Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы

Российскийхимико-технологический университет им. Д.И. Менделеева.
Институтпроблем устойчивого развития общества
Кафедрасоциологии
Предмет: Социальная работа
Вид работы:  Обзорная курсовая работа
Тема:
 
Профессиональноесамоопределение российской молодежи в 90ые годы.
 
 
 
 
Выполнил: Студентгруппы ПР-13 Запольский А.Э.
Проверил:Коршунова Н.Е.
Москва 2001 г.
Содержание:
Вступление: Почему я выбрал этутему?………………………………………3
Основная часть: Россия 90ых. Экономическиереформы и проблемы молодежи……………………………………………………………….…………….3
Проблемымолодежи России в эпоху реформ……………………………………4
Основныеценности и принципы жизни, смысложизненные ориентации молодежи России 90ыхкак основные факторы, влияющие на профессиональное самоопределение……………………………………………..12
Профессиональнаяориентация и занятость молодежи………………………..23
Заключение: Характеристикапрофессиональных ориентиров молодежи. Проблемы самоопределения исамоутверждения ……………………………….29
Список использованной литературы………………………………………31
Вводная часть: Почему я выбрал именно эту тему?
Я являюсь представителеммолодого поколения «новой России». Моя сознательная жизнь и начало становлениякак личности началось в начале 90ых годов, когда уже не существовало СССР, небыло пионерской организации, коммунистической партии и прочих атрибутовпрошлого. Родившись в Советском Союзе, к 7 годам я имел отдаленное и далеко неполное представление о недавнем прошлом своей Родины. Я, как и все моировесники, рос в новой стране с новыми условиями жизни, работы, учебы и пр. Яжил в условиях новой социальной реальности. Со страной произошли радикальныеизменения, но мне было очень трудно как-то серьезно осмыслить происходящее.
Сейчас, когда я достигвозраста когда я уже в какой-то степени могу анализировать общество, в которомя живу, его законы, обычаи, традиции, когда могу адекватно оценивать события,факты, процессы происходящие в нашем обществе сегодня, мне захотелось сравнитьсвои собственные взгляды относительно сегодняшней социальной реальности совзглядами таких же как и я молодых людей из разных возрастных и социальныхгрупп. Мне хочется узнать, чем мои взгляды отличаются от большинства, какиетенденции в развитии молодежного общества наблюдаются сейчас в России, какое будущееждет нашу страну, ведь молодое поколение и есть это будущее.
Основная часть: Россия 90ых. Экономические реформы и проблемы молодежи.
После развала СССР ипровозглашения независимости Российской Федерации в стране начались реформы,затронувшие все сферы жизни общества. Произошла радикальная смена политическогокурса страны: из  тоталитарногогосударства с доминирующей ролью коммунистической партии Россия превратилась вдемократическую президентскую республику. Была упразднена коммунистическаяидеология и были провозглашены принципы демократического государства: свободавыбора, идеологии, слова, вероисповедания, перемещения, была провозглашенаглавенствующая роль частной собственности, равноправие всех граждан страныперед законом, права человека. Все эти принципы были закреплены в новойКонституции РФ от 12 декабря 1993 года, гарантом которой стал Президент страны.От командно-плановой экономики страна перешла к рыночной, основанной на свободеторговли и предпринимательской деятельности и неприкосновенности частнойсобственности. Были упразднены такие общественные организации как Комсомол,пионерская организация и пр. Было разрешено частное образование.
Все эти изменения повлеклиза собой кардинальную ломку принципов, традиций, образа жизни, менталитета,мировоззрения и т.д. Подавляющее большинство населения оказалось не готово кэтому: многие остались без работы, так как новый рынок труда не нуждался в ихуслугах (структурная безработица), многие люди не смогли или не захотелиотказаться от старой идеологии и принять новые условия жизни. Экономическийкризис, начавшийся в 1992 году отбросил за черту бедности большинство населениястраны. Самыми незащищенными слоями населения оказались люди старшегопоколения, малообеспеченные, инвалиды и молодежь. О проблемах последнейсоциальной группы и частности о проблеме профессионального самоопределениямолодежи России и пойдет речь в данной работе.
Проблемы молодежи России в эпоху реформ.
«Судя очеловеке, должно принимать во внимание обстоятельства жизни, в которые онпоставлен судьбой» — В.Г. Белинский.
 
Главной проблемой молодежи в начале 90ых годов сталанеподготовленность к новым условиям жизни. Раньше проблемами молодежи:образованием, социализацией, профессиональным самоопределением занималосьгосударство, специальные молодежные организации, этому делу служила и основная,обязательная идеология. Теперь же у государства появились гораздо более важныедела, в стране стало катастрофически не хватать денег, молодежные организациибыли упразднены, обязательная идеология исчезла, и молодое поколение былоотправлено в «свободное плавание». В условиях экономического кризиса, когда всеслои населения нуждались в социально-экономической помощи, молодежь сама себяобразовывала и социализировала.
В связи с этим мне представляетсянеобходимым рассказать о некоторых социологических исследованиях, проведенных вРоссии в 90ые годы в разных регионах, которые наиболее полно освещают проблемуисследования. В первую очередь это исследования, проведенные Центром социологии молодежи ИСПИ РАН подруководством проф. В.И. Чупрова.Далее будут приведены данные этих исследований с комментариями авторов учебногопособия «Социология молодежи». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001. (Волков Ю.Г.,Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А.), в котором и былиопубликованы эти данные:
«… Данные свидетельствуют осохранении современной молодежью высокого трудового потенциала. ¾занятых в народном хозяйстве молодых людей получили профессиональноеобразование. Однако в условиях спада производства этот потенциал остаетсяневостребованным. 51.5% работающих молодых людей трудятся не в соответствии сих первоначальной специальностью (в 1990 их было 38%), а каждый третий вообщене имеет профессии. Все это сказывается на профессиональной социализациимолодежи. Подавляющее большинство (более 80%) молодых людей достигаютпрофессиональной зрелости и экономической состоятельности лишь к 30 годам, т.е.за пределами молодежного возраста. В конце 1994 удельный все тех, кто отличалсявысоким профессиональным статусом, сократился более чем в 1,5 раза по сравнениюс 1990. Не имели возможности повысить квалификацию 31,2%, увеличить реальную, ане индексированную заработную плату – 45,4%, продвинутся по службе – 48,2%респондентов. Хотя государственный сектор остается главным каналом социализациимолодежи в сфере труда, в нем наблюдается устойчивая тенденция сокращениямолодежной занятости. Если в 1990 г. в частном секторе работали менее 5%молодых людей, то теперь в нем занят каждый пятый, подрабатывает каждыйдесятый… Материальное положение молодых людей мало зависит от результатовтруда, уровня образования, квалификации. Определяющим является формасобственности… Разбалансированность доходов и уровня потребления ведет кдеформации интересов как в сфере потребления, так и в сфере труда. В одномслучае это ведет к снижению общественной эффективности труда, в другом — препятствует развитию личностного потенциала молодого поколения… Не менееопасным последствием подобной ситуации является уход молодежи из сферыматериального производства в сферу распределения и обращения. За последние 5лет численность молодых людей, вовлеченных в эту сферу, увеличиласьмногократно. Опасность видится не только в пагубных последствиях ухода молодойрабочей силы из основных отраслей производства, но и в моральных издержках.Почти 40% молодых людей одобрительно относятся к стремлению своих сверстников«делать деньги» любой ценой, даже в обход закона… Также молодые люди отдаютпредпочтение и другому пути: досуговое времяпрепровождение со случайнымзаработком или криминал… По сравнению с 1990 годом, количество тех, кто неработает и не учится, возросло более чем в два раза и приблизилось к 2,5 млн. чел.1За эти годы все болееощутимым препятствием для интеграции молодежи в сферу труда становитсябезработица. Только в 1995 г. вдвое увеличилось число зарегистрированных набирже труда молодых людей в возрасте до 29 лет (833 тыс. чел.). На начало1996г. 26% выпускников школ, ПТУ, техникумов и вузов не смогли найти работу.Особый размах приобрела «скрытая безработица», создающаяся за счет простоевпредприятий, вынужденных отпусков, сокращения рабочей недели.

И все же материальное положение являетсяглавным показателем жизни молодежи, индикатором ее настроений и источником  удовлетворенности или неудовлетворенности.Далее будут приведены данные различных опросов в разных регионах страны,которые имели целью выяснить материальное положение молодежи и ееудовлетворенность им. По данным исследования опубликованного в учебном пособии«Социология молодежи» см. выше (выборка неизвестна) оценили свое материальноеположение как удовлетворительное 54,6% опрошенных, плохое – 29,8%,благополучное – 11,3%. Как видно материальное благополучие далеко от запросов,но если смотреть в целом – оно удовлетворительное. Перспективы улучшенияблагосостояния оцениваются молодежью довольно пессимистично: вряд ли изменится– 64%, ухудшится – 9%, улучшится – 27%. Подавляющее большинство (73%) не видятперспектив его улучшения. Интересно также исследование относительноранжирования групп представителей профессий, которые считают свое материальноесостояние плохим: (табл.1)
Определенный интереспредставляют данные табл.2. Налицо устойчивая

Табл.2
тенденция к спаду жизненногоуровня молодежи, имущественной поляризации
населения. Происходитзначительное увеличение удельного веса низкостатусных групп.
По данным опроса студентов 3курсов 8 ВУЗов Екатеринбурга и Нижнего Тагила (N-994, выборка квотная,многоступенчатая), проведенного совместно кафедрамисоциологии УГТУ(Екатеринбург) и НГПИ(Нижний Тагил) и опубликованного вжурнале «Социс» №12. 2000, материальное положение студентов далеко отприемлемого:
1% — Благосостояние оченьхорошее, 11% — хорошее, 62% — среднее, плохое – 23%, очень плохое – 3%. Отсюдаследует, что очень бедных студентов в 3 раза больше чем очень богатых, и, чтопросто бедных студентов более чем в 2 раза больше чем просто богатых. Оценкиданные респондентами зависят от различных факторов:
–         Обучение в ВУЗе (да бесплатном) требует от семьи немалых затрат.
–         Сказывается меняющееся отношение молодежи к богатству и бедности –набирает силу ощущение: «бедным в наше время быть не удобно». Молодые зачастуюприукрашивают свое благосостояние.
–         Но у молодежи сохраняется острое ощущение социальнойнесправедливости  и неприятие социальногорасслоения общества.
Отдельно нужно сказать оположении молодежи в семьях, об их отношении к семейной и сексуальной жизни, оздоровье молодого поколения и его популяции.
Стремительное проникновениев Россию западного образа жизни, западных ценностей, развитие капитализма с егоиндивидуалистскими принципами и ценностями привело к обесцениванию у населения и, в особенности у молодежи, семейной жизни. Сейчас несчитается признаком благополучия и успеха иметь много детей или вообще иметь семью.Растет престиж эгоистического образа жизни, когда люди живут только ради себя ине спешат заводить семью и тем более детей. Среди молодого поколения девушекявляется престижным походить на западных женщин, беззаботных и независимых. Вто же время из-за падения культурного и нравственного уровня молодежи растетчисло внебрачных рождений, растет заболеваемость венерическими заболеваниями иСПИДом. Далее будут приведены некоторые статистические данные за последние 10лет:
В 1991 году семей ссобиравшихся родить одного ребенка было 57,1%, двух – 28,7, троих и более – 1,9%.В 1994 году из женщин 18-24 лет, неимевших на тот момент детей собирались родить ребенка 41%, 31% — двоих детей,3,4% — троих и более, не собирались иметь детей вообще – 24% опрошенных девушек.Из числа имевших одного ребенка не собирались рожать второго 76%, среди имевшихдвух детей, не собирались иметь третьего 96%.
По данным статистики впериод с 1992 по 1999 население России сократилось на 2,8 млн. чел.,естественная убыль составила 5 млн. чел. Согласно нейтральному прогнозу ООН к2050 году население России составит 121,3 млн. чел, по пессимистическомупрогнозу – 102,5 млн.чел[1]
Другие две острейшиепроблемы это насилие детей в семьях исостояние здоровье молодежи. По данным статистики ежегодно около 2 млн.детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% это кончаетсясмертью, для 2 тысяч – самоубийством. Более 50 тыс. детей ежегодно убегают изсемей, спасаясь от родительского насилия, 25 тыс. детей находятся в розыске.Растет число случаев сексуального насилия – инцестов. Чаще всего в ролинасильника выступает отец, отчим или другой мужчина обладающий властью. Накаждую жертву мужского пола приходится 10 женского.
Здоровье подрастающегопоколения, предопределяющее одновременно физическое состояние молодежи иявляющееся важным составным компонентом социального потенциала населения, имеетустойчивую тенденцию к ухудшению. За первые 6 лет после 1991 годазаболеваемость детей злокачественными новообразованиями увеличилась на 18%, олигофренией– на 24%, туберкулезом – в 1,7 раза. Число случаев заболевания сифилисомвыросло с 38 до 2626.
Динамика заболеваемостиподростков (на 100 тыс.)[2](Табл3)
1991
1992
1993
1994
1995
1996
Рост в %
57,80
60,90
67,00
66,80
71,00
70,00
21,00
Динамика возрастныхкоэффициентов смертности[3](Табл.4)
Возраст
Коэффициент смертности, промиллей
Рост в %

1990
1995
1996

15-19
1,1
1,5
1,6
145
20-24
1,7
2,7
2,6
153
25-29
2,1
3,4
3,2
153
30-34
2,7
4,6
4,1
152
Другая молодежная проблема лежит в нравственно-этической плоскости.По данным статистики доля рождений стимулирующих брак от общего числа рожденийсоставила 34%(г. Москва). Наиболее высокая доля таких браков – до 50% — отмечается в самых молодых возрастах (15-19 лет). Общая доля внебрачных рожденийв городе приближается к этой же цифре в сельской местности, традиционносчитавшейся первой по этому показателю. Очень сильно распространенынезарегестированные, так называемые «гражданские браки». По данным российскоймикропереписи 1994 г. без регистрации жили 6,5% мужчин и 6,7% женщин, считавшихсебя состоящими в браке.4 Квозрасту 25 лет, когда в западных странах сегодня фактически только начинаетсябрачно-репродуктивный цикл, россиянки уже на 60% реализовали свои планы вотношении детей и 80% всех женщин уже состояли в браке. Среди браков,заключенных до 20 лет, невеста бывает беременной более чем в половине случаев.
Для полноты раскрытия даннойпроблемы далее будут показаны данные исследований, проведенных кафедрами социологии УГТУ (Екатеринбург) и НГПИ (Нижний Тагил)и опубликованных в журнале «Социс» №12. 2000:
«… Наибольшие изменения всоциальном статусе студенчества связаны с семейным положением. Сократилосьчисло студентов, состоящих в браке (с 11% до 6%; у мужчин – с 6% до 4%, уженщин – с15% до 8%) и имеющих детей (с 4% до 3%). На эти перемены существенноповлияли изменения в половой морали молодежи и студенчества. Существенноизменилось отношение студентов к добрачным, брачным и внебрачным сексуальнымконтактам. У 2/3 первокурсников (среди юношей у 85%) существует установка – невступать в брак во время учебы, к 4ому курсу она сохраняется у 60%. Включив всостав анкеты графу «разведен», мы получили тревожное соотношениезарегистрированных и разведенных – 4:1 (у студентов мужчин даже 3:1)
Сказывается снижениевозрастного рубежа начала интимной жизни – к моменту поступления в ВУЗ не имеютинтимного опыта лишь 10-20% первокурсников… 43% мужчин и 36% женщин считаютвозможным жить в незарегистрированном браке…»
Анализ данных различныхопросов показывает, культурный, нравственный и этический уровень во всехсоциальных и возрастных группах упал одинаково, но в более привилегированномслое студентов ВУЗов процент внебрачных рождений, ранних браков резкоотличается от остальных групп. Это говорит о том, что у части молодежи ещесохранились нравственные устои, мало того, взгляды этой части молодежистановятся более рациональными и прагматическими, что будет способствоватьнормальному цивилизованному процессу воспроизводства населения.
Анализ данных статистики показывает,что плохое материальное положение молодежи, чувство апатии и безысходности,передающееся от родителей  детям, слабаяи неэффективная молодежная политика и система здравоохранения ведут кинтенсивной депопуляции молодого поколения и его культурной и нравственнойдеградации.
«Социология молодежи»продолжение: «…Государство, не находя применения высокому образовательномупотенциалу молодых людей, не обеспечивая нормальные возможности им самимзарабатывать на достойную жизнь, поставило большинство из них на граньбедности, плодит маргиналов, что ведет к дезинтеграции общества. При этом,поощряя распространение самых дорогостоящих в мире развлечений и делаянедоступными для большинства молодых людей учреждения высокой культуры, ононеизбежно толкает их в криминальные структуры. К сожалению, вектор социализациимолодежи все больше направляется в эту сторону. Половину всех преступлений встране совершают молодые люди от 14 до 30 лет. Наиболее криминальная часть этойвозрастной группы – подростки 16-17 лет. В 1995 г. органами МВД выявлено 208,1 тыс. челнесовершеннолетних, совершивших преступления, из них половина не учитсяи не работает.»
Целесообразно было быпоказать статистику МВД РФ в более развернутом формате, а также показать точкузрения работников правоохранительных органов на эту проблему. Далее будетвыборочно представлена статистика по молодежной преступности в Москве МВД РФ с комментариями к. ю. н.,полковника милиции Гладких В.И., опубликованнаяв журнале «Симптом» №11(47)1996:
«…В условиях массовоймиграции и низкой интегрированности в городской жизни приводит к ростусоциальной напряженности. Последнее особенно остро проявляется в агрессивностиповедения подростков и молодежи, в увеличении числа молодежных групп, которыеориентированы на протест против существующего образа жизни. Эти группы вопределенной мере создают свою систему ценностей, в том числе противостоящихтрадициям семейной жизни.
Анализ показывает, что почтиполовина всех лиц, привлеченных за совершение преступлений, — это молодежь ввозрасте от18 до 30 лет. И их доля постоянно растет. Если в 1991 году онасоставляла в структуре всех лиц, привлеченных к уголовной ответственности вМоскве, 42,5%, то в 1993 – 48%. При этом доля лиц старше 30 лет увеличиласьлишь на 1,2%. «Омоложение» преступности произошло за счет лиц в возрасте от 18до 24 лет.
Каждое 9-10 преступлениесовершается учащимся. Более половины учатся в ПТУ, студенты ВУЗов – 1,1%.
…Весьма значимым показателемнеблагополучия общей криминологической ситуации в Москве надо признатьопережающий рост преступности несовершеннолетних (при относительно низком общемудельном весе). Число преступлений, совершенных подростками, с 1988 по 1994годы выросло на 33,6%, а если сравнивать с 1981 годом, то более чем в 2 раза.
… Поскольку ростпреступности несовершеннолетних в Москве происходит параллельно с общим ростомпреступности, можно говорить об общем комплексе причинно-следственныхобстоятельств данного явления, главным компонентом которого следует считатькоренную реконструкцию всех политических и социально-экономических отношений вобществе.
Формирование нынешнегопоколения 14-17-летних подростков пришлось на вторую половину 80ых начало 90ыхгодов – годы перестройки, ознаменовавшиеся ломкой не только политических иэкономических основ общества «развитого социализма», но и разрушением ряданравственных устоев, переоценкой многих основополагающих принципов и критериевжизни, провозглашением большой свободы в выборе мировоззрения и форм поведения.
…Немалую роль в воспитаниимолодежи сыграл буквально хлынувший на экраны кино и телевизоров, газет ижурналов поток информации, пропагандирующей насилие, свободу половых связей,меркантилизм – все, что в сознании подростков ассоциировалось с западнымобразом жизни.
…На предупреждение правонарушенийсо стороны несовершеннолетних и молодежи большое воздействие оказываеторганизация свободного времени… Билеты на культурно-зрелищные мероприятия из-заих высокой цены стали недоступными малоимущим. Помещения, где ранеерасполагались и бесплатно работали кружки и секции, отданы коммерческимструктурам. А те кружки, которые еще функционируют стали платными и недоступныбольшинству подростков и их родителям. Поэтому не случайно любимыми местамивремяпрепровождения стали чердаки, подвалы, где подростки предоставлены самисебе.»
Интересны  данные микроисследования  ЖигаловаА.Н.  МГУЭСИ, проведенного им средистаршеклассников двух московских школ (предполагаемая выборка — ~160-200 чел.).
По этим данным 51,2% старшеклассников не удовлетворенытем, как организован их досуг. Для 30,9% — это нехватка свободноговремени. Для 8,3% — денег. Для 5,9% — отсутствие учреждений культуры. Для 1,2%- влияние родителей. Также были получены следующие результаты:
54,8% — проводят досуг на уличной «тусовке».
3,6% — в подвалах и чердаках
7% — употребляют наркотики
14% — нуждаются в приработке
Более половины опрошенных респондентов не имеютдостаточных средств для собственных нужд.
Досуг имеет доминирующее значение для 10%опрошенных. Учеба является доминирующей для 39,3%, учебы и досуг равнозначныдля 47,6%, затруднились с ответом 3,1%
Продолжение: Ю.Г. Волков,В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария, И.П. Савченко, В.А. Шаповалов. Социологиямолодежи. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2001 // Социализация молодежи: данныеисследований.: «…Ослаблениемотиваций труда происходит одновременно с усилением досуговых ценностей вмолодежной среде… В условиях неразвитой экономики и кризиса производствапротивоположность трудовых и досуговых ценностей в сознании молодого поколениябудет обостряться, принимая извращенные формы, поскольку не уравновешиваетсядругими составляющими мотивации, среди которых соответствующая этика труда иприверженность закону.
Нарушение связей междуразличными сферами жизни молодежи (трудом, потреблением, досугом) отразилось нетолько на ее социальном положении, но и в структуре сознания. Это привело квозникновению нескольких параллельных, нередко противоположных друг другусистем ценностей. В сфере труда заметно усилилась инструментальная ориентация.Отношение к труду как к средству достижения других целей или вынужденнойнеобходимости характерно для 51,2% молодых людей и является важным условиеминтеграции молодежи в рыночные структуры… Лишь 13% респондентов отвечают, чтостали бы работать, если бы имели достаточно средств для комфортногосуществования. В 1990 году такое мнение высказывали 21,5% респондентов. Этозначит, что и без того невысокий уровень этических ориентаций в труде молодыхроссиян продолжает снижаться. Для сравнения отметим, что в США в 1998 годутакже ответили 85% опрошенных1…
…Причины многих явлений ипроблем в молодежной среде видятся  впротиворечии, вызванном несоответствием мотивационных структур в сферах труда ипотребления. Высокая неудовлетворенность материальным положением конфликтует всознании молодежи с низким уровнем потребности в труде. Особенно рельефно этопроявляется в гос. секторе…
… Данные исследованийуказывают на существование в молодежном сознании противоположных тенденцийсоциализации. Первая (пока преобладающая) несет в себе все те позитивныежизненные ориентации, которые так важны для любого общества и которых оно ждетот молодой смены. Среди этих ориентаций стремление продуктивно и честнотрудиться, интерес к знаниям, ценность бескорыстной дружбы. Но набирает силудругая тенденция, связанная с потребительством и развлечениями, где для ихдостижения годятся любые методы.
Характеризуя поколение 80ых,мы говорили об инфантилизме, незрелости, полной зависимости молодежи отвзрослых. За прошедшие годы молодежь заметно «повзрослела» в социальном плане.Изменилось представление молодых людей о критериях зрелости. Хотя оценкиформальных признаков «взрослости» в самосознании молодежи (возраст, получениепаспорта, окончание учебного заведения) остались неизменными, сегодня юноши идевушки в качестве вех социальной зрелости стали в 3 раза чаще называть первуюзаработную плату и в 2 раза чаще – создание собственной семьи, т.е. современнаямолодежь свое представление о «взрослости» больше связывает ссоциально-ролевыми изменениями, прежде всего с началом трудовой деятельности иобретением экономической самостоятельности…
В условиях рынка ролевыесистемы, сопутствующие социализации молодежи, значительно усложнились. Молодыелюди сегодня имеют более разветвленную ролевую структуру, вынуждены выполнятьодновременно несколько различных, часто противоположных по своему характеруролей. Процесс социализации ускоряется, накапливается социальный опыт.  Все это основные признаки зрелости, которыеявляются основополагающими для определения характера межпоколенных отношений.»
Проанализировавстатистические данные, данные социологических исследований, мнения специалистови общую социально-экономическую ситуацию в стране, можно сделать вывод, чтомолодежное общество находится в кризисе, как в духовном плане, так и в материальном.Причин столь неутешительной ситуации довольно много. Во-первых, этоневостребованность в молодежной рабочей силе, незаинтерисованность государствав подготовке кадров, неэффективная молодежная политика государства. Во-вторых,это отсутствие  каких-либо молодежныхорганизаций общенационального масштаба, которые бы занимались проблемамимолодежи, организацией досуга молодого поколения, просвещением и социализацией.Из-за невнимания общества к проблемам молодежи постоянно растет молодежнаяпреступность, в рамках молодежного общества стираются нравственные и моральныеграницы, забываются традиции, развиваются псевдокультуры, девиантное поведение(наркомания, алкоголизм, беспорядочные половые связи, нарушение закона, суицид)постепенно становится нормой жизни. Налицо тенденция к деградации молодежногообщества.
Но все это еще толькотенденция. Далеко не большинство представителей молодого поколения потеряны дляобщества или не приносят ему пользы. Сейчас, когда возросла личнаяответственность за свою судьбу, личная инициатива приветствуется, существуетсвобода выбора, молодые люди более серьезно подходят к выбору будущего. Этостимулирует молодых людей к получению наилучшего образования, сохранениюздоровья, это развивает в них чувство ответственности, как перед собой, так иперед обществом, это стимулирует нормальную социальную и политическуюсоциализацию. Но какими бы оптимистическими ни были прогнозы и какими быположительными ни были тенденции проблем еще слишком много и они нуждаются врешении, причем заинтересованность в их решении должна быть у государства, ведьмолодежь – это наше будущее.
Основные ценности и принципы жизни,смысложизненные ориентации молодежи России 90ых как основныефакторы, влияющие на профессиональное самоопределение.
В прошлой части былирассмотрены социальные, экономические, культурные и политические условия, вкоторых живет и развивается молодежь в России в 90ые годы, проблемы молодогопоколения. Каким изменениям подверглось наше общество в последние годы и какэто отразилось на молодежной жизни и культуре. В этой части будут рассмотренынекоторые основные принципы и ценности, которых придерживается молодоепоколение, прямо зависящие от социально-экономических условий, которые диктуетим новое время. Это является необходимым для полного раскрытия темы опрофессиональном самоопределении молодежи, так как выбор сферы, хара