Профессиональное консультирование как метод психологической помощи

Содержание
Введение
1. Развитие профессионального консультирования
2. Направления профессионального консультирования
3. Типы Профессионального консультирования
Заключение
Список использованных источников
 

Введение
Ситуациявыбора профессии характеризуется большой социальной и личностной значимостью нафоне низкого социального и профессионального опыта человека, выбирающегопрофессию, что приводит к затруднениям в выборе, стремлению получить совет. Всеего делает необходимым организацию специального вида помощи — консультированияпо выбору профессии и дальнейшую разработку его теоретического и методическогообеспечения.
Так жеизменение социально-экономической ситуации, развитие производства, изменения всфере образования требуют разработки новых подходов к подготовке молодежи ктруду и выбору профессии. Любое изменение социально-экономической ситуациисопровождается изменением характера, форм и направления движения трудовыхресурсов, что обусловливает усиление внимания к проблемам формирования ираспределения, трудовых ресурсов, процессу профессионального самоопределения.
Профессиональнаяконсультация это тип психологического консультирования (если за основу братьсферы приложения)
Психологическаяконсультация (консультация психолога) –это получение специальной информации в области психологии: о себе, о людях, овзаимоотношениях, о жизненных возможностях, перспективах и рисках выбора и т.п
Профессиональнаяконсультация — это метод психологическойпомощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональнойкарьеры, а также преодолении трудностей профессиональной жизни.
 

1. Развитие психологического профессиональногоконсультирования
Социально-экономическаяситуация в начале XX в. в развитых странах обусловила необходимость рациональногораспределения рабочей силы. Это способствовало становлению профконсультационнойслужбы в рамках профотбора. В 1920 — 30-е гг. в нашей стране, так же как в США,Англии, Германии, Швейцарии, Бельгии и других странах, развивались теория ипрактика профконсультационной работы.
В 1930-егг. в Чикаго создается первая консультативная служба в одной из крупнейшихэлектрических компаний США. Задача работающих в службе консультантов — помогатьработникам компании в решении их профессиональных проблем. К этому времени вРоссии уже существовало несколько психотехнических лабораторий, занимавшихсяпроблемами профотбора.
Американскийученый Ф.Парсонс разработал модель профконсультации, которая включала триэтапа: 1) изучение личности и психических особенностей претендента на профессию(работу или учебу); 2) изучение требований профессии к человеку; 3)сопоставление данных, полученных на предшествующих этапах, с целью выдачирекомендации о выборе профессии. В этой модели само консультирование какпроцесс диалога с клиентом, который американцы считают «чисто американским продуктом»,проводится лишь на третьем этапе, когда человек непосредственно выбираетпрофессию1.
Профконсультированиев США опиралось на концепцию врожденной профессиональной пригодности человека,и поэтому главное внимание уделялось диагностике. В 1920-е гг. широкоераспространение получили психотехнические тесты профессионального отбораГ.Мюнстерберга.
Отечественныеученые (А.П.Болтунов, Н.Д.Левитов, Н.А.Рыбников) сместили акцент впрофессиональном отборе с рабочего места на человека. Они считали важнейшейзадачей профконсультации нахождение оптимального соответствия междувозможностями человека и требованиями, предъявляемыми различными профессиями.
Большоевнимание в профконсультировании уделялось профдиагностике. Впрофконсультационной работе использовались следующие методы: тестирование,бланковые и аппаратурные методики, эксперименты на разных приборах, наблюдениеи анализ индивидуальных особенностей с последующими рекомендациями относительнопригодности или непригодности человека к выбранной им профессии. Преобладал неподбор подходящей для человека профессии с учетом его способностей, а подборчеловека к той или иной профессии. Подобная практика профконсультационнойработы была вызвана тем, что заказчиками профконсультационных услуг былиорганизации, стремившиеся решать свои проблемы поиска и подбора подходящихкадров для выполнения профессиональных функций. Тем самым нарушался принципгуманного отношения к личности, ценностью личности становилась степеньсоответствия ее индивидуальности определенному требуемому профессией стандарту.
ПослеПостановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях всистеме Наркомпроса» в России была прекращена всякого рода психотехническаядеятельность, а вместе с ней остановлены и работы в области профконсультации.
Состояниепрофконсультационной деятельности в нашей стране до конца 1950-х гг. можноохарактеризовать как застой. В середине 1960-х гг. большое внимание сталиуделять трудовому обучению и профориентации. В рамках возрождающейся психологиитруда вновь начали исследоваться проблемы профконсультирования.
Разнообразиетеоретических подходов к профконсультационной деятельности положило началопереходу от диагностического подхода в профконсультировании к концепциипрофессионального развития. В центр внимания все чаще ставились процессыцелостного развития личности, признавалась необходимость непрерывностипрофконсультационной деятельности, содействующей осознанию того, чтопрофессионализация проходит сквозь всю жизнь человека, а не сводится лишь квыбору профессии (К.М.Гуревич, Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, К.К.Платонов и др.).
Профессиональнаяконсультация в 1970 —80-е гг. развивается в рамках воспитательной концепциипрофориентации и является важным условием осуществления индивидуального подходак личности выбирающего профессию с учетом формирования его профессиональнойнаправленности. К сожалению, реальная практика в целом не обеспечиваладекларируемого профессионального развития личности. В начале 1980-х гг. всеострее ощущалось противоречие между теоретическими подходами, провозглашавшимиидею приоритета личности, и практикой профконсультации, ориентированной наобслуживание потребностей народного хозяйства в кадрах.
Несмотря нато что не сложилось единого определения сущности профессиональной консультации,большинство авторов признают важность оказания поддержки личности в еепрофессиональном становлении. Основная задача при этом заключается в выявлениивнутренних ресурсов личности и раскрытии путей осознания себя в процессепрофессионального самоопределения. В связи с этим усиливаются требования кпсихологической подготовке самих профконсультантов: от них требуются знания опсихологических возможностях, внутренних ресурсах личности, ее скрытомпотенциале, а также владение основами профессиоведения и профессиографии.
 
2. Основные направленияпрофконсультирования
Всеосновные направления профконсультационной работы можно разделить на две группы:
•профилактика профессионального становления личности, когда по мере возможноговозникновения проблем упреждающе готовят оптантов, обучаемых, молодыхспециалистов, профессионалов к преодолению трудностей профессиональногосамоопределения;
•оперативная помощь в решении ставшей актуальной проблемы, когда личностьиспытывает трудности, обусловленные неуверенностью, некомпетентностью,профессиональным банкротством, а также пассивностью и беспомощностью,внутренними препятствиями, мешающими выбрать профессиональное учебное заведениеили получить место работы и сохранить его за собой.
Наосновании анализа отечественной и зарубежной литературы можно условно выделитьследующие направления организации профконсультационной помощи:
1.Справочно-информационное направление предусматривает предоставление клиентамактуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику профессий, информациюо профессиональных учебных заведениях, состоянии рынка труда, вакантных рабочихместах и т.п. Распространение этой информации осуществляется путем изданиядоступных, эстетически оформленных, красочно иллюстрированныхрекламно-справочных пособий.
2.Организационно-управленческий подход подразумевает координациюпрофконсультационной работы между различными образовательными учреждениями,службами занятости, отделами развития персонала предприятий, общественнымиорганизациями.
В настоящеевремя профконсультационная работа ведется в школах, центрах профориентации,службах занятости, на предприятиях. Особо следует выделить деятельность разногорода рекламно-посреднических фирм, обещающих потенциальным клиентам завознаграждение прекрасное профессиональное будущее, материальное благополучие иуспех.
3.Адаптационное профконсулыпирование направлено на оказание помощи лицам,поступившим в профессиональное учебное заведение или устроившимся на работу.Вхождение в незнакомый коллектив, усвоение новой социальной роли и овладениеновой деятельностью порождают психическую напряженность и трудности.Действенную помощь в этих ситуациях могут оказать психологические службы вучреждениях и организациях.
4.Стимулирующее профконсулыпирование предусматривает оказание помощи лицам,переживающим профессиональную стагнацию, депрессию. Главным при этом являетсяформирование у клиента внутренней готовности к осознанному и самостоятельномупостроению, корректировке и реализации перспектив своего профессиональногоразвития, повышения квалификации, профессионального роста и карьеры. Важнообогатить представление личности о своих профессиональных возможностях,заложить уверенность в собственных силах и мотивировать профессиональноесамосовершенствование.
5.Коррекционное профконсулыпирование направлено на оказание помощи лицам,переживающим кризис профессионального становления, трудности в профессиональномобщении и сотрудничестве, конфликты. Проведение такого рода консультациитребует глубокого психологического анализа внутреннего мира клиента,использования психотерапевтических технологий, установления доверительныхотношений между психологом и клиентом.
6.Реабилитационное консультирование осуществляется для оказания помощи лицам,частично потерявшим трудоспособность, и инвалидам. Реализация этогонаправления, помимо владения психотехнологиями активизации потенциала личностии техникой психоанализа, требует наличия определенной правовой компетентности.Оказание морально-эмоциональной поддержки, формирование активной позиции, оптимизмаявляются важными составляющими этого вида консультирования.
7. Манипулятивноепрофконсулыпирование направлено на навязывание клиенту определеннойпрофессионально ориентированной услуги.
 
3.  Типы профконсультации
Профконсультациястала актуальной в начале двадцатого столетия, ее возникновение было связано спроблемами выбора профессии. Выбор профессии долгое время рассматривался какпоиск профессии, соответствующей психологическим характеристикам человека. Этотподход получил название диагностического. Профконсультация данного типасостоит из трех фаз:
1) изученияпсихических и личностных особенностей претендента на профессию(психодиагностическая фаза);
2)характеристики содержания труда, требований профессии и их описания впсихологических терминах (профессиографическая фаза);
3)сопоставления индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии ипринятия решения о пригодности человека (фаза принятия решения).
Основныенедостатки диагностирующей профконсультации :
•игнорируется изменчивость, динамичность мира профессий, вследствие чегочеловеку в течение профессиональной жизни, возможно, не раз придется менятьпрофессию;
• наличиеогромного числа профессий и специальностей негативно сказывается напрофессиографической компетентности психолога-консультанта;
• непринимается во внимание профессиональное развитие личности, изменение еенаправленности, компетентности и профессионально важных качеств;
•консультируемый исключается из процесса принятия жизненно важного для негорешения.
Решающеезначение в процессе принятия решения о выборе профессии имеют результатыдиагностики. Консультируемому отводится пассивная роль. Диагноз однозначноопределяет и прогноз будущей профессии.
Другойподход раскрывается в воспитательной концепции профконсультации. Сторонникиэтой концепции считают, что человека можно подготовить к выполнению любойпрофессии. Главное — правильно подобрать эффективные методы профессиональногообучения. Отсюда и содержание этого типа профконсультации — изучениеиндивидуально-психологических особенностей человека и организация оптимальногопрофессионального обучения.
Основнойнедостаток этого типа профконсультации — игнорирование психофизиологическихразличий людей. Успешность освоения ряда профессий, а также продуктивностьвыполнения деятельности определяются свойствами нервной системы,типологическими особенностями, и, конечно, такая оптимистическая трактовкапрофпригодность человека несостоятельна.
Многиенедостатки рассмотренных двух типов профконсультации исключает развивающая(активизирующая) консультация. Основное се содержание — активизация процессаформирования психологической готовности личности к профессиональномусамоопределению. Главный момент в этой профконсультации — перенесение акцента сакта выбора профессии или рекомендации по решению профессионально обусловленнойпроблемы на психологическую подготовку личности к определению своей позиции исамостоятельному принятию решения.
Важнымпринципом этого типа консультирования является сотрудничество психолога склиентом. Неприемлемы навязывание собственного мнения, директивныерекомендации, давление. Акцент делается на осознании консультируемым своейпроблемы, его самоопределении и выработке решения.
Длякомпетентного проведения консультации психолог должен разбираться в современноммире профессий, обладать фундаментальными знаниями в области общей идифференциальной психологии, владеть методами психодиагностики ипсихотехнологиями профконсультирования.

 
Заключение
профессиональноеконсультирование психологическая помощь
Профконсультациюэто процесс творческого взаимодействия консультанта и клиента, в результатекоторого человек осознанно подходит к формированию своего профессиональногоплана и определяет пути его реализации.
Профессиональнаяконсультация проводится с учетом физических и психологических индивидуальныхособенностей клиента, его общих и профессиональных интересов, склонностей испособностей, общего и специального образования и подготовки. При проведенииконсультации учитывают также потребности рынка труда, возможности трудоустройства,профессионального роста, условия труда и т.п. Психологический смыслконсультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшиепроблемы.
Профессиональноеконсультирование направлено на решение проблем, связанных с профессиональнымсамоопределением, выбором профессии и места работы, путей самореализацииличности в профессиональном труде, с профессиональной адаптацией ипрофессионализацией, прогнозированием карьеры, преодолением трудностей,кризисов и конфликтов, а также с профессиональной реабилитацией работников,частично утративших трудоспособность.

Списокиспользованных источников
 
1. КлимовЕ.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1986.
2. Коллекция рефератов Revolution revolution./psychology/00202377_0.html
3. ЧернявскаяА.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001.
4.  Э.Ф. Зеер «Психология профессий». bookw.narod.ru/part10.htm