфическим видом социальной деятельности, прямо или опосредованно охватывающим практически все стороны общественного бытия. Поэтому социальная рабо
та – одно из важнейших условий и одновременно средств развития и совершенствования человека и общества, реализации их устремленности к благу и достижения ими благополучия. Она требует от человека и общества готовности и обусловливает их оптимальную подготовленность к деятельности, направленной на трансформацию, совершенствование общественного и индивидуального бытия. Деятельность, как правило, не может осуществляться современным человеком только интуитивно, хаотично, инстинктивно, без заранее выработанного ориентира, плана, цели. Желая достигнуть нового состояния и качества объекта деятельности, человек всегда исходит из соображений предпочтительности этого нового. Следовательно, оно для него более значимо, представляет собой ценность. Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Ценности – это значимые для человека объекты или функциональн
ое значение объектов для человека. Через категорию ценности человек демонстрирует свое отношение к этим объектам. Человек познает свойства объектов внешнего мира в процессе удовлетворения своих потребностей и интересов, достижения поставленных целей. Познавая ценности, человек познает не столько сами объекты окружающего мира, сколько их значения для себя. Иначе говоря, цель познания ценности – не истина, а значение. Ценность – это то, что вообще не безразлично для человека, то, что играет определенную роль (положительную
или отрицательную) в его жизнедеятельности. Ценности возникают в процессе общественной практики, которая определяет как ценностный объект, так и субъект. Отсюда очевидна двойственная, объективно-субъективная природа ценности. Повседневная деятельность человека определяется не абстрактными мировоззренческими представлениями, а ориентацией на определенные ценности. Вследствие этого деятельность в целом может быть представлена как ценностная (аксиатическая или аксиологическая) по сути, поскольку ценности являются
неотъемлемой составляющей каждого из элементов и, следовательно, ценности являются неотъемлемой характеристикой процесса, который составляет основное содержание деятельности. Любая деятельность может быть представлена как деятельность по реализации социально и/или индивидуально значимых ценностей. Необходимость реализации ценностей и организации деятельности человек ощущает через потребность. Потребность может быть представлена как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо (объекте потребности), необходимом для его существования и развития, и выступающее непосредственным источником его активности. С этой точки зрения потребности человека являются регуляторами его поведения, мышления, чувств и воли. Совокупность важнейших для человека ценностей может быть представлена как его ценностные ориентации, которые являются важнейшим составным элементом внутренней структуры личности. Будучи сформированными и закрепленными социальным и профессиональным опытом индивида в процессе его становления и развития, они отг
раничивают значимое, существенное для личности от незначимого, несущественного. Еще одной важной характеристикой личности (группы) является наличие установки – фиксированной в социальном и профессиональном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать значимые объекты, а также готовности действовать определенным образом, ориентируясь на значимые (ценные) объекты. В установках в значительной мере фиксируется ценностно-нормативное отношение к объекту анализа и деятельно
сти. Изучением ценностей занимается аксиология (греч. axia – ценность, logos – учение, теория) – философское учение о ценностях. Это научная дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований бытия, задающих системность, направленность и мотивированность человеческих поступков, действий, отношений и всей жизни человека. Проблемами аккумуляции, анализа, классификации ценностей жизни и культуры в целом занимается общая теория ценности, которая шире, чем аксиология.
Но аксиология составляет ее философское ядро. С точки зрения аксиологии профессиональная деятельность, будучи неотъемлемой частью человеческой деятельности, вообще, в своей основе также содержит ценности и может быть представлена как деятельность, направленная на реализацию ценностей. Ценностные ориентации специалистов играют важнейшую роль не только в их личной профессиональной деятельности и деятельности совокупной профессиональной группы, но и в жизнедеятельности и развитии общества. Социальная работа, будучи определенным видом профессиональной социальной деятельности, имеет целый ряд специфических особенностей, детерминированных как внутренними, так и внешними факторами. Будучи одним из регуляторов жизнедеятельности общества и человека, она сама должна быть регулируемой. Она требует особой, дополнительной к нормативно-правовой, более жесткой и одновременно тонкой регламентации действий, отношений, поведения специалиста и предъявляет к его личности высокие требования. Этой системой регламентации
может быть только профессионально-этическая система. В системе социальной работы профессионально-этическая система, учитывающая специфику социальной работы, занимает особое место. Она не только играет роль одного из важнейших видов регламентации поведения, действий, отношений, личностно-нравственного облика специалистов и целых коллективов социальных работников, но и является структурообразующим и системообразующим началом в профессиональной социальной работе, важнейшим гарантом ее нормативного содержания и детерминантой гуманистиче
ского смысла. Значительное место в профессионально-этической системе занимает система профессионально значимых ценностей . Социальная работа в обществе организуется и проводится в связи с необходимостью реализации ценности человека, который объективно является (хотя и не всегда осознается) главной социально значимой ценностью. Ценностные основания социальной работы являются одной из важнейших детерминант сущности и содержания не только самой социальной работы, но и общественных отношений и общественного бытия. Реализация
ценностей социальной работы одновременно становится одним из важнейших факторов и условий социального прогресса. Социальная работа является особым, специфическим видом деятельности, основным смыслом, содержанием и целями которой является обеспечение баланса и реализации как социально, так и индивидуально значимых ценностей. Вместе с тем профессионально-этические (аксиологические) основания социальной работы являются одновременно одним из сущностных законов ее функционирования и развития, поскольку ценности имманентно представлены во всех ее элементах. Вследствие этого целесообразно говорить не только о системе ценностей, но и об аксиологии социальной работы — учении о ее профессионально значимых, научно обоснованных ценностях. Аксиология социальной работы в настоящее время находится в стадии развития. Система ценностей профессиональной социальной работы приходит во взаимодействие с ценностными системами других видов деятельности, в первую очередь профессиональной, а также с индивидуальными ценностными системами людей
, в той или иной мере причастных к социальной работе. Ценности профессиональной социальной работы организованы в определенную систему, функционирующую и развивающуюся в соответствии с законами существования и развития систем. Ее элементы сущностно связаны между собой, иерархизированы, каждая ценность занимает определенное место в системе и выполняет определенные функции. Система ценностей профессиональной социальной работы складывается под влиянием определенных факторов, ко
торые должны учитываться в профессиональной практике. Среди них важнейшими являются[23]: • идеальная иерархия этических ценностей профессиональной социальной работы, сформированная с учетом ее гуманистического смысла; • система ценностей современного российского общества, формирующаяся как совокупность различных компонент; • традиционные ценности российского народа, в первую очередь связанные с помощью и взаимопомощью; • система общечеловеческих ценностей; • индивидуальные иерархии цен
ностей специалистов, формирующиеся под влиянием их профессионального и жизненного опыта и имеющие сложную структуру; • ценностные ориентиры зарубежных специалистов социальной работы. Ценности современной профессиональной социальной работы имеют различную масштабность и значимость, в связи с чем они могут быть представлены как ценности различных уровней: 1. общечеловеческие — признаваемые большинством современного человечества и органично входящие в систему ценностей социальной работы; 2. социетальные — признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе и входящие в систему ценностей социальной работы; 3. профессиональные — имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности; 4. индивидуальные — ценности специалистов, их клиентов, других личностей, участвующих в социальной работе. Ценности высших уровней могут входить в системы ценностей прочих уровней. Среди общечеловеческих ценност
ей можно выделить такие: человек, его благополучие, права, жизнь, мир, свобода, равенство и т.п. На уровне общества, профессии, индивида эти ценности также могут признаваться, хотя быть иначе иерархизированными. Система профессионально значимых ценностей социальной работы помимо специфицированных вышеназванных ценностей включает в себя гуманистический смысл социальной работы, честь и достоинство личности, ее благополучие, пол и возраст, ресурсы общества, к которым личность может быть приобщена, профессиона
лизм специалистов и др. Индивидуальные системы ценностей могут быть различными, однако необходимо добиваться, чтобы иерархия высших ценностей специалистов в основном соответствовала иерархии этических ценностей социальной работы, поскольку именно специалист, реализуя в своей профессиональной деятельности определенные ценности, ответствен и за процесс деятельности, и за его результат. Иерархия важнейших этических ценностей в качестве терминальных включает в себя ценности человека и общест
ва. Эти ценности могут быть реализованы при посредстве ценностей — инструментов и средств, среди которых важнейшее место занимают свобода и защищенность, справедливость и равенство, труд и коллективизм. Признание и, главное — реализация в обществе этих ценностей могут означать наличие цивилизованно го общества и высокую степень гуманизации общественных отношений в нем. Иерархия высших этических ценностей в полной мере соответствует коренным, сущностным интересам человека и имеет гуманистический характер. Эти гуманистические ценности могут и должны быть присвоены каждым человеком с целью осознанного включения его в деятельность, направленную на реализацию этих ценностей. Названные ценности в системе профессиональной социальной работы приобретают специфическое и отчасти более узкое содержание по сравнению с ценностями, реализуемыми в социальной деятельности общества. Это обусловлено в первую очередь тем, что социальная работа является одним из направлений социальной деятельности общества; в ней не может быть отраж
ена ответственность за совокупную деятельность общества. Так, например, свобода в системе социальной работы первоначально выступает как свобода обращения личности в социальную службу за помощью или отказ от помощи, свобода выбора клиентом способов и методов разрешения его проблем и принятия решения о сроках, количестве и качестве его взаимодействия с социальной службой и конкретными специалистами. Свобода клиента может также выступать в форме добровольности принятия им решения об отказе от помощи на любом из этапов уже начат
ой деятельности. Свобода специалиста приобретает особенный характер в связи со спецификой его профессиональной деятельности: она основана на свободном выборе вида профессиональной деятельности, узаконенном статусе и полномочиях, знаниях и навыках социального работника. Она проявляется в самостоятельности и автономности, реализуемых в процессе выполнения им профессиональных обязанностей. Обеспечение защищенности человека в системе профессиональной социальной работы осуществляется всеми возможными механизмами и является одной из ее
важнейших целей. Социальная работа по своей сущности является деятельностью, направленной на восстановление социальной справедливости и социального равенства: благодаря усилиям специалиста клиенту становятся доступными многие блага и услуги, должности и положения, которые ранее были недостижимыми. Труд в системе профессиональной социальной работы может быть признан ценностью не только в связи с гуманистическим смыслом и результатами деятельности специалистов, но и в связи с тем, что социальная работа способствует более полноценному включению клиентов во все виды общественных отношений, в том числе в трудовые, посредством усиления или восстановления способности к труду и самообслуживанию. Ценность труда обусловливается также повышением способностей клиентов к самообслуживанию, которые развиваются или усиливаются в результате социальной работы. Коллективизм в профессиональной социальной работе проявляется в организации взаимодействия на основе партнерства работников социальных служб между собой, с клиентами,
их социальным окружением, а также представителями государственных и негосударственных служб и учреждений, привлекаемых специалистами для решения проблем клиентов. Особое значение имеет выделение специфических ценностей профессиональной социальной работы, реализация которых оказывает существенное влияние на ее эффективность. Специфические ценности социальной работы в меньшей степени имеют самостоятельное значение для общества как основного заказчика деятельности. Среди с
пецифических ценностей социальной работы следует в первую очередь выделить такие, как благо человека и общества, права и индивидуальность человека, гуманистический смысл деятельности, профессионализм, социальный статус человека, его возраст и пол и др. Социальный работник, помогая человеку в решении различных проблем, всегда должен исходить из соображений блага этого человека и блага общества. В этом заключается одна из специфических особенностей социальной работы: в отличие от обычной сервисной службы учреждение соц
иальной работы не может оказывать по просьбе клиента любые желаемые для него услуги, не заботясь при этом, принесет это человеку пользу или вред. Выполняя заказ общества, социальный работник не просто оказывает человеку комплекс услуг, он содействует нормализации жизнедеятельности и социального функционирования личности, по возможности ее полноценного включения в социальную жизнь. Права человека являются для социальной работы специфической профессиональной ценностью, поскольку без восстановления справедливости, равенства, способности к полноценной жизнедеятельности невозможна реализация ценности человека. Индивидуальность — это то, что отличает человека от других, а значит, делает его уникальным, ценным для общества. Уникальность человека представляет собой специфическую ценность и для социальной работы. Разрешение трудной жизненной ситуации или ее стабилизация на социально приемлемом уровне может способствовать развитию человеческой индивидуальности. Социальная работа обеспечивает человеку возможность сохранить свою индивидуа
льность (ее позитивную компоненту) в любой ситуации и содействует реализации этой ценности. Важнейшей специфической ценностью профессиональной социальной работы является ее гуманистический смысл. Социальная работа, даже если рассматривать ее только как помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, предстает как деятельность, исполненная гуманистического смысла. Однако, для того чтобы действительно принести человеку благо и оградить его от возможного ущерба, необх
одимо оказывать помощь, руководствуясь не только состраданием, но и определенными знаниями, опытом с учетом возможностей, условий и т.п. Необходимость и ценность профессионализма при оказании помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, обусловливаются следующим: • усложнение человеческого бытия требует от оказывающего помощь не только обыденных, но и специальных профессиональных знаний в области социологии, экономики, политики, права и др. и навыков в использовании этих знаний с тем, чтобы в конкретной социа
льно-экономической ситуации, используя ее особенности, принести благо нуждающемуся в помощи; • усложнение и развитие человеческой личности требует от помогающего учета психических ресурсов клиента, наличия и качества его социальных связей, его восприимчивости к разнообразным методам воздействия, а следовательно, необходимо обладать знаниями и навыками в области психологии и педагогики; • оказание помощи может быть малоэффективным в случае, если оказывающий помощь не обладает достоверной информацией (о действительном положении нуждающегося, его потребностях и проблемах, особенностях его личности, а также о реально существующих возможностях решения его проблем); • современное общественное устройство и нормативно-правовая база жизнедеятельности общества требуют, как правило, от личности, оказывающей помощь определенного статуса и связанных с ним узаконенных полномочий, а значит, и ответственности за результаты деятельности; • оказание помощи часто связано с необходимостью осуществления руководства личностью, оказавшейся в трудной жизненной
ситуации, а значит, индивид, оказывающий помощь, должен обладать определенными качествами и навыками лидера, уметь вызвать доверие к себе, вселить в человека уверенность в благоприятном исходе действий и т.п т.е. обладать некоторыми харизматическими данными и определенными нравственными качествами; • эффективность помощи человеку оказывается, как правило, выше в случае, когда оказывающий ее пользуется авторитетом у нуждающегося и обладает вполне определенной репутацией, поскольку это позволяет ему организовать отношен
ия доверия и сотрудничества; • наконец, личность, оказывающая помощь, должна обладать способностью к интеграции имеющихся у нее специальных знаний, опыта, формируя, таким образом, специфический, рациональный для данного вида деятельности стиль мышления, наиболее предпочтительный для данного конкретного вида деятельности и позволяющий ей видеть в этой деятельности общее, особенное и специфическое, целое и его отдельные детали. Таким образом, профессионализм в социальной работе может рассматриваться как специфич
еская профессиональная ценность, так как он детерминирует безопасность клиента и общества, повышение эффективности деятельности, ответственность специалиста. Социальный статус личности, складывающийся из ее экономического, профессионального, половозрастного, семейного и прочих статусов, может являться одним из предметов деятельности специалиста, поскольку трудная жизненная ситуация часто так или иначе связана со снижением одного или нескольких статусов. Восстановление или улучшение положения человека посредством воздействия, как на него, так и на среду его жизни обитания с целью восстановления его разнообразных социальных и индивидуальных функций, социально-ролевого репертуара способствует раскрытию творческого потенциала человека, а значит, может положительно сказаться на достижении им смысложизненых целей и тем самым содействовать реализации его ценности. Поэтому максимально высокий социальный статус личности является специфической ценностью профессиональной социальной работы. Пол и возраст личности являются ее естественными характе
ристиками и практически не поддаются коррекции. Однако вполне может быть скорректировано отношение самой личности и общества в целом к этим ее характеристикам. Таким образом, социальная работа может быть определена как особый вид социальной деятельности, направленной на формирование, осмысление и реализацию гуманистических общечеловеческих ценностей и идеалов с целью преобразования социальной реальности и создания такой социальной ситуации, в которой возможным станет достижение гуманистического идеала и подлинного бл
агополучия личности и общества, обеспечение их плодотворного сотрудничества и взаимодействия. Вследствие этого идеал социальной работы может рассматриваться как одна из ее высших профессиональных ценностей. 2. Характеристика личностных качеств социального работника Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность п
рактической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человека переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Поэтому роль личностных качеств социального работника, несомненно, велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Личностные качества социаль
ного работника, как правило, разделяют на несколько групп. Одна из них отражает психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность) и т.д. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность.
Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из социальных работников не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны. Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи.
Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности. Когда же дело касается специалиста социальной сферы, то при подборе кадров следует оценивать целостный образ личности, в формировании которой существенную роль играет, с одной стороны, опыт работы с людьми, а с другой — установки и ценностные ориентации кандидата. К другой группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Исследователи определяют и такую группу качеств, как коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и
др. Определение личностных качеств социального работника предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. В зарубежной психологической литературе существует множество теоретических "конструкций", направленных на то, чтобы субъект правильно выбрал профессию. Среди них теория Т. Парсонса, который считает, что для этого необходимо: ясное понимание "себя", своих способностей, интересов, стремлений, возможностей; знание требований и условий для достижения успеха; адекватное соот
несение первых двух факторов. Такое понимание выбора имеет ряд недостатков. Прежде всего он понимается как одномоментный акт, что предполагает упрощенное представление о человеке, отрыв его от конкретного процесса труда. В отечественной психологической литературе выбор профессии исследуется с позиций деятельностного подхода, разработанного в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и других исследователей, что предполагает анализ всех психических
явлений в деятельности субъекта. В профессиональном самоопределении важную роль играют не столько объективные факторы (семья, школа, группы сверстников), сколько субъективные. Одним из решающих субъективных факторов, определяющих выбор профессии, являются интересы личности. Как динамическая личностная тенденция интерес описывается рядом характеристик: содержание, широта, глубина, устойчивость. Собственно профессиональный интерес характеризуется большой интенсивностью внимания, волевых усилий, эмоциональных переживаний. На этом уровне субъект принимает решение превратить свое "хобби" в профессию. В формировании профессиональных планов важное место принадлежит способностям, которые следует учитывать при выборе профессии. Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности. Знания, умения и навыки социальной работы составляют фундамент педагогической культуры специалиста социальной сферы. К числу ее структурных элементов также относя
т психолого-педагогическую направленность личности, педагогические способности и мастерство, искусство делового общения и культуру служебного поведения. Предпосылкой для формирования педагогической культуры социального работника являются его педагогические способности. Их задатки считаются врожденными. Они проявляются в склонности человека работать с людьми, проявлять к ним интерес, терпение, выдержку и т.д. Но задатки еще не сами способности, а лишь анатомо-фи
зиологические особенности, лежащие в основе их развития. Как и всякие другие способности личности, они могут стать ее сформировавшимся качеством, если личность постоянно работает над ними. Педагогическая способность предполагает такую черту, как педагогическая наблюдательность. Она проявляется в умении дать характеристику объекту, выявить его сильные и слабые стороны, предположить реакцию клиента на оказываемое на него воздействие и т.д. Хорошо развитая педагогическая наблюдательность сильна в сочетании с даро
м педагогического предвидения. Точная диагностика состояния клиента — лишь изначальная сторона дела. Социальный работник должен видеть конечный результат, итоги предпринимаемых действий. Работая с человеком, он обязан предвидеть последствия своей деятельности и заранее прогнозировать их. Возникающие в социальной работе ситуации, как правило, неповторимы и требуют каждый раз нового, своеобразного подхода к их разрешению. Педагогические способности раскрываются при условии, если социальный работник досконально знаком с технологией осуществляемого воздействия и обладает необходимыми для этого знаниями. Без психолого-педагогической грамотности нет педагогического мастерства, включающего в себя педагогическую технику и педагогический такт. Эти понятия обозначают комплекс навыков и умений, необходимых для применения знаний педагогики и психологии в работе с людьми. Основной навык любого социального работника общего профиля — это интервьюирование. Этот навык предполагает знание того, как разговаривать с человеком,
имеющим ту или иную проблему, таким образом, чтобы он или она чувствовали себя в безопасности, чтобы могли раскрыться. Социальный работник должен уметь помочь клиенту, создав обстановку, способствующую доверию, получению необходимой информации. Понятие "клиент" может подразумевать не только одного человека, но и семью, группу, организацию, общину. Для социального работника важен и навык самообладания. В психологии этот навык рассматривается как по
казатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Самообладание не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учетом того, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо развивать в себе способность к самообладанию. Эти и другие навыки объединяются понятием "педагогическая техника". Эффективность ее применения будет гораздо выше, если она органически сливается с педагогическим тактом.
Это понятие рассматривается в педагогической литературе как соблюдение принципа меры в общении с людьми, чтобы педагогические средства воздействия при неумелом пользовании ими не перерастали в свою противоположность. Педагогический такт проявляется в способности чутко улавливать малейшие изменения в настроении и психологическом состоянии клиента. В жизни педагогический такт проявляется в самых разнообразных формах, но прежде всего — в вежливости, внимательности, доброжелательности, чуткости и т.д. У одних людей он вырабатывается быстрее, у других медленнее — в зависимости от уровня педагогической наблюдательности и предвидения, а также общей культуры и жизненной позиции личности. В процессе общения педагогический такт выступает в качестве регулятора как фундаментальных, так и межличностных взаимоотношений между людьми. Важнейший путь овладения педагогическим тактом — постоянный самоконтроль и самоанализ поведения в любых ситуациях. Все сказанное о наблюдательности, предвидении и педагогическом такте объединяется
в понятии "педагогическая культура", которым обозначается умение добиваться положительных результатов в работе с людьми с помощью педагогических средств и методов. Педагогическая культура является основой для общения. В социальной работе общение рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, содержанием которого является развитие и совершенствование межличностных отношений. Существует определенная этика в служебных отношениях, которая предъявляет четкие требования к методам работы
с человеком. Социальный работник обязан следить за такими "деталями", как тон в разговоре, уметь владеть собой в напряженных ситуациях, уважать мнение собеседника и т.д. Социальный работник должен всегда стремиться выразить свое отношение к случившемуся с клиентом: возмущение по поводу несправедливости, нечестности, хамства, удовлетворение и радость по поводу достигнутых успехов, беспокойство в связи с теми или иными затруднениями, сожаление, укор в связи с допущенными ошибками и т.д.
Эмоциональное сопереживание, живое участие, открытое выражение своего отношения к делу позволяют социальному работнику создавать благоприятную обстановку общения, в которой между участниками устанавливается действительное взаимопонимание, более четко фиксируются их намерения и запросы. Однако было бы неверно сводить культуру общения лишь к соблюдению правил приличия, речевого и поведенческого этикета, регулирующих межличностные отношения. Многому из этого человека учат с детства, и необходимое он усваивает в процессе социализации своей личности. Наряду с названными компонентами культура общения должна включать в себя культуру восприятия. Собеседник всегда желает, чтобы его не только слушали, но и слышали. Для этого мало говорить на одном с ним языке, схватывать подтекст отдельно сказанных им слов. Дополнительную информацию об отношении к теме разговора и позиции того, кого слушаешь, дают его жесты, манера держаться, выражение лица, реакция на заданные вопросы. Искусство чувствовать эти особенности
позволяет улавливать состояние людей и лучше понимать их. К числу обязательных качеств и умений социального работника относятся следующие: • эмпатийность; • психологическая компетентность; • деликатность и тактичность; • гуманность, милосердие; • организаторские и коммуникационные способности; • высокая духовная культура и нравственность; • социальный интеллект (умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей); • умение быть инте
ресным для окружающих и неформальным в работе с клиентом; • направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента; • стремление к постоянному повышению профессиональных знаний; • умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента; • честность и моральная чистота в профессиональных делах. Психологи выделили шесть групп наиболее важных профессиональных качеств социальных работников: 1. Профессиональная компетентность: высокий уровень образования и куль
туры, компетентность по широкому кругу значимых проблем. 2. Доброжелательное отношение к людям: доброта, любовь к людям, чуткость, чувство сострадания, желание помочь, симпатия к другим. Эмоционально-положительное отношение к людям во многом зависит от конкретного опыта этой личности, от истории ее взаимоотношений с людьми. Положительный или отрицательный опыт этих отношений однозначно формирует и соответствующую их систему. 3. Организаторско-коммуникативные способности: высокая коммуникабельность, общительность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, умение вызывать к себе доверие и поддержать их в трудную минуту. 4. Нервно-психическая выносливость: работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении целей. Значимость нервно-психической устойчивости в деятельности социального работника огромна, ведь им приходится сталкиваться с самыми различными людьми, иногда не самыми лучшими. 5. Отношение к себе: адекватность представлений о своей личности, умение решать собствен
ные проблемы, уверенность в собственных силах, уважение к себе (самооценка, самокритичность, идентификация и др.). Исследования показывают, что зачастую у неуверенных в себе людей возникает множество собственных проблем, решение которых требует больших усилий и больших затрат времени, и поэтому они вряд ли психологически способны и готовы к решению чужих проблем. 6. Высокий морально-этический уровень: бескорыстие, честность, порядочность, ответственность, высок
ая нравственность. Цель любой социальной работы состоит в том, чтобы помочь клиенту найти свое собственное решение проблемы. Социальный работник помогает человеку выговориться, снять напряжение, восстановить уверенность в себе и установить нормальные отношения с окружающими; разобраться в вопросах пенсии; помогает связаться со специальными консультантами, которые посоветуют, какую работу он может лучше выполнить, найти такую работу и проч. Коммуникативная культура составляет важный компонент профессиональной деят
ельности социального работника, отражает его статус как профессионала. Коммуникация в социальной практике опирается на различные механизмы, регулирующие поведение людей как участников социальных процессов, предполагающие наличие между ними вербальных и невербальных контактов, передачу, восприятие и интерпретацию информации. Профессионально-личностные качества наиболее активно формируются в рамках высшей профессиональной школы. Следовательно повышенное внимание должно уделяться именно профессиональному образованию и воспитанию. Заключение Таким образом, подытоживая все вышесказанное можно сделать следующие ключевые выводы: 1. Ценности в явном или опосредованном виде представлены в важнейших структурах личности. Они в качестве ценностных ориентации определяют предпочтения, задают важнейшие смысложизненные цели. Опосредуясь в установках, ценности определяют готовность личности действовать во имя достижения поставленных целей, а значит, важнейших ценностей. Система ценностей профессиональной социальной раб
оты определяет ее гуманистический смысл, уровень и качество ее влияния на эффективность деятельности. Ее элементы сущностно связаны между собой, иерархизированы, каждая ценность занимает определенное место в системе и выполняет определенные функции. Выделяют общечеловеческие, социатальные, профессиональные и индивидуальные уровни ценностей современной профессиональной социальной работы. Среди специфических ценностей социальной работы выделяют такие, как благо человека и общества, права и индиви
дуальность человека, гуманистический смысл деятельности, профессионализм, социальный статус человека, его возраст и пол и др. 2. Социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области. Здесь несомненно велика роль личностных качеств социального работника, которые как показало наше исследование разделяют на следующие группы: психологические требования к профессии (установки и ценностные ориентации, психологические процессы, психологические состояния,
эмоциональные и волевые проявления); психологические качества (самоконтроль, самооценка, самокритичность) стрессоустойчивые качества (физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями); коммуникабельность; эмпатичность; аттрактивность; красноречие. Социальный работник должен обладать навыками педагогической деятельности (педагогическая техника, педагогический такт, педагогическая наблюдательность) и профессиональными качествами (доброжелательность, профессиональная компетентность, организаторско-коммуникативные способности, нервно-психическая выносливость, отношение к себе, высокий морально-этический уровень). Библиографический список: 1. Большой психологический словарь [текст] / Под ред. Мещерякова Б.Г Зинченко В.П М.: Прайм-Еврознак, 2003 672 с. 2. Бордовская Н.В Реан А.А. Педагогика [текст]. Учебник для вузов – СПб: Питер,2000. 3. Бурлачук, Л.Ф Морозов С.М. Словарь – справочник
по психологической диагностике [текст] СПб.: Питер, 2002. – 680 с. 4. Галагузова, М.А. Профессиональная подготовка социальных работников [текст]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 93 с. 5. Дронов, С.В. Математические методы в психологии [текст]: учебное пособие Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 2001. – 250 с. 6. Дэкерс, Л. Мотивация. Теория и практика [текст]: расширенный курс /
Л. Дэкерс; пер. с англ. Д.Ю. Краличкин. – М.: Гросс Медиа, 2007. – 637 с. 7. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов [текст]. М: Эксмо, 2002. – 345 с.